Третье. Новая система образования призвана отвечать современным запросам экономики будущего, технологиям будущего, вызовам нового времени. Инструментами образования будущего являются: мультитач-дисплеи, компьютеры, планшеты, персональные тотальные учебники с искусственным интеллектом, гибкие дисплеи, 3D-принтер, дополненная реальность, всеобщий интернет, искусственный интеллект,биометрия, мультимедийные учебники, неформальные образовательные сообщества, облачные вычисления, Википедия, машинные переводчики,игровое персонифицированное обучение.
Образование будущего представляется как некая целостная картина, которую обучающийся складывает из «пазлов» - отдельных фрагментов самостоятельно. Детали картины разбросаны по всему виртуальному пространству. Отсюда востребованными становятся такие технологии образования: мультидисциплинарность: все учебные курсы должны показывать связь со смежными сферами и дисциплинами, что обеспечивает понимание комплексных возможностей образования; актуализация учебного пространства crossover - система организации открытого комфортного рабочего и учебного пространства; мультиформатные группы студентов - объединение в учебные группы людей разных возрастных категорий, профессий, социальных формаций.
Главной структурной единицей, от которой зависит успешность реализации стратегии образовательной организации, в рамках заявленной миссии, является руководитель. Ведущим компонентом квалификации руководителя становится способность и готовность обеспечить успешность образовательной организации в условиях рыночной экономики. В этой связи необходимо учитывать требования современного рынка образовательных услуг, которые предъявляются к руководителю-менеджеру, руководителю-маркетологу.
Выводы. Проведенный историко-педагогический анализ позволил выявить поступательный характер зарождения, становления и внедрения идей маркетинга в образовании: от эпизодического развития к системному применению методов, средств и технологий маркетинга; к разработке образовательного маркетинга как ведущего механизма успешности образовательной организации в новых условиях рыночной экономики.
Литература:
1. Багиев, Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. СПб.: СПбГУЭФ, 2001. - 231 с.
2. Донина И.А. Становление и развитие идей маркетинга в образовании (историко- педагогический анализ), Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки Издательство: Наука и образование.
3. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учебное пособие. - М.: Интерпракс, 1995. - 199 с.
4. Пашкус Н. А. Маркетинг образовательных услуг. СПб.: Книжный Дом, 2007. - 112 с.
5. Чернопятов А.М. Маркетинг: Учебник / А.М. Чернопятов. - М.: Палеотип, 2015. - 348 с.
6. Шевченко Д. А. История становления и формирования рынка системы высшего профессионального образования в России. // Высшее профессиональное образование: теория и практика, Исследования, 2013
7. Sarges W, Haeberlin F. Marketing fur die Erwachsenenbildung. Hannower, Dortmund, Darmstadt, Berlin, 1980.
Педагогика
УДК 796.412
кандидат медицинских наук, доцент Бочкарникова Наталья Валентиновна
Забайкальский государственный университет (г. Чита);
доктор педагогических наук, профессор Гаськов Алексей Владимирович
Забайкальский государственный университет (г. Чита);
кандидат педагогических наук, доцент Овчинникова Елена Ивановна
Забайкальский государственный университет (г. Чита)
РАЗВИТИЕ НАВЫКА ПРЕДМЕТНОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ГИМНАСТИКЕ
Аннотация. В статье анализируются результаты применения разработанной методики развития манипуляционного навыка кисти юных спортсменок на тренировочном этапе подготовки в художественной гимнастике. Изучены пути повышения качества выполнения бросковых элементов в различных видах гимнастического многоборья с целью повышения надежности их выполнения, определяющей сложность соревновательной композиции и успешность выступления гимнасток. Эффективность предложенной методики доказана статистически значимыми межгрупповыми различиями, более высокими исследуемыми показателями, положительной динамикой показателей надежности выполнения бросковых элементов юными гимнастками экспериментальной группы. Данные материалы могут быть применимы в условиях образовательных организаций спортивного профиля.
Ключевые слова: манипуляционный навык, бросковые элементы, соревновательная надежность, экспертная оценка.
Annotation. The article analyzes the results of applying the developed methodology for the development of manipulative skill of the brush of the young athletes at the training phase of the training in rhythmic gymnastics. Examined ways to improve the implementation of throwing items in various types of gymnastic all-round with the goal of improving the reliability of their performance that determines the complexity of competitive compositions and the success of the performances of gymnasts. The effectiveness of the proposed method is proved to be statistically significant intergroup differences, the higher the studied indicators, positive dynamics of indicators of reliability of the throwing elements, young gymnasts of the experimental group. These materials can be applied in the conditions of educational organizations of the sports profile.
Keywords: manipulation skill, throwing items, competition, reliability, expertise.
Введение. Высокая напряженность соревновательной деятельности, связанная с неуклонным ростом спортивных достижений, многократно повышает требования к качеству подготовки спортсменов. В
последнее время пристальное внимание уделяется вопросам оптимизации соревновательной деятельности, в том числе и при построении учебно-тренировочного процесса на тренировочном этапе. В России и в мире художественная гимнастика является одним из популярнейших и зрелищных видов спорта, привлекая к занятиям неподдельный интерес со стороны детей и их родителей.
Характерной особенностью развития художественной гимнастики на современном этапе является неуклонный рост технического мастерства гимнасток, значительное повышение трудности их соревновательных программ.
Соревнования - это важная часть процесса тренировки, направленная на оценку хода и результативности тренировочного процесса, формирование стремления к состязательности у юных гимнасток. Участие в соревнованиях различного уровня дают спортсменкам приобрести необходимый опыт и знания, изменить физические и психические свойства личности. Одним из важных результатов соревновательной деятельности является изменение мотивации как опытных, так и начинающих спортсменок.
В условиях обострения соперничества на международной арене большое значение приобретает непрерывность процесса совершенствования технической подготовки гимнасток к выполнению упражнений с предметами на всех этапах многолетней тренировки [1]. Исследователями установлено, что объем бросковых элементов в условиях соревновательной деятельности гимнасток в настоящее время значительно возрос, возросла их структурная сложность, увеличилась амплитуда выполнения, условия ловли предметов многократно усложнились [2].
Залог непрерывного роста спортивного мастерства - высокая техника, сформированная на базе специальных и специфических видов координации, в основе которых лежат проприоцептивная чувствительность (мышечное чувство), способность к ориентированию в пространстве и к перестройке двигательных действий. Целенаправленное развитие этих качеств определяет успешность выступлений гимнастки на соревнованиях. Соревновательная надежность, кроме стабильности и динамики спортивного результата, основывается на способности гимнастки к усвоению информации, необходимой для формирования нужных действий, навыков (двигательных, сенсорно-перцептивных, интеллектуальных и др.), зависит от индивидуально выработанных способов восприятия и управления поступающей информацией.
Таким образом, совершенствование техники бросковых элементов и ловли предметов в художественной гимнастике является одной из актуальных, наиболее значимых проблем, поскольку упражнения с предметами составляют основу соревновательных программ спортсменок.
H. А. Овчинниковой [10] указывается на необходимость совершенствования техники владения предметами за счет направленного формирования механизмов развития двигательно-координационных способностей спортсменок. Это, по мнению автора, является важнейшим условием обеспечения дальнейшего роста результатов гимнасток в многолетней соревновательной практике.
Ю. А. Архипова и Л. А. Карпенко [1; 7] отмечают, что одной из основных задач начального специализированного обучения в художественной гимнастике является формирование генерализованных, универсальных навыков владения предметами на основе базовой системы движений.
По мнению Ю. А. Архиповой, Л. А. Карпенко, В. В. Байер [1; 2; 7] и других исследователей, наиболее перспективной формой обучения гимнасток упражнениям с предметами являются «предметные» уроки.
Наряду с этим анализ и обобщение данных научно-методической литературы по теории и методике художественной гимнастики свидетельствуют о том, что в настоящее время вопросы развития способностей, обуславливающих эффективную манипуляционную деятельность предметом, остаются недостаточно изученными. Специалистами-практиками отмечается необходимость повышения мастерства владения предметом, отмечается недостаточное развитие манипуляционного навыка руки в ходе формирования предметной деятельности на тренировочном этапе подготовки. Совершенствование процесса предметной подготовки на ранних этапах обучения заключается в создании прочного фундамента базовых умений и навыков с учетом возрастных особенностей гимнасток.
Целью исследования явились разработка, теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности методики развития манипуляционного навыка кистей рук в предметной деятельности гимнасток 8-9 лет.
В ходе проведенного исследования авторами выявлены наиболее оптимальные пути формирования манипуляционного навыка кистей рук у гимнасток-художниц 8-9 лет в ходе тренировочного этапа подготовки. При определении теоретико-методологических основ и принципов разработки содержания методики были поставлены следующие задачи исследования:
I. Теоретически обосновать необходимость развития манипуляционного навыка кистей рук с целью повышения эффективности тренировочного процесса по художественной гимнастике у гимнасток 8-9 лет.
2. Разработать методику развития манипуляционного навыка кистей рук у гимнасток 8-9 лет на тренировочном этапе многолетней подготовки.
3. Исследовать влияние предложенной методики на уровень надежности выполнения бросковых элементов исследуемых групп.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды специалистов:
- по теории и методике физического воспитания и спорта (Ю.В. Верхошанский, 1973; М. М. Боген, 1985; Л. П. Матвеев, 1999; В. Б. Коренберг, 2005; В. Н. Платонов, 2005);
- по теории и методике художественной, спортивной гимнастики (Е. В. Бирюк, 1972; Т. С. Лисицкая, 1982; Н. А. Овчинникова, 1983; В. Н. Смолевский, 1999; Винер, 2003; Л. А. Карпенко, 2003; Л. Я. Аркаев, 2004; Ю. К. Гавердовский, 2007);
- по биомеханике двигательных действий (Н. А. Бернштейн, 1926; Д. Д. Донской, 1979);
- по психологии спорта (А. Ц. Пуни, 1969; Ю. М. Блудов, 1973; В. А. Плахтиенко, 1983; Ю. П. Платонов, 1991; Е. П. Ильин, 2009).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
анализ и обобщение данных научно-методической литературы позволил создать представление о состоянии исследуемого вопроса в теории физического воспитания и смежных науках, сделав акцент на методологии технической подготовки, биомеханических основах техники бросковых действий, методических приемах обучения бросковым действиям в художественной гимнастике;
педагогическое наблюдение осуществлялось для выявления особенностей организации тренировочных занятий, использования в тренировочном процессе средств и приёмов, направленных на освоение техники
бросков и ловли без визуального контроля, что позволило вычленить практически важные вопросы, требующие более детального изучения, уточнить основные направления и сформулировать частные задачи исследования;
педагогическое тестирование проводилось для оценки гибкости, силовых, скоростных и координационных способностей кистей рук, в значительной мере определяющих формирование манипуляционного навыка у гимнасток-художниц 8-9 лет, с использованием тестов «Гибкость лучезапястного сустава», «Вис на перекладине», «Вращение скакалки», «Попади в цель», теппинг-теста и кистевой динамометрии рекомендованным для оценки общей и специальной подготовленности [13];
экспертное оценивание проводилось для оценки надежности выполнения бросковых элементов в соревновательной деятельности комиссией из трех опытных тренеров с использованием разработанной 10 -бальной шкалы, учитывающей допущенные гимнастками отклонения в технике исполнения элементов;
сравнительный педагогический эксперимент проводился в 2016/2017 году на базе МАУ ДО ДЮСШ №3 г. Краснокаменск Забайкальского края для определения эффективности методики обучения бросковым элементам в различных видах многоборья в художественной гимнастике;
математико-статистическая обработка экспериментальных данных осуществлялась с использованием пакета анализа приложения MS Office Excel 2007.
Изложение основного материала статьи. Анализ документальных материалов позволил установить, что тренировочный процесс по художественной гимнастике в МАУДО «ДЮСШ №3» города Краснокаменска осуществляется на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика и предпрофессиональной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта «Художественная гимнастика».
Годовой объем нагрузки для тренировочной группы первого года обучения составляет 624 часа. Использование экспериментальной методики осуществлялось при изучении предметной подготовки, одного из разделов технической подготовки гимнасток-художниц, на освоение которого в соответствии с программой запланировано 52 часа.
В тренировочном процессе экспериментальной группы была реализована разработанная тренером-преподавателем Бояркиной Н.В. с учетом рекомендаций Рожковой Л.В. [12] методика обучения юных гимнасток-художниц действиям с предметами, включающая следующие компоненты:
а) идеомоторные упражнения, совершенствование точности воспроизведения, отмеривания и дифференцирования движений руки;
б) развитие гибкости в лучезапястном и плечевом суставах;
в) симметричное развитие мышц правой и левой рук, воспитание силовой выносливости мышц рук;
г) формирование мелкой моторики рук.
С целью объединения отдельных составляющих предметной подготовки юных гимнасток на тренировочных занятиях в единый целостный педагогический процесс освоение предметов осуществлялось в следующей последовательности: постановка рук без предметов - «скакалка» - «обруч» - «мяч». Предложенная методика использовалась в основной части занятия в разделе предметной подготовки. В одном тренировочном занятии, чередуясь в недельном цикле, выполнялись упражнения двух видов гимнастического многоборья, в течение тренировочного мезоцикла гимнастки экспериментальной группы выполняли по 10 комплексов упражнений для каждого вида многоборья.
Отсутствие на исходном этапе экспериментального исследования достоверных межгрупповых различий в показателях тестов, характеризующих манипуляционный навык руки, свидетельствует о правильном подборе контингента испытуемых для проведения педагогического эксперимента. Полученные данные, оцененные как средние, согласуются с результатами оценки гибкости и силовых способностей гимнасток-художниц, полученными другими авторами [5; 7; 8; 9; 11; 12].
Результат теста «Попади в цель» в экспериментальной группе (ЭГ) составил 1,7±0,29, в контрольной группе (КГ) - 1,8±0,33 попаданий из 5 максимально возможных, получил низкую оценку и обусловил одну из частных задач обучения - развитие точности броска предмета за счет формирования навыка правильного удержания предмета, обеспечения технически идеальной траектории движения руки, бросающей предмет. С целью формирования на первом этапе обучения беспредметных манипуляционных навыков как базовых для освоения технических действий с предметами в тренировочный процесс были включены разработанные тренером-преподавателем Бояркиной Н.В. комплексы, состоящие из пальчиковых упражнений, манипуляций руки и кисти, кинезиологических и имитационных упражнений, а также упражнений, развивающих силу и гибкость рук.
Результаты педагогического тестирования, проведенного на завершающем этапе годичного педагогического эксперимента, представлены в таблице 1. Во всех контрольных упражнениях в обеих группах установлена положительная динамика, наиболее высокие темпы прироста отмечены в тестах отражающих статическую силовую выносливость (вис на перекладине), кинестетические дифференцирование («Попади в цель»), скоростные и координационные способности кистей рук (Вращение скакалки), кроме того, обнаружены статистически значимые межгрупповые различия в показателях силы мышц-разгибателей кисти, точности бросков в цель, вращения скакалки, свидетельствующие об эффективности предложенной экспериментальной методики.
Динамика показателей сформированности манипуляционного навыка у гимнасток-художниц,
X±m
Исследуемые показатели Группа Сентябрь 2016 Май 2017 Темпы прироста, %
Гибкость в лучезапястном суставе, градус ЭГ 166,26±2,69 178,19±2,07 6,93
КГ 169,29±3,21 172,56±2,71 1,91
t 0,21 1,65 -
Вис на перекладине, с ЭГ 45,18±3,27 63,79±2,18 34,15
КГ 44,38±3,22 60,38±3,22 30,55
t 0,44 0,28 -
Кистевая динамометрия, кг ЭГ 9,09±0,13 11,51±0,14 22,52
КГ 9,18±0,17 9,87±0,21 7,24
t 0,33 2,88* -
Попади в цель, раз ЭГ 1,70±0,29 2,31±0,09 30,50
КГ 1,80±0,33 2,00±0,33 10,53
t 0,43 2,20* -
Вращение скакалки, раз ЭГ 17,28±3,27 21,85+0,31 23,35
КГ 18,01±3,22 19,80±0,22 9,47
t 0,17 2,39* -
Теппинг-тест, точек ЭГ 122,14±4,19 134,68±0,09 9,77
КГ 126,04±5,27 131,05±4,77 3,89
t 0,48 1,21 -
* различия достоверны при p<0,05
На первом этапе эксперимента в период проведения регионального турнира по художественной гимнастике экспертами оценивалось выполнение спортсменками бросковых элементов с предметами и фиксацией технических ошибок в каждом виде многоборья (скакалка, обруч, мяч), согласно Правил соревнований по художественной гимнастике FIG (2013-2016).
Сбавка в 0,1 балла соответствовала мелкой ошибке, 0,3 балла - средней, 0,5 - значительной, а 0,7 -грубой, при которой выполнение элемента не засчитывалось.
Сравнение показателей надежности выполнения бросковых элементов с предметами (скакалка, обруч, мяч) на соревнованиях между гимнастками контрольной и экспериментальной групп до эксперимента не выявило достоверных различий (p>0,05). При этом гимнастки обеих групп допускали в выполнении бросков мяча в основном значительные и грубые ошибки, в бросках обруча и скакалки - средние и незначительные ошибки.
Динамика показателей надежности выполнения бросковых элементов в течение эксперимента
Группа Этап Кол-во ошибок, Х±т Сбавки за потерю предмета, %
0 0,1 0,3 0,5 0,7
Скакалка
ЭГ Исх. 3,80±0,51 20 0 30 30 20
Итог. 2,80±0,50 40 20 20 20 0
КГ Исх. 3,40±0,49 0 10 30 40 20
Итог. 3,00±0,42 0 30 30 30 10
Обруч
ЭГ Исх. 2,70±0,49 30 10 30 20 10
Итог. 1,80+0,50 50 20 20 10 0
КГ Исх. 3,00±0,50 20 20 20 30 10
Итог. 2,50±0,50 30 20 20 20 10
Мяч
ЭГ Исх. 5,60±0,51 0 0 10 50 40
Итог. 3,80±0,50 20 30 20 10 20
КГ Исх. 5,60±0,62 0 10 10 40 40
Итог. 4,70±0,50 10 20 20 30 20
Анализ результатов экспертного оценивания, проведенного в аналогичных условиях на этапе завершения формирующего эксперимента, позволил установить, что гимнастки экспериментальной группы стали допускать меньше ошибок при выполнении бросковых элементов в соревновательной деятельности на 26% в упражнениях со скакалкой, на 29% в упражнениях с обручем, и на 32 % в упражнениях с мячом, тогда как прирост показателей контрольной группы составил 11%, 16,6%, 16% соответственно.
При этом гимнастки экспериментальной группы не допускали ошибок или допускали в основном средние и незначительные ошибки в бросках мяча, обруча и скакалки, а гимнастки контрольной группы значительные и грубые и средние ошибки совершали в выполнении бросков мяча, средние и незначительные ошибки в бросках обруча и скакалки, что может свидетельствовать об эффективности предложенной методики обучения бросковым элементам с развитием манипуляционного навыка кистей рук.
Выводы. Техническая подготовка является важнейшим компонентом в системе тренировки гимнасток различной квалификации. Качество базовых умений и навыков, полученных гимнасткой на этапах подготовки, определяют успешность спортсменки в освоении сложнокоординированных технических действий с предметом на дальнейших этапах подготовки. Однако, в настоящее время, вопрос технической подготовки с предметом на тренировочном этапе подготовки в художественной гимнастике изучен фрагментарно. Имеются исследования, согласно которым на данном этапе следует развивать лишь специальные координационные способности, т.к. возрастной период является сенситивным.
Не обнаружено исследований, посвященных комплексному исследованию и развитию функций кисти, как главному звену манипуляционной деятельности с предметом. Выявлено, что техническая подготовка в художественной гимнастике должна быть направлена ещё и на формирование «выразительного» навыка исполнения движений, поскольку руки призваны быть средством экспрессии и эстетизма гимнастки, завершать художественный образ в музыкальной композиции.
Анализ правил соревнований, а также работ по исследованию результатов крупнейших международных соревнований показал, что гимнастки высокой квалификации могут повышать ценность своей соревновательной композиции как за счет элементов тела, так и элементов работы предметом. Выявлена тенденция увеличения количества элементов работы предметом в композиции, т.к. правилами соревнований за них предусмотрена надбавка. В художественной гимнастике самым эффективным способом организации предметной подготовки является «предметный урок».
Этот метод используется в работе с гимнастками различной квалификации. Формирование любого двигательного навыка и умения должно строиться согласно сопровождающим его психофизиологическим механизмам. Так навык предметного манипулирования будет успешно сформирован, если при обучении ему будут предусмотрены подготовительные упражнения для нижележащих уровней построения движения.
Важно с начала обучения манипуляциям с предметами изучить правильные способы захвата и удержания предметов, пригодных для различных манипуляций. В этом процессе необходимо уделять внимание правильному положению рук и пальцев на предмете, так у гимнасток будут развиваться нужные мышечные группы кисти.
Исследователи считают, что, для дальнейшего развития вида спорта необходимо разработать более эффективные средства и методы повышения уровня техники бросковых элементов, что является чрезвычайно актуальной задачей на современном этапе. Успешное решение данной задачи, по мнению ведущих специалистов, позволит активизировать резервный запас процесса тренировок, позволит обеспечить новый, качественный уровень теории и практики этого вида спорта.
Анализ современного состояния тренировочного процесса по художественной гимнастике, методик технической подготовки с предметом у гимнасток 8-9 лет подтвердил необходимость поиска путей повышения эффективности тренировочного процесса; выявил малоизученность вопроса, касающегося развития манипуляционного навыка рук у гимнасток 8-9 лет на учебно-тренировочном этапе подготовки; выявил отсутствие работ, посвященных определению возрастной динамики развития формирования навыков предметной деятельности.
Разработана методика развития манипуляционного навыка рук у гимнасток 8-9 лет на тренировочном этапе подготовки по художественной гимнастике и внедрена в тренировочный процесс учащихся экспериментальной группы.
Экспериментально обоснована эффективность предложенной методики и ее воздействие на показатели манипуляционного навыка гимнасток 8-9 лет. Статистически достоверные межгрупповые различия отмечаются в развитии исследуемых показателей тестов («Гибкость в лучезапястном суставе», «Вис на перекладине», «Попади в цель», «Вращение скакалки», «Теппинг-тест», «Кистевая динамометрия») манипуляционного навыка рук гимнасток 8-9 лет. Используемая методика применения комплексов упражнений, состоящая из пальчиковых упражнений, манипуляций руки и кисти, кинезиологических и имитационных упражнений, а также упражнений, развивающих силу и гибкость рук, дала положительные результаты. Положительная динамика прослеживается на протяжении педагогического эксперимента в экспериментальной группе во всех тестируемых показателях манипуляционного навыка рук, по результатам соревновательной деятельности по многоборью гимнастки экспериментальной группы показали более низкий балл сбавок за совершенные ошибки.
Литература:
1. Архипова Ю. А. Методика базовой подготовки гимнасток в упражнениях с предметами: метод рекомендации. - СПб: СПбГАФК, 2001. - 24 с.
2. Байер В.В. Составления тренировочных комбинаций на различные виды координационных способностей на этапе предварительной базовой подготовки в художественной гимнастике (на примере упражнений с булавами) // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2004. -№ 2. - С. 31-36.
3. Винер И. А. Анализ соревновательной деятельности гимнасток в групповых упражнениях накануне XXX Олимпийских игр // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 26-31
4. Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям: Биомеханика. Методология. Дидактика. -М.: Физкультура и спорт, 2007. - 912 с.
5. Зайцев А.А. Педагогические и психофизиологические аспекты технической подготовки с предметами в художественной гимнастике // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2011. - С. 105-112.
6. Карпенко Л. А. Художественная гимнастика. - М.: Советский спорт, 2003. - 384 с.
7. Карпенко Л.А., Савельева Л.А., Румба О.Г. Композиционная подготовка в технико-эстетических видах спорта // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 9. - С. 57-59.
8. Кушнир Я.В. Требования к подготовленности и индивидуальным особенностям спортсменок, специализирующихся в групповых упражнениях художественной гимнастики // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация: матер. третьего междунар. науч. Конгресса. Калининград: Изд. БФУ им. И. Канта. - 2013. - 243 с.
9. Овчинникова Е.И. Обоснование модели учебно-воспитательного процесса по физической культуре учащихся специализированного спортивного класса по художественной гимнастике // Теория и практика физической культуры. - 2008. - №8. - С. 55-59.
10. Овчинникова Н.А. Основы технической подготовки в художественной гимнастике: Методические рекомендации. - Киев: б/и, 1991. - 26 с.
11. Плеханова М.Э. Факторы, определяющие соревновательную надежность спортсменок в художественной и спортивной гимнастике // Вестник спортивной науки. - 2006. - № 4. -С. 17-21.
12. Рожкова Л.В. Методика формирования манипуляционных навыков у гимнасток на первом году обучения в группах начальной подготовки // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2013. - №11.- С. 145-152.
13. Семенов Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты: учеб.-метод. пособие. - М.: Советский спорт, 2006. - 142 с.
Педагогика
УДК 316.3/.4
кандидат социологических наук, доцент Брагин Александр Александрович
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород);
кандидат педагогических наук, доцент Егоров Дмитрий Евгеньевич
Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (г. Белгород);
кандидат педагогических наук, доцент Кутергин Николай Борисович
Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (г. Белгород);
доцент Коруковец Александра Петровна
Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (г. Белгород)
ПРОБЛЕМАТИКА УПРАВЛЕНИЯ РЕПУТАЦИЕЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ
Аннотация. В представленном труде рассматриваются проблемы формирования положительного имиджа формирований МВД России, приведены различные технологии формирования положительного имиджа различных формирований МВД России.
Ключевые слова: коммуникационные процессы, деловая репутация, имидж, PR-технологии, общественное сознание, идентификационные функции, средства массовой информации, руководство подразделений МВД.
Annotation. The presented work considers the problems of forming a positive image of the Russian Ministry of Internal Affairs, and various technologies for the formation of a positive image of various formations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: communication processes, business reputation, image, PR-technologies, public consciousness, identification functions, mass media, leadership of MVD units.