МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ ДАННЫХ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА
А.Н. КОРЖЕНЕВСКИЙ, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК; Е.И. КОРЖЕНЕВСКАЯ, Московский государственный машиностроительный университет;
Л.Ф. КОЛОКАТОВА, А.А. ВОРОБЬЕВ, Московский государственный университет технологий и управления
им. К.Г. Разумовского
Аннотация
Применение комплексного контроля у студентов 18-20 лет позволило определить состояние основных функциональных систем организма. Использование чрезмерных физических нагрузок у студентов-спортсменов и их отсутствие у студентов, не занимающихся спортом, оказывает одинаково негативное воздействие на состояние сердечной мышцы и может вызывать различную степень перенапряжения миокарда. Введение в программу физического воспитания студентов комплексного контроля позволяет индивидуализировать направленность подготовки, а постоянное использование в урочное и внеурочное время циклических нагрузок, особенно аэробной направленности, способствует существенному повышению функциональных резервов кардиореспираторной системы и организма в целом.
Ключевые слова: функциональная подготовленность, аэробные и анаэробные возможности, студенты, кардиореспираторная система.
Abstract
An integrated control of 18-20-year-old students allowed to determine the state of major functional systems. The use of excessive exercises in student-athletes and their lack in students not involved in sports, has the same negative impact on the heart muscle and can cause varying degrees of surge infarction. The introduction of integrated control to the physical education of students lets you personalize orientation training, and constant use of cyclic loads, especially aerobic orientation, in class and during their free time contributes to a significant increase in the functional reserves of the cardio-respiratory system and the whole organism.
Key words: functional condition, aerobic and anaerobic opportunities, students, cardiorespiratory system.
Сложившаяся в нашей стране в настоящее время социально-экономическая ситуация привела к существенному ухудшению показателей здоровья всех групп населения. Так, по мнению ряда авторов, у значительной части студентов отмечаются факты отставания и несоответствия нормам показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности [1, 3, 7].
Для эффективного воздействия на организм занимающихся физической подготовкой студентов необходимо иметь сведения о состоянии физической и функциональной подготовленности. При оценке подготовленности студентов используются различные виды тестирования. Однако только комплексная диагностика с использованием батареи тестов позволяет адекватно оценить основные ее составляющие.
Цели исследования
1. Определить состояние функциональных систем организма для повышения эффективности физической подготовки студентов.
2. Выявить различия в функциональной подготовленности студентов, не занимающихся и занимающихся спортом.
Перечень методик (видов тестирования)
При обследовании студентов 18-20 лет нами использовалось комплексное тестирование состояния основных функциональных систем организма. В исходном состоянии определялись показатели кардиореспираторной системы: ЧСС и АД в покое, проводились пробы Руффье, Генчи, измерялись силовые возможности (кистевая динамометрия). Наряду с этими показателями определялось состояние ЦНС (количество ошибок в координационных тестах).
Нормативные показатели
У юношей и девушек 18-20 лет в норме ЧСС в покое 60-80 уд./мин, АД у юношей 20 лет - 120/80, у девушек 116/72 - 120/60-80 мм рт. ст. Оценка в пробе Руффье: менее 0,1-5 баллов - «отлично», 5-10 баллов - «хорошо», 10-15 баллов - «удовлетворительно», 15-20 бал-
лов - «плохо». Задержка дыхания на выдохе (проба Генчи) - в норме более 25-30 с. В норме показатели силы правой кисти у юношей -45-51 кг, у девушек 31,3-33,8 кг [6, 15]. Ошибка в тесте для определения дифференциации больших мышечных усилий на кистевом динамометре (50% усилий от максимальных значений) - 5 кг. Ошибка в тесте на дозиметре для определения дифференциации малых мышечных усилий - 150-200 г. В норме ошибка в тесте, оценивающем ориентацию тела в пространстве, - 0-10 градусов. Оценка статокинетической устойчивости после десятикратного вращения на подвижной платформе производится по качественным критериям устойчивости вертикальной позы. «Отлично» - высокая устойчивость позы, «неудовлетворительно» - студент теряет равновесие и падает с платформы; незначительные колебания тела испытуемого после проведения пробы -«хорошо», значительные - «удовлетворительно» [8].
Результаты исследования и их обсуждение
В табл. 1, 2 приведены данные обследования сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной нервной систем и силовой подготовленности студентов 18-20 лет, занимающихся и не занимающихся спортом. Анализ данных осуществлялся с помощью статистических методов [11].
Таблица 1
Показатели состояния кардиореспираторной системы и уровня силовой подготовленности студентов (М± п)
Показатель ЧСС, уд./мин АД, мм рт. ст. Проба Руффье, баллы Проба Генчи, с Макс. сила, кГ
правая рука левая рука
Студентки, п = 47 83±1,95 105/67±1,2 14,4±1,7 35,5±1,6 27±1,12 24±1,44
Спортсменки, п = 20 68±0,90 107/75±1,1 4,7±1,4 51,5±1,4 36±1,12 32,1±1,1
Студенты, п = 19 84,5±1,4 119/80±1,9 14,7±1,45 42,4±1,2 49±1,74 44±1,21
Таблица 2
Показатели состояния ЦНС студентов (М± п)
Показатель Дифференциация мышечных усилий Ориентация тела в пространстве, ошибка в градусах Статокинетическая устойчивость, баллы
малых, Г больших, кГ
правая рука левая рука
Студентки, п = 47 130±1,37 3,5±1,95 3,3±1,1 3,5±2,1 3,5±2,4
Спортсменки, п = 20 90±1,8 3,2±1, 4,1±1,4 3,7±1,2 4,4±1,3
Студенты, п = 19 158±1,85 5,5±1,95 4,8±0,92 4,5±1,35 4,1±1,8
Для решения 1-й поставленной в настоящей работе задачи сопоставлялись данные студентов, не занимающихся спортом. Как видно из таблиц, у студенток показатели ЧСС в покое, сила правой и левой кисти не соответствуют норме. Значения АД, задержка дыхания на выдохе, количество ошибок, выявленных при проведении координационных тестов (дифференциация малых и больших мышечных усилий, ориентация тела в пространстве и устойчивость позы тела), у студенток находится в соответствии с нормой и достоверно выше, чем у студентов.
Необходимо отметить, что функциональная и физическая подготовленность студентов по сравнению со студентками имеет отличия. Студентов характеризуют достоверно более высокий уровень АД (который тем не менее не превышает норму), большее значение времени задержки дыхания и силовых возможностей. Вместе с тем эти показатели у студентов соответствуют норме. Превышающим норму у студенток и студентов является уровень ЧСС в состоянии покоя и значение индекса в пробе Руффье (на верхней границе нормы, а у более чем 40% - ниже нормы). У студентов координационные
способности, связанные с дифференциацией малых мышечных усилий, в пределах нормы, при дифференциации больших мышечных усилий правой руки количество ошибок в тесте не соответствует норме. Студентки по сравнению со студентами характеризуются более высокими координационными способностями (при дифференциации малых и больших мышечных усилий количество ошибок в тестах достоверно меньше). Состояние вестибулярного анализатора (тесты для определения ориентации тела в пространстве и статокинетической устойчивости) у студентов обоего пола соответствует норме.
Далее, в табл. 3 приведены индивидуальные данные студентов, характеризующие работоспособность сердца в пробе Руффье. У студенток в 40,4% и студентов в 42% случаев работоспособность характеризуется как неудовлетворительная, что соответствует сердечной недостаточности сильной степени [6]. Значительная часть студентов имеет средний уровень работоспособности (индекс Руффье - 10-15 ед.), что оценивается как сердечная недостаточность средней степени [6], и лишь очень незначительное количество обследуемых отличается хорошей (хорошее сердце) и высокой работоспособностью (атлетическое сердце).
Таблица 3
Оценка работоспособности миокарда студентов при физической нагрузке
Оце пробы Руф( нка >ье, отн. ед. Студентки, % выполнения Студенты, % выполнения
От 0,1 до 5 «отлично» 6,4 -
5-10 «хорошо» 17,0 5,3
10-15 «удовл». 36,2 52,6
15-20 «плохо» 40,4 42,1
Для решения 2-й задачи настоящей работы нами были сопоставлены данные о состоянии функциональных систем студенток и студентов одного возраста, занимающихся и не занимающихся спортом (табл. 1, 2).
Студентки - спортсменки высокой квалификации, специализирующиеся в женской вольной борьбе, в процессе УТС первый раз обследовались вечером после ужина по окончании 2-й тренировки (на УТС проводилось две тренировки в день - утром и вечером с использованием высокоинтенсивных нагрузок). Из таблицы видно, что ЧСС у спортсменок в данном случае соответствовала 85,6±1,4 уд./мин, АД-106/73 ±1,4. Индекс в пробе Руффье - 10,6±1,2. Эти данные говорят о существенном перенапряжении сердечно-сосудистой системы спортсменок. Однако на следующий день утром состояние спортсменок нормализовалось. Показатели сердечно-сосудистой системы пришли к норме и характеризовались как «отличные».
Только для 2-х спортсменок с существенными отклонениями от нормы уровня ЧСС и пробы Руффье (90 уд./мин, индекс Руффье-10,9 и 13,0 отн. ед.) был изменен план дальнейшей подготовки в сторону восстановительных нагрузок аэробной направленности.
Итак, мы видим, что в исходном состоянии показатели кардиореспираторной системы спортсменок в отличие от показателей студенток соответствуют норме и свидетельствуют о высоком функциональном состоянии вегетативных функций (низкие значения ЧСС и пробы Руффье, высокие значения времени задержки дыхания в пробе Генчи).
Интересно, что координационные способности студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, существенно не отличались. В то же время у студенток-спортсменок выявлен более высокий уровень тонкой мышечной координации и более высокий уровень силовых возможностей по сравнению со студентками, не занимающимися регулярно спортом.
Обсуждение результатов исследования
Проведенные исследования свидетельствуют, что на занятиях по физической культуре у студентов необходимо проведение оперативного контроля для оценки функциональной подготовленности с использованием простых и доступных методов тестирования. Сопоставление полученных результатов тестирования с нормативными показателями позволяет оценить резервные возможности организма, факторы, лимитирующие работоспособность, определить дальнейшую направленность подготовки в соответствии с «сильными» и «слабыми» сторонами подготовленности.
Очевидно, что низкое функциональное состояние кардиореспираторной системы студентов свидетельствует об отсутствии общей тренированности и явно недостаточном использовании в занятиях нагрузок аэробной направленности. В то же время студентки - спортсменки высокой квалификации (МС, КМС) по сравнению со студентами, не занимающимися регулярно спортом, по состоянию кардиореспираторной системы имеют явно выраженные преимущества. Так, функциональное состояние системы кровообращения спортсменок после проведения второй высокоинтенсивной тренировки приблизительно соответствует таковому, выявленному у студентов в состоянии покоя при отсутствии значимых физических нагрузок. На следующий день показатели кардиореспираторной системы у спортсменок полностью нормализовались, а их уровень можно оценить как «отличный». Лишь только у 2-х спортсменок, как было отмечено выше, выявлено недовосстановление показателей сердечно-сосудистой системы. Таким образом, мы видим, что при высокой тренированности даже после чрезмерных физических напряжений организма спортсменки характеризуются высокой скоростью восстановительных процессов. Интересно отметить, что студенты, не занимающиеся спортом, вследствие гиподинамии имеют такое же состояние кардиореспираторной системы, как спортсменки в состоянии неполного восстановления после выполнения большого объема высокоинтенсивных нагрузок, или спортсменки, состояние организма которых находится на грани перетренировки. Сердце - это мышца, и как все мышцы оно усиливается при физической нагрузке. А чем оно сильнее, тем эффективней справляется
со своей задачей прокачки крови по всему организму при меньшем числе ударов. По нашему мнению, вышеприведенные данные показывают, что как значительные физические напряжения, так и отсутствие физических нагрузок могут привести к одинаковым последствиям: патологическому состоянию различных систем организма, и прежде всего - сердечно-сосудистой системы: дистрофии миокарда, инсульту, инфаркту миокарда и т.д.
Далее, тестирование показало различия уровня подготовленности у студенток и студентов, что предполагает индивидуализацию их физической подготовки при занятиях физической культурой.
Для студенток, характеризующихся высокими координационными способностями, возможно их дальнейшее совершенствование при одновременном включении в занятия нагрузок высокой интенсивности и силовой направленности, что будет способствовать возрастанию уровня их общей работоспособности.
Студентам при отставании в развитии координационных способностей необходимо уделять большее внимание их повышению, так как их высокий уровень улучшает функциональное состояние ЦНС, межсистемную и межмышечную координации, психофизиологическую устойчивость и физическую работоспособность в целом.
Однако надо помнить, что эффективная реализация любого вида физической деятельности, в том числе и использование высокоинтенсивных и силовых нагрузок студентов, возможны только на фоне достаточной аэробной подготовки.
Интересно отметить, что даже при наличии существенных отличий в состоянии кардиореспираторной системы у студентов, не занимающихся и занимающихся спортом, показатели состояния ЦНС (особенно у студенток) имеют менее выраженные различия. Во всех обследованных группах (за исключением ряда показателей у студентов) они соответствуют нормативным показателям. Это является «сильной» стороной подготовленности студентов и говорит о существенных резервных возможностях их организма в целом.
Уровень развития физических качеств, состояние отдельных функциональных систем и всего организма в целом объединяет такое многокомпонентное понятие, как «физическая работоспособность». По определению Всемирной организации здравоохранения, «физическая работоспособность рассматривается как способность к физической деятельности, включающей максимальную аэробную и анаэробную производительность, максимальную мышечную силу и выносливость, высокий уровень развития нервно-мышечной координации и субъективную переносимость предложенных физических нагрузок» [17].
Для определения физической работоспособности в лабораторных условиях используются тесты со ступенчато возрастающей нагрузкой (вплоть до «отказа от работы») на тренажерах-эргометрах [10] с использованием метода газообмена, биохимических и ЭКГ-исследований. В тесте определяется уровень адаптации кардиореспираторной системы, максимальные аэробные и анаэробные возможности организма, напряженность функционирования
основных систем организма, экономичность, эффективность и устойчивость показателей работоспособности. Нам представляется важным, чтобы для оценки максимальных резервных возможностей организма, диагностики перенапряжений, предпатологических и патологических состояний подобные исследования были предусмотрены в программных требованиях для студентов университетов.
Практически во всех видах спорта определению максимальных энергетических (аэробная и анаэробная работоспособность) возможностей придается первостепенное значение [2]. В зависимости от характера энергообеспечения физические упражнения распределяются по четырем зонам относительной мощности [4, 16]. Взаимосвязь скорости выполнения упражнения и величины физиологических сдвигов послужила основанием для классификации, предусматривающей деление нагрузок по зонам интенсивности [5, 12]. Аэробная зона: Ьа -до 4 мМоль/л, ЧСС - до 150 уд./мин. Аэробно-анаэробная зона (зона ПАНО): ЧСС - 150-170 уд./мин, Ьа - 4 мМоль/л. Зона гликолитическая: ЧСС - выше 175 уд./мин, Ьа - 7-12мМоль/л. Зона алактатная: ЧСС - 140-150 уд./мин, Ьа - 4-6 мМоль/л.
Подготовка спортсменов осуществляется во всех вышеперечисленных зонах интенсивности [9]. Естественно предположить, что и при подготовке студентов необходимо использовать такую же научно обоснованную регламентацию интенсивности физических упражнений. Однако мы видим, что в программных материалах для вузов приводится только примерная информация о направленности физической подготовки студентов. В программе предусматривается всестороннее физическое развитие, повышение общей физической и профессионально-прикладной подготовленности без конкретизации методики развития перечисленных качеств [13, 14].
Проведенные нами исследования позволяют внести определенные коррективы в программные требования физической подготовки студентов. Мы полагаем, что занятия со студентами должны иметь выраженную комплексную направленность по типу ОФП с акцентом на воспитание аэробной выносливости, так как именно она главным образом позволяет повысить общую физическую работоспособность, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Далее, должное внимание должно уделяться также воспитанию силовых и координационных способностей, обучению технике спортивных движений.
Моторная плотность должна не опускается ниже 50%, интенсивность нагрузки по ЧСС колебаться в пределах 120-170 уд./мин, а для повышения максимальных аэробных и анаэробных функций - выше 180 уд./мин.
Оптимизация физического развития студентов должна быть направлена прежде всего на повышение у них уровня отстающих физических качеств и морфофунк-циональных показателей.
Итак, высокий уровень базовой выносливости является необходимым фундаментом для совершенствования других физических качеств у спортсменов и не спортсменов. Выполнение объемных нагрузок аэробной
направленности (ЧСС до 170 уд./мин) способствует расширению аэробного потенциала и развитию базовой аэробной выносливости. Объемные нагрузки обеспечивают возможность планомерного увеличения объема полостей сердца и мощности миокарда, формирование адекватных периферических сосудистых реакций, последовательное морфофункциональное совершенствование медленных и быстрых мышечных волокон. Также повышается эффективность митохондриального аппарата мышечных клеток, что в совокупности обеспечивает увеличение мощности аэробного механизма энергообеспечения для выполнения интенсивных нагрузок, т.е. увеличение порога анаэробного обмена (ПАНО) [10].
Учитывая неудовлетворительное состояние миокарда у студентов, циклические нагрузки невысокой интенсивности должны применяться постоянно в урочное и внеурочное время. В то же время надо отметить, что для роста физической работоспособности необходимо также повышать и максимальные аэробные (МПК) и анаэробные возможности (ЧСС выше 180 уд./мин), без достаточного развития которых невозможен рост физической работоспособности.
Подводя итог вышесказанному, еще раз важно подчеркнуть, что принятая в настоящее время программа по физическому воспитанию для студентов университетов дает лишь общие направления процесса физической подготовки студентов. Проведенные нами исследования позволяют внести в нее определенные дополнения, которые необходимо учитывать, чтобы повысить эффективность физических занятий со студентами.
Далее, важным моментом при обсуждении полученных данных является вопрос об адекватной диагностике состояния организма студентов. Если состояние миокарда у значительной части студентов можно квалифицировать как напряженное, то состояние сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем оценивается в целом как адекватное, соответствующее норме. Показатели ЭКГ у обследованных студентов также не имеют отклонений от нормы. Это показывает нам, что диагностика только по отдельным функциональным показателям является не вполне информативной. Например, значение в пробе Руффье выше 10 относительных единиц классифицируется как сердечная недостаточность различной степени, что не подтверждается данными ЭКГ-исследований. В то же время проведенная в настоящем исследовании комплексная диагностика организма выявила отсутствие патологических состояний организма у обследованных групп студентов.
У нас не вызывает также никаких сомнений то, что главными причинами напряженной деятельности миокарда у данного контингента студентов являются не его патологические изменения, не низкие резервы дыхательной и сосудистой систем, не утомление ЦНС, а отсутствие двигательной активности и выполнения не-
обходимого объема циклических нагрузок, повышающих физическую работоспособность, аэробный и анаэробный потенциал.
Выводы
1. Использование предложенного в настоящей работе комплексного контроля позволяет всесторонне оценить уровень различных сторон подготовленности студентов, выявить резервные возможности организма и факторы, лимитирующие работоспособность. При занятиях физической подготовкой студентов необходимо постоянное использование такого комплексного контроля, особенно за состоянием сердечно-сосудистой системы (ЧСС, АД, пробы Руффье, Генчи, ЭКГ). Подобный контроль (самоконтроль) подготовленности вполне смогут осуществлять преподаватель и сами студенты.
2. У значительной части студентов 18-20 лет в состоянии покоя и после выполнения физической нагрузки выявлена напряженная деятельность сердечно-сосудистой системы, что свидетельствует о низких функциональных резервах миокарда. В то же время студенты, регулярно занимающиеся спортом, характеризуются высоким состоянием функциональных систем организма, и прежде всего - сердечно-сосудистой системы.
3. Данные проведенного исследования свидетельствуют, что использование чрезмерных физических нагрузок у спортсменов, особенно с недостаточной функциональной подготовленностью, и, наоборот, их практическое отсутствие у студентов, не занимающихся спортом, оказывают одинаково негативное воздействие на сердечную мышцу и могут вызывать различную степень перенапряжения миокарда.
4. По нашему мнению, для повышения физической работоспособности, предотвращения напряженного состояния миокарда у студентов необходимо в урочное и во внеурочное время существенно увеличить объем циклических нагрузок аэробной направленности (ЧСС до 170 уд./мин, зона ПАНО), использовать высокоинтенсивные нагрузки алактатной и гликолитической направленности для роста максимальной аэробной и анаэробной работоспособности. Силовая, скоростно-силовая, координационная подготовки должны сочетаться с постоянным использованием циклической работы аэробной направленности. Это должно найти свое отражение в конкретных программных требованиях по физическому воспитанию для студентов университетов.
5. При занятиях физической культурой в университетах необходимо индивидуализировать программу подготовки в соответствии с различиями функционального состояния и физической подготовленности студентов.
6. Регламентация интенсивности физических упражнений у студентов при занятиях физической культурой должна осуществляться в соответствии с общепринятой классификацией зон интенсивности физической работы.
Литература
1. Авсарагов Г.Р. Физическое воспитание студентов вузов в различные периоды учебно-тренировочного процесса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Набережные Челны, 2010. - 20 с.
2. Воробьев А.А., Корженевский А.Н., Васильев С.А. Принципиальные подходы к воспитанию специальной работоспособности в циклических видах спорта: учеб.-метод. пособие. - М.: ФГОУ «Государственная школа высшего спортивного мастерства - центр подготовки сборных юношеских, юниорских и молодежных команд России», 2011. - 20 с.
3. Виленский М.Я., Русанов В.П. Оптимизация умственной работоспособности студентов в недельном учебном цикле // Теория и практика физической культуры - 1979. -№ 6. - С. 48-51.
4. Волков Н.И. Энергетический обмен и работоспособность человека в условиях напряженной мышечной деятельности: автореф. дис. . канд. биол. наук. - М., 1969. - 28 с.
5. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: Физкультура и спорт, 1980. -136 с.
6. Егорова С.А. Оценка уровня здоровья: элективный курс для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ. - Ставрополь, 2010.
7. Козлов А.В. Альтернативная методика спортивно ориентированного физического воспитания студентов гуманитарных вузов: автореф. дис. . канд. пед. наук. -Смоленск, 2010. - 21 с.
8. Корженевский А.Н. Методы диагностики функциональной подготовленности и современные аспекты подготовки спортсменов: монография. - М.: ФГОУ «ГШВСМ -центр подготовки сборных юношеских, юниорских и молодежных команд России», 2011. - 116 с.
9. Корженевский А.Н, Тарасова Л.В, Воробьев А.А., Колокатова Л.Ф. Комплексная диагностика подготовленности высококвалифицированных тяжелоатлетов // Теория и практика физической культуры. - 2012. -№ 12. - С. 26-32.
10. Корженевский А.Н., Васильев С.А., Романов Е.А., Подливаев Б.А. Особенности адаптации высококвалифицированных борцов, характеризующихся различным уровнем спортивных результатов, к неспецифической нагрузке // Теория и практика физической культуры. -2013.- № 12. - С. 68-71.
11. Корженевская Е.И. Социально-экономическая статистика: учеб. пособие для студентов всех экономических специальностей. - Королёв: Королевский ин-т управления, экономики и социологии, 2008. - 80 с.
12. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. - М.: ФиС, 1982. - 280 с.
13. Программа по физической культуре для высших учебных заведений / Государственный комитет РФ по высшему образованию. - М., 1994. - 33 с.
14. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» для высших учебных заведений, утвержденная Министерством образования Российской Федерации 26. 07. 2000.
15. Спортивная медицина: учебник для институтов физ. культуры / под. ред. В.Л. Карпмана. - М.: Физкультура и спорт, 1987.
16. Фарфель В.С. Физиологические особенности работ различной мощности // Исследования по физиологии выносливости. - М.; Л., 1949. - С. 237-258.
17. Seliger V. Physiol. Fitness. - Praha, 1933. - Р. 21.
References
1. Avsaragov G.R. Physical training of students of higher education institutions during various periods of educational and training process: autoref. thesis of candidate of pedagogic sciences. - Naberezhnye Chelny, 2010. - 20 p.
2. Vorobjev A.A., Korzhenevsky A.N., Vasilyev S.A. Basic approaches to education of special working capacity in cyclic sports: educational method. manual. - FGOU "Public school of the highest sports skill - the center of preparation of national youthful, junior and youth teams of Russia", 2011. - 20 p.
3. Vilensky M.Ya, Rusanov V.P. Optimization of intellectual efficiency of students in a week educational cycle // Teoriya i praktika fizicheskoj kultury. - 1979. - № 6. -P. 48-51.
4. Volkov N.I. Energetic exchange and efficiency of the person in the conditions of intense muscular activity: autoref. thesis of candidate of pedagogic sciences. - M., 1969. - 28 p.
5. Godik M.A. Control of training and competitive loadings. - M.: Fizkultura i sport, 1980. - 136 p.
6. Egorova S.A. Estimation of health level: elective course for pupils of 10-11 classes of comprehensive schools. -Stavropol, 2010.
7. Kozlov A.V. Alternative technique of the sports focused physical training of students of liberal arts colleges: autoref. thesis of candidate of pedagogic sciences. - Smolensk, 2010. - 21 p.
8. Korzhenevsky A.N. Methods of diagnostics of functional readiness and modern aspects of training of athletes: monograph. - M.: FGOU "GShVSM - center of preparation of national youthful, junior and youth teams of Russia", 2011. - 116 p.
9. Korzhenevsky A.N., Tarasova L.V., Vorobjev A.A., Kolo-katova L.F. Complex diagnostics of readiness of elite weight-lifters // Teoriya i praktika fizicheskoj kultury. - 2012. -№ 12. - P. 26-32.
10. Korzhenevsky A.N., Vasilyev S.A., Romanov E.A., Podlivayev B.A. Features of adaptation of the highly skilled fighters, the sports results which were characterized
by various level, to nonspecific loading // Teoriya i praktika fizicheskoj kultury. - 2013. - № 12. - P. 68-71.
11. Korzhenevskaya E.I. Socioeconomical statistics: manual for students of all economic specialties. - Korolev: Royal inst. managements, economy and sociology, 2008. -80 p.
12. Nabatnikova M.Ya. Bases of training management in young athletes. - M.: FiS, 1982. - 280 p.
13. The program in physical culture for higher educational institutions / The state committee Russian Federation on the higher education. - M., 1994. - 33 p.
14. The approximate program of discipline "Physical culture" for the higher educational institutions, the Russian Federation approved by the Ministry of Education 26.07.2000.
15. Sports medicine: the textbook for institutes physical cultures / under ed. of V.L. Karpman. - M.: Physical culture and sports, 1987.
16. Farfel V.S. Physiological features of works of various power // Researches on endurance physiology. - M.; L., 1949. - P. 237-258.
17. Seliger V. Physiol. Fitness. - Praha, 1933. - P. 21.