Научная статья на тему 'МЕТОДИКА И СРЕДСТВА КОМПЛЕКСНОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ'

МЕТОДИКА И СРЕДСТВА КОМПЛЕКСНОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / БАЗОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ ТЕЛА / ЭЛЕМЕНТЫ ДЖАЗОВОЙ И КОНТЕМП-ХОРЕОГРАФИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрицкая Екатерина Дмитриевна, Ростовцева Марина Юрьевна

В статье представлены основные положения методики, основанной на синтезе классической и современной хореографии, и рассмотрены средства для организации комплексной хореографической подготовки гимнасток старших разрядов в эстетической гимнастике с применением технических элементов джазовой и контемп-хореографии. Материал. Разработка методики комплексной хореографической подготовки гимнасток старших разрядов в эстетической гимнастике на основе оптимального объединения технических элементов классической и современной хореографии. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, педагогический эксперимент; экспертная оценка; анализ статистических данных. Результат. Апробация методики комплексной хореографической подготовки в ходе проведения практического эксперимента по двум этапам показала положительную динамику уровня подготовки гимнасток - с 13% до 42%. Заключение. Разработанная методика, основанная на синтезе классической и современной хореографии, позволила добиться высокой результативности в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности и значительно повысить уровень профессиональной подготовки гимнасток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрицкая Екатерина Дмитриевна, Ростовцева Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND MEANS OF COMPREHENSIVE CHOREOGRAPHIC TRAINING OF GYMNASTS IN AESTETIC GROUP GYMNASTICS

The article presents the main provisions of the methodology based on the synthesis of classical and modern choreography, and considers the means for organizing comprehensive choreographic training of gymnasts of senior gymnasts in aesthetic group gymnastics with the use of technical elements of jazz and contemp-choreography. Materials and methods of research: to develop a methodology for comprehensive choreographic training of senior gymnasts in aesthetic group gymnastics based on the optimal combination of technical elements of classical and modern choreography. Result: the approbation of the methodology of comprehensive choreographic training during the practical experiment in two stages showed positive dynamics of the training level increased from 13% to 42%. Conclusion. A distinctive feature of the developed methodology is the synthesis of the classical and modern choreography elements, thanks to which it was possible to achieve high performance in training and competitive activities and significantly improve the level of professional training of gymnasts.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА И СРЕДСТВА КОМПЛЕКСНОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ»

УДК 796.412 DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-63-70

Методика и средства комплексной хореографической подготовки

гимнасток в эстетической гимнастике

БыстрицкаяЕ.Д.*, РостовцеваМ.Ю.

Российский университет спорта «ГЦОЛИФК» г. Москва, Россия ORCID: 0009-0009-1981-0920, fastkitten@yandex.ru* ORCID: 0009-0001-2085-8560, mar_rost@mail.ru

Аннотация: В статье представлены основные положения методики, основанной на синтезе классической и современной хореографии, и рассмотрены средства для организации комплексной хореографической подготовки гимнасток старших разрядов в эстетической гимнастике с применением технических элементов джазовой и контемп-хореографии. Материал. Разработка методики комплексной хореографической подготовки гимнасток старших разрядов в эстетической гимнастике на основе оптимального объединения технических элементов классической и современной хореографии. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, педагогический эксперимент; экспертная оценка; анализ статистических данных. Результат. Апробация методики комплексной хореографической подготовки в ходе проведения практического эксперимента по двум этапам показала положительную динамику уровня подготовки гимнасток - с 13% до 42%. Заключение. Разработанная методика, основанная на синтезе классической и современной хореографии, позволила добиться высокой результативности в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности и значительно повысить уровень профессиональной подготовки гимнасток. Ключевые слова: эстетическая гимнастика, базовые движения тела, элементы джазовой и контемп-хореографии.

Для цитирования: Быстрицкая Е.Д.*, Ростовцева М.Ю. Методика и средства комплексной хореографической подготовки гимнасток в эстетической гимнастике. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(2): 63-70. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-63-70.

Methods and means of comprehensive choreographic training of gymnasts

in aestetic group gymnastics

Ekaterina D. Bystritskaya E.D. *, Marina V. Rostovtseva

Russian State University of Sport «SCOLIPE» Moscow, Russia. ORCID: 0009-0009-1981-0920, fastkitten@yandex.ru* ORCID: 0009-0001-2085-8560,mar_rost@mail.ru Abstract: : The article presents the main provisions of the methodology based on the synthesis of classical and modern choreography, and considers the means for organizing comprehensive choreographic training of gymnasts of senior gymnasts in aesthetic group gymnastics with the use of technical elements of jazz and contemp-choreography. Materials and methods of research: to develop a methodology for comprehensive choreographic training of senior gymnasts in aesthetic group gymnastics based on the optimal combination of technical elements of classical and modern choreography. Result: the approbation of the methodology of comprehensive choreographic training during the practical experiment in two stages showed positive dynamics of the training level increased from 13% to 42%. Conclusion. A distinctive feature of the developed methodology is the synthesis of the classical and modern choreography elements, thanks to which it was possible to achieve high performance in training and competitive activities and significantly improve the level of professional training of gymnasts. Keywords: aesthetic group gymnastics, fundamental body movements, elements of jazz and contemp-choreography.

For citation: Ekaterina D. Bystritskaya E.D.*, Marina V. Rostovtseva. Methods and means of comprehensive choreographic training of gymnasts in aestetic group gymnastics. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(2): 63-70. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-63-70.

Актуальность

Совершенствование системы базовой спортивной подготовки в технико-эстетических видах спорта с целью повышения уровня спортивного мастерства является сегодня одной из актуальных задач в связи с постоянным изменением правил спортивных соревнований [1], необходимостью индивидуального подхода в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности [2 С. 9-19], что предопределяет постоянный учет взаимосвязи множества разносторонних факторов [3], которые в совокупности значительно влияют на конечный результат, а именно: технической, физической, тактической, психологической, эстетической, интегральной и интеллектуальной подготовки [4 С. 301-306 ].

При взвешенном построении и организации тренировочного процесса гимнасток старших разрядов, занимающихся эстетической гимнастикой, за счёт использования технических элементов современной хореографии [5] представляется возможным достижение высоких результатов, направленных на совершенствование механизмов развития специальных двига-тельно-координационных способностей (ДКС) и отвечающих специальным требованиям правил соревнований по эстетической гимнастике, с учетом определенной субъективности судейской оценки. Такое расширение новых возможностей приводит к формированию определённых двигательных действий, что означает овладение не только новыми гимнастическими элементами, но и, в свою очередь, способствует значительному личному росту [6]. «Совершенствование - это творческое усложнение», которое зависит от эффективности всей системы подготовки и от обоснованности каждого из её технических компонентов [7].

Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в разработке и апробации в ходе практического эксперимента методики комплексной хореографической подготовки гимнасток старших разрядов в эстетической гимнастике с использованием средств джаз и контемп-хореографии, определяющих актуальные тенденции развития данного вида спорта.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ существующей взаимосвязи средств и методов при подготовке гимнасток старших разрядов в эстетической гимнастике.

2. Разработать методику комплексной хореографической подготовки гимнасток старших разрядов в эстетической гимнастике.

3. В ходе практического эксперимента провести апробацию разработанной методики для повышения уровня спортивного мастерства ведущих спортивных команд России по эстетической гимнастике.

Материалы и методы

Методы исследования были выбраны, исходя из аналитического обзора аналогичных научных работ и актуальной правовой спортивной документации по правилам соревнований по эстетической гимнастике: педагогический эксперимент; экспертная оценка; анализ статистических данных.

Исследование состояло из двух этапов (первый этап проводился с февраля по сентябрь 2022 г., второй - с октября 2022 г. по март 2023 г.) и проводилось на базе кафедры теории и методики гимнастики Российского университета спорта «ГЦОЛИФК». В эксперименте приняли участие 13 гимнасток спортивной команды «Аймант», выступающих на спортивных мероприятиях по эстетической гимнастике в категории «женщины» (от 16 лет и старше):

1. На первом этапе предварительной и начальной специализации подготовка гимнасток была направлена на обучение и овладение достаточным комплексом знаний, направленных на дальнейшее развитие технических навыков и двигательных способностей на основе биомеханики тела в эстетической гимнастике (целостная волна и взмах, изгиб, наклон, выпад, расслабление, скручивание и сжатие) через техническую подготовку джазовой и контем-хореографии для необходимой постановки в исходную позицию.

2. На втором этапе углублённого и спортивного совершенствования подготовки гимнасток, по мере повышения качества и уровня их мастерства применялись подводящие комплексные комбинации с музыкальным сопровождением из технических элементов джазовой и контемп-хореографии и проверялась готовность гимнасток к выполнению соревновательной композиции по эстетической гимнастике, демонстрирующей выполнение квалификационных спортивных состязаний. Данный этап являлся периодом реализации индивидуального командного творческого потенциала.

Для разработки методики комплексной хореографической подготовки гимнасток старших разрядов на основе современной хореографии (джазовой и контемп-хореографии) был проведен анализ существующих методик и средств, который показал, что, несмотря на большое

разнообразие и специфику используемых в различных технико-эстетических видах спорта методов и средств (классическая и современная хореография, группы танцев, пластика, гимнастические элементы и акробатика и т.д.), в их соревновательных и тренировочных программах имеются общие правила, относящиеся также и к эстетической гимнастике, где основу составляет соревновательная композиция, направленность которой в области пластики движения и гимна-

стических элементов заимствована из художественной и спортивной гимнастики, а также из акробатики.

Основными задачами данной методики является повышение уровня спортивного мастерства гимнасток, занимающихся эстетической гимнастикой, начиная с этапа предварительной подготовки и заканчивая этапом спортивного совершенствования (таблица 1).

Таблица 1

Методика комплексной хореографической подготовки гимнасток старших разрядов в эстетической гимнастике

.4 я/ш Основные ммлрлвл! ммн гр^мнрмва^виао проютсм Упрн^вивня { 1ИЧ1ИМ.1 мной фнтвчгг1.ЧШ н гехшпгекнл нч1 [нмоы.м

' ) ■ ап Г |К' 1 ир| 1 4.-. 11.НОМ ПО ][ О! IIII к II

] Тихннчслгва лопоюмка: мриюЁрстсинс саговых вив г. с достаточном ьт^пшшс злй.килч тсамиуол половин: лшгкышн тела. Нтукмне гилниии гп:-к.иолгктат н яюпрслдсшюИ хорсофафин (ннр! рук.лоз'л галони 1: ■ К.иОЛГКЗСХш1 кпереле у ШНС1: ■ К-ИОМПОГУИЛ "ЫПСрСЛС ла ссрс.ишс: ■ Ьш1 дишп тела УТПИ'КИЛИ П| 11Е1Э1ГП1Е11 {пхклол. П1Л11.1. рншЕвНЕЕ. скруч ПШЕ1НС- Н1г Н1х сжали:, вопий и вшахл!-..

Фи кцпв ткипнш вгсстороилсс ричвнтис В1С\ дан мтслымлх смооабшстсм.

Гк I ичиг'Ч1Я шпишип: мрлоБрстсмнс бшвп таслгктамк ъмаЕноЬ

1 кктмш к аша им.смтим:;!: осдошлеин: летание 1:р'.' |'.'.1:+:;| п. пияттиаку

К'к'щ'1Ика1 1Н11г«т1>1ки риосмстткшк рочличшнх фары ымсросаЕмш м ичхичочтогш чмислэлЕяалыилх окраиис.

]1мк,]|и..11гН.1ч мм см1с-нс1:;| |[]кдв1р|11у:лыиж р^а.! ми мня |[М1к!гра.1Ы1шс оаювик швыков я уЕсБеш-трсшривочнш! ГфСОЩЕЛ.

ИШ'.'ЛЛ'П,-!], АМ.ИДН 1И1 МНМОБ|.'.| Л01НЛ11С111Ж ИСМлО.П ИМЫ', 14 шанншн. ВЩ1ЕМЕ1И[1М1ММ мспи^р^твсЕмн лсрчгл учейна ТрСЕтрОВСНШМ процессом.

1 ГВП ЛЬНИ II Ь'Ш'ави.! II 1111Е1[|[ ПОЛ 0 10Н1Г11

2 Техешчссклп шппшнп: рогт 1р,к1111г>л!и:1 тсынгесскну к коор.:1И1Ел.миш1Е1ых впыожмн!: 1II:. Освоение Ёч1Ч1-ЧШ> .ШИМ^МШ: ги.ча хтстичоскон глмнастпЕН н ТОДЕШКИ лжаюшж к ксчпчлш хорсофафмн. .14 м систоолснт КОЫПЛСЕСНОМ иирсшЕиит^.чыюй комгм' м:м мм в, гаппш! шнтпш ■ К-ИОМПОГУИЛ »гирпиг 1и ссрллмЕШ -доисЕгтаын п.^лте ■ йол^ви^ лвнжеши тема {[КЛЖТЕМН «М1Ы И 1ИМи\ в ри';.|НЧМЫХ М1||р1П.К1М^\|. ■ тсхЕшка джаъавон л комтеин-хорсофафмн 1ло1а Бол.ил1:а. |ПОЛНи||л Л П[МН1(?|ГТрМЯ. ит мритинж. мулы ннлпкацмя. коарднии^н ]|рм .12 НЖСЕ1НН двух II оол™ югптреш -азловрснснмо в-1ира:ь1с:1н н имптмцмн'!: ■ движемнн свиои^иан ичагтики 1 шцпншиш п ы:пь:?.

еЗнц тш но ртт ^псниа-игпЕрованмое раштш л.пм |-атслн1Ыл счюоабшстсм.

1';и-: 1 ичигии шкишипш раьчи^симс 1 шпоп дснгтвиК и шшяЛ.

1 кит, М.1М] ]п IV]-: ,1м мн1 [М1[Н1с-1, ;1: фирымрашЕмсс оси-пшиЕило и ответствен га г в иедм/ца к гримировочным чашлиы.

')ггтеимикая шммктчшкн: чсинс рлличлиъ форм передачи млциошлынн оцраикн культури л.в-им^мип тела с <1 '. ';и kii.iL.: м.1м иапрошэдмлшш.

]1н1'.][и..1ь-м.1ч шмгстсяки: начальЕмя тримил.мя шиигралыщк -ааювых швыков я уЕсБнв-трыофивочнш! ЦПРЕСС.

1 [ителлект],шва иомош ни: полольная спсчдоалнинря пктсми и^а'11: ш.иннн ,1чя умствлмешн рэаотц.

Утл

ь Ькиипн икшипи шин I: пил щ млкл

Т^ишинкм л ниш: мия.

111131 м пика: сивсрщгиствоваяЕМч! тикинсп

Фи ппв 1Н1 мнмовки: фирчмрапап|р.~ ^кгатЕУИнга дши-атслнимо шатсшдоала ян обсспгчсипя ¡ффсктнаЕиж ИДМД]РП»< ТЕХ мики ЛШД'ГШИ._

Тикииткш но поюпкл:

тактических. леи стоик.

■.-■ I. ь' п и I ь" I —г>. ч 1. 1: 11 :■ ^ техника-

Ншлм.ш: лчят/улч цмцишии: фо^ли^оЕимнс иитпаиш! к1 □иргашия дрспшиннм._

1гте Емчдекая им 1ГИ11ШП: форнирапаЕМ^' у тиш'гток >1'гиги'ь:^ К1Я и -злЕаЕлышя к ьоиьфспеюлапвлисж таю ||<м тип «здлсъ.

|[вте|рии[11[ |[м.:м1:мс1,;| уг.пта.1а1ная им;|.1м; шмм имтсгралыЕшс Ёаняш iu.au вш в трсшср^чичион и

ььрьщ^.'ш I мои :кя I II._

|[вт£лле>гп1к.1Ы1вв пи шпилки: могталовка щмн к К1.~1ч учс&ею'трсныраиушк'о иршсииа для пидютшкн к ■.•ьрииз^вамшя._

[¡иио.шшк авюпик

-тсхешчсскнх I .о:'.1':и гьв- в

'кт^ш'клояи гнммэстие'г 111

основ? техники ^жаъавом и коитсми-хирсиграфии ди

сивсртсиствоваяЕИх ■ уЕ/мжнсши сирсвинватl-.il мои кимидишин: нмм1ска и паястаммиика: ■ к.иолгктами ук-црик пл. ьч рс.им к* с ю:'.I':: 11 мми и.жжш: комоимашш |кч|*л[|с||||.1

.донивам II калтемп'хареш-рафии I шшлшвавш] в танис шми коллалса. пср^лвнжсимс в 1Е]нк-1ралств1;. ничнраваЕМЕш: .тдмжеиия рашпишс частсн тела, регтшгкекж с.чшсныс и 1ЛЕМЕа1Е1фов1МЕ1ис движения.

иширитшЕХ гати.

кочбиинроваипс II

□иимиираиткиов^Еик' мушки и шми. мм1фов1па|[1ЕЖ и

функинатли танца);

■ конгмсес оатових !!:+,■:: 11:1: тела си кис тнч с с сан I имиастмЕл:

■ фрагменты лч КШШНШЕЛШ ионтдте-ыюц 1:тмлт'-'.1:у|и._

' > гад £РД 1 ИЕ-ПМ |ТД С ОПСГН№1РП ВИИ» II1ГН

Ггшнчкклп 31Н1 11Н110Е-1."л:: фаролфоваяЕМ!: Iм■ _I-■.I■ ^;.1.1ч-■:■ ГТ11ЛЯ ЛВ1ЕЖС1ЕМЯ.

Фи шв омшиш: ^истнжсиис шнмн и гравия .1 щи jil.il:м.1:<: сл^оаонжт/ги^

Гикпчнп ло пнмоих-а: рил-тлирсЕмк алгрмалпацмл

випы11снни Необходимых ТТДЯЛНКО'ТаКТИЧДСКНХ шдцки*.

1кит,м.1м::г1|1.1:лч яммнмомкл:

пслх.о.'не пчсския угтаспнвопъ.

та014Л011а.1ЫЕШ1 KoinpLi.iL л

' 1гттешмикля пи Е1 иеилкл фарчнр-зошЕих у шьсыасттэксташмх яивыкив сов^шые^-твыыыия сласго фиипгскшчо «¡.1ЛЕ1 в то тли и и со снос иа ран на ¡1 гсхлнкол н ьтлыурои двлжемня тела.

|[вте|рв.1ы[ш 1н1 е1н1елбм1 СБРСЛ С'КЛНС СЛаЖСЕИЕОСПЕ л

эф^к;пви1ешл во всех ыноавдсраъмых.оостаолхнсшЕХ. которые в 1о/рмагигигаи с^нлсге? оирис.ин I у^мешшетъ ь гр^ми':л I ij.il мои 'кя I и_

Инкм.к'з.-кшлт лоно юнга усаилиж Еяапиков л

икаЕимасрсюстен сл.к в трсмнравочЕияг и:ч п в сирсвинштслыюм лашаваосп при рыж мин ш.ич ь'ир: мс.к инсг с В1ма._

(.Ъвсршсиствоваилс \710Biu ШПирСТи ШфСДПШН!

глубгаага исниысЕии техники /сшивам н коитемц-хореш-рафии игл: пшюлнснии -Лпчч1ы\ тсхничсских т/к1 цента в зп сирсвипватl-.il мои кшшеашиин.

Тгат лрк!ссс лардетсреи д.и твир«пи, -так как лсятслшосп. шлиистюк iu.ii равлс ми 1и 1КС11111111С Еультузпних. 1Н1Ш1 II MJ.Tl;plla.':Ll■шc исимосгсм.

Формирование методических материалов в эстетической гимнастике проводилось посредством обобщения результатов наблюдений и эксперимента, направленных на осознание гимнастками предшествующего опыта при помощи многократных повторений серий движений тела.

Анализ экспертной оценки проводился в два этапа в ходе спортивных соревнований по эстетической гимнастике среди судей и тренеров, имеющих как судейскую категорию, так и значительный тренерский стаж. Это позволило определить уровень подготовки гимнасток спортивной команды «Аймант» в соответствии

со степенью (силой) выраженности критериев соревновательной композиции (по десятибалльной системе оценки) по следующим характеристикам: хореографической (классической) подготовке гимнасток; уровню технической подготовленности гимнасток в эстетической гимнастике; уровню физической подготовленности гимнасток; наличию джазовой хореографии в соревновательной композиции; технике целостного выполнения движения тела; слитности выполнения движений и серий движений тела; структуре, оригинальности, выразительности и чистоте исполнения композиции.

Авторами была разработана методика ком-

плексной хореографической подготовки, где тренировочные средства объединены в определённую последовательность для проведения специальной комплексной технической подготовки в соответствии с требованиями правил проведения соревнований по эстетической гимнастике (в редакции 2017-2023 гг.) с элементами джазовой и контемп-хореографии, необходимой для постановки в заданную подготовительную позицию. Таким образом, распределение нагрузки было подобрано с учётом дифференцированного подхода и его реализации в процессе изучения упражнений (комбинаций) при подготовке

к соревновательной композиции в зависимости от Единого календарного плана физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на период с февраля 2022 по март 2023 гг. (комплекс упражнений представлен в таблице 2). Комплексная хореографическая подготовка учебно-тренировочного занятия гимнасток на каждом из этапов состояла из повторяющихся упражнений (комбинаций) с разным уровнем физической нагрузки, которая выполнялась в определённой последовательности: подготовительная часть; классическая и современная хореография; соревновательная композиция.

Таблица 2

Комплекс упражнений учебно-тренировочного занятия для гимнасток старших разрядов в эстетической гимнастике

л а/и 1вэл'1Ы lild.IL! чормш'ми

^зшм 1. Им л штате.:ьнвн 'игть

1 ПидяставЕ! оршмпш ]>ег иписосо шМ

спид] имена Ела]руъкс Спиваннин шаг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шзг на мп.т^ па.пьиах

Шаг с влленэн пнерсч л в старанула прямых. |нд гнлупдлыдо | и

пацсоппип п:а голнол шн.) шги

Шаг ьш "Цдох|. л 1и пичоч. .-.тезгне-. 1и ирнииу шм пил ул ал них.) п

тиясопгугш п:з ммнпл тн.) шпъч

1.1. Серна |[ 1 красной! дввдонпп р] к Мми-рЬс л мири но}

Ши: ли ня.июметапе

Шзс нз лиу] шльпдх

Прымок с чиу ч нес с нрад вкдоннсы

1*11:1.11. Ь^штм и пицн'миднан ирдкрпфин ди па.и ш ihh.ii дммтыо! ь-рмпи шинн

ПсдГОТаВНП. И 11й71 ■ -111 I. к I 11]Я М1111 Н I 1 кьнЕ

; 111п:п. сосрсдотсшв зничшрк' на члсппе н в и ра: и 11\1Ь нос: и со

еюроны как хлзсснчссЕай хиреас рафии. -П1К н современном .этими н к\м 11С мп хорео! рафии.

2.1. Фнпчицп 1Ш1И'.1 г ч 1-й ИИ К". IIII 'КЧ 1.11] О ).Щ| П1 I Л. ■ ■ 31 И ИИ !■

«Е^иоч- пл. нрчыич носах л ла наивно." л шшб нпереч 2 (кгш рИс с ГВСИЖН1 1Н ¿-и лоашин

и Дели р||с иМ пашшш т расслабление дсрочнЛ •част тстз 1.1.- Серия ич ре леве_

Пцдъсм на .1вуя сташк еш иддищ^ РУКИ Чрчь тела длиг_

Пвдъсм на длуя статх на полу нн.л.нн^ и на. с ючопш. русл ШдННМДЮТСЛ ЧСрСЧ НереЧ И ыа «ВЦЛОК» №|МЛИ_

][иоъси ыадвух статх ем :п\чу пальн з\ Iпа [V пши ни1:'|агилаван л руками шг.и!хиппи внерцд. ироммнт п стволу н имл.) пл. в-1ля: нпаилс в "Дло*:* н в нинй^влерс.М на «шдаи», .^алсс на "Вчо\>. л гкте.-пь1:^ до.м и_

Ц с!с1Г|| р||с ид У'[ п^тни.ии

][иоъсм на двух сташх пи П1>лулалы1ах череч скин р||е о нипбла "11.1(1*" с гплнлн н руками ^лорннмактсл череп перед л стараиу к мзщ| переход п ейфос верхнем часл! тела пл. пытягиван не_

12. Г^ГюГИ Ш1.1 Л1ВЛ'и.]ЬНЫЧ «11» ВЬ 1Ч'|»1М1 КОЧЛИЛДНИИ .1ЖВ1ОВ0В Н К1Н1ТГЬ[ПХОрН||р||ф|[|[_

Л П.'|| 1а 1 а'ш Нваы _цп]1л.к1к,и1ш

Китикхш "жлсрглс у станка м ыа сереем не: ■ Ыпц ■ Пщ М.и.ктсш Ь.л^и и НаМеглепЕ1сш]и]с1с: ■ ЙагиЗ А ртЬо ел "л г ел: ■ №¡1 bj.1lrncr.i1 :-иг 1с С1М1 йо р|с<± IIаЫетсЕЛ ¿Зе^еЗ^ррс: ■ £гаП|Зр-ЪаИетсги ¡сЬд.

Дпихсиип своЁсдноЛ и-иетоси

23. Омли'рл ;м и м.1 I<<MIII<.' уи| <,1:*:1и ммч

РвЛ. 1!'о|1 мнойre.~ii.auн м<чл>.<пшим

3 ])ып[м|[|гть. страги в соответствии с и а и и 1 [фи кш щ ¡я 1 и М1 прсп-рахчон п яфапилинп: сорсвыовшии ло етичсскол шнпиЕ. ] 1 l-.ii <.< гави и 1:11.-1:1,1п;, и.л.ним лсдм л к сорсвыовггелыш« кпвпцж ■ зпунэшс !■::■: МгП<:<:кич хпенситав ¿иреографки ш оани.тс.1Ы1ан ■]Ш||—ч. - качество ис мссншин ти 1ННШ1 тшинтк развитие щшкальЕюстл и танцсвалытсти и т.л.

Исследование заключалось в построении учебно-тренировочного занятия для гимнасток старших разрядов в эстетической гимнастике, основанного на обобщении практического опыта организации построения эффективного тренировочного процесса в смежных технико-эстетических видах спорта и современной хореографии (джазовая и контемп-хореография). Этот процесс включает в себя важные направления, необходимые для достижения высокого мастерства в эстетической гимнастике как при тренировочных занятиях, так и в соревновательной деятельности. Необходимо отметить, что в программе учебно-тренировочного занятия для гимнасток старших разрядов в эстетической

гимнастике были использованы основные хореографические направленности при подготовке к основной части выполнения соревновательной композиции с применением тактической и интегральной подготовки.

Результаты и обсуждение

Анализ статистических данных экспертной оценки (таблица 3) показал высокую результативность методики и средств комплексной хореографической подготовки (проведённой в два этапа), что позволило усложнить соревновательную композицию с 32 до 50 технических движений тела.

Таблица 3

Экспертная оценка спортивной команды «Аймант» по двум этапам

Характеристики Гет/ль-глы кик п^шня

] ттак 2 ттап

Харсоя'рафяиеекан 1Е.1аое1Г1С1:кап1 педютшка 1 пиш'гтяк 55% 7«%

Ур|ИС1м< теялнческаи подгаттленности 1 ишяасгак в -хтсппсскоы [ШППНП

Уршснь <||и тчеекш пс.л го 1 евлем мое П1 гньЕиаст ил 25.]04 41,504

Е1 ал ил не дашпи харсо! рафии в сарсшюватепитн каыгншиии 5.611% 44,204

ЕЗмичме комтемм тагос олифам п Еитосвноытмыюй ипшшвкш 9,1№ 33,104

Текилы цел ис те юс о шлеолмсеие! двмжемия те.и 1И.704 39,904

Слитность ^ к полиспин рвгакеми ¡1 л еермм шм^и-и телв 2 37,110^

Сщила ксипопинми 15.40*1 53, №4

|..| ни 1: и п.: м>: 1 ь ЕамгншЕЛЕи 21-304 Й1Н04

1ч<|р<1ЗПЕППСГЬ КОШ 10141.ил 27.] 04 Й7,104

Чистота. ИСЛ0ЛЕ1С1Е11Я КШИМШИИЮ 33.704 47%

Результаты экспертной оценки по двум этапам спортивных соревнований по эстетической гимнастике среди судей и тренеров при апробации методики комплексной хореографической подготовки в ходе практического эксперимента определили следующие изменения уровня подготовки гимнасток спортивной команды «Ай-мант»:

- классическая хореографическая подготовка гимнасток на первом этапе оценивалась специалистами в диапазоне от 4 до 7 баллов, на втором - 6-10 баллов. Благодаря синтезу элементов классической (экзерсис у станка и на середине) и современной (джазовая и контемп-хореогра-фия) хореографии удалось значительно повысить уровень подготовки гимнасток. Однако

именно физические и технические аспекты классической хореографии при предварительной подготовке гимнасток воспитывают культуру движений, закладывают фундамент правильного выполнения танцевальных «па» (шагов) и различных гимнастических элементов;

- современная хореографическая (джазовая и контемп-хореография) подготовка гимнасток оценивалась специалистами на первом этапе в диапазоне от 2 до 5 баллов, на втором - 3-7 баллов. Благодаря отличию музыкально-выразительной системы подготовки элементов джазовой и контемп-хореографии от технических движений в эстетической гимнастике спортсменкам удалось добиться гораздо более высокой результативности в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Апробация разработанной методики (с элементами классической, джазовой и контемп-хо-реографии) позволила добиться высокой результативности в соревновательной деятельности благодаря оперативному реагированию на изменение правил соревнований по эстетической гимнастике (изменение по судейской бригаде технической ценности композиции в соответствии с правилами соревнований с 2017 по 2023 гг. с 24 технических движений тела до 36) в экспериментальной группе и значительно повысить уровень спортивной подготовки гимнасток.

Заключение

Таким образом, разработанная методика, основанная на синтезе классической и современной хореографии, показала высокую результативность в учебно-тренировочной и спортивной деятельности, получила положительные экспертные оценки по уровню подготовленности гимнасток спортивной команды «Аймант» на основе спортивных мероприятий по эстетической гимнастике.

Список литературы

1. Бакулина Е.Д. Взаимосвязь изменения правил соревнований и исполнения элементов в композициях художественной гимнастики : дис. ... канд. пед. наук. Москва. 2006: 208.

2. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике: учеб. пособие для СПО. М.: Изд-во «Юрайт». 2021: 242.

3. Быстрицкая Е.Д. Специфика хореографической подготовки гимнасток старших разрядов в эстетической гимнастике. Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2022; 12: 77-86.

4. Иссурин В.Б. Подготовка спортсменов XXI: научные основы и построение тренировки. М.: Спорт. 2016: 464.

5. Быстрицкая Е.Д. Особенности построения тренировочного процесса гимнасток старших

разрядов по эстетической гимнастике. Ценности, традиции и новации современного спорта : материалы IIМеждунар. науч. конгр, Минск, 13-15 окт. 2022 г.: в 3 ч. Минск: БГУФК. 2022; 1: 88-92.

6. Быстрицкая Е.Д. Особенности использования джаз и контемп-хореографии для современных соревновательных композиций по эстетической гимнастике. Современные подходы и инновации в исследованиях молодых ученых в области физической культуры и спорта. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (24-25 мая 2022 года). СПб.: ФГБУ СПбНИИФК. 2022: 249-254.

7. Винер-Усманова И.А., Интегральная подготовка в художественной гимнастике : дис....д-ра пед. наук. СПб. 2013: 210.

References

1. Bakulina E.D. The relationship of changes in the rules of competitions and the performance of elements in the compositions of rhythmic gymnastics. Candidate's thesis. Moscow. 2006: 208.

2. Lisitskaya T.S. Horeografiya dlya gimnastiki: uchebnoe posobie dlya SPO [Choreography in gymnastics: studies. manual for PDF]. Moscow: Publishing house «Yurayt». 2021: 242 [In Russ.].

3. Bystritskaya E.D. Specificity of choreographic training of gymnasts of senior ranks in aesthetic gymnastics. Izvestiya TulSU. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2022; 12: 77-86 [In Russ.].

4. Issurin V.B. Podgotovka sportsmenov XXI: nauchnye osnovy I postroenie trenirovki [Preparation of athletes XXI: scientific foundations and construction of training]. M.: Sport. 2016: 464 [In Russ.].

5. Bystritskaya E.D. Features of the construction of the training process of senior gymnasts in aesthetic gymnastics. Cennosti, tradicii I novacii sovremennogo sporta: materialy II Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa, Minsk, 13-15 oktyabrya 2022g. v 3 chastyah [Values, traditions and innovations of modern sports: materials of the II International Scientific Congress, Minsk, October 13-15, 2022: at 3 o'clock]. Minsk: BSUFK. 2022; 1: 88-92 [In Russ.].

6. Bystritskaya E.D. Features of the use of jazz and contemp choreography for modern competitive compositions in aesthetic gymnastics. Sovremennye podhody I innovacii v issledovaniyah molodyh uchenyh v oblasti fizicheskoj kul;tury I sporta. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (24-25 maya 2022 goda) [Modern approaches and innovations in the research of young scientists in the field of physical culture and sports. Collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (May 24-25, 2022)]. St. Petersburg: FSBI SPbNIIFK.

2022: 249-254 [In Russ.].

7. Wiener-Usmanova, I. A. Integral training in rhythmic gymnastics. Doctor's thesis. St. Petersburg. 2013: 210.

Статья поступила в редакцию: 15.04.2023

Быстрицкая Екатерина Дмитриевна - аспирант, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», 105122, Россия, г. Москва, Сиреневый бульвар, дом 4, e-mail: fastkitten@yandex.ru Ростовцева Марина Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», 105122, Россия, г. Москва, Сиреневый бульвар, дом 4, e-mail: mar rost@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.