Роль педагога в таком процессе обучения очень правильно охарактеризовал А.В. Бакушинский, отмечая, что педагог выступает в качестве режиссера, управляющего процессом познания. С этой целью педагогу и воспитателю надо заранее определить к какой цели и с какими результатами должны прийти к ней дети на данном конкретном занятии. Продумать проблемные вопросы, позволяющие активизировать мыслительный процесс ребенка и способность к открытиям, рассчитать, определить, какими знаниями ребенок уже владеет, какие из них могут войти в зону ближайшего развития.
Литература:
1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - М.: Новая Москва, 1925.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. - Ростов, 1998.
3. Грачев Г.Д. Национальные образы мира. - М. 1995.
4. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. - Л.: Наука, 1990.
5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996.
6. Лихачев Д.С. Прошлое - будущему: Статьи и очерки.- Наука, 1985.
7. Савенкова, Л.Г. Дидактика художественного образования как составляющая часть педагогики искусства: новое знание. Учебно-методическое пособие для педагогов средней и высшей школы - М.: ИХО РАО. 2011.
8. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. - М.: Советский художник, 1988.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2014.
10. Школяр Л.В Концептуальные подходы к современному художественному образованию // ISSN 19974558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru /AE-magazine №.2 2014.
11. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». - М.: Спутник+, 2004.
Педагогика
УДК 371.2
кандидат медицинских наук, доцент Зверева Марина Валентиновна
ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва); кандидат медицинских наук, доцент Бобкова Софья Ниазовна ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва); кандидат медицинских наук, доцент Матвеев Юрий Александрович
ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва)
ОЦЕНКА СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОК-СПОРТСМЕНОК С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА
ДИСПЕРСИОННОГО КАРТИРОВАНИЯ ЭКГ
Аннотация. В статье рассматривается функциональное состояние деятельности сердечно-сосудистой системы до и после дозированной физической нагрузки (проба Руфье) у студенток спортивного вуза различных спортивных специализаций, оцененное с помощью метода дисперсионного картирования ЭКГ. В исследовании приняли участие 62 девушки в возрасте 18 - 20 лет. В результате обследования был выявлен прирост величины индикаторов сердечной деятельности, характеризующих состояние миокарда и вариабельности ритма в ответ на нагрузку во всех группах. Однако, наиболее выраженные изменения были отмечены в группе девушек, занимающихся видами спорта с аэробными нагрузками, особенно по показателям гипоксии миокарда. Сумма индексов детализации G3,G4,G7 у девушек этой группы увеличилась после нагрузки на 231%, а показатели вариабельности ритма на 12,4%. Наименьшие изменения отмечены у девушек, испытывающих анаэробные нагрузки, а у девушек со смешанными нагрузками параметр вариации увеличился на 29,1%, что больше, чем в других исследованных группах. Можно предположить, что у занимающихся игровыми видами спорта увеличивается риск нарушений ритма, а у занимающихся циклическими видами спорта повышается риск развития гипоксии миокарда. Требуется дальнейший мониторинг состояния сердечно-сосудистой системы студенток-спортсменок.
Ключевые слова: дисперсионное картирование ЭКГ, функциональные показатели сердечной деятельности, проба Руфье, спортсменки, студентки.
Annotation. The article deals with the functional state of the cardiovascular system before and after the dosed physical activity (Rufier test) in students of the sports University of various sports specializations using the method of dispersion mapping of ECG. The study involved 62 girls aged 18 - 20 years. The study revealed an increase in the value of cardiac activity indicators characterizing the state of myocardium and rhythm variability in response to stress in all groups. However, the most pronounced changes were noted in the group of girls engaged in sports with aerobic exercise, especially in terms of myocardial hypoxia. The sum of detail indices G3, G4, G7 in girls of this group increased after the load by 231%, and the variability of rhythm by 12.4%. The lowest changes were observed in girls experiencing anaerobic stress, and in girls with mixed loads the variation parameter increased by 29.1%, which is more than in other groups studied. We can assume that in competitive sports increases the risk of arrhythmias, and have engaged in cyclic kinds of sports increases the risk of hypoxia of the myocardium. Further monitoring of the cardiovascular system of female students is required.
Keywords: dispersion mapping of ECG, functional parameters of cardiac activity, Rufier test, athletes, students.
Введение. Показатели физического развития юношей и девушек, длительное время занимающихся спортом, превышают показатели их неспортивных сверстников по многим соматометрическим и физиометрическим параметрам. В то же время при оценке пропорциональности и гармоничности физического развития спортсменов часто выявляются большие отклонения от допустимых разбросов, что может привести к разбалансировке адаптивных систем организма [1].
Чрезмерное увеличение роста и (или) массы тела, которое может характеризовать физическое развитие молодого атлета, по всей видимости способно повлиять на объём и массу его сердца. При чрезмерно высоком и ускоренном физическом развитии, использовании несбалансированных нагрузок состояние такого «спортивного сердца» может в какой-то момент стать дезадаптивным, а параметры его деятельности будут
отличны от нормальных. Могут возникнуть гипертония, тахикардия, другие нарушения ритма [мониторинг][2, 3]. К сожалению, обычные методы оценки сердечной деятельности, в том числе электрокардиография, не всегда показывают признаки неблагополучия на ранней стадии. Требуются новые подходы к оценке стабильности в деятельности сердца, связанной с состоянием сердечной мышцы и другими факторами.
Метод дисперсионного картирования ЭКГ отличается тем, что с его помощью возможно получение ранних предикторов электрической нестабильности миокарда, связанной с гипоксией или гипертрофией сердечной мышцы [8].
В работе Матвеева Ю.А. и Черногорова Д. Н. [9] при оценке вариабельности сердечного ритма спортсменов с помощью метода дисперсионного картирования ЭКГ показаны отклонения дисперсионных характеристик. Эти данные свидетельствуют о ригидности адаптационных механизмов и функциональных резервов миокарда, склонности к развитию аритмий прежде всего, у тяжелоатлетов.
В работе И. Ю. Култышкина и соавторов [5] также выявлена тенденция к увеличению выраженности патологических показателей состояния миокарда по признаку гипоксии и гипертрофии левого желудочка по сравнению с нормой у юных спортсменов во всех обследованных группах. Более значительные отклонения от нормальных показателей функционального состояния сердца выявлялись у тяжелоатлетов, особенно в группе девушек.
Руководствуясь данными литературы и собственных исследований, мы провели обследование студентов-спортсменов в возрасте 18-20 лет различных спортивных специализаций с помощью метода дисперсионного картирования ЭКГ. Была выявлена тенденция появления патологических отклонений в состоянии сердечной деятельности по показателям «Миокард» и индексам детализации по сравнению с нормой во всех обследованных группах. Данные изменения соответствуют признакам гипоксии и гипертрофии левого желудочка обследованных спортсменов. Более значительные отклонения от нормальных показателей функционального состояния сердца выявляются в группе юношей, испытывающих нагрузки смешанного характера, и у девушек с аэробными нагрузками [4].
В данной работе мы оценили реакцию сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку также с применением метода дисперсионного картирования ЭКГ для того, чтобы оценить риск возникновения гипоксии и нарушений ритма в процессе спортивной деятельности.
Формулировка цели статьи.
Цели исследования:
- оценка состояния сердечной деятельности девушек-студенток спортивного вуза различных спортивных специализаций на основе оценки электрических микроальтернаций ЭКГ-сигнала в покое и после дозированной физической нагрузки (проба Руфье).
Задачи исследования:
- оценить состояние сердечно-сосудистой системы у студенток спортивного вуза различных спортивных специализаций с помощью метода дисперсионного картирования ЭКГ до и после дозированной физической нагрузки;
- выявить зависимость полученных показателей в зависимости от вида спорта.
Изложение основного материала статьи.
Методы и организация исследования.
Были обследованы 62 девушки в возрасте 17-19 лет. Все девушки, в зависимости от вида нагрузок: (аэробные, анаэробные, смешанные) были разделены на три группы. Распределение на группы девушек определялось разницей воздействия их спортивной деятельности в зависимости от специализации на организм. Скрининг проводился в состоянии покоя и после дозированной физической нагрузки (проба Руфье).
Для оценки сердечной деятельности использовался метод дисперсионного картирования ЭКГ с помощью кардиовизора. Этот аппарат с помощью разработанной компьютерной программы измеряет и анализирует микроскопические колебания линий ЭКГ-сигналов в нескольких отведениях, после чего моделирует «портрет сердца» испытуемого на основе разработанных показателей. Среди них основное внимание мы обратили на показатели состояния миокарда - «Миокард», «Ритм», параметр вариации и индексы детализации 03, 04, 07, 09.
«Портрет сердца» характеризует состояние отделов сердца, его кровоснабжения и ритмичности сокращений по соответствию интегральных показателей разработанным нормам. Количественный интегральный индекс отклонения от нормы дисперсионных характеристик пересчитан в относительную шкалу 0 - 100%. Интегральные индикаторы включают четыре показателя: «Миокард», «Ритм», «Пульс», «Детализация». Чем больше значение индикатора - тем больше отклонение от нормы.
Индикатор «Миокард» в норме составляет менее 15%, показатель «Ритм» более вариабелен, он достигает 100% при максимально выраженных изменениях характеристик вариабельности Я—Я интервалов, свойственных выраженным аритмиям или сильному стрессу.
Индикатор «Детализация» дает информацию о сходстве данного портрета с портретами некоторых типичных часто встречающихся патологий.
Важно соотнести повышение индексов детализации с показателем М («Миокард»). Если его значение находится в диапазоне 15% - 25% и имеются отклонения в группах детализации 03, 04, 07, это соответствует пограничному состоянию и говорит о надежном признаке гипоксии. Если отклонения в индексах детализации крайне незначительны - вероятнее всего изменения обусловлены электролитными, гормональными или другими метаболическими факторами. При необходимости уточнения показано проведение нагрузочной пробы.
Группа 09 является наиболее чувствительным индикатором компенсаторных и патологических реакций миокарда желудочков при гипертрофии и при ишемии миокарда левого желудочка.
Если выявлены значительные отклонения - необходимо назначить контроль динамики, направить пациента к кардиологу и т.д.
Результаты исследования и их обсуждение. После анализа полученных данных была рассчитана динамика изученных индексов детализации в трех группах (см. Таб. 1).
Таблица 1
Индексы детализации у девушек различных спортивных специализаций, выявленные методом дисперсионного картирования ЭКГ в покое и после дозированной физической нагрузки
Вид нагрузки Индексы детализации
С3 С4 С7 С9
до после до после до после до после
аэробные (п = 17) 0,31±0,8 2,88±3,8 0±0 0±0 0,56±1,78 0±0 4,25±5,69 3,75±7,02
анаэробные (п = 12) 0±0 0±0 0±0 0±0 0±0 0±0 2,5±7,1 0±0
смешанные (п = 33) 1±3,4 0,58±2,02 0±0 0,08±0,29 0,13±0,42 0,25±0,62 1,56±1,1 1,58±2,85
Как видно из данных, приведенных в таблице 1, индексы детализации 03, 07, в9 в покое, в среднем, были повышены у девушек с аэробными и смешанными нагрузками. Показатель 09, связанный с наличием гипертрофии миокарда левого желудочка, повышен в покое во всех группах, но особенно у девушек, испытывающих аэробные нагрузки, а показатели 03, 07, коррелирующие с гипоксией миокарда, в большей степени у спортсменок со смешанными нагрузками. У девушек, занимающихся спортом с анаэробным типом нагрузок, отклонений практически выявлено не было.
После дозированной нагрузки наблюдается более, чем девятикратное увеличение показателя 03 у девушек, испытывающих аэробные нагрузки, при этом у девушек со смешанными нагрузками такой эффект не выявлен. У них наблюдается более, чем двукратное увеличение показателя 07. Поскольку полученные результаты в группах характеризуются большой изменчивостью, наблюдается большой разброс данных.
Более правильно судить о воздействии нагрузок по сумме трех индексов детализации 03,04,07, которая у девушек аэробной группы увеличилась после нагрузки на 231%, а у девушек со смешанными нагрузками слегка уменьшилась (см. рис. 1).
Рисунок 1. Влияние дозированной физической нагрузки на сумму индексов детализации С3, С4, С7 у девушек различных спортивных специализаций (1 - аэробные; 2 - анаэробные; 3 - смешанные)
Таким образом, можно говорить о увеличении показателей гипоксии миокарда у девушек-спортсменок с аэробными и смешанными нагрузками в покое, имеющими выраженную тенденцию к росту после пробы Руфье у девушек, испытывающих аэробные нагрузки.
Эти выводы подтверждаются однотипными изменениями в индексе «Миокард», который увеличился после пробы Руфье в аэробной группе на 14,4%, у девушек с анаэробными нагрузками - на 9,5%, а в группе со смешанными нагрузками на 6%.
16,5
12 3
Рисунок 2. Влияние дозированной физической нагрузки на индикатор функционального состояния сердца «Миокард» у девушек различных спортивных специализаций (1 - аэробные;
2 - анаэробные; 3 - смешанные)
Индекс детализации в9, связанный с наличием гипертрофии миокарда левого желудочка, был изначально особенно повышен у девушек-спортсменок, занимающихся спортом с аэробными нагрузками, но после проведения функциональной пробы Руфье не увеличился.
При оценке показателя «Ритм» мы увидели, что в покое значения этого показателя в среднем у испытуемых незначительно превышают 20 %. В норме, если испытуемый здоров, а симпатические и парасимпатические влияния на ритм оптимально сбалансированы - показатель устойчиво находится в диапазоне 0-20%. Таким образом, полученные данные характеризуются как нормальные.
После функциональной пробы значения увеличились на 77% в группе девушек, испытывающих нагрузки смешанного характера, на 95% в аэробной группе и на 36% в анаэробной группе (см. рис. 3). Однако, абсолютные значения показателя после пробы не вышли за пределы незначительных отклонений от нормы, которые допускают отклонения до 50%, что означает адекватность нагрузки, которая не вызвала значительных колебаний ритмичности сердечных сокращений.
Рисунок 3. Влияние дозированной физической нагрузки на индикатор функционального состояния сердца «Ритм» у девушек различных спортивных специализаций (1 - аэробные;
2 - анаэробные; 3 - смешанные)
Еще один изученный показатель - суммарный параметр вариации, в большей степени повысился в группе девушек, испытывающих смешанные нагрузки (см. рис.4). После пробы прирост в этой группе составил 29,1%, а в аэробной группе на 12%, в анаэробной снизился на 10%.
Рисунок 4. Влияние дозированной физической нагрузки на индикатор функционального состояния сердца «Показатель параметра вариации» у девушек различных спортивных специализаций
(1 - аэробные; 2 - анаэробные; 3 - смешанные)
Состояние здоровья спортсменов не всегда соответствует нашим ожиданиям, поэтому требуется детализированный контроль и анализ состояния функциональных систем организма, в особенности, сердечно-сосудистой системы. Изучив изменения ранних предикторов электрической нестабильности миокарда студенток-спортсменок на фоне дозированной нагрузки, мы пришли к следующим выводам:
1. Применение метода дисперсионного картирования ЭКГ у студенток - спортсменок выявило прирост величины индикаторов сердечной деятельности, характеризующих состояние миокарда и вариабельности ритма в ответ на нагрузку во всех группах. Наиболее выраженные изменения были отмечены в группе девушек, занимающихся видами спорта с аэробными нагрузками, особенно по показателям гипоксии миокарда. Сумма индексов детализации 03,04,07 у девушек этой группы увеличилась после нагрузки на 231%, а показатели вариабельности ритма на 12,4%.
2. Наименьшие изменения отмечены у девушек, испытывающих анаэробные нагрузки, а у девушек со смешанными нагрузками параметр вариации увеличился на 29,1%, что больше, чем в других исследованных группах.
3. Спортсменкам, испытывающим нагрузки аэробного и смешанного характера рекомендовано в рамках дополнительного медицинского обследования проводить детализированный контроль и анализ состояния сердечно-сосудистой системы.
Литература:
1. Бобкова С.Н., Зверева М.В., Искакова Ж.Т. Мониторинг гармоничности физического развития студентов-спортсменов и его значение // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Биологические науки. 2017. Т. 12, №1, С. 148- 153.
2. Гаврилова Е.А. Спортивное сердце. Стрессорнаякардиомиопатия. М.: Советский спорт. 2007. 22 с.
3. Дембо А.Г., Земцовский Э.В. Спортивная кардиология: Руководство для врачей. Л. 1989. 463 с.
4. Зверева М.В., Бобкова С.Н., Искакова Ж.Т. Скрининг сердечной деятельности студентов института физкультуры методом дисперсионного картирования ЭКГ // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 58. - Ч. 2. - С. 93-97.
5. Култышкин И.Ю. Применение метода дисперсионного картирования ЭКГ для выявления изменений функциональных показателей сердечной деятельности у юных спортсменов различных специализаций // Вестник МГПУ. Серия «Естественные науки». - 2015. - №3(19). - С. 36 - 43.
6. Павлов В.И., Орджоникидзе Е.Г., Дружинин А.Е., Иванова Ю.М. Особенности ЭКГ спортсмена // Функциональная диагностика. - 2005. № 4. - С. 65- 74.
7. Полянская О.В. Особенности изменений электрокардиограммы у спортсменов при занятии различными видами спорта / О.В. Полянская // Материалы Первого Всероссийского конгресса «Медицина для спорта». Москва. 2011. - С. 43-45.
8. Рябыкина Г.В., Сула А.С. Использование прибора КардиоВизор-06с для скрининговых обследований. Метод дисперсионного картирования. Пособие для врачей.М.:Российский кардиологический научно-производственный комплекс. 2004. 78 с.
9. Черногоров Д. Н., Матвеев Ю. А. Динамические исследования вариабельности сердечного ритма и дисперсионного картирования электрокардиограммы у тяжелоатлетов различного уровня подготовки // Спортивная медицина: наука и практика. 2016. Т. 6, № 1. С. 15-20.
Педагогика
УДК 371.025
кандидат педагогических наук, доцент Згурская Татьяна Васильевна
Новокузнецкий институт-филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент Пономарева Ольга Романовна
Новокузнецкий институт-филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)
РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ НА СВЕТОВЫХ СТОЛАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития творческих способностей младших школьников. Авторы предлагают психолого-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников с использованием средств рисования песком на световых столах. Особое внимание уделяется авторской программе по обучению рисованию песком на световом столе для младших школьников «Песочные мотивы».
Названные условия могут быть использованы учителями начальных классов и педагогами в условиях коррекционно-развивающего и дополнительного образования.
Ключевые слова: творческие способности, творческие способности младших школьников, рисование песком на световых столах.
Аилогагюи. The article is devoted to development of creative abilities of younger schoolchildren. The authors offer a psycho-pedagogical conditions of development of creative abilities of younger schoolchildren with the use of funds of sand drawing on the light table. Special attention is given to the author's program of teaching drawing / painting with sand on a light table for elementary school students "Sandy grounds".
These conditions can be used by primary school teachers and teachers in terms of remedial and supplementary education.
Keywords: creative ability, creative abilities of younger schoolboys, the sand painting on light tables.
Введение. В настоящее время федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению. [6].
Своевременное приобщение детей и школьников к миру искусства поможет становлению творческих способностей не только в художественной сфере, но, и в познавательной.
В ряде исследований обоснованы условия возникновения творчества в процессе обучения в школе, средства и методы активации творческого начала личности (С.Л. Бондаренко, Д.Б. Богоявленская, Н.Я. Лернер и др.)
Анализ научной педагогической литературы и практики показывает, что существуют большие и в то же время малоиспользуемые возможности различных видов деятельности младшего школьника в развитии его творческих способностей.
В этой связи решение проблемы выявления психолого-педагогических условий развития творческих способностей младших школьников с использованием средств рисования песком на световых столах приобретает значимость.
Изложение основного материала статьи. Анализ литературы показал, что творческие способности человека имеют биогенетическую природу в форме заложенных от рождения задатков и социальную природу (развитие творческих способностей в специально-организованной творческой деятельности).
Творческие способности нами рассматриваются как интегральная характеристика личности, имеющая биогенетическую и социально обусловленную природу, проявляющуюся в готовности к принятию и созданию принципиально новых идей, в беглости, гибкости, оригинальности.
Выявленные учеными (Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготским, Г.Л. Бурменской и др. [1; 2]) возрастные особенности младшего школьника: любознательность, открытость к новому, непосредственность восприятия, предпосылки словесно-логического мышления, создают благоприятные условия для становления творческих их способностей.
Нами определено, что формирование творческих способностей младших школьников обусловлено новообразованиями учебной деятельности, проявляющихся: в переносе ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельном видении проблемы, альтернативы ее решения, комбинировании ранее усвоенных способов.
Процесс формирования творческих способностей младшего школьника предполагает создание условий, способстующих освоению общепринятых норм культурного развития в творческой деятельности, включающей:
- обогащение окружающей младшего школьника среды разнообразными игровыми предметами и стимулами с целью развития его любознательности с использованием творческих видов деятельности;
- создание проблемных ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск новых способов деятельности, способность ставить проблемы и находить пути решения;
- обеспечение благоприятной атмосферы, формирование у школьника уверенности в своих творческих возможностей;
- предоставление свободы в выборе деятельности, способов работы, с учетом желания, интереса и индивидуальных особенностей младшего школьника с использованием игровых видов творческой деятельности.
С учетом вышеизложенного определены следующие структурные компоненты творческих способностей младших школьников:
- деятельностный (умение быстро придумывать сюжеты в единицу времени; умение нестандартно нарисовать фигуры: разнообразие размеров, соотношения элементов, линий рисунка.);