I инновации в образовании (educational innovations)
DOI: 10.12731/2070-7568-2015-1-40-52 УДК 796.411
взаимосвязь хореографической подготовки и артистизма в аэробной гимнастике
соколова и.В.
Рассматривается влияние хореографической подготовки в спортивной аэробике на артистическое мастерство.
Цель: проанализировать возможность использование средств хореографии в подготовке спортсменов, занимающихся спортивной аэробикой, найти взаимосвязи между хореографической подготовкой и оценкой за артистизм.
Метод или методология проведения работы: методы изучения теоретических работ научного содержания, анализ и обработка научных текстов.
результаты выявлена взаимосвязь между оценками за артистизм и средствами хореографической подготовки в спортивной аэробике.
область применения результатов: материалы могут быть использованы тренерами-преподавателями по спор-
тивной аэробике, для дальнейших научных исследований по проблеме построения спортивной тренировки.
ключевые слова: хореографическая подготовка; артистизм; аэробная гимнастика.
the relationship of choreography preparation AND artistry IN AERoBic GYMNAsTics
sokolova I.V.
Examines the impact choreography training in sports aerobics on artistic skills.
objective to investigate whether the use of funds choreography in training athletes involved in sports aerobics, to find the relationship between choreographic training and assessment for artistry.
method or methodology of work methods of studying the theoretical ski works of scientific content, analysis and processing of scientific texts.
The results revealed the relationship between estimates for artistry and means-you dance training in sports aerobics. The scope of the results, the materials may be used by coaches in sports aerobics, for further research on the problem of constructing workout.
Keywords: choreography preparation; artistry; aerobic gymnastics.
Введение
Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что спортивная аэробика, как вид спорта, нуждается в раз-
работке научных основ организации тренировочного процесса, переосмыслении имеющихся средств, форм и методов обучения. Сегодня, когда уровень выступлений спортсменов достаточно сложный по выполнению элементов, огромная доля ложится на исполнительское мастерство и артистизм спортсмена. Влияние хореографической подготовки на улучшение спортивных результатов общепризнанно [2]. Взаимосвязь эстетической стороны исполнительского мастерства с данным видом подготовки в спортивной аэробике в меньшей степени исследована. Возрастающая конкуренция на международных соревнованиях предполагает, что лидерство будет сохраняться за спортсменами, которые смогут сочетать разно-структурную сложность в неординарных композициях с ярким и виртуозным техническим исполнением и особой выразительностью, эмоциональностью, артистизмом, которые высоко могут быть оценены судьями по артистичности и исполнению [1].
Хореография давно и прочно стала неотъемлемой частью технической подготовки спортсменов в сложнокоординированных видах спорта с эстетической направленностью. Хореографическая подготовка в спортивных видах гимнастики - это система упражнений и методов воздействия, направленных на формирование «школы движений», воспитание двигательной культуры спортсмена [2]. В настоящее время трудно отделить искусство хореографии от видов спорта, где требуется выразительность и артистизм выполняемых упражнений. Мировое признание отечественного фигурного катания, художественной и спортивной гимнастики основано как на высочайшем техническом спортив-
ном исполнении, но и на обширном использовании возможностей хореографического искусства, которое является важным средством развития творческих способностей, а также эстетического воспитания. Использование средств хореографии в подготовке спортсменов воспитывает точное ощущение «чистоты» движений, способность показывать в них определенные эмоциональные состояния, настроения, переживания и чувства. [3].
Осуществляемая средствами классического, народного, исто-рико-бытового и бального танца хореографическая подготовка является важной частью технической подготовки в видах спорта, традиционно применяющих хореографию. Раздел хореографической подготовки входит в состав учебно-тренировочных планов всех сложно-координационных видов спорта эстетической направленности, каким также является и спортивная аэробика.
В соответствии с новыми правилами соревнований, официально этот вид спорта называется аэробная гимнастика. Это полностью соответствует терминологии во всех дисциплинах под эгидой ФИЖ^Ю). Аэробная гимнастика - характеризуется способностью спортсменов исполнять непрерывные сложные и высокоинтенсивные соединения (образцы) аэробных движений соответствующих музыке, заимствованных из традиционных аэробных упражнений; программа должна демонстрировать непрерывное движение, гибкость, силу и использование из семи основных шагов, элементы трудности, выполненные с высокой степенью совершенства [6]. Под аэробными соединениями подразумевается комбинации основных аэробных шагов сочетающихся с разноплановыми и разнообразными движениями руками:
выполняемые в полном соответствии с музыкой, чтобы создать динамические, ритмичные и и непрерывные последовательности движений с высокой и низкой интенсивностью воздействия. Все упражнение должно быть выполнено под музыкальное сопровождение.
Анализ правил соревнований по спортивной аэробике [6] (FIG, 2013-2016 гг.), позволил выявить основные критерии оценки за артистизм выставляемых судьями на соревнованиях (рис. 1).
рис. 1. Критерии оценокзаартистичностьвспортивной аэробике
Артистичность - способность спортсменов преобразовать содержание от хорошо структурированного упражнения в ар-
тистическое представление, чтобы выразить себя через высоко качественный уровень движений [6], подобранных с учетом их половых различий, возраста. Общая оценка за артистизм рассчитывается из 10 баллов. Причем на долю из каждого компонента приходится равное количество баллов - максимально 2 балла.
Таким образом, понятие артистизма связано с хореографической структурой или замыслом упражнения и разнообразием содержания, взаимодействия партнеров, а также соотношением движения и музыки. Артистизм эстетически связывает элементы трудности с помощью элементов хореографии. Он требует творческого использования окружающего пространства, площади соревновательного ковра и пространства над ним, использования разнообразных движений, уровней, направлений, форм тела, скорости и ритма в представлении элементов трудности. Добиться более высоких критериев оценки за артистизм возможно при использовании средств хореографического искусства на учебно-тренировочных занятиях.
Под хореографической подготовкой в спортивной аэробике следует понимать систему упражнений и методов воздействия, направленных па воспитание двигательной культуры гимнастов.
Занятия по хореографии в спортивной аэробике проводятся также, как и в других гимнастических видах спорта, на основе техники и средств классического урока. Кроме этого, составной частью этих занятий может использоваться отработка определённых элементов спортивной аэробики (повороты, вращения). В основе успешного использования элементов хореографии в спортивной аэробике должно лежать умение выбрать из боль-
шого числа существующих упражнений те, которые с наибольшей эффективностью способствуют и соответствуют решению конкретной задачи данного этапа подготовки спортсмена.
На современном этапе развития, выполнение соревновательной программы в спортивной аэробике характеризуется не только высоким уровнем исполнительского мастерства, но ари-тистизмом. Как и в других, сложнокоординационных и технико-эстетических видах спорта в спортивной аэробике должны присутствовать гармония различных танцевальных комбинаций, высокое качество исполнения, эстетичность содержания программ. Соответствий данным требованиям можно достичь только при наличии методики, учитывающей логически обоснованную последовательность обучения. Исполнительское мастерство гимнастов необходимо совершенствовать направленным воздействием индивидуальной хореографической подготовленности на конечный результат [6].
В практике, чаще всего обучение и тренировка ведутся методом многократного повторения конкретных композиций или частей, т.е. фактически соревновательного упражнения, что снижает качество их освоения.
Анкетирование специалистов показало, что одним из ведущих качеств для успешных занятий спортивной аэробикой является координация движений, а среди специальных качеств - эмоциональность, чувство ритма, артистичность, музыкальность и хореографическая подготовленность [4]. Следует отметить, что в специальной научно-методической литературе практически отсутствуют рекомендации специалистов-практиков и данные ис-
следований, связанные с использованием средств хореографии в базовой подготовке аэробистов.
Включение хореографии в систему подготовки аэробистов положительно влияет на развитие координационных способностей, что в свою очередь повышает: способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры, поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие, выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности), что в дальнейшем создает базу для успешного освоения сложных элементов. Введение хореографии на любом этапе специализации, начиная от групп начальной подготовки и заканчивая этапом спортивного совершенствования, в аэробике является оправданным, и затраченное время, позволяет в дальнейшем экономить время на обучение сложным двигательным действиям, обеспечивая чистоту исполнения, грациозность, четкость.
Хореографическая подготовка в этом виде спорта незаменимое средство развития чувства ритма, музыкальности, выразительности, эмоциональности движений. Важно, что все эти качества необходимы не только для технически правильного выполнения основных базовых шагов, но и положительно влияют на стиль исполнения спортсменами всей соревновательной композиции в целом, позволяет повысить оценки за артистичность и исполнение. В процессе занятий хореографией спортсмены ближе всего соприкасаются с искусством, развиваются творческие способности, воспитываются эстетические и музыкально-ритмические чувства.
Для воспитания правильной осанки неизменным условием выполнения всех хореографических упражнений является сохранение «балетной осанки», а также все виды demi и grand plié. Для укрепления мышц стопы, развития гибкости голеностопного сустава применяются различные relevér, battement tendu. С помощью port de bras развиваются координационные возможности юных спортсменов, особое внимание обращалось на одновременное владение движениями рук, головы и туловища, развитию «чувства позы». Все упражнения из классического экзерсиса, выполняемые с участием ног: demi, grand plié, battement tendu, geté, в особенности battement developpe способствуют развитию силы ног [7].
Тем не менее, хореографическая подготовка в спортивной аэробике имеет свою специфику(отличие) - нет необходимости в пунктуальном, как это принято в классическом экзерсисе, изучении выворотных положений ног. Упражнения из классического экзерсиса по своей нагрузке по показателям частоты сердечных сокращений (ЧСС) не являются значительными, физическая нагрузка на определенные группы мышц в основном носит локальный характер, что в свою очередь, также ограничивает количество повторений упражнений. В этюдах и музыкально-ритмических заданиях на быструю, подвижную музыку ЧСС значительно увеличивается. В медленных танцевальных упражнениях снижается чрезмерная эмоциональная возбудимость и физическая нагрузка, что способствует развитию образности и индивидуальной фантазии.
Хореографическими средствами для занимающихся спортивной аэробикой, должны быть танцевальные движения, комбина-
ции, этюды, музыкально-ритмические задания, элементы классического экзерсиса, показательные упражнения, участия в праздниках, спортивных вечерах и т.п.
Хочется отметить, что одной из актуальных проблем спортивной аэробики является разработка и составление конкретных упражнений, позволяющих индивидуально подобрать не только музыкальное сопровождение, но и найти способы выражения «характера» музыки, отобразить наиболее яркие и индивидуальные черты спортсмена. В спортивной аэробике, как в одном из видов спорта, относящихся к сложнокоординационным, соревновательная программа выполняется под музыкальное сопровождение и многие научные достижения, методические принципы обучения и построения тренировочного процесса видов спорта связанных с выполнением соревновательной программы под музыкальное сопровождение(художественная и спортивная гимнастика, акробатика, фигурное катание и другие) могут и должны быть адаптировано использованы к спортивной аэробикой.
Вывод
Таким образом, включение хореографической подготовки в различные этапы учебно-тренировочного процесса, во многом решает задачи не только начальной технической подготовки и направлена на высококачественное освоение элементов в спортивной аэробике, но и исполнительское мастерство и артистичность выполнения соревновательной программы, и как следствие повышает оценки за артистизм и исполнение на соревнованиях.
список литературы
1. Аркаев Л.Я. Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Су-чилин // Теория и практика физической культуры. 1997. № 11.
2. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике / Т.С. Лисицкая. -М.: Физкультура и спорт, 1984. 176 с.
3. Алабин В.Г., Муллагильдина А.Я. Балет и спорт // Теория и практика физической культуры. 1991. № 10. С. 33-37.
4. Скачкова Е.Ю. Особенности преподавания спортивной аэробики в учреждениях дополнительного образования детей. Автореферат диссерт. на соиск. уч.ст. канд. пед.наук. - СПб, 2002.
5. Смолевский В.М., Гавердовский Ю.К. Спортивная гимнастика: (Учебник для вузов физ. воспитания и спорта). - Киев. Олимп. лит., 1999. 463 с.
6. Правила спортивной аэробики FIG, 2013-2016 гг.
7. Хореографическая подготовка гимнасток на начальном этапе обучения (художественная гимнастика). Методические рекомендации / Сост. Ж.А. Белокопытова, А.А. Уэнберг Р.С., Го-улд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. 2001. 336 с.
References
1. Arkaev L.Ya., Suchilin N.G. Metodologicheskie osnovy sovre-mennoy sistemy podgotovki gimnastov vysshego klassa [Methodological foundations of the modern system of training of gym-
nasts of the highest class]. Teoriya ipraktikafizicheskoy kul'tury. 1997. № 11.
2. Lisitskaya T.S. Khoreografiya v gimnastike [Choreography in gymnastics]. - M.: Fizkul'tura i sport, 1984. 176 p.
3. Alabin V.G., Mullagil'dina A.Ya. Balet i sport [Ballet and sport].
Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. 1991. № 10. Pp. 33-37.
4. Skachkova E.Yu. Osobennostiprepodavaniya sportivnoy aerobiki v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [Teaching sports aerobics in institutions of additional education of children]. - SPb,2002.
5. Smolevskiy V.M., Gaverdovskiy Yu.K. Sportivnaya gimnastika: (Uchebnik dlya vuzov fiz. vospitaniya i sporta). [Gymnastics: (a Textbook for universities of physical education and sport)]. -Kiev. Olimp. lit., 1999. 463 р.
6. Pravila sportivnoy aerobiki FIG [The rules of sport aerobics FIG] 2013-2016.
7. Zh.A. Belokopytova, A.A. Uenberg R.S., Gould D. Khoreografi-cheskaya podgotovka gimnastok na nachal'nom etape obucheniya (khudozhestvennaya gimnastika). Metodicheskie rekomendatsii [Dance training gymnasts at the initial stage of training (calisthenics). Methodical recommendations]. Osnovypsikhologii sporta i fizicheskoy kul'tury. 2001. 336 p.
данные об авторе
соколова инна Викторовна, доцент кафедры физического воспитания, кандидат педагогических наук
Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов
ул. Фучика, 15, г. Санкт-Петербург, 192238, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHoR
sokolova Inna Viktorovna, associate professor of the department of Physical Education, candidate of pedagogical sciences
Saint Petersburg University of Humanities and Social Sciences st. Fuchika, 15, Saint Petersburg, 192238, Russian Federation E-mail: [email protected]