Научная статья на тему 'Особенности развития оперативного мышления у юных баскетболистов, его формирование и качественное использование в игре'

Особенности развития оперативного мышления у юных баскетболистов, его формирование и качественное использование в игре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЮНЫЕ БАСКЕТБОЛИСТЫ / ОПЕРАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ / ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / OPERATIONAL THINKING / YOUNG BASKETBALL PLAYERS / OPERATIONAL TASKS / THEORETICAL AND PRACTICAL EXERCISES / SPORTS SECTIONS / GAME SITUATIONS / METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS / COMPETITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Анна Геннадьевна, Яворская Елена Евгеньевна, Левицкая Светлана Викторовна, Хмырова Светлана Анатольевна, Гонштейн Денис Петрович

В работе раскрываются теоретико-методические основы подготовки баскетбольного резерва в условиях детской спортивной школы, определены требования к развитию оперативного мышления спортсмена и факторы успешности игровой деятельности баскетболиста. Целью исследования определено развитие оперативного мышления юных баскетболистов 15-16 лет. Предполагалось, что использование в процессе развития оперативного мышления баскетболистов 15-16 лет методических рекомендаций, основанных на моделировании и анализе специального комплекса игровых ситуаций на теоретических занятиях с последующим переносом приобретенных умений в практические учебно-тренировочные занятия по технико-тактической подготовке, будут способствовать более быстрому и правильному решению оперативных и тактических задач, что в целом повысит эффективность их игровой деятельности. Разработано содержание методических рекомендаций, направленных на развитие оперативного мышления юных баскетболистов 15-16 лет и обоснована их эффективность.The theoretical and methodological foundations of preparing the basketball reserve in the children's sports school are revealed, the requirements for the development of the athlete’s operational thinking and the factors of success of the basketball player’s playing activity are determined. The aim of the study is the development of the operational thinking of young basketball players aged 15-16. It was assumed that the use of methodological recommendations in the development of operational thinking of basketball players aged 15-16 based on modeling and analysis of a special set of game situations in theoretical classes with the subsequent transfer of acquired skills to practical training sessions on technical and tactical training will contribute to faster and the correct solution of operational and tactical tasks, which as a whole will increase the effectiveness of their gaming activities. The content of guidelines has been developed aimed at developing the operational thinking of young basketball players aged 15-16 and their effectiveness has been substantiated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родионова Анна Геннадьевна, Яворская Елена Евгеньевна, Левицкая Светлана Викторовна, Хмырова Светлана Анатольевна, Гонштейн Денис Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития оперативного мышления у юных баскетболистов, его формирование и качественное использование в игре»

ВЫВОД

Использование методики спортивного отбора на начальном и тренировочном этапах первого года обучения по развитию психомоторных качеств: раскрывает новые направления в тренировочном процессе, способствует поиску спортивных талантов, дает возможность юным спортсменам открывать в себе специальные возможности. Распознание задатков на начальном этапе спортивного отбора и быстрое формирование психомоторных качеств в доступном материальном и техническом виде. Методика может быть дифференцирована в общую программу подготовки и спортивного отбора в волейбол.

ЛИТЕРАТУРА

1. Губа, В.П. Сравнительный анализ психофизиологических показателей юных спортсменов, занимающихся футболом и хоккеем / В.П. Губа, В.В. Маринич // Спортивный психолог. - 2014. - № 2 (33). - С. 68-74.

2. Зайцев, В.Н. Виды, локализация и механизмы, и причины спортивных травм у юных гимнасток / В.Н. Зайцев, Р.М. Тухвотулин, А.Э. Козлова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 80-83.

3. Колесник, И.С. Формирование пространственно-временной ориентировки волейболистов на основе экстраполяции двигательных действий: учебное пособие / И. С. Колесник, А. В. Бурцев. - Ульяновск : [б. и.], 2012. - 157 с.

4. Полунина, О.С. Роль белков-матриксов в развитии сердечно сосудистой патологии и ремоделирования миокарда / О.С. Полунина, А.И. Аксенов // Астраханский медицинский журнал. -2016. - № 2. - С. 42-57.

5. Озеров, В.П. Психолого-педагогические аспекты формирования психомоторных способностей молодежи / В.П. Озеров, О. Д. Федотова // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - Том 4, № 5. - URL : http://mir-nauki.com/PDF/44PSMN516.pdf (дата обращения: 01.01.2020).

REFERENCES

1. Guba, V.P. and Marinich, V.V. (2014), "The comparative analysis of psychophysiological indicators of the young athletes playing football and hockey", Sports psychologist, No. 2 (33), pp. 68-74.

2. Zaitsev, V.N., Tukhvatulin, R.M. and Kozlova, A.E. (2016), "Types, localization, and the mechanisms and causes of sports injuries in young gymnasts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 80-83.

3. Kolesnik I. S., Burtsev A.V. (2012), Spatio-temporal orientation formation among volleyball players based on motor actions extrapolation, Ulyanovsk.

4. Polunina, O.S. and Aksenov, A.I. (2016), "Role of the protein matrices in the development of cardiovascular diseases and myocardial remodeling", Astrakhan medical journal, No. 2, pp. 42-57.

5. Ozerov V.P. and Fedotova O.D. (2016), "Psychological and pedagogical aspects of the formation of psychomotor abilities of youth", World of science, Part 4, No,5, available at: http://mir-nauki.com/PDF/44PSMN516.pdf.

Контактная информация: volley-angarsk@ya.ru

Статья поступила в редакцию 20.04.2020

УДК 796.323.2

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОПЕРАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ, ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ И КАЧЕСТВЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ИГРЕ

Анна Геннадьевна Родионова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Хабаровский государственный университет экономики и права; Елена

Евгеньевна Яворская, кандидат педагогических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет; Светлана Викторовна Левицкая, старший преподаватель, Хабаровский государственный университет экономики и

права, Светлана Анатольевна Хмырова, старший преподаватель Дальневосточный государственный аграрный университет, Денис Петрович Гонштейн, ассистент, Амурский государственный университет, Благовещенск

Аннотация

В работе раскрываются теоретико-методические основы подготовки баскетбольного резерва в условиях детской спортивной школы, определены требования к развитию оперативного мышления спортсмена и факторы успешности игровой деятельности баскетболиста. Целью исследования определено развитие оперативного мышления юных баскетболистов 15-16 лет. Предполагалось, что использование в процессе развития оперативного мышления баскетболистов 15-16 лет методических рекомендаций, основанных на моделировании и анализе специального комплекса игровых ситуаций на теоретических занятиях с последующим переносом приобретенных умений в практические учебно-тренировочные занятия по технико-тактической подготовке, будут способствовать более быстрому и правильному решению оперативных и тактических задач, что в целом повысит эффективность их игровой деятельности. Разработано содержание методических рекомендаций, направленных на развитие оперативного мышления юных баскетболистов 15-16 лет и обоснована их эффективность.

Ключевые слова: оперативное мышление, юные баскетболисты, оперативные задачи, теоретические и практические занятия, спортивные секции, игровые ситуации, методические рекомендации, соревновательная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p371-375

FEATURES OF OPERATIONAL THINKING DEVELOPMENT IN YOUNG BASKETBALLERS, ITS FORMATION AND QUALITATIVE USE IN THE GAME

Anna Gennadievna Rodionova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, Khabarovsk State University of Economics and Law; Elena Evgenievna Yavorskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Blagoveshchensk State Pedagogical University; Svetlana Viktorovna Levitskaya, the senior teacher, Khabarovsk State University of Economics and Law; Svetlana Anatolyevna Khmyrova, the senior teacher, Far Eastern State Agrarian University; Denis Petrovich Gonshtein, the assistant, Amur State University, Blagoveshchensk

Abstract

The theoretical and methodological foundations of preparing the basketball reserve in the children's sports school are revealed, the requirements for the development of the athlete's operational thinking and the factors of success of the basketball player's playing activity are determined. The aim of the study is the development of the operational thinking of young basketball players aged 15-16. It was assumed that the use of methodological recommendations in the development of operational thinking of basketball players aged 15-16 based on modeling and analysis of a special set of game situations in theoretical classes with the subsequent transfer of acquired skills to practical training sessions on technical and tactical training will contribute to faster and the correct solution of operational and tactical tasks, which as a whole will increase the effectiveness of their gaming activities. The content of guidelines has been developed aimed at developing the operational thinking of young basketball players aged 15-16 and their effectiveness has been substantiated.

Keywords: operational thinking, young basketball players, operational tasks, theoretical and practical exercises, sports sections, game situations, methodological recommendations, competitive activity.

ВВЕДЕНИЕ

Баскетбол был и остается самым массовым видом спорта в нашей стране, но при этом, по данным исследования ряда специалистов, продуктивность работы спортивных секций, детских спортивных учреждений, клубов, занимающихся подготовкой юных баскетболистов, остается весьма низкой. В процессе подготовки юных баскетболистов в условиях спортивной секции обучению тактическим действиям уделяется недостаточное

внимание, так как основной упор делается на изучение техники и физическую подготовку занимающихся [1, 4]. Глубокие научные исследования по этим проблемам в последние годы ведутся явно недостаточно и в доступной нам литературе не встречались. Отсутствие научных данных по этому вопросу ухудшает качество подготовки резервов, развитие интеллектуальных и творческих способностей занимающихся.

Задачи исследования: изучить теоретическое состояние проблемы развития оперативного мышления в подготовке спортсменов; оценить оперативное мышление юных баскетболистов 15-16 лет, занимающихся в спортивных секциях; разработать содержание методических рекомендаций, направленных на развитие оперативного мышления и обосновать их эффективность.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе секций баскетбола ДЮСШ № 4 с 2017 по 2019 гг. Осуществлен подбор тестов, позволяющих диагностировать исследуемый уровень оперативного и тактического мышления спортсменов. Оперативное мышление исследовалось по методике В.Н. Пушкина (1965) в модификации А.В. Родионова (1971) [4].

Оценка оперативного мышления позволила определить основные направления совершенствования учебно-тренировочного процесса юных баскетболистов 15-16 лет: развитие оперативного и игрового мышления на теоретических и практических занятиях, увеличение числа выполняемых индивидуальных и командных технико-тактических действий в условиях соревновательной деятельности.

В ходе исследования одной из главных задач являлась разработка методических рекомендаций, направленных на развитие оперативного мышления юных баскетболистов 15-16 лет. Содержание методических рекомендаций явилось результатом обобщения опыта работы ведущих специалистов по подготовке резерва в баскетболе и воплощения на практике новых идей и представлений о системе тренировке в баскетболе [1, 2, 4].

Методические рекомендации состоят из 2-х блоков: теоретический и практический. В первый блок включено методическое обеспечение теоретических занятий, основанных на моделировании игровых ситуаций. Содержание теоретических занятий представлено комплексом игровых ситуаций, которые предъявляются занимающимся в виде стоп-кадра видеосюжета, все ситуации продублированы на карточках в схематическом изображении [3, 4]. На основании этого были выбраны игровые ситуации, объединённые в три группы: простые, имеющие 1-2 варианта решения; средней сложности, имеющие 3 варианта решения; сложные, имеющие 4 варианта решения [1].

Основная направленность практического блока рекомендаций заключалось в использовании своеобразных методических приёмов, связанных с проведением специальных тренировочных заданий, направленных на развитие оперативного мышления, творчества и инициативы юных баскетболистов, принятия быстрого, нестандартного решения в сложных, быстро изменяющихся игровых ситуациях.

Сочетание подачи видеоинформации на теоретических и практических занятиях в виде моделирования игровых ситуаций способствовало достижению более высокого уровня оперативной памяти игрока [1, 2]. Особое внимание уделялось показу игровой ситуации с остановкой кадра в определенный момент. Данный подход, применяемый на теоретических и практических занятиях, позволил активизировать творческое мышление юных игроков, сформировать целесообразность и своевременность действий в игровых ситуациях. Для развития игрового мышления на практических занятиях были использованы следующие средства:

1. Специальные упражнения, выполняемые в условиях отсутствия дефицита времени, и информации в соревновательных условиях.

2. Упражнения группового характера, направленные на совершенствование «чувства ритма игры» при внешних сбивающих факторах воздействия и периодической смене

темпа, на совершенствование поиска недостатков позиционной защиты соперника с последующей реализацией имеющегося преимущества.

3. Круговая тренировка, направленная на формирование у игроков принятия целесообразных и своевременных решений.

4. Подготовительные подвижные игры, направленные на развитие игрового мышления - формирование умения анализировать складывающиеся игровые ситуации, осмысливать действия с мячом, видеть особенности конкретных моментов игры, занимать выгодные позиции, выходить на свободное место и т.д.

5. Учебные игры.

Применяемые средства, направленные на развитие оперативного и игрового мышления, позволят увеличить число выполняемых индивидуальных и командных технико-тактических действий в условиях соревновательной деятельности.

Для определения эффективности разработанных методических рекомендаций проводился педагогический эксперимент. Учебно-тренировочные занятия в обеих группах проводились 3 раза в неделю по 2 часа по программе А.Н. Каинова (2018), разработанной на основе комплексной программы (авторы: В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2014) [3]. В контрольной группе применялись традиционные, обусловленные программой, средства и методы обучения баскетболу. В процессе проведения данного эксперимента учащимся экспериментальной группы предлагалось включить в тренировочный процесс методические рекомендации, направленные на развитие оперативного мышления юных баскетболистов, в содержание которых включены теоретический и практический блоки.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для выявления эффективности подготовленности учащихся контрольной и экспериментальной групп был проведен сравнительный анализ показателей оперативного мышления в начале и в конце эксперимента. Показатели юных баскетболистов экспериментальной группы достоверно улучшились по всем характеристикам: время решения тактических задач уменьшилось - на 1,3 сек, что составило 7,2%, оперативных задач - на 0,9 сек (11,5%). Точность решения тактических задач в этой группе достоверно возросла - на 45,8%, оперативных задач - на 9,6% и теоретических задач - на 43,4%. В контрольной группе эти же показатели улучшились в точности решения тактических задач - на 3,4%, оперативных задач - на 3,4% и теоретических задач - на 6,8%. Результаты тестирования дают основание полагать, что применение специальных средств и методических приёмов в тренировке юных спортсменов положительно повлияло на развитие оперативного мышления. Изменение показателей соревновательной деятельности юных баскетболистов 15-16 лет контрольной и экспериментальной групп за время эксперимента: в экспериментальной группе показатели достоверно изменились в количестве подборов мяча на своем щите и на щите противника - на 8,5% и - на 7,%; в количестве перехватов - на 11,2%. Успех в соревновательной деятельности сопоставляем с развитием у баскетболистов оперативного игрового мышления, позволяющего в процессе игры принимать оптимальные решения. Эффективность разработанных методических рекомендаций проверялась в итоговых контрольных играх между группами. По итогам трех встреч юные баскетболисты экспериментальной группы, в сравнении с контрольной группой, продемонстрировали достоверно более высокую результативность соревновательной деятельности: в количестве атак (на 16,3%), бросков по корзине (на 18,1%), быстрых прорывов (на 22,5%), результативных передач (на 25,4%). При этом совершили меньшее количество потерь мяча (на 26,7%), одержав во всех играх победы с преимуществом 10-14 очков.

ВЫВОДЫ

Результаты исследования подтвердили предположение о возможности улучшения индивидуальных и командных технико-тактических действий юных баскетболистов в иг-

ровых условиях за счет сокращения времени на принятие правильных решений.

Таким образом, полученные результаты по внедрению методических рекомендаций в учебно-тренировочный процесс, направленных на развитие оперативного мышления, позволяют сделать вывод о возможности их реализации в практике подготовки юных баскетболистов, что подтверждается данными исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Малиновский, С.В. Реализация, проблемных ситуаций тактико-технических задач с помощью технических средств обучения / С. В. Малиновский, В. Г. Пашинцев // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 2. - С. 46-50.

2. Сингаевский, С.Н. Тренировка оперативного мышления спортсменов / С. Н. Сингаев-ский, А. А. Крыськов // Теория и практика физической культуры. - 1981. - № 4. - С. 53-54.

3. Физическая культура. 1-11 классы : комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича / авт.-сост. А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. - Волгоград : Учитель, 2018. - 171 с.

4. Яворская, Е.Е. Технология подготовки баскетболисток в условиях вуза / Е.Е. Яворская. - Благовещенск : [б. и.], 2009. - 203 с.

REFERENCES

1. Malinovsky, S.V. and Pashintsev, V.G. (2000), "Realization of problem situations of tactical and technical problems using technical training aids", Theory and Practice of Physics culture, No. 2, pp. 46-50.

2. Singaevsky, S. N. and Kryskov, A.A. (1981), "Training of operational thinking of athletes", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 53-54.

3. Kainov, A.N. and Kuryerova, G.I. (2018), Physical education. Grades 1-11: a comprehensive program of physical education for students of V.I. Lyakha, A.A. Zdanevich, publishing house "Uchitel", Volgograd.

4. Yavorskaya, E.E. (2009), The technology of training basketball players in a university, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk.

Контактная информация: krasikova_anya@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.04.2020

УДК 796.015

ГИПЕРАММОНИЕМИЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ

Александр Семенович Розенфельд, профессор, Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург

Аннотация

Согласно концепции П.К. Анохина пусковым звеном в формировании «утомления» являются процессы, происходящие в одном из узких мест (в компоненте) функциональной системы, привлеченной в конкретной ситуации к выполнению напряженной мускульной работы. Кратко рассмотрена роль одного из компонентов функциональной биохимической системы организма, который ответственен за избыточное накопление ионов аммония. Описаны основные физиологические и биохимические механизмы, участвующие в эффективной утилизации аммиака из организма. Предложено несколько способов, как помочь спортсмену снизить уровень аммония в организме.

Ключевые слова: физическая нагрузка, работоспособность, ион аммония, утомление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.