Научная статья на тему 'Оценка туристского потенциала и результаты маркетингового анализа существующих и предполагаемых туристских маршрутов'

Оценка туристского потенциала и результаты маркетингового анализа существующих и предполагаемых туристских маршрутов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
140
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Морозов В. А.

Анализ состояния туристской инфраструктуры, который выполняется перед разработкой региональных целевых программ, чаще всего не учитывает целей поездок путешественников. Это затрудняет фактическую оценку уровня потребляемых услуг и негативно отражается на формировании рационального набора предлагаемого туристского продукта в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка туристского потенциала и результаты маркетингового анализа существующих и предполагаемых туристских маршрутов»

ходячие деньги

оценка туристского потенциала и результаты маркетингового анализа существующих

и предполагаемых туристских маршрутов

_Анализ состояния туристской инфраструктуры, который выполняется перед разработкой региональных целевых программ, чаще всего не учитывает целей

_поездок путешественников. Это затрудняет фактическую оценку уровня

потребляемых услуг и негативно отражается на формировании рационального набора предлагаемого туристского продукта в будущем.

Наиболее ярким и, как сегодня говорят, «продвинутым» примером, отражающим рекреационно-географический подход,

_ по нашему мнению, следует считать региональ-

_ ную программу «Золотое кольцо России». Она

_ разработана учеными Национальной Академии

_ Туризма, специалистами Российского НИИ

_ культурного и природного наследия, Московского центра содействия развитию туризма, ГАО «Москва», ВАО «ИНТУРИСТ» и другими спе-

_ циализированными организациями1.

_ В этой программе обобщен многолетний опыт

_ регионального планирования в сфере туризма

_ по эффективному использованию природного

_ и культурного наследия в исторических рос_ сийских городах и территориальных образова-

_ ниях, расположенных в Московской, Ярослав_ ской, Костромской, Ивановской и Владимирской областях. Впоследствии он был распространен и на другие туристские регионы, в том

_ числе при разработке таких программ как «Зо-

_ лотое кольцо Москвы», «Большие Сочи» и т.п.

_ В основу разработки указанных программ положена комплексная оценка туристского потенциала и результаты маркетингового анализа существующих и предполагаемых туристских марш-Морозов В. А. рутов, что позволяет развивать познавательный, канд. экон. наук прежде всего, культурно-исторический туризм2.

Проведенный анализ позволил:

российское предпринимательство

- сформулировать рекреационную характеристику туристского региона по географическим, демографическим, социально-экономическим параметрам, в том числе по объектам туристского обслуживания: размещению, питанию, торговле, транспорту, досугу;

- определить ниши на национальном и международном рынках, где могут предлагаться туристские услуги,

- выявить виды туризма, способные обеспечить рентабельность, зоны, где туризм способен стать приоритетной сферой хозяйства;

- выстроить соответствующую типологию инфраструктуры туризма и туристских объектов по признакам их вместимости и классности. По результатам анализа можно будет

- наметить этапы формирования новой структуры туристического бизнеса;

- наметить ориентиры деловой стратегии;

- определить ожидаемый экономический и социальный эффект.

- спрогнозировать уровень потребностей в рабочих местах по профессиям и квалификациям,

- определить наиболее важные организационно-управленческие аспекты хозяйственной деятельности и маркетинговых мероприятий по продвижению туристского продукта. Рекреационно-географический подход к разработке региональных программ туризма позволил накопить положительный опыт в вопросах определения допустимых нагрузок на природные и культурные комплексы, установления зависимости инфраструктуры от функционального типа туристской дестинации, исчисления социально-экономической эффективности и т.п. Рекреационно-экономическое обоснование туристских маршрутов создает базу для разработки инвестиционной программы. Однако данный подход, как представляется, наиболее приемлем для регионов с развитой инфраструктурой туризма и уже известным на рынке туристским продуктом. Это позволяет даже при минимальных маркетинговых усилиях иметь стабильный приток туристов и экскурсантов, ориентированных на ознакомление с культурно-историческими достопримечательностями России.

наиболее ярким

примером,

отражающим

рекреационно-

географический

подход следует

считать

региональную

программу

«Золотое кольцо

России»

1 Сборник материалов по туризму и экскурсиям по объектам Золотого кольца России и Золотого кольца Москвы. - М: МЦСРТ, 2003, кн. 1-П.

2 Путрик Ю.С., Жадовская СВ. Опыт и проблемы методического обеспечения разработки региональных программ развития туризма. Труды Академии Туризма. - «Невский фонд», 2003. С. 30-31.

_маркетинг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.