Научная статья на тему 'Оценка точности временных показателей у баскетболисток с нарушениями слуха'

Оценка точности временных показателей у баскетболисток с нарушениями слуха Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛИСТКИ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИИ СЛУХА / ВРЕМЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДВИЖЕНИЙ / ВАРИАНТЫ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ / BASKETBALL PLAYERS WITH HEARING IMPAIRMENT / TEMPORAL PARAMETERS OF MOVEMENTS / TRAINING OPTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Головко Андрей Александрович, Понимасов Олег Евгеньевич

С целью изучения воздействия различных вариантов тренировочных занятий на способности к воспроизведению временных параметров движений в исследовании использовался подход, позволяющий избирательно активизировать деятельность отдельных функциональных систем организма и влиять на повышение психофизиологических качеств баскетболисток с нарушениями слуха. Применены варианты учебно-тренировочных занятий различной направленности на развитие физических качеств. Получен новый научный результат выявлена возможность дифференцированного влияния на изменение показателей, отражающих функциональное состояние нервно-мышечного аппарата баскетболисток с нарушением слуха.In order to study the effect of various training sessions on the ability to reproduce the temporal parameters of movements, in the study there was an approach used that selectively activates the activity of the individual functional systems of the body and influences the improvement of the psychophysiological qualities of basketball players with hearing impairments. Variants of training sessions of various orientations on the development of physical qualities are applied. The new scientific result was obtained the possibility of the differential effect on the change in indicators reflecting the functional state of the neuromuscular apparatus of basketball players with hearing impairment was revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Головко Андрей Александрович, Понимасов Олег Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка точности временных показателей у баскетболисток с нарушениями слуха»

физической культуры и спорта. - 2016. - № 1. - URL : http://journalsport.ru/index.php/ru/arkhiv-nomerov?id=285 (дата обращения: 08.04.2020).

REFERENCES

1. Nikolaeva, I.V., Shikhovtsov, Yu.V., Kudinova, Yu.V. and Kareva Yu.Yu. (2017), "The current state of the problem of improving protective actions in volleyball", Scientific and methodological electronic journal "Concept", vol. 31, pp. 1366-1370, available at: http://e-koncept.ru/2017/970288.htm.

2. Selezneva, O.V. (2011), "Elementary training in volleyball techniques for tall girls who started classes at 13-14 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, vol. 79, No.9, pp. 124127.

3. Rodin, A.V. (2012), "Training for a direct attack hit in volleyball", Physical education at school, No. 5, pp. 39-41.

4. Selezneva, O.V. and Serdyukov, O.E. (2011), "Dosing load during initial training in the technique of playing volleyball tall girls 13-14 years old", Physical education of students, No. 6, pp. 87-91.

5. Tinyukov, A. (2016), "Improving the technical preparedness of qualified volleyball players", The Russian Journal of Physical Education and Sport, No.1, available at: http://journalsport.ru/index.php/ru/arkhiv-nomerov?id=285.

Контактная информация: mgluhareva@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.04.2020

УДК 796.323

ОЦЕНКА ТОЧНОСТИ ВРЕМЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У БАСКЕТБОЛИСТОК С

НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Андрей Александрович Головко, старший преподаватель, Олег Евгеньевич Понимасов,

кандидат педагогических наук, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург

Аннотация

С целью изучения воздействия различных вариантов тренировочных занятий на способности к воспроизведению временных параметров движений в исследовании использовался подход, позволяющий избирательно активизировать деятельность отдельных функциональных систем организма и влиять на повышение психофизиологических качеств баскетболисток с нарушениями слуха. Применены варианты учебно-тренировочных занятий различной направленности на развитие физических качеств. Получен новый научный результат - выявлена возможность дифференцированного влияния на изменение показателей, отражающих функциональное состояние нервно-мышечного аппарата баскетболисток с нарушением слуха.

Ключевые слова: баскетболистки с нарушениями функции слуха, временные параметры движений, варианты тренировочных занятий.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p112-116

ASSESSMENT OF ACCURACY OF TEMPORARY INDICATORS AT BASKETBALLERS WITH HEARING DISORDERS

Andrey Alexandrovich Golovko, the senior teacher, Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate ofpedagogical sciences, The Herzen State Pedagogical University of the Russian, St. Petersburg

Abstract

In order to study the effect of various training sessions on the ability to reproduce the temporal parameters of movements, in the study there was an approach used that selectively activates the activity of the individual functional systems of the body and influences the improvement of the psychophysiological qualities of basketball players with hearing impairments. Variants of training sessions of various orienta-

tions on the development of physical qualities are applied. The new scientific result was obtained - the possibility of the differential effect on the change in indicators reflecting the functional state of the neuromuscular apparatus of basketball players with hearing impairment was revealed.

Keywords: basketball players with hearing impairment, temporal parameters of movements, training options.

ВВЕДЕНИЕ

Спортивные игры представляют особые требования к психофизиологическим качествам и функциям человека. Важной особенностью игр является то, что смена приемов и действий в них происходит в зависимости от изменения ситуации, то есть с одновременной, возможно более быстрой оценкой и решением тактических задач. Поэтому одним из важных условий тренировки в спортивных играх является развитие способности временной оценки тактической ситуации и собственных возможностей в решении игровой задачи. Основными умственными операциями спортсмена во время его игры является анализ и синтез игровых ситуаций, которые воспринимаются органами чувств.

Эффективность технико-тактических действий в спортивных играх определяется адекватной оценкой временных характеристик игровых ситуаций и построением соответствующей временной структуры движений. Точность временной оценки игровой ситуации и реагирования спортсмена, обеспечивает ему определенные преимущества перед соперником. Точные по времени движения осуществляются в сочетании с работой слуховых анализаторов. В тренировке спортсменов с нарушениями слуха необходим поиск дополнительных методов развития способности к временной оценке ситуации и собственных двигательных действий [4, 6].

Сенсорный метод обучения основан на тесной взаимосвязи между способностью к различению временных интервалов и быстротой двигательной реакции.

Динамический двигательный стереотип характеризуется стабилизацией движений во времени и пространстве. Пространственные характеристики более устойчивы, чем временные. К стабилизации временных характеристик движения приводит повторное выполнение упражнений с определенной скоростью [3, 5].

Существенное влияние на регуляцию пространственно-временных параметров оказывают сложность, темп и ритм движений. Установлено, что величина ошибки, степень отклонения от заданного движения является производной от степени сложности двигательного акта [1, 2]. Используя различную направленность и характер выполняемых упражнений, режимы чередования нагрузки и отдыха, можно избирательно активизировать деятельность отдельных функциональных систем организма и влиять на повышение психофизиологических качеств спортсменов [7].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью изучения воздействия различных вариантов тренировочных занятий на способности баскетболисток к воспроизведению временных параметров движений был проведен педагогический эксперимент.

Исследования проводились в условиях учебно-тренировочных занятий со спортсменками сурдлимпийской сборной команды Санкт-Петербурга по баскетболу при подготовке их к участию в Чемпионате России. В эксперименте принимали участие 20 баскетболисток в возрасте от 19 до 30 лет. Исследования проводились в течение 12 тренировочных занятий.

Учебно-тренировочные занятия проводились по трем вариантам тренировочной направленности на развитие физических качеств.

Вариант тренировки A был направлен на развитие скоростной и прыжковой выносливости. Упражнения выполнялись сериями по 7-10 подходов с интервалами отдыха между сериями 1-2 мин. Отдых заполнялся медленным бегом, ведением мяча, перемещениями по площадке в различных направлениях.

Применением варианта тренировки В решалась задача развития скорости и координационных способностей. Упражнения выполнялись укороченными сериями по 3-5 подходов с интервалами отдыха между сериями 3-4 мин в виде выполнения технических игровых приемов.

Вариант тренировки С был направлен на поддержание достигнутого функционального состояния. Содержание тренировки включало выполнение до 10 игровых упражнений с паузами для отдыха до 6-8 мин. Во время отдыха использовались броски мяча в кольцо, передачи мяча в парах и в группах на средней дистанции.

Воздействие различных вариантов тренировочных занятий на способности баскетболисток к воспроизведению временных параметров движений оценивалось с помощью электронного секундомера, соединенного с кнопкой ПК. При нажатии пальцем на кнопку секундомер запускался, при снятии пальца с кнопки - останавливался. Испытуемый воспроизводил короткие интервалы времени продолжительностью 0,5 с (1) и длительные интервалы времени продолжительностью 5 с (Т). Измерения проводились до, во время и после тренировочных занятий. Показатели воспроизведения временных параметров движения фиксировались с точностью до сотых долей секунды.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Динамика показателей средней величины ошибки в воспроизведении временных параметров движений под влиянием вариантов тренировки приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика точности временных параметров движений (величина ошибки, с)

Вариант тренировки Со зрительным контролем Без зрительного контроля

до после до после

1 Т 1 Т 1 Т 1 Т

А 0,05 0,01 0,06 0,04 0,02 0,13 0,02 0,15

В 0,04 0,03 0,01 0,01 0,07 0,07 0,05 0,05

С 0,01 0,01 0,02 0,02 0,04 0,03 0,10 0,05

Анализ данной таблицы показывает, что при использовании варианта тренировки А точность воспроизведения коротких и длительных временных отрезков со зрительным контролем имеет тенденцию к ухудшению. Без зрительного контроля величина ошибок в воспроизведении коротких отрезков времени остается неизменной, а длительных временных отрезков - ухудшается на 0,02 с. Короткие интервалы отдыха не позволяли спортсменкам восстановиться до уровня адекватного восприятия временных интервалов.

При проведении тренировки по варианту В точность воспроизведении временных интервалов, как со зрительным контролем, так и без него, улучшается.

Под воздействием варианта тренировки С точность оценки временных интервалов существенно ухудшается - на 0,01-0,03 с. Очевидно, это являлось следствием недостаточной стимуляции организма спортсменов к адаптивным сдвигам в условиях длительного восстановления между выполнением упражнений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании полученных данных можно прийти к заключению, что различные варианты тренировки по-разному влияют на изменение показателей, отражающих функциональное состояние нервно-мышечного аппарата баскетболисток с нарушением слуха. В определенной мере эти различия характеризуют эффективность использования вариантов тренировки в учебно-тренировочной работе с баскетболистками-сурдлимпийцами высших разрядов.

Применение варианта тренировки А возможно с целью развития различных сторон выносливости и повышения специальной работоспособности баскетболисток в подготовительном периоде годичного цикла подготовки. Вариант тренировки В в большей степени способствует развитию временной точности воспроизведения движений. В связи с

этим данный вариант рекомендуется к использованию с целью формирования временных параметров движений, точности и быстроты в выполнении двигательных действий, повышения тактического мышления баскетболистов с нарушениями слуха. Вариант В целесообразно применять на заключительных этапах подготовительного периода.

Вариант С является малоэффективным с точки зрения совершенствования координационных структур движения. Ввиду этого его целесообразно применять лишь для поддержания достигнутого уровня тренированности в соревновательном периоде годичного цикла подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Головко, А. А. Средства и методы развития скоростных качеств и быстроты движений у баскетболистов с нарушением слуха / А.А. Головко // Физическая культура в образовательном пространстве России: состояние, тенденции и перспективы : сборник трудов конференции. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 88-92.

2. Головко, А.А. Закономерности развития основных двигательных качеств у инвалидов с нарушением слуха / А.А. Головко // Физическая культура студентов : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 400-404.

3. Сравнительная характеристика физиологических показателей способов плавания под водой / Ю.Я. Лобанов, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев, А.О. Миронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 119-121.

4. Морозов, А.П. Современные технологии мониторинга показателей функционального состояния в тренировочном процессе (на примере спорта глухих) / А.П. Морозов, Н.Н. Чесноков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - C. 110-115.

5. Понимасов, О.Е. Разработка описательных типологических моделей техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.В. Новосельцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 149-152.

6. Шелкова, Л.Н. Особенности технической подготовки баскетболисток с нарушениями слуха / Л.Н. Шелкова, А.В. Зюкин, А.А. Головко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 462-465.

7. Экономизация типологических комбинаций техники прикладного плавания при обучении курсантов военных вузов / И.Н. Штамбург, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев, А.И. Новиков // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 16-17.

REFERENCES

1. Golovko, A.A. (2019), "Means and methods of developing speed qualities and speed of movement of basketball players with hearing impairment", Physical education in the educational space of Russia: state, trends and prospect: conference proceedings, Herzen university publishing house, St. Petersburg, pp. 88-92.

2. Golovko, A.A. (2019), "Patterns of development of basic motor qualities in people with disabilities with hearing impairment", Materials of the all-Russian scientific practical conference "Physical culture of students", Herzen university publishing house, St. Petersburg, pp. 400-404.

3. Lobanov, Yu.Ya., Ponimasov, O.E., Grachev, K.A. and Mironov, A.O. (2017), "Comparative characteristics of physiological indicators of methods of swimming under water", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 119-121.

4. Morozov, A.P. and Chesnokov, N.N. (2012), "Modern technologies for monitoring indicators of the functional state in the training process (for example, the sport of the deaf)", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 110-115.

5. Ponimasov, O.E. and Novoseltsev, O.V. (2014), "Development of typological descriptive models of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 149-152.

6. Shelkova, L.N., Zyukin, A.V. and Golovko, A.A. (2020), "Features of technical preparation of basketball players with hearing disorders", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 180, No. 2, pp. 462-465.

7. Shtamburg, I.N., Ponimasov, O.E., Grachev, K.A. and Novikov, A.I. (2016), "Economization typological combinations of applied swimming technique in military school cadet training", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 16-17.

Контактная информация: andrigolovko@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.04.2020

УДК 796.035

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ BELLY DANCE НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ЖЕНЩИН 31-40 ЛЕТ

Степан Александрович Гониянц, кандидат биологических наук, профессор, Российский

государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва; Ольга Владимировна Ильичёва, кандидат биологических наук, доцент, Яна Вадимовна Сираковская, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Аннотация

В статье рассматривается эффективность применения экспериментальной методики оздоровительных занятий Belly dance для женщин 31-40 лет, дифференцированной на 2 программы с учетом уровня физического состояния занимающихся, для повышения уровня функционального состояния их сердечно-сосудистой системы. Представлены показатели динамики изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы женщин, определено состояние центральной гемодинамики в течение 6-тимесячного педагогического эксперимента. Научная новизна представленного исследования заключается в том, что: впервые разработана дифференцированная программа оздоровительных занятий Belly dance с учетом уровня физического состояния женщин среднего возраста; получены новые данные о влиянии оздоровительных занятий Belly dance на состояние центральной и церебральной гемодинамики женщин среднего возраста.

Ключевые слова: женщины среднего возраста, Belly dance, функциональное состояние сердечно-сосудистой, уровень физического состояния, центральная гемодинамика, церебральная гемодинамика, кардио-регуляция.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p116-121

EFFECTIVENESS OF THE INFLUENCE OF WELLNESS CLASSES BELLY DANCE ON THE FUNCTIONAL STATE OF THE CARDIOVASCULAR SYSTEM OF WOMEN 31-40 YEARS OLD

Stepan Aleksandrovich Goniyants, the candidate of biological sciences, professor, Russian State University of physical education, sport, youth and tourism, Moscow; Olga Vladimirovna Ilicheva, the candidate of biological Sciences, senior lecturer, Yana Vadimovna Sirakovskaya, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka

Abstract

The article considers the effectiveness of the experimental method of Wellness classes Belly dance for women 31-40 years old, differentiated into 2 programs, taking into account the level of physical condition of the participants, to increase the level of functional state of their cardiovascular system. The indicators of dynamics of changes in the functional state of the cardiovascular system of women are presented; the state of central hemodynamics is determined during 6-month pedagogical experiment. The scientific novelty of the presented research is that: there was developed for the first time the differentiated program of Wellness classes Belly dance with consideration of the level of the physical condition of middle-aged women, the new data obtained on the influence of health-improving exercises Belly dance on the central and cerebral hemodynamics among the middle-aged women.

Keywords: middle-aged women, belly dance, functional state of the cardiovascular system, level of physical condition, central hemodynamics, cerebral hemodynamics, cardioregulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.