Научная статья на тему 'Усовершенствавание реультатов соревнований дувочек 9-11 лет в спортивной гимнастике способоми хореографической подготовки'

Усовершенствавание реультатов соревнований дувочек 9-11 лет в спортивной гимнастике способоми хореографической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / CHOREOGRAPHY DANCING TRAINING / КУЛЬТУРА ДВИЖЕНИЙ / CULTURE MOVEMENTS / ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / АРТИСТИЗМ ИСПОЛНЕНИЯ / ARTISTIC PERFORMANCE / СТИЛЬ / STYLE / EXPRESSIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омельянчик-Зюркалова Оксана Александровна, Салямин Юрий Николаевич

Цель: Выявить актуальность применения средств хореографии в учебно-тренировочном процессе девочек 9-11 лет в спортивной гимнастике. Материал: В исследованиях приняли участия 16 девочек 9-11 лет, которые занимаются спортивной гимнастикой на этапе базовой подготовки. Они были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Использованные методы: анализ специальной научной и методической литературы; изучение опыта практической работы тренеров и хореографов и их опрос, в форме анкетирования; метод тестов; результаты выступления гимнасток на соревнованиях; метод экспертных оценок; педагогический эксперимент. Результаты: В ходе работы было выявлено необходимость применения средств хореографии в тренировочном процессе групп базовой подготовки в спортивной гимнастике. Разработана методика и построение тренировочного процесса с использованием «поэтапности» хореографии в подготовке юных гимнасток. Выводы: В процессе тренировочного занятия необходимо уделять больше внимания средствам хореографии с использованием элементов народного и классического танца. На основе полученных результатов намечено дальнейшее направление исследований с целью совершенствования тренировочного процесса в спортивной гимнастике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омельянчик-Зюркалова Оксана Александровна, Салямин Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF COMPETITION RESULTS GIRLS 9-11 YEARS OLD IN ARTISTIC GYMNASTICS OF DANCE CHOREOGRAPHY TRENING

Objective: To determine the relevance of the use of funds in the choreography of the training process of girls 9-11 years in artistic gymnastics. Material: The study involved 16 girls 9-11 years of age who are engaged in gymnastics at the stage of basic training. They were divided into two groups: control and experimental. Used methods: analysis of special scientific and methodical literature; study practical experience of trainers and choreographers and their survey, in the form of a questionnaire; test method; the results of performances of gymnasts in the competition; method of expert evaluations; pedagogical experiment. Results: During the work it was revealed the need for tools of choreography in training groups of basic training in gymnastics. The method and the construction of the training process with the use of "staging" choreography in the preparation of young gymnasts. Conclusions: During the training sessions need to pay more attention to the means of choreography with folk and classical dance elements. On the basis of the results planned future direction of research in order to improve the training process in gymnastics

Текст научной работы на тему «Усовершенствавание реультатов соревнований дувочек 9-11 лет в спортивной гимнастике способоми хореографической подготовки»

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СПОРТ

«УСОВЕРШЕНСТВАВАНИЕ РЕУЛЬТАТОВ СОРЕВНОВАНИЙ ДУВОЧЕК 9-11 ЛЕТ В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ СПОСОБОМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ» Омельянчик-Зюркалова Оксана Александровна,

к. н. физ. восп. и с., доцент, доцент кафедры спортивных видов гимнастики Национального университета физического воспитания и спорта Украины ул. Физкультуры 1, г. Киев, 03680, Украина Салямин Юрий Николаевич, к. п. н., доцент,

заведующий кафедры спортивных видов гимнастики

Национального университета физического воспитания и спорта Украины ул. Физкультуры 1, г. Киев, 03680, Украина

«IMPROVEMENT OF COMPETITION RESULTS GIRLS 9-11 YEARS OLD IN ARTISTIC GYMNASTICS OF DANCE CHOREOGRAPHY TRENING»

Omelichyk-Ziurkalova Oksana

PhD Physical Education and Sport, assistant professor assistant professor of sports views of gymnastics

National University of Physical Education and Sport of Ukraine; Str. Fizkultury 1, Kiev,

03680, Ukraine Salyamsn Yuriy

Ph.D., assistant professor Head of Department of sports views of gymnastics

National University of Physical Education and Sport of Ukraine; Str. Fizkultury 1, Kiev,

03680, Ukraine

АННОТАЦИЯ

Цель: Выявить актуальность применения средств хореографии в учебно-тренировочном процессе девочек 9-11 лет в спортивной гимнастике. Материал: В исследованиях приняли участия 16 девочек 9-11 лет, которые занимаются спортивной гимнастикой на этапе базовой подготовки. Они были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Использованные методы: анализ специальной научной и методической литературы; изучение опыта практической работы тренеров и хореографов и их опрос, в форме анкетирования; метод тестов; результаты выступления гимнасток на соревнованиях; метод экспертных оценок; педагогический эксперимент. Результаты: В ходе работы было выявлено необходимость применения средств хореографии в тренировочном процессе групп базовой подготовки в спортивной гимнастике. Разработана методика и построение тренировочного процесса с использованием «поэтапности» хореографии в подготовке юных гимнасток. Выводы: В процессе тренировочного занятия необходимо уделять больше внимания средствам хореографии с использованием элементов народного и классического танца. На основе полученных результатов намечено дальнейшее направление исследований с целью совершенствования тренировочного процесса в спортивной гимнастике

ABSTRACT

Objective: To determine the relevance of the use of funds in the choreography of the training process of girls 9-11 years in artistic gymnastics. Material: The study involved 16 girls 9-11 years of age who are engaged in gymnastics at the stage of basic training. They were divided into two groups: control and experimental. Used methods: analysis of special 102

scientific and methodical literature; study practical experience of trainers and choreographers and their survey, in the form of a questionnaire; test method; the results of performances of gymnasts in the competition; method of expert evaluations; pedagogical experiment. Results: During the work it was revealed the need for tools of choreography in training groups of basic training in gymnastics. The method and the construction of the training process with the use of "staging" choreography in the preparation of young gymnasts. Conclusions: During the training sessions need to pay more attention to the means of choreography with folk and classical dance elements. On the basis of the results planned future direction of research in order to improve the training process in gymnastics

Ключевые слова: Хореографическая подготовка, культура движений, выразительность, артистизм исполнения, стиль.

Tags: Choreography dancing training, culture movements, expressive, artistic performance, style.

Введение. Постановка проблемы. В сложно-координационных видах спорта успех спортсменов во многом определяется мастерским сочетанием технических и эстетических составляющих упражнения с безукоризненностью исполнения [1]. Хореографическая подготовка в гимнастике обеспечивается системой упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры, на расширение арсенала выразительных средств [2,3]. С помощью хореографической подготовки идет повышение спортивного результата и эффективность соревновательной деятельности. При исполнении упражнения с артистизмом гимнастка превращает хорошую композицию в «представление». В этом упражнении она должна показать хорошую хореографию, артистичность, выразительность, музыкальность и правильную технику [1]. Главная цель - это создать и показать уникальное и уравновешенное упражнение, которое гармонично соединяет движения и выразительность гимнастки с темой и характером музыки [2]. Под эстетическими составляющими, как правило, подразумевается культура движения, музыкальность, выразительность, артистизм исполнения, а также грамотное композиционное оформление соревновательных программ, проявление индивидуального исполнительского стиля, создание на площадке эмоционально-двигательного образа [2,3].

Цель: Выявить актуальность применения средств хореографии в учебно-тренировочном процессе девочек 9-11 лет в спортивной гимнастике. Для этого использовались такие задачи:

1. Определить назначение и востребованность средств хореографии в учебно-тренировочном процессе у юных гимнасток.

2. Разработать методику и обосновать необходимость использования элементов народного и классического танца в хореографической подготовке гимнасток 9-11 лет.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ специальной научной и методической литературы; изучение опыта практической работы тренеров и хореографов и их опрос, в форме анкетирования; метод тестов; протоколы соревнований гимнасток; метод экспертных оценок; педагогический эксперимент.

Результаты исследования и их обсуждение. В анкетировании принимали участие 30 респондентов (тренеры) со стажем работы в спортивной гимнастике от 2 до 25 лет. По мнению респондентов, длительность одного занятия по хореографии, колеблется в пределах 30'-60'. Если хореография занимает 30'-40', то тренеры указали, что этого времени не достаточно. Респонденты которые проводят хореографию в течении 45'-60', считают что этого времени достаточно для хореографической подготовки. Также мы определили, что большинство респондентов считают, хореографическую подготовку необходимо проводить 2-3 раза в неделю. Мы выяснили, что не всегда удается использовать запланированное время на хореографическую подготовку, иногда ее заменяют другим видом деятельности.

Выбор вида хореографии у большинства опрошенных респондентов зависит от расписания снарядов или запланированного вида в процессе конкретного занятия. 43% респондентов отдают предпочтение хореографии у станка; 34% - на бревне; 23% - отдают предпочтение партерной хореографии.

Результаты анкетирования показали, что тренеры чаще используют хореографию на бревне и у станка, а партерная хореография используется реже.

Так же помощью анкетирования мы определили, в какой части занятия лучше проводить хореографию, 57% - респондентов считают, что хореографию нужно проводить в подготовительной части занятия; 27% - респондентов считают, что хореографию нужно проводить в основной части занятия и 16% - респондентов считают, что хореографию нужно проводить в заключительной части занятия.

Из 30 опрошенных респондентов - все 30 считают, что хореографическая подготовка влияет на технику выполнения гимнастических элементов, что в свою очередь говорит о необходимости хореографии для достижения максимального результата.

Проведя исследование структуры и содержания процесса хореографической подготовки девочек 9-11 лет (группы базовой подготовки), мы узнали, что в процессе тренировочных занятий юных гимнасток больше времени уделяется специальной физической подготовке, так классической хореографии дается всего 1 -2 раза в неделю, а элементы народных танцев не применяется вообще. В следствии этого, уровень артистизма и эстетической выразительности, индивидуального стиля у юных гимнасток снизился.

После проведения тестирования гимнастки были распределены на 2 группы контрольную и экспериментальную. В обеих группах проводились занятия по хореографии. Контрольная группа по обычному графику тренировок, а экспериментальная группа занималась 30 минут каждый день (шесть дней в неделю) с использованием предложенной нами методике хореографической подготовки с включением элементов из народных и классических танцев.

На таблице №1 показана программа тренировок экспериментальной группы, которая включала в себя два комплекса хореографии: основная и дополнительная.

Таблица 1

Методика хореографической подготовки гимнасток 9-11 лет с элементами народного и классического танца_

Дни недели понедель- вторник среда четверг пятница суббота

Форма заня- ник

тий

Основная хо- 15'-20' 15'-20'

реография классиче- народ-

партер ский танец ный танец

Основная хо- 15'-20' 15'-20'

реография Хореогра- Хореогра-

бревно фия на бревне фия на бревне

Основная хо- 15'-20' 15'-20'

реография народ- классиче-

станок ный танец ский танец

Дополни- 10' 10'

тельная хо- на сна- на снаряде

реография ряде

партер

Дополни- 10' 10'

тельная на снаряде на сна-

Хореография ряде

бревно

Дополни- 10' в конце 10' в конце

тельная занятия занятия

хореография

станок

В ходе эксперимента мы предложили Основную хореографию на каждом тренировочном занятии, чередуя между собой партерную хореографию, у «станка» и хореографию на бревне. Также было включено в основную хореографию использование элементов из народных танцев: один раз в неделю у «станка» и один раз в неделю в партерной хореографии.

Основная хореография - представляет собой комплекс хореографических упражнений, который можно использовать вначале занятия, таким образом, заменяя «общую разминку гимнасток». В ее структуру можно включать различные статические и динамические упражнения, равновесия, махи ногами, прыжки, повороты, хореографические элементы в сочетании с акробатическими элементами и.д.

Под дополнительной хореографией подразумевается - время (10 минут), которое необходимо использовать на отработку прыжков, поворотов, различных хореографических и гимнастических соединений, сразу после прохождения определенного снаряда. Это же время может использоваться непосредственно для составления и разучивания новых элементов и композиций для спортсменок на бревне и вольных упражнениях. Так же в качестве дополнительной хореографии мы использовали упражнения у «станка» для развития двигательных качеств, таких как гибкость, выносливость и координация. Дополнительную хореографию у «станка» гимнастки выполняли в заключительной части в конце тренировочного занятия, 2 раза в неделю по 10 минут.

Чтобы показать достоверную информацию о применении методики на практике, нами был проведен педагогический эксперимент, в котором принимали участие обе группы. Мы сравнили данные с использованием протоколов соревнований (Таблица №2).

Таблица 2

Показатели результативности соревнований средней оценки в группах

группа Первенство СДЮШОР г. Киева Первенство среди СДЮШОР и ДЮСШ Украины Чемпионат г. Киева

снаряд В/упр бревно В/упр бревно В/упр бревно

контрольная 10.7 10.5 11.4 11.8 12.5 13.0

экспериментальная 10.5 10.6 12.0 12.4 13.3 14.0

Как показано на таблице 2, на первых соревнованиях, средняя оценка в группах практически не отличается, на вольных упражнениях: в контрольной группе - 10,7 баллов, и в экспериментальной группе - 10,5 баллов. В упражнениях на бревне: в контрольной группе - 10,5 баллов и в экспериментальной группе - 10,6 баллов (данные взяты из протокола соревнований до педагогического эксперимента). На следующих соревнованиях виден прогресс, в контрольной группе - с 10,7 баллов до 11,4 баллов на вольных упражнениях (разница 0,7 балла) и в упражнениях на бревне с 10,5 баллов до 11,8 баллов (разница 1,3 балла). В экспериментальной группе - с 10,5 баллов до 12,0 баллов на вольных упражнениях (улучшение на 1,5 б), и в упражнениях на бревне - с 10,6 баллов до 12,4 баллов (разница 1,8 балла). На следующих соревнованиях видна еще больше разница, в контрольной группе средняя оценка на вольных упражнениях выросла до 12,5 баллов (разница составила уже - 1,8 балла) и в упражнениях на бревне показатели выросли до 13,0 баллов (улучшение на 2,5 б). В экспериментальной группе средняя оценка на вольных упражнениях составила - 13,3 баллов (улучшение на 2,8 б) и в упражнениях на бревне показатели выросли до 14,0 баллов (улучшение на 3,4 б). Сравнив методики подготовки в обеих группах, и проанализировав полученные результаты мы выявили, что показатели уровня гибкости, координации, выразительности и эстетики движения в хореографической подготовленности у девочек 9-11 лет повысились как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Однако увеличение показателей этих качеств и результативность на соревнованиях в экспериментальной группе значительно выше (на 6,2 балла), чем в контрольной группе (4,3 балла), что говорит об эффективности применения предложенной нами методики в учебно-тренировочном процессе гимнасток 9-11 лет на этапе базовой подготовки по спортивной гимнастике.

Таким образом, можно утверждать, что использования элементов народного и классического танца в хореографической подготовке гимнасток, увеличение количества занятий (ежедневное использование хореографии) повышает результативность на соревнованиях.

Выводы

1. Хореографическая подготовка позволяет гимнасткам более точно и выразительно выполнять гимнастические элементы и оттачивать технику хореографических постановок, что в свою очередь дает возможность показать все линии более «совершенными», и научить гимнасток более артистичному выполнению соревновательных композиций.

2. Мы предлагаем методику построения учебно-тренировочного процесса для групп базовой подготовки, с ежедневным 30 минутным использованием хореографии включая классический и народный танец. Чередуя их между собой в качестве основной хореографии и дополнительной.

4. Педагогический эксперимент показал, что правильное распределение основной и дополнительной хореографии в ежедневных занятиях с использованием элементов народного и классического танца в хореографической подготовке гимнасток, повышает результативность на соревнованиях, с 10.5 баллов до 13.3 баллов на вольных упражнения ( улучшение на 2,8 балла) и с 10.6 баллов до 14.0 баллов в упражнениях на бревне (улучшение на 3,4 балла).

Список литературы

1. Положення правил змагань з пмнастики спортивно! 2013-2016 гг./ Омел'янчик-Зюркалова О. О., Добровольский Е. А., - Киев: УФГ, 2013. - 54с.

2. Сосина В. Ю. Хореография в гимнастике: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. Ю. Сосина. - Киев: Олимпийская литература, 2009. -80 с.

3. Спортивная гимнастика / В. М. Смолевский, Ю. К. Гавердовский. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 462 с.

References

1. The provisions Code of pointes of competition rules in artistic gymnastics 20132016/ Omelichyk-Ziurkalova O., Dobrodoksky E. - Kiev, UGF, 2013 - 54 p (in Ukraine).

2. 2. Sosina V. Choreography at the gym: a textbook for university students / V. Sosina. - Kiev, Olympic Literature, 2009. - 80 p. (in Russia).

3. Artistic Gymnastics / V. Smolevsky, Y. Gaverdovsky. - Kiev, Olympic Literature, 1999. - 462 p. (in Russia).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.