Научная статья на тему 'Оценка технического элемента «расслабление» методами оперативного контроля в эстетической гимнастике'

Оценка технического элемента «расслабление» методами оперативного контроля в эстетической гимнастике Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстетическая гимнастика / джазовая и контемп-хореография / хореографическая подготовка / базовые движения тела / техника исполнения / кинематические характеристики / правила соревнований. / aesthetic group gymnastics / jazz and contemp-choreography / compositional training / fundamental body movements / execution technique / kinematic characteristics / competition rules.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Быстрицкая Екатерина Дмитриевна, Ростовцева Марина Юрьевна

В данной статье рассматривается эффективность применения средств базовых элементов хореографии (в части джазовой и контемп-хореографии) как одного из важных составляющих при выполнении технического элемента «расслабление» гимнастками старших разрядов в эстетической гимнастике. Научная новизна исследования состоит в определении вспомогательных функционально-значимых базовых движений и элементов танцевальной техники джазовой и контемп-хореографии в эстетической гимнастике. Практическая значимость исследования заключается во внедрении в учебно-тренировочную и спортивную деятельность упражнений специальной физической и технической подготовки с элементами хореографии для совершенствования исполнительского мастерства гимнасток старших разрядов. Материалы и методы исследования: кинематические модельные характеристики двухфазового движения тела «расслабление» на основе инновационного технологического подхода с использованием ПАК «Инструмент хореографа» и комплекса упражнений позволили скорректировать технику исполнения спортивной команды «Аймант» (n=13). Результат: представлены результаты апробации с применением инновационного технологического подхода на основе измерительного устройства «Инструмент хореографа», включающего состав средств оперативного контроля при выполнении технического элемента «расслабление». Заключение: отличительной особенностью разработанной методики является синтез базовых движений и элементов хореографии, благодаря которому удалось добиться высокой результативности в учебно-тренировочной деятельности гимнасток спортивной команды «Аймант». Это позволило выявить и выровнять технику исполнения элемента «расслабление» с небольшой допустимой некорректностью для последующей его отработки в таких технических движениях тела, как: «наклон», «выпад», «скручивание» и «изгиб» (от 0,6° до 10,5°).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Быстрицкая Екатерина Дмитриевна, Ростовцева Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the technical element «relaxation» by operational control methods in aesthetic group gymnastics

This article examines the effectiveness of using the means of fundamental elements of choreography (jazz and contemp-choreography) as one of the important components in the performance of the technical element «relaxation» on senior gymnasts in aesthetic group gymnastics. The scientific novelty of the research consists in the definition of auxiliary functionally significant fundamental body movements and elements of dance technique of jazz and contemp-choreography in aesthetic group gymnastics. The practical significance of the research lies in the introduction of special physical and technical training exercises of choreography elements in educational, training and sports activities to improve the performing skills of senior ranks gymnasts. Materials and methods of research: kinematic model characteristics of two-phase body movement «relaxation» based on an innovative technological approach using the hardware-software solution «Choreographer's Instrument» and a set of exercises allowed to correct the technique of the sports team «Aimant» (n=13). Result: the results of testing using an innovative technological approach based on the measuring device «Choreographer's Instrument», which includes the composition of the technical element «relaxation» operational control means, are presented. Conclusion: a distinctive feature of the developed technique is the synthesis of fundamental body movements and elements of choreography, thanks to which it was possible to achieve high performance in the training activities of the sports team «Aimant» gymnasts. This made it possible to identify and align the technique of the element with a small permissible inaccuracy for its subsequent development in such technical movements of the body as «lean», «lunge», «twisting» and «bending» (from 0.6° to 10.5°).

Текст научной работы на тему «Оценка технического элемента «расслабление» методами оперативного контроля в эстетической гимнастике»

УДК 796.412+796.012

Оценка технического элемента «расслабление» методами оперативного

контроля в эстетической гимнастике

Быстрицкая Е.Д.*, Ростовцева М.Ю.

Российский университет спорта «ГЦОЛИФК» Москва, Россия ORCID: 0009-0009-1981-0920, fastkitten@yandex.ru* ORCID: 0009-0001-2085-8560, mar_rost@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается эффективность применения средств базовых элементов хореографии (в части джазовой и контемп-хореографии) как одного из важных составляющих при выполнении технического элемента «расслабление» гимнастками старших разрядов в эстетической гимнастике. Научная новизна исследования состоит в определении вспомогательных функционально-значимых базовых движений и элементов танцевальной техники джазовой и контемп-хореографии в эстетической гимнастике. Практическая значимость исследования заключается во внедрении в учебно-тренировочную и спортивную деятельность упражнений специальной физической и технической подготовки с элементами хореографии для совершенствования исполнительского мастерства гимнасток старших разрядов. Материалы и методы исследования: кинематические модельные характеристики двухфазового движения тела «расслабление» на основе инновационного технологического подхода с использованием ПАК «Инструмент хореографа» и комплекса упражнений позволили скорректировать технику исполнения спортивной команды «Аймант» (n=13). Результат: представлены результаты апробации с применением инновационного технологического подхода на основе измерительного устройства «Инструмент хореографа», включающего состав средств оперативного контроля при выполнении технического элемента «расслабление». Заключение: отличительной особенностью разработанной методики является синтез базовых движений и элементов хореографии, благодаря которому удалось добиться высокой результативности в учебно-тренировочной деятельности гимнасток спортивной команды «Аймант». Это позволило выявить и выровнять технику исполнения элемента «расслабление» с небольшой допустимой некорректностью для последующей его отработки в таких технических движениях тела, как: «наклон», «выпад», «скручивание» и «изгиб» (от 0,6° до 10,5°).

Ключевые слова: эстетическая гимнастика, джазовая и контемп-хореография, хореографическая подготовка, базовые движения тела, техника исполнения, кинематические характеристики, правила соревнований.

Для цитирования: Быстрицкая Е.Д.*, Ростовцева М.Ю. Оценка технического элемента «расслабление» методами оперативного контроля в эстетической гимнастике. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(2): .

Evaluation of the technical element «relaxation» by operational control methods in aesthetic group gymnastics

Ekaterina D. Bystritskaya*, Marina Yu. Rostovtseva

Russian University of Sport «GTSOLIFK» Moscow, Russia. ORCID: 0009-0009-1981-0920, fastkitten@yandex.ru*

ORCID: 0009-0001-2085-8560, mar_rost@mail.ru

Abstract: This article examines the effectiveness of using the means of fundamental elements of choreography (jazz and contemp-choreography) as one of the important components in the performance of the technical element «relaxation» on senior gymnasts in aesthetic group gymnastics. The scientific novelty of the research consists in the definition of auxiliary functionally significant fundamental body movements and elements of dance technique of jazz and contemp-choreography in aesthetic group gymnastics. The practical significance of the research lies in the introduction of special physical and technical training exercises of choreography elements in educational, training and sports activities to improve the performing skills of senior ranks gymnasts. Materials and methods of research: kinematic model characteristics of two-phase body movement «relaxation» based on an innovative technological approach using the hardware-software solution «Choreographer's Instrument» and a set of exercises allowed to correct the technique of the sports team «Aimant» (n=13). Result: the results of testing using an innovative technological approach based on the measuring device «Choreographer's Instrument», which includes the composition of the technical element «relaxation» operational control means, are presented. Conclusion: a distinctive feature of the developed technique is the synthesis of fundamental body movements and elements of choreography, thanks to which it was possible to achieve high performance in the training activities of the sports team «Aimant» gymnasts. This made it possible to identify and align the technique of the element with a small permissible inaccuracy for its subsequent development in such technical movements of the body as «lean», «lunge», «twisting» and «bending» (from 0.6° to 10.5°).

Keywords: aesthetic group gymnastics, jazz and contemp-choreography, compositional training, fundamental body movements, execution technique, kinematic characteristics, competition rules.

For citation: Ekaterina D. Bystritskaya*, Marina Yu. Rostovtseva. Evaluation of the technical element «relaxation» by operational control methods in aesthetic group gymnastics. Russian Journal of Physical education and Sport. 2024; 19(2): .

Актуальность

Главной отличительной особенностью эстетической гимнастики от смежных видов спорта является создаваемый в ходе выступления музыкально-хореографический образ спортивной команды [1, 2], наполненный определенным вербальным сюжетом и смыслом [3], который отражается в выполнении технических базовых движений тела в соревновательной композиции («изгиб», «наклон», «выпад», «скручивание», «сжатие», «расслабление», «целостная волна» и «целостный взмах»). Существующая классификация базовых движений тела содержит ряд особенностей технического элемента в соревновательной композиции [4], составленного с учетом физических возможностей гимнасток спортивной команды [5, 6]. Благодаря широким возможностям различных переходных элементов, объединяющих между собой, как отдельные гимнастические компоненты, так и серию движений тела (СДТ), создаётся неповторимая комбинация применительно к особенностям данного вида спорта [4].

Базовые технические элементы эстетической гимнастики основываются на естественных движениях тела [7], именно поэтому элементы современного танца (например, такие как джазовая и контемп-хореография) легко и органично интегрируются в соревновательную композицию, придавая ей отличительное стилевое разнообразие [6]. Однако, достаточно часто в эстетической гимнастике при выполнении технических элементов различного уровня сложности как специалисты, так и гимнастки в составе спортивной команды сталкиваются с трудностями в ходе отработки свойств «пластичности» и «слитности» при выполнении движений [9]. Особенно это ярко выражается в техническом элементе «расслабление», что обусловливает высокую актуальность и практическую значимость данного исследования для развития эстетической гимнастики и направления.

Цель исследования: определить содержание и конкретизировать особенности и состав компонентов в базовом движении тела «расслабление» как в технических элементах современного танца (в части джазовой и контемп-хореографии), так и при интеграции их в состав соревновательной композиции по эстетической гимнастике.

Задачи исследования:

1. Определить в ходе педагогического эксперимента наиболее эффективные средства и методику отработки движения тела «расслабление» и оценить значимость джазовой и контемп-хореографии в комплексной хореографической подготовке гимнасток;

2. Экспериментально обосновать эффективность использования инновационного технологического подхода при отработке упражнений (при выполнении технического элемента «расслабление») в комплексной хореографической подготовке гимнасток.

Материалы и методы

Аналитический обзор нормативно-правовой спортивной документации правил соревнований по эстетической гимнастике IFAGG (International Federation of Aesthetic Group Gymnastics, 2017 - 2023 гг.) и специальной терминологии по джазовой и контемп-хореографии; кинематический анализ и статистическая обработка данных.

Исследование было проведено в два этапа на базе кафедры ТиМ гимнастики РУС «ГЦОЛИФК», г. Москва, в котором принимали участие гимнастки старших разрядов (n=13) спортивной команды «Аймант» по эстетической гимнастике.

Для проведения практического эксперимента и анализа полученных данных использовался авторский стендовый вариант мобильного измерительного устройства на базе программно-аппаратного комплекса (ПАК) «Инструмент хореографа» в составе микроэлектронных модулей с открытой архитектурой семейства «Arduino», оснащенных

различными типами измерительных датчиков и сенсоров (гироскоп, акселерометр, магнитометр и т.д.), и специализированная программа для ЭВМ «Программный комплекс формирования базовых модельных характеристик в сложно-координационных видах спорта «Инструмент хореографа» (Свидетельство №2023662443 от 04.04.2023 г.) (далее -СПО «Инструмент хореографа»). Это позволило, в соответствии с правилами соревнований эстетической гимнастики IFAGG (2017-2023 гг.), обеспечить в режиме реального времени измерение в ключевых анатомических точках тела гимнасток, передачу и наглядную графическую визуализацию в трех-осевой системе координат на ПЭВМ базовых модельных характеристик технических элементов различного уровня сложности (углы наклона в трех-осевой системе координат, скорость, ускорение и т.д.) в форме обобщенных таблиц и графиков, а также различных видов 2D и 3D моделей технических элементов.

Результаты и обсуждение

Аналитический обзор описания специфики движения тела при определении термина «расслабление» в нормативно-правовой спортивной документации правил соревнований IFAGG и терминологии технических элементов по джазовой и контемп-хореографии выявил некоторую схожесть в технике движения в составе соревновательной композиции ведущих спортивных команд по эстетической гимнастике, выступающих в категории «женщины», в следующих элементах: «поза коллапса» (отсутствие напряжения и вытянутости вверх); «drop» (падение расслабленного торса); «roll down» (наклон вниз вперед, начиная от головы); «roll up» (обратное движение от «roll down») и «relax» (соотношение напряжения и расслабления для изоляции); «swing» (моторно-ритмическое раскачивание всего тела целиком или его отдельных частей).

Наибольшие показатели присутствия интегрированных элементов в соревновательной композиции были зафиксированы в движении «relax» (15,9%), которое активно используется в джазовой хореографии через «изоляцию» и «полицентрию», где каждая часть тела или движения выполняется независимо от других в изолированной связке комбинаций. Для контемп-хореографии это позволяет обеспечить «ощущение пространства», используя поочерёдно центр тяжести тела для перехода в элементы «roll down» (10,6%) и его противоположность - «roll up» (6,3%). Однако, в составе соревновательной композиции спортивной команды как при перестроении гимнасток (смене рисунка), так и в серии движений тела, важно дополнительно также учитывать такие технические элементы как «swing» (15%) и «drop» (1,9%), или «поза коллапса» (1,3%). Эти особенности были учтены при разработке структуры комплексной хореографической подготовки для гимнасток спортивной команды «Аймант» в эксперименте.

Эффективность использования дополнительных упражнений (комбинаций) в комплексной хореографической подготовке гимнасток оценивалась по динамике развития координационных способностей и по качеству выполнения специфических элементов в эстетической гимнастике (рис. 1), акцентируя внимание на применении техники джазовой и контемп-хореографии через «партер» (учебную комбинацию). Основными средствами в структуре комплексной хореографической подготовки стали упражнения на технический элемент «расслабление»: распределение напряжения и расслабление; наклон вниз, начиная от головы; падение расслабления торса; размеренное соотношение напряжения и расслабления; постепенное раскручивание и выпрямление торса. Это позволило гимнасткам спортивной команды «Аймант» сформировать навык техники выполнения «расслабления» при обучении целостности выполнения элементов и слитности выполнения связок обязательной части соревновательной композиции по эстетической гимнастике.

Комплексная хореографическая подготовка

ТУ

Джазовая и контемп-хореография

47

47 77

47

Классическая хореография

44

Распределение напряжения и расслабления

44

Наклон вниз, начиная от головы Падение расслабленного торса Соотношение напряжения и расслабления Постепенное раскручивание и выпрямление торса Подготовительный и основной раздел

47

47

44

44

Партер (учебная комбинация)

Рис. 1. Применяемые средства в структуре комплексной хореографической подготовки для выполнения базового движения тела «расслабление» в эстетической гимнастике

Таким образом, учитывая взаимосвязь классической, джазовой и контемп-хореографии, в учебной комбинации технические элементы («drop», «roll down», «roll up», «relax» и «поза коллапса») комбинировались с движениями ног «demi plie» и «grand plie», «releve», «battemente tendu» и «rond de jambe par terre». Основное внимание акцентировалось на последовательном включении частей тела в движения от головы вниз (с пульсирующим покачиванием в данной позиции) и обратно (вверх на небольшое вытяжение рук), достигая при этом достаточной свободы и расслабленности в техническом элементе «расслабление». Важной особенностью данных упражнений с использованием контемп-хореографии является связь между дыханием и движениями, что приводит к созданию целостного образа, естественности, а также характерной динамической окраски при соединении двух и более позиций.

В ходе практического эксперимента такой подход к проведению комплексной хореографической подготовки позволил провести кинематический анализ выполнения специфического движения тела «расслабление», которое рассматривается в 2 позициях (рис. 2):

- в 1 фазе находится в позиции однофазового движения тела «наклон» и «выпад» в положении небольшого «вытягивания»;

- во 2 фазе находится в позиции однофазового движения тела «изгиб».

Базовые движения тела

V

Однофазовые движения тела

Наклон

Выпад

Скручивание

Изгиб

=> =>

Двух-фазовые движения тела

Движение тела «расслабление» Движение тела «сжатие»

О

1 фаза (в первую позицию тела небольшого вытягивания на «вдох»)

2 фаза (во вторую позицию тела на «выдох»)

Рис. 2. Характеристика базового движения тела «расслабление» в двух позициях

(однофазового движения тела)

Кинематический анализ показал следующие результаты при постановке тела, как в 1 фазе в позицию «наклон», «выпад» и «скручивание», так и во 2 фазе в позицию «изгиб» при проведении комплексной хореографической подготовки (рис. 3):

- для движений тела «наклон» и «выпад» (при норме отклонения угла 45° от вертикали) в 1 фазе корректива техники исполнения производилась при среднем значении отклонения тела в грудном отделе от вертикали в диапазоне от 30° до 89°, переходя во 2 фазу движения тела «изгиб» со средним переходящим значением времени движения около 2,40 с., где максимальное ускорение тела и рук гимнастки составило соответственно 14,97 м/с2 и 30,24 м/с2 (при среднем варьировании значения угла отклонения от вертикали от 55,6° до 77,1° при норме 80°);

- для движения тела «скручивание» (при норме отклонения угла 75° от вертикали) в 1 фазе была произведена корректирующая техника исполнения (среднее значение отклонения тела в грудном отделе от вертикали находилось в диапазоне от 55,6° до 69,6°), переходя во 2 фазу движения тела «изгиб» с затраченным средним значением времени движения около 3,86 с. при максимальном ускорении тела и рук «мягкого» движения

соответственно - 10,03 м/с2 и 22,16 м/с2 (среднее значение угла отклонения от вертикали варьировалось от 64,8° до 92,9° при норме 80°).

и

Рис. 3. Процесс перехода движения с позиций «наклон», «выпад» и «скручивание» в

«расслабление»

Анализ полученных данных также позволил выявить, что имеется определённая специфика при переходе из состояния «вытягивание» в «расслабление». Это поможет значительно усовершенствовать технику «пластичности» движения гимнасток, так как время движения тела при выполнении базовых движений тела «наклон», «выпад» и «скручивание» напрямую зависит от темпа и динамики.

Таким образом, результаты сбора первичных (1 этап) и вторичных (2 этап) данных гимнасток спортивной команды «Аймант» по кинематическим характеристикам двухфазового движения тела «расслабление» показали положительную динамику на заключительном этапе исследования в конце эксперимента (рис. 4).

64,6

70,4

80,6

36,7

42,3

48,9

Движения тела "наклон" и Движения тела Движения тела "изгиб" во 2

"выпад" в 1 фазе "скручивание" в 1 фазе фазе

1 этап (начало эксперимента)

2 этап (конец эксперимента)

Рис. 4. Динамика изменения угла отклонения от вертикали (в градусах) в технических движениях тела «расслабление» на гимнастках спортивной команды «Аймант»

Полученная положительная динамика кинематических характеристик двухфазового движения тела «расслабление» на основе инновационного технологического подхода с использованием ПАК «Инструмент хореографа» и комплекса упражнений позволила выровнять технику исполнения элементов до небольшой некорректности на 2 этапе (конец эксперимента). Это позволило определить отклонение угла от вертикали в соответствии с правилами соревнований по эстетической гимнастике: «наклон» и «выпад» (до 2,7°); «скручивание» (до 10,5°) и «изгиб» (до 0,6°).

Заключение

Внедрение комплексной хореографической подготовки с интегрированными техническими элементами джазовой и контемп-хореографии, акцентированными на элементах «drop», «roll down», «roll up», «relax», «swing» и «поза коллапса» для отработки технического базового движения тела «расслабление» в эстетической гимнастике, позволило достичь определённых положительных результатов в оценке соревновательной композиции спортивной команды «Аймант», существенно повысив технический уровень её спортивного мастерства. Результаты исследования показали:

1. Аналитический обзор нормативно-правовой спортивной документации правил соревнований по эстетической гимнастике IFAGG (2017 - 2023 гг.) и специальной терминологии по джазовой и контемп-хореографии показал схожесть в технике движения в составе соревновательной композиции, где наибольший процент составляет технический элемент «relax» (15,9%) и «swing» (15%);

2. Для совершенствования исполнительского мастерства гимнасток спортивной команды «Аймант» разработан комплекс упражнений хореографической подготовки, в котором акцентировалось внимание на применении техники джазовой и контемп-

хореографии, таких движений, как «drop», «roll down», «roll up», «relax» и «swing» через «партер» (учебная комбинация);

3. Кинематический анализ движения тела «расслабление» с использованием инновационного технологического подхода позволил построить траекторию движения в ключевых анатомических точках тела гимнасток спортивной команды «Аймант» с позиций «наклона», «выпада» и «скручивания» во вторую фазу «изгиб», показав при этом отклонения угла от вертикали от заданных параметров не более 10,5° в соответствии с правилами соревнований по эстетической гимнастике.

Список литературы

1. Корбакова А.А., Степанова И.А., Двейрина О.А. Эффективность методики совершенствования пространственно-временной точности движений в дисциплине танцевального спорта «формейшн». Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018; 10(164): 136-140.

2. Сизова Т.В., Румба О.Г. Оценка музыкально-двигательной подготовленности студенток, занимающихся художественной гимнастикой в нефизкультурных вузах. Наука и спорт: современные тенденции. 2020; 3(8): 82-90.

3. Меновщикова О.И. Анализ пространственного компонента соревновательных композиций эстетической гимнастики. Наука и спорт: современные тенденции. 2021; 4(9): 77-82.

4. Степанова И.А., Шулико Н.М., Богданова Т.В. Стратегия развития композиции в эстетической гимнастике. Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021; 2(192): 304-308.

5. Быстрицкая Е.Д., Ростовцева М.Ю. Методика и средства комплексной хореографической подготовки гимнасток в эстетической гимнастике. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(2): 64-71.

6. Терёхина Р.Н., Медведева Е.Н., Супрун А.А., Крючек Е.С., Мальнева А.С. Обоснование необходимости конкретизации способов освоения комбинированных элементов в художественной гимнастике. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021; 8(198): 316-320.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Быстрицкая Е.Д. Особенности использования джаз и контемп-хореографии для современных соревновательных композиций по эстетической гимнастике. Современные подходы и инновации в исследованиях молодых ученых в области физической культуры и спорта. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (24-25 мая 2022 года). СПб: ФГБУ СПбНИИФК. 2022: 249-254.

8. Быстрицкая Е.Д., Ростовцева М.Ю. Специфика хореографической подготовки гимнасток старших разрядов в эстетической гимнастике. Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2022; 12: 77 - 86.

9. Медведева Е.Н., Супрун А.А., Макарова В.С., Сиротина Е.С. Слитность движений как компонент целостности и артистической ценности соревновательных композиций в технико-эстетических видах спорта. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022; 11(213): 358-363.

References

1. Korbakova A.A., Stepanova I.A., Dveirina O.A. The effectiveness of the methodology for improving the spatial and temporal accuracy of movements in the discipline of dance sports "formation". Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta. 2018; 10(164): 136-140 [In Russ.].

2. Sizova T.V., Rumba O.G. Assessment of the musical and motor readiness of female students engaged in rhythmic gymnastics in non-physical education universities. Nauka I sporta: sovremennye tendencii = Science and sport: current trends. 2020; 3(8): 82-90 [In Russ., In Engl.].

3. Menovshchikova O.I. Analysis of the spatial component of competitive compositions of aesthetic gymnastics. Nauka I sporta: sovremennye tendencii = Science and sport: current trends. 2021; 4(9): 77-82 [In Russ., In Engl.].

4. Stepanova I.A., Shuliko N.M., Bogdanova T.V. Strategy of composition development in aesthetic gymnastics. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2021; 2(192): 304-308 [In Russ.].

5. Bystritskaya E.D., Rostovtseva M.Yu. Methods and means of complex choreographic training of gymnasts in aesthetic gymnastics. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'truy I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(2): 64-71 [In Russ., In Engl.].

6. Terekhina R.N., Medvedeva E.N., Suprun A.A., Kryucek E.S., Malyneva A.S. Substantiation of the need to specify the ways of mastering combined elements in rhythmic gymnastics. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2021; 8(198): 316-320 [In Russ.].

7. Bystritskaya E.D. Features of the use of jazz and contemp choreography for modern competitive compositions in aesthetic gymnastics. Sovremennye podhody I innovacii v issledovaniyah molodyh uchenyh v oblasti fizicheskoj kul'tury I sporta. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (24-25 maya 2022 goda) [Modern approaches and innovations in the research of young scientists in the field of physical culture and sports. Collection of materials of the All-Russian Scientific and practical conference (May 24-25, 2022). St. Petersburg: FSBI SPbNIIFK. 2022: 249-254 [In Russ.].

8. Bystritskaya E.D., Rostovtseva M.Yu. Specifics of choreographic training of gymnasts of senior ranks in aesthetic gymnastics. Izvestiya TulGU. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2022; 12: 77-86 [In Russ.].

9. Medvedeva E.N., Suprun A.A., Makarova V.S., Sirotina E.S. Fusion of movements as a component of the integrity and artistic value of competitive compositions in technical and aesthetic sports. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2022; 11(213): 358-363 [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 06.05.2024

Быстрицкая Екатерина Дмитриевна - аспирант, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», 105122, Россия, г. Москва, Сиреневый бульвар, дом 4, e-mail: fastkitten@yandex.ru

Ростовцева Марина Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», 105122, Россия, г. Москва, Сиреневый бульвар, дом 4, e-mail: mar_rost@,mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.