ВАРИАЦИОННЫМ АНАЛИЗ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УДК 311.3/.4
Ия Викторовна Кудрявцева
Аспирант, кафедра маркетинга, ГОУ ВПО Московский государствен-ный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ); Тел.: 8-916-478-75-11 Эл. почта: [email protected]
В статье представлена характеристика территориальной дифференциации продовольственного рынка Центрального федерального округа Российской Федерации. С помощью вариационного анализа и метода группировок получены статистические оценки характера и степени дифференциации региональных различий оборота розничной торговли продовольственных товаров.
Iya Kudryavtseva,
Post-graduate student, the Department of Marketing
Moscow state university of economics, statistics and informatics, SEI HPE Tel.: 8-916-478-75-11 E-mail: [email protected]
VARIANCE ANALYSIS OF THE CENTRAL FEDERAL DISTRICT FOOD MARKET OF THE RUSSIAN FEDERATION
The characteristic of the territorial differentiation of the food market in the central federal district of the Russian Federation is considered in the article. The statistical estimations of character and degree of differentiation of regional differences of retail trading turnover of food production were extracted due to the variance analysis and grouping method.
Keywords: central federal district, food market, retail trading turnover, out of the total volume of retail trade turnover - food products, range, standard deviation, coefficient of variation.
1. Введение
Маркетинговый анализ продовольственного рынка отдельных макрорегионов является важным этапом исследования продовольственной ситуации в России. Для того, чтобы получить объективную картину территориальных различий, целесообразно использовать такой эффективный метод как статистика и, в частности, вариационный анализ. Исследование территориальных особенностей в разрезе отдельных регионов, образующих федеральный округ является продолжением регионального анализа продовольственного рынка России. Маркетинговые исследования конъюнктуры продовольственного рынка России предполагают измерение уровня колеблемости региональных показателей продовольственного рынка. Поэтому вариационному анализу принадлежит особое место в характеристике территориальной дифференциации продовольственного рынка. Таким образом, в ходе данного исследования предполагается выявить специфику и характер регионального распределения товароборота розничной торговли продовольственными товарами в пределах отдельного федерального округа.
Среди восьми федеральных округов РФ первое место по числу жителей и объёму товарооборота принадлежит Центральному федеральному округу (ЦФО). В состав ЦФО входят два экономических района - Центральный и ЦентральноЧерноземный. Центральный район является наиболее освоенной частью территории РФ. В нем находится московская агломерация (Москва и Московская область) с плотностью населения в Москве - 9682 чел/ км 2 • Около четверти промышленного производства района занимает пищевая промышленность. Центрально-Черноземный район в рамках общероссийского разделения труда специализируется на возделывнии пшеницы, сахарной свеклы, подсолнечника, плодов и ягод. На основе переработки зерна и картофеля в районе развиты крахмалопа-точное и спиртовое производства. В Воронежской, Белгородской и Курской областях функционируют крупные заводы по производству сахара.
ЦФО включает 18 регионов, где 52% оборота продовольственных товаров приходится на Москву, оставшиеся 48% - приходятся на остальные регионы.
2. Региональные различия оборота розничной торговли продовольственных товаров в ЦФО
Потребительский спрос на продовольственные товары определяется долей их оборота в общем объеме оборота розничной торговли. По нашему мнению, анализ степени колеблемости данного показателя в регионах ЦФО представляет самостоятельный интерес.
Как видно из табл. 1, уровень колеблемости составляет 7-9%, что говорит о качественной однородности совокупности регионов по данному показателю. Интерес представляет динамика показателей вариации. Так, с 2000 г. по 2005 г. размах вариации уменьшался более быстрыми темпами (с 15,1% до 9,6%), чем коэффициент вариации (с 8,27% до 6,58%). С 2006 г. размах вариации увеличивается с 13,9% до 17,4% в 2009 г., а коэффициент вариации достигнув к 2008 г. 9,1% (в результате финансового кризиса отразившимся на структуре оборота) падает в 2009 г. до уровня 2000 г. - 8,3%. Следует отметить, что в 2000г. и 2004г. минимальную долю оборота продовольственных товаров имела Москва, затем в 2005 г. -Липецкая обл., а с 2006 г. по 2009 г. минимальная доля отмечается в Воронежской обл.
Для выявления территориальной дифференциации показатели удельного веса продовольственных товаров в общем объёме оборота розничной торговли регионы ЦФО были разбиты на 3 группы, причем, Москва и Московская область в группировку не были включены.
В группировке представлено распределение регионов ЦФО по удельному весу продовольственных товаров в общем объеме оборота розничной торговли каждого региона. Полученные данные подтверждают наличие региональных колебаний оборота продовольственных товаров. Из данных табл. 2 видно, что из 16 регионов ЦФО (без Москвы и Московской обл.) в 9 регионах доля продовольственных товаров превышает 50%, и в только в 6 регионах - она ниже 50%. Минимальный
уровень доли продовольственных товаров в ЦФО в Воронежской обл. (37,9%), максимальный в Ярославской обл. (55,3%). Соответственно размах вариации составляет 17,4 процентных пунктов.
3. Территориальная дифференциация продовольственного рынка ЦФО
Размер продовольственного рынка ЦФО и его региональная структура зависят от объема продаж продовольственных товаров в каждом регионе. Как отмечалось выше, существует большая разница между товарооборотом г.Москвы, Московской обл. и остальными регионами входящими в состав ЦФО. В табл.2 представлены данные, которые отражают распределение основных показателей продовольственного рынка ЦФО.
Как видно из таблицы 3, в ЦФО преобладают сравнительно небольшие регионы за исключением г.Москвы и Московской обл. Из 16 регионов только два (Воронежская и Тульская области) имеют оборот продовольственных товаров свыше 63 млрд. руб., оборот 11 регионов находится в пределах 43-58 млрд. руб., у остальных трех он меньше 32 млрд. руб.
Основным фактором оказывающим влияние на распределение оборота продовольственных товаров является плотность населения. Максимальный уровень плотности населения (60 чел/км2 в Тульской обл.) превышает минимальный (11,4 чел/ км2в Костромской обл.) в 5 раз. Размах вариации составляет 48,6 чел/ км2. Среднеквадратическое отклонение показателя плотности населения составляет 13,5 чел/ км2, что в процентах к среднему уровню (коэффициент вариации) равно 36,4%. Это позволяет сделать вывод об относительно высокой колеблемости признака, что дает основания считать совокупность регионов ЦФО неоднородной по плотности населения. По нашему мнению, показателем интенсивности формирования продовольственного рынка служит плотность товарооборота. Максимальный уровень плотности оборота (2460,27млн.руб./ км2 в Тульской обл.) превышает минимальный
(344,97млн.руб./ км2 в Костромской обл.) в 7 раз. Размах вариации составляет 2115,3млн.руб./ км2. Среднеквадратическое отклонение показателя плотности населения составляет 507,8млн.руб./ км2, что в процентах к среднему уровню равно 37,3%. Это означает, что колеблемость плотности оборота продо-
Таблица 1. Доля оборота продовольственный товаров в общем объеме розничной торговли региона
2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Центральный федеральный округ 42,6 42,9 43,5 43,6 44,8 46,9 49,1
Белгородская область 44,6 47,7 47,6 40,4 37,8 38,9 46,5
Брянская область 51,9 49,6 48,1 46,8 46,8 49,4 52,4
Владимирская область 52,3 51,1 50,3 50,8 49,4 50,5 50,5
Воронежская область 46,6 45,0 41,7 38,1 37,2 37,5 37,9
Ивановская область 47,3 49,7 50,6 52,0 47,7 49,3 53,8
Калужская область 47,4 45,2 45,8 43,6 47,2 51,3 52,8
Костромская область 50,0 47,5 46,9 51,7 52,1 52,5 51,5
Курская область 43,2 43,1 44,3 42,3 42,2 43,1 51,8
Липецкая область 47,0 41,7 41,4 42,0 43,7 43,7 42,4
Московская область 45,4 45,2 44,2 43,8 43,3 45,4 48,4
Орловская область 43,1 43,3 47,7 47,2 45,7 43,4 45,1
Рязанская область 51,7 50,1 48,7 46,1 46,6 49,8 512
Смоленская область 55,5 51,5 49,2 48,4 47,1 51,0 51,4
Тамбовская область 43,6 41,8 43,3 40,9 39,7 43,8 49,3
Тверская область 47,6 44,6 44,4 51,1 47,9 50,0 50,0
Тульская область 51,9 45,1 51,0 45,1 47,8 47,6 49,7
Ярославская область 51,6 50,3 49,1 48,5 48,0 50,8 55,3
г.Москва 40,4 41,0 42,2 42,9 45,4 47,9 49,6
Размах вариации 15,1 10,5 9,6 13,9 14,9 15,0 17,4
Среднеквадратическое отклонение 3,9 3,4 3,1 4,1 3,9 4,3 4,1
Коэффициент вариации 8,27 7,26 6,58 8,94 8,54 9,09 8,30
[3, с.722; 4, с.726 и собственные расчеты автора]
Таблица 2. Группировка регионов Центрального федерального округа по
Регионы, где удельный вес продовольственных товаров (%) Число регионов Средний по группе регионов удельный вес в общем объеме оборота, %
Менее 45 2 39,6
45-50 5 47,9
Более 50 9 52,0
В целом по округу 16 48,7
[4, с.726 и собственные расчеты автора]
Таблица 3. Распределение основных показателей продовольственного рышка в
2009 году
Оборот Размер Плотность Плотность оборота
продовольствен- территории, 2 тыс. км2 населения, продовольственных
ными товарами, чел. на 1 товаров,
млн. руб. км2 млн. руб. на 1 км2
Белгородская область 58451 27,1 56,4 2156,86
Брянская область 49165 34,9 37,1 1408,74
Владимирская область 43257 29,1 49,2 1486,49
Воронежская область 63842 52,2 43,3 1223,03
Ивановская область 31834 21,4 49,8 1487,57
Калужская область 45001 29,8 33,6 1510,10
Костромская область 20767 60,2 11,4 344,97
Курская область 45050 30,0 38,3 1501,67
Липецкая область 44260 24,0 48,1 1844,17
Московская область 432861 45,8 147,4 9451,1
Орловская область 24181 24,7 33,0 978,99
Рязанская область 45388 39,6 29,1 1146,16
Смоленская область 43876 49,8 19,4 881,04
Тамбовская область 44271 34,5 31,6 1283,22
Тверская область 55638 84,2 16,2 660,78
Тульская область 63229 25,7 60,0 2460,27
Ярославская область 51536 36,2 36,1 1423,65
г.Москва 1254392 1,1 9682,0 1140356,3
ЦФО 2417 000 650,2 57,1 1929,24
[ 4, с. 58, с.724; 5, с.41 и собственные расчеты автора]
вольственных товаров также можно считать значительной. Поэтому, территориальные различия плотности населения и плотности оборота продовольственных товаров в регионах ЦФО достаточно велики. Таким образом, сочетание фактора численности населения и фактора размера продовольственного рынка обуславливает ещё более высокую степень вариации, что также свидетельствует о качественной неоднородности территориального распределения продовольственного рынка по регионам ЦФО.
Важным показателем в оценке региональной дифференциации продовольственного рынка ЦФО является оборот продовольственных товаров на душу населения.
Анализ данных табл. 4 показывает, что во всех регионах ЦФО за исключением Москвы, региональные различия оборота продовольственных товаров на душу населения незначительны. Об однородности совокупности регионов свидетельствует коэффициент вариации (выражающийся колебаниями к среднему уровню) в 2008 г. составляющий 23,16% и сократившийся в 2009 г. до 21,47%.
Региональные различия проявляются и в динамике абсолютного размера оборота розничной торговли продовольственных товаров. Однако, г. Москва и Московская область по абсолютному размеру оборота товаров в разы отличаются от остальных регионов ЦФО, поэтому при расчете коэффициента вариации они не учитывались.
Показатель колеблемости (коэффициент вариации) оборота продовольственных товаров по регионам ЦФО (без г.Москвы и Московской обл.) характеризует однородность совокупности с 2005 г. (см. табл.5) и составил в 2009 г. 25,89%.
Выявленные тенденции развития оборота розничной торговли продовольственных товаров в регионах ЦФО характеризуются соответствующими трендовыми моделями, которые надежно отражают выявленные тенденции, т.к. имеют высокое значение коэффициента аппроксимации.
Таким образом, во всех регионах Центрального федерального округа развитие оборота розничной торговли продовольственных товаров в 2004-2009 гг. (в ценах соответствующих лет) происходит с некоторым ускорением, соответствующим параболе 2-го порядка (см. Таб.4).
Таблица 4. Товарооборот продовольственных товаров на душу населения по регионам ЦФО (тыс. руб.)
Оборот Среднегодовая Оборот
продовольственных численность продовольственных
товаров, млн. руб. населения , тыс. чел. товаров на душу
населения,
тыс. руб.
2008 2009 2008 2009 2008 2009
Белгородская область 44163 58451 1522,1 1527,6 38,3 29,0
Брянская область 41665 49165 1304,1 1295,9 37,9 31,9
Владимирская область 42048 43257 1444,6 1434,9 30,1 29,1
Воронежская область 56345 63842 2275,2 2265,8 28,2 24,8
Ивановская область 28544 31834 1076,3 1069,8 29,8 26,5
Калужская область 41394 45001 1004,3 1002,2 44,9 41,2
Костромская область 20035 20767 694,7 690,3 30,1 28,8
Курская область 34384 45050 1158,9 1152,0 39,1 29,7
Липецкая область 40813 44260 1166,1 1160,6 38,1 35,0
Московская область 4025 5 8 432861 6692,7 6732,7 64,3 60,7
Орловская область 22854 24181 819,4 814,7 29,7 27,9
Рязанская область 41272 45388 1161,1 1154,6 39,3 35,5
Смоленская область 39448 43876 978,7 970,1 45,2 40,3
Тамбовская область 3 7256 44271 1101,5 1092,7 40,5 33,8
Тверская область 51912 55638 1374,5 1364,8 40,8 37,8
Тульская область 56201 63229 1559,7 1546,8 40,9 36,0
Ярославская область 46 592 51536 1312,8 1308,4 39,4 35,5
г.Москва 1133311 1254392 10489,6 10536,0 119,1 108,0
ЦФО 2180795 2417000 37136,3 37119,9 65,1 58,7
[4, с. 724, с.58 и собственные расчеты автора]
Таблица 5. Динамика оборота продовольственных товаров (в фактически действующих ценах), млрд. руб.
2004 2005 2006 2007 2008 2009
Центральный федеральный округ 928,5 1131,8 1360,9 1677,1 2180,8 2417,0
Белгородская область 17,4 21,7 25,3 31,8 44,2 58,5
Брянская область 15,3 18,6 22,8 29,7 41,7 49,2
Владимирская область 12,7 15,9 22,4 30,9 42,0 43,3
Воронежская область 30,1 34,7 35,6 43,5 56,3 63,8
Ивановская область 8,6 10,7 15,3 18,1 28,5 31,8
Калужская область 14,1 17,9 21,4 30,0 41,4 45,0
Костромская область 7,7 8,8 12,1 15,3 20,0 20,8
Курская область 13,1 16,4 20,6 26,7 34,4 45,1
Липецкая область 14,2 17,4 22,2 30,0 40,8 44,2
Московская область 128,9 163,4 217,1 285,9 402,6 432,9
Орловская область 9,2 12,4 13,9 17,6 22,9 24,2
Рязанская область 15,0 17,7 20,5 27,6 41,3 45,4
Смоленская область 15,9 19,2 22,7 27,5 39,4 43,9
Тамбовская область 12,3 16,8 19,7 24,8 37,3 44,3
Тверская область 18,1 25,9 35,9 38,4 51,9 55,6
Тульская область 17,5 24,7 27,6 40,2 56,2 63,2
Ярославская область 15,9 19,8 25,5 32,8 46,6 51,5
г.Москва 562,1 669,7 780,1 926,3 1133,3 1254,4
Коэффициент вариации (без г.Москвы и Московской обл.) 33,59 32,15 27,93 26,04 24,84 25,89
Коэффициент вариации (без Москвы ) 126,68 127,13 135,12 137,84 139,24 134,29
[3, с.720; 4, с. 724] и собственные расчеты автора
4. Заключение
Проведенный анализ дал возможность оценить степень колеблемости оборота розничной торговли продовольственных товаров ЦФО, а также специфику и характер распределения
оборота розничной торговли продовольственных товаров по регионам в пределах ЦФО. Если исключить из совокупности регионов ЦФО Москву и Московскую область, то обнаруживается, что этот макрорегион достаточно
однороден. Это очень важный вывод для управления продовольственным рынком ЦФО.
Литература
1. Беляевский И.К. Региональный анализ потребительского рынка. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 250 с.
2. Региональная экономика. Основной курс: Учебник/ под редакцией В .И. Видяпина, М.В. Степанова. - М.: Инф-ра - М, 2008 - 686 с. - стр.92.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели.2009: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - 990 с.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели.2010: Стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - 996 с.
5. Российский статистический ежегодник. 2010. Стат.сб./Росстат. - М.: 2010.
References
1. Belyaevskiy I.K. Regional consumer market overview. - M.:Publ.Center EAOI, 2008.
2. Regional economics. Basic courser : Textbook/under the editorship of Vidyap-in VI, Stepanov M.V - M.: INFRA-M, 2008.
Таблица 6. Тенденции развития оборота розничной торговли продовольственных товаров (млрд. руб.)
Аналитическое уравнение Коэффициент аппроксимации
Центральный федеральный округ У=735,93+153,73х+22,55х2 0,99
Белгородская область У=19,43-2,68х+1,52х2 0,99
Брянская область У=13,68+0,49х+0,93х2 0,99
Владимирская область У=537+5,74х+0,16х2 0,97
Воронежская область У=30,23-0,87х+1,11х2 0,98
Ивановская область У=6,63+1,19х+0,53х2 0,97
Калужская область У=10,07+2,85х+0,55х2 0,98
Костромская область У=4,57+2,41х+0,07х2 0,97
Курская область У=12,69-0,16х+0,92х2 0,99
Липецкая область У=9,55+3,34х+0,46х2 0,98
Московская область У=79,66+37,02х+4,12х2 0,98
Орловская область У=6,66+2,42х+0,1х2 0,98
Рязанская область У=13,36+0,24х+0,9х2 0,97
Смоленская область У=14,16+0,92х+0,71 х2 0,98
Тамбовская область У=11,69+0,11х+0,91х2 0,99
Тверская область У=9,75+8,47х-0,12х2 0,98
Тульская область У=13,24+3,16х+0,92х2 0,98
Ярославская область У=11,68+2,92х+0,67х2 0,98
гМосква У=463,45 +86,08х+8,11х2 0,99
[собственные расчеты автора по данным табл.5]
3. Regions of Russia. Social and economic indicators, 2009. St. col./Rosstat. -M.: 2009.
4. Regions of Russia. Social and eco-
nomic indicators, 2010. St. col./Rosstat. -M.: 2010.
5. Statistical Yearbook of Russia.2010. St. col./Rosstat. - M.: 2010.