Научная статья на тему 'Зонирование территории для инвестиций в туристскую отрасль (на примере Пермского края)'

Зонирование территории для инвестиций в туристскую отрасль (на примере Пермского края) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
622
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЗОНИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ПЕРМСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Зырянов Александр Иванович, Мышлявцева Светлана Эдуардовна, Резвых Владимир Владимирович

Рассматриваются подходы к проведению инвестиционного зонирования Пермского края для определения последовательности вовлечения различных территорий в туристско-рекреационные проекты. Обосновывается механизм оценки приоритетности создаваемых туристских проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Зырянов Александр Иванович, Мышлявцева Светлана Эдуардовна, Резвых Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зонирование территории для инвестиций в туристскую отрасль (на примере Пермского края)»

УДК 911.372.6 (470.53/531)

А.И. Зырянов, С.Э. Мышлявцева, В.В. Резвых

ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ТУРИСТСКУЮ ОТРАСЛЬ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)

A.I. Z Y R Y A N O V, S. E. MYSHLYAVTSEVA, V. V. R E Z V U H TERRITORY ZONE DEVISION FOR THE TOURIST BRANCH INVESTMENTS (PERM

REGION AS AN EXAMPLE)

Пермский государственный университет, 614990 г. Пермь, ул. Букирева, 15, e-mail: [email protected]

Рассматриваются подходы к проведению инвестиционного зонирования Пермского края для определения последовательности вовлечения различных территорий в туристско -рекреационные проекты. Обосновывается механизм оценки приоритетности создаваемых туристских проектов.

К л ю ч е в ы е с л о в а: туризм; зонирование; инвестиционный проект; Пермский край.

Программы развития туризма в регионах РФ предполагают совместное финансирование их государством и бизнесом. При этом обычно на бюджетные средства планируется осуществить улучшение транспортной и другой инфраструктуры, а в сами туристско-рекреационные проекты предполагается вкладывать средства частных инвесторов. Сложной географической задачей является поиск оснований, позволяющих определить последовательность вовлечения в туристско-рекреационные проекты территорий региона. Приоритетность инвестиций в туристскую отрасль в территориальном аспекте вытекает из нескольких основных предпосылок. Среди них различия в туристском ресурсном потенциале, особенности общей и туристской топологии региона,

маршрутный туристский каркас и транспортная доступность краевого центра. Анализ этих предпосылок лег в основу географического зонирования Пермского края, которое демонстрирует вариант перспективной территориальной последовательности туристских инвестиций.

Интегральная оценка ресурсного туристского потенциала территории - сложная задача, не имеющая единой общепризнанной методики. Кафедрой туризма Пермского государственного университета разработано несколько различных подходов к количественной оценке ресурсного туристского потенциала и проведены расчеты по территориям муниципальных образований [1;5;6]. При сведении нескольких рядов результатов и экспертном анализе проведено ранжирование территорий Пермского края и выделены шесть категорий с разной величиной туристско-ресурсного потенциала (рис. 1).

Рис. 1. Туристско-ресурсный потенциал Пермского края

В первую категорию объединены территории с высоким потенциалом для развития туризма. Это Пермь, Чердынский район, Соликамск и Соликамский район, Усольский район и Березники, Кунгур и Кунгурский район, Красновишерский и Пермский районы. На первый взгляд это очень различные по географическому положению и экономическому развитию города и районы. Однако отметим, что это территории с наиболее высокими значениями ландшафтного и природно-ресурсного разнообразия. Это территории, где последовательно на протяжении истории освоения и хозяйственного развития края располагались его социально-экономические центры -своеобразные столицы и где особенно богато культурно-историческое наследие.

Изучая пути развития туристско-рекреационной сферы региона, необходимо учитывать абстрактные модели региональной организации туризма. Рассматривая модель гипотетического региона, можно выделить ареалы и зоны, которые будут выполнять туристские и рекреационные функции и занимать определенное место в регионе. В Пермском крае выделяются следующие туристские зоны, сменяющие друг друга от центра к периферии: региональный центр (Пермь), окружение регионального центра, ближняя маргинальная зона, зона вторых центров и сельских территорий между ними - «серебряное кольцо», транзитная периферия - немаргинальная окраина, дальние окраины - маргинальные территории [2].

Туризм технологически имеет одну яркую особенность. В отличие от многих других видов деятельности туризм - это процесс, это маршруты. Поэтому следует зафиксировать, оценить основные туристские процессы, маршруты в крае, выделить пункты и зоны, куда направляются современные туристские потоки. В регионе в настоящее время можно выделить пять туристских зон (Пермская центральная, Кунгурская, Усьвинско-Чусовская, Соликамско-Березниковская, Чердынско-Вишерская) и более десятка туристских пунктов, расположенных отдельно от зон [3]. Это города или районные центры (Губаха, Ильинский, Очер, Кудымкар, Чайковский, Оханск, Оса, Чермоз), а также села и небольшие поселения (Завод Михайловский, Ашатли, Пармайлово). Некоторые туристские пункты находятся в пределах туристских зон (Ныроб, Суксун, Кучино, Хохловка, Усь-Качка). В зонах выделяются города - центры зон, являющиеся узлами туристских маршрутов (Пермь, Кунгур, Чусовой, Березники и Соликамск, Чердынь и Красновишерск). Пермь является особым центром. Главная роль, наибольшая величина, геометрически центральное расположение в регионе - факторы, определяющие узловое значение города в туристских процессах края. Туристские маршруты по большей части начинаются и завершаются в краевом центре. Формируя туристскую планировочную геометрию края, следует развивать преимущественно кольцевую форму маршрутов из Перми и других узловых городов края.

Пытаясь наметить главную приоритетную туристскую трассу региона, следует исходить не только из сложившихся туристских зон и пунктов, не только из существующей транспортной сети, но и из основных базовых географических особенностей Пермского края: необходимо ориентироваться также на главные ландшафтные рубежи контрастности и бассейновость региона.

Если говорить о главной «географической привязке» региона, то Пермский край исторически сформировался в том месте и вокруг того места, где судоходная и полноводная Кама коснулась горного Урала. Поэтому основное кольцо туристского маршрутного каркаса должно строиться на основе двух ландшафтных рубежей и того участка Камы, который ближе всего находится к Уральским горам. Желательно, чтобы кольцо включало и равнинную, предуральскую территорию, и горные местности края. Оно должно охватывать наибольшее количество сформировавшихся туристских зон, центров и пунктов и учитывать ключевую роль Перми в регионе. Кроме того, кольцо должно включать по возможности наибольшее число городов «серебряного кольца».

Несмотря на комплексность и географичность данного подхода, он в интересах эффективности туристской отрасли должен быть дополнен вторым подходом, который выражал бы интересы туриста, потребителя услуг, отражал бы экономический и маркетинговый аспекты задачи. Необходимо отследить доступность маршрута по затратам времени. Например, поездка может быть получасовой, часовой, полуторачасовой и двухчасовой и т. д. Именно в такой последовательности убывает приоритетность включения в туристские проекты тех или иных мест.

Принимая во внимание особую роль Перми в территориальной организации туризма региона, учитывая особую значимость фактора удаленности для развития туристкой отрасли, следует осуществить зонирование территории Пермского края по транспортной удаленности от краевого центра. При этом в первую очередь оцениваются автодороги, учитываются и другие виды пассажирского транспорта, в основном железнодорожного. На территории края выделяются пять зон доступности.

Приоритетность туристского развития тех или иных местностей обусловлена дифференциацией туристского ресурсного потенциала Пермского края, особенностями туристского каркаса региона и фактором доступности краевого центра. Указанные ресурсные, инфраструктурные, технологические и пространственные предпосылки легли в основу географического зонирования, целью которого является определение приоритетности туристских проектов, их очередность. Зонирование показывает своеобразные этапы, или стадии, перспективного развития туристской отрасли в регионе от территории к территории.

Положение территории в составе той или иной зоны может служить одним из критериев оценки туристско-рекреационного проекта. На рис. 2 представлено зонирование территории Пермского края для инвестирования в туристскую отрасль.

Рис. 2. Зоны приоритетных туристских проектов в Пермском крае

В зону 1 входят местности, включенные в Камско-Уральское туристское кольцо, а также территории высокой транспортной доступности краевого центра. Это прежде всего Пермь, Пермский и Краснокамский районы. Также отдельные населенные пункты и окружающие их территории Ильинского района (д. Чуманы, с. Васильевское, с. Филатово, с. Слудка, д. Посер, пос. Ильинский, с. Сретенское, с. Дмитриевское, г. Чермоз). Территории Юсьвинского района - с. Пожва, с. Майкор, Кама; Усольского района - Орел, д. Пыскор, Усолье; г. Соликамск, г. Березники. Территории Добрянского района - с. Полазна, г. Добрянка; территории Александровского района - с. Всеволодо-Вильва, г. Александровск; г. Кизел, Губаха; территории Гремячинского района - пос. Усьва; Чусовского района - Чусовой, Кучино, Успенка, ВерхнеЧусовские городки; г. Лысьва, населенные пункты Горнозаводского района - Горнозаводск, пос. Пашия, пос. Кусье-Александровский; Березовского района - Березовка; г. Кунгур, Кунгурского района - Белая Гора, Калинино; Кишертского района - Усть-Кишерть, с. Посад д. Красный Яр; Суксунского района - Суксун, с.Ключи. Кроме того, в зону первой очереди включены побережья Камского водохранилища, а также участки рек Усьва (от пос.Усьва до г. Чусовой), Койва (от пос. Кусье-Александровский до д.Усть-Койва), Чусовая (от д.Усть-Койва до г. Чусовой), Сылва (от устья р. Иргина до места впадения в Чусовую). В эту зону входят транспортные пути, соединяющие города кольца, например автодороги Березники - Пермь, Чусовой - Пермь, железная дорога Чусовой - Пермь, а также примагистральные территории.

Зона 2 охватывает районы второго транспортного кольца, а также территории, выделяющиеся ресурсным туристским потенциалом. Сюда входят местности по берегам Воткинского водохранилища, Чайковский район, Очер, Павловский, Кудымкар, Чердынь и населенные пункты Чердынского района (Покча, Вильгорт, Ныроб, территории по рекам Колва и Березовая), Красновишерск и местности (по р. Вишера вверх до 71 квартала и р. Улс, горные территории района к югу от заповедника «Вишерский») территории Гремячинска и Горнозаводского района (участок р. Усьва от д Средняя Усьва до пос. Усьва, участок р. Койва от Теплой горы до Кусье-Александровского), Лысьвенского района (по р.Чусовая от пос.Кын до д.Усть-Койва), Кишертского и Суксунского районов (р. Сылва до устья р. Иргины).

Зона 3 включает территории районов третьего транспортного кольца, а также местности и населенные пункты в более удаленных зонах, но с весомым туристским потенциалом (Гайны, долина р. Камы в Гайнском и Косинском районах, д. Монастырь).

Зона 4 охватывает территории районов четвертого транспортного кольца.

Зона 5 включает окраинные территории районов пятого транспортного кольца.

При проведении инвестиционного зонирования региона важно согласовать его с территориальной организацией туризма на муниципальном уровне. Так, например, в Ильинском районе Пермского края выделяется несколько перспективных с туристской точки зрения зон [4]. Вокруг Ильинского по обоим берегам Обвы и Обвинского залива сформировалась Обвинско-Ильинская туристско-рекреационная зона со специализацией на историко-культурном и активном туризме, а также агротуризме и рыбалке.

На севере района располагается потенциальная туристско-рекреационная зона -Чермозская, которая может сформироваться на основе исторического г. Чермоз, Чермозского пруда, берегов и акваторий.

С востока к Обвинско-Ильинской зоне примыкает Слудско-Филатовская туристско-рекреационная зона со специализацией на водных видах туризма летом и на горнолыжном отдыхе зимой, а также на агротуризме.

На юге района может сформироваться Васильевско-Чуманская туристско-рекреационная зона со специализацией на горнолыжном туризме зимой и активном отдыхе летом. Выделенные территории могут явиться туристско-рекреационным каркасом Ильинского района.

Необходимо, чтобы эти зоны были учтены и на уровне региональных схем. Важно и вписать предложенную модель в более масштабную территориальную систему.

Туризм трансграничен. Вдоль границ Пермского края формируются зоны, которые следует рассматривать как территории межрегиональных туристских интересов соседних субъектов Федерации, где могут появиться проекты, охватывающие территории смежных регионов. Есть необходимость вписать региональную модель и в туристские проекты федерального интереса. Такой зоной государственного туристского интереса, по-видимому, является горный пояс Урала, где могут взаимодействовать в туристских проектах сразу несколько регионов.

Осуществленное зонирование определяет своеобразные этапы перспективного развития туристской отрасли в регионе. Намеченные зоны определяют очередность предполагаемых

туристских проектов. Таким образом, при равнозначных по эффективности и целесообразности проектах предпочтение должно быть отдано тому из них, который располагается в более приоритетной зоне. Проект, локализующийся в непервоочередной зоне, может выиграть только в том случае, если его социально-экономическая значимость намного превышает значимость остальных проектов.

Библиографический список

1. Вопилова Е.С. Туристский потенциал Пермской области: дипломная работа. Пермь, 2007. 98 с. [На правах рукописи].

2. Зырянов А.И. Регион: пространственные взаимоотношения природы и общества / Перм. унт. Пермь, 2006. 372 с.

3. Мышлявцева С.Э. Активный туризм в регионах Урала (маршрутный принцип территориальной организации): дисс. канд. геогр. н. Пермь, 2007. 184 с.

4. Развитие туризма и рекреации в Ильинском районе Пермского края: отчет о научноисследовательской работе. Пермь, 2007. 181 с.

5. Расковалов В.П. Методика оценки потенциала развития природно-ориентированного туризма в регионе // География и туризм: сб. науч. тр. / Перм. ун-т. Пермь, 2008. с. 75-78.

6. Худеньких Ю.А. Пермский туризм: территориальная организация и региональное развитие / Перм. ун-т. Пермь, 2006. 191 с.

SUMMARY

The research is aimed at the search of foundation in order to find the sequence definition involving the regional territories into the tourist-recreational processes. It is founded, that priority of investment into the tourism field coming out of few main premises. Among those, the differences in tourist resource potential, features of general and touristical topology within the region, the touristical route framework and the transportation accessibilities. The analyses of those premises came into the basis of Geographical zoning in Perm’s region, which is showing the territory sequence perspective within the tourism investments. The appointed zones are defining the order of financing aid the prospective tourism projects. The implemented zoning defining the stages of tourism perspective development in the Perm’s region. Therefore, the equivalent projects: as, suitable and effective, the priority is given to the project, which location is in more privileged territory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.