Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОСТАВА И СТРУКТУРЫ РАСХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ'

ОЦЕНКА СОСТАВА И СТРУКТУРЫ РАСХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1029
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСХОДЫ / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ / EXPENDITURES / LOCAL BUDGETS / THE DIRECTION OF OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рабаданова Джамиля Аминуллаевна, Гасанов Гасан Назрудинович

Целью работы является оценка состава и структуры расходов местных бюджетов и определение основных направлений их оптимизации. В процессе исследования были использованы следующие методы: метод классификации, анализ, синтез. Результаты. В статье рассмотрена и оценена структура и состав расходов местных бюджетов, а также определены основные направления их оптимизации. Область применения результатов. Результаты приведенной статьи могут быть использованы при осуществлении оценки состава и структуры расходов местных бюджетов и их оптимизации. Выводы. Оптимизация бюджетных расходов одно из приоритетных направлений повышения эффективности ведения муниципального хозяйства. В этом направлении можно предложить следующие меры. С целью повышения качества предоставляемых государственных услуг и снижения затрат на их осуществление представляется целесообразным передача части непрофильных функций в аутсорсинг, некоммерческим компаниям, специализирующимся на оказании данного вида услуг. Одним из направлений оптимизации бюджетных расходов является предоставление государственных услуг на субсидиарной основе, т. е. несколькими муниципальными образования в содолевом соотношении. В результате при неснижении качества оказанных услуг минимизируются затраты на их осуществление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE COMPOSITION AND STRUCTURE OF LOCAL BUDGET EXPENDITURES AND WAYS TO OPTIMIZE THEM

The purpose of this work is to assess the composition and structure of expenditures of local budgets and determine the main directions of their optimization. The following methods were used in the research: classification method, analysis, synthesis. Results. The article considers and evaluates the structure and composition of local budget expenditures, as well as defines the main directions of their optimization. Scope of the results. The results of this article can be used in evaluating the composition and structure of local budget expenditures and their optimization. Conclusions. Optimization of budget expenditures is one of the priority directions for improving the efficiency of municipal management. The following measures can be proposed in this direction. In order to improve the quality of public services and reduce the cost of their implementation, it seems appropriate to outsource some of the non-core functions to non-profit companies that specialize in providing this type of service. One of the ways to optimize budget expenditures is to provide public services on a subsidized basis, i.e. several municipalities in the salt ratio. As a result, while not reducing the quality of services rendered, the costs of their implementation are minimized.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОСТАВА И СТРУКТУРЫ РАСХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ»

УДК 336 РАБАДАНОВА ДЖАМИЛЯ АМИНУАААЕВНА

к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» «Дагестанский государственный университет», e-mail: salyhat1@rambler.ru

ГАСАНОВ ГАСАН НАЗРУДИНОВИЧ

магистрант 2 года обучения ФГБОУ ВО Дагестанский государственный университет,

e-mail: salyhat1@rambler.ru

ОЦЕНКА СОСТАВА И СТРУКТУРЫ РАСХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ

Аннотация. Целью работы является оценка состава и структуры расходов местных бюджетов и определение основных направлений их оптимизации. В процессе исследования были использованы следующие методы: метод классификации, анализ, синтез. Результаты. В статье рассмотрена и оценена структура и состав расходов местных бюджетов, а также определены основные направления их оптимизации. Область применения результатов. Результаты приведенной статьи могут быть использованы при осуществлении оценки состава и структуры расходов местных бюджетов и их оптимизации. Выводы. Оптимизация бюджетных расходов одно из приоритетных направлений повышения эффективности ведения муниципального хозяйства. В этом направлении можно предложить следующие меры. С целью повышения качества предоставляемых государственных услуг и снижения затрат на их осуществление представляется целесообразным передача части непрофильных функций в аутсорсинг, некоммерческим компаниям, специализирующимся на оказании данного вида услуг. Одним из направлений оптимизации бюджетных расходов является предоставление государственных услуг на субсидиарной основе, т. е. несколькими муниципальными образования в содолевом соотношении. В результате при неснижении качества оказанных услуг минимизируются затраты на их осуществление.

Ключевые слова: расходы, местный бюджет, направления оптимизации.

RABADANOVA JAMILIA AMINULLAEVNA

Ph. D. in Economics, associate Professor of Finance and credit

Department Dagestan state University, e-mail: salyhat1@rambler.ru

HASANO V HASAN NAZRUDINO VICH

master's student 2 years of study Of the Dagestan state University, e-mail: salyhat1@rambler.ru

ASSESSMENT OF THE COMPOSITION AND STRUCTURE OF LOCAL BUDGET EXPENDITURES AND WAYS TO OPTIMIZE THEM

Abstract. The purpose of this work is to assess the composition and structure of expenditures of local budgets and determine the main directions of their optimization. The following methods were used in the research: classification method, analysis, synthesis. Results. The article considers and evaluates the structure and composition of local budget expenditures, as well as defines the main directions of their optimization. Scope of the results. The results of this article can be used in evaluating the composition and structure of local budget expenditures and their optimization. Conclusions. Optimization of budget expenditures is one of the priority directions for improving the efficiency of municipal management. The following measures can be proposed in this direction. In order to improve the quality of public services and reduce the cost of their implemen-

tation, it seems appropriate to outsource some of the non-core functions to non-profit companies that specialize in providing this type of service. One of the ways to optimize budget expenditures is to provide public services on a subsidized basis, i.e. several municipalities in the salt ratio. As a result, while not reducing the quality of services rendered, the costs of their implementation are minimized.

Keywords: expenditures, local budgets, the direction of optimization.

Введение. Местное самоуправление является обязательным ключевым компонентом любого демократического государственного строя. Оно реализуется через выборную систему и предполагает обеспечение представительными органами местного самоуправления выполнения принятых от населения муниципалитетов обязательств. Для реализации данных функций, которые возложены на исполнительные органы муниципальных образований, их наделяют конкретными правами в области имущества и финансово-бюджетными правами.

Методы исследования. Современный уровень развития экономики характеризуется необходимостью поиска собственных ресурсов финансирования субъектов экономической деятельности [4, с. 5]. Такая же ситуация возникает на уровне муниципальных образований [18, с. 104], что ведет к необходимости развития механизма оптимизации статей расходов муниципального бюджета [5, с. 290]. В условиях кризисной ситуации актуальность приобретают проблемы, которые связаны не только с оптимизацией расходов местных образований [6, с. 9], но и разработкой возможных мер [17, с. 12], направленных на эффективное использование финансовых ресурсов [7, с. 3], улучшение финансового положения, финансового состояния и платежеспособности муниципальных образований [8, с.11].

Для исследования проблемы необходимо исследовать теоретические аспекты бюджетных расходов и их оптимизации [9, с. 7]. В частности, как показало исследование категории «оптимизация», это понятие заимствовано в экономические разработки из математики [10, с. 8]. Категория «оптимизация» (от латинского слова optimum - наилучшее) [16, с. 6] определяет уровень экстремального нахождения [11, с. 2], т. е. глобального максимального или минимального значения [12, 4], определённую функцию или выбор альтернативного лучшего варианта из множества имеющихся возможностей [13, с. 170]. Особое значение это понятие приобрело в системе экономического анализа [14, с. 306], в т. ч. в процессе оценки направлений расходования средств бюджета [15, с. 4]. Под бюджетными расходами понимается расход денежных средств, которые направлены на решение задач финансового обеспечения определенных мероприятий, определенных функций государства и местного самоуправления [19, с. 10]. Другими словами, расход денежных средств является адресным, с конкретным направлением использования [20, с. 4]. Также под расходами местных бюджетов понимают совокупность экономических отношений, направленных на формирование и перераспределение денежных фондов муниципальных образований и предназначенных для обеспечения представительных органов местного самоуправления необходимыми финансовыми ресурсами для решения поставленных перед ними социально-экономических задач.

Расходы местных бюджетов имеют локальный характер и непосредственно связаны с решением проблем, приближенным к потребностям потребителей бюджетных услуг. Поэтому муниципальные расходы напрямую увязаны с планами социально-экономического развития территории. Следует отметить, что Бюджетный кодекс РФ определяет конкретные статьи расходов, которые должны финансироваться только из местного бюджета:

- содержание органов местного самоуправления;

- проведение выборов муниципальных органов власти и референдумов;

- управление муниципальной собственностью;

- обслуживание и погашение муниципального долга, реализация целевых муниципальных программ;

- целевое дотирование населения;

- финансирование учреждений образования, физкультуры и спорта, СМИ и прочих учреждений, находящихся в муниципальной собственности или оперативном управлении;

- содержание муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

- содержание дорог местного значения, дорожное строительство;

- содержание муниципальных органов общественного порядка;

- благоустройство территорий;

- финансирование охраны окружающей среды;

- финансирование архивной деятельности;

- организация транспортного обслуживания населения;

- обеспечение пожарной безопасности;

- организация утилизации и переработки бытовых отходов, содержание мест захоронения. Главным направлением использования местного бюджета в соответствии со статусным

предназначением местного самоуправления должны быть расходы на жизнеобеспечение населения, проживающего на территории муниципального образования. Практика показывает, что уровень собственных доходов местного бюджета не позволяет финансировать многие статьи расходов, поэтому через систему трансфертов финансирование производится через региональный и федеральный бюджеты. На схеме финансирование из местного бюджета выглядит следующим образом (рис.).

Прочие рясхо.ты

Структура расходов местного бюджета [1, с. 78]

Все расходы, исполняемые муниципальными образованиями, регулируются Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Образование расходов местных бюджетов осуществляется в согласовании с различными расходными обязательствами, которые устанавливаются и исполняются сформированными органами местного самоуправления муниципальных образований, в согласовании со всеми распоряжениями, указанными в Бюджетном кодексе РФ.

В основу анализа расходов местных бюджетов муниципальных образований РД положен анализ относительных и абсолютных показателей бюджета по направлениям расходования средств. Данный анализ предполагает сравнение этих показателей с базисными значениями, проведение полного исследования их динамики и структуры за три года.

Рассмотрим особенности исполнения расходов бюджетов муниципальных образований РД за 2016-2018 гг. (табл. 1).

Таблица 1

Исполнение расходов бюджетов муниципальных образований РД, млн руб. [2]

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г.

план факт выполнение, % план факт выполнение, % план факт выполнение, %

Расходы всего, из них 34279 31945 93,2 35191 31829 90,5 39559 36789 93,0

Общегосударственные вопросы 3867 3460 89,5 3959 3738 94,4 4446 4159 93,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 237 212 89,5 234 222 94,9 222 211 95,1

Национальная экономика 1311 988 75,4 1408 1240 88,1 1299 1100 84,7

ЖКХ 2941 2336 79,4 2638 2459 93,2 3936 1699 43,2

Образование 6906 5825 84,3 6731 6244 92,8 7897 7369 93,3

Культура, кинематография 1386 1248 90,1 1496 1448 96,8 1646 1615 98,1

Физическая культура и спорт 335 286 85,4 436 401 92,0 461 443 96,1

Обслуживание государственного и муниципального долга 63 59 93,7 49 47 95,9 35 32 91,4

Как видно из данных, приведенных в табл. 1, утвержденные бюджетной росписью объемы расходов бюджетов муниципальных образований РД за 2016-2018 гг. не исполнены в полном объеме как в общей сумме расходов, так и по разделам классификации расходов.

Наибольшее отклонение фактического исполнения бюджетов муниципальных образований РД отмечено в 2017 г.: фактически расходные обязательства местных бюджетов были профинансированы на 90,5%.

По разделам бюджетной классификации расходов бюджетные обязательства в большем объеме обеспечиваются по таким видам расходов, как общегосударственные вопросы, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, образование, культура и кинематография, физическая культура и спорт. Так, бюджетные назначения по перечисленным видам расходов выполняются более, чем на 90%.

Следует отметить и такие разделы расходов местных бюджетов РД, по которым фактическое исполнение расходных обязательств выполняется менее, чем на 90%: национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство.

За анализируемый период отмечено существенное снижение исполнения утвержденных бюджетных расходов по сфере жилищно-коммунального хозяйства. Так, если в 2016 г. расходы на ЖКХ были исполнены на 80% от утвержденных объемов, то в 2018 г. - всего лишь на 43,2%. Основная причина исполнения расходных обязательств по ЖКХ на 43,2% связана с неисполнением программы «Комфортная среда» по муниципальным образованиям РД. Данная программа включала благоустройство придомовых территорий детскими площадками. Кроме того, в 2018 г. не были освоены расходы на реконструкцию центральной площади городского округа г. Махачкалы в размере 300 млн руб. Расходы на национальную экономику исполнены в 2018 г. на 85%.

Структура расходов муниципальных образований РД за 2016-2018 гг. представлена в табл. 2.

Таблица 2

Структура расходов бюджетов муниципальных образований РД [3]

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. Темп прироста

млн руб. % млн руб. % млн руб. % млн руб. %

Расходы всего, из них 31945 100 31829 100 36789 100 4844 115,2

Общегосударственные вопросы 3460 10,8 3738 11,7 4159 11,3 699 120,2

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 212 0,7 222 0,7 211 0,6 -1 99,5

Национальная экономика 988 3,1 1240 3,4 1100 3,0 112 111,3

ЖКХ 2336 7,3 2459 7,7 1699 4,6 -637 72,7

Образование 5825 18,2 6244 19,6 7369 20,0 1544 126,5

Культура, кинематография 1248 3,9 1448 4,6 1615 4,4 367 129,4

Физическая культура и спорт 286 0,7 401 1,3 443 1,2 157 154,8

Обслуживание государственного и муниципального долга 59 0,2 47 0,2 32 0,1 -27 54,2

Произведенные в табл. 2 расчеты показали, что за анализируемый период общий объем расходов муниципальных образований РД вырос на 4844 млн руб. или на 15,2%. Основной прирост совокупных расходов местных бюджетов РД был обеспечен ростом расходов на общегосударственные вопросы на 20,2%, образование на - 26,5%, культуру и кинематографию -29,4%, физическую культуру и спорт на - 54,8%, национальную экономику на - 11,3%.

Отрицательная динамика расходов местных бюджетов отмечена по таким разделам, как национальная безопасность и правоохранительная деятельность - 99,5%, жилищно-коммунальное хозяйство - 72,7%, обслуживание государственного и муниципального долга -54,2%.

Результаты. Структурный анализ показал, что основными статьями расходов бюджетов муниципальных образований РД в 2018 г., как и в предыдущие годы, выступают расходы на общегосударственные вопросы - 11,3%, образование - 20%, жилищно-коммунальное хозяйство - 4,6%.

За анализируемый период отмечен существенный прирост расходов на образование как в абсолютном выражении на 1544 млн руб., так в относительном - 26,5%. В структуре также доля расходов на образование увеличилась на 1,8%. Значительное увеличение демонстрируют расходы на физическую культуру и спорт. В абсолютном выражении рост составил 157 млн руб. или 54,8%, а в структуре расходы увеличились на 0,5%.

Вместе с тем следует отметить существенное сокращение расходов на жилищно-коммунальное хозяйство за анализируемый период. В сумме расходы на ЖКХ уменьшились на 637 млн руб. или на 27,3%, а в структуре их доля упала на 2,7%.

К низко финансируемым статьям расходов относятся расходы на физическую культуру и спорт - 1,2%, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - 0,6%, на обслуживание государственного и муниципального долга - 0,1% от общей суммы расходов муниципальных образований РД.

Следует отметить, что обеспеченность бюджетных расходов собственными доходами местных бюджетов РД, несмотря на динамику роста данного показателя, составила в 2018 г. 27,8%. Не покрытые собственными финансовыми ресурсами расходные полномочия финансируются местными бюджетами за счет финансовой помощи из вышестоящих бюджетов. На снижение уровня финансовой зависимости местных бюджетов, в т. ч., влияет механизм оптимизации муниципальных расходов, позволяющий уменьшить межбюджетное перераспределение средств.

Выводы. В настоящее время как в плане изыскания резервов роста собственных доходов местных бюджетов существуют также проблемы в сфере эффективности расходования бюджетных средств. К основным из них следует отнести, во-первых, отсутствие четко разработанных алгоритмов по реализации оптимизационных мер, таких, как: указания инструкции, регламенты. Мероприятия, которые направлены на оптимизацию расходов местных бюджетов, обладают, в основном, чрезвычайным характером, а, значит, исполнительные органы власти муниципальных образований РД используют их лишь в момент нехватки денежных средств. Кроме этого, данный перечень мероприятий носит ограничительный характер, т. е. связан с уменьшением некоторых расходов лишь по отдельным видам групп, таким образом, проводится количественная оптимизация.

Оптимизация бюджетных расходов - одно из приоритетных направлений повышения эффективности ведения муниципального хозяйства. В этом направлении можно предложить следующие меры.

С целью повышения качества предоставляемых государственных услуг и снижения затрат на их осуществление представляется целесообразным передача части непрофильных функций в аутсорсинг некоммерческим компаниям, специализирующимся на оказании данного вида услуг.

Одним из направлений оптимизации бюджетных расходов является предоставление государственных услуг на субсидиарной основе, т. е. несколькими муниципальными образованиями в содолевом соотношении. В результате при не снижении качества оказанных услуг минимизируются затраты на их осуществление.

В практику повышения эффективности бюджетных расходов внедрены механизмы бюджетирования, ориентированные на результат. Реализация этого принципа исходит из конечных целей, а именно, на уровне муниципалитета оценивается реальная потребность в государственных услугах, проводится сравнительный анализ фактических данных с утверждёнными расходными обязательствами и формируются критерии оказания государственных услуг органами местного самоуправления.

Наконец, еще одним источником снижения финансовой помощи и повышения финансовой самостоятельности местных органов власти выступают механизмы муниципальных заимствований, которые могут быть реализованы как в сфере рынка долговых ценных бумаг, так и в сфере кредитного рынка.

Литература

1. Котов, В. В. Особенности формирования местных бюджетов в современных российских условиях // Ученые записки. 2018. № 2(26). С. 77-83.

2. Составлено автором. Источник: Официальный сайт Министерства финансов РД [Электронный ресурс]. - URL : http://www.minfmrd.ru/deyatelnost/statistika-i-otchety/otchety-ob-ispolnenii-byudzheta (дата обращения 12.10.2019).

3. Составлено автором. Источник: Официальный сайт Министерства финансов РД [Электронный ресурс]. - URL : http://www.minfinrd.ru/deyatelnost/statistika-i-otchety/otchety-ob-ispolnenii-byudzheta (дата обращения 12.10.2019).

4. Лытнева, Н. А., Датий, И.С. Методика анализа направлений оптимизации расходов муниципального бюджета // Фундаментальные исследования. 2017. № 7. С. 162-166. - URL : http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41604 (дата обращения: 15.12.2019).

5. Николаева, Т. П. Бюджетная система РФ : учебно-практ. пособие / Т.П. Николаева. - М. : Изд. центр ЕАОИ, 2015.

6. Федорова, А. Ю. Бюджет муниципального района : направления оптимизации доходов и расходов // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №4. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ byudzhet-munitsipalnogo-rayona-napravleniya-optimizatsii-dohodov-i-rashodov (дата обращения: 15.12.2019).

7. Белкин, В. А. Оптимизация структуры расходов бюджетов на основе правила максимизации полезности //Вестник ЧелГУ. 2018. № 7 (417). - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-struktury-rashodov-byudzhetov-na-osnove-pravila-maksimizatsii-poleznosti (дата обращения: 15.12.2019).

8. Аммосова, Т. И. Анализ и меры оптимизации расходов бюджета Российской Федерации // Молодой ученый. 2015. № 9. С. 496-498. - URL : https://moluch.ru/archive/89/18294/ (дата обращения: 15.12.2019).

9. Федорова, А. Ю., Дорожкина, Н. И., Турбина, Н. М. Особенности формирования регионального бюджета // Социально-экономические явления и процессы. 2017. № 5. - URL : https://cyberleninka.ru/article/ n/osobennosti-formirovaniya-regionalnogo-byudzheta (дата обращения: 15.12.2019).

10. Ануфриева, А. А. Совершенствование подхода к оценке эффективности бюджетных расходов в

программном формате // Региональная экономика : теория и практика. 2018. №10 (457). - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-podhoda-k-otsenke-effektivnosti-byudzhetnyh-rashodov-v-programmnom-formate (дата обращения: 15.12.2019).

11. Гладковская, Е. Н., Цало, И. М., Тетеркина, Л. Б. Оценка финансовой устойчивости региональных бюджетов в России : методика и алгоритм ее применения // Вопросы управления. 2017. № 6 (49). -URL : https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-finansovoy-ustoychivosti-regionalnyh-byudzhetov-v-rossii-metodika-i-algoritm-ee-primeneniya (дата обращения: 15.12.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Качанова, Е. А., Маточкин, Р. В., Чевтаева, Н. Г. Об оценке эффективности организации бюджетного процесса на территории субъекта РФ в условиях ограниченных финансовых ресурсов // Вопросы управления. 2016. № 6 (43). - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ob-otsenke-effektivnosti-organizatsii-byudzhetnogo-protsessa-na-territorii-subekta-rf-v-usloviyah-ogranichennyh-finansovyh-resursov (дата обращения: 15.12.2019).

13. Кыштымова, Е. А., Мерцалова, А. А. Анализ и планирование финансовых результатов / Сб. статей Международной научно-практической конференции : в 3-х частях; отв. ред. Сукиасян А. А. 2017. С. 169-172.

14. Стимулирование экономического роста в регионе / Полянин А.В., Михайлова О.В., Коптева Н.А. // Наука и инновации в сельском хозяйстве : материалы Международной научно-практической конференции. 2011. С. 305-307.

15. Медня, Д. Ю. Особенности определения категории налоговых расходов в процессе оценки бюджетной эффективности действующих налоговых льгот субъекта Российской Федерации // Финансы и кредит. 2018. № 10 (778). - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-opredeleniya-kategorii-nalogovyh-rashodov-v-protsesse-otsenki-byudzhetnoy-effektivnosti-deystvuyuschih-nalogovyh-lgot (дата обращения: 15.12.2019).

16. Sliusar, S. Analysis of the current state of income and expenditure structure of the population in Ukraine // Baltic Journal of Economic Studies. 2017. No. 4. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/analysis-of-the-current-state-of-income-and-expenditure-structure-of-the-population-in-ukraine (date of request: 15.12.2019).

17. Akbulatov, E. Sh., Luk'Ianova, A. A. Kononova, E. S. Regional and Municipal Budget Balance as a Tool of Facilitating Economic Security Based on the Example of the Krasnoyarsk Territory (Krai) // Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2019. No. 4. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/regional-and-municipal-budget-balance-as-a-tool-of-facilitating-economic-security-based-on-the-example-of-the-krasnoyarsk-territory-krai (date of request: 15.12.2019).

18. Sidelnykova, L. Phenomenon of tax losses of state budgetary resources // Baltic Journal of Economic Studies. 2015. No. 2. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/phenomenon-of-tax-losses-of-state-budgetary-resources (date of request: 15.12.2019).

19. Поварова, А. И. Проблемы формирования регионального бюджета в условиях бюджетной консолидации // Экономические и социальные перемены : факты, тенденции, прогноз. 2018. № 2. - URL : https:// cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-regionalnogo-byudzheta-v-usloviyah-byudzhetnoy-konsolidatsii (дата обращения: 15.12.2019).

20. Микляева, К. А. Проблемы бюджетного планирования в условиях кризисных явлений бюджетной системы региона // Проблемы развития территории. 2017. № 5 (91). - URL : https://cyberleninka.ru/ article/n/problemy-byudzhetnogo-planirovaniya-v-usloviyah-krizisnyh-yavleniy-byudzhetnoy-sistemy-regiona (дата обращения: 15.12.2019).

References:

1. Kotov, V. V. Osobennosti formirovaniya mestnyh byudzhetov v sovremennyh rossijskih usloviyah // Uchenye zapiski. 2018. № 2(26). S. 77-83.

2. Sostavleno avtorom. Istochnik: Oficial'nyj sajt Ministerstva finansov RD [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.minfinrd.ru/deyatelnost/statistika-i-otchety/otchety-ob-ispolnenii-byudzheta (data obrashcheniya 12.10.2019).

3. Sostavleno avtorom. Istochnik: Oficial'nyj sajt Ministerstva finansov RD [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.minfinrd.ru/deyatelnost/statistika-i-otchety/otchety-ob-ispolnenii-byudzheta (data obrashcheniya 12.10.2019).

4. Lytneva, N. A., Datij, I.S. Metodika analiza napravlenij optimizacii raskhodov municipal'nogo byudzheta // Fundamental'nye issledovaniya. 2017. № 7. S. 162-166. - URL : http://www.fundamental-research.ru/ru/ article/view?id=41604 (data obrashcheniya: 15.12.2019).

5. Nikolaeva, T. P. Byudzhetnaya sistema RF : uchebno-prakt. posobie / T.P. Nikolaeva. - M. : Izd. centr EA-OI, 2015.

6. Fedorova, A. YU. Byudzhet municipal'nogo rajona : napravleniya optimizacii dohodov i raskhodov // So-cial'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. 2012. № 4. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/byudzhet-munitsipalnogo-rayona-napravleniya-optimizatsii-dohodov-i-rashodov (data obrashcheniya: 15.12.2019).

7. Belkin, V. A. Optimizaciya struktury raskhodov byudzhetov na osnove pravila maksimizacii poleznosti // Vestnik CHelGU. 2018. № 7 (417). - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-struktury-rashodov-byudzhetov-na-osnove-pravila-maksimizatsii-poleznosti (data obrashcheniya: 15.12.2019).

8. Ammosova, T. I. Analiz i mery optimizacii raskhodov byudzheta Rossijskoj Federacii // Molodoj uchenyj. 2015. № 9. S. 496-498. - URL : https://moluch.ru/archive/89/18294/ (data obrashcheniya: 15.12.2019).

9. Fedorova, A. YU., Dorozhkina, N. I., Turbina, N. M. Osobennosti formirovaniya regional'nogo byudzheta // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. 2017. №5. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-formirovaniya-regionalnogo-byudzheta (data obrashcheniya: 15.12.2019).

10. Anufrieva, A. A. Sovershenstvovanie podhoda k ocenke effektivnosti byudzhetnyh raskhodov v pro-

grammnom formate // Regional'naya ekonomika : teoriya i praktika. 2018. №10 (457). - URL : https:// cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-podhoda-k-otsenke-effektivnosti-byudzhetnyh-rashodov-v-programmnom-formate (data obrashcheniya: 15.12.2019).

11. Gladkovskaya, E. N., Calo, I. M., Teterkina, L. B. Ocenka fmansovoj ustojchivosti regional'nyh byudzhetov v Rossii : metodika i algoritm ee primeneniya // Voprosy upravleniya. 2017. № 6 (49). - URL : https:// cyberleninka.ru/article/n/otsenka-finansovoy-ustoychivosti-regionalnyh-byudzhetov-v-rossii-metodika-i-algoritm-ee-primeneniya (data obrashcheniya: 15.12.2019).

12. Kachanova, E. A., Matochkin, R. V., CHevtaeva, N. G. Ob ocenke effektivnosti organizacii byudzhetnogo processa na territorii subSkta RF v usloviyah ogranichennyh finansovyh resursov // Voprosy upravleniya. 2016. № 6 (43). - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ob-otsenke-effektivnosti-organizatsii-byudzhetnogo-protsessa-na-territorii-subekta-rf-v-usloviyah-ogranichennyh-finansovyh-resursov (data obrashcheniya: 15.12.2019).

13. Kyshtymova, E. A., Mercalova, A. A. Analiz i planirovanie finansovyh rezul'tatov /Sb. statej Mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 3-h chastyah; otv. red. Sukiasyan A. A. 2017. S. 169-172.

14. Stimulirovanie ekonomicheskogo rosta v regione /Polyanin A. V., Mihajlova O. V., Kopteva N.A. //Nauka i innovacii v sel'skom hozyajstve : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2011. S. 305307.

15. Mednya, D. YU. Osobennosti opredeleniya kategorii nalogovyh raskhodov v processe ocenki byudzhetnoj effektivnosti dejstvuyushchih nalogovyh l'got subSkta Rossijskoj Federacii // Finansy i kredit. 2018. № 10 (778). - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-opredeleniya-kategorii-nalogovyh-rashodov-v-protsesse-otsenki-byudzhetnoy-effektivnosti-deystvuyuschih-nalogovyh-lgot (data obrashcheniya: 15.12.2019).

16. Sliusar, S. Analysis of the current state of income and expenditure structure of the population in Ukraine // Baltic Journal of Economic Studies. 2017. No. 4. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/analysis-of-the-current-state-of-income-and-expenditure-structure-of-the-population-in-ukraine (date of request: 15.12.2019).

17. Akbulatov, E. Sh., Luk'Ianova, A. A. Kononova, E. S. Regional and Municipal Budget Balance as a Tool of Facilitating Economic Security Based on the Example of the Krasnoyarsk Territory (Krai) // ZHurnal SFU. Gumanitarnye nauki. 2019. No. 4. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/regional-and-municipal-budget-balance-as-a-tool-of-facilitating-economic-security-based-on-the-example-of-the-krasnoyarsk-territory-krai (date of request: 15.12.2019).

18. Sidelnykova, L. Phenomenon of tax losses of state budgetary resources // Baltic Journal of Economic Studies. 2015. No. 2. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/phenomenon-of-tax-losses-of-state-budgetary-resources (date of request: 15.12.2019).

19. Povarova, A. I. Problemy formirovaniya regional'nogo byudzheta v usloviyah byudzhetnoj konsolidacii // Ekonomicheskie i social'nye peremeny : fakty, tendencii, prognoz. 2018. № 2. - URL : https://cyberleninka.ru/ article/n/problemy-formirovaniya-regionalnogo-byudzheta-v-usloviyah-byudzhetnoy-konsolidatsii (data obrashcheniya: 15.12.2019).

20. Miklyaeva, K. A. Problemy byudzhetnogo planirovaniya v usloviyah krizisnyh yavlenij byudzhetnoj sistemy regiona // Problemy razvitiya territorii. 2017. № 5 (91). - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-byudzhetnogo-planirovaniya-v-usloviyah-krizisnyh-yavleniy-byudzhetnoy-sistemy-regiona (data obrashcheniya: 15.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.