Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛИТИКИ ГЧП ПРОЕКТОВ ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИЯ'

ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛИТИКИ ГЧП ПРОЕКТОВ ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
культура / государственное и частное партнерство / концессионное соглашение / объекты историко-культурного наследия / социокультурные процессы / бюджет / culture / public and private partnership / concession agreement / objects of historical and cultural heritage / sociocultural processes / budget

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гадукян Ж.Г.

Статья посвящена значимости внедрения своевременных методов политики ГЧП на этапе планирования государственной политики Республики Абхазия в области управления культурой. Актуальность работы задается необходимостью увеличения темпов развития культуры в Республике Абхазия. Целью работы является как раскрытие содержания основных инструментов ее реализации, так и формирование предложений по ее совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF A MODERN APPROACH TO FORMING POLICY FOR CULTURAL PROJECTS IN THE REPUBLIC OF ABKHAZIA

Article is devoted to the introduction of modern methods of PPP policy at the planning stage of the state policy of the Republic of Abkhazia in the field of cultural management. The relevance of the work requires the need to increase the pace of cultural development in the Republic of Abkhazia. The purpose of the work is to reveal the content of the main tools for its implementation, as well as proposals for its improvement.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛИТИКИ ГЧП ПРОЕКТОВ ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИЯ»

УДК 35

Гадукян Ж.Г.

магистр кафедры государственное и частное партнерство Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(г. Москва, Россия)

ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛИТИКИ ГЧП ПРОЕКТОВ ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИЯ

Аннотация: статья посвящена значимости внедрения своевременных методов политики ГЧП на этапе планирования государственной политики Республики Абхазия в области управления культурой. Актуальность работы задается необходимостью увеличения темпов развития культуры в Республике Абхазия. Целью работы является как раскрытие содержания основных инструментов ее реализации, так и формирование предложений по ее совершенствованию.

Ключевые слова: культура, государственное и частное партнерство, концессионное соглашение, объекты историко-культурного наследия, социокультурные процессы, бюджет.

Основная цель государственной политики в области культуры, это передача растущим поколениям нравственных, духовных, этических ценностей. Населению необходимо знать свою культуру, которая подчеркивает идентичность страны и ее истории. Государственная политика в области культуры создает условия благоприятные для реализации талантов, способностей и возможности самореализации населения, что играет неотъемлемую роль в формировании личности.

Несмотря на активную работу Министерства культуры в последние годы за состояние культурных объектов и прилегающей к ним нормативно-правовой базы находится в плачевном состоянии. Перечень объектов историко-

культурного наследия особого значения представлен на сайте Министерства Экономики Республики Абхазия, перечень включает в себя 1535 объектов, 90% которых относят к аварийному состоянию. Численность объектов сокращается, в связи со сносом и отсутствием части объектов в реестре [4]. Над реестром объектов историко-культурного наследия правительство Республики Абхазия начало работу лишь в 2016 году.

Долгое время инициатива Министерства Экономики о принятии закона о Государственном и частном партнерстве в Абхазии отклонялась, однако, на сегодняшний день закон «О государственно-частном партнерстве в Республике Абхазия» и закон «О концессионных соглашениях» на стадии активной разработки. Закон разрабатывается на основе №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации».

В Абхазии ведется активная работа по совершенствованию законодательства в инвестиционной сфере. В 2014 году был принят новый Закон Республики Абхазия «Об инвестиционной деятельности» от 14 мая 2014 года № 3510-с-У, который включает в себя дополнительные механизмы, условия и преференции для инвесторов. Глава 6 вышеупомянутого закона регулирует государственное и частное партнёрство. Министерство Экономики Республики Абхазия совместно с Государственным инвестиционным агентством активно работает над привлечением инвестиций в Республику. Основным условием является стоимость проекта - не менее 50 млн. рублей.

Если говорить о социальной инфраструктуре, то стоит отметить, что объекты культуры и культурного наследия все без исключения нуждаются в реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, а также переоборудовании. По данным государственных ведомств состояние 90% социальной инфраструктуры не соответствует нормативам. С 2008 года ежегодные капитальные трансферты из бюджета Российской Федерации в рамках Комплексной программы, а затем Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия стали основным

источником финансирования для восстановления, реконструкции и модернизации социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры [2]. Бюджет Республики сейчас не может обеспечить достаточные средства для текущего ремонта объектов.

Таким образом, экономический рост в республике не позволяет рассчитывать на финансировании проектов реконструкции объектов историко-культурного значения (далее ИКН) за счет собственных средств.

Существующие механизмы финансирования, будь то внутренние резервы или капитальные трансферты в рамках Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия, позволяют решать эти проблемы крайне медленно.

Так по данным государственной статистики, объем консолидированного Государственного бюджета Абхазии на 2023 составил:

Рис. 1. Бюджет Республики Абхазия области культуры за 2021 - 2024 год [3].

Из средств государственного бюджета по направлению «культура и искусство» в 2024 году составляет 299 963 500 рублей, чего, очевидно недостаточно для реконструкции объектов ИКН. На сегодняшний день в связи с высокой степенью изношенности, разрушенной городской инфраструктуры инструменты ГЧП вызывают особый интерес для Республики Абхазия.

Коалиция частного и публичного партнеров это необходимый импульс к развитию экономики, вовлечению компетенций и современных подходов, квалифицированных кадров для реконструкции объектов со стороны частного инвестора.

Основная часть проектов реконструкции и эксплуатации объектов культуры в Республике Абхазия подлежит финансированию из средств государственного бюджета. Это связано с низкой степенью рентабельности и высокими рисками, в связи с чем доля заинтересованных частных партнеров достаточно низкая, но несмотря на это сегодня в Российской Федерации и за рубежом есть опыт успешно реализованных концессионных соглашений.

Реальные объемы выделяемых средств из государственного бюджета на развитие объектов в сфере культуры достаточно низкие. В связи с чем, существуют острая необходимость привлечение средств частных партнеров. Реестр объектов историко-культурного наследия Республики Абхазия очень богат и почти весь нуждается в реконструкции и дальнейшей эксплуатации.

Разработка и улучшение законодательства Республики Абхазия позволят применять механизмы государственного и частного партнерства в области культуры. Основываясь на изученном опыте Российской Федерации, а также зарубежных государств, можно сделать вывод о целесообразности использования концессионной модели соглашений. Такая модель позволяет сохранить право собственности объекта за концедентом (публичным партнером), что особенно важно для объектов историко-культурного значения страны.

В сложившейся ситуации высок риск полной утраты архитектурных памятников на территории всей Республики, концессионные соглашения позволят привлечь средства в бюджет за счет развития туристической деятельности.

Таблица 1. Преимущества и недостатки концессионных соглашений в области

социальной инфраструктуры [2].

Преимущества Недостатки

• Привлечение внебюджетных • Из-за длительности срока

• средств в развитие социальной соглашения невозможно заранее

инфраструктуры предусмотреть все обстоятельства и

• Сокращение бюджетных риски, которые могут возникнуть в

расходов будущем

• на создание инфраструктуры • Объекты инфраструктуры,

• Долгосрочный характер которые являются предметом

соглашения позволяет сторонам соглашения, имеют

осуществлять стратегическое продолжительные сроки окупаемости

• планирование своей и возврата инвестиций

деятельности с четкой постановкой

цели на перспективу • При проведении долгосрочных

• Частный партнер сохраняет финансово-экономических расчетов

полную свободу в принятии нередко возникают сложности,

важнейших управленческих решений. погрешности и ошибки. Это

Но у публичного партнера есть повышает риск того, что частный

рычаги воздействия на частного партнер не выполнит условия

партнера в случае, если последний соглашения

нарушит существенные условия

соглашения

• Сокращение расходов на

предпроектную подготовку (за счет

ЧКИ)

Нам известно, что концессионные соглашения являются эффективным механизмов реализации крупных проектов в области культуры. Концессионные соглашения позволяют не только привлечь дополнительные частные инвестиции, но и создать благоприятные условия для привлечения внимания к культуре, развитию туризма и повышения привлекательности объектов ИКН.

Таким образом, комбинация указанных выше механизмов позволяет обеспечить эффективное финансирование строительства и реконструкции объектов культурного наследия на условиях концессионных соглашений, способствуя сохранению исторического наследия и его доступности для широкого круга общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Барганджия, С. Всемирный абхазо-абазинский конгресс / С.Барганджия // Охрана исторических памятников в Абхазии: 2020. С. 2-23;

2. Грибан, И. В. Проблемы и перспективы развития непризнанных государств в современном мире/ И.В. Грибан, С.Е. Чикулаева- Москва: Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2018. № 1 С. 49-53;

3. Министерство Финансов Республики Абахазия, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://mf-ra.org/ (дата обращения: 15.03.24);

4. Государственный комитет статистики Республики Абхазия [Электронный ресурс]. URL: https://cgsra.org/ (дата обращения: 12.02.24).

Gadukyan J.G.

Financial University under Government of Russian Federation

(Moscow, Russia)

ASSESSMENT OF A MODERN APPROACH TO FORMING POLICY FOR CULTURAL PROJECTS IN THE REPUBLIC OF ABKHAZIA

Abstract: article is devoted to the introduction of modern methods of PPP policy at the planning stage of the state policy of the Republic of Abkhazia in the field of cultural management. The relevance of the work requires the need to increase the pace of cultural development in the Republic of Abkhazia. The purpose of the work is to reveal the content of the main tools for its implementation, as well as proposals for its improvement.

Keywords: culture, public and private partnership, concession agreement, objects of historical and cultural heritage, socioculturalprocesses, budget.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.