2014'2(1)
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
2. RudovD.N. The role of the Bank of Russia in the mechanism of protection of citizens ‘ deposits, Law and right. 2007. № 4.
3. Kolesova T.S. Government regulation of insolvency (bankruptcy) of insurance companies // Collection of scientific papers Sworld. 2007. T. 9. № 2. Р. 76-77.
4. Meniailo L.N. To the question of state regulation of entrepreneurial activity proceedings of the Belgorod law Institute of MIA of Russia. Issue 2.- Belgorod: Bel law Institute of MIA of Russia, 2013. 169 р.
5. Barinov A.S. Legal and socio-economic function of the system of tax legal relationship // The bulletin of the Kyrgysko-Russian Clavic university. 2012. № 8. Т. 12. Р. 69-73.
(Статья сдана в редакцию 10.07.2014)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ В СТРАНАХ СНГ
LEGAL REGULATION OF CONCESSION AGREEMENTS IN THE
cis countries
УДК 347.44
О.В. СТАНОВАЯ O.V. STANOVAYA
(Могилевский высший колледж (MogilevHigher Education College of the Ministry of МВД Республики Беларусь) Internal Affairs of the Republic of Belarus
e-mail: my_jobbox@tut.by
Аннотация: статья посвящена анализу правового регулирования концессионных соглашений в странах СНГ, а также исследованию мирового опыта использования концессионных механизмов и возможность его применения в странах СНГ.
Ключевые слова: концессионные соглашения, государственно-частное партнерство, инвестиции, концессионер, концедент.
Abstract: the article is devoted to the analysis of legal regulation of concession agreements in CIS countries, as well as, research of the world experience of using concession mechanisms and possibility of its application in the CIS countries.
Keywords: concession agreements, public-private partnership, investment, the concessionaire, concessor.
В условиях изменения роли государства в управлении социально-экономическими процессами все большее значение приобретает поиск организационно-правовых форм, альтернативных государственному управлению и отвечающих требованиям современного этапа общественного развития. Одним из наиболее продуктивных современных способов повышения эффективности использования государственной собственности служит установление партнерских отношений государства и частных хозяйствующих субъектов. Важнейшим фактором
обеспечения устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке является инфраструктурное развитие, которое нуждается в широкомасштабных капиталовложениях. Оптимальной стратегией развития становится привлечение частных инвестиционных ресурсов в отрасли, где традиционно преобладала публичная собственность. Надлежащее обеспечение национальных интересов в сочетании с защитой прав инвесторов существенно влияет на присутствие или отсутствие в стране частных, в том числе
140
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
2014'2(1)
иностранных, инвестиций.
Сферу государственно-частного партнерства условно можно разделить на две группы. К первой можно отнести институализированные государственно-частные партнерства, предполагающие создание совместных предприятий, учредителями которых выступают публично-правовые образования и частные хозяйствующие субъекты. Ко второй группе относят различные договорные государственно-частные партнерства: концессионные соглашения, инвестиционные договора.
Концессионные соглашения (договора) являются исторически сложившейся в мировой практике собирательной, обобщающей формой договорных отношений государства с частными инвесторами, предметом которых может быть довольно широкий спектр деятельности.
Исследование практики применения концессионных соглашений развитых стан (Великобритания, США, Франция) показало, что государственно-частное партнерство в форме концессий может быть реализовано в соответствии с различными схемами (моделями), наиболее часто из которых встречаются следующие:
- схема СЭП «Строительство - Эксплуатация - Передача» (BOT - Build-Operate-Transfer) - в соответствии с контрактом объект строится и эксплуатируется концессионером и в установленный в контракте срок переходит в собственность концедента;
- схема СВЭП «Строительство - Владение (по праву собственности) - Эксплуатация
- Передача» (BOT - Build-Own-Operate-Transfer) - в соотвествии с контрактом объект строится и эксплуатируется концессионером и переходит в собственность концедента после окончания контракта (частный случай предыдущей схемы);
- схема СПЭ «Строительство - Передача -Эксплуатация» (BTO - Build-Transfer-Operate)
- в соответствии с контрактом объект строится и эксплуатируется концессионером, при этом он принимается концедентом в собственность по завершению строительства;
- схема СВЭ «Строительство - Владение (по праву собственности) - Эксплуатация» (BOO - Build-Own-Operate) - в соответствии с контрактом объект строится и эксплуатируется концессионером, при этом он остается в собственности концессионера, который связан с концедентом обязательством - эксплуатируя объект, оказывать определенный комплекс услуг в соответствии с установлен-
ными стандартами [1, с.20].
Проведенный анализ английской и французской моделей позволяет сделать выводы о значительном влиянии естественного исторического процесса и сложившихся исторических моделей экономического развития на формирование концессионных механизмов развитых стран. Отличительной чертой «английской» концессионной схемы является высокий уровень самостоятельности концессионера при создании и эксплуатации объекта концессии. К отношениям сторон применяются принципы частного права, однако публичная власть регулирует предел тарифов, по которым концессионер оказывает услуги населению, а также контролирует исполнение концессионером его обязательств по исполнению концессионного соглашения. «Французская» концессионная схема отличается явно выраженным приоритетом публично-правовых начал при регулировании концессионных отношений с обязательным соблюдением принципа равенства имущественных интересов концессионера и концедента, в данной схеме концессионное соглашение рассматривается как административный или публичный договор. «Французская» схема была воспринята во многих странах романского права, в частности, в Германии, Бельгии, Швейцарии, Испании, Португалии, Греции, Италии, в странах с правовой системой смешанного типа, например, Аргентине, Венесуэле.
Применение опыта различных стран явилось хорошей базой для совершенствования концессионного законодательства в странах постсоветского пространства. Следует отметить, что в государствах - участниках Содружества Независимых Государств подобные нормативные акты были приняты достаточно давно. В Республике Казахстан, Республике Молдова, Республике Таджикистан, Республике Узбекистан в 1995 - 2006 годах приняты и действуют законы с одинаковым наименованием - «О концессиях».
Правительство Казахстана, одного из лидеров в сфере практического применения концессионных механизмов, в результате накопления первоначального опыта осуществило переход от лицензионного механизма регулирования концессий к контрактному, что является отдельным отражением преимущества в эффективности гражданско-правовых механизмов в данной сфере. Системное совершенствование законодательства о концессиях коснулось таких законодательных актов, как Гражданский кодекс Республики
141
2014'2(1)
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
Казахстан, Бюджетный кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), Закон Республики Казахстан от 04.07.2013 № 131-V ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения новых видов государственно-частного партнерства и расширения сфер их применения» (далее - Закон № 131-V), Закон Республики Казахстан от 09.07.1998 №272-1 «О естественных монополиях и регулируемых рынках», Закон Республики Казахстан от 08.01.2003 № 373-II «Об инвестициях», Закон Республики Казахстан от 07.07.2006 № 167-III «О концессиях» (далее - Закон № 167-III), Закон Республики Казахстан от 01.03.2011 № 413-IV ЗРК «О государственном имуществе» и других [2].
Согласно Закону № 131-V в концессию теперь могут передаваться объекты социальной инфраструктуры и жизнеобеспечения во всех отраслях (сферах) экономики, за исключением объектов, перечень которых определяется Президентом Республики Казахстан.
В соответствии с Законом № 131-V в целях поддержки деятельности концессионеров последним могут предоставляться один или несколько следующих видов государственной поддержки: поручительства государства по инфраструктурным облигациям в рамках договоров концессии; государственные гарантии по займам, привлекаемым для финансирования концессионных проектов; передача концессионеру исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие государству; предоставление натурных грантов в соответствии с законодательством Республики Казахстан; софинансирование концессионных проектов; гарантии потребления государством определенного объема товаров (работ, услуг) в случае, если основным потребителем товаров (работ, услуг), производимых концессионером, является государство.
При создании объекта концессии, не подлежащего передаче в государственную собственность, отдельные меры государственной поддержки не предоставляются.
Законом № 131-V предусмотрено, что договор концессии может быть заключен в следующих видах:
- договор концессии, предусматривающий создание концессионером объекта концессии с последующей передачей объекта концессии в собственность государства;
- договор концессии, предусматривающий совместную деятельность концессионера и концедента по созданию (реконструкции) и эксплуатации объекта концессии;
- договор концессии, предусматривающий передачу объекта концессии, находящегося в государственной собственности, в доверительное управление либо в имущественный наем (аренду) концессионеру в целях реконструкции и эксплуатации;
- договор концессии, предусматривающий передачу объекта концессии, находящегося в собственности концессионера, в имущественный наем (аренду) концеденту либо уполномоченному им лицу, в том числе с правом выкупа объекта концессии концедентом.
Договор концессии может включать в себя элементы одного или нескольких видов договоров, а также включать элементы иных договоров, не запрещенных законодательством Республики Казахстан, направленных на создание (реконструкцию) и эксплуатацию объекта концессии. Договор концессии не может включать в себя условия, направленные на отчуждение объекта концессии, находящегося в государственной собственности, в частную собственность.
В Российской Федерации отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, урегулированы Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Изменения в данный нормативный акт были внесены Федеральным законом Российской Федерации от 07.05.2013 № 103 - ФЗ (далее - закон №103-ФЗ).
Закон № 103-ФЗ расширил перечень существенных условий концессионных соглашений, заключенных в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения. Теперь концессионное соглашение может предусматривать возмещение расходов концессионера в течение более чем одного года при условии продления срока действия концессионного соглашения на период, достаточный для возмещения этих расходов (ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон № 115-ФЗ) в новой редакции). Этот срок по общему правилу не может превышать пяти лет, однако при условии возмещения указанных расходов с учетом нормы доходности инвестированного капитала в концессионном соглашении может быть установлен более
142
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
2014'2(1)
долгий срок.
Установлены некоторые особенности изменения условий концессионных соглашений по поводу объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения. Такие договоры теперь могут изменяться лишь при наличии согласия на это антимонопольного органа, полученного в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Если же возникла необходимость внести изменения в концессионное соглашение об объектах тепло- и водоснабжения в части, касающейся значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (параметры регулирования тарифов), то требуется также получить предварительное согласие органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения.
Законом № 103-ФЗ предусмотрены дополнительные гарантии прав концессионеров в случае, если концессионное соглашение заключено в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения. Теперь в случае заключения концессионного соглашения в отношении таких объектов инвестиционные программы концессионера должны предусматривать мероприятия, включенные в концессионное соглашение. При этом объем финансовых потребностей, необходимых для реализации отдельных мероприятий инвестиционных программ концессионера, должен определяться в соответствии с российскими нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения.
Выделен механизм передачи прав владения и (или) пользования объектами тепло-, водоснабжения и водоотведения, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Законом № 103-ФЗ установлено, что права на указанные объекты могут передаваться не только по концессионному соглашению, но и в рамках арендных отношений. Установлены особенности заключения таких договоров аренды.
Другой особенностью концессионных соглашений, заключаемых в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, согласно Закона № 103-ФЗ является то, что безотзывная банковская гарантия по такому договору должна быть непередаваемой и соответствовать иным утвержденным Правительством Российской Федерации тре-
бованиям к таким гарантиям (ст. 10 Закона №115-ФЗ в новой редакции).
Особенностью законодательства Украины является наличие помимо общего Закона Украины от 16.07.1999 года «О концессиях» также специальных законов, регулирующих вопросы передачи в концессию отдельных объектов: Закон Украины от 14.12.1999 «О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог», Закон Украины от 21.10.2010 «Об особенностях передачи в аренду либо концессию объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности», Закон Украины от 08.07.2011 «Об особенностях аренды или концессии объектов топливно-энергетического комплекса, пребывающих в государственной собственности» [3].
Концессионные соглашения не являются новым институтом в праве Республики Беларусь. В Инвестиционном кодексе Республики Беларусь закреплено, что одной из форм инвестиционной деятельности в Республике Беларусь является концессия.
Наличие Инвестиционного кодекса в Республике Беларусь не обеспечило должного притока иностранных капиталов в республику. Несмотря на наличие правового регулирования в области концессий, не было заключено ни одного концессионного договора. Встал вопрос о необходимости обеспечения полноценного регулирования отношений в сфере концессий и устранения преград для привлечения потенциальных концессионеров.
Так, в Республике Беларусь с учетом рекомендаций международных экспертов был разработан Закон Республики Беларусь от
12.07.2013 года № 53-З «Об инвестициях» (далее - Закон об инвестициях) с основополагающими нормами по осуществлению инвестиций на территории Республики Беларусь, из которого исключены положения, регулирующие вопросы концессий. Параллельно по вопросам, регулирующим инвестиционную деятельность на основе концессий, был подготовлен отдельный законопроект. Таким образом, впервые в Республике Беларусь право на существование получил самостоятельный законодательный акт, устанавливающий правовые основы осуществления инвестиций на основе концессий на территории Республики Беларусь - Закон Республики Беларусь № 63-З от
12.07.2013 года «О концессиях» (далее - Закон о концессиях).
143
2014'2(1)
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
Закон об инвестициях является базовым, предусматривающим различные способы осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь. Перечень таких способов носит открытый характер, т.е. это могут быть и иные, кроме перечисленных в статье 4 Закона об инвестициях, способы, не запрещенные законодательством Республики Беларусь. Концессии определены как один из таких способов.
Теперь в качестве концессионных органов, уполномоченных концедентом на заключение концессионного договора, могут выступать местные исполнительные и распорядительные органы. Соответственно в качестве объекта концессии административно-территориальных единиц могут быть объекты концессии, находящиеся в коммунальной собственности, за исключением объектов концессии, сведения о которых составляют государственные секреты, и объектов концессии, имеющих стратегически важное значение для Республики Беларусь. Концессионерами могут быть инвесторы, за исключением государственных юридических лиц, заключившие концессионный договор с Республикой Беларусь или ее административно-территориальной единицей.
В качестве объектов концессии могут выступать объекты, составляющие в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исключительную собственность государства (недра, воды, леса), объекты, находящиеся только в собственности государства, виды деятельности. В частности, среди объектов, находящихся только в собственности государства, можно выделить:
- земли: сельскохозяйственного, природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; лесного, водного фонда; под дорогами и иными транспортными коммуникациями; общего пользования;
- земельные участки: на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в собственности государства; подвергшиеся радиоактивному загрязнению (зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население); на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых;
- автомобильные дороги общего пользования;
- коммуникации железнодорожного транспорта общего пользования;
- объекты инженерной инфраструктуры общего пользования: водопроводно-канализационного хозяйства; теплоснабжения (магистральные тепловые сети, распределительные тепловые сети и центральные тепловые пункты для одновременного теплоснабжения разных потребителей); наружного освещения улиц населенных пунктов; городского электрического транспорта; системообразующие линии электропередачи и подстанции напряжением 110 кВ и выше; межгосударственные линии электропередачи всех классов напряжения, а также подстанции, к которым они присоединены, системы и средства управления указанными объектами;
- аэродромы и аэропорты, летно-испытательные станции гражданской авиации;
- объекты гражданской обороны и другие.
К видам деятельности, на осуществление
которых распространяется исключительное право государства, относятся:
- ведение Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь;
- ведение государственных кадастров, регистров, реестров, классификаторов, входящих в состав республиканских государственных информационных ресурсов;
- лесоустройство, землеустройство;
- государственная регистрация недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, техническая инвентаризация недвижимого имущества;
- навигационная деятельность, обеспечивающая оборону и безопасность государства;
- осуществление импорта табачного сырья и табачных изделий;
- скупка драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе, за исключением скупки указанных ценностей для использования в собственном производстве ювелирных изделий;
- другие виды деятельности, предусмотренные законодательными актами.
В соответствии с Законом о концессиях концессионерам предоставляются гарантии, предусмотренные законодательством для инвесторов (отсылочная норма к статьям 11 - 12 Закона об инвестициях). Среди гарантий можно выделить следующие:
- иностранным инвесторам гарантируется беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь компенсации в случае национализации или реквизиции имущества, при этом перевод компенсации осуществляется по выбору иностранного инвестора в белорусских рублях или иностранной ва-
144
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
2014'2(1)
люте в государство, указанное иностранным инвестором, если такой перевод не противоречит международным обязательствам Республики Беларусь;
- после уплаты установленных законодательством Республики Беларусь налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды иностранным инвесторам гарантируется беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли (доходов) и иных правомерно полученных денежных средств, связанных с осуществлением инвестиций на территории Республики Беларусь, а также платежей, производимых в пользу иностранного инвестора и связанных с осуществлением инвестиций, в том числе денежных средств:
- полученных иностранными инвесторами после частичного или полного прекращения осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь, включая денежные средства, полученные иностранными инвесторами в результате отчуждения инвестиций, а также образуемого в результате осуществления инвестиций имущества, иных объектов гражданских прав;
- причитающихся в счет выплаты заработной платы иностранным гражданам и лицам без гражданства, осуществляющим трудовую деятельность по трудовому договору;
- причитающихся иностранным инвесторам согласно судебному постановлению.
Согласно статье 4 Закона о концессиях не допускается вмешательство в деятельность концессионеров, за исключением случаев, предусмотренных концессионным договором, и (или) когда такое вмешательство осуществляется на основании законодательных актов в интересах национальной безопасности (в том числе охраны окружающей среды, историко-культурных ценностей), общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Концессионным договором в соответствии с законодательными актами либо по решению Президента Республики Беларусь могут быть предусмотрены льготы и преференции для концессионеров и (или) организаций, в установленном порядке созданных в Республике Беларусь концессионером либо с его участием.
Закон о концессиях выделяет три вида концессионных договоров:
- полный концессионный договор, ког-
да за концессионером сохраняется право собственности на произведенную им продукцию;
- концессионный договор о разделе продукции, в соответствии с которым произведенная продукция делится между концессионером и концедентом в размерах и порядке, определяемых концессионным договором, при этом часть произведенной продукции, являющаяся по условиям концессионного договора долей концессионера, принадлежит ему на праве собственности;
- концессионный договор об оказании услуг (выполнении работ), где право собственности на произведенную, переработанную по концессионному договору продукцию передается концеденту. Концессионер за оказанные услуги (выполненные работы) получает вознаграждение, при этом концессионер несет риск случайной гибели или случайного повреждения объекта концессии, переданного ему для переработки, а также произведенной, переработанной по концессионному договору продукции до ее передачи концеденту. При заключении такого договора с риском вознаграждение концессионеру выплачивается лишь при условии достижения концессионером результата, предусмотренного концессионным договором.
Закон о концессиях содержит порядок рассмотрения споров, возникающих при исполнении, изменении и прекращении концессионного договора. Споры разрешаются в досудебном порядке путем проведения переговоров, если иное не установлено законодательными актами и (или) концессионным договором. Споры, не урегулированные в досудебном порядке, разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Если споры между сторонами, не относящиеся к исключительной компетенции судов Республики Беларусь, не урегулированы в досудебном порядке, они могут разрешаться:
- в арбитражном суде, учреждаемом для разрешения каждого конкретного спора согласно Арбитражному регламенту Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), принятому 15.12.1976, если стороны спора не согласятся на иное;
- в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) в случае, если этот концессионер является иностранным инвестором и гражданином или юридическим лицом государства -
145
2014'2(1)
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
участника Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (заключена в г. Вашингтоне 18.03.1965). В случае если международным договором Республики Беларусь и (или) концессионным договором установлено иное в отношении разрешения споров между сторонами, то применяются положения этого международного договора Республики Беларусь и (или) концессионного договора.
В целях привлекательности инвестиционного климата для иностранных инвесторов нормы Закона о концессиях содержат положения о возможности отказа государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении обеспечения иска и исполнения судебного постановления или арбитражного решения в концессионных договорах, заключаемых с иностранными гражданами, лицами без гражданства, иностранными и международными юридическими лицами (организациями, не являющимися юридическими лицами).
Анализируя различные модели концессионных механизмов, можно сделать вывод, что в ближайшее время на постсоветском пространстве успешное применение «английской» и «французской» моделей невозможно, так как данные схемы требуют значительного времени для установления соответствующей практики отношений, совершенствование законодательных основ рыночной экономики и правового обеспечения экономических и гуманитарных связей, направленных на поддержание единообразия регулирования гражданско-правовых отношений в государствах - участниках СНГ. В настоящее время большинство стран СНГ пошло по пути создания единого закона в сфере концессионных отношений, определяя концессионное соглашение как гражданско-правовую (договорную) форму. Поэтому в настоящее время невозможно построить эффективные концессионные отношения по примеру развитых стран, однако для стран СНГ принятие единого закона о концессионных соглашениях является оптимальным вариантом.
Литература
1. Савельева В.М. Концессионное соглашение как институт гражданского права: автореф. дис. ...канд. юрид. наук: 12.00.03. ГОУ ВПО Российский инст. Интеллектуальной собственности. - Москва, 2011.
2. Темницкая ОА. Концессии в Республике Беларусь и соседних странах: изменения в законо-
дательстве// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь - Минск, 2013. - Дата доступа: 09.01.2014.
3. Августинчик Л.В. Новеллы законодательства Республики Беларусь в сфере концессий // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь - Минск, 2013. - Дата доступа: 22.12.2013.
References
1. Savelieva V.M. Concession Agreement as an institution of civil law: Synopsis dis. ... Cand. jurid.
: 12.00.03; HPE Russian inst. Intellectual property. - Moscow, 2011.
2. Temnitskaуa OA. Concessions in the Republic of Belarus and neighboring countries: changes
in legislation // Consultant Plus: Belarus [electronic resource] / OOO “YurSpektr” Nats.tsentr legal Inform. Resp. Belarus - Minsk, 2013. - Date of access: 09/01/2014.
3. Avgustinchik L.V New laws of the Republic of Belarus in the field of concessions // Consultant
Plus: Belarus [electronic resource] / OOO “YurSpektr” Nats.tsentr legal Inform. Resp. Belarus - Minsk, 2013. - Date of access: 22.12.2013.
(Статья сдана в редакцию 10.07.2014)
146