Научная статья на тему 'Оценка стабильности функционального состояния сердца у спортсменов-юношей'

Оценка стабильности функционального состояния сердца у спортсменов-юношей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
201
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСПЕРСИОННОЕ КАРТИРОВАНИЕ ЭКГ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОБА РУФЬЕ / СПОРТСМЕНЫ-ЮНОШИ / DISPERSION MAPPING OF ECG / FUNCTIONAL PARAMETERS OF CARDIAC ACTIVITY / RUFIER TEST / ATHLETES / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зверева Марина Валентиновна, Бобкова Софья Ниазовна, Искакова Жанат Тулешевна

В статье рассматривается функциональное состояние сердечно-сосудистой системы до и после дозированной физической нагрузки (проба Руфье) у студентов спортивного вуза различных спортивных специализаций, оцененное с помощью метода дисперсионного картирования ЭКГ. В исследовании приняли участие 63 юноши в возрасте 17 19 лет. В результате обследования была выявлена тенденция к увеличению после дозированной физической нагрузки, в особенности у юношей-спортсменов «аэробной» группы. Увеличение суммы индексов детализации G3, G4, G7 на 65,6% в «аэробной» группе говорит о нарастании признаков гипоксии на фоне нагрузки Индекс детализации G9, являющийся маркером гипертрофии миокарда, наиболее выражен в «анаэробной» группе до и после нагрузки, однако, имеет тенденцию к уменьшению абсолютных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зверева Марина Валентиновна, Бобкова Софья Ниазовна, Искакова Жанат Тулешевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF STABILITY OF THE FUNCTIONAL STATE OF THE HEART IN ATHLETES-BOYS

The article discusses the functional state of the cardiovascular system before and after dosed physical load (sample Rufe) students of the University sports various sports specializations, estimated using the method of dispersion mapping of ECG. The study involved 63 young men aged 17-19 years. As a result of inspection the tendency to increase after the dosed physical activity, in particular at young men-athletes of "aerobic" group was revealed. The increase in the amount of detail indices G3, G4, G7 by 65.6% in the "aerobic" group indicates an increase in signs of hypoxia against the background of the load.the index of detail G9, which is a marker of myocardial hypertrophy, is most pronounced in the "anaerobic" group before and after the load, however, tends to decrease in absolute values.

Текст научной работы на тему «Оценка стабильности функционального состояния сердца у спортсменов-юношей»

Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года: В 8 т. - СПб.: Издательство С. - Петерб. ун-та, 2003

6. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: Учеб. пособие для системы доп. проф. образования. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 495 с.

7. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. - Оренбург: ОГУ, 1996. - 188 с.

8. Кирьякова А.В. Диагностика и прогнозирование ценностных ориентаций школьников. // Ориентация и деятельность школьников. / Под ред. Т.К. Ахаян, А.В. Кирьяковой. - М.: Педагогика, 1991. - с. 56-70.

9. Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г. и др. М.: МГУ, 1996. - 245 с.

10. Круглов Б.С. Методика изучения особенностей формирования ценностных ориентации. // Диагностика и коррекционная работа школьного психолога. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1987. - С. 80-89

11. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. Минск.: БГУ 1988. 205 с.

12. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 1996. — № 4. — С. 35-44.

13. Лешер О.В. Проблемы теории и практики интерсоциального воспитания учащейся молодежи Челябинск: ООО «Факел», 1996. 136 с.

14. Лешер О.В., Акманова З.С., Гугина Е.М. Формирование ценностного отношения студентов технического университета к математическому образованию на основе компетентностного подхода в процессе непрерывной профессиональной подготовки Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 12. С. 77-85.

15. Лешер О.В., Антропова Л.И., Тулупова О.В. Формирование поликультурной компетентности студентов технического вуза Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. С. 154-156.

16. Лешер О.В., Аришина Э.С. Развитие аксиологического потенциала студентов университета в процессе профессиональной подготовки: праксеологический аспект / монография / О. В. Лешер, Э. С. Аришина; Магнитогорск: Магнитогорский гос. технический ун-т им. Г. И. Носова., 2009. 102 с.

17. Лешер О.В., Баландин М.А. Патриотическая направленность студентов колледжа: ценностный аспект Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 9. С. 60-66.

18. Мясищев В.Н. Социально-психологические и лингвистические характеристики формы общения и развитие контактов между людьми. Тезисы симпозиума 1—3. XII. Л., 1970. Л., 1970, с. 115

19. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы. М.: Academia, 2001. - 130 с.

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.

21. Садохин А.П.Теория и практика межкультурной коммуникации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 271 с.

22. Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке. // Хрестоматия по психологии: Учебное пособие для студентов пединститутов. / Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение. - 1978. -с. 101-108

23. Gudykunst W.B., Kim Y.Y. Communicating with Strangers. Boston, 1997. - 444 p.

Педагогика

УДК 371.2

кандидат медицинских наук, доцент Зверева Марина Валентиновна

ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва); кандидат медицинских наук, доцент Бобкова Софья Ниазовна ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва); кандидат биологических наук, доцент Искакова Жанат Тулешевна

ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва)

ОЦЕНКА СТАБИЛЬНОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЦА У СПОРТСМЕНОВ-

ЮНОШЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается функциональное состояние сердечно-сосудистой системы до и после дозированной физической нагрузки (проба Руфье) у студентов спортивного вуза различных спортивных специализаций, оцененное с помощью метода дисперсионного картирования ЭКГ. В исследовании приняли участие 63 юноши в возрасте 17 - 19 лет. В результате обследования была выявлена тенденция к увеличению после дозированной физической нагрузки, в особенности у юношей-спортсменов «аэробной» группы. Увеличение суммы индексов детализации G3, G4, G7 на 65,6% в «аэробной» группе говорит о нарастании признаков гипоксии на фоне нагрузки Индекс детализации G9 , являющийся маркером гипертрофии миокарда, наиболее выражен в «анаэробной» группе до и после нагрузки, однако, имеет тенденцию к уменьшению абсолютных показателей.

Ключевые слова: дисперсионное картирование ЭКГ, функциональные показатели сердечной деятельности, проба Руфье, спортсмены-юноши.

Annotation. The article discusses the functional state of the cardiovascular system before and after dosed physical load (sample Rufe) students of the University sports various sports specializations, estimated using the method of dispersion mapping of ECG. The study involved 63 young men aged 17-19 years. As a result of inspection the tendency to increase after the dosed physical activity, in particular at young men-athletes of "aerobic" group was revealed. The increase in the amount of detail indices G3, G4 , G7 by 65.6% in the "aerobic" group indicates an increase in signs of hypoxia against the background of the load.the index of detail G9, which is a marker of myocardial hypertrophy, is most pronounced in the "anaerobic" group before and after the load, however, tends to decrease in absolute values.

Keywords: dispersion mapping of ECG, functional parameters of cardiac activity, Rufier test, athletes, students.

Введение. Показатели физического развития молодых спортсменов, как правило, превышают показатели их неспортивных сверстников по многим соматометрическим и физиометрическим параметрам. Однако, при анализе пропорциональности и гармоничности их физического развития выявляются большие отклонения от допустимых разбросов, что является фактором риска для растущего организма, в особенности для сердечнососудистой системы [1].

Достаточно часто у спортсменов обнаруживают увеличение объёма и массы сердечной мышцы, и чрезмерно высокое физическое развитие в сочетании с несбалансированными нагрузками может привести к дезадаптации организма. Могут возникнуть гипертония, тахикардия, другие нарушения ритма [2, 3, 7]. Могут выявляться признаки таких патологических показателей состояния миокарда, как выявленные в работе И. Ю. Култышкина и соавторов [6] признаки гипоксии и гипертрофии левого желудочка сердца у юных спортсменов. Стандартные методы оценки сердечной деятельности, в том числе электрокардиография, не всегда показывают признаки неблагополучия на ранней стадии. Метод дисперсионного картирования ЭКГ отличается тем, что с его помощью возможно получение ранних предикторов электрической нестабильности миокарда, связанной с гипоксией или гипертрофией сердечной мышцы [8]. Поскольку по данным литературы и нашим исследованиям отклонения о нормы в состоянии сердечной мышцы зависят от возраста, пола и типа нагрузок занимающихся спортом, необходимо оценить, как влияют физические нагрузки на разные категории занимающихся.

В данном исследовании мы провели оценку влияния дозированной физической нагрузки на функциональное состояние миокарда студентов-спортсменов в возрасте 18 - 20 лет различных спортивных специализаций с помощью метода дисперсионного картирования ЭКГ. Ранее нами была выявлена тенденция появления патологических отклонений в состоянии сердечной деятельности участников всех обследованных групп по показателям «Миокард» и индексам детализации по сравнению с нормой. Данные изменения соответствуют признакам гипоксии и гипертрофии левого желудочка обследованных спортсменов. Более значительные отклонения от нормальных показателей функционального состояния сердца по признаку гипоксии выявляются в группе юношей, испытывающих нагрузки аэробного и смешанного характера, а по признаку гипертрофии левого желудочка в группе, испытывающих анаэробные нагрузки [4, 5].

В данной работе мы оценили реакцию сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку также с применением метода дисперсионного картирования ЭКГ для того, чтобы оценить риск возникновения гипоксии и нарушений ритма сердечной деятельности у юношей-спортсменов на фоне физических нагрузок.

Формулировка цели статьи и задач.

Цели исследования:

- изучение адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы юношей-спортсменов различных спортивных специализаций на основе оценки стабильности электрической активности сердца в покое и после дозированной физической нагрузки (проба Руфье).

Задачи исследования:

- оценить состояние сердечно-сосудистой системы у юношей-спортсменов различных спортивных специализаций с помощью метода дисперсионного картирования ЭКГ до и после дозированной физической нагрузки;

- выявить зависимость полученных показателей в зависимости от вида спорта.

Изложение основного материала статьи.

Методы и организация исследования. Были обследованы 63 юноши в возрасте 17-19 лет, разделенные, в зависимости от вида нагрузок (аэробные, анаэробные, смешанные) на три группы. Скрининг проводился в состоянии покоя и после дозированной физической нагрузки (проба Руфье) с помощью метода дисперсионного картирования ЭКГ на кардиовизоре. Были выбраны и оценены показатели - «Миокард», «Ритм», параметр вариации и индексы детализации G3, G4, G7, G9.

Количественные интегральные индексы «Миокард» и «Ритм» пересчитаны в относительную шкалу 0 -100%. Чем больше значение индикатора - тем больше отклонение от нормы. Индикатор «Миокард» в норме составляет менее 15%, показатель «Ритм» более вариабелен, он достигает 100% при выраженных аритмиях или сильном стрессе. Индексы индикатора «Детализация» дают информацию о сходстве данного портрета с портретами некоторых типичных часто встречающихся патологий.

Важно соотнести повышение индексов детализации с показателем М («Миокард»). Если его значение находится в диапазоне 15% - 25% и имеются отклонения в группах детализации G3, G4, G7, это соответствует пограничному состоянию и говорит о надежном признаке гипоксии. Группа G9 является наиболее чувствительным индикатором компенсаторных и патологических реакций миокарда желудочков при гипертрофии миокарда левого желудочка. При необходимости уточнения результатов показано проведение нагрузочной пробы, при значительных отклонениях требуется направить спортсмена к кардиологу для полного обследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Оценка сердечной деятельности юношей спортсменов различных спортивных специализаций была проведена дважды: в покое и сразу после выполнения пробы Руфье. Было выявлено отклонение как в интегральных показателях, так и в индексах детализации (таблица 1).

Таблица 1

Изменение индексов детализации у юношей различных спортивных специализаций, выявленных методом дисперсионного картирования ЭКГ на фоне дозированной нагрузки

Вид нагрузки Индексы детализации - юноши

G3 G4 G7 G9

до после до после до после до после

аэробные (П = 12) 1,17±2,86 2,0±1,2 0,17±0,4 0±0 0,17±0,4 0,5±0,8 4,67±6,68 3,70±4,7

анаэробные (П = 23) 0,74±2,4 0±0 0,09±0,29 0,14±0,1 0±0 0±0 6,1±6,8 5,4±3,2

смешанные (П = 28) 1,0±3,6 0±0 0,07±0,37 0,1±0,2 0,03±0,19 0±0 2,86±4,01 2,6±2,4

Как видно из данных, приведенных в таблице 1, индексы детализации G3 и G9 в покое, в среднем, были повышены у юношей со всеми типами нагрузок. Индекс G9 особенно повышен у юношей, испытывающих анаэробные нагрузки, а показатели G3, G7, коррелирующие с гипоксией миокарда, в большей степени у спортсменов с аэробными и смешанными нагрузками.

После дозированной нагрузки у юношей аэробной группы наблюдается увеличение индекса G3 на 71%, индекса G7 на 194%, а индексы G4 и G9 снижаются. В группе с анаэробными и смешанными нагрузками у юношей почти не отмечается увеличения индексов (небольшое увеличение индекса G4), наоборот, присутствует тенденция к их уменьшению. Полученные результаты в группах характеризуются большой изменчивостью, наблюдается большой разброс данных, однако, можно говорить о различиях в реакции на дозированную нагрузку в исследуемых группах.

Более правильно судить о воздействии нагрузок по сумме трех индексов детализации G3,G4,G7, которая у юношей аэробной группы увеличилась после нагрузки на 65,6 %, а у юношей с анаэробными и смешанными нагрузками уменьшилась на 83% и 91% соответственно (таблица 1).

Таким образом, можно говорить об увеличении показателей гипоксии миокарда на фоне дозированной нагрузки только у юношей-спортсменов с аэробными нагрузками. В других группах проявление признаков гипоксии по ДК ЭКГ на фоне дозированной нагрузки снижалось.

Индекс детализации G9, связанный с наличием гипертрофии миокарда левого желудочка, был изначально повышен во всех группах, но особенно у юношей-спортсменов, занимающихся спортом с анаэробными нагрузками. После проведения функциональной пробы Руфье данный индекс не только не увеличился, но показал небольшую тенденцию к уменьшению во всех группах (таблица 1).

После анализа данных, полученных на кардиовизоре до и после нагрузки, мы также оценили динамику интегральных показателей (таблица. 2).

Таблица 2

Динамика интегральных показателей сердечной деятельности юношей различных спортивных специализаций, выявленных методом дисперсионного картирования ЭКГ на фоне дозированной

нагрузки

Вид нагрузки Показатели сердечной деятельности

Миокард, М Ритм ±tm,% Параметр вариации ЧСС

до после до после до после до после

аэробные (П = 12) 15,0± 0,8 15,7±0,5 16,8±10 25,7±6 6,4±2,6 7,0±3,6 67,3±6,4 85,3±15

анаэробные (П = 23) 14,3±2 15,1±0,9 19,5±10 29,8±12 6,9±3,3 6,1±1,8 71,0±11 90,3±12

смешанные (П = 28) 15,6±2 15,2±0,8 19,2±13 30,15± 17,2 7,0±2,7 7,4±3,2 73,2±11 87,4±14

Из полученных данных видно, что самое значительное отклонение от нормы на фоне нагрузки наблюдается в интегральном показателе «Миокард» юношей аэробной группы (таблица. 2).

В анаэробной группе изначально этот показатель был ниже, а после нагрузки увеличился до величин, немного превышающих норму. В группе со смешанными нагрузками показатель "Миокард" был изначально выше, чем в других группах, но немного снизился после нагрузки.

При оценке показателя «Ритм» мы увидели, что в покое значения этого показателя в среднем у испытуемых не превышают 20 %, то есть характеризуются как нормальные (таблица. 2).

После функциональной пробы значения увеличились во всех группах в среднем более, чем на 50% (на

53% в аэробной и анаэробной группах, и на 57% в группе со смешанными нагрузками). Однако, абсолютные значения показателя после пробы не вышли за пределы незначительных отклонений от нормы, то есть к значительному повышению вариабельности ритма сердечных сокращений. Это объясняется тренированностью спортсменов. До этого в нашей предыдущей работе было показано чуть большее повышение вариабельности ритма на фоне нагрузок у девушек спортсменок [5].

Еще один изученный показатель - суммарный параметр вариации, в большей степени повысился в группе юношей, испытывающих аэробные нагрузки (таблица. 2).

Поскольку имеющиеся данные о наличии отклонений в состоянии здоровья спортсменов, способных проявить себя на фоне повышенных нагрузок, вызывают беспокойство специалистов, требуется детализированный контроль и анализ состояния их основных адаптационных систем, в особенности, сердечно-сосудистой системы. Изучив изменения ранних предикторов электрической нестабильности миокарда студентов-спортсменов на фоне дозированной нагрузки, мы пришли к следующим выводам:

1. Выявленные с помощью метода дисперсионного картирования ЭКГ отклонения в состоянии сердечной деятельности у юношей-спортсменов сохраняются и имеют тенденцию к увеличению после дозированной физической нагрузки, в особенности у юношей-спортсменов «аэробной» группы. Увеличение суммы индексов детализации 03, 04, 07 на 65,6% в «аэробной» группе говорит о нарастании признаков гипоксии на фоне нагрузки.

2. Индекс детализации 09 , являющийся маркером гипертрофии миокарда, наиболее выражен в «анаэробной» группе до и после нагрузки, однако, имеет тенденцию к уменьшению абсолютных показателей.

Литература:

1. Бобкова С.Н., Зверева М.В., Искакова Ж.Т. Мониторинг гармоничности физического развития студентов-спортсменов и его значение // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Биологические науки. 2017. Т. 12, №1, С. 148- 153.

2. Гаврилова Е.А. Спортивное сердце. Стрессорная кардиомиопатия. М.: Советский спорт. 2007. 22 с.

3. Дембо А.Г., Земцовский Э.В. Спортивная кардиология: Руководство для врачей. Л. 1989. 463 с.

4. Зверева М.В., Бобкова С.Н., Искакова Ж.Т. Скрининг сердечной деятельности студентов института физкультуры методом дисперсионного картирования ЭКГ // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 58. - Ч. 2. - С. 93-97.

5. Зверева М.В., Бобкова С.Н., Матвеев Ю.А. Оценка сердечной деятельности студенток-спортсменок с помощью метода дисперсионного картирования ЭКГ // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - № 59-3. - С. 298-303.

6. Култышкин И.Ю. Применение метода дисперсионного картирования ЭКГ для выявления изменений функциональных показателей сердечной деятельности у юных спортсменов различных специализаций // Вестник МГПУ. Серия «Естественные науки». - 2015. - №3(19). - С. 36 - 43.

7. Павлов В.И., Орджоникидзе Е.Г., Дружинин А.Е., Иванова Ю.М. Особенности ЭКГ спортсмена // Функциональная диагностика. - 2005. № 4. - С. 65- 74.

8. Рябыкина Г.В., Сула А.С. Использование прибора КардиоВизор-06с для скрининговых обследований. Метод дисперсионного картирования. Пособие для врачей. М.: Российский кардиологический научно-производственный комплекс. 2004. 78 с.

Педагогика

УДК 372.879.6

кандидат педагогических наук Звягинцев Максим Валерьевич

Кузбасский институт Федеральной Службы Исполнения Наказаний России (г. Новокузнецк)

ПРЕДПОСЫЛКИ К ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Физическая культура призвана решать обширный спектр общих и специальных задач. Однако, на практике физическая культура решает вопросы укрепления здоровья, физической подготовки и обучению необходимым двигательным навыкам. Но на самом деле физическая культура может решать и более широкие задачи, например, задачу содействия гармоничному развитию личности. В данной статье, рассмотрены предпосылки к личностно-ориентированной физической культуре в современном образовании, что позволит раскрыть весь потенциал физической культуры в развитии личности.

Ключевые слова: развитие личности, личностно-ориентированная физическая культура, личностно-ориентированное образование, повышение качества образования, раскрытие потенциала физической культуры в развитии личности.

Annotation. Physical culture is called upon to solve a wide range of general and special problems. However, in practice, physical culture solves the issues of health promotion, physical training and learning the necessary motor skills. But in fact, physical culture can also solve broader tasks, for example, the task of promoting harmonious development of the individual. In this article, the prerequisites for an individual-oriented physical culture in modern education are considered, which will allow us to reveal the full potential of physical culture in the development of the personality.

Keywords: personality development, personal-oriented physical culture, personality-oriented education, improving the quality of education, revealing the potential of physical culture in the development of personality.

Введение. Современная система образования отличается от классической следующими параметрами. Современная система образования - многообразна. Это выражается в наличии различных типов образовательных учреждений, например, на этапе общего образования это: школы, гимназии, лицеи. На этапе высшего образования: институты, академии, университеты, которые могут различаться по специфике: технические, гуманитарные, социальные. По принадлежности они могут быть: государственные, ведомственные, частные. Форма получения образования может быть: очная, заочная, очно-заочная, дистанционная, в школах может быть обучение на дому. Соответственно средства, методы и формы обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.