специальной модели, в которую входят следующие компоненты: принципы, условия, направления сопровождения; этапы логопедического обследования и коррекционно-логопедической работы, алгоритм и семейно-центрированная модель взаимодействия; виртуальный ресурсный центр.
Литература:
1. Волковская Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - М.: Книголюб, 2004.
2. Дахин А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования: монография. М.: НИИ школьных технологий 2009.
3. Декина Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения / Н.П. Декина // Завуч. -2004. - №6.
4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. - М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
5. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями развития: педагогическая помощь. - М., 2008.
6. Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. -С-Пб., 1995.
7. Косухина Л.Г. Индивидуально - образовательный маршрут: [электронный ресурс]: URL: http://nsportal.ru
8. Литовченко О.С. Содержание психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья педагога / О. С. Литовченко // Молодой ученый. 2014. №4. — С. 695-697.
9. Овчарова А. П. Этапы Психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в речевом развитии. [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/v/etapy-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detey-s-narusheniyami-v-rechevom-razvitii
10. Сергеева К.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010.
11. Фальковская Л.П., Лихошерстова Н.А. О роли центров психолого-медико-социального сопровождения и психолого-медико-педагогических комиссий в инклюзивном образовании - Сб. материалов 2 международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование. Практика, исследования, методология» - М., 2013 с. 95-99.
12. Фотекова Т.А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития / Т.А. Фотекова, Л.И. Переслени // Дефектология. - 1993. - № 5.
13. Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. -М.: ВЛАДОС, 2003.
14. Щербак С.Г. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации в условиях инклюзии / С.Г. Щербак. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016.
Педагогика
УДК 371.2
кандидат медицинских наук, доцент Зверева Марина Валентиновна
ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва); кандидат медицинских наук, доцент Бобкова Софья Ниазовна ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва); кандидат биологических наук, доцент Искакова Жанат Тулешевна
ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва)
СКРИНИНГ СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗКУЛЬТУРЫ МЕТОДОМ ДИСПЕРСИОННОГО КАРТИРОВАНИЯ ЭКГ
Аннотация. В статье рассматривается проблема оценки и контроля состояния сердечно-сосудистой системы у студентов спортивного вуза различных специализаций с помощью метода дисперсионного картирования ЭКГ. В исследовании приняли участие 63 юноши и 62 девушки, занимающимися различными видами спорта с аэробными, анаэробными и смешанными нагрузками. В результате обследования пограничная величина индекса состояния миокарда наблюдается у 61 - 66,7% юношей и у 58,3 -70,6 % девушек исследованных групп. У 15% юношей выявлены значительные отклонения от нормы. Требуется дальнейший контроль за динамикой состояния сердечно-сосудистой системы студентов.
Ключевые слова: дисперсионное картирование ЭКГ; функциональные показатели сердечной деятельности; спортсмены; студенты.
Annotation. The article deals with the problem of assessment and monitoring of cardiovascular system in students of sports higher education institutions of various specializations using the method of dispersion mapping of ECG. The study involved 63 males and 62 females, engaged in various kinds of sport with aerobic, anaerobic and mixed loads. As a result of the examination, the boundary value of the myocardial status index is observed from 61 to 66.7% in males and from 58.3 to 70.6% in females of the studied groups. 15% of males showed significant deviations from the norm. Further monitoring of the dynamics of the state of the cardiovascular system of students is required. Keywords: dispersion mapping of ECG; functional indicators of cardiac activity; athletes, students.
Введение. В последнее время все большее беспокойство у специалистов по спортивной медицине вызывает состояние сердечно-сосудистой системы у спортсменов, особенно юношеского возраста. Участившиеся случаи «внезапной смерти» спортсменов (ВСС) на соревнованиях и в процессе тренировки сигнализируют о наличии скрытых проблем в деятельности сердца, способных привести к летальному исходу.
Польский исследователь В. Halawa [8] на основании изучения случаев внезапной смерти спортсменов доказал, что ее риск у спортсменов в 5 - 10 раз выше, чем у людей, которые не занимаются спортом. Американские ученые выяснили, что 85% случаев ВСС среди спортсменов зависят от заболеваний сердца, и
только 15% — не зависят, поэтому необходимо систематически оценивать ЭКГ атлетов, что позволит своевременно диагностировать патологические состояния при нерациональной физической нагрузке. Российские специалисты на основании многолетнего мониторинга также отмечают частую встречаемость при проведении ЭКГ-обследования спортсменов такие патологические изменения, как синусовые аритмии, миграция водителя ритма, изменения атриовентрикулярной проводимости, гипертрофия желудочков [5]. Специалисты по врачебному контролю считают, что описанные отличия ЭКГ спортсменов не должны вызывать серьезных опасений и препятствовать допуску их к тренировкам и соревнованиям, если не сопровождаются клиническими признаками неблагополучия и (или) отрицательной динамикой этих изменений. Однако исследователи признают, что данный вопрос изучен далеко не полностью, необходимо обязательно оценить, как меняются показатели сердечной деятельности у молодых спортсменов под воздействием физической нагрузки. По данным О.С. Полянской [6] у 35 % детей, которые занимаются спортом, выявляются изменения на ЭКГ, которые прогрессируют после физической нагрузки на 10 %. До физической нагрузки (в покое) чаще выявлены изменения ЭКГ у легкоатлетов, футболистов и баскетболистов, однако у тяжелоатлетов в два раза чаще выявлены изменения ЭКГ после применения физической нагрузки. Описанные изменения непросто интерпретировать, поскольку до сих пор непонятны пределы диапазона изменчивости функциональных показателей сердечно-сосудистой системы у молодых спортсменов, которые можно считать нормой для данной категории. Ситуация осложняется тем, что существующие методы оценки при текущем контроле ведущих систем организма спортсмена, задействованных в данном виде спорта, выявляют признаки неблагополучия с опозданием.
Как новая альтернатива, предлагается скрининг-анализ дисперсионных характеристик ЭКГ-сигнала, получаемого с помощью кардиовизора [7], а именно электрических микроальтернаций ЭКГ-сигнала.
Предлагаемый скрининг сердечной деятельности в процессе срочного контроля с помощью кардиовизора позволит выявить признаки неблагополучия в работе сердца в процессе тренировки или после неё и учесть это при построении тренировочной программы.
Данный прибор с помощью разработанной компьютерной программы измеряет и анализирует микроскопические колебаний линий ЭКГ-сигналов в нескольких отведениях.
Метод дисперсионного картирования ЭКГ отличается тем, что с его помощью возможно получение ранних предикторов электрической нестабильности миокарда, связанной с гипоксией или гипертрофией сердечной мышцы.
Формулировка цели статьи и задач.
Цели исследования:
- скрининг состояния сердечной деятельности студентов спортивного вуза с различными видами нагрузок на основе оценки электрических микроальтернаций ЭКГ-сигнала;
- анализ микроальтернаций ЭКГ для получение ранних предикторов электрической нестабильности миокарда.
Задачи исследования:
- оценить состояние сердечно-сосудистой системы у студентов спортивного вуза с помощью метода дисперсионного картирования ЭКГ;
- выявить зависимость полученных показателей от вида нагрузок (аэробные, анаэробные, смешанного характера).
Изложение основного материала статьи.
Методы и организация исследования.
Были обследованы шесть групп: юноши (63 человека) и девушки (62 человека) в возрасте 17-19 лет. Для оценки сердечной деятельности использовался метод дисперсионного картирования ЭКГ с помощью кардиовизора. Среди полученных показателей основное внимание мы обратили на показатели состояния миокарда - «Миокард», «Ритм», параметр вариации и индексы детализации 03, 04, 07, 09.
Выбор типов нагрузок определялся разницей их воздействия на организм занимающихся спортом. Скрининг проводился в состоянии покоя исследуемых.
Для того, чтобы разграничить показатели нормы и патологии разработчики провели исследования с использованием стандартной методологии клинико-статистического анализа на контрольной группе здоровых лиц, а также на группах лиц со строго верифицированными клиническими патологиями. Результатом стало определение нормальных величин используемых показателей - индикаторов состояния миокарда и сердечного ритма.
Количественный интегральный индекс отклонения от нормы дисперсионных характеристик соответствует некоторому среднему значению амплитуды зарегистрированных микроальтернаций и пересчитан в более удобную относительную шкалу 0 - 100%. Интегральные индикаторы включают четыре показателя (дисперсионных индекса): «Миокард», «Ритм», «Пульс», «Детализация». Чем больше значение индикатора - тем больше отклонение от нормы.
Индикатор «Миокард» (М) является основным маркером клинической интерпретации скрининг-заключения, определяющим при М менее 15% - отсутствие значимых отклонений (норма); при М = 15 - 18% - пограничное состояние (целесообразен контроль динамики); при М =19 - 23% - значимое отклонение (если это отклонение выявлено впервые, то необходим контроль динамики и целесообразно обследование); при М = 23 - 100% - выраженное отклонение, патология или выраженная патология (срочно необходимо врачебное обследование).
Аналогично, показатель «Ритм» = 100% проявляется при максимально выраженных изменениях характеристик вариабельности Я—Я интервалов, свойственных выраженным аритмиям или сильному стрессу.
Индикатор «Детализация» дает информацию о сходстве данного портрета с портретами некоторых типичных часто встречающихся патологий.
Важно соотнести повышение индексов детализации с показателем М («Миокард»). Если его значение находится в диапазоне 15% - 25% и имеются отклонения в группах детализации 03, 04, 07, это соответствует пограничному состоянию и говорит о надежном признаке гипоксии. Если отклонения в индексах детализации крайне незначительны - вероятнее всего изменения обусловлены электролитными, гормональными или другими метаболическими факторами. При необходимости уточнения показано проведение нагрузочной пробы.
Группа в9 является наиболее чувствительным индикатором компенсаторных и патологических реакций миокарда желудочков при гипертрофии и при ишемии миокарда левого желудочка.
Если выявлены значительные отклонения - необходимо назначить контроль динамики, направить пациента к кардиологу и т.д.
Результаты исследования и их обсуждение.
Как видно из данных, приведенных в таблицах (см. таблицы 1-4), индикаторы состояния миокарда («Миокард» и индексы детализации 03, 04, 07) в среднем были повышены у юношей с аэробными и смешанными нагрузками. У девушек, занимающихся спортом всех типов нагрузок, в среднем выявлены небольшие пограничные отклонения от нормы по показателю «Миокард» и индексы детализации 03, 04, 07, особенно у девушек с аэробным и смешанным типом нагрузок.
Таблица 1
Индикаторы сердечной деятельности юношей различных спортивных специализаций, выявленные методом дисперсионного картирования ЭКГ в покое
Вид нагрузки Показатели сердечной деятельности
Миокард, М ±1ш,% Ритм ±1ш,% Параметр вариации ЧСС
аэробные (п = 12) 15±0,89 16,83±10,1 6,38±2,68 67,3±6,4
анаэробные (п = 23) 14,34±2,67 19,47±10,3 6,95+3,39 71,04±11,13
смешанные (п = 28) 15,57±2,74 19,2±13,1 7,0±2,79 73,21±11,26
Таблица 2
Индикаторы сердечной деятельности девушек различных спортивных специализаций, выявленные методом дисперсионного картирования ЭКГ в покое
Вид нагрузки Показатели сердечной деятельности
Миокард, М ±1ш,% Ритм ±1ш,% Параметр вариации ЧСС
аэробные (п = 17) 14,18±3,25 19,69±10,1 7,88±2,35 71,25±11,8
анаэробные (п = 12) 14±4,17 24,25±12,03 7,01±2,12 75,12±11,97
смешанные (п = 33) 14,43±3,1 22,44±14,71 6,51±2,51 76,31±1,0
При оценке суммы индексов детализации 03, 04, 07 у юношей наибольшее увеличение суммы было отмечено в группе спортсменов со смешанным типом нагрузок (преимущественно, игровые виды спорта). Сумма составила 1,13 единиц. В других группах юношей сумма была ниже 1 единицы. У девушек максимальное отклонение было в группах с аэробными (1.51 ед.) и смешанными нагрузками (1,1 ед.).
Таблица 3
Индексы детализации у юношей различных спортивных специализаций, выявленные методом дисперсионного картирования ЭКГ в покое
Вид нагрузки Показатели сердечной деятельности
С1±8 С2±8 С3±8 С4±8 С5±8 С6±8 С7±8 С8±8 С9±8
аэробные (п = 12) 3,67± 4,27 1,33±2,1 1,17±2,8 6 0,17±0,4 0±0 0±0 0,17±0,4 0,17±0, 4 4,67±6,6 8
анаэробн ые (п = 23) 3,13± 3,99 1,26±1,9 5 0,74±2,4 0,09±0,2 9 0,04±0, 2 0±0 0±0 0±0 6,1±6,8
смешанн ые (п = 28) 3,46±4,5 2 1,6±2,15 1,0±3,6 0,07±0,3 7 0±0 0,18±0,9 4 0,03±0,1 9 0±0 2,86±4,0 1
Таблица 4
Индексы детализации у девушек различных спортивных специализаций, выявленные методом дисперсионного картирования ЭКГ в покое
Вид нагрузки Показатели сердечной деятельности
С1±8 С2±8 С3±8 С4± 8 С5±8 С6±8 С7±8 С8± 8 С9±8
аэробные (п = 12) 2,62±3,7 7 1,75±2,3 8 0,31±1,2 5 0±0 0,19±0,4 0,44±1,3 1 0,56±1,7 9 0±0 4,25±5,7
анаэробны е (п = 23) 2,25±3,1 1,25±2,3 8 0±0 0±0 0,13±0,3 5 0,88±2,4 7 0±0 0±0 2,5±7,07
смешанны е (п = 28) 3,03±4,0 1 1,62±2,1 5 1,0±3,4 0±0 0,22±0,4 2 0,3±0,97 0,13±0,4 2 0±0 1,56±11, 0
Индекс детализации в9 (индикатор гипертрофии левого желудочка) также увеличен во всех группах, особенно у юношей с анаэробными (6,1±6,8) и девушек с аэробными нагрузками (4,25+5,7), но разброс показателей очень велик.
Оценка погрешности измерений при недостаточно большом объеме выборки пока не позволяет сделать вывод о достоверности отличий, однако прослеживается выраженная тенденция нарастания признаков гипоксии и гипертрофии миокарда у юношей, испытывающих значительные физические нагрузки разной направленности.
Оценивая влияние занятий спортом на функциональное состояние миокарда занимающихся нельзя обращать внимание только на изменение средних показателей, ведь организм каждого спортсмена индивидуален. Влияние нагрузки также должно оцениваться индивидуально [3]. При изучении всего комплекса данных состояния миокарда занимающихся мы сделали вывод о наличии в группах студентов-спортсменов лиц с особо измененными показателями. Для оценки доли лиц с повышенным риском мы построили диаграммы распределения по степени отличия показателей от нормы (см. рис. 1).
80
1 2 3 4 5 6
Юноши Девушки
Рисунок 1. Распределение в группах спортсменов различных спортивных специализаций по
значениям индикатора Миокард в покое (в % отношении от количества испытуемых в группе)
Примечание: 1 и 4 - нагрузки аэробного характера; 2 и 5 - нагрузки анаэробного характера; 3 и 6 - нагрузки смешанного характера
На диаграмме (см. рис. 1) видно, что в среднем у 30% юношей и от 30% до 40% девушек выявлены нормальные показатели состояния миокарда в состоянии покоя. Пограничная величина индекса состояния миокарда определяется у 61 - 66,7% юношей и у 58,3 - 70,6 % девушек исследованных групп. У 15% юношей выявлены значительные отклонения от нормы.
Состояние здоровья спортсменов не всегда соответствует нашим ожиданиям. Данные статистики говорят, что под влиянием значительных физических и психоэмоциональных нагрузок почти у каждого спортсмена могут фиксироваться отклонения показателей инструментального исследования сердца за границы нормальных величин [1; 2; 4].
Выводы. Таким образом, проанализировав результаты исследования, можно сделать предварительные выводы:
1. Применение метода дисперсионного картирования ЭКГ у студентов - спортсменов выявило тенденцию появления патологических отклонений в состоянии сердечной деятельности по показателям «Миокард» и индексам детализации по сравнению с нормой во всех обследованных группах. Данные
изменения соответствуют признакам гипоксии и гипертрофии левого желудочка обследованных спортсменов.
2. Более значительные отклонения от нормальных показателей функционального состояния сердца выявляются в группе юношей, испытывающих нагрузки смешанного характера, и у девушек с аэробными нагрузками. Такие спортсмены должны проходить дополнительное медицинское обследование с целью уточнения диагноза и оптимизации или ограничения режима тренировочных нагрузок.
Литература:
1. Бобкова С.Н., Зверева М.В., Искакова Ж.Т. Мониторинг гармоничности физического развития студентов-спортсменов и его значение // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Биологические науки. 2017. Т. 12, №1, С. 148- 153.
2. Гаврилова Е.А. Спортивное сердце. Стрессорная кардиомиопатия. М.: Советский спорт. 2007. 22 с.
3. Дембо А.Г., Земцовский Э.В. Спортивная кардиология: Руководство для врачей. Л. 1989. 463 с.
4. Култышкин И.Ю., Зверева М.В. Применение метода дисперсионного картирования ЭКГ для выявления изменений функциональных показателей сердечной деятельности у юных спортсменов различных специализаций // Вестник МГПУ. Серия «Естественные науки». - 2015. - №3(19). - С. 36 - 43.
5. Павлов В.И., Орджоникидзе Е.Г., Дружинин А.Е., Иванова Ю.М. Особенности ЭКГ спортсмена // Функциональная диагностика. - 2005. № 4. - С. 65- 74.
6. Полянская О.В. Особенности изменений электрокардиограммы у спортсменов при занятии различными видами спорта / О.В. Полянская // Материалы Первого Всероссийского конгресса «Медицина для спорта». Москва. 2011. - С.43-45.
7. Рябыкина Г.В., Сула А.С. Использование прибора КардиоВизор-06с для скрининговых обследований. Метод дисперсионного картирования. Пособие для врачей. М.: Российский кардиологический научно-производственный комплекс. 2004. 78 с.
8. Halawa В. Cardiovascular diseases as a cause of sudden death in athletes / Pol Merkur LekarskL - 2004. -Jan; 16 (91): 5 -7.
Педагогика
УДК 372.879.6
кандидат педагогических наук Звягинцев Максим Валерьевич
Кузбасский институт федеральной службы исполнения наказаний России (г. Новокузнецк); старший преподаватель Красильникова Елена Владимировна
Новокузнецкий Филиал-Институт Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк)
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В настоящее время в обществе назрела парадоксальная ситуация. Правительство Российской Федерации, администрации краёв и областей прилагают огромные усилия, для улучшения физической подготовленности учащейся молодёжи. Открываются спортивные площадки, внедряется комплекс ГТО, увеличивается количество занятий физической культурой, средства массовой информации пропагандируют занятия физической культурой и спортом и вместе с тем уровень физической подготовленности молодёжи оставляет желать лучшего. В данной статье рассматривается развитие физической культуры, для того чтобы повысить отдачу от занятий у студенческой молодёжи.
Ключевые слова: личностно-ориентированное образование, физическая культура, физическая подготовленность студентов, развитие системы физического воспитания.
Annotation. At present, a paradoxical situation has arisen in the society. The Government of the Russian Federation, the administration of the regions and regions make enormous efforts to improve the physical preparedness of the students. Sports grounds are being opened, the TRP complex is being introduced, the number of physical training classes is increasing, the mass media are propagandizing physical culture and sports and at the same time the level of physical preparedness of the young leaves much to be desired. This article examines the development of physical culture, in order to increase the impact of the student youth.
Keywords: person-oriented education, physical education, physical readiness of students, development of the system of physical education.
Введение. Высокий уровень здоровья, высокий уровень адаптационных возможностей необходимы современному человеку для успешной жизнедеятельности. Хорошее здоровье будет способствовать успешному несению службы, например в армии, успешному овладению профессиональными программами, наконец меньшими финансовыми затратами в случае заболевания. При высоком уровне развития адаптационных способностей, человек будет переносить заболевание гораздо легче, а риск заражения вирусными инфекциями значительно снижается.
Повысить уровень здоровья человека и его адаптационных способностей можно разными средствами. Одним из них является систематическое занятие физическими упражнениями, для повышения уровня физической подготовленности человека. Этот уровень необходимо повышать и связано прежде всего с недостаточным развитием физических качеств современной молодёжи, что проявляется хоть и косвенно в снижении показателей здоровья. Действительно, заболевания которые раньше встречались в зрелом возрасте, сейчас встречаются у студентов и даже старшеклассников, они конечно же успешно лечатся медикаментозно. Но многие специалисты говорят о том, что этим заболеванием можно эффективно противостоять, а вернее проводить профилактику с помощью средств физического воспитания. Солнце, чистый воздух, водные процедуры и физические упражнения, правильно подобранные и чётко дозированные позволяют эффективно влиять н6а уровень физической подготовленности и как следствие на здоровье человека.
В настоящее время вопросу повышения уровня физической подготовленности молодёжи в Российской Федерации уделяется большое внимание. Это выражается в изменении социального отношения к занятиям физической культурой и спортом. Заниматься физической культурой и спортом сейчас престижно и модно. Строится много разных плоскостных сооружений, под «открытым» небом, которые позволяют заниматься