УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ
УДК 346.1 ББК 67.04
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ, ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ
Кузнецова А.В., ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», e-mail: [email protected] Новокшонова Н.А., к.ю.н., доцент, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»
Аннотация
В статье обсуждается форма государственно-частного партнерства концессионное соглашение в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Рассматривается проблема, которая возникает при заключении данного вида договора. Благодаря концессионным соглашениям удается привлечь частные инвестиции в сферу тепло- и водоснабжения и развивать эту отрасль. Исходя из того, что в России только развиваются концессионные соглашения, по результатам данных исследований предлагается решить ряд проблем.
Ключевые слова: концессионное соглашение, государственно-частное партнерство, концедент, концессионер.
С каждым годом в РФ все больше возникают проблемы заключения концессионных соглашений. Они требуются в различных сферах, например, в таких как теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение. Низкое качество указанных сфер услуг связано, прежде всего, с тем, что за последние годы инфраструктура изношена и доведена до критического состояния. Из-за финансовой нестабильности инвестируемых компаний, которые чаще всего становятся банкротами, появляется проблема снабжения населения качественными коммунальными услугами. Это обусловлено тем, что вложения со стороны государства в сферы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения сведены к минимуму.
Однако в России, хотя и используется концессия, опыта реализации данных соглашений недостаточно. До сих пор возникают вопросы при заключении концессионных соглашений и их необходимо дорабатывать на законодательном уровне. Соответственно, отработанная законодательная база даст возможность привлекать инвесторов для создания новых объектов и развития проектов, основанных на взаимодействии государства (муниципалитета) и представителями частного бизнеса1. Кроме того, для реализации данных отношений и эффективности достижения положительного результата участники должны руководствоваться принципами взаимовыгодного сотрудничества сторон; консолидации финансовых, материальных, организационных ресурсов; разделения ответственности, рисков между сторонами соглашения2.
В связи с чем, возникает проблема, что вложение средств федерального бюджета в указанную сферу деятельности является непродуктивным, а для инвестора частных партнерств данная сфера перестает быть интересной в силу своей низкой рентабельности и высокого износа. У инвестора, который рассчитывает на долгосрочные отношения в данных сферах, не будет пропадать интерес только в том случае, если будет возможность его привлечь при обеспечении необходимого дохода от инвестиций и малого процента рисков ведения бизнеса.
Российский исследователь государственно-частного партнерства В.Г. Варнавский определяет концессию как «передачу частной компании объекта государственной (муниципальной) собственности для строительства, модернизации, реконструкции, эксплуатации, управления, обслуживания и т. д. на определенных, закрепленных в договоре условиях, на возвратной и платной основе, в соответствии с концессионным законодательством»3.
Действительно, целью Федерального закона о Концессионных соглашениях является привлечение инвестиций в экономику РФ, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям4.
Стоит отметить, что включает в себя сфера теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
В статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» обозначены понятия. Водоснабжение - это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение), а водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения5.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжение - это обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.
Данные понятия несут в себе один и тот же смысл, обеспечить потребителей качественными услугами для дальнейшего использования.
Таким образом, в каждой из указанных сфер имеется определенный ряд проблем, который требует их дальнейшего решения.
Для того, чтобы решить проблемы в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения появляется механизм концессионных соглашений. Он осуществляет финансирование инвестиционных проектов в указанных сферах как за счет частных инвестиций, так и за счет средств бюджетов различных уровней.
Но даже в процессе заключения концессионных соглашений остаются системные проблемы и возникают риски как для инвесторов, так и для органов государственной и муниципальной власти, которые отражаются в постановке самих задач в указанных сферах.
Главная же особенность концессионного соглашения в том, что государство уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока функции. Для того, чтобы на законных основаниях использовать государственную или муниципальную собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении.
При реализации концессионных соглашений в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на сегодняшний день существует ряд проблем.
Первой и наиболее важной проблемой считается отсутствие инвесторов в муниципальных образованиях региона. В связи с чем задачей для регионов страны должно стать привлечение их в отрасли, что вызывает собой большие трудности. Для того, чтобы инвестор был привлечен в сферы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, государство должно защищать его права и законные интересы. Таким образом, длительность концессионного соглашения также является дополнительной гарантией прав концессионера и свидетельствует о стабильности и надежности заключаемого соглашения.
Второй, не менее важной проблемой считается проблема проводимой государством жесткой тарифной политики6. Реальным препятствием на пути перехода на долгосрочное регулирование остаются федеральные ограничения темпов роста тарифов по субъектам
Федерации. Необходимо принять правило установления тарифов, которое будет увеличивать инфляционные процессы, вложения в модернизацию, в обновление оборудования.
Решению этой проблемы отчасти будут способствовать внесенные 3 июля 2016 г. изменения и дополнения в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в соответствии с которыми субъект РФ выступает в концессионных соглашениях между концессионером и муниципальным образованием третьей стороной, как гаранта установления тарифов, утверждения инвестиционных программ концессионера, возмещения недополученных доходов, а также экономически обоснованных расходов концессионера, подлежащих возмещению из бюджета субъекта РФ.
Следующая проблема заключается в том, чтобы заключить концессионное соглашение. Необходимо установить, какое имущество, что именно будет входить в предмет заключения договора. Обязательно описание имущества, которое предназначено для использования с объектом концессионного соглашения, но при этом не находящееся в государственной, а также муниципальной собственности. По ФЗ «О концессионных соглашениях» концедент обязан в течение года с момента заключения концессионного соглашения за счет собственных средств провести государственный кадастровый учет и пройти государственную регистрацию права собственности на имущество.
Таким образом, решением данной проблемы будет являться предоставление концессионеру права на проведение независимых экспертиз технического состояния объекта, переданного по концессионному соглашению в течение первого года срока действия концессии, может позволить избежать споров в тех случаях, когда оценка состояния объектов на стадии подготовки документов произведена некачественно. При этом необходимо определить правовые последствия для сторон выводов таких экспертиз, их значение при исполнении условий концессионного соглашения7.
Действительно с данным выводом можно согласиться, проведение независимой экспертизы технического состояния объекта будет являться положительным методом на практике для устранения споров, которые могут возникнуть в будущем между сторонами концессионного соглашения, если будут выявлены нарушения, а также для понимания того, как устранить установленные нарушения.
Необходимо также отметить проблему юридической неграмотности в области заключения концессионных соглашений.
Чтобы гарантировать и защитить права и интересы компаний-инвесторов, необходимо внести поправки в законодательство, а именно о понуждении органов власти проводить рабочие группы, публичные слушания, по вопросам предварительного согласования положений концессионных соглашений с частными инвесторами. Задача должна стоять именно в донесении информации, разбора определенных положений закона, для того, чтобы избежать нарушения основных положений федеральных законов о теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении.
Таким образом, произойдет риск снижения заключения концессионных соглашений с нарушениями указанных законов, в том числе антимонопольного законодательства, а для компаний проведение таких профилактических мероприятий будет являться оптимальным механизмом.
В связи с достижением согласия между концедентом и концессионером заключения концессионного соглашения, у антимонопольного органа будут отсутствовать основания для проведений административных расследований, выдачи предупреждений, которые как показывает практика, не всегда исполняются в сроки, установленные антимонопольным органом, в связи с чем антимонопольная служба возбуждает дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Таким образом, необходимы поправки в действующее законодательство, которые помогут развить конкуренцию в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а именно:
- разрабатывать на каждый год методические рекомендации органами власти для концессионеров, для того, чтобы заключая концессионные соглашения миновать нарушения действующего законодательства;
- внести поправки в ФЗ «О концессионных соглашениях» о принудительном проведении рабочих групп, публичных слушаний, по вопросам предварительного согласования положений концессионных соглашений с частными инвесторами.
Таким образом, решение всех перечисленных проблем позволит достичь в каждом регионе одну из основных целей: развитие управления имущественным комплексом в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на последующие годы на основе государственно-частного партнерства, а именно концессионных соглашений
Примечания
1 Новокшонова Н.А. Концессионные соглашения как способ управления муниципальным имуществом // Государственное и муниципальное управление в XXI веке. Материалы международной научно-практической конференции. Челябинск, 2015. С 155.
2 Силина, Т.Б. Концессионное соглашение как одна из правовых форм публично-частного партнерства. // Материалы Международной научно-практической конференции. 2017. Издательство: Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург).
3 Варнавский, В.Г. Концессии — на службу России // Российское предпринимательство - 2002 - № 11(35) - С. 22-27. Марчук, Е.В. Передача муниципальной собственности в концессию: преимущества и недостатки // Молодой ученый. - 2013. - №11. - С. 386-388. - URL moluch.ru/archive/58/8014/
4 О концессионных соглашениях / Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. № 30 (часть II) ст. 3126
5 О водоснабжении и водоотведении / Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7358.
6 Павелкин, В.Д. Проблемы, возникающие при заключении концессионного соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства. // Наука и Просвещение. - 2019. - №7. - С. 164-167. - URL elibrary.ru/ item. asp?id=37140593
7 Там же.
PROBLEM ISSUES OF CONCLUSION OF CONCESSION AGREEMENTS IN THE AREA OF HEAT SUPPLY, WATER SUPPLY AND WATER DETERMINATION
Kuznecova A.V., Novokshonova N.A., Chelyabinsk state university, Chelyabinsk, Russia
Abstract
The article discusses the form of public-private partnership concession agreement in the field of heat supply, water supply and sanitation. We consider the problem that arises at the conclusion of this type of contract. Thanks to the concession agreements, it is possible to attract private investments in the sphere of heat and water supply and to develop this industry. Based on the fact that concession agreements are only developing in Russia, a number of problems are proposed to be solved based on the results of these studies.
Keywords: concession agreement, public-private partnership, grantor, concessionaire.