Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ИДЕОМОТОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНКАМИ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ИДЕОМОТОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНКАМИ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
91
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстетическая гимнастика / специальная психологическая подготовка / идеомоторная тренировка / представление / мысленный образ / техника исполнения / aesthetic gymnastics / special psychological training / ideomotor training / representation / mental image / performance technique

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ивашина Валерия Владимировна

Описан опыт применения метода идеомоторной тренировки с целью повышения спортивных результатов в эстетической гимнастике. Разработана экспериментальная методика, включающая в тренировочный процесс словесное взаимодействие движений, поз и внешних стимулов спортсменок высокой квалификации. В процессе эксперимента доказано, что использование предложенной методики в учебно-тренировочном и соревновательном процессах позволило улучшить технику исполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ивашина Валерия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF THE METHOD OF IDEOMOTOR TRAINING BY HIGHLY QUALIFIED ATHLETES IN AESTHETIC GYMNASTICS

The experience of applying the method of ideomotor training in order to improve sports results in aesthetic gymnastics is described. An experimental technique has been developed that includes the verbal interaction of movements, postures and external stimuli of highly qualified female athletes in the training process. In the course of the experiment, it was proved that the use of the proposed methodology in the educational, training and competitive processes made it possible to im-prove the performance technique.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ИДЕОМОТОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНКАМИ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ»

УДК 796.412 Б01: 10.24412/2305-8404-2022-11-81-87

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ИДЕОМОТОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНКАМИ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ

В.В. Ивашина

Описан опыт применения метода идеомоторной тренировки с целью повышения спортивных результатов в эстетической гимнастике. Разработана экспериментальная методика, включающая в тренировочный процесс словесное взаимодействие движений, поз и внешних стимулов спортсменок высокой квалификации. В процессе эксперимента доказано, что использование предложенной методики в учебно-тренировочном и соревновательном процессах позволило улучшить технику исполнения.

Ключевые слова: эстетическая гимнастика, специальная психологическая подготовка, идеомоторная тренировка, представление, мысленный образ, техника исполнения.

THE USE OF THE METHOD OF IDEOMOTOR TRAINING BY HIGHLY QUALIFIED ATHLETES IN AESTHETIC GYMNASTICS

Ivashina V.V., senior lecturer, valeriya.2406 @ mail.ru, Russia, Moscow, Russian University of Sports "SCOLIPE".

The experience of applying the method of ideomotor training in order to improve sports results in aesthetic gymnastics is described. An experimental technique has been developed that includes the verbal interaction of movements, postures and external stimuli of highly qualified female athletes in the training process. In the course of the experiment, it was proved that the use of the proposed methodology in the educational, training and competitive processes made it possible to improve the performance technique.

Key words: aesthetic gymnastics, special psychological training, ideomotor training, representation, mental image, performance technique.

Ивашина Валерия Владимировна, старший преподаватель, valeriya.2406@mail.ru, Россия, Москва, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК»

Эстетическая гимнастика является командным видом спорта, которая подразумевает синхронное выполнение движений тела, комбинаций в сочетании с акробатическими элементами под музыку. Это требует от гимнасток нивелировать свою индивидуальность, выполнять движение с единой амплитудой, скоростью, силой, высотой, дальностью, темпом, единым образом и в духе коллективизма [2, 6, 7, 11].

В выступлении гимнасток допускается включение различных вариантов солирования или исполнения по группам, которые, несомненно, придают особый

нюанс и зрелищность всей композиции. Еще одна особенность эстетической гимнастики как вида спорта связана с двигательной памятью и вниманием. Для выполнения сложных комбинаций достаточно длительных по времени, гимнасткам необходимо иметь хорошую память и внимание. Внимание гимнасток характеризуется сле -дующими признаками: сосредоточенностью, быстрой переключаемостью с одного элемента или темпа движений на другой, большим объемом (видеть площадку) и интенсивностью, особенно в напряженных ситуациях, движениями, отработанными до автоматизма [7, 11].

Работа над соревновательной программой охватывает все виды подготовки: физическую, техническую, тактическую и психологическую. Под психологической подготовкой понимается не только эмоциональная готовность к предстающему старту, борьба с волнением, апатией и т. п., а также и идеомоторные тренировки - уникальное спортивное направление, предусматривающее мысленную проработку каждого элемента выбранной схемы [4, 8]. Наиболее широкое определение термину «мысленная тренировка» дал Ч. Корбин [10]. По его мнению, данный вид тренировки - это такая репетиция какого-либо задания, которая имеет конкретную обучающую цель и происходит без осуществления каких-либо внешне наблюдаемых движений [3, 9]. Более того, А.В. Алексеев [1], известный отечественный специалист в этой области, подчеркивает, что идеомоторным называ -ется лишь такое представление, при котором мысленный образ движения обязательно связан с мышечно-суставным чувством спортсмена.

В самом общем понимании данного термина можно сказать, что идеомоторная (мысленная) тренировка охватывает различные образы, представления, ощущения, связанные с представлением и формированием некоего образа.

Некоторые специалисты выделяют два типа идеомоторной тренировки по характеру упражнений с дыханием: статический и динамический. Статическая идеомоторная тренировка подразумевает мысленное воспроизведение упражнения стоя или лежа, с закрытыми глазами, только при помощи диафрагмы. Динамическая тренировка объединяет статические упражнения в сочетании с движениями рук, плечевого пояса и туловища, что характерно для специфики эстетической гимнастики. Гимнастки испытывают большую потребность в подобных тренировках, потому что для них важно осознавать положение тела в пространстве.

Объединяя мнения многих специалистов, можно говорить о различии мысленных образов, связанных с ощущениями в самочувствии (то есть образов, связанных с личными ощущениями спортсмена), образных представлений спортивных движений (которые требуют представления идеального выполнения данного движения), а также образных представлений ситуаций (в которых выступление спортсмена было наиболее удачным).

Спортивно-ориентированные образные представления можно рассматривать как мысленное создание или воссоздание переживаний, например, определенных действий или ситуаций [5].

Цель исследования - повысить исполнение соревновательной комбинации, качество отработки синхронности движений и быстроту приведения мышц в тонус у спортсменок высокой квалификации в эстетической гимнастике при использовании метода идеомоторной тренировки.

Задачи исследования:

1) разработать экспериментальную методику применения идеомо-торных упражнений гимнастками высокой квалификации;

2) представить практические рекомендации для высококвалифицированных спортсменок, занимающихся эстетической гимнастикой.

Методика и организация исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, метод идеомоторной тренировки.

Исследование проводилось на базе Российского университета спорта «ГЦОЛИФК». В эксперименте приняли участие спортсменки команды «Аймант» в количестве 10 человек, выступавшие на Всероссийских соревнованиях и чемпионатах Москвы по эстетической гимнастике.

Результаты исследований и их обсуждение. Разработанная методика применения идеомоторных упражнений в тренировочном процессе гимнасток состояла из трех блоков.

Первый блок - тренировочный: после выполнения упражнения в целом, гимнасткам предлагалось воспроизвести упражнения, используя только движения рук под музыку с мысленной проработкой сделанных и потенциальных ошибок после каждой композиции. Выполняется на протяжении всего подготовительного этапа в заключительной части учебно-тренировочного занятия (рис. 1).

Рис. 1. Выполнение гимнастками упражнения руками

после тренировки

Для представления идеального исполнения соревновательной композиции рекомендовано использовать статическую идеомоторную тренировку. Она выполняется следующим образом: после различных двигатель -ных заданий, комбинаций, соединений и выполнения упражнения в целом рекомендуется лечь на пол в удобную позу и мысленно представлять выполнение соревновательного упражнения в идеальной его интерпретации под музыку. Если сознание достигло полного соединения с мышцами, можно наблюдать непроизвольное движение головы, рук и ног.

После данной тренировки можно выделить моменты, которые тре -буют внимания, будь это небольшая ошибка в технике исполнения, срыв элемента или даже падение, - тем самым вычленяются ошибки, которые прорабатываются в дальнейшем.

Второй блок - предсоревновательный, который включает первый блок и дополнительно мысленное представление исполнения вида соревновательной программы в костюмах для выступления в сочетании с эмоциями по характеру музыки. Выполняется за 1-2 месяца до предполагаемого старта.

Третий блок - соревновательный, выполняется непосредственно в день выступления, а конкретно, перед самим выходом на помост. Этот блок содержит идеомоторную проработку движений тела с эмоциональным воспроизведением соревновательной программы (рис. 2, 3).

Рис. 2. Выполнение гимнастками упражнения руками перед выступлением

Рис. 3. Модель использования идеомоторной тренировки гимнастками высокой квалификации

Важно при мысленной проработке все второстепенные факторы как будто «отключить». Создать точный образ соревновательной композиции. Все внимание максимально концентрировать на мышечных и суставных структурах. Допускается дополнительное словесное сопровождение.

Экспериментальная методика использования идеомоторной (мысленной) тренировки, то есть образной проработки соревновательной композиции в учебно-тренировочном процессе гимнасток высокой квалификации, занимающихся эстетической гимнастикой, позволило повысить оценку за исполнение соревновательного упражнения.

Так, до использования экспериментальной методики, 29-30 апреля 2022 года гимнастки выступали на открытом турнире «Виктория» по эстетической гимнастике в возрастной категории «женщины». Команда на предварительных соревнованиях получила оценку за техническую ценность 4,300 балла из 6,000 возможных, за артистическую ценность -3,200 баллов из 4,000 возможных и за исполнение - 8,000 баллов из 10 возможных, а на финальных соревнованиях - 4,00, 3,000 и 8,100 балла соответственно.

Применение метода идеомоторной тренировки в течение 5 месяцев позволило на предварительных соревнованиях (данные чемпионата Москвы, 16 сентября 2022 года) улучшить оценку за техническую ценность на 0,400 балла, которая составила 4,700 балла, повысить значения за артистическую ценность на 0,100 балла и за исполнение - на 0,300 балла; на финальных соревнованиях исследуемые показатели повысились на 0,500, 0,300 и 0,800 балла соответственно.

Выводы

1. Использование идеомоторной (мысленной) тренировки на протяжении всего этапа подготовки способствовало ускорению процесса освоения техники без совершения больших ошибок, сокращению количе -ства срывов элементов; подтверждена эффективность в улучшении общей оценки за соревновательную композицию.

2. Разработанную экспериментальную методику идеомоторной тренировки целесообразно использовать в тренировочном процессе спортсменок по эстетические гимнастике.

3. В процессе использования метода идеомоторной тренировки следует применять «полное дыхание» с выдохом, характерным для вида спорта [10].

Список литературы

1. Алексеев А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 352 с.

2. Изучение структуры композиции в эстетической гимнастике / С.В. Вишнякова [и др.] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 1. С. 79.

3. Имашева Г.К. Идеомоторная тренировка как метод саморегуля -ции психических состояний стрелка // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2017. №. 3 (72). С.117-119.

4. Лукин Ю.Л., Шелкунова Т.В. Психология физической культуры и спорта: учеб. пособие. Красноярск: Изд-во СФУ, 2018. 99 с.

5. Мысленная тренировка в психологической подготовке спортсмена: монография / А.Н. Веракса [и др.]. М.: Спорт, 2016. 208 с.

6. Огурцова У.М. Обучение равновесиям с наклонами и поворотами в эстетической гимнастике на основе учета межмышечной координации: дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2018. 195 с.

7. Правила соревнований по виду спорта «Эстетическая гимнастика». М.: ВФЭГ, 2017. 67 с.

8. Серова Л.К. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте: монография. М.: Спорт, 2022. 128 с.

9. Яковлев Л.В. Изучение процессов формирования координированных моторных актов под контролем мысленного представления движений в парадигме интерфейса мозг-компьютер: дис. ... канд. биол. наук, М., 2018. 122 с.

10. Corbin C. Mental practice // In Ergogenic aids and muscular performance. 1972. P. 94.

11. IFAGG Competition rules // International Federation of Aesthetic group of gymnastics, 2022. 60 p.

References

1. Alekseev A.V. Preodolej sebya! Psihicheskaya podgotovka v sporte [Get over yourself! Mental training in sports]. Rostov n/D: Phoenix, 2006. 352 p.

2. Izuchenie struktury kompozicii v esteticheskoj gimnastike [Study of composition structure in aesthetic gymnastics] / S.V. Vishnyakova [et al.] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training]. 2017. No. 1. P. 79.

3. Imasheva G.K. Ideomotornaya trenirovka kak metod samoregulyacii psihicheskih sostoyanij strelka [Ideomotor training as a method of self-regulation of mental states of the shooter] // Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova [Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov]. 2017. No. 3 (72). P. 117-119.

4. Lukin Yu.L., Shelkunova T.V. Psihologiya fizicheskoj kul'tury i sporta [Psychology of physical culture and sports]: textbook. allowance. Krasnoyarsk: SFU Publishing House, 2018. 99 p.

5. Myslennaya trenirovka v psihologicheskoj podgotovke sportsmena [Mental training in the psychological preparation of an athlete]: monograph / A.N. Veraksa [et al.]. M.: Sport, 2016. 208 p.

6. Ogurcova U.M. Obuchenie ravnovesiyam s naklonami i povorotami v esteticheskoj gimnastike na osnove ucheta mezhmyshechnoj koordinacii [Teaching balance with tilts and turns in aesthetic gymnastics based on intermuscular coordination]: dis. ... cand. ped. sciences. St. Petersburg, 2018. 195 p.

7. Pravila sorevnovanij po vidu sporta «Esteticheskaya gimnastika» [Rules for competitions in the sport "Aesthetic gymnastics"]. M.: VFEG, 2017. 67 p.

8. Serova L.K. Psihologicheskaya podgotovka k sorevnovaniyam v sporte [Psychological preparation for competitions in sports]: monograph. M.: Sport, 2022. 128 p.

9. Yakovlev L.V. Izuchenie processov formirovaniya koordinirovannyh motornyh aktov pod kontrolem myslennogo predstavleniya dvizhenij v paradigme interfejsa mozg-komp'yuter [Study of the processes of formation of coordinated motor acts under the control of mental representation of movements in the paradigm of the brain-computer interface]: dis. ... cand. biol. sciences, M., 2018. 122 p.

10. Corbin C. Mental practice // In Ergogenic aids and muscular performance. 1972.

P. 94.

11. IFAGG Competition rules // International Federation of Aesthetic group of gymnastics, 2022. 60 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.