Научная статья на тему 'Бюджетная политика регионов СКФО: современное состояние и пути совершенствования'

Бюджетная политика регионов СКФО: современное состояние и пути совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТЫ / РЕГИОНЫ СКФО / BUDGET POLICY / TAXES / EFFICIENCY / REVENUES BUDGETS / REGIONS OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиева Аишат Гамзатовна

Регионы, перешедшие в статус «дотационных» в прошлом, были весьма благополучными с высоким промышленно-производственным потенциалом. На сегодняшний день те регионы, бюджет которых в большей степени зависит от внешних источников финансирования, в основном «аграрные» регионы. Неравенство бюджетной обеспеченности выступает основной проблемой в межбюджетных отношениях. Метод. Проблема финансовой зависимости от федерального бюджета очень остро стоит для республик Северо-Кавказского федерального округа. Так, Республика Дагестан в 2017 г. занимала первое место в стране по данному показателю. Налоговые доходы бюджета выступают основным каркасом, формирующим и характеризующим социально -экономическое состояние регионов. Именно налогам, формирующим собственную доходную часть, уделяется наибольшее внимание, так как они являются индикаторами развития экономики региона. Результаты. В статье проводится оценка эффективности бюджетной политики, используя балльный метод оценки регионов СКФО. Расчеты проводятся как по консолидированному бюджету, так и по региональному, что позволит оценить современное состояние бюджетной политики регионов. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при прогнозировании доходов регионального бюджета. Выводы. Рассмотрены меры, предпринимаемые государством для формирования и совершенствования бюджетной политики субъектов СКФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGET POLICY OF THE REGIONS OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT: MODERN STATUS AND WAYS OF IMPROVEMENT

Regions that have passed into the status of "subsidized" in the past, were very prosperous with high industrial and production potential. To date, those regions whose budget is more dependent on external sources of financing-mainly "agricultural" regions. Inequality of budget provision is the main problem in inter-budgetary relations. Method. The problem of financial dependence on the Federal budget is very acute for the republics of the North Caucasus Federal district. Thus, the Republic of Dagestan in 2017 ranked first in the country in this indicator. Tax revenues of the budget are the main framework that forms and characterizes the socio-economic state of the regions. It is taxes that form their own revenue part that receive the most attention, as they are indicators of the development of the region's economy. Results. The article assesses the effectiveness of budget policy using the point method of assessing the regions of the North Caucasus Federal district. Calculations are carried out both on the consolidated budget, and on regional that will allow to estimate a current state of budgetary policy of regions. The scope of the results. The results of the study can be used in forecasting regional budget revenues. Summary. The measures taken by the state for the formation and improvement of the budget policy of the subjects of the North Federal district are considered.

Текст научной работы на тему «Бюджетная политика регионов СКФО: современное состояние и пути совершенствования»

336.143.2 ГАДЖИЕВА АИША Т ГАМЗА ТОВНА

к.э.н., научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН»,

e-mail: aishat86.86@mail.ru

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНОВ СКФО: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация. Регионы, перешедшие в статус «дотационных» в прошлом, были весьма благополучными с высоким промышленно-производственным потенциалом. На сегодняшний день те регионы, бюджет которых в большей степени зависит от внешних источников финансирования, — в основном «аграрные» регионы. Неравенство бюджетной обеспеченности выступает основной проблемой в межбюджетных отношениях. Метод. Проблема финансовой зависимости от федерального бюджета очень остро стоит для республик Северо-Кавказского федерального округа. Так, Республика Дагестан в 2017 г. занимала первое место в стране по данному показателю. Налоговые доходы бюджета выступают основным каркасом, формирующим и характеризующим социально -экономическое состояние регионов. Именно налогам, формирующим собственную доходную часть, уделяется наибольшее внимание, так как они являются индикаторами развития экономики региона. Результаты. В статье проводится оценка эффективности бюджетной политики, используя балльный метод оценки регионов СКФО. Расчеты проводятся как по консолидированному бюджету, так и по региональному, что позволит оценить современное состояние бюджетной политики регионов. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при прогнозировании доходов регионального бюджета. Выводы. Рассмотрены меры, предпринимаемые государством для формирования и совершенствования бюджетной политики субъектов СКФО.

Ключевые слова: бюджетная политика, налоги, эффективность, доходы бюджеты, регионы СКФО.

GADZHIEVA AISHAT GAMZATOVNA

Ph. D., researcher, FSB "Institute of socio-economic research, Dagestan scientific center RAS»,

e-mail: aishat86.86@mail.ru

BUDGET POLICY OF THE REGIONS OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT: MODERN STATUS AND WAYS OF IMPROVEMENT

Abstract. Regions that have passed into the status of "subsidized" in the past, were very prosperous with high industrial and production potential. To date, those regions whose budget is more dependent on external sources of financing-mainly "agricultural" regions. Inequality of budget provision is the main problem in inter-budgetary relations. Method. The problem of financial dependence on the Federal budget is very acute for the republics of the North Caucasus Federal district. Thus, the Republic of Dagestan in 2017 ranked first in the country in this indicator. Tax revenues of the budget are the main framework that forms and characterizes the socio-economic state of the regions. It is taxes that form their own revenue part that receive the most attention, as they are indicators of the development of the region's economy. Results. The article assesses the effectiveness of budget policy using the point method of assessing the regions of the North Caucasus Federal district. Calculations are carried out both on the consolidated budget, and on regional that will allow to estimate a current state of budgetary policy of regions. The scope of the results. The results of the study can be used in forecasting regional budget revenues. Summary. The measures taken by the state for the formation and improvement of the budget policy of the subjects of the North Federal district are considered.

Keywords: budget policy, taxes, efficiency, revenues budgets, regions of the North Caucasus Federal district.

Согласно определению бюджетной политики как совокупности мер, принимаемых государством для определения основных направлений развития бюджетных отношений, бюджету отводится основное место в бюджетной политике. Бюджетная политика любой страны исходит из сбалансированного бюджета по доходам и расходам.

Регионы СКФО относятся к регионам, где практически отсутствует экономический фундамент. Высока доля трансфертов в бюджете, что обусловлено невозможностью предъявлять свои позиции при формировании региональной экономики. Наличие данных факторов сводит роль государственной бюджетной политики к приоритетному рангу, что, в свою очередь, предопределяет рассмотрение ее более детально.

Из вышесказанного можно сделать выводы, что регионы СКФО отличаются высоким уровнем безработицы, слабой экономической базой, высокой долей «теневой экономики», конфликтами религиозного характера и т. д. Все эти отличия присущи субъектам СКФО, кроме Ставропольского края. Если говорить об отдельно взятом регионе СКФО, внимание заслуживает Республика Дагестан, именно этот регион последнее время известен громкими уголовными делами хищения бюджетных средств.

Налоговые доходы бюджета выступают основным каркасом, формирующим и характеризующим социально-экономическое состояние региона в целом. Именно налогам, формирующим собственную доходную часть, уделяется наибольшее внимание, так как они являются индикаторами развития экономики региона. Налоговые доходы бюджета Республики Дагестан в основном сформированы из четырех налогов. В большей степени из налога на доходы физических лиц [9, с. 96].

Обеспечение сбалансированного развития субъектов Российской Федерации, включающее создание эффективной экономики регионов, развитие социальной сферы, устранение диспропорций социально-экономического развития страны, во многом обусловлено формированием и развитием бюджетов субъектов РФ. Существующая на сегодняшний день система бюджетного распределения финансовых ресурсов для выравнивания социально-экономического состояния регионов страны, с одной стороны, выступает тормозящим фактором развития депрессивных регионов. Так как отсутствие стимула к экономическому росту, определяемое гарантированной финансовой поддержкой вышестоящих бюджетов, влечет сдерживание развития субъекта в целом. Подобную ситуацию можно рассматривать с разных позиций, как с положительной, так и с отрицательной. Положительная сторона проявляется в гарантированном обеспечении финансирования основных блоков социально-экономического направления региона, платежеспособность которого не способна покрыть свои расходы. Отрицательная сторона выступает в отсутствии возможности формирования долгосрочной социально-экономической политики регионами в силу высокой зависимости от внешнего источника финансирования.

Формирование региональных бюджетов в основном базируется на налоговом потенциале субъекта, так как собственные доходы региона в большей части формирует налоговые доходы. Оценка эффективности налогового исполнения субъекта, в свою очередь, позволит трезво оценить состояние региональной экономики, поиск путей наращивания налогового потенциала субъекта.

В соответствии с направлениями развития бюджетной политики Республики Дагестан на период 2019-2021 гг. ориентиры ее развития полностью зависят от подходов формирования регионального бюджета. В связи с чем при оценке эффективности бюджетной политики региона мы основываемся на методику, предложенную Тишутиной О.И., расчеты по которой производятся непосредственно по региональному бюджету.

Для оценки эффективности бюджетной политики по методике, предложенной Тишутиной О.И., необходимо произвести расчет фактических значений бюджетных показателей. Данные показатели следует рассчитывать как по консолидированному бюджету, так и по региональному. Оценку эффективности бюджетной политики производят, используя балльный метод. Данный прием используется, дабы избежать разнонаправленности оценок расчетных показателей. (см. табл. 1).

В табл. 1 приведены показатели, которые позволят произвести оценку эффективности бюджетной политики, используя балльный метод.

Таблица 1

Показатели оценки эффективности бюджетной политики региона*

Показатель Значение показателей, рассчитанных по бюджету Балл

Консолид. бюджет Региональный бюджет

Уд, % - - +2

<10 <10 +1

<15 <15 0

>15 >15 -1

Ип >1 >1 +2

=1 =1 +1

>0,95 >0,95 0

<0,95 <0,95 -1

Уда, % >20 >20 +2

10-19 10-19 +1

5-9 5-9 0

<5 <5 -1

Удн, % <80 <80 +2

<90 <90 +1

<95 <95 0

95> 95> -1

Убд Показатель растет, темпы роста опережают уровень инфляции +2

Показатель растет, но темпы роста ниже уровня инфляции +1

Показатель не возрастает 0

Показатель снижается -1

Сбо Показатель растет, темпы роста опережают уровень инфляции +2

Показатель растет, но темпы роста ниже уровня инфляции +1

Показатель не возрастает 0

Показатель снижается -1

Иэб >1 +2

=1 +1

>0,95 0

<0,95 -1

*Источник: URL : http://auditfm.eom/fm/2008/2/Tishutina/Tishutina%20.pdf.

Расчет данных показателей для Республики Дагестан показал итоговых 3 балла в 2017 г. (см. табл. 2). За последние годы итоговые баллы 2017 и 2011 гг. не изменились и находятся в плоскости дотационного региона, требующего значительного участия федерального центра в формировании бюджета.

Таблица 2

Результаты расчетов показателей оценки эффективности для Республики Дагестан*

Показатели 2017 г. Балл 2011 г. Балл

Уд 2% 0 3% 0

Удн 93% 0 94% 0

Ип 1,03 0 0,9 -1

Убд 35 091 +2 23 984 +2

Сбо 33 934 +2 25 618 +2

Иэб 0,93 -1 1 1

Итоги - 3 - 4

*Источник: составлено автором по расчетам стат. сборника «Регионы России 2018 г.» [3].

Бюджет региона в 2018 г. на 67% (в 2017 г. 70%) состоял из безвозмездных перечислений вышестоящих бюджетов. Всего в консолидированный бюджет региона поступило 119,8 млрд руб., из них 36,5 млрд. руб. приходятся на налоговые сборы и платежи. Плановые показатели по поступлению налоговых сборов перевыполнены более чем на 2 млрд рублей в 2018 г. [2].

При формировании бюджетной политики бюджетному потенциалу отводится важная роль, в свою очередь, степень открытости экономики для формирования бюджетного потенциала, как в рамках государства, так и в конкретном регионе, немаловажна. Открытость экономики подразумевает формирование условий, способствующих мобильности факторов, которые приводят к свободному перемещению факторов производства и экономических ресурсов в пространстве. Мобильность фактора производства или экономических ресурсов играет на руку предприятия. Отсюда возникает тесная взаимосвязь между необходимостью обеспечения условий для мобильности факторов производства и ресурсов, с одной стороны, и потребностью в пространственной мобильности налогового потенциала предприятий (организаций) и домохозяйств, с другой стороны.

Налоговый потенциал рассматривают как элемент бюджетного потенциала. Налоговый потенциал выступает основой для формирования базы налоговых доходов бюджета, в то время как бюджетный потенциал включает как налоговую базу, так и базу формирования неналоговых доходов, возможности получения финансовой помощи, а также способности осуществления заимствования на финансовых рынках. При этом бюджетный потенциал довольно тесно связан с большинством элементов налогов, а именно: объектом налогообложения, налоговой базой, налоговыми ставками и налоговыми льготами. Данные элементы налогов оказывают прямое влияние на формирование и развитие бюджетного потенциала региона [17, с. 71].

Бюджетная политика как страны, так и региона направлена на обеспечение финансовой и социальной стабильности. Одним из новшеств в бюджетной политики выступает проектное управление, реализуемое в рамках госпрограмм. Данное направление было реализовано в рамках федерального бюджета РФ. В итоге оно оказалось формальным, так как не использовалось в формировании и реализации госпрограмм [13, с. 94].

Бюджетная политика Республики Дагестан на период с 2019 по 2021 гг. направлена на решение следующих задач:

- повышение уровня жизни населения;

- стимулирование инвестиционной активности;

- поддержка реального сектора экономики РД.

Правительство региона предпринимает меры по оздоровлению финансовой системы, одной из них является Программа «Финансового оздоровления и социально-экономического развития Республики Дагестан» от 31 октября 2018 г. Данная программа включает следующие меры:

1) меры по увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов;

2) меры по финансовому оздоровлению муниципальных образований;

3) меры по оптимизации расходов;

4) оптимизация бюджетной сети;

5) создание централизованных бухгалтерий;

6) оптимизация мер социальной поддержки;

7) меры по совершенствованию межбюджетных отношений на региональном уровне в части перераспределения и увеличения доходов;

8) меры по сокращению государственного и муниципального долга [5].

Возможность существования недотационного сбалансированного бюджета в регионах СКФО подразумевает проведение колоссальной работы как по стимулированию экономического роста республик, привлечению инвестиций, так и преобразованию базовых социально-экономических блоков. Реализация предложенных мер, несомненно, будет способствовать развитию бюджетной политики региона.

Основным пунктом по реализации программы, на наш взгляд, является своевременное и адресное выполнение этих и других мероприятий по оздоровлению бюджетной политики. Мы можем рассуждать об отсутствии развитой сферы производства, которая, в свою очередь, выступает основным источником пополнения бюджета любого региона, но, если пренебрегать

такими важными составляющими, как дисциплина и ответственность на протяжении всех звеньев реализации того или иного мероприятия по совершенствованию региональной не только бюджетной политики, но и всей экономики, существенных сдвигов мы не добьемся.

Литература

1. nalog.ru

2. URL : http://budget.gov.ru.

3. Бюджетный кодекс РФ. - URL : http://www.consultant.ru.

4. Федеральный закон от 29.11.2018 N 459-ФЗ о Федеральном бюджете на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг.

5. Программа «Финансового оздоровления и социально-экономического развития Республики Дагестан на 2018-2020 гг.» от 31 октября 2018г. - URL : http://docs.cntd.ru/document/550233164.

6. Алексейчева, Е. Ю., Куломзина, Е. Ю., Магомедов, М. Д. Налоги и налогообложение : учебник для бакалавров. - М., 2017.

7. Арсланов, Ш. Д. К вопросу о прогнозировании региональной экономики // Социально-экономические аспекты развития современного общества : материалы международной научно-практической конференции. 2012. С. 35-36.

8. Багомедов, М. А. Макроэкономическая стабилизация в России и её особенности в проблемных регионах СКФО //Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 9 (83). С. 49-56.

9. Гаджиева, А. Г., Керимов, С. Г. Оценка эффективности исполнения регионального бюджета по доходам //Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 6 (80). С. 91-97.

10. Гималетдинова, Э. Р. Влияние экономического кризиса на бюджетную политику РФ // Региональная экономика в контексте современности : материалы V Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2017. С. 238-240.

11. Гираев, В. К. Структура и динамика налоговых поступлений и их территориальных диспропорций // Налоги и налогообложение. 2014. № 3. DOI: 10.7256/1812-8688.2014.3.11566.

12. Курченко, Л. Ф. Бюджетная политика Российской Федерации : учеб. пособие для студентов экономических специальностей, слушателей образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. - М. : Гос. образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский городской университет управления Правительства Москвы», 2010.

13. Паламарь, В. И. Государственные программы и их место в бюджетной политике Российской Федерации // Современная экономика : актуальные вопросы, достижения и инновации : сб. статей XXIV международной научно-практической конференции. 2019. C. 93-95.

14. Петросянц, В. З., Дохолян, С. В., Деневизюк, Д. А. Проблемные регионы : экономическая политика в условиях федерализма // Проблемы развития национальной экономики в условиях глобальных инновационных преобразований : материалы всероссийской научно-практической конференции ; под ред. Казие-вой Ж.Н. 2018. С. 7-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Регионы России. Социально-экономические показатели 2018 г. - URL : http://www.gks.ru.

16. Тишутина, О. И. Методология анализа бюджета приграничного региона на примере субъектов РФ // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 2. - URL : http://www.auditfin.com/fin/2008/2/Tishutina/ Tishutina%20.pdf.

17. Ткачева, Т. Ю. Региональные особенности формирования бюджетного потенциала в современной бюджетно-налоговой политике // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 3. С. 67-74.

References:

1. nalog.ru

2. URL : http://budget.gov.ru.

3. Byudzhetnyj kodeks RF. - URL : http://www.consultant.ru.

4. Federal'nyj zakon ot 29.11.2018 N 459-FZ o Federal'nom byudzhete na 2019 g. i na planovyj period 2020 i 2021 gg.

5. Programma «Finansovogo ozdorovleniya i social'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Dagestan na 2018-2020gg.» ot 31 oktyabrya 2018g. - URL : http://docs.cntd.ru/document/550233164.

6. Aleksejcheva, E. YU., Kulomzina, E. YU., Magomedov, M. D. Nalogi i nalogooblozhenie : uchebnik dlya bakalavrov. - M., 2017.

7. Arslanov, SH. D. K voprosu o prognozirovanii regional'noj ekonomiki // Social'no-ekonomicheskie aspekty razvitiya sovremennogo obshchestva : materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2012. S. 35-36.

8. Bagomedov, M. A. Makroekonomicheskaya stabilizaciya v Rossii i eyo osobennosti v problemnyh regionah SKFO //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2017. № 9 (83). S. 49-56.

9. Gadzhieva, A. G., Kerimov, S. G. Ocenka effektivnosti ispolneniya regional'nogo byudzheta po dohodam // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2017. № 6 (80). S. 91-97.

10. Gimaletdinova, E. R. Vliyanie ekonomicheskogo krizisa na byudzhetnuyu politiku RF // Regional'naya ekonomika v kontekste sovremennosti : materialy VMezhdunarodnoj nauchnoj konferencii studentov, aspiran-tov i molodyh uchenyh. 2017. S. 238-240.

11. Giraev, V. K. Struktura i dinamika nalogovyh postuplenij i ih territorial'nyh disproporcij // Nalogi i nalogooblozhenie. 2014. № 3. DOI: 10.7256/1812-8688.2014.3.11566.

12. Kurchenko, L. F. Byudzhetnaya politika Rossijskoj Federacii : ucheb. posobie dlya studentov ekonomich-

eskih special'nostej, slushatelej obrazovatel'nyh programm professional'noj perepodgotovki i povysheniya куаИ/1касИ. - М. : Gos. obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego professional'nogo obrazovaniya «Moskovskij gorodskoj ип^епчШ иргауктуа РгауЫе1^руа Мо,?куу», 2010.

13. Ра1атаг', V. I. Gosudarstvennye programmy i ih mesto V byudzhetnoj роНИке Rossijsкoj Federacii // Sov-гетеппауа ekonomika : акШаГпуе уорго&у, dostizheniya i тпоуаси : statej XXIV mezhdunarodnoj паис^ по-ргак^^е&'^ коп/егепсИ. 2019. С. 93-95.

14. Petrosyanc, V. ¿., Doholyan, S. V., Denevizyuk, D. А. РгоЬ1етпуе regiony : ekonomicheskaya ро1Шка V usloviyah federalizma // РгоЬ1ету razvitiya nacional'noj ekonomiki V usloviyah global'nyh innovacionnyh preobrazovaтj : materialy nauchno-prakticheskoj коп/егепсИ ; pod red. Kazievoj 1НМ. 2018. S. 7-22.

15. Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli 2018 g. - URL : http://www.gks.ru.

16. О. I. Metodologiya analiza byudzheta prigranichnogo regiona па рптеге subëktov RF//Audit i /тат'оуу) analiz. 2008. № 2. - URL : http://www.auditfin.com/fm/2008/2/Tishutma/Tishutma%o20.pdf.

17. Тка^еуа, Т. Уи. Regional'nye о&'оЬеппо&И formirovaniya byudzhetnogo potenciala V sovremennoj byudzhetno-nalogovoj роН^ке //Izvestiya YUgo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomi-ка. Sociologiya. Menedzhment. 2014. № 3. S. 67-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.