ходячие деньги
оценка туристского потенциала и результаты маркетингового анализа существующих
и предполагаемых туристских маршрутов
_Анализ состояния туристской инфраструктуры, который выполняется перед разработкой региональных целевых программ, чаще всего не учитывает целей
_поездок путешественников. Это затрудняет фактическую оценку уровня
потребляемых услуг и негативно отражается на формировании рационального набора предлагаемого туристского продукта в будущем.
Наиболее ярким и, как сегодня говорят, «продвинутым» примером, отражающим рекреационно-географический подход,
_ по нашему мнению, следует считать региональ-
_ ную программу «Золотое кольцо России». Она
_ разработана учеными Национальной Академии
_ Туризма, специалистами Российского НИИ
_ культурного и природного наследия, Московского центра содействия развитию туризма, ГАО «Москва», ВАО «ИНТУРИСТ» и другими спе-
_ циализированными организациями1.
_ В этой программе обобщен многолетний опыт
_ регионального планирования в сфере туризма
_ по эффективному использованию природного
_ и культурного наследия в исторических рос_ сийских городах и территориальных образова-
_ ниях, расположенных в Московской, Ярослав_ ской, Костромской, Ивановской и Владимирской областях. Впоследствии он был распространен и на другие туристские регионы, в том
_ числе при разработке таких программ как «Зо-
_ лотое кольцо Москвы», «Большие Сочи» и т.п.
_ В основу разработки указанных программ положена комплексная оценка туристского потенциала и результаты маркетингового анализа существующих и предполагаемых туристских марш-Морозов В. А. рутов, что позволяет развивать познавательный, канд. экон. наук прежде всего, культурно-исторический туризм2.
Проведенный анализ позволил:
российское предпринимательство
- сформулировать рекреационную характеристику туристского региона по географическим, демографическим, социально-экономическим параметрам, в том числе по объектам туристского обслуживания: размещению, питанию, торговле, транспорту, досугу;
- определить ниши на национальном и международном рынках, где могут предлагаться туристские услуги,
- выявить виды туризма, способные обеспечить рентабельность, зоны, где туризм способен стать приоритетной сферой хозяйства;
- выстроить соответствующую типологию инфраструктуры туризма и туристских объектов по признакам их вместимости и классности. По результатам анализа можно будет
- наметить этапы формирования новой структуры туристического бизнеса;
- наметить ориентиры деловой стратегии;
- определить ожидаемый экономический и социальный эффект.
- спрогнозировать уровень потребностей в рабочих местах по профессиям и квалификациям,
- определить наиболее важные организационно-управленческие аспекты хозяйственной деятельности и маркетинговых мероприятий по продвижению туристского продукта. Рекреационно-географический подход к разработке региональных программ туризма позволил накопить положительный опыт в вопросах определения допустимых нагрузок на природные и культурные комплексы, установления зависимости инфраструктуры от функционального типа туристской дестинации, исчисления социально-экономической эффективности и т.п. Рекреационно-экономическое обоснование туристских маршрутов создает базу для разработки инвестиционной программы. Однако данный подход, как представляется, наиболее приемлем для регионов с развитой инфраструктурой туризма и уже известным на рынке туристским продуктом. Это позволяет даже при минимальных маркетинговых усилиях иметь стабильный приток туристов и экскурсантов, ориентированных на ознакомление с культурно-историческими достопримечательностями России.
наиболее ярким
примером,
отражающим
рекреационно-
географический
подход следует
считать
региональную
программу
«Золотое кольцо
России»
1 Сборник материалов по туризму и экскурсиям по объектам Золотого кольца России и Золотого кольца Москвы. - М: МЦСРТ, 2003, кн. 1-П.
2 Путрик Ю.С., Жадовская СВ. Опыт и проблемы методического обеспечения разработки региональных программ развития туризма. Труды Академии Туризма. - «Невский фонд», 2003. С. 30-31.
_маркетинг