Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УПРАЖНЕНИЙ ХОРЕОГРАФИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ'

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УПРАЖНЕНИЙ ХОРЕОГРАФИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ АЭРОБИКА / ХОРЕОГРАФИЯ / АРТИСТИЧНОСТЬ / ЭСТЕТИКА ДВИЖЕНИЙ / ИСПОЛНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коричко Юлия Валентиновна, Алексеева Ольга Петровна, Коричко Алина Алексеевна

Общеизвестно, что хореографическая подготовка воздействует не только на выразительность и представление соревновательной композиции, но на уровень исполнительского мастерства спортсменов в технико-эстетических видах деятельности. В статье представлены результаты по изучению мнений специалистов, о необходимости использования хореографической подготовки на начальном этапе подготовки в спортивной аэробике. Хореография в спортивной аэробике подразумевает соответствие движений специфическому стилю данного вида спорта, насыщенность координационно-сложными движениями и разнообразными переходами и соединениями. Для увеличения результативности проведения тренировок по спортивной аэробике необходимо уже на начальном этапе подготовки использовать разнообразные средства хореографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коричко Юлия Валентиновна, Алексеева Ольга Петровна, Коричко Алина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF USE OF CHOREOGRAPHY EXERCISES AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING IN SPORTS AEROBICS

It is well known that choreographic training affects not only the expressiveness and presentation of the competitive composition, but also the level of performance skills of athletes in technical and aesthetic types of activity. The article presents the results of studying the opinions of specialists on the need to use choreographic training at the initial stage of training in sports aerobics. Choreography in sports aerobics implies the correspondence of movements to the specific style of this sport, saturation with coordination-complex movements and various transitions and connections. To increase the effectiveness of sports aerobics training, it is necessary to use a variety of choreographic means at the initial stage of training.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УПРАЖНЕНИЙ ХОРЕОГРАФИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ»

начале непосредственно беговых тренировок следует использовать так называемый переменный метод, который включает в себя чередования бега и быстрой ходьбы. Чтобы точно определить, когда можно полностью переходить на непрерывный бег, нужно постоянно контролировать свой пульс (при аэробной нагрузке он не должен быть выше 150 уд/мин) - его показания будут давать объективную информацию о физическом состоянии. Как показывает практика, на непрерывный бег можно перейти уже через 2-4 недели после начала занятий.

ВЫВОДЫ. Таким образом, достигнуть намеченной цели можно только совмещая систематические тренировки и разумное ограничение питания за счет сокращения потребления углеводов и жиров, также не стоит забывать о режиме дня и полноценном сне. Для лучшего эффекта снижения веса рекомендуется продолжать тренировки зимой до -20°С, соблюдая все моменты профилактики наступления гипотермии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кабачков В.А. Сравнительный анализ советского комплекса ГТО, ВФСК ГТО и физ-культурно-спортивных комплексов зарубежных стран / В.А. Кабачков, Э.А. Зюрин, М.Д. Осминин // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 2. - С. 52-55.

2. Лидьярд А. Бег с Лидьярдом. Доступные методики оздоровительного бега от великого тренера ХХ века / А. Лидьярд, Г. Гилмор. - Москва : МИФ, 2018. - 352 с.

3. Попова М.А., Колодезникова С.И. Особенности занятий оздоровительным бегом в работе по безопасному снижению веса // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. -№7 (185). - С. 318-321.

REFERENCES

1. Kabachkov, V.A., Zyurin, E.A. and Osminin, M.D. (2017), "Comparative analysis of the Soviet TRP complex, VFSK TRP and physical culture and sports complexes of foreign countries", Theory and practice ofphysical culture, No.7 (185), pp. 318-321.

2. Lidyard, A. and Gilmore, G. (2018), Running with Lidyard. Affordable running techniques from the great trainer of the 20th century, MIF, Moscow.

3. Popova, M.A. and Kolodeznikova, S.I. (2020) /'Features of health jogging in the work on safe weight loss", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.7 (185), pp. 318-321.

Контактная информация: [email protected].

Статья поступила в редакцию 22.04.2021

УДК 796.412

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УПРАЖНЕНИЙ ХОРЕОГРАФИИ НА

НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ

Юлия Валентиновна Коричко, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Петровна Алексеева, магистрант, Алина Алексеевна Коричко, студент, Нижневартовский

государственный университет

Аннотация

Общеизвестно, что хореографическая подготовка воздействует не только на выразительность и представление соревновательной композиции, но на уровень исполнительского мастерства спортсменов в технико-эстетических видах деятельности. В статье представлены результаты по изучению мнений специалистов, о необходимости использования хореографической подготовки на начальном этапе подготовки в спортивной аэробике. Хореография в спортивной аэробике подразумевает соответствие движений специфическому стилю данного вида спорта, насыщенность координационно-сложными движениями и разнообразными переходами и соединениями. Для увеличения результативности проведения тренировок по спортивной аэробике необходимо уже на начальном этапе подготовки использовать разнообразные средства хореографии.

Ключевые слова: спортивная аэробика, хореография, артистичность, эстетика движений, исполнение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p166-170

ON THE ISSUE OF USE OF CHOREOGRAPHY EXERCISES AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING IN SPORTS AEROBICS

Yulia Valentinovna Korichko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Pe-trovna Alekseeva, the master student, Alina Alekseevna Korichko, the student, Nizhnevartovsk

State University

Abstract

It is well known that choreographic training affects not only the expressiveness and presentation of the competitive composition, but also the level of performance skills of athletes in technical and aesthetic types of activity. The article presents the results of studying the opinions of specialists on the need to use choreographic training at the initial stage of training in sports aerobics. Choreography in sports aerobics implies the correspondence of movements to the specific style of this sport, saturation with coordination-complex movements and various transitions and connections. To increase the effectiveness of sports aerobics training, it is necessary to use a variety of choreographic means at the initial stage of training.

Keywords: sports aerobics, choreography, artistry, movement aesthetics, performance.

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития спортивной аэробики, как вида спорта, входящего в Международную федерацию гимнастики (FIG) связан с дальнейшим уровнем спортивного мастерства. Как и в любом технико-эстетическом виде спорта, в спортивной аэробике должно быть наличие тесной взаимосвязи и гармоничности между трудностью выполняемых специфических элементов, композицией, исполнением и артистичностью.

Актуальность данной темы содержится в том, что перед началом очередного олимпийского цикла специалисты задаются вопросом о дальнейшем развитии спортивных видов гимнастики в России и за рубежом. Кроме традиционных вопросов о техническом контенте и содержательном наполнении состязательных композиций, в техническом комитете Международной федерации гимнастики в настоящее время рассматривают вопросы об эстетике исполнительского мастерства. Механизмом, который бы позволил сформировать задатки исполнительского мастерства и привел бы к его дальнейшему совершенствованию, должна стать хореографическая подготовка.

Под хореографической подготовкой в технико-эстетических видах спорта понимается система упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры, на расширение их арсенала выразительных средств. Цель хореографической подготовки в спортивной аэробике - гармоничное совершенствование двигательных способностей спортсменов, индивидуальное формирование артистичности и уникального стиля исполнения.

Общепризнано, что только те спортсмены, которые обладают высоким уровнем культуры двигательных действий, способны исполнить технически сложные специфические элементы спортивной аэробики легко и грациозно. При выполнении таких композиций, можно наблюдать широкую амплитуду двигательных действий, красоту и грациозность линий, артистичность и выразительность исполнения. [2, 5, 6].

Систематизация и рациональное распределение эффективных средств классической и партерной хореографии, различных групп танцев, пластики, музыкальной ритмики, театрального и изобразительного искусства в тренировочном процессе с учетом специфики и задач каждого этапа многолетней спортивной подготовки позволяет повысить уровень артистичности и исполнительского мастерства в спортивной аэробике.

Неполное изучение данной проблемы, которое, проявляется в практике иногда в стихийном построении процесса спортивной подготовки, привело к тому, что этот вид специализированной деятельности стал несообразным условиям и развитию спортивной аэробики. Конкуренция, возрастающая с каждым годом на всемирной гимнастической

арене, предполагает, что спортсмены, которые смогут сочетать многообразную структуру сложности в уникальных и неповторимых композициях с умелым исполнением и особой выразительностью, эмоциональностью, артистичностью, будут иметь шанс стать мировыми лидерами в спортивной аэробике.

Цель исследования - сравнить мнение специалистов о необходимости использования упражнений хореографии в тренировочном процессе на начальном этапе подготовки по спортивной аэробике.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В работе использовались следующие методы: теоретический анализ научной и методической литературы, экспертный опрос (анкетирование). Была составлена анкета и проведен экспертный опрос о применении различных средств хореографии на начальном этапе подготовки. В исследовании, в качестве экспертов выступали тренеры высшей и первой категории по спортивной аэробике, которые являются судьями всероссийской и международной категории.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

Было проведено анкетирование тренеров высшей и первой категории по спортивной аэробике, работающих в разных городах Ханты-Мансийского автономного округа -ЮГРЕ. Нами было выявлено, что 100% опрошенных респондентов утвердительно ответили, что необходимо систематически применять различные средства хореографии в тренировочном процессе по спортивной аэробике, в частности, на начальном этапе подготовки.

93.3% опрошенных респондентов сошлись во мнении, что знакомство с хореографией необходимо начинать с музыкально-ритмических игр, изучения классических позиций ног и рук, элементарные основы музыкальной грамоты, упражнения на согласование движений с музыкой, элементы национальных и современных танцев. Применение музыкального сопровождения на занятиях хореографией позволяет, по их мнению, привить умение юному спортсмену слушать и понимать музыку, чувствовать ритм и темп, сочетать с ней движения спортивной аэробики.

96,7% опрашиваемых респондентов регулярно используют на начальном этапе подготовки упражнения, направленные на воспитание чувства темпа и ритма, ощущение сильных и слабых долей такта, умение ритмично исполнять движения, разновидности шагов и бега с хлопками и акцентами в различном ритме и темпе.

Следует отметить, что специалисты говорят о том, что движения базовой хореографической подготовки на начальном этапе подготовки выполняют лишь вспомогательную функцию. 100% опрашиваемых респондентов отмечают, что спортивной аэробикой занимаются не только девочки, но и мальчики, поэтому, начиная уже с начального этапа подготовки необходимо дифференцировать подбор средств по тендерному признаку.

Практически все респонденты (90%) также были согласны с мнением, что необходимо учитывать не только гендерный принцип, но и возраст спортсменов при выборе стиля и музыкального сопровождения для хореографической постановки даже самого простого соревновательного упражнения. Начальная подготовка спортсменов на основе применения элементов хореографии должна иметь специфическую прикладность и к выполнению групповых упражнений спортивной аэробики (пары, трио, группы, танцевальная гимнастика, гимнастическая платформа).

Необходимо подчеркнуть, что у спортсменов, занимающихся технико-эстетическими видами спорта, на начальном этапе подготовки - уровень эмоциональной и двигательной выразительности, а также, образность, находится на более высоком уровне, по сравнению со спортсменами более старшего возраста. Объясняется это тем, что во время выступления спортсмены, занимающиеся уже на тренировочном этапе, кон-

центрируются в основном на правильном исполнении сложных элементов спортивной аэробики, поэтому, зачастую, спортсмены забывают про выражение эмоций, выразительности, образа упражнения [1, 3, 4]. Можно отметить, что хореографическая подготовка на тренировочном этапе, этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства приобретает большое значение в структуре эффективной спортивной подготовки в аэробике.

ВЫВОД

Анализируя результаты проведенного опроса, можно сделать заключение о том, что с самого начала занятий спортивной аэробикой возникает целесообразность в систематических занятиях над артистичностью, выразительностью с использованием средств хореографии с целью поддержания высокого уровня на дальнейших этапах спортивной подготовки.

Спортсмены получают более высокие баллы за соревновательное выступление, если у них будет более высок не только уровень двигательной выразительности, но и уровень эмоциональной образности. Таким образом, с целью повышения эффективности проведения тренировочных занятий по спортивной аэробике необходимо уже на начальном этапе использовать широкий арсенал средств хореографической подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Винер, И. А. Уровень артистичности гимнасток на этапе начальной и специализированной подготовки / И.А. Винер // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта: научно-теоретический журнал. - № 3 (85). - 2012. - С. 49-53.

2. Горбунов, В.А. Тренировочно-соревновательная деятельность спортсменов в аэробике / В.А. Горбунов // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 2. - С. 7-12.

3. Коричко, Ю.В. К вопросу об эстетических показателях спортивно-технического мастерства и музыкально-двигательной подготовленности в спортивной аэробике // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2017. - № 3. - С. 85-90.

4. Поздеева, Е.А. Модельные характеристики содержания соревновательных упражнений квалифицированных гимнастов в спортивной аэробике / Е.А. Поздеева, Г.Н. Пшеничникова, Ю.В. Коричко // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 10. - С. 33-36.

5. Правила соревнований по спортивной аэробике (2017-2021) // URL:https://www.gymnastics.sport/publicdir/rules/files/ru_AER%20CoP%202017-2020.pdf (дата обращения: 15.04.2021).

6. Руденко, Л.К. Характеристика этапов спортивной подготовки в аэробной гимнастике / Л.К. Руденко, С.А. Руденко // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2006. -№ 64. -С. 128-133.

REFERENCES

1. Viner, I.A. (2012), "Level of artistry of gymnasts at a stage of initial and specialized preparation", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 85, No. 3, pp. 49-53.

2. Gorbunov, V.A. (2008), "Training and competitive activity of athletes in aerobics", Bulletin of sports science, No. 2, pp. 7-12.

3. Korichko, Yu.V. (2017), "On the question of aesthetic indicators of sports and technical skill and musical and motor fitness in sports aerobics", Bulletin of Nizhnevartovsk State University, No. 3, pp. 85-90.

4. Pozdeeva, E.A., Pshenichnikova, G.N. and Korichko, Yu.V. (2018), "Model characteristics of the content of competitive exercises of qualified gymnasts in sports aerobics", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp. 33-36.

5. Federation International Gymnastics (2017), "Code of point of aerobic gymnastics - edition 2017 - 2020", available at: :https://www.gymnastics.sport/publicdir/rules/files/ru_AER%20CoP%202017-2020.pdf (accessed: 15.04.2021).

6. Rudenko, L.K. and Rudenko, S.A. (2006), "Description of the stages of sports training in aerobic gymnastics", Bulletin of the Baltic Pedagogical Academy, No. 64, pp. 128-133.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.04.2021

УДК 796.012.2

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ГИМНАСТИКИ

Елизавета Владимировна Корнева, студентка, Государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. Санкт-Петербург; Владимир Владимирович Рябчук, кандидат педагогических наук, профессор, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Санкт-Петербург; Алексей Валерьевич Живодёров, кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта РФ, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет); Валерий Александрович Живодёров, доцент, помощник ректора, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени

П. Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по разработке методики развития координационных способностей у девочек дошкольного возраста средствами художественной гимнастики. Показана взаимосвязь роста координационных способностей девочек с использованием разработанной методики, а именно внедрения различных средств художественной гимнастики на занятия физической культурой. Полученные данные говорят об эффективности внедренной разработанной методики на занятия с девочками младшего дошкольного возраста в целях развития координационных способностей средствами художественной гимнастики. Показатели развития координационных способностей респондентов экспериментальной группы до и после педагогического эксперимента статистически значимо улучшились.

Ключевые слова: методика, координационные способности, художественная гимнастика, дошкольный возраст, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p170-173

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES AT PRESCHOOL GIRLS BY MEANS OF RHYTHMIC GYMNASTICS

Elizaveta Vladimirovna Korneva, the student, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg; Vladimir Vladimirovich Ryabchuk, the candidate of pedagogical sciences, professor, North-Western Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg; Alexey Valerievich Zhivoderov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, master of sports, St Petersburg State Technological Institute (Technical University); Valery Aleksandrovich Zhivoderov, the senior lecturer, rector's assistant Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

The article presents the results of the authors' research on the development of methods for the development of coordination abilities among the preschool girls by means of rhythmic gymnastics. The interrelation of the growth of girls' coordination abilities with the use of the developed methodology, namely, the introduction of various means of rhythmic gymnastics in physical education classes, is shown. The data obtained indicate the effectiveness of the introduced developed methodology for classes with girls of primary preschool age in order to devel-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.