ОСНОВНЫЕ МЕРЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
THE MAIN MEASURES OF THE SYSTEM OF STATE REGULATION OF THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY IN THE RUSSIAN FEDERATION
УДК-608
Эц Анна Валерьевна
Студент, бакалавр
«Академия социального управления» (АСОУ), Россия, Москва.
Etz Anna
Ann_etz@mail .ru
АННОТАЦИЯ
В статье анализируются последние изменения системы государственного регулирования фармацевтической промышленности в Российской Федерации. За последние несколько лет государственными органами власти была создана стратегия развития фармацевтической промышленной отрасли, однако существующие проблемы и отсутствие комплексного подхода мешают выполнению поставленных задач. Автором предлагается перечень рекомендаций для совершенствования системы государственного регулирования фармацевтической промышленности Российской Федерации.
ANNOTATION
The article analyzes the latest changes in the system of state regulation of the pharmaceutical industry in the Russian Federation. Over the past few years, the state authorities have created a strategy for the development of the pharmaceutical industry, but the existing problems and the lack of a comprehensive approach hinder the implementation of the tasks set. The author offers a list of recommendations for improving the system of state regulation of the pharmaceutical industry in the Russian Federation.
Ключевые слова: фармацевтическая промышленность; государственное регулирование; система государственного регулирования.
Keywords: pharmaceutical industry; state regulation; system of state regulation.
Система регулирования государственными органами власти фармацевтической промышленности и системы обеспечения лекарственными средствами была сформирована довольно недавно относительно систем
1556
большинства Европейских государств, и перспективы ее развития с каждым годом привлекают всё большее внимание среди современных специалистов экономики и политологии.
Ключевые изменения в законодательстве регулирующие фармацевтическую промышленность, среди которых введение регулирования цен на список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, ограничений по маркетинговой и рекламной деятельности, новые правила в схеме государственных закупок, а также многочисленные последующие нововведения, произошли в период развития федерального проекта «Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года».
План проекта был утверждён в октябре 2009 года и в дальнейшем объединён с государственной программой «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы. В конце 2017 года программа «Фарма-2020» была досрочно завершена [1, с. 99]. Среди ключевых целей проекта «Фарма-2020» можно выделить:
о создание условий для устойчивого инновационного развития отечественных фармацевтических промышленных компаний и повышение их конкурентоспособности на мировом рынке;
о преодоление технологического отставания химико- и биофармацевтического комплекса Российской Федерации от ведущих государств и придание отрасли инновационного вектора развития;
о обеспечение лекарственной безопасности Российской Федерации. Программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» характеризуется отсутствием ясно расставленных приоритетов, поскольку за достаточно небольшой период времени одновременно ставятся цели по развитию инновационного потенциала отечественного рынка, достижению независимости от иностранных промышленных компаний, развитию условий для устойчивого развития фармацевтических производственных компаний и повышению их конкурентоспособности, увеличению объёмов экспорта.
Законопроекты, в которых регламентируются задачи, требующие кардинальных изменений от российского фармацевтического рынка за несколько лет, не отражают рациональных подход в реализации стратегических планов по развитию наукоёмкой промышленной отрасли с участием большого числа иностранных производственных компаний, в условиях высоких стандартов контроля качества произведённой продукции и множества административных барьеров.
1557
Активная разработка стратегических планов по развитию фармацевтической промышленности до 2030 года началась в 2018 году. Большое количество отрицательных отзывов как от представителей производственных фармацевтических компаний, дистрибьюторских организаций и аптечных сетей, так и от независимых экспертов получила первая версия данного документа.
В настоящее время Правительством Российской Федерации ведется работа над формированием стратегии «Фарма 2030», которая поддержит и расширит основные идеи, которые были заложены в предыдущем документе, — «Фарма 2020». Главными направлениями обновленной стратегии станут рост производственных мощностей отечественных фармацевтических промышленных компаний, научное-технологическое и социально-ориентированное развитие фармацевтической отрасли и увеличение продолжительности жизни населения. Стратегия «Фарма 2030» будет включать в себя проекты по внедрению инновационных технологий в производстве социально значимых препаратов, интеграции автоматизированных систем, а также увеличению взаимодействия между производственной, научной и образовательной структурами.
Автором предлагается следующая программа реализации стратегии совершенствования системы государственного регулирования фармацевтической промышленности Российской Федерации. Программа дальнейшего развития фармацевтического рынка может объединена на несколько проектов.
Проект по увеличению уровня конкурентоспособности российских производителей по ключевым терапевтическим группам фармацевтических препаратов и стимулирование иностранных производственных компаний к постепенной локализации, для исполнения данного проекта применение следующих мер:
о Широкое информирование по планируемым внедряемым инструментам государственного регулирования, проведение регулярных встреч с представителями бизнес-сообществ, представляющих интересы фармацевтических промышленных компаний.
о Индексация зарегистрированной стоимости на лекарственные препараты из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, производимые на территории Российской Федерации, и отказ в индексации или незначимая индексация для импортных фармацевтических препаратов, выпускаемых иностранными промышленными компаниями.
1558
о Формирование необходимых организаций для оценки эффекта к уровню затрат для реализуемых на рынке и новых фармацевтических препаратов.
В рамках проекта по повышению эффективности механизма выбора фармацевтических препаратов должны быть реализованы следующие меры:
о Широкое внедрение во всех регионах продаж фармацевтических препаратов для розничного сегмента с помощью интернет площадок, что позволит значительно усилить конкуренцию по итоговой стоимости среди дистрибьюторов и расширить доступ к редким лекарственных средствам для граждан малонаселенных районов [2, с. 775].
о Активное привлечение финансовых средств частных инвестиционных фондов для массовой подготовки
высококвалифицированных сотрудников в области фармацевтики и биотехнологий для дальнейшей работы в иностранных и отечественных промышленных компаниях на территории Российской Федерации.
С целью реализации проекта по стимулированию развития инновационных технологии производства среди отечественных промышленных компаний предлагается внедрить следующие нововведения:
о Широкое финансирование российских промышленных компаний в области инновационной деятельности с фокусом на биотехнологические компании и направления терапии, которые характеризуются высокими рисками для частных компаний или входят в пятнадцать наиболее важных терапевтических групп для системы льготного лекарственного обеспечения в Российской Федерации.
о Введение налоговых преференций для инновационных фармацевтических промышленных иностранных компаний, которые готовы передать лучшие практики по новейшим технологиям отечественным производителям, включая этап разработки лекарственных субстанций с истекающим сроком патентов [3, с. 118].
По мнению автора, постепенное выполнение данных рекомендаций позволит усовершенствовать текущую систему государственного регулирования фармацевтической промышленности и достичь поставленных целей с учётом интересов как отечественных производственных компаний и государственных органов власти, так и потребительского сообщества, и ведущих иностранных компаний-производителей.
Литература
1559
1. Володин С.Н., Зуева Е.С. Российская фармацевтическая отрасль: инвестиционная привлекательность, риски и перспективы развития // Управленческий учет и финансы. 2017. № 2. С. 96—107.
2. Заур А.М. Тенденции и перспективы российской фармацевтической отрасли и применимость мирового опыта // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. № 4. С. 772—780.
3. Данилов А.И., Асриев С.А., Лаврова Е.В. Программа импортозамещения в области лекарственного обеспечения населения Российской Федерации // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2017. № 4. С. 114—120.
4. Аналитический обзор Фармацевтический рынок России. Выпуск: август 2016 года DSM Group [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// dsm.ru/docs/analytics/august_2017_pharmacy_ analysis.pdf 2. Батенева Тать
5. Верменникова Л.В., Новиков В.С. Потенциал инновационной деятельности как вклад в социальный прогресс и экономический рост территорий // Научный вестник Южного института менеджмента. - № 1 (13). - 2016. - С. 14-22.
6. Гончарова Анна. Антикризисные меры: больше или эффективнее? // Фармацевтическая газета «Московские аптеки» - 2016. - №9 (270)
Literature
1. Volodin S. N., Zueva E. S. Russian pharmaceutical industry: investment attractiveness, risks and development prospects / / Management accounting and Finance. 2017. no. 2. Pp. 96-107.
2. Zaur a.m. Trends and prospects of the Russian pharmaceutical industry and applicability of world experience / / MIR (Modernization. Innovations. Development). 2017. no. 4. Pp. 772-780.
3. Danilov A. I., Asriev S. A., Lavrova E. V. import substitution Program in the field of drug provision of the population of the Russian Federation // Bulletin of the Smolensk state medical Academy. 2017. no. 4. Pp. 114-120.
4. Analytical review of the Russian Pharmaceutical market. Issue: August 2016 DSM Group [Electronic resource]. - Access mode: http:// dsm.ru/docs/analytics/august_2017_pharmacy_ analysis. pdf 2. Bateneva Tat
5. Vermennikova L. V., Novikov V. S. Potential of innovative activity as a contribution to social progress and economic growth of territories // Scientific Bulletin of the southern Institute of management. - № 1 (13). - 2016. - Pp. 1422.
6. Anna Goncharova. Anti-crisis measures: more or more effective? // Pharmaceutical newspaper "Moscow pharmacies" - 2016. - №9 (270)
1560