УДК 796.323
ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОК С
НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Людмила Николаевна Шелкова, кандидат педагогических наук, доцент, Анатолий Васильевич Зюкин, доктор педагогических наук, профессор, Андрей Александрович Головко, старший преподаватель, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Аннотация
С целью совершенствования технических навыков баскетболисток с нарушениями слуха в исследовании использовался подход, позволяющий улучшить способности оценки и регуляции пространственно-временных и динамических параметров движений, ориентирования в пространстве, равновесия, сенсорной реактивности и кинестетической чувствительности. Применены специальные методические приемы активизации органов зрения. Получен новый научный результат - выявлена возможность стимулирования компенсаторных процессов двигательного функций за счет активизации зрительного анализатора с помощью специально подобранных физических упражнений и методов тренировки.
Ключевые слова: техническая подготовка баскетболиста, баскетболистки с нарушениями функции слуха, сурдлимпийцы.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p462-465
FEATURES OF TECHNICAL PREPARATION OF BASKETBALL PLAYERS WITH
HEARING DISORDERS
Lyudmila Nikolaevna Shelkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ana-toly Vasilievich Zyukin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Andrey Alexandrovich Golovko, the senior teacher, The Herzen State Pedagogical University of the Russian, St. Petersburg
Abstract
In order to improve the technical skills of the hearing-impaired basketball players, the approach was used in the study to improve the ability to assess and control the spatio-temporal and dynamic parameters of movements, spatial orientation, balance, sensory reactivity and kinesthetic sensitivity. Special methodical techniques for activating the organs of vision were applied. A new scientific result was obtained - the possibility of stimulating the compensatory processes of motor functions due to the activation of the visual analyzer by using the specially selected physical exercises and training methods was revealed.
Keywords: technical training of basketball player, basketball player with hearing disorders, deaf Olympians.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных направлений физического воспитания является адаптивная физическая культура и спорт инвалидов, которые в последнее время приобретают все большее распространение. В нашей стране это направление общественной деятельности поддерживается на государственном уровне [1].
Поражение функций слухового анализатора провоцирует целый ряд вторичных отклонений, в том числе и задержку речевого развития. Подобные нарушения приводят к снижению объема полученной информации, что негативно влияет на развитие познавательных процессов и овладение всеми видами двигательных навыков [4].
Для людей с нарушениями слуха свойственны разнообразные отклонения в двигательной сфере - недостаточно точная координация и уверенность движений, трудность сохранения статического и динамического равновесия, низкий уровень пространственной ориентировки, задержка овладения двигательными навыками, увеличение времени
двигательной реакции, снижение становой силы, низкий темп движений, снижение двигательной памяти, нерациональное распределение физических усилий. В последние десятилетия разработаны различные научные направления и школы реабилитации лиц с нарушениями слуха неспецифическими средствами - гидропедагогика, сурдопедагогика, реабилитация органов слуха [5, 8].
Анализ специальной отечественной и зарубежной литературы свидетельствует о возможности компенсаторного воздействия на сопутствующие чувствительные анализаторы с целью регенерации и восполнения утраченных функций основными органами чувств. Компенсаторное воздействие на сниженные или утраченные функции подчинено принципам сигнализации дефекта, прогрессивной мобилизации компенсаторных механизмов, обратной афферентации компенсаторных приспособлений, санкционирующей аффе-рентации, относительной устойчивости компенсаторных приспособлений [6, 7].
Использование данных принципов в тренировочном процессе баскетболисток с нарушениями слуха позволит повысить эффективность овладения специальными техническими приемами, обеспечивающими надежность игровых действий [2, 3]. В данном случае технические приемы будут тесно взаимосвязаны с физическими возможностями баскетболисток, что обеспечит доступность игровых средств и мобилизацию физиологических резервов организма спортсменок.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С целью совершенствования технических навыков баскетболисток с нарушениями слуха использовался подход, позволяющий улучшить способности оценки и регуляции пространственно-временных и динамических параметров движений, ориентирования в пространстве, равновесия, сенсорной реактивности и кинестетической чувствительности. Развитие координационных способностей осуществлялось сопряженно с развитием скоростных качеств.
Исследования проводились с привлечением 20 спортсменок сурдлимпийской сборной Санкт-Петербурга по баскетболу, составившие экспериментальную группу (ЭГ) и 20 баскетболисток с нарушением функции слуха, включенные в контрольную группу (КГ). Баскетболистки экспериментальной и контрольной групп были разделены по игровым амплуа: разыгрывающие и атакующие защитники, легкие и тяжелые форварды, центровые.
Особенностью учебно-тренировочных занятий со спортсменками ЭГ являлось стимулирование компенсаторных процессов двигательных функций за счет активизации зрительного анализатора с помощью специально подобранных физических упражнений и методов тренировки. Методическими приемами активизации органов зрения являлись: выделение яркой светоотражательной лентой зоны эффективного отскока мяча на баскетбольном щите, обозначение коридора полета мяча по ширине кольца выступающими антеннами, подсветка дужки кольца и обозначение световыми указками центра кольца, обозначение эффективных точек для выполнения броска мяча в кольцо.
Баскетболистки КГ тренировались с применением традиционных методов развития физических качеств и формирования технического мастерства спортсмена.
Эффективность предложенной методики тренировки оценивалась по результатам выполнения следующих упражнений технической подготовки:
- перемещение в стойке защитника - прямолинейный рывок на 20 м, стартуя по сигналу из-за лицевой линии площадки в баскетбольной стойке;
- перемещение в защите - челночный бег 6 раз по 5 метров: лицом вперед с определенной точки в штрафной зоне до линии 3-х очкового броска с возвращением на исходную точку спиной;
- ведение мяча по прямой на дистанцию 20 метров;
- процент попадания мяча в корзину при выполнении бросков со средней дистанции (3 м) с 5-ти определенных точек;
- процент попадания мяча в корзину при выполнении бросков с дальней дистанции (6 м) с 5-ти определенных точек.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Исследование уровня технической подготовленности баскетболисток обеих групп выявили достоверные различия в показателях (таблица 1).
Таблица 1 - Результаты исследования уровня технической подготовленности баскетболисток с нарушениями слуха_
Показатель Оценка показателя в баллах
ЭГ КГ
до после t до после t
Перемещение в стойке защитника на 20 м, с 23,4±0,31 19,7±0,22 1.4 23,0±0,24 22,5±0,32 1.5
Перемещение в защите 6 х 5 м, с 10,2±0,82 9,16±0,06 2,7 11,0±0,64 9.39±0.26* 0.8
Ведение мяча на 20м, с 4,9±0,28 3.8±0.36* 3.7 5,42±0,19 4,64±0,23 4.2
Броски мяча со средней дистанции, % 46.5±2.3 58.6±4.1 0.5 45,8±2,5 49,0±3,3 0.5
Броски мяча с дальней дистанции, % 19,7±1,3 25.3±3.4 1.7 18,3±3,6 21.6±1.4* 2.1
Примечание: * - уровень достоверности различий при р <0,05.
Использование принципа обратной афферентации компенсаторных приспособлений в тренировке баскетболисток с нарушениями слуха позволило повысить средний показатель времени выполнения теста «Перемещение в защитной стойке» в ЭГ на 3,7 с. В КГ этот же показатель улучшился лишь на 0,5 с.
Методические приемы активизации органов зрения оказались наиболее эффективны при тренировке бросков мяча в кольцо как со средней, так и с дальней дистанции. Процент реализации бросков со средней дистанции в ЭГ улучшился на 12,1%, с дальней дистанции - на 5,6%. Эти же показатели в КГ улучшились на 3,2% и 2,3% соответственно.
Быстрота выполнения специальных технических действий баскетболиста развивалась наиболее эффективно под воздействием скоростных упражнений с внешними ориентирами движений, используемыми на основе принципа относительной устойчивости компенсаторных приспособлений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективность специализированной тренировки баскетболисток с нарушением слуха с помощью специально подобранных физических упражнений и методов тренировки, стимулирующих компенсаторные процессы слухового анализатора за счет активизации зрительных функций, подтверждается динамикой показателей технической подготовленности. При этом использование подхода, основанного на улучшении способности оценки и регуляции пространственно-временных и динамических параметров движений, ориентирования в пространстве, равновесия, сенсорной реактивности и кинестетической чувствительности, позволяет формировать технические навыки, в наибольшей степени соответствующие игровой деятельности баскетболиста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барченко, С.А. Теоретические аспекты физической подготовки дзюдоистов-паралимпий-цев с нарушением зрения в системе спортивной подготовки / С.А. Барченко, А.В. Зюкин, Л.Н. Шелкова // Физическая культура в образовательном пространстве России: состояние, тенденции и перспективы : сборник трудов конференции. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 25-28.
2. Головко, А.А. Средства и методы развития скоростных качеств и быстроты движений у баскетболистов с нарушением слуха / А.А. Головко // Физическая культура в образовательном пространстве России: состояние, тенденции и перспективы : сборник трудов конференции. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 88-92.
3. Головко, А.А. Закономерности развития основных двигательных качеств у инвалидов с нарушением слуха / А.А. Головко // Физическая культура студентов : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 400-404.
4. Зюкин, А.В. Психолого-педагогические технологии формирования высокой психической устойчивости у действующих спортсменов / А.В. Зюкин, Е.С. Набойченко, М.В. Носкова // Уральский медицинский журнал. - 2019. - № 1 (169). - С. 98-105.
5. Карпов, Д. А Факторы, определяющие необходимость использования гидродинамической тренировки в длительном плавании корабельных специалистов ВМФ России / Д.А. Карпов, О.Е. По-нимасов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 136-139.
6. Сравнительная характеристика психофизиологических возможностей квалифицированных баскетболисток с нарушениями слуха и квалифицированных здоровых баскетболисток / Ж.Л. Козина, И.Н. Собко, А.И. Клименко, Н.Н. Сак // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2013. - № 7. - С. 28-33.
7. Морозов, А.П. Современные технологии мониторинга показателей функционального состояния в тренировочном процессе (на примере спорта глухих) / А.П. Морозов, Н.Н. Чесноков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, - 2012. - № 9 (91). - C. 110-115.
8. Щеголев, В.А. Особенности применения средств гидрофитнеса для поддержания работоспособности моряков-подводников в автономном походе / В.А. Щеголев, О.Е. Понимасов, А.В. Зюкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2017. - № 2 (58). - С. 138-141.
REFERENCES
1. Barchenko, S.A., Zyukin, A.V. and Shelkova, L.N. (2019), "Theoretical aspects of physical training of judo-paralympic people with visual impairment in the system of sports training", Physical education in the educational space of Russia: state, trends and prospects, Herzen university publishing house, St. Petersburg, pp. 25-28.
2. Golovko, A.A. (2019), "Means and methods of developing speed qualities and speed of movement of basketball players with hearing impairment", Physical education in the educational space of Russia: state, trends and prospect", Herzen university publishing house, St. Petersburg, pp. 88-92.
3. Golovko, A.A. (2019), "Patterns of development of basic motor qualities in people with disabilities with hearing impairment", Materials of the all-Russian scientific practical conference "Physical culture of students", Herzen university publishing house, St. Petersburg, pp. 400-404.
4. Zyukin, A.V., Naboychenko, E.S. and Noskova, M.V. (2019), "Psychological and pedagogical technologies for the formation of high mental stability in existing athletes", Ural Medical Journal, Vol. 169, No. 1, pp. 98-105.
5. Karpov, D.A. and Ponimasov, O.E. (2018), "Factors determining need in application of the hydrodynamic training in long swimming of ship specialists of the Navy of Russia", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 136-139.
6. Kozina, J.L. Sobko, I.N., Klimenko, A.I. and Sak, N.N. (2013), "Comparative characteristics of the psychophysiological capabilities of qualified basketball players with hearing impairment and qualified healthy basketball players", Pedagogy, psychology and biomedical problems of physical education and sport, No. 7, pp. 28-33.
7. Morozov, A.P. and Chesnokov, N.N. (2012), "Modern technologies for monitoring indicators of the functional state in the training process (for example, the sport of the deaf)", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 110-115.
8. Shchegolev, V. A., Ponimasov, O.E. and Zyukin, A.V. (2017), "Features of the use of hydrofitnes to maintain the performance of seamen-submariners in an autonomous campaign", Vestnik Rossiiskoi Voenno-medicinskoi academii, Vol. 58, No. 2, pp. 138-141.
Контактная информация: andrigolovko@mail.ru
Статья поступила в редакцию 15.02.2020
УДК 796.925
ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И СОСТАВА ТЕЛА ПРЫГУНОВ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА 9-11 И 12-15 ЛЕТ
Татьяна Николаевна Шутова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва; Елена Олеговна Рыбакова, кандидат педагогических наук, доцент, Чайковский государственный институт