Научная статья на тему 'Формирование оперативного мышления у юных волейболистов 13-15 лет в условиях интерактивного решения игровых задач'

Формирование оперативного мышления у юных волейболистов 13-15 лет в условиях интерактивного решения игровых задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
717
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / ВОЛЕЙБОЛ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ТИПОВЫЕ ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ / ИГРОВАЯ ЗАДАЧА / ОПЕРАТИВНОЕ ИГРОВОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Черный Дмитрий Александрович, Мачульская Виктория Дмитриевна

Проблема оперативности решения двигательных спортивных задач в вероятностных условиях изучалась во многих видах спорта. Игровая деятельность реализуется через «оперативные решения», проявляемые в условиях альтернативной неопределенности, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности движений. Цель исследования повышение технико-тактической подготовленности юных волейболистов 13-15 лет при использовании интерактивных учебных заданий, активизирующих оперативность решения двигательных спортивных задач в вероятностных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Черный Дмитрий Александрович, Мачульская Виктория Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of operational thinking at young volleyball players aged 13-15 years in the conditions of interactive solution of game tasks

The problem of efficiency of the solution of motion sports tasks in probabilistic conditions was studied in many sports. Game activity is implemented through the "operational decisions" shown in the conditions of alternative uncertainty which demands manifestation of resourcefulness, speed of reaction, ability to concentration and switching of attention, existential accuracy of movements. Research objective increase in technical and tactical readiness of young volleyball players of 13-15 years when using the interactive educational tasks which are making active the efficiency of the solution of motion sports tasks in probabilistic conditions.

Текст научной работы на тему «Формирование оперативного мышления у юных волейболистов 13-15 лет в условиях интерактивного решения игровых задач»

5. Sinyavskiy, N.I., Fursov, V.A., Kitaev, O.N. and Gerega, N.N. (2016), "Content of weekly motor activity of students and its self-examination", Physical culture: upbringing, education, training, No. 4, pp. 8-9.

Контактная информация: gerega86@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.05.2017

УДК 796.325

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЕРАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 13-15 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРАКТИВНОГО РЕШЕНИЯ

ИГРОВЫХ ЗАДАЧ

Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Дмитрий Александрович Черный, магистр, Московский городской педагогический университет, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II, г. Москва; Виктория Дмитриевна Мачульская, магистр, Российский государственный социальный университет, г. Москва

Аннотация

Проблема оперативности решения двигательных спортивных задач в вероятностных условиях изучалась во многих видах спорта. Игровая деятельность реализуется через «оперативные решения», проявляемые в условиях альтернативной неопределенности, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности движений. Цель исследования - повышение технико-тактической подготовленности юных волейболистов 13-15 лет при использовании интерактивных учебных заданий, активизирующих оперативность решения двигательных спортивных задач в вероятностных условиях.

Ключевые слова: юношеский спорт, юные спортсмены, волейбол, технико-тактическая подготовка, интерактивные методы, типовые игровые ситуации, игровая задача, оперативное игровое мышление.

FORMATION OF OPERATIONAL THINKING AT YOUNG VOLLEYBALL

PLAYERS AGED 13-15 YEARS IN THE CONDITIONS OF INTERACTIVE SOLUTION OF GAME TASKS Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, honored worker of physical culture of the Russian Federation, Dmitry Aleksandrovich Cherny, the master, The Moscow City University, Moscow State University of Means of Communication of the Emperor Nicholas II, Moscow; Victoria Dmitrievna Machulskaya, the master, Russian State

Social University, Moscow

Annotation

The problem of efficiency of the solution of motion sports tasks in probabilistic conditions was studied in many sports. Game activity is implemented through the "operational decisions" shown in the conditions of alternative uncertainty which demands manifestation of resourcefulness, speed of reaction, ability to concentration and switching of attention, existential accuracy of movements. Research objective - increase in technical and tactical readiness of young volleyball players of 13-15 years when using the interactive educational tasks which are making active the efficiency of the solution of motion sports tasks in probabilistic conditions.

Keywords: youthful sport, young athletes, volleyball, technical and tactical preparation, interactive methods, standard game situations, game task, operational game thinking.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ спортивно-тренировочной деятельности по волейболу показывает, что результативность игры во многом определяется исходной технико-тактической подготов-

ленностью юных спортсменов. Определяющую роль в успехе начинает играть своеобразный технико-тактический фактор, где отмечаются способности игрока своевременно воспринимать и адекватно оценивать игровую ситуацию, принимать оперативные решения и точно реализовывать их в моторном действии. В спортивных играх единоборство протекает в условиях активного сопротивления противника и характеризуется быстротечностью изменяющихся ситуаций, подчиняющих выбор тактических решений жесткому лимиту времени. Правильное решение, но принятое с опозданием, становится ошибочным. В связи с этим в игровых видах спорта, в том числе и волейболе, на первый план выдвигаются требования к совершенствованию оперативного мышления спортсмена, к сокращению времени принятия решения.

Итак, при подготовке юных волейболистов следует особое внимание уделять воспитанию способности рационально действовать в вероятностных условиях, обеспечивающей своевременное восприятие и адекватную оценку игровой ситуации, готовность принимать оперативное решение и точно реализовать его в моторном действии, когда игровая деятельность, проявляемая в условиях альтернативной неопределенности, требует находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности движений. Именно эта способность наиболее трудно формируется в процессе обучения и развития юных спортсменов-волейболистов.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Организация исследования была осуществлена на базе муниципального образовательного учреждения «Детско-юношеская спортивная школа № 84 по волейболу г. Москвы. В эксперименте участвовали группа мальчиков 13-15 лет. Исследование проходило в течении полугодичного макроцикла на занятиях, где группа в количестве 22 человек была разделена на 2 группы - 12 волейболистов отнесены к экспериментальной (ЭГ) группе, и 10 волейболистов - к контрольной (КГ) группе.

В проведенном исследовании начальное формирование оперативного мышления спортсмена связывалось с наглядным представлением игровых действий каждым волейболистом на интерактивной доске. Интерактивность - один из методов теоретической подготовки спортсменов, в котором обучение выстраивается в процессе информационного диалога и обмена знаниями между обучаемым и обучающимся, рассматривается как обучение в сотрудничестве, основано на прямом взаимодействии обучаемых со своим опытом и опытом партнеров по команде. Подобные методы сравнимы с мыслительными операциями, их достаточно много: это и методы анализа-синтеза, конкретизации, сравнения, обобщения, а вместе с тем воображение как способ создания новых мыслительных представлений и образов [1, 5]. Важнейшее значение в интерактивном обучении играют упрощенные рисунки-схемы, представляемые на интерактивной доске, рассматриваемые как прогнозируемые действия волейболистов в реальной игровой обстановке, позволяющие выявить у юных спортсменов наличные тактические знания [2, 3]. Аналитическое осмысление вариантов действий в стандартной игровой ситуации позволяет спортсмену принять наиболее эффективный и оптимальный вариант решения постановленной двигательной задачи, а потом воспроизвести принятое решение в практическом действии, а вместе с тем корректировать поведенческий акт в условиях наблюдающихся отклонений. Таким образом, игроки одновременно совершенствуют тактические знания и овладевают способами принятия оперативных решений в игровой ситуации и умением перестраивать свои движения в соответствии со складывающейся обстановкой.

Сущность педагогического эксперимента заключалась в том, что юным волейболистам экспериментальной группы в творческом режиме предлагалось решить ряд игровых ситуаций-задач, направленных на нахождение оптимального и рационального способа завершения индивидуальных технико-тактических действий в нападении и защите [4], всего период интерактивной теоретической подготовки составил 6 недель. Оценива-

лась быстрота принятия решений, точность принятия решений, способность прогнозировать действия партнеров (количество совпавших решений). На решение одного задания отводилась не более 1 минуты, превышение времени трактовалось как невыполнение задачи.

Второй этап педагогического эксперимента - цикл исполнения, реализации, закрепления и совершенствования двигательных действий в соревновательных ситуациях. Игровые модели-ситуации, которые несли теоретический характер и были предназначены для отработки типичных алгоритмов принятия решении в информационной среде, в реальной живой игровой практике дополнялись новыми вариантами принятия решений, которые могли быть стандартными или инвариантными. Период практической подготовки составил 12 недель.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Тестирование быстроты и точности оперативного мышления осуществлялось с помощью четырех тестовых задач, причем две задачи решались в 3 хода, когда одна из них характеризовалась тем, что, казалось бы, очевидное решение, на самом деле не было оптимальным и вело по ложному пути (таблица 1). До начала эксперимента большинство юных волейболистов использовали угадывание как вид оперативного мышления при решении двигательных задач, достоверных различий в количестве ориентирующихся юных спортсменов не просматривалось (Р>0,05), они в 7 случаях из 10 угадывали направление передачи. Вместе с тем, наиболее подготовленные юные волейболисты использовали логический способ мышления, но их было явно недостаточно в обеих группах (Р>0,05). В процентном отношении при решении двигательных задач средний процент юных волейболистов, угадывавших направление полета мяча, составлял 75^70%, использующих аналитический способ решения задачи - 17^20%, наглядно-образный - 8^10%.

Таблица 1 - Быстрота и точность оперативного мышления при решении интерактивных заданий юными волейболистами ЭГ до и после эксперимента (п=12)_

Смысловая задача До эксперимента, с После эксперимента, с Различия

Статистические показатели XX 5 XX 5 1 Р

Задача в 1 ход (блок) 2,1 ±0,44 1,2 ±0,35 5,54 <0,001

Задача в 2 хода (передача) 4,5 ±0,67 3,3 ±0,45 5,14 <0,001

Задача в 3 хода (удар) 6,2 ±0,88 3,5 ±0,41 9,62 <0,001

Задача в 3 хода (завуалировано) 5,8 ±0,92 3,5 ±0,58 7,31 <0,001

Условные обозначения: ЭГ - экспериментальная группа, X средняя величина; а - среднее квадратичное отклонение; 1 - критерий Стьюдента; а - уровень значимости 95%-99%-99,9%. Примечание. Для п=12 будут достоверны с вероятностью а=0,05 при у=2-п=22 все значения 1>2,074; а=0,01 все значения г>2,819; а=0,001 все значения 1>3,792.

После проведенного эксперимента юные волейболисты ЭГ при выборе направления передачи мяча в 25% случаев опирались на логический тип мышления и в 58% случаев использовали творческий наглядно-образный тип ориентации в двигательном задании; при этом эффективность решения задач оказалась значительно выше, чем у начинающих волейболистов КГ (таблица 2).

Таблица 2 - Виды оперативного мышления при решении двигательных задач юными волейболистами ЭГ и КГ по и после педагогического эксперимента (X ±5)_

Тип решения смысловой задачи До эксперимента, % Различия После эксперимента, % Различия

ЭГ КГ 1 Р ЭГ КГ 1 Р

Угадывание 75 70 1,46 >0,05 17 60 7,96 <0,001

Логический анализ 17 20 0,98 >0,05 25 20 1,42 >0,05

Наглядно-образный 8 10 0,79 >0,05 58 20 8,23 <0,001

Отметим, что комплексное логическое и наглядно-образное мышление в волейболе используют те наиболее подготовленные юные спортсмены, которые являются связующими игроками и овладели эффектом «панорамного предвосхищения» с выделением

наиболее значимых элементов, составляющих суть содержания игровых задач. Следовательно, поисковая деятельность «связующих» юных волейболистов игроков осуществляется на основе механизма сличения элементов содержания игровой деятельности на площадке с ранее сформированным у испытуемого типом решений об этом изменении. Процесс решения задачи является активной поисковой деятельностью субъекта, причем ее центральное звено - не переработка уже образованной информации, а именно активный выбор, поиск субъектом способа получения информации.

В ЭГ только 25% юных спортсменов (п=3) свели решение игровых задач к типичному действию, наигранным приемам, комбинациям. В КГ, по-прежнему, 60% юных волейболистов (п=6) в решении игровых задач опирались на стандартное игровое взаимодействие. Юные волейболисты в 8 из 10 случаев применяли «прием нападающего удара одним волейболистом (без страховки)», что неадекватно для использования данного технико-тактического действия, поскольку более эффективным приемом в этой игровой ситуации следует считать «прием нападающего удара двумя волейболистами (подстраховка)», что и было продемонстрировано юными волейболистами ЭГ, которые выбрали данное тактическое действие в 10 случаях из 12.

У юных спортсменов КГ при решении игровых задач более длительным был период ориентировки в ситуации, затруднено восприятие и узнавание игровой комбинации, а время обдумывания составило почти 70% времени решения задач (таблица 3). Возникшие затруднения связаны с ограниченным арсеналом творческих решений в проблемных соревновательных ситуациях, узнаванием и дифференциацией только наигранных комбинаций и принятием наработанных решений, выборе действий только в рамках своего амплуа. Так, использование тактического приема «блок без перемещения» было характерно для спортсменов КГ, т.е. стадия ориентировки у юных волейболистов КГ заканчивается в выборе варианта действия из памяти наигранных ситуаций на основе прошлого опыта.

Таблица 3 - Точность решения двигательных задач юными волейболистами ЭГ и КГ по окончании основного педагогического эксперимента (X ± 5)_

Смысловая задача До эксперимента, (п=12), баллов Различия После эксперимента, (п=10), баллов Различия

ЭГ КГ г Р ЭГ КГ г Р

Точность передачи мяча 1,54±0,19 1,71±0,22 1,95 >0,05 2,81±0,26 1,68±0,23 10,81 <0,001

Направление передачи мяча 1,82±0,24 2,02±0,29 1,74 >0,05 3,02±0,27 1,96±0,28 8,98 <0,001

Технико-тактическое действие «блок без перемещения» применялось в ЭГ волейболистов в 2 из 12 случаев (17%), а у юных спортсменов КГ - в 5 из 10 случаев (50%), что характеризует низкую техническую подготовленность игроков в волейбол. Юные волейболисты ЭГ преимущественно использовали «блок после перемещения». Юные волейболисты ЭГ при решении игровых задач имели более широкий выбор тактических действий в своем арсенале (нападающий удар с 1 передачи, блок после перемещения, прием нападающего удара двумя волейболистами с подстраховкой), чем юные волейболисты КГ, были более точными, быстрыми, рациональными, находчивыми в выборе тактического действия.

ВЫВОДЫ

Выявлено, что использование интерактивных методов обучения достоверно влияет на прирост показателя правильности решения игровых тактических задач у юных волейболистов. Определена закономерность - чем больше волейболисты низкой квалификации воспринимают элементов содержания игровых задач, тем полнее формируется ориентировочная основа действия. Установлено, что у более подготовленных волейболистов при решении оперативно-тактических задач в процессе решения игровых задач наблюдается так называемое «свертывание решения», за счет исключения «лишних ходов», основан-

ное на прогнозировании развития событий и использовании оперативного мышления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гарягдыев, Г.Г. Применение интерактивных обучающих заданий при формировании технико-тактической подготовленности начинающих гандболистов-студентов / Г.Г. Гарягдыев, Г.Н. Германов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 4650.

2. Гончарова, А. В. Индивидуально-тактические компоненты надежности защитных действий волейболисток : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Гончарова Алла Витальевна. - Малаховка, 2008. - 24 с.

3. Родин, А. В. Применение метода игровых задач в процессе индивидуальной технико-тактической подготовки юных баскетболистов / А.В. Родин, Г.Н. Германов, Е.А. Павлов // Культура физическая и здоровье. - 2014. - № 3 (50). - С. 46-47.

4. Черный, Д.А. Применение метода игровых задач в технико-тактической подготовке юных волейболистов : выпускная квалификационная работа магистра / Д.А. Черный, научный руководитель Г.Н. Германов ; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т]. - М., 2016. - 88 с.

5. Экспериментальное обоснование эффективности метода игровых задач в процессе индивидуальной технико-тактической подготовки юных баскетболистов / Г.Н. Германов, А.В. Родин, Е.А. Павлов, Д.И. Войтович // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия : Естественные науки. - 2014. - № 3 (15). - С. 71-79.

REFERENCES

1. Garyagdyev, G.G. and Germanov, G.N. (2014), "Application of the interactive training tasks when forming technical and tactical readiness of the beginning handballers students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.116, No. 10, pp. 46-50.

2. Goncharova, A.V. (2008), Individual and tactical components of reliability of protective actions of volleyball players, dissertation, Malakhovka, Russian Federation.

3. Rodin, A.V., Germanov, G.N. and Pavlov, E.A. (2014), "Application of method of game tasks in the course of individual technical and tactical training of young basketball players", Kul'tura fizi-cheskaja i zdorov'e, Vol. 50, № 3, pp. 46-47.

4. Cherny, D.A. (2016). Application of method of game tasks in technical and tactical training of young volleyball players, master thesis, Moscow, Russian Federation.

5. Germanov, G.N., Rodin, A.V., Pavlov, E.A. and Voytovich, D.I (2014), "Experimental justification of efficiency of method of game tasks in the course of individual technical and tactical training of young basketball players", Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Estestvennye nauki, Vol. 15, No. 3, pp. 71-79.

Контактная информация: genchay@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.05.2017

УДК 796.894

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ

АРМРЕСТЛЕРОВ С УЧЁТОМ СПЕЦИФИКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дмитрий Павлович Докучаев, магистр, заведующий кафедрой, Ташкентский государственный юридический университет, Ташкент

Аннотация

Данная работа посвящена совершенствованию методики скоростно-силовой подготовки (ССП) молодых армрестлеров с учётом специфики соревновательной деятельности и индивидуальных особенностей. Решение данной проблемы во многом зависит от дифференцированного подхода к учебно-тренировочному процессу, с учетом индивидуальных способностей спортсменов и специфики соревновательной деятельности. Полученные результаты исследования, могут быть использованы при планировании и проведении учебно-тренировочного процесса, а также при выступлении спортсменов на соревнованиях различного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.