Научная статья на тему 'Туристская индустрия Волгоградской области: анализ преимуществ и слабых сторон'

Туристская индустрия Волгоградской области: анализ преимуществ и слабых сторон Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
4605
1210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ / SWOT-АНАЛИЗ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Волков С. К.

Рассматривается развитие индустрии туризма как приоритетная экономическая задача. Проведен SWOT-анализ, определяющий потенциал индустрии туризма Волгоградской области. Выявлены основные проблемы отрасли и намечены пути их решения. Сделан вывод о том, что для наиболее эффективного развития индустрии туризма необходимо выбрать «точки роста», которые будут способствовать развитию всей отрасли. Ключевая роль в продвижении территориального туристского продукта отводится региональным властям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туристская индустрия Волгоградской области: анализ преимуществ и слабых сторон»

УДК 338.48

туристская индустрия волгоградской области: анализ преимуществ и слабых сторон

с. К. ВОЛКОВ,

старший преподаватель кафедры мировой экономики и экономической теории Е-mail: ambiente2@rambler. ш

Волгоградский государственный технический университет

Рассматривается развитие индустрии туризма как приоритетная экономическая задача. Проведен SWOT-анализ, определяющий потенциал индустрии туризма Волгоградской области. Выявлены основные проблемы отрасли и намечены пути их решения. Сделан вывод о том, что для наиболее эффективного развития индустрии туризма необходимо выбрать «точки роста», которые будут способствовать развитию всей отрасли. Ключевая роль в продвижении территориального туристского продукта отводится региональным властям.

Ключевые слова: индустрия туризма, маркетинг территорий, SWOT-анализ, туристский продукт, конкурентоспособность.

В современных условиях развития экономических отношений территория (регион, местность, город) давно перестала быть просто географической единицей, данное понятие трансформировалось в экономическую плоскость. Регион становится «продуктом» («товаром»), который следует продвигать на внутренних и внешних потребительских рынках. С точки зрения индустрии туризма территория рассматривается как туристский продукт, который продвигается на туристском рынке. От того, насколько привлекательным является территориальный туристский продукт, зависит уровень развития индустрии туризма, а следовательно, и эффект в развитии экономики региона. В данных условиях особое значение уделяется маркетинговым исследованиям, которые направлены на выявление и достижение конкурентных преимуществ. Возрастает роль маркетинга территорий, который

опирается на концепцию формирования системы обратной связи с потребителями территориальных товаров и услуг [1].

Маркетинг территорий, по мнению А. П. Пан-крухина, представляет собой специализированную маркетинговую деятельность, предпринимаемую на территории с целью создания, поддержания или изменения о ней мнений, намерений или поведения субъектов как уже существующих и действующих на данной территории, так и ее потенциальных потребителей [2]. Важнейшим инструментом маркетингового анализа территорий является SWOT-анализ (анализ сил, слабостей, возможностей и угроз) территориального продукта. В нашем случае это анализ территориального туристского продукта. В современных условиях конкурентоспособность территории рассматривается в качестве важнейшего направления регионального развития. Способность конкурировать зависит от многих факторов и прежде всего от ресурсов территории, уровня развития ее инфраструктуры, от сильных и слабых сторон экономических агентов, от качества жизни, благоприятных законодательных условий и др.

В ходе данного исследования предполагается провести анализ внутренней и внешней сред развития индустрии туризма Волгоградской области, выявить сильные и слабые стороны указанного тур-продукта, а также оценить возможности и угрозы, что позволит более грамотно подойти к процессу разработке концепции развития индустрии туризма на территории.

Волгоградская область — один из крупнейших регионов Южного федерального округа России, обладающий большим туристским потенциалом в силу своего уникального географического положения, природных условий и исторического наследия. Самым крупным городом данной области является город-герой Волгоград. Несмотря на значительную культурно-историческую значимость данного города, туристские потоки характеризуются как крайне малые и слабо развивающиеся. Туризм в городе играет второстепенную роль, несмотря на то, что Волгоград известен далеко за пределами России как историческое место мирового масштаба. На территории Волгограда и Волгоградской области находятся культурно-исторические памятники государственного масштаба. К примеру, монумент «Родина-мать зовет!» вошел в список семи чудес России. Кроме того, Волгоградская область располагает колоссальными природными ресурсами. На территории Волгоградской области расположены семь особо охраняемых природных парков, общая площадь которых составляет свыше 600 тыс. га. Данные природно-рекреационные ресурсы могут и должны быть использованы для развития индустрии туризма в регионе.

Согласно государственному реестру туристских маршрутов в субъектах Федерации основными видами отдыха (туризма) в регионе являются речной и экскурсионный. Данный список, по мнению автора, следует дополнить такими видами туризма, как культурно-познавательный, охотничий, рыболовный, событийный, лечебно-оздоровительный и рекреационный. Все эти виды туризма могли бы полноценно развиваться при надлежащем подходе к их организации со стороны региональных властей.

Ежегодно область посещают, по оценкам специалистов, от 100 до 150 тыс. неорганизованных туристов на автомобилях, которые размещаются по местам водоемов. Внутренний поток туристов в Волгоградскую область за последние три года увеличивается в среднем на 4,5—5 % и составил, в частности: в 2006 г. — около 400 тыс. человек; в 2007 г. — 420; в 2008 г. — 448; в 2009 г. — примерно 470 тыс. человек [3].

Индустрия гостеприимства Волгограда и Волгоградской области развита довольно слабо. В настоящее время на территории Волгоградской области действуют 65 гостиниц, включая ведомственные, общей вместимостью 5 200 человек; 16 санаториев вместимостью 2 130 человек; 217 турбаз общей вместимостью 5 500 человек. Общий среднегодовой коэффициент загрузки объектов размещения составляет 60 %, в то время как сервис оставляет желать

66 -

лучшего. Однако большинство гостиниц, баз отдыха и других объектов размещения не соответствует мировым стандартам по уровню сервиса. Примерно 20 % турбаз, работающих на территории области, соответствуют необходимому уровню гигиены и комфортности, способны функционировать круглогодично, поэтому въездной туризм в Волгоградской области имеет ярко выраженный сезонный характер (период с мая по сентябрь).

Для увеличения въездного и внутреннего туристских потоков, среднегодового коэффициента загрузки объектов размещения, регулирования и контроля за неорганизованным потоком туристов вместе с продвижением волгоградского турпро-дукта на российский и зарубежный туристские рынки необходимо предпринять комплекс мер для привлечения инвестиций в укрепление туристской инфраструктуры области.

На основе проведенной оценки состояния туристской отрасли были определены возможности и ограничения, преимущества и недостатки при формировании стратегии развития индустрии туризма Волгоградской области (см. таблицу).

Как видно, представленный SWOT-анализ показал, что Волгоградская область обладает богатым рекреационным ресурсом для развития туризма. Однако очевидно, что существуют комплексные проблемы в сфере развития туризма, которые носят острый и системный характер. Для их решения необходимы новый подход и программно-целевой метод, позволяющие повысить конкурентоспособность, удовлетворить растущий спрос на качественные туристские услуги и обеспечить условия для устойчивого развития туризма.

Сравнивая слабые стороны туристической отрасли и возможности, имеющиеся на рынке туристических услуг Волгоградской области, можно сделать следующие выводы: существующая система управления, законодательная база, маркетинговая система продвижения регионального турпродукта, кадровый, инвестиционный потенциал и инфраструктура туристической отрасли не позволяют в полной мере реализовать возможности, имеющиеся в Волгоградской области. При существующем положении дел, сложившихся в туристической отрасли Волгоградской области, сложно рассчитывать на активное развитие туризма.

Для реализации имеющихся туристских возможностей Волгоградской области нужно создать необходимые условия для развития индустрии туризма, а именно:

• создание законодательной базы регулирования

рынка туристических услуг;

SWOT-анализ индустрии туризма Волгоградской области

Сильные стороны и возможности Слабые стороны и угрозы

Сильные стороны 1. Богатое культурно-историческое наследие. 2. Высокий природно-рекреационный потенциал. 3. Наличие культурных и исторических памятников не только федерального, но и мирового значения. 4. Наличие общественных и коммерческих организаций, которые могут содействовать развитию туризма. 5. Относительная близость к главным туристским центрам страны (Москва, Санкт-Петербург, города «Золотого кольца») Слабые стороны 1. Низкий уровень развитая туристской инфраструктуры. 2. Слабая система продвижения турпродуктов Волгоградской области на внутреннем и международном туристских рынках. 3. Отсутствие узнаваемости и привлекательности образа региона (отсутствие узнаваемого бренда). 4. Отсутствие отраслевой статистики, обеспечивающей информационную и управленческую поддержку развития индустрии туризма. 5. Низкий уровень подготовки туристских кадров. 6. Несоответствие цены и качества услуг (в первую очередь в сфере гостиничных услуг). 7. Низкий уровень развития транспортной инфраструктуры (отсутствие аэропорта международного уровня). 8. Незначительный объем инвестиций. 9. Несовершенство законодательства, связанного с вопросами выделения земельных участков для туристско-рекреационных нужд

Возможности 1. Выгодное географическое положение, позволяющее привлекать туристов из соседних регионов и областей России. 2. Заинтересованность со стороны региональной власти в развитии индустрии туризма. 3. Возможность роста рынка туристических услуг при эффективном использовании имеющихся туристических ресурсов и инфраструктуры. 4. Возможность создания смешанного туристического продукта (Волгоград — Москва, Волгоград — Саратов и т. п.). 5. Возросший интерес граждан к историко-культурному наследию Угрозы 1. Растущая конкуренция среди туристских регионов России. 2. Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую отрасль. 3. Снижение платежеспособного спроса населения вследствие сокращения доходности основных отраслей экономики области. 4. Риск снижения туристского потока при ухудшении криминогенной обстановки в области. 5. Усиление тенденции развития выездного туризма в связи с низким уровнем предоставляемых услуг и высокими ценами на них. 6. Ухудшение экологической обстановки

Источник: составлено автором.

формирование образа Волгоградской области как территории, привлекательной для внутреннего и въездного туризма; налаживание взаимоотношений с другими регионами страны и мира в туристической сфере; обеспечение целевого финансирования и господдержки наиболее приоритетных направлений развития внутреннего и въездного туризма;

поддержка охраны памятников природы, культуры и истории в рамках областных целевых программ;

развитие туристской инфраструктуры в муниципальных образованиях; стимулирование развития малого бизнеса для оказания сопутствующих туризму сервисных услуг;

стимулирование развития эффективной конкурентной среды в туристской отрасли; разработка учебных программ для подготовки кадров для туризма и сопутствующих отраслей;

• поддержка продвижения региональных туристских продуктов на внутреннем и международном туристских рынках;

• проведение дифференцированной политики на внутреннем туристском рынке в отношении социальных групп;

• стимулирование инвестиций в развитие внутреннего туризма.

Проведя анализ сильных сторон и имеющихся угроз, можно оценить потенциал стратегических преимуществ туристской отрасли Волгоградской области и ее способность противостоять внешним угрозам и вызовам. Несмотря на обострение конкуренции со стороны других туристских регионов ЮФО, усиление тенденции развития выездного туризма в связи с низким уровнем предоставляемых услуг и высокими ценами ни них, значительный природно-экологический, историко-культурный и рекреационный потенциал позволяет туристическому комплексу Волгоградской области развивать ряд направлений туристической отрасли (деловой, рекреационный, историко-культурный,

спортивный, молодежно-патриотический туризм, экологический туризм).

Для усиления конкурентоспособности Волгоградской области необходимо реально оценить потенциальный рынок туристических услуг области, разработать и начать реализовывать маркетинговую программу активного продвижения областных туристских продуктов, провести целевую переподготовку персонала, отработать принципы и механизмы господдержки и повышения инвестиционной привлекательности туристической отрасли Волгоградской области. На усиление конкуренции в масштабе макрорегиона сильнейшим образом может повлиять процесс создания качественного туристского бренда.

Проведенный анализ состояния туриндустрии Волгоградской области свидетельствует о высоком туристском потенциале региона. Однако существующие комплексные проблемы затрудняют поступательное развитие данной отрасли. Для наиболее эффективного развития индустрии туризма на территории Волгоградской области необходимо выбрать «точку роста». На взгляд автора, подобной «точкой роста» должен стать экскурсионный (историко-культурный) туризм. Далеко не каждый регион обладает таким богатым и уникальным культурно-историческим потенциалом. Однако это не значит, что нужно спекулировать исключительно на героическом прошлом региона и города. Необходимо развивать и продвигать новые виды туризма, такие как охотничий, рыболовный, событийный, молодежно-патриотический, лечебно-оздоровительный, рекреационный и др. Нужно наиболее широко диверсифицировать туристское предложение, что значительно снизит риск сезонного колебания спроса на туристские услуги.

Ключевую роль в продвижении территории должна принадлежать властям. Они не только должны активно участвовать в разработке территориальной программы маркетинга, но и выступать

основным заказчиком ее реализации. Маркетинговая служба может быть создана как подразделение администрации территориального образования, как специально созданная структура, в которой власть является соучредителем, как независимая рыночная структура.

Само наличие огромных туристских ресурсов у отдельно взятого региона еще не гарантирует ему больших туристских потоков. Для развития индустрии туризма в регионе необходимо обеспечить соответствующие экономические, политические и социально-культурные условия, способствующие росту приезжих туристов. Для того чтобы туризм стал приносить экономический и социальный доход, необходимо активно развивать имеющиеся ресурсы. Необходимо комплексное развитие туристской инфраструктуры туристской территории. Это подразумевает не только модернизацию существующих средств размещения (гостиниц), но и развитие сопутствующей инфраструктуры (дороги, транспорт, объекты развлечения и др.). При правильном симбиозе господдержки и туристского бизнеса Волгоградская область может рассчитывать на положительную динамику роста туристских потоков, что может дать толчок к развитию и других отраслей народного хозяйства данного региона.

Список литературы

1. Джанджугазова Е. А. Маркетинг туристских территорий. М.: Издательский центр «Академия», 2006.

2. Панкрухин А. П. Маркетинг территорий российских регионов: лица, образы и позиции. URL: http://www. marketologi. ra/Hb/pank/marketing_terr. html.

3. По данным ГОУ «Центр туризма» Комитета по физической культуре и спорту Администрации Волгоградской области. URL: http://www. volganet. ru/irj/avo. html.

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.