Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ РЕГИОНОВ СКФО'

ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ РЕГИОНОВ СКФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / РЕГИОН / РАСХОДЫ СУБЪЕКТА РФ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / РАСХОДЫ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ / BUDGET / REGION / EXPENDITURES OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / BUDGET POLICY / EXPENDITURES PER CAPITA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиева Айшат Гамзатовна

Цель. Расходы государственного бюджета играют весомую роль в бюджетной политике государства. В связи с воздействием кризиса по рациональному исполнению расходов бюджета определяется их результативность в современных условиях. Также в статье рассмотрена тенденция распределения расходов бюджета на душу населения в субъектах РФ, которая, в свою очередь, демонстрирует неравномерность распределения расходов по субъектам. Метод. Оценка бюджетной политики регионов СКФО произведена на основе метода соотношения расходов консолидированного бюджета к населению соответствующего региона. Проведен анализ расходов регионального консолидированного бюджета республики Дагестан. Для проблемных регионов СКФО мероприятия, направленные в сторону бюджетной политики, имеют важное значение, так как проблема финансовой зависимости от федерального бюджета стоит очень остро. В исследовании использованы методы сравнений, статистического анализа и аналогий. Результаты. Проведенный анализ показал, что в основном бюджеты регионов СКФО направлены на финансирование социальных обязательств. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при составлении программ социально-экономического развития регионов. Выводы. Анализ расходов на душу населения также указывает на недофинансирование как социальных обязательств, так и других секторов. Соответственно необходимость увеличения бюджетных расходов является очевидной. Отсюда вытекает, что развитие экономики региона и рост налогового потенциала выходят на первый план политики субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE CURRENT STATE OF EXPENDITURE BUDGET FUNDS OF THE REGIONS OF THE NORTHERN FEDERAL DISTRICT

Goal. State budget expenditures play a significant role in the state's budget policy. In connection with the impact of the crisis on the rational execution of budget expenditures, their effectiveness in modern conditions is determined. The article also examines the trend of budget expenditures per capita in the subjects of the Russian Federation, which, in turn, demonstrates the uneven distribution of expenditures across the subjects. Method. Assessment of budgetary policy of regions skfo produced on the basis of the ratio of consolidated budget expenditures to the population of the region concerned. The analysis of expenditures of the regional consolidated budget of the Republic of Dagestan is carried out. For the problem regions of the Northern Federal district, measures aimed at budget policy are important, since the problem of financial dependence on the Federal budget is very acute. The research uses methods of comparisons, statistical analysis and analogies. Results. The analysis showed that the budgets of the regions of the North Caucasus Federal district are mainly aimed at financing social obligations. Scope of the results. The results of the research can be used in the preparation of programs for socio-economic development of regions. Conclusions. Analysis of per capita expenditures also points to underfunding of both social obligations and other sectors. Accordingly, the need to increase budget expenditures is obvious. It follows that the development of the region's economy and the growth of tax potential are at the forefront of the policy of the Russian Federation's subjects.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ РЕГИОНОВ СКФО»

Региональная экономика

УДК 336.146 ГАДЖИЕВА АИША Т ГАМЗА ТОВНА

к.э.н., научный сотрудник Института социально-экономических исследований ДФИЦ РАН,

e-mail: [email protected]

DOI: 10.26726/1812-7096-2020-03-41 -47 ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ РЕГИОНОВ СКФО

Аннотация. Цель. Расходы государственного бюджета играют весомую роль в бюджетной политике государства. В связи с воздействием кризиса по рациональному исполнению расходов бюджета определяется их результативность в современных условиях. Также в статье рассмотрена тенденция распределения расходов бюджета на душу населения в субъектах РФ, которая, в свою очередь, демонстрирует неравномерность распределения расходов по субъектам. Метод. Оценка бюджетной политики регионов СКФО произведена на основе метода соотношения расходов консолидированного бюджета к населению соответствующего региона. Проведен анализ расходов регионального консолидированного бюджета республики Дагестан. Для проблемных регионов СКФО мероприятия, направленные в сторону бюджетной политики, имеют важное значение, так как проблема финансовой зависимости от федерального бюджета стоит очень остро. В исследовании использованы методы сравнений, статистического анализа и аналогий. Результаты. Проведенный анализ показал, что в основном бюджеты регионов СКФО направлены на финансирование социальных обязательств. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при составлении программ социально-экономического развития регионов. Выводы. Анализ расходов на душу населения также указывает на недофинансирование как социальных обязательств, так и других секторов. Соответственно необходимость увеличения бюджетных расходов является очевидной. Отсюда вытекает, что развитие экономики региона и рост налогового потенциала выходят на первый план политики субъектов РФ. Ключевые слова: бюджет, регион, расходы субъекта РФ, бюджетная политика, расходы на душу населения.

GADZHIEVA AISHAT GAMZATOVNA

Ph. D. in Economics, researcher At the Institute of socio-economic research of the Russian Academy of Sciences,

e-mail: [email protected]

ASSESSMENT OF THE CURRENT STATE OF EXPENDITURE BUDGET FUNDS OF THE REGIONS OF THE NORTHERN FEDERAL DISTRICT

Abstract. Goal. State budget expenditures play a significant role in the state's budget policy. In connection with the impact of the crisis on the rational execution of budget expenditures, their effectiveness in modern conditions is determined. The article also examines the trend of budget expenditures per capita in the subjects of the Russian Federation, which, in turn, demonstrates the uneven distribution of expenditures across the subjects. Method. Assessment of budgetary policy of regions skfo produced on the basis of the ratio of consolidated budget expenditures to the population of the region concerned. The analysis of expenditures of the regional consolidated budget of the Republic of Dagestan is carried out. For the problem regions of the Northern Federal district, measures aimed at budget policy are important, since the problem of financial dependence on the Federal budget is very acute. The research uses methods of comparisons, statistical analysis and analogies. Results. The analysis showed that the budgets of the regions of the North Caucasus

Federal district are mainly aimed at financing social obligations. Scope of the results. The results of the research can be used in the preparation of programs for socio-economic development of regions. Conclusions. Analysis of per capita expenditures also points to underfunding of both social obligations and other sectors. Accordingly, the need to increase budget expenditures is obvious. It follows that the development of the region's economy and the growth of tax potential are at the forefront of the policy of the Russian Federation's subjects.

Keywords: budget, region, expenditures of the subject of the Russian Federation, budget policy, expenditures per capita.

Повышение эффективности бюджетных расходов обозначено в Послании Президента РФ как одно из направлений развития инновационной экономики. Помимо этого, стратегия социально-экономического развития в целом направлена на оптимизацию расходов бюджета, где их эффективное и рациональное распределение выходит на первый план. Оценка эффективности бюджета актуальная и весьма сложная тема.

В экономической литературе широко используется метод оценки расходов бюджета, который заключается в падении или росте получаемого коэффициента путем отношения суммы расходов, которые были осуществлены в определенный период к величине ВВП на тот же период времени. Учитывать воздействие кризиса на бюджетную политику в целом является одним из важных составляющих оценки.

С момента введения санкций субъекты РФ столкнулись с кризисом, что, несомненно, повлияло на формирование и расходование их бюджетов. Региональная бюджетная политика стала зависит от факторов внешнего воздействия. Вследствие того, что субъекты РФ различаются по доходной структуре, дотационности и другим факторам, влияние кризиса ощутили регионы в разной степени.

Бюджет субъектов Федерации, согласно его определению в законодательных документах, выступает фондом образования и расходования бюджетных средств, при этом расходам бюджета отводится значительная роль, так как именно от них зависит, насколько целесообразно и рационально выполняются функции бюджета.

Расходы бюджета формируются исходя из расходных обязательств, которые, в свою очередь, установлены законодательством РФ.

Обязательства расходов по региону формируются:

- законами и нормативно-правовыми актами, принятыми на территории региона;

- заключением договоров бюджетными организациями от имени субъекта РФ;

- законами и нормативно-правовыми актами, позволяющими предоставлять из бюджета региона межбюджетные трансферты местным бюджетам, направленным на текущие расходы;

- законами и нормативно-правовыми актами, регламентирующими выполнение полномочий, возложенных на субъекты РФ.

В зависимости от статей расходов финансирование расходов осуществляется из разных источников. Согласно БК РФ, обязательства по расходам, возложенным на субъекты РФ, формируют органы государственной власти региона. Исполнение расходных обязательств осуществляется за счет собственных средств, а также источников финансирования дефицита бюджета, за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета.

Исключения составляют случаи превышения нормативов, в таком случае финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации [1].

Главной задачей региональных органов власти выступает обеспечение экономического и социального развития территорий, находящихся под их ведомственном управлении.

Структура расходов бюджета зависит от устройства государства; действующих прав; важное значение имеет место государства на международной арене и т. д.

Расходы бюджета условно подразделены на три подкатегории. Это обязательные, социальные и экономические расходы. Общими для всех бюджетов бюджетной системы являются следующие разделы, которые, в свою очередь, также прописаны в БК РФ [1].

Региональные проблемы преобразования экономики, №3, 2020

Для решения этой задачи в Бюджетном кодексе расходы подразделяют на соответствующие статьи.

- Общегосударственные вопросы.

Сюда подпадают все статьи, касающиеся обеспечения функционирования должностных лиц органов государственной власти. Помимо перечисленных статей к общегосударственным расходам относится обеспечение деятельности органов финансово-бюджетного надзора (таможенные и налоговые органы).

- Национальная оборона.

К национальной обороне относятся все статьи расходов, касающиеся области обороны страны.

- Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.

- Расходы в области безопасности граждан и органов исполнения наказаний.

- Национальная экономика.

- Все расходы, связанные с экономическим развитием.

- Жилищно-коммунальное хозяйство.

- Охрана окружающей среды.

- Образование.

- Культура, кинематография.

- Здравоохранение.

- Социальная политика.

- Физическая культура и спорт.

- Средства массовой информации.

- Обслуживание государственного (муниципального) долга.

- Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации [1].

Как было указано выше, расходы бюджета субъектов РФ включает денежные средства, направленные на выполнение функций и задач субъекта РФ. Бюджетная политика региона напрямую зависит от направлений расходования бюджетных средств субъекта. Именно на уровне региона осуществляется предоставление услуг населению в наиболее значимых направлениях (социальное обеспечение, образование и т.д.).

В 2018 г. распределение расходов консолидированного бюджета по регионам СКФО выглядело следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Расходы консолидированных бюджетов в 2018 г. республик СКФО

Во всех регионах СКФО здравоохранение, образование и национальная экономика являются основными статьями расходования бюджетных средств. В данном распределении расходов по бюджету субъектов СКФО основным фактором выступает количество населения; если мы рассмотрим распределение расходов бюджета на душу населения, то перед нами открывается следующая картина. (см. рис. 2) [12. С. 971].

СТ4ВРР ГлнкТ - Тагар-стаи

рд РИ ЧЬИ «ЧР РСОА ЧР МИЛЫ |<И41 Моснва Пртер

край

■ Тыс.р. 34 4? 3) 45 42 ] 86 109 аз

Рис. 2. Расходы консолидированных бюджетов регионов РФ на душу населения в 2018 г.

Среди регионов СКФО по расходам на душу населения лидирует Чеченская Республика (57,5 тыс. руб.), Республика Дагестан занимает предпоследнее место (34 тыс. руб.) после Ставропольского края. Для сравнения с развитыми регионами: Москва 186 тыс. руб., Санкт-Петербург 109 тыс. руб. на душу населения [12. С. 966].

Неравномерность экономического развития, присущая субъектам РФ, несомненно, вызывает диспропорцию, в частности, в распределении расходов бюджета. Так, по расходам на душу населения регионы СКФО находятся на последних позициях среди регионов страны. Республика Дагестан - 85-е место, Кабардино-Балкарская Республика -75-е, Карачаево-Черкесская Республика - 68-е, Ингушетия - 83-е, Северная Осетия-Алания -74-е, Ставропольский край -82-е, Чеченская Республика - 79-е.

В любом государстве бюджет выполняет функции, направленные на социально-экономическое развитие страны в целом. В России бюджет выполняет такие же функции, но в отличие от зарубежных стран он выступает тем механизмом, который перераспределяет весь ВВП в стоимостном выражении.

Расходы бюджета играют важную роль как в целом для государства, так и отдельно взятых регионов. Регионы, бюджет которых в большей части состоит из федеральных трансфертов, должны производить расходы согласно необходимости и значимости в первоочередном порядке.

Экономические отношения, возникающие по поводу перераспределения расходов бюджетных средств, имеют количественный и качественный характер.

Качественная характеристика проявляется в назначении конкретного вида расходов, а количественная соответственно определяет величину этих расходов в определенный промежуток времени.

Несомненно, каждый регион преследует цель экономического развития, но на деле региональные бюджеты в большей части направлены на обеспечение социальных обязательств, и ориентация бюджетных средств на экономическое развитие остается у тех субъектов, которые в меньшей степени зависимы от федерального центра. В связи с этим возникает вопрос: как сделать так, чтобы бюджет был не только социально ориентирован, но и нацелен на экономическое развитие.

Особую роль, даже можно сказать ключевую, играет принцип сбалансированности бюджета, который заключается в соответствии доходов расходам бюджета. Казалось бы, основным выходом в данной ситуации является формирование бездефицитного бюджета, но, как показывает практика, подобного очень сложно добиться (рис. 3).

Если просмотреть бюджет отдельно взятого региона СКФО, например Республики Дагестан, за последние восемь лет, мы видим, что в бюджете региона профицит наблюдается в 2017-2018 гг.

При этом Республика Дагестан вышла на первое место по профициту консолидированного бюджета в соотношении к налоговым и неналоговым доходам по стране. Учитывая, что для региона характерен низкий уровень самодостаточности, профицит бюджета может быть обусловлен дотациями вышестоящих бюджетов.

Региональные проблемы преобразования экономики, №3, 2020

но

120

100

40

Н}

I доходы

I РАСКОЛЫ

111111111

гото гон_гиг ггаз_го» гет5_го1б гиг гив

Рис. 3. Показатели сбалансированности бюджета за период с 2010 по 2018 гг. [18]

Бюджет Республики Дагестан на протяжении продолжительного периода времени был дефицитным. Анализ показателей сбалансированности бюджета региона показал, что до 2016 г. регион тратил больше, чем зарабатывал, соответственно увеличивался государственный долг региона.

Из основных причин дефицитного состояния бюджета можно выделить следующие причины:

1. Кризис предприятий, а также снижение их прибыльности.

Касаемо конкретно Республики Дагестан, большая часть предприятий здесь сосредоточены в малом предпринимательстве, где нестабильность и неустойчивость проявляется более интенсивно, нежели в других сферах экономики.

2. Теневая экономика в регионе.

Данный пункт имеет место быть в регионе. По мнению экспертов, в Республике Дагестан теневой сектор достигает около 40%.

3. Неоспоримый факт: высокодотационный бюджет в силу распределения на обеспечение социальных обязательств фактически не обеспечивает средств на развитие экономики.

Начиная с 2016 г. ситуация изменилась, и в 2018 г. профицит бюджета к его расходам составлял почти 10%, что является необычным «явлением» для бюджета проблемного региона.

Субъекты РФ вправе самостоятельно расставлять приоритеты по финансированию статей расходов согласно бюджетной классификации. В основном расходы бюджета ориентированы по таким статьям, как здравоохранение, социальная политика, финансовое обеспечение образования и культуры.

Величина расходов бюджета на душу населения различается не только по федеральным округам, но и по регионам, входящим в эти округа. Так, в регионах СКФО мы рассмотрели основные статьи расходов на душу населения (см. табл.). Показатели были получены путем отношения расходов консолидированного бюджета к населению региона.

Расходы бюджета регионов СКФО на душу населения в 2018 г.*

Регионы СКФО Общегос. расходы Нац. экономика ЖКХ Образование Здравоохранение

Ставропольский край 3,2 12,3 2 12,4 2,5

Республика Дагестан 2,4 10 1,4 13,6 1,6

Республика Ингушетия 3,2 17 2,2 21,5 1,5

Кабардино-Балкарская Республика 3,2 10,7 0,8 13,3 2,8

Республика Северная -Осетия Алания 2,4 11,2 2,1 16,1 4,7

Чеченская Республика 4,9 17 1,5 21,5 3

Карачаево-Черкесская Республика 4 15,2 6,5 18,7 5

*Источник: расчеты автора по данным gks.ru.

По данным таблицы мы видим, как различаются показатели той или иной статьи расходов в зависимости от региона. Так, если в Ставропольском крае на образование одного жителя расходуется 12,4 тыс. руб., в Республике Ингушетия данный показатель равен 21,5 тыс. руб. в год [12. С. 967].

Проведенный анализ показал, что в основном бюджеты регионов СКФО направлены на финансирование социальных обязательств. Анализ расходов на душу населения также указывает на недофинансирование, что приводит к выводу о необходимости увеличения бюджетных расходов. Отсюда вытекает, что развитие экономики региона и рост налогового потенциала выходят на первый план политики субъектов РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. БКРФ. - URL : www.consultant.ru.

2. Алексейчева, Е. Ю., Куломзина, Е. Ю., Магомедов, М. Д. Налоги и налогообложение : учебник для бакалавров. - М., 2017.

3. Афанасьев, Р. С., Голованова, Н. В. Оценка эффективности бюджетных расходов : федеральный и региональный опыт // Финансовая аналитика : проблемы и решения. 2016. № 2 . С. 57.

4. Ахмедуев, А. Ш., Рабаданова, К. А. Инновационный потенциал модернизации экономики Дагестана // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 4 (38). С. 269-280.

5. Багданова, Л. В. Теоретические основы оценки расходов регионального бюджета // Региональная экономика и управление. 2015.

6. Башкирова, В. Е. Государственные расходы. Расход федерального бюджета // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 (58). С. 458-460.

7. Гаджиева, А. Г. Современное состояние, особенности формирования и исполнения бюджетов СКФО//Вопросы структуризации экономики. 2019. № 1. С. 90-92.

8. Курченко, Л. Ф. Бюджетная политика Российской Федерации : учеб. пособие для студентов. - М., 2010.

9. Маршавина, Л. Я. К вопросу о налоговых расходах бюджета России // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2012. № 11 (53). С. 15-17.

10. Панскова, Р. Г. Проблемы формирования расходов бюджета // Вестник Финансовой академии. 1997. № 3 (3). С. 51-59.

11. Петросянц, В. З., Дохолян, С. В., Деневизюк, Д. А. Проблемные регионы : экономическая политика в условиях федерализма // Экономика и управление. 2017. № 11 (145). С. 43-52.

12. Регионы России : социально-экономические показатели 2018 г. -М., 2018. С. 967-987.

13. Саранцев, В. Н. Оценка эффективности бюджета и бюджетной политики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 5 (29). С. 128-129.

14. Синелобов, А. В. Региональные аспекты бюджетной политики // Вестник АКСОР. 2009. № 3 (10). С. 225-227.

15. Татуев, А. А. Модернизация расходов региональных бюджетов // Финансы и кредит. 2012. № 13 (493). С. 27-35.

16. Хитущенко, Р. В. Бюджетная политика как составляющая финансовой политики // Теория и практика управления социально-экономическим развитием территорий на различных хозяйственных уровнях : сб. материалов Всероссийской национальной конференции. 2020. С. 7-11.

17. Яшина, Н. И., Гришунина, И. А. Совершенствование управления региональными финансами с учетом оценки риска функциональных расходов бюджетов территории // Финансы и кредит. 2005. № 34 (202). С. 2-14.

18. URL : budget.gov.ru.

References:

1. BKRF. - URL : www.consultant.ru.

2. Aleksejcheva, E. YU., Kulomzina, E. YU., Magomedov, M. D. Nalogi i nalogooblozhenie : uchebnik dlya bakalavrov. - M., 2017.

3. Afanas'ev, R. S., Golovanova, N. V. Ocenka effektivnosti byudzhetnyh raskhodov : federal'nyj i regional'nyj opyt //Finansovaya analitika : problemy i resheniya. 2016. № 2 . S. 57.

4. Ahmeduev, A. SH., Rabadanova, K. A. Innovacionnyj potential modernizacii ekonomiki Dagestana // Re-gional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2013. № 4 (38). S. 269-280.

5. Bagdanova, L. V. Teoreticheskie osnovy ocenki raskhodov regional'nogo byudzheta // Regional'naya ekonomika i upravlenie. 2015.

6. Bashkirova, V. E. Gosudarstvennye raskhody. Raskhod federal'nogo byudzheta // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2016. № 2 (58). S. 458-460.

7. Gadzhieva, A. G. Sovremennoe sostoyanie, osobennosti formirovaniya i ispolneniya byudzhetov SKFO// Vo-prosy strukturizacii ekonomiki. 2019. № 1. S. 90-92.

8. Kurchenko, L. F. Byudzhetnaya politika Rossijskoj Federacii: ucheb. posobie dlya studentov. - M., 2010.

9. Marshavina, L. YA. K voprosu o nalogovyh raskhodah byudzheta Rossii // Vestnik Rossijskogo ekonomich-eskogo universiteta imeni G.V. Plekhanova. 2012. № 11 (53). S. 15-17.

10. Panskova, R. G. Problemy formirovaniya raskhodov byudzheta // Vestnik Finansovoj akademii. 1997. № 3 (3). S. 51-59.

Региональные проблемы преобразования экономики, №3, 2020

11. Petrosyanc, V. Z., Doholyan, S. V., Denevizyuk, D. А. РгоЬ1етпуе regiony : ekonomicheskaya роНШа V usloviyah federalizma //Ekonomika i иргаукте. 2017. № 11 (145). S. 43-52.

12. Regiony Rossii: social'no-ekonomicheskiepokazateli 2018 g. -М., 2018. S. 967-987.

13. Sarancev, V. N. Ocenka effektivnosti byudzheta i byudzhetnoj ро1ШМ // Vestnik Saratovskogo gosudarstven-nogo social'no-ekonomicheskogo universiteta. 2009. № 5 (29). S. 128-129.

14. Sinelobov, А. V. Regional'nye aspekty byudzhetnojро1ШМ // Vestnik AKSOR. 2009. № 3 (10). S. 225-227.

15. Tatuev, А. А. Modernizaciya raskhodov regional'nyh byudzhetov // Finansy i kredit. 2012. № 13 (493). S. 27-35.

16. Hitushchenko, R. V. Byudzhetnaya politika kak sostavlyayushchaya finansovoj ро1ШМ // Teoriya i praktika upravleniya social'no-ekonomicheskim razvitiem territorij na razlichnyh hozyajstvennyh urovnyah : materi-alov Vserossijskoj nacional'noj konferencii. 2020. S. 7-11.

17. YAshina, N. I., Grishunina, I. А. Sovershenstvovanie upravleniya regional'nymi finansami s uchetom осепМ riska funkcional'nyh raskhodov byudzhetov territorii //Finansy i kredit. 2005. № 34 (202). S. 2-14.

18. URL : budget.gov.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.