Научная статья на тему 'К вопросу о правовом регулировании концессионных соглашений в Республике Абхазия'

К вопросу о правовом регулировании концессионных соглашений в Республике Абхазия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концессионные соглашения / соглашения о государственно-частном партнерстве / Республика Абхазия / Российская Федерация / государственно-частное партнерство / частные инвесторы / об-ласть туризма / закон «Об инвестиционной деятельности» / ФЗ «О концессионных соглашениях» / инвестиции / concession agreements / public-private partnership agreements / Republic of Abkhazia / Russian Federation / public-private partnership / private investors / tourism / law “On Investment Activity” / Federal Law “On Con-cession Agreements” / investments

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лариса Владимировна Кудрявцева, Елена Юрьевна Позднякова

Настоящая статья посвящена правовому анализу проблем и перспектив развития в Рес-публике Абхазия концессионных соглашений и государственно-частного партнерства. Авторы обосновывают необходимость принятия на законодательном уровне закона, который бы регулировал вопросы заключения, исполнения и расторжения концессионных соглашений. В работе проводится сравнение с российским концес-сионным законодательством, в том числе констатируется факт наличия межгосударственного взаимоотноше-ния в этой сфере, хоть и не в полном объеме. Авторы формализуют основные проблемы, препятствующие оптимальному развитию концессионных отношений, в частности, такие, как отсутствие полноценного закона, регулирующего заключение, исполнение концессионных соглашений, отсутствие возможности заключения со-глашений с иностранными компаниями. В статье разработана и обоснована система мероприятий по разре-шению указанных проблем, направленная на укрепление данного института предпринимательского права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of Legal Regulation of Concession Agreements in the Republic of Abkhazia

The article scrutinizes the role of concession agreements and public-private partnership in the Republic of Abkhazia in the legal analysis of problems and prospects of their development in the Republic of Ab-khazia. The authors ascertain the necessity of adopting a law at the legislative level, which would regulate the issues relating to the conclusion, execution and termination of concession agreements. The paper compares it with the Russian concession legislation, and also states the fact of the existence of interstate relations in this area, albeit not in its entirety. The authors formalize the main problems hindering the optimal development of concession rela-tions, in particular, such as the absence of a full-fledged law regulating the conclusion and execution of concession agreements, the lack of possibility to conclude agreements with foreign companies. The article develops and sub-stantiates a system of measures to resolve these problems, aimed at strengthening this institute of business law.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом регулировании концессионных соглашений в Республике Абхазия»

Научная статья

УДК 347.45/.47(479.224)

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.10.27

К вопросу о правовом регулировании концессионных соглашений

в Республике Абхазия

Лариса Владимировна Кудрявцева1, Елена Юрьевна Позднякова2

1,2Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, Краснодар, Россия 1larisa-k75@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6951-3192 2elena999.com@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-4481-8029

Аннотация. Настоящая статья посвящена правовому анализу проблем и перспектив развития в Республике Абхазия концессионных соглашений и государственно-частного партнерства. Авторы обосновывают необходимость принятия на законодательном уровне закона, который бы регулировал вопросы заключения, исполнения и расторжения концессионных соглашений. В работе проводится сравнение с российским концессионным законодательством, в том числе констатируется факт наличия межгосударственного взаимоотношения в этой сфере, хоть и не в полном объеме. Авторы формализуют основные проблемы, препятствующие оптимальному развитию концессионных отношений, в частности, такие, как отсутствие полноценного закона, регулирующего заключение, исполнение концессионных соглашений, отсутствие возможности заключения соглашений с иностранными компаниями. В статье разработана и обоснована система мероприятий по разрешению указанных проблем, направленная на укрепление данного института предпринимательского права.

Ключевые слова: концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, Республика Абхазия, Российская Федерация, государственно-частное партнерство, частные инвесторы, область туризма, закон «Об инвестиционной деятельности», ФЗ «О концессионных соглашениях», инвестиции

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Кудрявцева Л.В., Позднякова Е.Ю. К вопросу о правовом регулировании концессионных соглашений в Республике Абхазия // Теория и практика общественного развития. 2023. № 10. С. 220-225. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.10.27.

Original article

On the Issue of Legal Regulation of Concession Agreements in the Republic of Abkhazia

Larisa V. Kudryavtseva1, Elena Yu. Pozdnyakova2

1,2Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar, Russia 1larisa-k75@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6951-3192 2elena999.com@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-4481-8029

Abstract. The article scrutinizes the role of concession agreements and public-private partnership in the Republic of Abkhazia in the legal analysis of problems and prospects of their development in the Republic of Abkhazia. The authors ascertain the necessity of adopting a law at the legislative level, which would regulate the issues relating to the conclusion, execution and termination of concession agreements. The paper compares it with the Russian concession legislation, and also states the fact of the existence of interstate relations in this area, albeit not in its entirety. The authors formalize the main problems hindering the optimal development of concession relations, in particular, such as the absence of a full-fledged law regulating the conclusion and execution of concession agreements, the lack of possibility to conclude agreements with foreign companies. The article develops and substantiates a system of measures to resolve these problems, aimed at strengthening this institute of business law.

Keywords: concession agreements, public-private partnership agreements, Republic of Abkhazia, Russian Federation, public-private partnership, private investors, tourism, law "On Investment Activity", Federal Law "On Concession Agreements", investments

Funding: Independent work.

For citation: Kudryavtseva, L.V. & Pozdnyakova, E.Yu. (2023) On the Issue of Legal Regulation of Concession Agreements in the Republic of Abkhazia. Theory and Practice of Social Development. (10), 220-225. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.10.27 (In Russian).

Республика Абхазия является одним из красивейших и уникальных уголков мира, который привлекает туристов природными красотами и историческими достопримечательностями. Однако, как и любая страна, Абхазия сталкивается с необходимостью развития инфраструктуры, модернизации экономики и привлечения инвестиций для обеспечения своего роста и развития.

© Кудрявцева Л.В., Позднякова Е.Ю., 2023

История Абхазии насчитывает многие тысячелетия. Люди начали заселять плодородные земли этой местности в период позднего палеолита, примерно 35 тысяч лет назад. За свою историю Абхазия была Абхазским царством, Абхазским княжеством (под Османской империей), с 1810 г. Абхазское княжество перешло под покровительство Российской империи (Манифест Александра I). С 1917 года была в составе СССР и с 1921 года по 1922 год именовалась ССР Абхазия.

В 1930 году было решено изменить статус ССР Абхазии с договорной на автономную республику в составе ССР Грузии, в связи с чем Абхазия утратила статус самостоятельной республики. Это решение руководства СССР в дальнейшем повлияло на ход истории: Грузия, считавшая эти земли своей территорией, вскоре после распада Союза, в 1991 году, развязала 14 августа 1992 года войну против отделившейся от нее Абхазии.

В дальнейшем, после завершения Отечественной войны с Республикой Грузия (30 сентября 1993 года), Абхазия начала новый этап в своей истории. Парламент принял новую Конституцию, согласно которой Абхазия была провозглашена суверенным, демократическим государством, созданным на основе реализации народом Абхазии права на свободное самоопределение. И по сей день Абхазия признается лишь отчасти признанной республикой. Ее, как независимое государство, признали лишь пять государств, включая Российскую Федерацию.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) является важным инструментом развития экономики во многих странах. В Абхазии ГЧП также находит особую актуальность, особенно в форме концессионных соглашений. Концессионные соглашения предоставляют возможность привлечь инвестиции частного сектора для развития инфраструктуры в различных отраслях экономики.

Согласно российскому федеральному закону «О концессионных соглашениях», концессионер обязуется за свой счет создать или реконструировать имущественный объект, право собственности на который принадлежит или будет принадлежать другой стороне - концеденту. В свою очередь, концедент предоставляет концессионеру право владения и пользования объектом на определенный срок. Содержание концессионного соглашения состоит из двух частей, в связи с чем его исполнение может проходить в два этапа. На первом этапе концессионер создает или реконструирует объект, вкладывая средства и ресурсы в его развитие. Это может быть, например, строительство дорог, аэропортов, энергетических объектов или туристических комплексов. На втором этапе концессионер эксплуатирует созданный или реконструированный объект и получает прибыль от его деятельности1.

Цель концессионных соглашений - обеспечить концессионеру достаточную прибыль для возмещения затрат, связанных с созданием или реконструкцией объекта, а также получения чистой прибыли от выполнения соглашения о концессии. Это стимулирует частный сектор к активному участию в развитии инфраструктуры и экономики Абхазии.

Абхазская Республика, согласовав свои правовые нормы с нормами Российской Федерации, в основном прибегла к процессу рецепции, который представляет собой одностороннее заимствование нормативных положений одного государства у другого. Следует понимать, что рецепция не означает зависимость Республики Абхазия от России в связи с тем, что она является естественным процессом в развитии правовых отношений.

На данный момент отношения между частными инвесторами и Республикой Абхазия регулируются Законом «Об инвестиционной деятельности» 2014 года2. Однако принятый вышеуказанный закон является в правовом смысле ограниченным и не дает полной свободы действий государственно-частным партнерствам в Абхазии.

Раньше велся процесс по разработке проекта закона Абхазии «О государственно-частном партнерстве», который должен был помочь наладить приток денежных финансирований из России в целях обновления стратегически важных отраслей и экономических сфер Абхазии, где действует в настоящий момент государственная монополия (Кавыршина, 2019: 37). Этим документом предполагалось установление принципов, процедур и условий сотрудничества между государственными и частными партнерами при заключении и выполнении соглашений о публично-частном партнерстве. В настоящее время данный закон окончательно не разработан и не принят.

19 июня 2023 года министр экономики Кристина Озган объявила о подготовке соглашения о государственно-частном партнерстве с инвестором, касающегося сухумского аэропорта. В настоящее время неясно, будут ли использованы элементы предыдущего законопроекта или же это будет совершенно новый документ.

1 О концессионных соглашениях : федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 13.06.2023) (с изм. и доп. от 04.08.2023) // СЗ РФ. 2005. № 30 (часть II). Ст. 3126 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

2 Об инвестиционной деятельности : закон республики Абхазия от 14.05.2014 № 3510-с^ (с изм. от 02.12.2015 № 3921-с-У) [Электронный ресурс] // Президент Республики Абхазия. Ш1_: https://clck.ru/35wRw6 (дата обращения: 27.08.2023).

В последнее время инвесторы рассматривают возможность запуска инвестиционных проектов в Абхазии с определенной осторожностью. Это объясняется как объективными, так и субъективными факторами. Принятие закона о государственно-частных партнерствах, который был бы прозрачным и понятным для всех, могло бы существенно повысить инвестиционную привлекательность Абхазии и привлечь финансирование как от местных, так и от зарубежных инвесторов с целью решения социально-экономических задач. Однако даже при наличии инвестиционных средств, в рамках программы по содействию развитию социально-экономического развития Абхазии, все задачи все равно остаются недостаточно финансируемыми.

Считаем, что инвесторы для вложения денежных средств должны иметь абсолютное убеждение в том, что процесс разработки и выполнения проекта ГЧП абсолютно открыт и прозрачен, а также не подвергается изменениям в процессе выполнения. Так, полагаем, что в гражданское законодательство Абхазии можно перенять из Гражданского кодекса РФ норму п. 1 ст. 431.2 «Заверения об обстоятельствах» (лицо, предоставившее недостоверное заверение, обязано возместить убытки, причиненные недостоверностью такого заверения, и (или) уплатить согласованную при предоставлении заверения неустойку1), так как благодаря данной правовой гарантии у участников гражданского правоотношения появляется достоверная информация, необходимая при заключении и исполнении договора (Юлов, 2019: 85).

Кроме того, не должно быть никаких намеков на применение принципа «занято», который до сих пор существует в Абхазии. Бизнесмены будут исполнять только те обязательства, которые четко определены в договоре, и взаимодействовать только с официальными представителями государства, работающими в рамках своей компетенции.

Вместе с тем, государство также нуждается в гарантиях, что инвесторы будут действовать не только в своих интересах, но и не нарушат национальные интересы и безопасность Абхазии, особенно в стратегически важных секторах экономики и при использовании инфраструктурных объектов. Подобные опасения в Абхазии особенно стали актуальными в связи с объявленным запуском сухумского аэропорта и запланированной реформой энергетической отрасли.

По причине послевоенных санкций со стороны стран СНГ в экономическом развитии Абхазии наблюдается негативная динамика. Вследствие недостатка финансов у республики частные инвесторы вынуждены самостоятельно нести все расходы, например, на освоение земельного участка, включая ремонт и прокладку коммуникационных линий, организацию водоснабжения и очистку стоков. Инвесторы, по Закону Республики Абхазия «Об иностранных инвестициях в Республике Абхазия», могут получить некоторые налоговые льготы от соглашений, заключенных с Абхазией, но это не компенсирует их высокие затраты2.

Международные правовые основы инвестиционного сотрудничества между Абхазией и Россией, установленные в 2009 году, имеют огромное значение для развития экономики и бизнеса в обеих странах. Соглашение «О поощрении и взаимной защите инвестиций» было подписано с целью обеспечить надежную и эффективную правовую защиту прав и интересов инвесторов при осуществлении инвестиций3.

Российская Федерация, согласно материалам VIII российско-абхазского делового форума, как главный инвестиционный партнер Абхазии, занимает первое место по объему прямых инвестиций в экономику этой страны4. Это свидетельствует о тесных и взаимовыгодных отношениях между двумя странами. В последние годы количество российско-абхазских предприятий постоянно увеличивается, что указывает на доверие и заинтересованность российских компаний в развитии бизнеса в Абхазии.

К 2017 году было зарегистрировано 237 предприятий, принадлежащих российским инвесторам, и около 240 совместных предприятий. Это подтверждает растущий интерес российских компаний к инвестициям в Абхазию. Общий объем прямых иностранных инвестиций из Российской Федерации в Абхазскую Республику в 2016 году составил 3,9 миллиона долларов США, что является значимым показателем для экономического развития Абхазии. В свою очередь, инвестиции из Абхазии

1 Гражданский кодекс РФ. Часть первая : федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

2 Об иностранных инвестициях в Республике Абхазия : закон республики Абхазия от 01.07.1992, № 108-XII-с (с изм. от 30.11.2011, № 3059-e-IV) [Электронный ресурс] // Абхазия-Апсны.РФ. URL: https://clck.ru/35wTz3 (дата обращения: 27.08.2023).

3 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о поощрении и взаимной защите инвестиций : бюллетень международных договоров. 2011. № 8 [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/bdomp/graf_site.nsf/webrus/ 20090222/$ Fl LE/09_222.tif (дата обращения: 28.08.2023).

4 Лепехин В.А. Абхазские и российские предприниматели требуют от чиновников решительных действий [Электронный ресурс] // Спутник-Абхазия. URL: https://clck.ru/35wUBT (дата обращения: 26.08.2023).

в Россию составили 0,15 миллиона долларов США, что свидетельствует о взаимном интересе в развитии двустороннего экономического сотрудничества (Воробьев, Шалашаа, 2018: 238).

Однако в течение пятнадцати лет после образования Республики Абхазия объем ее валового продукта и структура экономики были неизвестны. Были лишь скудные данные о государственном секторе и сельскохозяйственном производстве, но полная картина экономики была недоступна (Лагвилава, 2017: 393). К 2018 году более 60 % товарооборота республики Абхазия приходится на Россию, которая является ее крупнейшим партнером (Лазовская, Минеев, 2019: 98). В свете этого, развитие инвестиций и сотрудничества с Россией может сыграть важную роль в стимулировании экономического роста и разнообразия отраслей в Абхазии.

Российско-абхазское партнерство в области инвестиций имеет огромный потенциал для дальнейшего развития. Абхазия, обладающая богатыми природными ресурсами и привлекательным туристическим потенциалом, предлагает широкие возможности для инвесторов. Российские компании, в свою очередь, могут внести значительный вклад в модернизацию и развитие инфраструктуры Абхазии. Важно отметить, что инвестиции не только способствуют экономическому росту, но и укрепляют дружественные отношения между Россией и Абхазией. Обмен опытом и технологиями между двумя странами позволяет развивать международное сотрудничество и способствует укреплению стабильности в регионе.

Исходя из сказанного, международные правовые основы инвестиционного сотрудничества между Абхазией и Россией, установленные соглашением 2009 года, способствуют развитию взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества и обеспечивают надежную правовую защиту прав и интересов инвесторов.

Таким образом, Россия играет важную роль в экономическом развитии Республики Абхазия, являясь ее ведущим инвестиционным партнером, и продолжает увеличивать объем прямых инвестиций в экономику страны. Так, ранее существующие связи позволяют Абхазии поставлять сельскохозяйственную продукцию в Россию (Рогачевский, 2011: 154). Считаем, что увеличение количества российско-абхазских предприятий и объема инвестиций свидетельствует о доверии и перспективности сотрудничества между двумя странами. Это партнерство имеет потенциал для дальнейшего развития и взаимной выгоды, способствуя экономическому росту и укреплению дружественных отношений.

Привлекательность курортных мест в Абхазской Республике и постоянный прирост туристов в основном из Российской Федерации, а также Республики Беларусь, стимулируют развитие сферы услуг и инвестиций. Вместе с тем, в реализации инфраструктурных проектов возникает множество вопросов, касающихся экономики, защиты государственных границ и социокультурных аспектов1. Не всегда возможно ожидать, что государство согласится передать право собственности на созданные объекты частным инвесторам, в то время как инвесторы хотят контролировать и получать доходы от своих инвестиций.

Абхазия имеет потенциал предоставить частным инвесторам разнообразные объекты в сфере туризма, ресторанно-гостиничного бизнеса и услуг посредством заключения концессионных соглашений. Этот подход позволит создавать новые и модернизировать существующие объекты, привлекая иностранные инвестиции в развитие экономики республики.

Для значительного улучшения состояния туристической индустрии необходима активная поддержка развития строительной сферы, восстановление и современное обновление инфраструктуры, в целях удовлетворения потребностей туристов в объектах. Кроме того, необходимо сосредоточить внимание на развитии транспортной инфраструктуры. Это включает в себя строительство нового аэропорта, реконструкцию железнодорожного вокзала и автовокзала, а также улучшение морских портов и яхтенных марин, обновление автотранспортных средств.

Дополнительно требуется модернизация железных дорог, строительство новых дорожных магистралей и улучшение сети дорожных развязок. Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос о расширении контрольно-пропускных пунктов, особенно в периоды сезонного наплыва отдыхающих, чтобы обеспечить более эффективное движение туристов.

Решению вышеуказанных проблем может способствовать заключение концессий на строительство и реконструкцию данных объектов. Так, абхазский законопроект об инвестиционной деятельности 2014 года не запрещает возникновение на основе концессионного соглашения таких правоотношений, поэтому можно обсуждать условия и отношения с абхазским правительством для каждого конкретного соглашения о гЧп или концессии.

Также актуальным является развитие за счет заключения концессионных договоров: в сферах школьного и дошкольного образования, повышения квалификации; в сфере энергетики, с учетом внесением поправок в законодательство о запрете на сегодня приватизации ГЭС.

1 Россия и Абхазия формируют единое правовое пространство и условия для привлечения инвестиций в республику [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://clck.ru/35wUHs (дата обращения: 27.08.2023).

Кроме того, считаем, что в абхазском законодательстве необходимо четко прописать возможность заключения соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений с иностранными компаниями, которые собираются создавать свои корпоративные структуры на территории Абхазии и распространять налоговые льготы на все дочерние предприятия инвестора. Полагаем, что можно по примеру Российской Федерации принять законы «О концессионных соглашениях» и «О государственно-частном партнерстве», которые бы регулировали возникающие правоотношения.

После решения вопросов по концессии необходимо уделить внимание защите прав частного инвестора в рамках концессионных проектов или классических проектов государственно-частного партнерства. Требуется разработать нормативно-правовую базу, которая бы признавала к исполнению решения арбитражных судов России и международных на территории Абхазии. Для справедливого рассмотрения споров государства с частным бизнесом следует включить арбитражные условия в соглашения о ГЧП или концессии, что в последствии обеспечило бы удобство для частных инвесторов.

Россия признала дипломатически Республику Абхазия более 15 лет назад. Однако до сих пор нет соглашения о взаимном признании и исполнении решений арбитражных и третейских судов между странами. Также практически отсутствует опыт согласования условий соглашений о государственно-частном партнерстве. Полагаем, что помимо соглашения между РФ и Республикой Абхазия «О поощрении и взаимной защите инвестиций» обязательно нужно принять соглашение «О взаимном признании и исполнении решений арбитражных и третейских судов между РФ и Республикой Абхазия».

Кроме того, необходимо уделить внимание ряду смежных вопросов, включая, но не ограничиваясь, правилами миграции, условиями занятости иностранных граждан, обеспечением безопасности и полной защитой инвестиционных объектов. Также необходимо учитывать права собственности на недвижимость и другие соответствующие аспекты для обеспечения успешного инвестиционного климата. Для достижения удовлетворительных результатов необходимо компетентно решать данные задачи.

Так, Дмитрий Вольвач подчеркнул важность согласования законодательства Республики Абхазия с законодательством Российской Федерации в сфере таможенного регулирования: «Новый таможенный кодекс Республики Абхазия с учетом введения на территории Абхазии ТН ВЭД ЕАЭС поможет облегчить процедуры таможенного оформления грузов, в том числе с учетом разработанных регламентов таможенных органов страны по соблюдению запретов и ограничений»1.

Инвестиционное сотрудничество - это развивающийся процесс, в ходе которого участники создают устойчивые экономические связи. Ожидается, что отношения между странами-партнерами, такими как Абхазия и Россия, приведут к углублению интеграции. В подтверждение вышесказанного приведем высказывание профессора О.В. Черковца из МГУ им. М.В. Ломоносова, о том, что экономические отношения приобретают не только торгово-экономический характер, но со временем также становятся технико-технологическими и финансово-инвестиционными2.

В Абхазии формат государственно-частного партнерства и, в частности, концессионных соглашений, обладает большим потенциалом, особенно в области туризма и индустрии отдыха в целом, который, по нашему мнению, следует максимально использовать и развивать.

Итак, на основании изложенного можно сделать вывод о том, что для улучшения социально-экономической ситуации в Республике Абхазия необходимо разработать и принять закон о концессионных соглашениях, в котором необходимо раскрыть понятие и содержание таких соглашений, а также предусмотреть гарантии для концессионеров. Кроме того, в налоговое и таможенное законодательство следует внести определённые льготы для концессионеров. Считаем, что при разработке законодательства Республики Абхазия нужно взять за основу нормативные правовые акты Российской Федерации о концессионных соглашениях, о налогообложении, и, конечно, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.

^исок источников:

Воробьев Н.Н., Шалашаа А.З. Правовые и практические аспекты инвестиционного сотрудничества Абхазии и России // KANT. 2018. № 4 (29). С. 236-239.

Кавыршина В.А. Особенности управления развитием экономики Абхазии - пример для ДНР // Вестник Института экономических исследований. 2019. № 2 (14). С. 35-41.

Лагвилава Р.М. Становление рыночной формы хозяйствования в Абхазии и вопросы привлечения трудовых ресурсов к экономической деятельности // Юбилейное научное издание : сб. статей. М., 2017. С. 392-397.

1 Друганов Р.С. Экономика Абхазии: состояние и возможности развития [Электронный ресурс] // Кавказские научные записки. 2012. № 2 (11). URL: https://clck.ru/35wURJ (дата обращения: 27.08.2023).

2 Черковец O.B. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве в контексте мирового опыта межгосударственного регионального сотрудничества // Национальная экономика России и вызовы XXI века. М., 2009. C. 327-346.

Лазовская С.В., Минеев С.С. Социально-экономические предпосылки развития экономики Абхазии // Естественно-гуманитарные исследования. 2019. № 25 (3). С. 94-99.

Рогачевский А.Л. Договорные отношения российских организаций с партнерами из непризнанных и частично признанных государств // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2011. № 3 (296). С. 153-169.

Юлов Д.В. Договор о Евразийском экономическом союзе как система гарантий прав иностранных инвесторов // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. № 6. С. 84-94. https://doi.Org/10.12737/jfld.2019.6.7.

References:

Kavyrshina, V.A. (2019) Peculiarities of economic development control in Abkhazia - an example for the DPR. Economic Research Institute Journal. (2 (14)), 35-41. (In Russian).

Lagvilava, R.M. (2017) The formation of a market form of management in Abkhazia and the issues of attracting labor resources to economic activity [Formation of a market form of economic management in Abkhazia and issues of attracting labor resources to economic activity]. Yubileynoe nauchnoe izdanie. Moscow, pp. 392-398. (In Russian).

Lazovskaya, S.V. & Mineev, S.S. (2019) Socio-economic background for the development of the economy of Abkhazia. Natural-Humanitarian Studies. (25 (3)), 94-99. (In Russian).

Rogachevsky, A.L. (2011) Contractual relations of the Russian companies with the partners from unrecognised and partially recognised states. Proceedings of Higher Educational Institutions. Pravovedenie. (3 (296)), 153-169. (In Russian).

Vorobyev, N.N. & Sha^st^, A.Z. (2018) Legal and practical aspects of investment cooperation between Abkhazia and Russia. KANT. (4 (29)), 236-239. (In Russian).

Yulov, D.V. (2019) Treaty on the Eurasian economic union as a system of guarantees of the foreign investors' rights. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law. (6), 84-94. Available from: doi:10.12737/jfkd.2019.6.7. (In Russian).

Информация об авторах Л.В. Кудрявцева - кандидат юридических наук, доцент кафедры международного частного и предпринимательского права Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Тру-билина, Краснодар, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=574423

Е.Ю. Позднякова - магистрант юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина, Краснодар, Россия.

Вклад авторов:

Л.В. Кудрявцева - научное руководство; концепция исследования; развитие методологии; написание исходного текста; итоговые выводы.

Е.Ю. Позднякова - написание исходного текста; итоговые выводы.

Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors L.V. Kudryavtseva - PhD in Law, Associate Professor of the Department of International Private and Business Law, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia. https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=574423

E.Yu. Pozdnyakova - Master's Degree student, Faculty of Law, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia.

Contribution of the authors: L.V. Kudryavtseva - academic advising; research conceptualization; methodology development; source text writing; final conclusions.

E.Yu. Pozdnyakova - source text writing; final conclusions.

Conflict of interest:

The authors declare that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 01.09.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 29.09.2023 Принята к публикации / Accepted for publication 24.10.2023

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.