ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМЕ КОНЦЕССИОННЫХ
СОГЛАШЕНИЙ В РОССИИ
М.А. Сухорукова, магистрант
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10729
Аннотация. В данной статье рассматривается практика заключения правительством России концессионных соглашений на протяжении всей истории их применения в стране. Рассмотрена необходимость привлечения инвестиций со стороны частного сектора в форме концессионных соглашений для более быстрого и качественного развития страны, в случаях, когда требуется значительный объем инвестиций, с которым зачастую государство справится не в силах. Показано несомненное влияние такой формы инвестиционной деятельности на экономический рост страны, повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке, инфраструктурное развитие, а также на решение важных проблем, возникающих в стране.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, привлечение инвестиций, концессионные соглашения, государственно-частное партнерство.
На всем протяжении развития инвестиционной деятельности, который затрагивает порядка 5 тысяч лет - со времен Месопотамии и Древней Греции до современности, она проявляла себя через разнообразные формы, одной из которых является концессионное соглашение. Концессионные соглашения весьма распространенная форма инвестиционной деятельности в России, попытки использовать подобную форму наблюдались еще во времена Ивана Грозного и активно применяются и в наше время. Почему именно концессионные соглашения стали столь популярны на территории нашей страны?
Такая тенденция свойственна для стран, где власть монополизировала приносящую доход деятельность и предоставляла возможность ей пользоваться в виде особых преимуществ определенному кругу лиц. В российском законодательстве, на протяжении многих веков вообще не существовало понятия «концессионное соглашение», а выданные характерные соглашения носили название - привилегия.
Инвестирование в промышленность и инфраструктуру России началось с государства, которое было заинтересовано в развитии страны, а также преследовало определенного рода интересы. Данное
стремление привело к сотрудничеству с различными странами с целью взаимовыгодного партнерства и привлечения инвестиций из внешних источников. Ярким примером раннего взаимовыгодного сотрудничества можно назвать договор с английским акционерным обществом «Московская Компания», заключенный Иваном Грозным в 1555 году. В результате этого договора, компания получила в Англии исключительное право на торговлю с Российским государством, а от русского царя разрешение искать железную руду и строить для ее обработки завод. Иван Грозный, за предоставленные привилегии компании, получил право покупать в казну любой понравившийся привезенный товар и приобретать железо по заранее оговоренной стоимости [1, с. 26-33].
С Иваном Грозным также связно появление первых российских концессионеров, которыми считается династия купцов и предпринимателей Строгановых. Российский царь выдал им Жалованные грамоты на распоряжение земельными владениями, лесами и соляными промыслами для различных видов деятельности. В обмен на огромное число предоставленных привилегий, Строгоновы занимались финансированием освоения Сибири и Урала.
Вторая половина XVIII века стала началом глобальных перемен в инвестиционной деятельности России. Опыт Европы, развитие рыночных отношений, формирование законодательной базы и многочисленные, масштабные и достаточно значимые реформы, проводимые российскими правителями на протяжении этого периода, послужили причиной стремительного развития и укрепления инвестиционной деятельности в стране, что, несомненно, отразилось и на ее развитии.
Самым приоритетным вложением инвестиций во второй половине XIX века можно назвать развитие сети железных дорог в Российской империи. Государство считалось основным инвестором железнодорожного строительства, так к 1874 году государству принадлежало 65,9 млн руб. акций и 669,8 млн руб. облигаций железнодорожных обществ, что составляло 48,8% от основного капитала железнодорожных компаний [2, с. 47]. Несмотря на значительную часть государственного инвестирования, большая часть железных дорог построена российскими и зарубежными акционерными обществами с помощью концессионных соглашений и собственного капитала.
Первой особой привилегией или концессионным соглашением в отношении российских железных дорог можно назвать соглашение между Правительством Российской империи и Обществом Акционеров, заключенное 15 апреля 1836 года. Концессионное соглашение, предполагало строительство железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского села с ответвлением до Павловска. Устав общества составил 3,5 млн руб. и выпущено 17500 акций [2, с. 505].
Условия данного концессионного соглашения отличались своей беспрецедент-ностью, так, например, это бессрочность владения и возможность устанавливать размер платы за перевозки компанией на свое усмотрение [3, с. 37].
Еще одно достаточно значимое концессионное соглашение Российской империи, связанное с привлечением иностранного капитала в строительство железных дорог - заключенный договор с Главным обще-
ством российских железных дорог (ГОРДЖ) в состав которого входили банкиры из таких стран как Англия, Франция, Польша, Германия, Голландия. Несмотря на то, что благодаря обществу произошел рост протяженности сети железных дорог, хоть и не в таком объеме и качестве как предполагалось, к 1963 году долг компании составил 135 млн руб. [4, с. 277].
В 1869 году российское правительство заключило концессионный договор с датским Большим северным телеграфным сообществом (БСТО). За 40 лет, до 1917 года сообщество провело телеграфные линии через всю Россию, соединяя Европу с Японией и Китаем, а также БСТО стало первой иностранной компанией, которая получила концессию от советского правительства на восстановление своих линий [5, с. 21].
Несмотря на достаточно активное развитие страны, многочисленные преимущества в виде территории и природных ресурсов, Российская империя преимущественно получала инвестиционный капитал извне страны.
События 1917 года привели к полному уничтожению национального и иностранного инвестирования в экономику страны, что незамедлительно привело к прекращению развития рынка ценных бумаг, национализацию предприятий и банков, сокращению производств, упадку народного хозяйства, политическому и экономическому кризису в целом.
Выход из сложившейся в стране ситуации, новое правительство видело только в одном - инвестиции. Поскольку в стране наблюдался дефицит капитала, правительство решило обратиться к внешним источникам с целью привлечения инвестиции в форме концессионных соглашений в отношении государственной и муниципальной собственности.
С 1918 года постепенно начали разрабатываться и совершенствоваться правовые аспекты регулирования концессионных соглашений на территории страны, которые были направлены в первую очередь на обеспечение и удовлетворение хозяйственных интересов страны.
Согласно принятому 23 ноября 1920 г. постановлению, концессионные договоры планировалось заключать только с крупными и надежными организациями, которым предоставлялись особые условия для их деятельности на территории страны, например, такие, как право на долю произведенной продукции, гарантия на то, что имущество концессионера не подлежит национализации и конфискации [3, с. 39].
К 1928 году инвестиционный капитал, привлеченный с помощью концессионных соглашений, в различные отрасли хозяйства, составлял порядка 60 млн. руб., большая часть из которых, инвестировалась концессиями, остальное - государством [6, с. 74]. Однако, ввиду избирательности государства, из огромного количества поступивших предложений, которых было более двух тысяч, заключено было всего лишь 163 концессионных соглашений, из которых к концу 1928 году осталось 114 [7, с. 65].
Несмотря на поступающие инвестиции и несомненно положительное влияние на экономику страны, отсутствие политической стабильности, несовершенство законодательства, перемена во взглядах правительственных кругов, связанная с недоверием и враждебным отношением к заключавшимся концессионным соглашениям, привели к тому, что к 1937 году произошло расторжение концессионных договоров.
Однако деятельность концессий послужила неким фундаментом и примером для дальнейшего становления и развития экономики, организации производства и рынка труда на территории страны.
Возрождение концессионных соглашений в стране и возвращение иностранных инвестиций началось только в 1991 году, уже после распада СССР.
Попытки возродить концессионные соглашения в стране и привлечь инвесторов начались с 1993 года, когда Правительством Российской Федерации был принят закон «О концессионных и иных договорах, заключаемых с иностранными инвесторами», однако, по прошествии пары месяцев его отправляют на повторное рассмотрение, после чего этот нормативно правовой акт неоднократно пересматри-
вался вплоть до 2005 года, когда после многочисленных поправок Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [8] все же вступил в силу. После принятого закона, шаги на пути к формированию и совершенствованию законодательной базы в отношении концессионных соглашений прерваны не были. Федеральный закон № 115-ФЗ, по прошествии стольких лет, до сих пор постоянно корректируется и дорабатывается [9, с. 473]. Кроме этого, появляются и другие законы, регулирующие государственно-частное партнерство, так, например, Федеральный закон № 224-ФЗ от 13.07.2015 «О государственно-частном партнерстве, муници-пально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [10].
Сегодня концессионные соглашения способствуют притоку инвестиций со стороны частного сектора, которые активно используются с целью развития нашей страны. Так, согласно Ежеквартальному мониторингу «Лидеры рынка долгосрочных инвестиции в инфраструктуру» на конец 2018 года осуществлялся мониторинг за 222 проектами с общим объемом инвестиционных обязательств в 1,61 трлн руб. Максимальную долю инвестиционных обязательств в 1,24 трлн руб. занимают проекты в транспортной сфере. Касаемо количества, заключенных концессионных соглашений несомненным лидером являются проекты в сфере ЖКХ, что составило 130 концессионных соглашений. В социальной сфере, в свою очередь, заключено было 48 соглашений общим объемом инвестиционных обязательств в 73 млрд руб.
Лидером по объему заявленных инвестиционных обязательств в 2018 году является проект по созданию объектов железнодорожного транспорта «Обская-Салехард-Надым» с объемом инвестиций 113 млрд руб. Данное концессионное соглашение действует до 2052 года, именно на этот период, концессионеру предоставляются права владения и использования объектов железнодорожного транспорта от момента проектирования до эксплуатации, однако все права собственности принад-
лежат концеденту, то есть Российской Фе- Таким образом, концессионные согла-
дерации. шения являются неотъемлемой частью
Еще одним важным концессионным со- развития нашей страны, они способствуют глашением 2018 года стал проект по решению наиболее острых социальных строительству и реконструкции аэропорта проблем в стране и повышению качества «Шереметьево» с объемом инвестицион- оказываемых услуг. Однако для более эф-ных обязательств в 61 млрд руб. Данное фективного привлечения инвестиций неконцессионное соглашение заключается до обходимо развивать и дорабатывать пра-31 декабря 2067 года, с возможным про- вовую базу, а также создавать необходи-длением, но не более 5 лет. При этом все мые условия для повышения качества права принадлежать концеденту, то есть взаимодействия государства с частным Российская Федерация в лице Росавиации. сектором.
Библиографический список
1. Felicity Stout, Exploring Russia in the Elizabethan commonwealth: The Muscovy Company and Giles Fletcher, the elder (1546-1611) (Politics Culture and Society in Early Modern Britain MUP) 2015. 268 p.
2. Мошенский С. З. Рынок ценных бумаг Российской империи. - М.: Экономика, 2014. -560 с.
3. Раднаев Б.В. История правового регулирования концессионных отношений // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Право. - 2015. - Сер. 14. Вып. 1. -144 с.
4. Вульфов А.Б., История железных дорог Российской империи. Все-таки строить! - М.: РИПОЛ Классик, 2016. - 744 с.
5. Гузанов К.А. Правовое регулирование деятельности по оказанию услуг связи в условиях их конвергенции: монография. - М.: Юстицинформ, 2018. - 196 с.
6. Юзович Л.И. Иностранный концессионный капитал в период новой экономической политики // Финансы и кредит. - 2012. - №45 (525). - С. 77.
7. Любек Ю.В. Анализ развития концессионных отношений в металлургической промышленности России // Записки Горного института. - 2013. - Т. 201. - С. 282.
8. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 27.12. 2018).
9. Демиева А.Г. Несогласованность правового регулирования государственно-частного партнерства // Ученые записки Казанского университета. Серия гуманитарные науки. -2017. - Т. 159, кн. 2. - С. 536.
10. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 29.07.2018).
INVESTMENT ACTIVITY IN THE FORM OF CONCESSION AGREEMENTS IN RUSSIA
M.A. Sukhorukova, graduate student
St. Petersburg national research university of information technologies, mechanics and optics
(Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article deals with the Russian government practice to conclude concession agreements throughout the history of their application in the country. The necessity to attract investments from the private sector in the form of concession agreements for qualitative and faster development of the country in cases where a significant amount of investment, the state is often not able to cope with, is considered. The undoubted impact of such a form of investment activities on the economic growth and development of the country, increase of its competitiveness at the world market, infrastructural development, as well as the solution of important problems occurring in the country, is shown in the article.
Keywords: investments, investment activity, attraction of investments, concession agreements, public-private partnership.