Научная статья на тему 'Детерминанты спроса на российском фармакологическом рынке в условиях финансово-экономического кризиса в России'

Детерминанты спроса на российском фармакологическом рынке в условиях финансово-экономического кризиса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
381
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СПРОС / ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / ИННОВАЦИИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / COMPETITIVENESS / INDUSTRY OF PHARMACEUTICALS / MARKET OF PHARMACEUTICALS / DEMAND / ECONOMIC SECURITY / CUSTOMS TARIFF / TAXATION / INNOVATION / ECONOMIC SANCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жминько Надежда Сергеевна, Шевкуненко Тамара Александровна

В данной статье исследуются проблемы лекарственного обеспечения в России в условиях финансово-экономического кризиса. Одной из приоритетных задач государства должно являться обеспечение населения качественными и доступными лекарственными средствами. Низкая конкурентоспособность российских лекарственных средств и субстанций, отсутствие инновационных разработок в фармацевтической промышленности привели к высокой импoртoзaвисимости на российском фaрмрынкe, что представляет собой угрозу экономической безопасности России. С одной стороны, импорт лекарств и субстанций является одним из основных факторов развития и функционирования фармацевтической промышленности в России в настоящее время, но сложившаяся структура внешней торговли лекарственными препаратами и фармацевтическими субстанциями свидетельствует об импортной лекарственной зависимости. Особую актуальность представляет рассмотренный в данной статье вопрос импoртoзамещeния в фармацевтической промышленности в условиях применения Евросоюзом и Америкой экономических санкций, а также финансово-экономического кризиса в России. Резкое падение рубля привело к дестабилизации российской экономики и как следствие к повышению цен на лекарственные средства и снижению покупательской способности, несмотря на то, что лекарства являются товарами неэластичного спроса. С целью повышения конкурентной способности отечественных препаратов и увеличениях их доли на российском фaрмрынкe необходимо осуществить ряд экономических и правовых мер, направленных на совершенствование системы государственного регулирования импорта лекарственных средств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жминько Надежда Сергеевна, Шевкуненко Тамара Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article investigates the problem of drug supply in Russia during the financial and economic crisis. One of the priority tasks of the state should be providing the population with quality and affordable medicines. Low competitiveness of Russian drugs and substances, the lack of innovation in the pharmaceutical industry have led to high import-dependent on the Russian pharmaceutical market, which constitutes a threat to the economic security of Russia. On the one hand, the import of drugs and substances is one of the main factors of development and functioning of the pharmaceutical industry in Russia at present, but the existing structure of foreign trade of medicines and pharmaceutical substances testifies to the import of drug dependence. Of particular relevance is considered in this article the issue of import substitution in the pharmaceutical industry in terms of EU and us economic sanctions and financial crisis in Russia. The sharp fall of the ruble led to the destabilization of the Russian economy and consequently to higher prices for medicines and decrease in purchasing power, despite the fact that drugs are commodities of inelastic demand. With the aim of improving the competitiveness of domestic products and increases their market share in the Russian pharmaceutical market necessary to implement a number of economic and legal measures aimed at improving the system of state regulation of import of medicinal products

Текст научной работы на тему «Детерминанты спроса на российском фармакологическом рынке в условиях финансово-экономического кризиса в России»

УДК 330.45

08.00.00 Экономические науки

ДЕТЕРМИНАНТЫ СПРОСА НА РОССИЙСКОМ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОМ РЫНКЕ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В РОССИИ

Жминько Надежда Сергеевна к.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета РИНЦ SPIN код = 2535-1307 РИНЦ Author ID=736486 Кубанский государственный аграрный университет, Россия

Шевкуненко Тамара Александровна студентка учетно-финансового факультета Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

В данной статье исследуются проблемы лекарственного обеспечения в России в условиях финансово-экономического кризиса. Одной из приоритетных задач государства должно являться обеспечение населения качественными и доступными лекарственными средствами. Низкая конкурентоспособность российских лекарственных средств и субстанций, отсутствие инновационных разработок в фармацевтической промышленности привели к высокой импортозависимости на российском фармрынке, что представляет собой угрозу экономической безопасности России. С одной стороны, импорт лекарств и субстанций является одним из основных факторов развития и функционирования фармацевтической промышленности в России в настоящее время, но сложившаяся структура внешней торговли лекарственными препаратами и фармацевтическими субстанциями свидетельствует об импортной лекарственной зависимости. Особую актуальность представляет рассмотренный в данной статье вопрос импортозамещения в фармацевтической промышленности в условиях применения Евросоюзом и Америкой экономических санкций, а также финансово-экономического кризиса в России. Резкое падение рубля привело к дестабилизации российской экономики и как следствие к повышению цен на лекарственные средства и снижению покупательской способности, несмотря на то, что лекарства являются товарами неэластичного спроса. С целью повышения конкурентной способности отечественных препаратов и увеличениях их доли на российском фармрынке необходимо осуществить ряд экономических и правовых мер, направленных на совершенствование системы государственного регулирования импорта лекарственных средств

UDC 330.45 Economics

DEMAND DETERMINANTS ON THE RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET IN THE CONDITIONS OF SANCTIONS

Zhminko Nadezhda Sergeevna

Cand.Econ.Sci., associate professor оf fe AcTOunting

thеоry sub-faculty

RSCI SPIN code = 2535-1307

RSCI Author ID=736486

Kuban State Agrarian University,

Krasnodar, Russia

Shovkunenko Tamara Aleksandrovna student of the Financial faculty Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

This article investigates the problem of drug supply in Russia during the financial and economic crisis. One of the priority tasks of the state should be providing the population with quality and affordable medicines. Low competitiveness of Russian drugs and substances, the lack of innovation in the pharmaceutical industry have led to high import-dependent on the Russian pharmaceutical market, which constitutes a threat to the economic security of Russia. On the one hand, the import of drugs and substances is one of the main factors of development and functioning of the pharmaceutical industry in Russia at present, but the existing structure of foreign trade of medicines and pharmaceutical substances testifies to the import of drug dependence. Of particular relevance is considered in this article the issue of import substitution in the pharmaceutical industry in terms of EU and us economic sanctions and financial crisis in Russia. The sharp fall of the ruble led to the destabilization of the Russian economy and consequently to higher prices for medicines and decrease in purchasing power, despite the fact that drugs are commodities of inelastic demand. With the aim of improving the competitiveness of domestic products and increases their market share in the Russian pharmaceutical market necessary to implement a number of economic and legal measures aimed at improving the system of state regulation of import of medicinal products

Ключевые слова: ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, СПРОС, ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЙ РЫНОК, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ, ИННОВАЦИИ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ

Бок 10.21515/1990-4665-122-036

Keywords: COMPETITIVENESS, INDUSTRY OF PHARMACEUTICALS, MARKET OF PHARMACEUTICALS, DEMAND, ECONOMIC SECURITY, CUSTOMS TARIFF, TAXATION, INNOVATION, ECONOMIC SANCTIONS

Одна из основных стратегических целей обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации - наличие и доступность качественных и эффективных лекарственных средств1. С начала 1991 г., российский фармацевтический рынок развивается в условиях нарастающей зависимости от импортных лекарств. Это приводит к возникновению реальной угрозы социально-экономической безопасности страны.

Согласно задаче Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. «Фарма 2020», первостепенно необходимо повысить внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность отечественной промышленности, что должно приведет к росту обеспеченности населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами отечественного производства, увеличит долю продукции отечественного производства в общем объеме потребления на внутреннем рынке до 50% в стоимостном выражении к 2020 г.2.

На российском фармакологическом рынке наблюдается преобладание «брендированных» джeнeрикoв, в основном иностранного производства. На этом фоне наблюдается переплата конечным

1 См.: О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.

2 См.: Официальный сайт «Фарма 2020»: http://www. pharma2020.ru

потребителем (в том числе и государством) за торговые названия препаратов, часто морально устаревшие, что значительно сдерживает рост доступности лекарственных препаратов для населения. В результате недостаточной развитости системы здравоохранения основным покупателем лекарственных препаратов зачастую выступает сам пациент, осуществляющий их непрофессиональный выбор, преимущественно под давлением рекламы. Сложившаяся система продвижения побуждает фaрмпрoизвoдитeлeй вкладывать больше средств не в разработку новых эффективных препаратов, а в маркетинг и продажи, что значительно замедляет инновационное развитие отрасли.

Основными причинами низкой конкурентоспособности отечественных субстанций и лекарственных средств следующие:

-недостаточная экономическая мотивация отечественных производителей;

- ослабление рубля, высокий уровень инфляции;

- высокие процентные ставки по кредитам; -повышение тарифов на энергоносители; -высокая стоимость капитального строительства; -демпинговая политика азиатских государств;

- недостаточность высококвалифицированных кадров для фaрмoтрaсли.

Указанные причины понизили конкурентную способность отечественных фaрмпроизводитeлей до 50% и поставили локального производителя в неравные конкурентные условия с зарубежным производителем. Однако, вызванное общемировым кризисом ослабление рубля, в настоящий момент, частично снимает данные проблемы и создает предпосылки для более быстрого импoртoзaмeщeния.

Из-за снижения курса рубля лекарства в России подорожали в среднем на 20—30 %, в 2015 г. медикаменты в России возрастут еще

на 20 %. Рост цен частично связан с колебаниями курса рубля, частично со спекуляциями и поэтому россияне вынуждены экономить на лекарствах, сосредоточившись на покупке жизненно необходимых и важнейших лекарств. Цены 600 жизненно важных препаратов, подорожание пока не коснулось, так как, цена отслеживается государством, но для остальных лекарств предел роста цен не достигнут.

В сложной ситуации находятся тяжелобольные люди, нуждающиеся в медицинском лечение за рубежом или импортных дорогостоящих лекарствах. Из-за сильного падения курса рубля лечение за рубежом и лекарства значительно выросли в рублях, так как в России нет необходимого оборудования и лекарств для лечения сложных и редких заболеваний. На продукцию иностранного производства, приходится более 75% на российский фармацевтический рынок (в денежном выражении), а до 90% изготовления российских отечественных медикаментов зависит от импортных компонентов, значительно подорожавших из-за падения рубля.

Лекарства, в первом квартале 2015 г., вошедшие под ценовое регулирование, подорожали на 5,7 %, а препараты с неконтролируемой ценой — на 16,9 %. В целях защиты от исчезновения дешевых лекарств с рынка Минздрав РФ приняло решение проиндексировать цены на препараты стоимостью до 50 руб. на 30 %, от 50 руб. до 500 руб.— на 11 %.

Затронутые проблемы ведут к тому, что, несмотря на ряд позитивных предпосылок, включая повышение конкурентоспособности отечественных производителей за счет ослабления рубля, в России в скором будущем могут перестать существовать как базовый производственный сектор, производящий лекарственные субстанции, так и связанный с ним научно-технологический сектор.

В недалеком будущем, реакция на кризисные явления приведет к рассмотрению вопроса о повышении эффективности государственных

расходов на здравоохранение и лекарственное обеспечение, в том числе в переориентации государственных закупок на продукцию отечественных производителей. Возможно весомое уменьшение коммерческого сектора в долларовом эквиваленте (и увеличение в рублевом) за счет ослабления рубля и высокой доли продукции импортных производителей. Необходимо отметить, что лекарственные средства являются товарами неэластичного спроса, в связи с чем, прогнозируется их стабильное потребление даже с учетом уменьшения доходов населения.

Застой российского фармацевтического производства приведет к вытеснению отечественных компаний с внутреннего и внешнего рынков, углублению производственно-технологического и научно-технического отставания от мирового уровня, утрате отечественного научного потенциала и полной потере лекарственной независимости.

Для локализации производства лекарственных препаратов на территории РФ, в кратчайшие сроки, необходимо, привлечь инвестиции в модернизацию существующих производственных активов и строительство новых предприятий. На фaрмрынкe возникнет преобладание качественных дженериков и небольшая доля (до 10—20%) инновационных препаратов, однако ориентировочно к 2017 г. потребуется собственная инновационная продукция, на создание которой понадобиться до 7—10 лет .

Требуется разработка и производство оригинальных лекарственных препаратов, имеющих не меньшую эффективность что и зарубежные аналоги, но обладающих дополнительными полезными свойствами, такими как пониженная токсичность, повышенная биодоступность и тот же механизм действия.

3 См.: Официальный сайт «Фaрмa 2020»: http://www. pharma2020.ru

Одним из основных факторов развития российского фармацевтического рынка, в настоящее время, является импорт готовых лекарственных средств и субстанций. Импорт оригинальных лекарственных средств является одним из источников поступлений денежных средств в бюджеты различных уровней (за счет налоговых и таможенных сборов), и так же обеспечивает поступление на российский рынок новейших разработок в сфере фармацевтики. Импорт удовлетворяет до 80% — российских организаций фармацевтической промышленности в сырье, для производства готовых лекарственных средств, и до 75% потребностей российских граждан. Около 96%, из всего объема поступающих по программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) - это препараты иностранного производства.

Реализованных на рынке 57% препаратов, , по итогам февраля 2015 г., являлись отечественными (в натуральных единицах измерения), однако из-за своей невысокой цены, относительно импортных лекарств, в стоимостном выражении они заняли всего лишь 28% (рисунок 1).

I отечественные лек.средства импортные лек.средства

февраль 2013г.

февраль 2014г.

февраль 2015г.

Рисунок 1 Соотношение объемов продаж импортных и отечественных лекарственных средств на фармацевтическом рынке

России, %

При осуществлении закупок лекарственных средств для государственных нужд, в России, законодательно установлено предпочтение препаратам российского производства, однако, по итогам 2013 г. объем поставок импортных лекарственных средств в Россию составил 14,9 млрд долл., что на 4% выше аналогичного показателя

2012 г.

Более 90% от всего объема импорта лекарственных средств, в

2013 г., приходилось на две группы импортеров — дистрибьюторские компании и представительства иностранных производителей .

Наибольшая доля импорта приходится на представительство иностранных производителей, их доля в общем объеме увеличилась почти на 3%, дистрибьюторские компании потеряли в доле 2%. Наибольшее снижение на 20% ( в структуре импорта), в 2013 г., показал сегмент «Компании, специализирующиеся на прямом импорте, приходится на компанию «ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ИМПОРТ, ЭКСПОРТ», в данном сегменте, приходится 53% (по итогам 2013 г. прирост был на уровне 11%). УФИМСКИЙ ВИТАМИННЫЙ ЗАВОД. В 2013 г. его доля составила 33% -главный импортер среди отечественных лекарств.

Для оптимального функционирования системы здравоохранения и развития национальной фармацевтической промышленности, импорт лекарств и субстанций является необходимым, но сложившаяся структура внешней торговли лекарственных средств и фармацевтических субстанций, свидетельствующая об импортной лекарственной зависимости России, имеет следующие отрицательные последствия:

— низкая платежеспособность населения, вызывает преобладание на рынке устаревших и низкокачественных препаратов российского и иностранного производства;

4 См.: Официальный сайт маркетингового агенства DSM GROUP: http://www. dsm.ru http://ej.kubagro.ru/2016/08/pdf/36.pdf

— импортеры фармацевтические субстанции, из Юго-Восточной Азии, зачастую поставляют продукцию, не отвечающую мировым стандартам, что приводит к снижению качества российских лекарственных средств, произведенных из импортного сырья;

— недостаточность инвестирования в российскую фармацевтическую промышленность;

— приобретение готовых лекарств и субстанций, требует ежегодно порядка 1,5 млрд. долларов, что ухудшает торговый баланс России;

—продвижению перспективных российских лекарственных средств, препятствует преобладание импортных препаратов.

Указанные аспекты приводят к возникновению и нарастанию угрозы экономической безопасности России в сфере обеспечения населения лекарственными препаратами. К сожалению, на текущий момент, невозможен полный отказ от импорта готовых лекарств и субстанций, так как российский фармацевтический рынок находится в стадии становления и развития.

Значительная импортозaвисимость российского фaрмрынкa в условиях кризиса показала, что сохранение нынешнего положения приведет к большим трудностям. Падение рубля, вызвало значительный рост цен на лекарственные средства, поэтому государство приняло срочные меры по стабилизации ситуации. Российское Правительство планирует ограничить закупку импортных препаратов и при проведение тендеров, рассматривать наличие отечественных производителей . К торгам не будут допущены поставщики импортных лекарств, если в российском реестре зарегистрированы хотя бы два аналогичных препарата, исключение составляются только для белорусских производителей в рамках Союзного государства.

Потребуется 2-3 года, для создания на рынке достойных российских аналогов. В течение этого времени, обойтись без импортных поставок

будет невозможно. В долгосрочной перспективе можно прогнозировать некоторое снижение объемов импорта, уже сейчас значительно меняется структурная составляющая импортных поставок, свое влияние на этом участке системы товародвижения постепенно теряют дистрибьюторские компании.

На 2009—2020 гг. по направлению «Разработка лекарственных средств» предусматривается финансирование на сумму 106400 млн. руб. из федерального бюджета.

Для оценки состояния рынка и анализа объемов поставок импортируемой продукции, анализ импортной статистики является одним из наиболее распространенных и востребованных инструментов.

В России, в связи с возникновением импортной лекарственной зависимости, необходимо осуществить совершенствование системы государственного регулирования импорта лекарственных средств по следующим направлениям:

-проводить дифференцированную ставку таможенного тарифа на импортные лекарственные средства и субстанции в зависимости от степени их морального старения;

- усовершенствовать механизм регистрации цен на импортные и отечественные лекарственные средства;

- ввести запрет на лечение импортными лекарственными средствами за счет средств, выделяемых из федерального и регионального бюджетов, при условии существования в достаточном количестве аналогов российского производства

- организации, производящие лекарственные средства, внести в список первостепенных с предоставлением им налоговых льгот и государственных гарантий;

- необходимо максимальное расширение сотрудничества в области научных разработок и производства оригинальных патентованных

препаратов и создание предприятий с долевым участием иностранного капитала.

- на лекарственные средства, отечественного производства, сформировать минимальную наценку в товаропроводящей сети;

- организации фармацевтической продукции;

- организации, производящие фармацевтические субстанций на территории Российской Федерации, стимулировать в размере, необходимом для обеспечения выпуска 50% готовых лекарственных форм в денежном выражении, включая не менее 85 % по номенклатуре из списка жизненноважных лекарственных средств.

Список литературы:

1. Бгане, Ю. К. «Пределы регулирующего влияния государства на развитие сферы потребительских услуг»/ Ю. К. Бгане, А. В. Стягун, З. В. Хетагурова // Вестник Адыгейского государственного университета, Серия 5: Экономика. 2014. № 1 (138). С. 28-33.

2. Васильев В.П. Экономическая устойчивость сельскохозяйственных организаций: вопросы теории / В.П. Васильев // Тенденции формирования науки нового времени Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. Ответственный редактор А. А. Сукиасян. - 2014. - С. 25-27.

3. Жминько Н.С. Основные теоретические подходы к аспекту прогнозирования финансового состояния хозяйствующих субъектов / Н.С. Жминько, И.С. Сафонов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 97. - С. 985-996.

4. Жминько Н.С. Прогнозирование финансового состояния сельскохозяйственных организаций с применением дискриминантно-рейтинговой экспресс-модели / Н.С. Жминько, И.С. Сафонов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. -2014. - № 97. - С. 1087-1097.

5. Жминько Н.С. Теоретические и методологические вопросы анализа финансового состояния / Н.С. Жминько, И.С. Сафонов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. -2014. - № 97. - С. 1098-1110.

6. Жминько, А. Е. Ретроспективный анализ использования ресурсов в организациях краснодарского края // А. Е. Жминько, А. Е. Сенникова, А. Е. Агаев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 112. С. 1038-1057.

7. Жминько, А. Е. Анализ деятельности предприятий краснодарского края в контексте использования трудовых ресурсов / А. Е. Жминько, А. Е. Сенникова, М. Е. Никогда // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 112. С. 1027-1037.

8. Жминько, А. Е. Сущность производственных запасов, как оборотных активов организации / А. Е. Жминько, Т. А. Литвинова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. -№05(099).

9. Кучеренко, С. А. Прогнозирование банкротства сельскохозяйственных организаций, монография / С. А. Кучеренко. - Краснодар: КубГАУ, 2010. - 2018 с.

10. Люкшинов, А.Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / А.Н. Люкшинов. - М.: Юнити-Дана, 2000. - 375 с.

11. Мартыненко Е.В. Эколого-экономические индикаторы оценки эффективности регионального воспроизводственного комплекса / Е.В. Мартыненко // Новые технологии. - 2013. - № 1. - С. 113-116.

12. Миско, К.М. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методические аспекты исследования) / К.М. Миско. - М.: Наука, 1991. - 704 с.

13. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.

14. Об обращении лекарственных средств: Федеральный закон РФ от 12 апреля 2010г. № 61-ФЗ

15. Официальный сайт «Фарма 2020»: http://www. pharma2020.ru/

16. Официальный сайт журнала «Российские аптеки»: http://www.rosapteki.ru/

17. Официальный сайт информационного портала индустрии «Фармацевтический вестник»: http://www.pharmvestnik.ru/

18. Официальный сайт маркетингового агентства DSM GROUP: http://www. dsm.ru

19. Официальный сайт справочно-информационной службы Фармконтроль: http://www.pharmcontrol.ru/

20. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru

21. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ: http://www.roszdravnadzor.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Официальный сайт центра маркетинговых исследований Фармэксперт: http://www.pharmexpert.ru

23. Сигидов Ю.И. Анализ эффективности использования оборотных активов сельскохозяйственных организаций / Ю.И. Сигидов, И.Н. Ребрищев // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2013. - № 3. - С. 80-87.

24. Сигидов Ю.И. История бухгалтерского учета: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности/профилю "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" : учетные направления и национальные школы бухгалтерского учета, развитие зарубежной учетной мысли, развитие учета в России с детализацией по историческим периодам / Ю. И. Сигидов, М. С. Рыбянцева. - Краснодар, 2011.

25. Сигидов Ю.И. Международный историко-политический анализ вопроса обеспечения продовольственной безопасности в условиях глобализации / Ю.И. Сигидов, В.В. Шоль, Е.В. Мартыненко, А.А. Баранников // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. -2014. - № 98. - С. 1292-1307.

26. Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (с изменениями и дополнениями).

27. Шевкуненко М.Ю. Противодействие обороту фальсифицированных лекарственных средств как фактор экономической безопасности России. дис... канд. экон. наук, 2010.

28. Шевкуненко, М.Ю. Совершенствование экономико-правовых мер, направленных на минимизацию зависимости России от импорта лекарственных средств /М.Ю. Шевкуненко // Экономические науки. Выпуск №7-2013 г.

References

1. Bgane, Ju. K. «Predely regulirujushhego vlijanija gosudarstva na razvitie sfery potrebitel'skih uslug»/ Ju. K. Bgane, A. V. Stjagun, Z. V. Hetagurova // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta, Serija 5: Jekonomika. 2014. № 1 (138). S. 28-33.

2. Vasil'ev V.P. Jekonomicheskaja ustojchivost' sel'skohozjajstvennyh organizacij: voprosy teorii / V.P. Vasil'ev // Tendencii formirovanija nauki novogo vremeni Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 4 chastjah. Otvetstvennyj redaktor A.A. Sukiasjan. - 2014. - S. 25-27.

3. Zhmin'ko N.S. Osnovnye teoreticheskie podhody k aspektu prognozirovanija finansovogo sostojanija hozjajstvujushhih sub#ektov / N.S. Zhmin'ko, I.S. Safonov // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2014. - № 97. - S. 985-996.

4. Zhmin'ko N.S. Prognozirovanie finansovogo sostojanija sel'skohozjajstvennyh organizacij s primeneniem diskriminantno-rejtingovoj jekspress-modeli / N.S. Zhmin'ko, I.S. Safonov // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2014. - № 97. - S. 1087-1097.

5. Zhmin'ko N.S. Teoreticheskie i metodologicheskie voprosy analiza finansovogo sostojanija / N.S. Zhmin'ko, I.S. Safonov // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2014. - № 97. - S. 10981110.

6. Zhmin'ko, A. E. Retrospektivnyj analiz ispol'zovanija resursov v organizacijah krasnodarskogo kraja // A. E. Zhmin'ko, A. E. Sennikova, A. E. Agaev // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2015. № 112. S. 1038-1057.

7. Zhmin'ko, A. E. Analiz dejatel'nosti predprijatij krasnodarskogo kraja v kontekste ispol'zovanija trudovyh resursov / A. E. Zhmin'ko, A. E. Sennikova, M. E. Nikogda // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2015. № 112. S. 1027-1037.

8. Zhmin'ko, A. E. Sushhnost' proizvodstvennyh zapasov, kak oborotnyh aktivov organizacii / A. E. Zhmin'ko, T. A. Litvinova // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2014. - №05(099).

9. Kucherenko, S. A. Prognozirovanie bankrotstva sel'skohozjaj-stvennyh organizacij, monografija / S. A. Kucherenko. - Krasnodar: KubGAU, 2010. - 2018 s.

10. Ljukshinov, A.N. Strategicheskij menedzhment: ucheb. posobie / A.N. Ljukshinov. - M.: Juniti-Dana, 2000. - 375 s.

11. Martynenko E.V. Jekologo-jekonomicheskie indikatory ocenki jeffektivnosti regional'nogo vosproizvodstvennogo kompleksa / E.V. Martynenko // Novye tehnologii. -2013. - № 1. - S. 113-116.

12. Misko, K.M. Resursnyj potencial regiona (teoreticheskie i metodicheskie aspekty issledovanija) / K.M. Misko. - M.: Nauka, 1991. - 704 s.

13. O strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda: ukaz Prezidenta RF ot 12 maja 2009 g. № 537.

14. Ob obrashhenii lekarstvennyh sredstv: Federal'nyj zakon RF ot 12 aprelja 2010g. №

61-FZ

15. Oficial'nyj sajt «Farma 2020»: http://www. pharma2020.ru/

16. Oficial'nyj sajt zhurnala «Rossijskie apteki»: http://www.rosapteki.ru/

17. Oficial'nyj sajt informacionnogo portala industrii «Farmacevticheskij vestnik»: http://www.pharmvestnik.ru/

18. Oficial'nyj sajt marketingovogo agentstva DSM GROUP: http://www. dsm.ru

19. Oficial'nyj sajt spravochno-informacionnoj sluzhby Farmkontrol': http://www.pharmcontrol.ru/

20. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki: http://www.gks.ru

21. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere zdravoohranenija i social'nogo razvitija RF: http://www.roszdravnadzor.ru

22. Oficial'nyj sajt centra marketingovyh issledovanij Farmjekspert: http://www.pharmexpert.ru

23. Sigidov Ju.I. Analiz jeffektivnosti ispol'zovanija oborotnyh aktivov sel'skohozjajstvennyh organizacij / Ju.I. Sigidov, I.N. Rebrishhev // Buhuchet v sel'skom hozjajstve. - 2013. - № 3. - S. 80-87.

24. Sigidov Ju.I. Istorija buhgalterskogo ucheta: uchebnoe posobie dlja studentov, obuchajushhihsja po special'nosti/profilju "Buhgalterskij uchet, analiz i audit" : uchetnye napravlenija i nacional'nye shkoly buhgalterskogo ucheta, razvitie zarubezhnoj uchetnoj mysli, razvitie ucheta v Rossii s detalizaciej po istoricheskim periodam / Ju. I. Sigidov, M. S. Rybjanceva. - Krasnodar, 2011.

25. Sigidov Ju.I. Mezhdunarodnyj istoriko-politicheskij analiz voprosa obespechenija prodovol'stvennoj bezopasnosti v uslovijah globalizacii / Ju.I. Sigidov, V.V. Shol', E.V. Martynenko, A.A. Barannikov // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2014. - № 98. - S. 1292-1307.

26. Federal'nyj zakon ot 12 aprelja 2010 g. N 61-FZ "Ob obrashhenii lekarstvennyh sredstv" (s izmenenijami i dopolnenijami).

27. Shevkunenko M.Ju. Protivodejstvie oborotu fal'sificirovannyh lekarstvennyh sredstv kak faktor jekonomicheskoj bezopasnosti Rossii. dis... kand. jekon. nauk, 2010.

28. Shevkunenko, M.Ju. Sovershenstvovanie jekonomiko-pravovyh mer, napravlennyh na minimizaciju zavisimosti Rossii ot importa lekarstvennyh sredstv /M.Ju. Shevkunenko // Jekonomicheskie nauki. Vypusk №7-2013 g.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.