© Романова Т.Ф.,
заведующая кафедрой «Финансы» РГЭУ «РИНХ», д.э.н., профессор
© Богославцева Л.В., доцент кафедры «Финансы»
РГЭУ «РИНХ», к.э.н.
ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ АПК В РЕГИОНЕ
Агропромышленное производство обладает целым рядом особенностей, которые обусловливают специфику его финансового обеспечения:
- в аграрном секторе формируется
особая финансово-кредитная
инфраструктура, отличающаяся своей спецификой и обеспечивающая создание условий для постоянного
финансирования сельскохозяйственного производства и социальной сферы села, а также предоставление заемных средств;
- зависимость от природно-климатических условий и случайных факторов характеризует земледелие как рискованное производство, что оказывает существенное влияние на инвестиционные процессы;
- сезонность сельскохозяйственного
производства и связанный с этим характер формирования затрат и запасов обусловливают необходимость
предоставления аграрному сектору кредитов;
- из-за длительности
производственного цикла отсутствуют источники непрерывного
финансирования.
Основной целью формирования финансовой поддержки АПК является формирование финансовой основы для устойчивого развития
агропромышленного производства, его социальной инфраструктуры, создания предпосылок экономического роста и становления конкурентной среды, обеспечения развития материально-
технической базы инфраструктуры комплекса. Таким образом, устойчивое развитие агропродовольственного
сектора можно рассматривать как
единство трех составляющих —
экономической, социальной и
экологической, образующих
социоприродную систему. Несомненно, что центральное место в данном определении отводится повышению уровня устойчивости производства продовольствия, что позволит
обеспечить продовольственную
безопасность Российского государства. Интенсивно развивая мировые рынки продовольствия, ведущие страны мира в то же время поддерживают очень высокий уровень самообеспечения: США и Франция — более 100%, ФРГ — 93%, Италия — 78%, даже бедная
плодородными почвами Япония — 40%. Для России же нынешний уровень продовольственной зависимости
составляет 33% [1].
Финансовая поддержка АПК имеет довольно сложную структуру, объединяющую элементы бюджетной, налоговой, страховой систем
государства, участвующих в финансовом обслуживании агропромышленного
производства и социальной сферы села. Основными функциями финансовой поддержки АПК, как нам представляется, являются:
- во-первых, формирование и
использование фондов финансовых ресурсов: бюджетных, социального
страхования, специальных фондов сельскохозяйственных предприятий и
др.;
- во-вторых, воспроизводственная
функция, связанная с обеспечением сбалансированности движения
материальных и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала в процессе воспроизводства на предприятиях агропромышленного
комплекса;
- в-третьих, стимулирующая
функция, направленная на ускоренное развитие инвестиционно-инновационной
деятельности предприятий данного сектора и решение социальных проблем;
- в-четвертых, контрольная
функция, позволяющая осуществлять совокупность мероприятий по контролю правильного и своевременного формирования фондов денежных средств, их целенаправленного и производительного (эффективного)
использования с применением
специфических форм и методов финансового контроля.
Меры государственной поддержки АПК можно подразделить на две основные группы: экономические и
административные. К мерам
экономического характера относятся: льготное кредитование, льготное налогообложение, дотирование,
компенсации, применение
гарантированных закупочных цен, льготное страхование; финансирование научных исследований, повышения плодородия почвы, развития социальной и рыночной инфраструктуры,
консультирование, инспектирование и др.
Административные меры
соответственно включают: установление квот на производство и реализацию продукции, контроль за качеством продукции, антимонопольное
регулирование цен, установление предельного уровня рентабельности перерабатывающей промышленности и торговой наценки, установление верхнего и нижнего пределов цен, соотношений между стоимостью сельхозсырья и ценой конечной продукции, применение штрафных санкций, установление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
Субъектами финансовой поддержки АПК в зависимости от характера участия и роли могут выступать: государство, финансово-кредитные учреждения,
сельскохозяйственные предприятия, население, общественные организации, социальные институты.
Государство как субъект финансовой инфраструктуры АПК, аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, участвует в создании условий, обеспечивающих основу ведения расширенного воспроизводства, используя такие инструменты, как субсидии на сельскохозяйственное производство и материально-технические ресурсы,
лизинг сельскохозяйственной техники и племенных животных с использованием бюджетных средств, поддержка
страхования урожая
сельскохозяйственных культур,
налоговый механизм, финансирование инвестиционной деятельности и др.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов государство
должно определять приоритетные задачи, на реализацию которых необходимо направлять ассигнования в первоочередном порядке. Ими, по нашему мнению, могут быть:
- формирование и регулирование единого продовольственного рынка и рынка сельхозтехники для отраслей АПК;
- проведение единой
общегосударственной земельной,
налоговой, финансовой и денежно-
кредитной политики;
- обеспечение эффективной
внешнеторговой политики;
- научное, информационное и
кадровое обеспечение АПК;
- организация государственного
контроля за качеством продовольствия, целевым и рациональным
использованием земельного фонда,
соблюдением ветеринарных,
экологических, технико-технологических нормативов.
Следует подчеркнуть, что
государственная поддержка постоянно оказывается аграрному сектору, но
содержание ее менялось на различных этапах развития. До 2001 г. она заключалась в том, что:
- ежегодно принимались
постановления Правительства РФ по экономическим условиям
функционирования предприятий и организаций АПК;
- в федеральном бюджете предусматривались целевые дотации и субсидии сельскому хозяйству;
- сельхозтоваропроизводителям устанавливались существенные льготы в налогообложении;
- были образованы специальный фонд льготного кредитования организаций АПК, лизинговый фонд;
- проводились отсрочка и рассрочка
задолженности предприятий и
организаций АПК по платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды,
централизованным кредитам, товарному кредиту;
- повышались таможенные
пошлины на ряд продовольственных товаров.
В связи с принятием в 2001 г. Правительством РФ «Основных
направлений агропродовольственной политики на 2001-2010 гг.» в системе государственной поддержки АПК
произошли значительные изменения:
- упразднен бюджетный фонд
льготного кредитования
товаропроизводителей АПК;
-введено субсидирование
процентных ставок по кредитам, привлеченным предприятиями и организациями АПК в российских кредитных организациях, с погашением за счет средств федерального бюджета 2/3 учетной ставки рефинансирования Центрального банка России;
- введена новая форма
государственной поддержи сельского хозяйства (2002-2005 гг.) — возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (сроком до 5 лет), полученным товаропроизводителями АПК в российских кредитных организациях;
- сформирована государственная национальная система финансового обслуживания товаропроизводителей агропромышленного комплекса на базе создания ОАО «Россельхозбанк»;
- введена система страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой, которая осуществляется в виде субсидирования из федерального бюджета части затрат сельхозпроизводителей на уплату страховых взносов по заключенным договорам страхования;
- осуществлен переход к специальному налоговому режиму для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога;
- в рамках реализации Концепции реформирования бюджетного процесса внедряется программно-целевой метод бюджетирования, ориентированный на результат, и др.
Последовательность разработки стратегии развития АПК в регионе представлена на рис.1.
К числу основных принципов, на которых должна базироваться стратегия региональной поддержки АПК, следует отнести следующие [2]:
1. Равную доступность
государственной поддержки для всех организационно-правовых форм ведения сельского хозяйства;
2. Прозрачность агропродовольственной политики;
3. Доступность информации о
рынке и государственной
агропродовольственной политике;
4. Единство агропродовольственного рынка и рынков ресурсов для сельскохозяйственного производства на всей территории Российской Федерации;
5. Последовательность и
устойчивость мер государственного регулирования агропродовольственного сектора;
6. Адресность мер
агропродовольственной политики и целевое программное использование бюджетных средств;
7. Гарантированность исполнения обязательств государства перед сельхозпроизводителями и другими
субъектами агропродовольственного рынка;
8. Разграничение полномочий федеральных органов и субъектов РФ при оказании финансовой поддержки;
9. Учет международных
обязательств при осуществлении государственной поддержки
сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Действенность принципов
реализации сельскохозяйственной
политики требует обязательного применения рыночных инструментов государственного регулирования.
В условиях реформирования бюджетного процесса Российской Федерации формы и методы государственной поддержки
определяются федеральными и региональными программами развития АПК, которые должны включать:
Рис. 1. Блок-схема финансово-экономической стратегии развития АПК в регионе
- основные цели и задачи программы, их увязку с приоритетами государственной политики;
- систему мер для достижения целей;
- систему показателей для
измерения результатов реализации программы, включая как
непосредственные, так и конечные результаты;
- систему управления реализацией программы.
Распределение бюджетных
ресурсов между администраторами бюджетных средств и реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов в соответствии со среднесрочными приоритетами аграрной политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов требует совершенствования среднесрочного финансового
планирования в отрасли.
Современное функционирование финансовой инфраструктуры АПК обеспечивает создание общих условий воспроизводства в процессе
финансирования целевых программ, предоставления субсидий, финансовой поддержки сельского развития сельских территорий и инвестиционной деятельности и основывается на следующих принципах: приоритетного
финансирования; множественности
источников финансирования;
распределения финансовой поддержки по уровням (федеральный,
региональный, местный) [3].
В основе реализации процесса планирования расходов областного бюджета на сельское хозяйство лежит принцип приоритетного финансирования отрасли, который означает, что бюджетные средства направляются на развитие видов деятельности, имеющих стратегическое значение для аграрной экономики, определяющих научнотехнический прогресс в отрасли, а именно элитное семеноводство, племенное дело, сохранение плодородия почвы, инвестиционную деятельность, поддержку аграрной науки, социальную сферу.
За последние годы наметилась тенденция роста расходов областного бюджета Ростовской области на сельское хозяйство с 48,8 млн руб. в 2003 г. до 886,7 млн руб. в 2006 г. (табл. 1).
Аналогичная тенденция
прослеживается относительно затрат на поддержку сельского хозяйства в общих расходах областного бюджета Ростовской области. Удельный вес данных затрат вырос с 0,2% в 2003 г. до 2% в 2006 г. [4]. Вместе с тем фактически выделяемые на поддержку отрасли средства ежегодно оказывались меньшими по сравнению с планируемыми.
Таблица 1. Расходы областного бюджета Ростовской области на сельское хозяйство
за 2000-2006 гг.
Показатели 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. (план)
Всего расходы областного бюджета, 6395,5 13213,8 17624,0 21305,9 25004,8 35817 43808,2
млн руб.
Расходы на сельское хозяйство и рыболовство, млн руб. 214,3 384,0 204,7 45,8 249,7 440,5 886,7
Уд. вес затрат на поддержку сельского хозяйства в общих расходах областного бюджета, % 3,4 2,9 1,2 0,2 0,9 1,2 2,0
Темп роста, % 89,7 179,2 53,5 22,4 545,2 176,4 201,3
Одной из причин невыполнения плановых показателей и в целом кризиса в сельском хозяйстве Ростовской области в течение длительного времени следует считать отсутствие действенной региональной политики развития АПК. Однако, начиная с 2004 г. ситуация стабилизировалась: объем бюджетного финансирования в сельскохозяйственную отрасль возрос в 5 раз по сравнению с
2003 г. На развитие аграрного сектора в
2004 г. предоставлено за счет
федерального и областного бюджетов 1006 млн руб., в том числе на возмещение процентной ставки по кредитам на оборотные средства из федерального бюджета выплачено 161 млн руб. В соответствии с постановлениями Администрации
Ростовской области от 11.03.2004 г№ 111 «Об обеспечении в 2004 г. сельхозтоваропроизводителей Ростовской области
сельскохозяйственной техникой» и от 25.06.2004 г. № 259 «Об обеспечении в 2004 г. сельхозтоваропроизводителей Ростовской области техникой
производства промышленных
предприятий области»
сельхозтоваропроизводителями с
использованием кредитных средств областного бюджета, приобретено сельскохозяйственной техники на общую сумму 414,7 млн руб., в т.ч. за счет кредитных средств областного бюджета 200,4 млн руб.
Одной из мер финансового оздоровления неплатежеспособных
сельскохозяйственных предприятий явилась реструктуризация долгов.
Территориальной комиссией по финансовому оздоровлению в 2004 г. были заключены соглашения по финансовому оздоровлению в части реструктуризации долгов и списанию пеней и штрафов 100
сельхозтоваропроизводителям Ростовской области на сумму 384 млн руб.
Таким образом, начиная с 2004 г. расходы областного бюджета Ростовской области на сельское хозяйство и рыболовство выросли в абсолютной сумме более чем в 3 раза, что связано как с изменениями, произошедшими в региональных нормативных актах, так и с повышенным вниманием
Администрации Ростовской области решению данных проблем.
В составе расходов на сельское хозяйство важное место занимают затраты на сельскохозяйственное производство (табл. 2).
Приведенные данные
свидетельствуют о существенном росте объема финансирования на
сельскохозяйственное производство (в 2006 г. по сравнению с 2005 г. в 4,5 раза). При этом доля расходов на сельхозпроизводство в расходах на сельское хозяйство и рыболовство увеличилась с 18% в 2005 г. до 40% в
2006 г. (рис. 2).
Отметим, что в абсолютной сумме также наблюдается рост расходов на сельхозпроизводство: с 14,2 млн руб. в 2003 г. до 357,8 млн руб. в 2006 г. В то же время удельный вес расходов областного бюджета Ростовской области на поддержку сельскохозяйственного
производства в общих расходах на картина наблюдается и с фактическим
финансирование отрасли менялся по объемом расходов в % к предыдущему
годам скачкообразно. Аналогичная году (рис.3).
Таблица 2. Расходы областного бюджета Ростовской области на сельское хозяйство
за 2003-2006 гг.
Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Расходы на сельское хозяйство и рыболовство всего, млн руб. 45,8 249,7 440,5 886,7
% к расходам 0,2 0,9 1,2 2,0
в т.ч. -сельскохозяйственное производство, млн руб. 14,2 49,9 79,3 354,8
-земельные ресурсы, млн руб. 5,5 - - -
-прочие, млн руб. 26,0 199,8 361,2 528,9
млн руб. в %
Рис. 2. Расходы областного бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства в общих расходах на сельское хозяйство и рыболовство
140,00%
120,00%
100,00%
80,00%
60,00%
40,00%
20,00%
0,00%
✓ > 7
А 7
У
У
у
/ У У
/
/
г У У
2001
2002
2002
2003
2003
2004
2004
2005
Рис. 3. Фактический объем расходов на сельское хозяйство, в % к предыдущему году
Процент фактического исполнения объема расходов к предыдущему году варьировал от 53,3% до 159,1%.
В целом, можно констатировать, что за анализируемый период расходы областного бюджета на господдержку сельского хозяйства в расчёте на рубль
валовой продукции в Ростовской области ниже, чем расходы федерального бюджета на рубль валовой продукции сельского хозяйства в среднем по России.
Отметим, что в распределении бюджетных ассигнований на сельское хозяйство также произошли
кардинальные изменения. Законами от 4 июля 2003 г. №95-ФЗ и от 29 декабря 2004 г. №199-ФЗ субсидирование сельского хозяйства было отнесено к ведению субъектов Федерации. Эти Законы разграничивают полномочия по
регулированию сельского хозяйства только на 2005 г., однако в Законе о федеральном бюджете на 2006 г. также отражены положения названных Законов.
Необходимость сохранить за собой хотя бы часть функций по субсидированию сельского хозяйства заставила Министерство сельского хозяйства РФ изменить систему субсидирования, переведя часть
субсидий в межбюджетные трансферты АПК. Субсидирование племенного животноводства, процентных ставок по кредитам, поддержка страхования и даже
завоз семян в северные районы
финансируются с 2006 г. только в форме межбюджетных трансфертов. Однако это делает аграрный бюджет непрозрачным: менее половины субсидий сельскому хозяйству финансируется по подразделу «Сельское хозяйство» функциональной классификации расходов, остальное отражается по разделу «Межбюджетные трансферты».
Поскольку федеральные
трансферты предоставляются на условиях софинансирования, все регионы начинают применять на своей территории указанные программы, чтобы не лишиться федеральных трансфертов. Эффективность соответствующих
федеральных программ, как и
расходования региональных бюджетных средств на их софинансирование, будет крайне низкой. Кроме того, это лишит регионы средств на реализацию собственных программ, которые
зачастую бывают эффективнее
федеральных и более соответствуют
приоритетам развития АПК региона.
Таким образом, перемещение
бюджетного финансирования и прямого субсидирования сельского хозяйства на региональный уровень усиливает
противоречия в бюджетной сфере аграрной экономики. Поэтому важно определить адресный и целевой характер финансовой поддержки АПК на разных уровнях бюджетной системы.
Так, в рамках региональной поддержки субъектов малого
предпринимательства областным
бюджетом Ростовской области предусмотрены следующие
дополнительные меры:
- обеспечение товаропроизводителей долгосрочными финансовыми ресурсами на основе поэтапного вовлечения в рыночный оборот земель сельскохозяйственного назначения (создание системы земельноипотечного кредитования);
- субсидирование процентной ставки по лизинговым платежам;
- предоставление субсидий на компенсацию части расходов на оплату услуг по землеустроительным работам, реализующим инвестиционные проекты;
- предоставление субсидий
начинающим предпринимателям;
- предоставление бюджетных кредитов, субсидий кредитным кооперативам для осуществления предпринимательской деятельности;
- содействие созданию кредитных кооперативов путем предоставления бюджетных средств на пополнение материально-технической базы;
- предоставление субсидий
сельскохозяйственным кредитным
кооперативам на возмещение части стоимости аудиторских проверок;
- разработка обучающих
программ, повышение квалификации и переподготовки руководителей и специалистов кредитных кооперативов.
Эти мероприятия позволят увеличить объемы реализации продукции малыми формами
хозяйствования — на 3,8% — в 2006 г., в
2007 г. — на 8,1%.
Модернизация и развитие инфраструктурной сети заготовительных, снабженческо-сбытовых
сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке
сельскохозяйственной продукции,
сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов позволит повысить объем реализации в секторе малых форм хозяйствования путем налаженного гарантированного сбыта и переработки сельскохозяйственной
продукции, а также расширить доступность дешевых кредитных ресурсов для крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных
потребительских кооперативов и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
В настоящее время в Ростовской области действуют сельскохозяйственные кредитные кооперативы. Однако, по мнению специалистов Минсельхозпрода Ростовской области, необходимо создать кредитные кооперативы в каждом районе области, что будет сделано уже в 2006 г. Всего на селе в 2006 г. предполагается учредить 37 потребительских
кооперативов, в том числе 22 кредитных, 8 снабженческо-сбытовых и 7 перерабатывающих. Для государственной поддержки действующих и создаваемых сельскохозяйственных потребительских кооперативов необходимо свыше 90 млн руб. кредитных ресурсов. На их субсидирование потребуется выделить из казны 7,9 млн руб.
Следует научно обоснованно подходить к созданию новых кредитных кооперативов с учетом реально имеющихся потенциальных его членов
— кредиторов и заемщиков — КФХ и ЛПХ, уровня квалификации и деловых качеств аппарата этих кооперативов, способных обеспечить не только размещение средств и выдачу кредита заемщикам, но и эффективное их использование и возврат последними.
Обеспечение кредитных
кооперативов займами и кредитами будет осуществляться при участии
инфраструктуры и ресурсов ОАО «Россельхозбанк». Кроме того,
планируется участие Россельхозбанка в создании новых кооперативов по схеме 1 к 5. Такая схема предусматривает, что при создании кооператива 1/5 часть должны будут вложить его учредители, а 4/5 добавит банк.
На сегодняшний день подписано генеральное соглашение о
сотрудничестве между Администрацией Ростовской области и ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» по реализации государственной кредитнофинансовой поддержки предприятий АПК, а также крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств региона. Согласно данному соглашению Банк обязуется в 2006-2008 гг. выдать предприятиям и организациям АПК Ростовской области кредитов на сумму 11,5 млрд руб. (в том числе крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам — не менее 350,0 млн руб.). Кроме того, в целях доступности кредитных ресурсов предусмотрено расширение филиальной сети банка «Россельхозбанка» в сельской местности. Сейчас уже действует 16 филиалов, в дальнейшем будет открыто дополнительно 24 филиала (в 2006 г. — 14, в 2007 г. — 10).
В рамках реализации направления «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК» собраны предварительные заявки от личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств о потребности в кредитах на 2006 г. — 656,2 млн руб. (под
субсидированную процентную ставку), в том числе ЛПХ -231 млн руб., КФХ — 425 млн руб. кредитных средств. Для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным ЛПХ, потребуется около 28 млн руб., КФХ — 51 млн руб.
Необходимо отметить, что субсидии будут предоставляться на возмещение части затрат на уплату процентов по займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных
потребительских кооперативах, членам
этих кооперативов.
В областном бюджете Ростовской области на 2006 г. заложено 4 млн руб. на субсидирование процентной ставки по кредитам личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств, а также 3 млн руб. на субсидирование кредитов, предоставляемых кредитным кооперативам.
Формирование инфраструктуры земельно-ипотечного кредитования
также позволит повысить доступность кредитных ресурсов для
сельхозтоваропроизводителей за счет развития кредитования под залог земельных участков. В соответствии с планом реализации приоритетного национального проекта «Развитие
агропромышленного комплекса»
создание системы земельно-ипотечного кредитования предусматривается в 2007
г. В 2006 г. апробация механизма ипотеки земли в Российской Федерации будет осуществлена на 20 пилотных проектах. Примерный перечень документов, необходимых для участия в земельноипотечном проекте, направлен во все районы Ростовской области.
С целью подготовки к реализации национального проекта в части
земельно-ипотечного кредитования в Ростовской области в настоящее время проводится работа по переоформлению документов на земельные участки из сельскохозяйственных угодий. Это станет основой для участия сельхозтоваропроизводителей Ростовской области в системе земельноипотечного кредитования.
Таким образом, для успешной реализации национального проекта «Развитие агропромышленного
комплекса» в Ростовской области
проводится целенаправленная работа, предполагающая выездные зональные
совещания с участием представителей Минсельхозпрода, ОАО
«Россельхозбанк» и других кредитных организаций, администраций
муниципальных образований,
управлений (отделов) сельского хозяйства районов, глав поселковых администраций, крестьянских
(фермерских) и личных подсобных хозяйств с целью разъяснения положений национального проекта «Развитие АПК» и разработки комплекса мер к его реализации.
Обобщая результаты проведенного анализа бюджетной поддержки сельского хозяйства в Ростовской области, можно сделать следующие выводы:
господдержка сельскохозяйственной отрасли даёт незначительный
положительный эффект из-за очень низкого уровня бюджетной поддержки и распределения средств по разнообразным направлениям.
Все вышеперечисленное
свидетельствует о необходимости выработки долгосрочной стратегии
развития сельского хозяйства в целях повышения эффективности бюджетных расходов в АПК на региональном уровне.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ушачев И. Устойчивое
развитие агропродовольственного
сектора: основные направления и
проблемы // АПК: Экономика,
управление. — 2006. — №4. — С. 5-10.
2. Основные методологические
подходы к планированию бюджетных расходов регионов на государственную поддержку АПК/ Кузнецов В.В.,
Гарьковский В.В, Гайворонская Н.Ф. и
д.р. — Ростов н/Д, 2005.
3. Постановление Администрации Ростовской области от 26 апреля 2006 г. «О финансовой поддержке предприятия агропромышленного комплекса из областного бюджета».
4. Областной закон Ростовской области от 15.12.05 г. «Об областном бюджете на 2006 г.» с изм. и доп.