Научная статья на тему 'Оценка текущего состояния фармацевтической промышленности и отрасли в целом в Российской Федерации'

Оценка текущего состояния фармацевтической промышленности и отрасли в целом в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7596
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / PHARMACEUTICAL INDUSTRY / PHARMACEUTICAL MARKET / MEDICINES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эц Анна Валерьевна

В статье рассматривается текущее состояние фармацевтической промышленности, проанализированы такие показатели, как: динамика и емкость фармацевтического рынка Российской Федерации, структура потребления фармацевтических препаратов, а также динамика фармацевтической промышленности в Российской Федерации. Развитие фармацевтической промышленности не только способствовало эволюции способов и методов лечения и профилактики различных болезней, и, как следствие, повышению качества жизни людей, но и служило важным драйвером экономического роста. В современных условиях среди высокотехнологичных отраслей фармацевтическая промышленность демонстрирует одну из самых успешных динамик.The article considers the current state of the pharmaceutical industry, there were analyzed such indicators as the dynamics and capacity of the pharmaceutical market in the Russian Federation, the structure of pharmaceutical consumption, as well as the dynamics of the pharmaceutical industry in the Russian Federation. The development of the pharmaceutical industry not only contributed to the evolution of methods and methods of treatment and prevention of various diseases, and, as a result, improved the quality of life of people, but also served as an important driver of economic growth. In modern conditions, the pharmaceutical industry demonstrates one of the most successful dynamics among high-tech industries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка текущего состояния фармацевтической промышленности и отрасли в целом в Российской Федерации»

ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ОТРАСЛИ В ЦЕЛОМ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ASSESSMENT OF THE CURRENT STATE OF THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY AND THE INDUSTRY AS A WHOLE IN

THE RUSSIAN FEDERATION

УДК-608

Эц Анна Валерьевна

Студент, бакалавр

«Академия социального управления» (АСОУ), Россия, Москва.

Etz Anna

Ann_etz@mail .ru

Аннотация

В статье рассматривается текущее состояние фармацевтической промышленности, проанализированы такие показатели, как: динамика и емкость фармацевтического рынка Российской Федерации, структура потребления фармацевтических препаратов, а также динамика фармацевтической промышленности в Российской Федерации. Развитие фармацевтической промышленности не только способствовало эволюции способов и методов лечения и профилактики различных болезней, и, как следствие, повышению качества жизни людей, но и служило важным драйвером экономического роста. В современных условиях среди высокотехнологичных отраслей фармацевтическая промышленность демонстрирует одну из самых успешных динамик.

Annotation

The article considers the current state of the pharmaceutical industry, there were analyzed such indicators as the dynamics and capacity of the pharmaceutical market in the Russian Federation, the structure of pharmaceutical consumption, as well as the dynamics of the pharmaceutical industry in the Russian Federation. The development of the pharmaceutical industry not only contributed to the evolution of methods and methods of treatment and prevention of various diseases, and, as a result, improved the quality of life of people, but also served as an important driver of economic growth. In modern conditions, the pharmaceutical industry demonstrates one of the most successful dynamics among high-tech industries.

1549

Ключевые слова: фармацевтическая промышленность; фармацевтический рынок; лекарственные препараты.

Keywords: pharmaceutical industry; pharmaceutical market; medicines.

Динамика роста лекарственных препаратов в натуральном выражении ушла в отрицательную сторону, при этом за последние пять лет сохраняется положительная динамика роста.

В 2019 году мы могли наблюдать снижение темпа прироста ВВП и это обусловлено стагнацией покупательной способности, заработных средств. Также численность населения падает, как и численность в рабочие силы целом.

В 2019 году объем российского фармацевтического рынка вырос относительно 2018 года на 9,53 процентов в рублевом выражении, что отражено на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика российского фармацевтического рынка в денежном

выражении, млрд

Емкость валютного рынка в 2019 году с затруднениями увеличивается. Укрепилась тенденция ослабления рубля, при значительном росте рубля евро и доллар приросли минимально в следствии изменения курса примерно на 5 процентов. Рынок мировых валют в объеме фармацевтического рынка вырос: доллар на 3 процентов, евро на 10 процентов соответственно [1].

По макропоказателям мы можем сделать вывод, что относительно 2018 года рынок в денежном выражении подрос на 9,5 процентов. Львиную долю

1550

этого роста составили государственные закупки по национальным проектам, объем в рублях увеличен на 22 процента.

На рисунке 2 демонстрируются изменения объема в денежном выражении за последние два года.

2000 1843

1684 •

1500

992

1000

♦■262 560

0

2018 2019

Коммерческий секторЛП

Коммерческий сектор ПФ

Государственный сектор ЛП

Рис. 2. Емкость российского фармацевтического рынка в денежном

выражении, млрд руб.

Как замечалось ранее уверенный рост демонстрирует государственный сегмент лекарственных препаратов, что обусловлено дополнительным выделением государственных средств по программе высокозатратных нозологий. Финансирование нужд лечебно-профилактических учреждений прирос на 24 процента, что составляет примерно 108 миллиардов рублей. Коммерческий сектор лекарственных препаратов и парафармацевтических препаратов выросли по сравнению с 2018 годом в денежном выражении на 3 и 9 процентов соответственно.

Политика современного государственного регулирования способствует повышению тенденции локализации площадок международных компаний на территории Российской Федерации. Распределение производственных площадок, выпускаемая продукция которых реализуется на отечественном рынке, отражено на рисунке 3.

1551

Структура потребления ЛП. руб. Струюура потребления ЛП, упек.

■ Отечественные ■ Импортные ■ Локализованные

Рис. 3. Структура потребления фармацевтических препаратов Как показывают отчеты аналитических компаний, в денежном показателе лидируют импортные препараты, занимающие 70 процентов рынка, среди которых 49 процентов занимают препараты, произведенные за границами Российской Федерации, и 21 процент препаратов определяется лекарствами локализованных производств. Статистика в натуральном выражении отличается лидированием препаратов отечественного производства - 60 процентов [3].

На 2019 год были сформированы ключевые терапевтические направления, среди которых лидируют:

о препараты для лечения заболеваний пищеварительного тракта и обмена веществ;

о противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы; о противомикробные препараты для системного использования; о препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Являясь наиболее привлекательными сегментами рынка, данные направления отличает высокий уровень конкуренции. Деятельность компаний-производителей, которые лидируют в данных областях, направлена не только на продвижение сравнительных преимуществ своей продукции, но также на актуализацию проблематики в целом. Повышение узнаваемости о заболеваемости через средства массовой информации и ведущие пациентские организации позволяет увеличить диагностику, а значит, и выявить больше пациентов для дальнейшего лечения. Как следствие, государство может повысить финансирование для лекарственной терапии данного заболевания.

Лидером списка терапевтических групп в 2019 году стала группа «Пищеварительный тракт и обмен веществ», и это 15,5 процентов в денежном

1552

выражении. Преимущественно реализуется через коммерческий канал. Около 80 процентов покупок приходится за счет собственных средств населения.

Второе и третье места по долям приходятся на группы: «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы» - 15,1 процентов и «Противомикробные препараты для системного использования» - 12,5 процентов. Этому поспособствовали государственные национальные проекты за счет государственного финансирования. Отметим, что группа увеличилась почти на 50% посредством федеральных и региональных льгот. Ориентированы льготы на дорогостоящую продукцию, менее дорогие иммуномодуляторы потребляются за счет средств населения.

Рассмотрим тенденции фармацевтической промышленности за крайние пять лет. Последние годы отечественные производственные компании уверенно показывают ежегодный прирост в стоимостном выражении, с 2014 года до 2019 года денежный показатель вырос с 204 млрд. руб. до 425 млрд. руб.

Что касается объемов производства лекарственных препаратов в натуральном выражении, то наблюдается стагнация в 2016-2017 годах и падение показателя в 2018 году [2]. За период с 2014 года по 2019 год объем фармацевтической промышленности на территории Российской Федерации в упаковках показал колеблющийся рост с 3,54 млрд. до 4,55 млрд., что отражено на рисунке 4.

1553

2014 2015 2016 2017 2018 2019

Объем производства лекартвенных препаратов, млрд. руб. Объем производства лекартвенных препаратов, млрд. упак.

Рис. 4. Динамика фармацевтической промышленности в Российской Федерации (в том числе производство лекарственных препаратов зарубежных фармацевтических компаний на собственных и контрактных площадках) за период 2014 - 2019 гг., в натуральном и денежном выражении

Приведенный в статье материал позволяет сделать следующее заключение: рынок фармацевтических препаратов Российской Федерации показывает рост в денежном выражении на протяжении последних лет, с 2014 по 2019 год он вырос в 2,08 раза в рублевом выражении. Однако, девальвация рубля и падение реальных доходов населения, начавшиеся в конце 2014 года, существенно отразились на результатах, поскольку темпы роста могли быть значительно выше.

Литература

1. Аналитический отчет «Фармацевтический рынок России, 2019»./DSM Group. Февраль 2020.

2. Обновленная база данных «Производство лекарственных препаратов в России по итогам декабря 2019 года»./RNC Pharma. Февраль 2020.

1554

3. Государственное регулирование: барьеры или стимулы для развития рынка? «Тенденции фармацевтического рынка России - 2019»./Deloitte. Февраль 2020.

4. Современное состояние фармацевтической отрасли России и международный опыт [Электронный ресурс] / материалы для сводной рабочей группы Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики. - [2009]. http://www.strategy.ru/UserFiles/File/Medicina/ SPC.pdf.

5. Марчук И.К. Лекарство для роста / И.К. Марчук // Секрет фирмы, 2010. -№ 12. - С. 75.

6. Петрова Ю.А. Варвары у ворот / Ю.А. Петрова // Секрет фирмы, 2010. -№ 9. - С. 56.

Literature

1. Analytical report "Pharmaceutical market of Russia, 2019"./DSM Group. February 2020.

2. Updated database "production of medicines in Russia by the end of December 2019". / RNC Pharma. February 2020.

3. Government regulation: barriers or incentives for market development? "Trends in the Russian pharmaceutical market-2019"./Deloitte. February 2020.

4. Current state of the pharmaceutical industry in Russia and international experience [Electronic resource] / materials for the consolidated working group of the Commission under the President of the Russian Federation on modernization and technological development of the economy. - [2009]. http://www.strategy.ru/UserFiles/File/Medicina/ SPC.pdf.

5. Marchuk I. K. a Cure for the growth / K. I. Marchuk // the Secret, 2010. - No. 12. - P. 75.

6. Petrov Yu. a. barbarians at the gate / Y. A. Petrov // the Secret, 2010. No. 9. -S. 56.

1555

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.