Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ'

ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРОС / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / АНАЛИЗ / ОЦЕНКА / ТЕНДЕНЦИИ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильчук Евгений Степанович, Рухманова Надежда Анатольевна

В статье проведен анализ развития регионального рынка розничной торговли в современных условиях потребительского рынка. Дана оценка факторов, влияющих на обороты розничной торговли в регионе. Разработана прогнозная многофакторная модель взаимосвязи оборотов розничной торговли в регионах Центрального федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSING TRENDS AND FORECASTINGTHEDEVELOPMENT OF THE REGIONAL RETAIL MARKET UNDER SANCTIONS RESTRICTIONS

The article analyzes the development of the regional retail market in the current conditions of the regional consumer market. An assessment of the factors influencing the turnover of retail trade in the region is given. A predictive multifactorial model of the relationship between retail trade turnover in the regions of the Central Federal District has been developed.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_3_1_12 УДК 339.37:332.02

Васильчук Евгений Степанович,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, технологий бизнеса и гуманитарных дисциплин, Ивановский филиал Российского экономического университета им. Г В. Плеханова, г. Иваново, Россия, e-mail: vas_evg1954@mail.ru

Рухманова Надежда Анатольевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и прикладной информатики, Ивановский филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, г. Иваново, Россия, e-mail: ruh_nad_an@mail.ru

ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

В статье проведен анализ развития регионального рынка розничной торговли в современных условиях потребительского рынка. Дана оценка факторов, влияющих на обороты розничной торговли в регионе. Разработана прогнозная многофакторная модель взаимосвязи оборотов розничной торговли в регионах Центрального федерального округа.

Ключевые слова: спрос; региональный рынок; розничная торговля; анализ; оценка; тенденции; перспективы развития; прогнозирование; прогнозная модель.

UDC 339.37:332.02

Vasilchuk Evgeny Stepanovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management, Business Technologies and Humanitarian Disciplines, Ivanovo Branch of the Russian University of Economics Named after G. V. Plekhanov, Ivanovo, Russia, e-mail: vas_evg1954@mail.ru

Rukhmanova Nadezhda Anatolievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Applied Informatics, Ivanovo Branch of the Russian University of Economics Named after G. V. Plekhanov, Ivanovo, Russia, e-mail: ruh_nad_an@mail.ru

ASSESSING TRENDS AND FORECASTINGTHEDEVELOPMENT OF THE REGIONAL RETAIL MARKET UNDER SANCTIONS RESTRICTIONS

The article analyzes the development of the regional retail market in the current conditions of the regional consumer market. An assessment of the factors influencing the turnover of retail trade in the region is given. A predictive multifactorial model of the relationship between retail trade turnover in the regions of the Central Federal District has been developed.

Keywords: demand; regional market; retail; analysis; evaluation; trends; development prospects; forecasting; predictive model.

Изучение и прогнозирование спроса на рынке потребительских товаров необходимо не только для обеспечения финансово-экономической стабильности предприятий и организаций, обеспечивающих производство и реализацию этих товаров, но и для более полного удовлетворения потребностей населения. Поэтому результаты комплексного анализа и прогнозирования спроса являются исходными и важнейшими инструментами регулирования регионального потребительского рынка с целью повышения жизни населения и ускорения экономического развития региона.

Основные параметры розничной торговли являются важнейшими индикаторами спроса на потребительском рынке региона и одновременно отражают развитие региональной экономики в целом. Это особенно актуально для тех субъектов России, где торговля относится к ведущим видам экономической деятельности. В Ивановской области доля торговли в % ВРП в последние годы находится в диапазоне 15-20 %.

Общеизвестно, что в основе покупательского спроса на любые товары и услуги лежат реальные доходы населения, а их размер напрямую связан как с уровнем развития реального сектора экономики страны в целом, так и региональной экономики в частности.

Отдельные аспекты развития регионального рынка розничной торговли, основных тенденций его развития и факторов, влияющих на обороты розничной торговли, на примере Ивановской и соседних с ней областей в последнее десятилетие рассматривались в ряде работ в рамках исследования потребительского рынка учеными Ивановского филиала Российского экономического университета имени П В. Пле-

Таблица 1 - Оборот розничной торговли на

за 2013-2020 г

ханова [1-6]. Особое внимание при этом было уделено выявлению основных факторов, влияющих на развитие розничной торговли в регионе [1; 2], в том числе воздействию санкционных мер, введенных в 2014 г. [3-5] и последствий пандемии коронавируса [6].

В данном исследовании представлены основные результаты анализа состояния и изменений на рынке розничной торговли Ивановской области в сравнении с аналогич -ными индикаторами как в соседних, сходных по экономическому положению регионах, так и в среднем по Центральному федеральному округу. В целях обеспечения сравнимости разномасштабных объектов в анализе использовались только относительные показатели динамики, структуры, интенсивности.

В табл. 1 представлена сравнительная ди -намика оборота розничной торговли (РТ) (в том числе отдельно по непродовольственным товарам и продуктам питания) в целом по стране, ЦФО, а также по Ивановской и соседним - Владимирской, Костромской и Ярославской - областям.

Сравнительный анализ общего оборота розничной торговли на душу населения в Ивановской области показал, что наш регион на протяжении всего изучаемого периода отстает от среднероссийского уровня и среднего уровня по ЦФО. В то же время следует отметить, что в области наблюдаются опережающие темпы данного показателя.

В сравнении с ближайшими регионами (Владимирская и Костромская области) Ивановская область имеет более высокие значения среднедушевого оборота розничной торговли, но значительно отстает от более экономически развитой Ярославской области.

ушу населения по основным составляющим тыс. руб. [7]

Показатели 2013 2014 2015 2016 2018 2019 2020 2020 к 2013,%

Общий оборот розничной торговли

РФ 165,1 180,4 188,1 192,5 215,1 229,1 231,3 140,1

ЦФО 207,4 231,9 237,7 243,4 277,0 296,4 301,2 145,2

Ивановская обл. 121,8 138,2 143,3 143,6 163,3 178,5 180,3 148,0

Владимирская обл. 116,2 129,6 139,4 143,6 164,5 175,2 177,7 152,9

Костромская обл. 104,9 115,0 131,0 144,1 159,0 171,6 179,6 171,2

Ярославская обл. 131,4 149,6 160,8 161,9 186,7 200,0 204,4 155,6

Оборот розничной торговли непродовольственными товарами

РФ 87,4 95,7 96,4 99,0 112,5 119,3 118,0 135,0

ЦФО 105,8 118,5 118,1 121,5 139,4 148,7 148,5 140,4

Ивановская обл. 59,8 72,6 71,2 71,5 82,2 85,3 81,4 136,1

Владимирская обл. 56,1 63,0 66,8 69,0 79,1 82,9 82,6 147,2

Костромская обл. 54,6 59,0 66,6 73,8 82,9 88,4 89,3 163,6

Ярославская обл. 68,4 77,0 79,8 79,3 92,8 99,9 97,8 143,0

Оборот розничной торговли продуктами питания

РФ 62,3 68,3 74,4 75,8 82,4 88,4 91,0 146,1

ЦФО 83,7 93,1 98,2 100,0 112,7 120,7 125,4 149,8

Ивановская обл. 49,8 53,2 59,0 57,3 63,5 73,8 77,9 156,4

Владимирская обл. 45,3 49,7 54,4 55,7 62,8 68,2 70,2 155,0

Костромская обл. 38,7 40,9 49,3 54,1 58,0 63,9 69,2 178,8

Ярославская обл. 48,4 56,9 65,4 66,1 73,8 79,4 85,3 176,2

К сожалению, розничные продажи непродовольственных товаров в Ивановской области в 2020 г. ниже, чем во всех сравниваемых территориях. Это можно объяснить тем, что область отличается более высоким уровнем бедности, а бедные домохозяйства вынуждены тратить основную часть доходов на покупку продуктов питания, сокращая расходы на непродовольственные товары.

В разрезе оборотов розничной торговли продуктами питания можно отметить, что более высокий уровень продаж в Ивановской области, в сравнении с Владимирской и Костромской областями, связан в первую очередь со структурой городского и сельского

По сравнению с показателями ЦФО, среднедушевые доходы в этих областях почти в два раза ниже. Например, в 2013 г. денежные доходы населения Ивановской области составляли только 53 % от средних значений по ЦФО, в Костромской области - 50,7 %, во Владимирской - 53,9 %, а в Ярославской (более промышленно развитой) - 61,7 %.

К 2020 г. ситуация незначительно улучшилась, но кардинальных изменений в соотношении доходов населения в регионах и ЦФО не произошло: по Ивановской области -55,2 %, по Костромской - 53,1 %, по Владимирской - 54,3 %. А по Ярославской области

населения. В Ивановской области самая низ -кая доля сельского населения и более низкий уровень развития сельского хозяйства. А потребление продуктов питания населением включает не только приобретение продуктов питания в розничной торговле, но и продукты личного подсобного хозяйства.

Основной причиной отставания показателей розничного товарооборота на душу населения в рассматриваемых областях от среднероссийского уровня и среднего уровня по ЦФО являются низкие доходы населения. Для этого достаточно сравнить денежные доходы населения в регионах и в целом по ЦФО (табл. 2).

отставание от среднероссийского уровня доходов даже увеличилось - 61,2 %.

Важным фактором, оказывающим существенное влияние на обороты розничной торговли, является развитие сетевой торговли как на федеральном, так и на региональном уровне. Основные ее преимущества заключаются не только в возможности предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров, но и по более привлекательным ценам, используя эффект масштаба. В табл. 3 представлена динамика доли сетевой торговли за рассматриваемый период.

Объекты 2013 2014 2015 2016 2018 2019 2020 2020 к 2013(в%)

РФ 21,9 22,9 25,0 27,5 32,7 34,2 38,5 175,8

ЦФО 23,2 23,8 26,3 27,3 36,2 38,2 43,0 185,3

Ивановская обл. 23,4 24,4 27,2 28,5 32,2 32,9 37,0 158,1

Владимирская обл. 30,7 32,1 33,4 37,9 39,5 39,9 46,3 150,8

Костромская обл. 19,7 21,9 24,8 25,7 33,5 32,2 33,4 169,5

Ярославская обл. 27,4 27,9 30,3 37,9 39,7 39,2 44,7 163,1

Таблица 2 - Денежные доходы населения за 2013-2020 гг. (на душу населения в месяц, руб.) [7]

Объекты 2013 2014 2015 2016 2018 2019 2020 2020 к 2013 (%)

Российская Федерация 25684 27412 30254 30865 33266 35338 36073 140,4

ЦФО 33499 34825 38832 40200 44009 47252 48226 144,0

Ивановская обл. 17754 19832 22297 23676 24503 25794 26277 148,0

Владимирская обл. 18058 19530 22712 22365 23539 25358 25922 143,5

Костромская обл. 16968 19112 21939 23174 23716 25285 25780 151,9

Ярославская обл. 20665 22848 26613 26768 27055 28658 29514 142,8

Таблица 3 - Доля сетевой торговли в обороте розничной торговли в 2013-2020 гг., % [7]

Данные свидетельствуют о динамичном развитии сетевой розничной торговли в России и ее регионах. За последние семь лет ее удельный вес увеличился 1,5-2 раза.

Другим важным рыночным фактором, влияющим на обороты розничной торговли, является активное развитие более прогрессивных ее форматов, к которым относятся гипермаркеты и супермаркеты. Создавая для покупателей более удобные и эффективные формы обслуживания (удобство выбора товаров, более широкий ассортимент предлагаемых товаров и услуг, экономия совокупного времени при совершении покупки товаров и т. д.), данные форматы дополнительно мотивируют их на увеличение числа, а значит,

Таблица 4 - Динамика обеспеченности нас

форматов в 2

и стоимости покупок. Все это способствует росту оборота розничной торговли.

В табл. 4 приведены данные по динамике обеспеченности населения торговыми площадями современных форматов.

За рассматриваемый период обеспеченность населения торговыми площадями современных форматов в Ивановской области динамично росла и увеличилась на 83,1 % по сравнению с 2013 г., при среднем темпе прироста в ЦФО на 67,6 %. Во Владимирской области обеспеченность современными форматами выросла еще более значительно - в 3 раза, а в Ярославской области в 2,8 раза. Но это связано, в первую очередь, с низкими начальными показателями, которые в 2013 г. были существенно ниже, чем в среднем по ЦФО.

юния торговыми площадями современных 13-2020 гг. [7]

Показатели 2013 2014 2015 2016 2018 2019 2020 2020 к 2013 (в %)

Обеспеченность населения торговыми площадями современных форматов, м2 на 1000 человек

ЦФО 222,0 274,1 280,6 311,9 349,5 344,6 372,0 167,6

Ивановская обл. 129,3 150,1 162,5 161,0 199 216,3 236,7 183,1

Владимирская обл. 76,8 116,3 132,8 183,1 207 216,9 230,8 300,5

Костромская обл. 359,7 383,8 364,6 372,2 212,1 242,9 236,4 65,7

Ярославская обл. 100,2 101,6 97,9 67,8 92,0 157,9 279,5 278,9

Выявленные тенденции развития розничной торговли и факторы, определяющие эти тенденции, стали основой для разработки прогнозной модели на базе методики многофакторного корреляционно-регрессионного анализа (КРА), относящейся к группе методов эконометрического моделирования (ЭКМ) [8].

Методы ЭКМ наиболее эффективны в случае изучения и прогнозирования систем с устойчивыми, стабильными тенденциями развития. Эконометрический метод позволяет провести содержательный анализ зависимости исследуемого (прогнозируемого) показателя от того или иного показателя. Но основное преимущество этих методов заключается в том, что эконометрические модели позволяют разрабатывать различные варианты развития социально-экономического объекта путем изменения условий его функционирования (активное прогнозирование). Различные условия, заложенные в ЭКМ, приводят к различным значениям эндогенных факторов, изменению трендов развития различных индикаторов и их соотношений, предполагают варьирование значений эк-

зогенных факторов, также отличные от прошлых тенденций их изменения во времени.

Как правило, варианты развития отличаются значениями экзогенных факторов, так как они не моделируются в рамках ЭКМ, неуправляемы, и интервал их возможных значений в будущем определяется методом экспертных оценок.

Рассмотрение особенностей эконометри-ческих моделей позволяет сформулировать и другие преимущества эконометрического моделирования в сравнении с другими методами прогнозирования:

1) учет взаимовлияния различных факторов;

2) возможность учета воздействия внешних (экзогенных) факторов по отношению к модели как экономического, так и неэкономического характера;

3) получение взаимосбалансированных многовариантных прогнозов по большому количеству показателей;

4) совместное использование различных методов на базе эконометрических моделей;

5) возможность широкого использования вычислительной техники, существенно уско-

ряющей прогнозные расчеты и повышающей их точность.

Для построения многофакторной модели в данном исследовании были использованы данные за относительно стабильный период (2016-2018 гг.) по областям ЦФО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особое внимание было уделено предварительному отбору факторов и характеризующих их показателей. Применительно к рынку розничной торговли в качестве основных факторов, влияющих на оборот розничной торговли, следует отнести факторы, удовлетворяющие следующим требованиям:

- фактор должен быть информативным, количественно измеримым и доступным для использования (являться объектом статистического наблюдения);

- фактор должен оказывать объективно обоснованное влияние на оборот розничной торговли;

- факторы, включаемые в модель, не должны иметь тесную зависимость друг от друга;

- фактор должен быть регулируемым, то есть должна быть возможность оказывать на него управленческое воздействие.

Основная задача предприятий розничной торговли - это удовлетворение потребностей жителей в продовольственных и непродовольственных товарах требуемого уровня качества. Потребности же населения возрастают в первую очередь в соответствии с ростом доходов, а также исходя из изменения вкусов и предпочтений по отдельным товарам и половозрастных групп покупателей. Поэтому при прогнозировании изменений в обороте розничной торговли региона необходимо учитывать следующие факторы:

- изменения в доходах потребителей;

- изменения в половозрастной структуре населения;

- изменения во вкусах и взглядах потребителей, что особенно характерно для продовольственных товаров;

- методы и инструменты повышения заинтересованности населения в покупках определенных товаров;

- формы организации торгового бизнеса, способствующие снижению издержек по продвижению товаров;

- уровень интеграции с соседними регионами и привлекательность региона для жителей соседних областей и туристов;

- уровень социально-экономического развития региона.

Исходя из вышеуказанных предпосылок, при построении многофакторной модели учитывались следующие факторные признаки (показатели).

1. Денежные доходы на душу населения (Х1). Очевидно, что с ростом благосостояния граждан объем покупок будет увеличиваться. С ростом доходов населения дополнительные доходы будут перераспределяться по тем направлениям, где потребность в товарах и услугах удовлетворяется не полностью и исходя из потребительских приоритетов. По мере дальнейшего роста доходов темпы роста покупок продовольственных товаров существенно замедляются, увеличивается потребление услуг общественного питания, непродовольственных товаров, оздоровительных и развлекательных услуг и т. п.

2. Индекс потребительских цен (Х2). Рост потребительских цен, или потребительская инфляция, снижает покупательную способность денежных доходов населения, особенно данный тезис актуален, если реальные доходы населения снижаются, даже при росте номинальных доходов.

3. Доля оборота розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли (Х3). Розничные торговые сети предлагают для покупателей более выгодные условия покупки с позиции как цены, так и ассортимента и качества обслуживания. Использование торговыми сетями современных маркетинговых подходов (рекламы, выкладки товаров и т. п.) стимулируют население на больший объем покупок, в том числе и за счет увеличения импульсных покупок.

4. Обеспеченность населения торговыми площадями современных форматов (Х4). Роль и влияние данных форматов в обороте розничной торговли сходны с предшествующим фактором. В данных торговых форматах используются наиболее прогрессивные формы организации торговли, соответственно и оборот в супер- и гипермаркетах существенно выше, чем в других торговых форматах (магазинов «У дома», минимаркетах, специализированных магазинах и т. п.). Во многом это связано с тем, что покупателям в данных форматах предлагается более широкий ассортиментный выбор и покупатели экономят на суммарных затратах времени, связанных

с покупкой необходимых товаров (покупка в одном месте).

5. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (Х5). Потребительские расходы данной категории населения в первую очередь направлены на удовлетворение первоочередных потребностей (оплату коммунальных услуг) и минимальных потребностей (на уровне минимальной потребительской корзины) в продовольственных и непродовольственных товарах. Увеличение доли населения с доходами ниже прожиточного уровня отрицательно сказывается на обороте розничной торговли и не компенсируется ростом средних доходов населения.

6. Уровень безработицы (по методологии МОТ) (Х6) - отношение численности безработных определенной возрастной группы (от 15 до 72 лет) к численности рабочей силы соответствующей возрастной группы, выраженной в процентах. Со снижением уровня безработицы увеличивается покупательная способность населения, как с точки зрения доходов, так и потребности в товарах и услугах.

7. Доля городского населения (Х7). Городское население больше затрачивает денежных средств на покупку продовольственных и непродовольственных товаров и в целом больше приобретает товаров в организациях розничной торговли. Это связано и с тем, что средние доходы городского населения выше,

Существенной парной корреляции между факторными признаками не выявлено, следовательно, все факторы могут использоваться в дальнейшем анализе. Направленность влияния выбранных факторов соответствует экономической логике. С ростом доходов населения и снижения индекса потребительских цен оборот розничной торговли растет. Соответственно, снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума и уровня безработицы также спо-

чем у сельского. Следовательно, увеличение доли городского населения должно приводить к росту оборота розничной торговли.

Для построения прогнозных моделей были использованы показатели из базы статистических данных Росстата - Единой межведомственной информационно-статистическая системы (ЕМИСС).

Для построения многофакторной регрессионной модели влияния на оборот розничной торговли выбранных данных на первом этапе отбирались существенные факторные признаки, исключающие взаимосвязь между отдельными факторами. Кроме того, проводилась проверка соответствия факторов, входящих в получаемую эконометрическую модель экономическому смыслу. В результате было выявлено, что фактор «доля городского населения» хотя и существенен, но его влияние противоречит выдвинутой экономической гипотезе и экономическому смыслу. А именно, при увеличении доли городского населения снижаются обороты розничной торговли. При окончательном корреляционном анализе фактор Х7 был исключен из модели.

Для построения объективной многофакторной регрессионной модели необходимо отобрать факторные признаки в модель. Для этих целей была получена матрица парных коэффициентов регрессии (табл. 5). Оценка адекватности модели осуществлялась по стандартным методикам [8].

собствует активизации розничной торговли.

В результате корреляционно-регрессионного анализа была получена следующая множественная регрессионная модель:

Y = 50940 + 8,028X1 - 600,9X2 - 542,5X3 + 19,99X4 + 927X5 - 3771X6

Для полученной модели множественный коэффициент корреляции составил 0,89105. Множественный коэффициент детерминации D = 79,397 %, следовательно, вариация результирующего признака Y (оборот рознич-

Таблица 5 - Парные коэффициенты регрессии

У X1 X2 X3 X4 X5 X6

У 1 0,85945 - 0,21412 -0,38793 0,00892 -0,68162 -0,57144

X1 0,85945 1 -0,18638 -0,27135 -0,14377 -0,83025 -0,53092

X2 -0,21412 -0,18638 1 -0,01994 -0,00613 0,13958 0,16684

X3 -0,38793 -0,27135 -0,01994 1 -0,10432 0,14468 0,18687

X4 0,00892 -0,14377 -0,00613 -0,10432 1 0,15373 -0,11195

X5 - 0,68162 -0,83025 0,13958 0,14468 0,15373 1 0,54999

X6 -0,57144 -0,53092 0,16684 0,18687 -0,11195 0,54999 1

ной торговли на душу населения) на 79,397 % объясняется за счет вариации факторных признаков, включенных в модель.

Для целей последующего прогнозирования и принятия управленческих решений необходимо определить коэффициенты эла-

Наиболее весомым фактором в модели являются денежные доходы населения, изменение которых на 1 % увеличивает оборот розничной торговли на душу населения на 1,17 %, а также индекс потребительских цен, снижающий оборот розничной торговли на 0,349 %. Но влияние индекса потребительских цен на обороты розничной торговли играет двоякую роль. С одной стороны, рост цен на потребительские товары снижает спрос на них, а с другой, увеличивает товарооборот в текущих ценах.

В то же время в модели доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (уровень бедности) оказывает слабое, но прямое влияние на результирующий признак, что противоречит общему экономическому смыслу. Данная ситуация требует дополнительного экономического анализа и интерпретации.

Проверка адекватности прогнозной модели осуществлялась путем подстановки фактических данных за год, следующий за последним годом в прогнозной модели. Отклонение прогнозного показателя от фактического составило для Ивановской области в 2019 г. 4 %. При заданном уровне значимости в 5 % это отклонение свидетельствует о достаточной адекватности полученной модели.

Разработанная методика построения прогнозной модели и предлагаемая экономе-трическая модель могут использоваться в управленческой практике для моделирования принятия управленческих решений на региональном уровне по повышению эффективности функционирования различных составляющих рынка розничной торговли и

стичности по включенным в модель факторам. Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменится результирующий фактор при увеличении соответствующего факторного признака на один процент. Результаты приведены в табл. 6.

потребительского рынка в целом. Для повышения точности в принятии управленческих решений предлагаемая методика и модель могут дополняться уточняющими ЭКМ по отдельным составляющим как рынка розничной торговли, так и другими элементами потребительского рынка.

Список литературы

1. Рухманова Н. А. Сравнительная оценка факторов, определяющих развитие розничной торговли в Ивановской области // Современное состояние и тенденции инновационного и социокультурного развития экономики региона: сб. ст. по материалам науч.-практ. конф. Иваново, 2018. С. 245-251.

2. Васильчук Е. С., Анисимова И. В., Панина И. С. Влияние снижения доходов населения на развитие регионального рынка розничной торговли // Экономика регионов России: современное состояние и прогнозные перспективы: сб. ст. по материалам науч.-практ. конф. Иваново, 2019. С. 99-103.

3. Васильчук Е. С., Анисимова И. В. Оценка развития и прогнозирование регионального рынка розничной торговли // Региональная экономика и потребительский рынок: современное состояние и тенденции развития: сб. ст. по материалам науч.-практ. конф. Иваново, 2017. С. 148-153.

4. Анисимова И. В. Влияние экономической ситуации на развитие регионального рынка розничной торговли // Актуальные вопросы развития современного общества: сб. науч. Ст. 9-й Междунар. науч.-практ. конф. Т. 1. Курск, 2019. С. 28-34.

5. Васильчук Е. С. Оценка состояния и прогнозирование развития розничной торговли в регионе // Актуальные проблемы и перспективы развития государственной статистики в современных условиях: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2018. С. 69-71.

6. Васильчук Е. С. Особенности развития регионального рынка розничной торговли в условиях пандемии // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 3 (53). С. 19-26.

Таблица 6 - Коэффициенты эластичности факторов

Факторные признаки Изменение результирующего признака(в %)

1. Денежные доходы на душу населения 1,17

2. Индекс потребительских цен -0,349

3. Доля торговых сетей в обороте розничной торговли -0,0938

4. Обеспеченность населения торговыми площадями современных форматов 0,0224

5. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума 0,0612

6. Уровень безработицы -0,0983

7. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 27.02.2022).

8. Васильчук Е. С., Рухманова Н. А. Прогнозирование национальной экономики: учеб. пособие. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2008. 276 с.

References

1. Ruxmanova N. A. Sravnitel'naya ocenka faktorov, opredelyayushhix razvitie roznichnoj torgovli v Ivanovskoj oblasti. Sovremennoe sostoyanie i tendencii innovacionnogo i sociokul'turnogo razvitiya e'konomiki regiona: sb. st. po materialam nauch.-prakt. konf. Ivanovo, 2018. S. 245-251.

2. Vasil'chuk E. S., Anisimova I. V., Panina I. S. Vliyanie snizheniya doxodov naseleniya na razvitie regional'nogo ry'nka roznichnoj torgovli. E'konomika regionov Rossii: sovremennoe sostoyanie i prognozny'e perspektivy': sb. st. po materialam nauch.-prakt. konf. Ivanovo, 2019. S. 99-103.

3. Vasil'chuk E. S., Anisimova I. V. Ocenka razvitiya i prognozirovanie regional'nogo ry'nka roznichnoj torgovli.

Regional'naya e'konomika i potrebitel'skij ry'nok: sovremennoe sostoyanie i tendencii razvitiya: sb. st. po materialam nauch.-prakt. konf. Ivanovo, 2017. S. 148-153.

4. Anisimova I. V. Vliyanie e'konomicheskoj situacii na razvitie regional'nogo ry'nka roznichnoj torgovli. Aktual'ny'e voprosy razvitiya sovremennogo obshhestva: sb. nauch. St. 9-j Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. T. 1. Kursk, 2019. S. 28-34.

5. Vasil'chuk E. S. Ocenka sostoyaniya i prognozirovanie razvitiya roznichnoj torgovli v regione. Aktual'ny'e problemy i perspektivy' razvitiya gosudarstvennoj statistiki v sovremenny'x usloviyax: sb. materialov IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Saratov, 2018. S. 69-71.

6. Vasil'chuk E. S. Osobennosti razvitiya regional'nogo ry'nka roznichnoj torgovli v usloviyax pandemii. Innovacionnaya e'konomika: perspektivy' razvitiya i sovershenstvovaniya. 2021. № 3 (53). S. 19-26.

7. Edinaya mezhvedomstvennaya informacionno-statisticheskaya sistema (EMISS). URL: http://www.gks.ru/ (data obrashheniya: 27.02.2022).

8. Vasil'chuk E. S., Ruxmanova N. A. Prognozirovanie nacional'noj e'konomiki: ucheb. posobie. Ivanovo: Ivan. gos. un-t, 2008. 276 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.