ОЦЕНКА
CTPECCnPOTEK^BHblX
СВОЙСТВ ФEPPOУPTИKABИTA ПPИ TPAHCПOPTИPOBKE БЫЧKOB HA УБОЙ
СЛ. ТИХОНОВ,
Н.В. ТИХОНОВЛ,
A.B. CTEnAHOB,
Ф-A. CyHArA ТУЛЛШ
Уральская государственная академия ветеринарной медицины, г. Троицк
Bетеринария
В период
транспортировки, реализации и переработки скота действуют многочисленные стресс-факторы, которые вызывают в организме животных эндокринно-метаболические сдвиги, в результате чего происходят ощутимые потери количества продукции и снижение ее качества.
Особенно отчетливо влияние стресс-факторов проявляется при перевозке животных, когда они попадают в некомфортные условия обитания: тряска, скученность, изменение параметров микроклимата, перегруппировка, нарушения обычного суточного ритма, новые звуки и шумы и т.д. (Ю.П. Фомичев, Д.Л. Левантин, 1981; A.M. Монастырев, 2000). По этой причине теряется до 30% производимой мясной продукции (О.А. Ляпин, 1981; В.И. Левахин, 1990; A.M. Монастырев, 2000).
Эффективность производства говядины в условиях промышленной технологии во многом зависит от способности животных противостоять воздействию различных внешних раздражителей (стресс-факторов), которые разнообразны как по своей природе, так и по силе воздействия.
Цель и методика исследований
Несмотря на многочисленные исследования в этой области, остается еще много нерешенных вопросов. Серьезные затруднения вызывает прогнозирование течения стресс-реакций, не исчерпаны возможности по изысканию эффективных профилактических и лечебных средств, мероприятий для борьбы со стрессом.
Согласно общим положениям требований по ветеринарносанитарным мероприятиям при транспортировке животных расстояние от хозяйства-поставщика до мясокомбината не должно превышать 100 км. Переход нашей страны к рыночной экономике привел к значительным изменениям в отношении между хозяйствами-поставщиками и мясоперерабатывающими предприятиями. Производственная необходимость вносит свои коррективы в промышленное производство говядины и приводит к увеличению радиуса доставки животных.
Физиологичными, не оказывающими токсического действия
и технологическими в применении, являются препараты растительного происхождения.
В связи с вышеизложенным, мы провели изучение влияния стресспротективных свойств БАД ферроуртикавит на организм откормленных бычков в период автотранспортировки на расстоянии 100 и 600 км.
Биологически активная добавка ферроурти-кавит (заявка №2005100131/13 (000139)) (временное наставление по применению в ветеринарии от 18.03.2005) разработана сотрудниками Уральской государственной академии ветеринарной медицины, это концентрированный экстракт крапивы, полученный при обработке пароконденсатом, содержащим смесь микроэлементов: молибден, барий, кобальт, ванадий, цинк, медь, железо, олово, хром, титан.
Применяемая технология при обработке растительного сырья, в которой сочетаются первичные биологически активные вещества, и с введенными микроэлементами в процессе специальной обработки это позволило получить БАД широкой функциональной направленности.
Для оценки адаптогенного действия ферро-уртикавита провели два эксперимента. В первом и во втором сформировали по две группы бычков черно-пестрой породы живой массой 350-370 кг и транспортировали их на расстояние 600 км из Брединского района Челябинской области и на 100 км из ЗАО «Усть-Уйское» Курганской области в г. Куртамыш на предприятие ООО «Заготсервис», специализирующееся на производстве мясопродуктов. Первая группа бычков - контрольная. Животным второй группы перед транспортировкой выпаивали 10% раствор ферроуртикавита из расчета 100 мг/кг живой массы. Выбор дозы обоснован наилучшей профилактической эффективностью при транспортировке телят-молочников.
Критерием оценки стресспротективных свойств ферроуртикавита послужили клиникофизиологические, морфобиохимические показатели и показатели эндокринной системы и углеводного обмена, а также потери живой массы у откормленных бычков в период их транспортировки.
Лабораторные исследования проводили по общепринятым методикам. Статистическую обработку полученных результатов проводили с помощью программы Biostat для ЭВМ, используя критерий Стьюдента.
Установлено, что потери живой массы бычков первой группы в период транспортировки на расстоянии 100 км составили 21,5 кг, а во второй группе-17,2 кг (6,2% и 5% соответственно), что считается неудовлетворительным (если потери живой массы не превышают норм 3,0% на расстоянии 100 км). В других исследованиях при транспортировке откормочного молодняка на расстоянии 600 км потери живой массы составили 32,1 кг (9%) в контрольной груп-
Ветеринария
пе и 30,6 кг (8,5%) в опытной. Следовательно, на величину транспортных потерь массы животных оказывает влияние расстояние, но использование БАД ферроуртикавит сокращает потери, что согласовывается с данными Фомичева Ю.П., Левантина Д.Л. (1981), которые отмечают, что использование минеральных подкормок снижает потери при трехчасовой перевозке животных на мясокомбинат.
Из полученных данных видно, что в крови всех откормленных бычков после транспортировки увеличивается содержание красных кровяных телец при одновременном снижении количества эозинофилов. В первой группе количество эритроцитов возросло на 13,7 % при транспортировке на расстояние 100 км и на 20,2% - на расстояние 600 км. Следовательно, увеличение времени транспортировки приводит к усилению обезвоживания организма и некоторому сгущению крови. Во второй группе первого опыта возрастание количества эритроцитов составило 11 %, а во втором опыте 18,9%, что свидетельствует о положительном влияние ферроуртикавита на гематологические показатели и сохранение гомеостаза при транспортировке на 100 км и незначительном влияние на организм при транспортировке животных на большее расстояние. Возможно, это связано с силой и продолжительностью действия стресс-факторов. Количество лейкоцитов после транспортировки в двух экспериментах в контроле было выше, а эозинофилов ниже по сравнению с опытной группой, что свидетельствует о меньшей адаптации организма к транспортному стрессу.
У животных контрольной группы в первом и во втором опытах количество общего белка увеличилось на 4,1% и 16% за счет альбуминовой фракции. Увеличение этого показателя в крови бычков на расстоянии 100 км составило 5,1%, а во втором опыте 8,5%. В опытной группе первого и второго экспериментов количество общего белка увеличилось на 2,1% и 5,5%. Отмечено снижение гама-глобулиновой фракции во всех группах. В опытных группах снижение процентного числа этой фракции было ниже по сравнению с контролем. Достоверных изменений бета-глобулиновой фракции в опытах не отмечали.
Следовательно, биохимические сдвиги в крови бычков зависят от расстояния транспортировки. Применение ферроуртикавита животным до транспортировки способствует нормализации белкового обмена.
Исследования показали, что под влиянием физических и эмоциональных нагрузок увеличивается содержание плазменного кортизола во всех группах. Так, у животных контрольной группы, транспортируемых на расстояние 100, км оно возросло с 29,2 мг/мл до 39,1 мг/мл, а при транспортировки на 600 км - с 32,1 мг/мл
до 40,3 мг/мл, в то время как у животных опытных групп содержание плазменного кортизола увеличилось после перевозке с 28,3 мг/мл до 36,5 мг/л и с 30,7 мг/мл до38,8 мг/мл соответственно. В нашем опыте отмечается прямая корреляция кортизола с глюкозой. Чем выше уровень плазменного кортизола в крови, тем выше уровень глюкозы. Из приведенных данных следует, что в опытных группах первого и второго экспериментов отмечено наименьшее количество гормона надпочечников, по сравнению с контрольными группами, а вследствие этого и глюкозы - показателя углеводного обмена. Увеличение расстояния обуславливает количество израсходованной энергии. Наименьшее изменение этого показателя в опытной группе в двух опытах связано с благоприятным воздействием БАД на окислительно-восстановительные процессы организма и деятельность нейро-эндокринной системы. Но следует отме-
Ветеринария
тить, чем больше расстояние перевозки животных, тем слабее влияние используемой БАД на углеводный обмен. Так, количество глюкозы в первом опыте в контроле повысилось на 32,1%, а в опытной группе на 27,2%. Во втором эксперименте изменение этого показателя в сторону увеличения составили 34,5% в контроле и 33% в опытной группе.
Выводы. Анализ
Обобщая результаты клинико-физиологических, гематологических, биохимических и эндокринных показателей бычков следует отметить, что ферроуртикавит обладает выраженными стресспротективными свойствами и может быть рекомендован в качестве адаптогена для профилактики транспортного стресса у бычков на расстояниях, желательно, не превышающих требований общих ветеринарно-санитарных положений о транспортировке животных.
Литература:
1. Королев Б.А., Сидорова К.А., Гайнова Н.К., Решетников А.П. Техногенные воздействия на физиологию животных. - Тюмень: ОАО «НИИПлесдрев», 2000. - 302 с.
2. Мымрин В.С. Черно-пестрый скот на Урале (состояние и методы совершенствования). - Екатеринбург: Урал.ГСХА, 2003. - 145 с.
3. Пути увеличения производства говядины на Среднем Урале/Под ред. В.С.Мымрина. - Екатеринбург: Урал.ГСХА, 2001. - 60 с.