Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК СТАРШИХ РАЗРЯДОВ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ'

СПЕЦИФИКА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК СТАРШИХ РАЗРЯДОВ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
189
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстетическая гимнастика / тренировочный процесс / хореографическая подготовка / классическая и современная хореография / aesthetic gymnastics / training process / choreographic training / classical and modern choreography

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Быстрицкая Екатерина Дмитриевна

Рассмотрены основные направления хореографического искусства, позволяющие сформировать профессиональный стиль для гимнасток старших разрядов, занимающихся эстетической гимнастикой. Предложена классификация хореографической подготовки в эстетической гимнастике. На основе анкетирования тренеров, хореографов и судей в области эстетической гимнастики выявлены особенности хореографической подготовки в тренировочном процессе и определен уровень их значимости, влияющий на структуру соревновательной композиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Быстрицкая Екатерина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF CHOREOGRAPHIC TRAINING FOR SENIOR GYMNASTS IN AESTHETIC GYMNASTICS

The main directions of choreographic art are considered, which make it possible to form a professional style for senior gymnasts involved in aesthetic gymnastics. A classification of choreographic training in aesthetic gymnastics is proposed. Based on the questioning of coaches, choreographers and judges in the field of aesthetic gymnastics, the features of choreographic training in the training process were identified and the level of their significance, which affects the structure of the competitive composition, was determined.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК СТАРШИХ РАЗРЯДОВ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ»

СПОРТ

УДК 796.412.22+793.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-12-77-86

СПЕЦИФИКА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК СТАРШИХ РАЗРЯДОВ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ

Е.Д. Быстрицкая

Рассмотрены основные направления хореографического искусства, позволяющие сформировать профессиональный стиль для гимнасток старших разрядов, занимающихся эстетической гимнастикой. Предложена классификация хореографической подготовки в эстетической гимнастике. На основе анкетирования тренеров, хореографов и судей в области эстетической гимнастики выявлены особенности хореографической подготовки в тренировочном процессе и определен уровень их значимости, влияющий на структуру соревновательной композиции.

Ключевые слова: эстетическая гимнастика, тренировочный процесс, хореографическая подготовка, классическая и современная хореография.

THE SPECIFICS OF CHOREOGRAPHIC Быстрицкая Екатерина Дмитриевна, аспи-

TRAINING FOR SENIOR GYMNASTS рант, [email protected], Россия, Москва, Российский IN AESTHETIC GYMNASTICS университет спорта «ГЦОЛИФК».

Научный руководитель: Ростовцева Марина Bystritskaya E.D., postgraduate student, fast- Юрьевна, канд. пед. наук, доц., mar [email protected], Россия, [email protected], Russia, Moscow, Russian Москва, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК» University of Sports "SCOLIPE"

Соревновательная композиция по

The main directions of choreographic art are

considered, which make it possible to forma эстетической гимнастике тесн° взаимо-professional style for senior gymnasts in- связана с различными направлениями

volved in aesthetic gymnastics. A classifica- хореографического искусства, основ-

tion of choreographic training in aesthetic

gymnastics is proposed. Based on the ques- ными из которых сегодня являются tioning of coaches, choreographers and judges стили: народный (фольклорный танец),

in the field of aesthetic gymnastics, the fea- бытовой (отражающий исторические

tures of choreographic training in the training N ,

process were identified and the level of their стили различных эпох) и профессионЭЛь-

significance, which affects the structure of the ный (направленный на профессиональ-

competitive composition, was determined. ную деятельность в искусстве и спор-

Key words: aesthetic gymnastics, training те) [1]. Данные направления, постоянно process, choreographic training, classical and развиваясь, формируют новую эстетику

modern choreography. современной хореографии, что приводит

и к образованию новых форм организации тренировочного процесса. Например, структура проведения занятий по «хореографии» в смежных видах спорта (например, художественная гимнастика или синхронное плавание) основана на единой базовой системе, которая эволюционировала на протяжении многих столетий в балете.

Несмотря на то, что хореографическая подготовка в гимнастике основывается на классическом танце, позволяя узнать различные тонкости балетного искусства, она имеет целый ряд «характерных особенностей, которые, прежде всего, определяются различиями целей и задач, стоящих перед спортсменками и балеринами» [2]. Изначально балетная техника демонстрировала «новые выразительные возможности танца», однако с те -чением времени произошло переосмысление методов и форм тренировоч -ного процесса в хореографической подготовке балетного искусства, которые стали эталонными (классическими) для многих новых смежных видов спорта [3]. В балетной технике всегда уделялось большое внимание исполнению выразительности и четкости телодвижений, ограничивая их амплитуду точными границами посредством грамотно поставленной хореогра -фии, находящейся вне рамок эмоций, что способствовало более рацио -нальному построению тренировочного процесса [4].

Спортивное движение в элементах композиции по эстетической гимнастике формирует собственные представления об органичных движениях, направленные на развитие профессионального мастерства гимна -сток вне зависимости от полученного опыта в смежных технико-эстетических видах спорта. Поэтому в содержании соревновательной композиции по эстетической гимнастике возникает принципиально новый элемент, который играет стратегическую роль, определяя как содержательную и функциональную тренировочную деятельность, так и особенность выполнения различных двигательных действий под влиянием специализированных физических упражнений, выражающихся в разных формах системы классического танца.

Цель исследования - рассмотреть способы совершенствования профессионального мастерства гимнасток, занимающихся эстетической гимнастикой, с использованием новых направлений хореографической подготовки в отличие от используемых традиционных методов и форм тренировочного процесса в технико-эстетических видах спорта.

Задачи исследования:

1) определить сущность современного понятия «хореографическая подготовка» в эстетической гимнастике;

2) выявить специфику и определить классификацию хореографиче -ской подготовки в эстетической гимнастике;

3) провести исследование путем анкетирования и проанализировать исходный уровень хореографической подготовки у гимнасток старших разрядов в эстетической гимнастике.

Методика и организация исследования. Исследование компонентов соревновательной деятельности гимнасток старших разрядов проводилось на основе данных комплексного анкетирования тренеров, хореогра -фов и судей в области эстетической гимнастики с использованием методов математической обработки результатов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Сегодня в системе спортивной хореографической подготовки открываются новые уникальные возможности благодаря использованию в ней танцевальных направлений с элементами движений свободной пластики тела, сопровождаемых музы -кальной композицией, что позволяет существенно повысить профессиональный уровень хореографической подготовки в структуре спортивной тренировки. Формирование систематичности физических упражнений способствует развитию двигательных навыков гимнасток вместе с повыше -нием эффективности физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и координация) при выполнении поставленных задач в соревновательной композиции, взаимодействуя с другими аспектами физической подготовки [5], так как для эстетической гимнастики - это лишь одна из составных частей тренировочного процесса. Причем именно физические аспекты балета при занятии классической хореографией подчеркивают атлетизм гимнасток, придавая им сухую, гладкую и растянутую мускулатуру.

Хореографическая подготовка является одним из приоритетных направлений совершенствования эстетической гимнастики (рисунок).

Хореографическая подготовка в эстетической гимнастике

Это связано с тем, что в основе любой соревновательной композиции при выполнении базовых элементов лежит классическая хореография, которая состоит из определенного комплекса специфических тренировочных упражнений (комбинаций), воздействующих на определенные группы мышц тела гимнастки, что позволяет дополнять существующую структуру соревновательной композиции необходимой корректирующей техникой, за основу которой берется базовый «классический экзерсис», разработанный на принципах «классического танца» [6].

Внутренней структурой классического экзерсиса являются базовые «позиции», служащие началом исполнения любого танцевального «па». В хореографии «па» обозначается как «танцевальный шаг», что указывает на особую линию хореографического искусства в технико-эстетических видах спорта, включая определенные движения и формы тела с точки зрения пространства и времени с определенной постановкой танцевальных шагов. Такая основа необходима для дальнейшего развития и совершенст -вования гимнастических элементов в эстетической гимнастике.

Рассмотрим характерные особенности влияния хореографической подготовки на профессиональное мастерство гимнасток в технико -эстетических видах спорта.

Основные элементы хореографической подготовки в художественной и эстетической гимнастике воздействует в первую очередь на формирование базовых навыков (оттянутые и прямые ноги, осанка и т. д.) гимнастического стиля, направленных на развитие способностей по следующим направлениям подготовки: специально-технической, специально-физической, психологической и эстетической [7] (табл. 1).

Таблица 1

Направленность хореографической подготовки в эстетической

гимнастике

Направленность Компоненты Характеристика

Специально-техническая Элементы гимнастического стиля Составная часть упражнения по технической ценности композиции

Точность движения тела Контроль над правильной техникой движения тела

Базовые движения тела эстетической гимнастики Целостная волна, целостный взмах, изгиб, наклон или выпад, расслабление, скручивание, сжатие

Акробатика, полуакробатика Разновидность гимнастики, представляющая собой комплекс упражнений на ловкость, пластичность, прыгучесть, силу и балансировку

Ритмика Система музыкально-ритмического воспитания

Пантомима Создание художественного образа из пластики, жеста и мимики

Окончание табл. 1

Направленность Компоненты Характеристика

Специально-физическая Сила Контроль над мышечным напряжением

Быстрота При выполнении движения тела с максимальной скоростью

Выносливость Способность к длительному перенесению физических нагрузок

Ловкость Способность быстро овладевать сложными движениями

Гибкость Способность выполнения движений с большой и предельной амплитудой

Психологическая Двигательная память Запоминание длительности соревновательной композиции: амплитуду, скорость и порядок движений тела

Мышечная память Процедурная память, которая включает в себя закрепление конкретной двигательной задачи

Концентрация внимания Удержание информации

Мышление Процесс познания окружающего реального мира

Эстетическая Музыкальность Утончённое чувство музыки

Выразительность Действие, выраженное в движение

Танцевальность Музыка, пронизанная ритмами

Культура движения тела Народный стиль, бытовой стиль, классический стиль, современный стиль

Таким образом, заданная направленность системы хореографиче -ской подготовки (применительно к развитию требуемого физического качества гимнастки), будет способствовать совершенствованию исполни -тельского, артистического и технического мастерства в эстетической гим -настике [8]. Это напрямую связано со специфическими задачами, указан -ными в правилах эстетической гимнастики, утвержденными «Международной федерацией эстетической групповой гимнастики» (IFAGG), что способствует расширению за счет современной хореографии джаз и кон-темп танца, представляющей совокупность базовых движений тела с элементами современной танцевальной техники (табл. 2) [9-11]. Техника современного танца считается более свободной и естественной, чем балетная, обеспечивает плавные движения и пластичные переходы из одного движения в другое.

В процессе исследования были проанализированы полученные анкетные данные тренеров, хореографов и судей во всех возрастных кате -гориях в эстетической гимнастике по репрезентативной выборке, достаточной для отображения общего состояния, выявления характерных осо -бенностей и определения уровня значимости хореографической подготовки в тренировочном процессе.

Таблица 2

Базовые движения тела в эстетической гимнастике

Правила соревнований Международной федерации эстетической групповой гимнастики (IFAGG) Правила вида спорта «эстетическая гимнастика» Всероссийской федерации эстетической гимнастики (ВФЭГ) Терминология современной хореографии

Body wave Целостная волна Body Roll (волна);

Body swing Целостный взмах Swing (раскачивание); Bounce (трамплинное покачивание вверх-вниз)

Bending Изгиб Curve (изгиб верхней части позвоночника)

Lean Наклон Flat Back (наклон торса на 90° в вперед, сторону и назад с прямой спиной, без изгиба торса)

Lunge Выпад Side stretch (боковое растяжение)

Relaxation Расслабление Drop (падение расслабленного торса); Roll Down (наклон вниз вперед, начиная с головы); Roll Up (обратное движение от Roll Down)

Twisting Скручивание Twist (скручивание и раскручивание части тела); Spiral (продолжающее скручивание)

Contraction Сжатие Contraction (сжатие, уменьшение объема корпуса и округление позвоночника); Deep Contraction (сильное сжатие в центр тела)

Выявлено, что:

- классический экзерсис позволяет формировать лишь базовые навыки гимнасток, однако для старших категорий гимнасток этого недостаточно, так как для этого требуется специализированная подготовка, необходимая для совершенствования уровня мастерства [12];

- хореографическая подготовка (несмотря на ее важность) является лишь частью тренировочного процесса совершенствования соревнователь -ной композиции;

- в соревновательных композициях, в связи с явным дефицитом тренировочного времени у гимнасток старших разрядов, просматривается недостаточный уровень хореографической подготовки [13].

При получении основополагающих результатов в области хореографической подготовки в эстетической гимнастике, анализ анкетирования показал следующие недостатки со стороны судейской бригады:

- в соревновательных композициях в большей степени предпочтение отдается современному стилю (65 %), чем классическому (11 %), и бытовому (24 %);

- для совершенствования соревновательной композиции по эстетической гимнастике у спортсменок недостаточный уровень хореографической подготовки (на 57 %) и в значительной степени отсутствует синхронность выполнения элементов и движений (на 43 %);

- мастерство овладения хореографической подготовкой у выступающих гимнасток судейская бригада оценивает по десятибалльной шкале на среднем уровне (5,5 балла при возможном оценивании от 4 до 7 баллов);

- судейская бригада отмечает, что хореографическая подготовка гимнасток напрямую связана с лучшими результатами выступления спор -тивной команды;

- во время исполнения соревновательной композиции гимнастки допускают следующие характерные ошибки: асинхронность (63 %), потеря точности построения рисунков (24 %), отсутствие образа движения тела (11 %), отсутствие художественного образа (2 %).

Со стороны тренеров в работе со спортивной командой по эстетической гимнастике отмечены следующие особенности:

- при свободном перемещении гимнасток по площадке в ходе соревновательной композиции в большей степени предпочтение отдается современной хореографии (65 %), чем классической (29 %), в том числе и народной (6 %);

- при выполнении соревновательной композиции респондентами единогласно отмечается необходимость наличия специально-физической подготовки для формирования определенных физических качеств гимнасток, при этом техническую подготовку специалисты считают важной в 57 % случаев, психологическую - в 35 %, а эстетическую - в 39 %. Также почти половина руководителей спортивных команд (49 %) указали на не-пременность всестороннего развития общих физических качеств спортсменок.

Таким образом, хореографическая подготовка для гимнасток явля -ется важной частью постановки танцевальной композиции, от ее детальной отработки перед выступлением до оценки промежуточных и итоговых результатов. Для специалистов хореографическая подготовка - это, прежде всего, свобода движения тела и выражения своих мыслей и эмоций в танце. Поэтому в эстетической гимнастике хореограф является основной фигурой при подготовке соревновательной композиции, оценивая при этом художественный образ гимнасток, знание композиции танца, артистизм и т. д.

В процессе проведенного анкетирования было выявлено, что хореографическая подготовка должна включать классическую (балет) и совре -менную хореографию (джаз, джаз-фанк, контемп, хип-хоп, брейк-данс и т. д.), а также иметь в соревновательной композиции акробатические элементы и обращать внимание на координацию и контроль движения в пространстве.

Также отметим тот факт, что в эстетической гимнастике у спортсменок при выполнении соревновательной композиции в большинстве случаев присутствует «выворотность ног», хотя для многих движений тре -буется строгая «параллельная постановка стоп», исходя из устоявшегося комплекса базовых гимнастических элементов. В связи с этим, в равной степени объясняется примерно одинаковый процент всех составляющих компонентов (специально-технические, специально-физические и психологические) по хореографической подготовке, кроме эстетического. Именно эстетическая направленность решает важные задачи хореографи -ческой подготовки в эстетической гимнастике, так как она связана с интерпретацией соревновательной композиции на окружающую внешнюю среду посредством повышения уровня исполнительского мастерства гим -насток.

Заключение. Результаты исследования указывают на высокую значимость хореографической подготовки, благодаря использованию в ней новых танцевальных направлений с элементами движений свободной пластики тела, сопровождаемых музыкальной композицией, что позволяет существенно повысить уровень профессионального мастерства гимнасток, занимающихся эстетической гимнастикой.

Список литературы

1. Терехина Р.Н., Винер-Усманова И.А., Медведева Е.Н. Теория и методика художественной гимнастики: подготовка спортивного резерва: учеб. пособие. М.: Спорт, 2018. 360 с.

2. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике: учеб. пособие для СПО. 2-е изд. М.: Изд-во «Юрайт», 2021. 242 с.

3. Германов Г.Н. Основы биомеханики: двигательные способности и физические качества (разделы теории физической культуры): учеб. пособие для СПО. 2-е изд. М.: Изд-во «Юрайт», 2019. 224 с.

4. Груцынова А.П. История хореографического искусства: роман -тический балет: учебник для СПО. 2-е изд. М.: Изд-во «Юрайт», 2019. 191 с.

5. Зациорский В.М., Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. 5-е изд. М.: Спорт, 2020. 200 с.

6. Базарова Н.П. Классический танец: учеб. пособие. 6-е изд. СПб.: Изд-во «Лань», «Планета музыки», 2022. 204 с.

7. Титова А.В. Основные направления и значимость хореографической подготовки в художественной гимнастике // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6. С. 168-173.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов. М.: Спорт, 2019. 656 с.

9. Правила вида спорта «эстетическая гимнастика» (утв. приказом Минспорта РФ от 31 августа 2017 № 777 // Гарант.ру [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71672230/ (дата обращения: 24.10.2022).

10. Ifagg competition rules: the IFAGG owns the copyrights of these rules (updated: 12 january 2022: valid until: 31.12.2022) // IFAGG [Электронный ресурс]. URL: https://ifagg.com (дата обращения: 24.10.2022).

11. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце: учеб. пособие. 6-е изд. СПб.: Изд-во «Лань», «Планета музыки», 2020. 520 с.

12. Теория и методика художественной гимнастики: «волны»: учеб. пособие / Р.Н. Терехина [и др.]. М.: Спорт, 2020. 152 с.

13. Юрьева М.Н., Галаева И.П. Специфика хореографической под -готовки спортсменок в художественной гимнастике // Психолого -педагогический журнал «Гаудеамус». 2019. Т. 18. № 4 (42). С. 34-39.

References

1. Terekhina R.N., Viner-Usmanova I.A., Medvedeva E.N. Teoriya i metodika hu-dozhestvennoj gimnastiki: podgotovka sportivnogo rezerva [Theory and methodology of rhythmic gymnastics: preparation of a sports reserve]: textbook. allowance. M.: Sport, 2018. 360 p.

2. Lisickaya T.S. Horeografiya v gimnastike [Choreography in gymnastics]: textbook. allowance for open source software. 2nd ed. M.: Yurayt Publishing House, 2021. 242 p.

3. Germanov G.N. Osnovy biomekhaniki: dvigatel'nye sposobnosti i fizicheskie ka-chestva (razdely teorii fizicheskoj kul'tury) [Fundamentals of biomechanics: motor abilities and physical qualities (sections of the theory of physical culture)]: textbook. allowance for open source software. 2nd ed. M.: Yurayt Publishing House, 2019. 224 p.

4. Grucynova A.P. Istoriya horeograficheskogo iskusstva: romanticheskij balet [History of choreographic art: romantic ballet]: a textbook for SPO. 2nd ed. M.: Yurayt Publishing House, 2019. 191 p.

5. Zaciorskij V.M., Fizicheskie kachestva sportsmena: osnovy teorii i metodiki vos-pitaniya [Physical qualities of an athlete: fundamentals of the theory and methodology of education]. 5th ed. M.: Sport, 2020. 200 p.

6. Bazarova N.P. Klassicheskij tanec [Classical dance]: textbook. allowance. 6th ed. St. Petersburg: Publishing House "Lan", "Planet of Music", 2022. 204 p.

7. Titova A.V. Osnovnye napravleniya i znachimost' horeograficheskoj podgotovki v hudozhestvennoj gimnastike [The main directions and significance of choreographic training

in rhythmic gymnastics] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2021. Iss. 6. P. 168-173.

8. Platonov V.N. Dvigatel'nye kachestva i fizicheskaya podgotovka sportsmenov [Motor qualities and physical training of athletes]. M.: Sport, 2019. 656 p.

9. Pravila vida sporta «esteticheskaya gimnastika» (utv. prikazom Minsporta RF ot 31 avgusta 2017 № 777 [Rules of the sport "aesthetic gymnastics" (approved by order of the Ministry of Sports of the Russian Federation of August 31, 2017 No. 777] // Garant.ru [Electronic resource]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71672230/ (date of access: 24.10.2022).

10. Ifagg competition rules: the IFAGG owns the copyrights of these rules (updated: 12 january 2022: valid until: 31.12.2022) [Ifagg competition rules: the IFAGG owns the copyrights of these rules (updated: 12 january 2022: valid until: 12/31/2022)] // IFAGG [Electronic resource]. URL: https://ifagg.com (date of access: 24.10.2022).

11. Nikitin V.Yu. Masterstvo horeografa v sovremennom tance [Mastery of the choreographer in modern dance]: textbook. allowance. 6th ed. St. Petersburg: Publishing House "Lan", "Planet of Music", 2020. 520 p.

12. Teoriya i metodika hudozhestvennoj gimnastiki: «volny» [Theory and methodology of rhythmic gymnastics: "waves"]: textbook / R.N. Terekhin [iet al.]. M.: Sport, 2020. 152 p.

13. Yur'eva M.N., Galaeva I.P. Specifika horeograficheskoj podgotovki sportsmenok v hudozhestvennoj gimnastike [The specificity of the choreographic training of athletes in rhythmic gymnastics] // Psihologo-pedagogicheskij zhurnal «Gaudeamus» [Psychological and pedagogical journal "Gaudeamus"]. 2019. V. 18. No. 4 (42). P. 34-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.