Научная статья на тему 'Практика государственно-частного партнёрства в сфере сохранения культурного наследия России'

Практика государственно-частного партнёрства в сфере сохранения культурного наследия России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3486
560
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ГЧП / PPP / КОНЦЕССИИ / CONCESSIONS / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ / CULTURAL HERITAGE OF RUSSIA / КУЛЬТУРА / CULTURE / ИНВЕСТОРЫ / INVESTORS / HISTORIC MONUMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нагорная М.С., Шевцова В.В.

В статье проанализированы правовые формы, виды, механизмы государственно-частного партнерства в сфере культуры в РФ, приведены положительные примеры реализации ГЧП в области сохранения объектов культурного наследия, выявлены лидирующие регионы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нагорная М.С., Шевцова В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN THE SPHERE OF PRESERVATION OF CULTURAL HERITAGE OF RUSSIA

This article describes the mechanism оf public-private partnership in the field of culture and positive experience of its implementation.

Текст научной работы на тему «Практика государственно-частного партнёрства в сфере сохранения культурного наследия России»

УДК 334

ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА В СФЕРЕ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ

НагорнаяМ.С., к.и.н., доцент ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», e-mail: marya.nagornaya@mail.ru, Шевцова В.В., студент ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»,

e-mail: 24.vichka@gmail.com

Аннотация

В статье проанализированы правовые формы, виды, механизмы государственно-частного партнерства в сфере культуры в РФ, приведены положительные примеры реализации ГЧП в области сохранения объектов культурного наследия, выявлены лидирующие регионы.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, ГЧП, концессии, культурное наследие России, культура, инвесторы.

На 2017 г. в Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов РФ зарегистрировано более 36 тыс. памятников истории и культуры1. Из них в хорошем состоянии находится 14,27% объектов, в удовлетворительном - 57,06%, в неудовлетворительном - 20,7%, в аварийном - 5,88%, в руинированном - 2,09%. Тенденция утраты объектов культурного наследия удручает: до 150-200 объектов гибнет ежегодно2, что может привести к необратимым негативным последствиям.

Одной из возможностей сохранить культурное достояние России, накопленное веками, на наш взгляд, является использование механизмов государственно-частного партнёрства (далее - ГЧП). Основание для подобных утверждений дает положительный опыт реконструкции, реставрации и строительства культурных объектов с активным привлечением частного капитала в зарубежных странах3.

ГЧП, муниципально-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера4, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества5.

В РФ механизм ГЧП получил официальный статус в 2004 г. в Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2008 г. и в настоящее время в связи с изменившимися социально-экономическими условиями обозначен как приоритетное направление политики России6. За прошедший период накоплен богатый опыт совершенствования механизмов ГЧП в различных сферах социально-экономической деятельности, наибольшее количество проектов реализовано в области транспортной инфраструктуры и системы здравоохранения.

В интересующей нас сфере культуры в России ГЧП на сегодняшний день только начинает развиваться и реализуется в рамках следующего нормативно - правового пространства:

- Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)7;

- Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 (ред. от 29.12.2017) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»8;

- Федерального закона «О меценатской деятельности» от 04.11.2014 № 327-Ф39;

- Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О концессионных соглашениях»10;

- Распоряжения Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г.»11;

- а также ряда статей Гражданского Кодекса РФ12 и актов законодательства субъектов РФ.

Еще в 2011 г. Министерство культуры РФ создало Рабочую группу по развитию ГЧП в сфере культуры, в задачи которой входит объединение усилий бизнеса и власти по развитию отрасли13. Этому важному, на наш взгляд, вопросу деятельности регулярно уделяется внимание различных органов государственной власти, он нашел отражение в Поручениях Президента РФ от 24.12.2014 г., сформированных по итогам совместного заседания Государственного совета РФ и Совета при Президенте РФ по культуре и искусству: «Одной из основных задач является создание условий для развития государственно-частного партнерства, социального и творческого предпринимательства для благотворительности, меценатства и, в целом, для широкого вовлечения граждан в реализацию культурной политики»14. При этом в целях привлечения отечественных инвесторов государство готово предложить бизнесу весь спектр льготных механизмов аренды, кредитования и налогообложения, вплоть до последующего выкупа и передачи памятников культуры в собственность. Ориентиром для развития данного направления государственной политики может выступить Реестр объектов культурного наследия15.

Несмотря на немногочисленность реализуемых проектов ГЧП в сфере культуры, в РФ на сегодняшний день накоплен положительный опыт сохранения памятников культуры, создания частных культурных объектов, организации и проведения мероприятий в области культуры и искусства.

Основными формами реализации проектов ГЧП в сфере культуры, доказавшими свою продуктивность, становятся концессионные соглашения и контракты жизненного цикла, а также менее масштабные по вложениям инвестиционно-девелоперские проекты (инвестиции в собственные проекты, реализуемые на объектах частной собственности при поддержке органов власти, которые инициированы самими инвесторами); системные социокультурные практики (проекты, реализованные на арендованных площадях при поддержке органов власти); событийные проекты (реализующиеся на коммерческой основе при участии государственных органов власти: фестивали, культурные мероприятия, программы); спонсорские проекты (проекты, инициированные государством при поддержке средств бизнеса).

Наиболее эффективную схему работы с инвесторами, на наш взгляд, разработали в Московской области, где весь нормативно-правовой процесс ГЧП прописан пошагово. Для потенциального инвестора открыт «зелёный коридор», и сейчас 31 памятник Подмосковья передан бизнесу на льготных условиях, в том числе, например, усадьба Аигиных в деревне Талица Пушкинского района. В целях возрождения не просто здания, а духа и атмосферы усадьбы на объекте в течение двух лет работали сто человек: удалось восстановить конюшню, хозяйственный двор, флигель, изящные залы усадьбы. Полное восстановление обошлось инвестору (компания ActiveSaleGroup) в 250 млн руб. Предполагаемый срок окупаемости инвестиций - 15-20 лет после ввода объекта в эксплуатацию.

Рисунок 1. Усадьба Аигиных до и после реставрации16

Экскурсии, проводимые в купеческой усадьбе середины XIX в., где останавливались Тургенев И.С, Аксаков С.Т, Салтыков-Щедрин М.Е., востребованы потребителем. Проект позволил придать импульс социально-экономическому развитию деревни Талица и расширить туристический кластер Подмосковья, в том числе для иностранных туристов. Поощрением за успешно реализованный проект стало выделение государством земельного участка, который не входил в зону охраны, и добавление его к усадьбе Аигина, что позволит инвестору возводить новые объекты.

Проект ГЧП «Усадьба Аигиных» был реализован в рамках Губернаторской программы «Усадьбы Подмосковья»17 и на основе Постановления Правительства Московской области от 13.05.2013 № 297/17 «Об утверждении порядка установления льготной арендной платы и ее размеров в отношении объектов культурного наследия, находящихся в собственности Московской области»18. Согласно этим документам, объекты культурного наследия передаются инвесторам с правом свободного целевого использования: в социальных, культурных, образовательных, административно-деловых, гостинично-рекреационных целях в аренду на 49 лет по рыночной ставке арендной платы с условием, что арендатор за свой счет проведет полный комплекс реставрационных работ, который не должен длиться более 7 лет. При соблюдении всех условий после реставрации арендная плата составит 1 рубль за 1 кв. м. в год.

В течение 2012-2013 гг. была проведена инвентаризация и паспортизация объектов культурного наследия, входящих в состав собственности Московской области и находящихся в неудовлетворительном состоянии. Из 27 объектов, находящихся в критическом состоянии, на сегодняшний день с целью регенерации утраченной историко-архитектурной среды частным инвесторам передано 18 усадеб, инвестиционной группой компаний ASG реставрируется одновременно 8 объектов. Со стороны государственного партнера (субъекта РФ) в проекте участвуют Правительство Московской области (общее руководство проектом); Министерство имущественных отношений Московской области и муниципальные образования (на правах собственника формируют списки объектов, включаемых в проект, организуют проведение аукционов и заключение договоров аренды); Министерство культуры Московской области (являясь уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия, осуществляет контроль за выполнением инвестором работ по сохранению объектов).

Успешные практики реализации ГЧП в сфере культуры существуют не только в Московской области, но и в других субъектах РФ. Рассмотрим некоторые из них.

Реконструкция уникального исторического архитектурного комплекса «Музей-усадьба «Полотняный завод» (Гончаровых) XVIII в.» в посёлке Полотняный Завод Дзержинского района Калужской области позволила сохранить объекты культурного наследия и создать литературный отель - туристический центр для организации культурных мероприятий, отдыха, развлечений и иной деятельности. Концессионное соглашение было заключено между Калужской областью в лице Министерства экономического развития Калужской области и ЗАО Инвестиционная компания «Альпинэкс Австрия» в 2012 г. Работы по реставрации здания обошлись компании в более чем 75 млн руб. Задачей проекта являлось сохранение уникального исторического архитектурного комплекса и создание на

его территории туристического центра, который позволит восстановить исторические ценности Калужского региона, открыть дополнительные рабочие места, а также сформировать благоприятные условия для развития малого предпринимательства в сфере торговли, гостиничного и ресторанного бизнеса, транспортных и других услуг.

С помощью механизмов ГЧП приведена в порядок территория усадьбы, реставрировано здание ткацкого корпуса, проведены работы по гидроизоляции фундамента и организации дренажной системы для отвода грунтовых вод и атмосферных осадков, восстановлены кровля и окна здания, проведены ремонтно-реставрационные работы, открыто литературное кафе «Гончаров», восстановлена летняя веранда. Интерьер отреставрированного комплекса полностью соответствует исторической традиции XIX в.: мебель и резные украшения из дерева, книги и мн. др. Благодаря реконструкции посещаемость музея-усадьбы выросла почти в 3 раза.

Рисунок 2. Музей-усадьба «Полотняный завод» до и после реконструкции19

Реставрация объекта культурного наследия РФ регионального значения «Общественные бани Я.Е. Макарова» в городе Архангельске (1900-1904, архитектор В.А. Никитин) реализована не в концессионной схеме. Здание выкуплено предпринимателем В.Л. Немченя с обременением (охранное обязательство на объект культурного наследия выдано 07.12.2010 инспекцией по надзору за сохранностью памятников истории и культуры Архангельской области).

Первые каменные бани общественного назначения в г. Архангельске («Макаровские бани») были построены в начале XX в. на средства архангельского купца Якова Ефимовича Макарова - трехэтажный корпус, сложенный из обожженного красного кирпича, с карнизами, наличниками окон и дверей, ажурными водосточными трубами стал украшением набережной Северной Двины. Все конструкции, кроме дверей и обстановки, были сделаны из несгораемого материала. В 1920 г. «Макаровские бани» переданы в ведение Архангельского губисполкома, в здании располагались разные организации; объект передавался от одного собственника к другому, в 1970-е гг. из-за технического состояния здание было заброшено.

По экспертной оценке, на начало реконструкции здание было в неудовлетворительном состоянии: первый этаж практически полностью находился под землей, стены и фундамент - в трещинах. В ходе ремонтно-реставрационных работ в рамках трехлетнего проекта ГЧП были укреплены стены и фундамент здания, восстановлены основные конструкции и элементы, включая сводчатые потолки и крышу, фасад реконструирован по историческим фотографиям с использованием специального кирпича для реставрации старинных построек, на нижнем этаже установлена автономная котельная, восстановлена водопроводная канализация. На сегодняшний момент в здании располагаются офисные и торговые помещения, планируется размещение заведений культурно-досугового характера.

Рисунок 3. Общественные бани Я.Е. Макарова до и после восстановления20

Ещё один успешный проект - Усадьба «Скорняково» в Задонском районе Липецкой области - был выполнен посредством участия бизнеса в особой экономической зоне регионального уровня туристско-рекреационного типа «Задонщина». Инвестиционные затраты, рассчитанного на период 2010-2018 гг., уже составили более 200 млн руб., предполагаемый срок окупаемости инвестиций - 15 лет после ввода объекта в эксплуатацию. Получив разрешение на строительство гостиничного комплекса «Усадьба «Скорняково», инвестор - предприниматель-меценат Алексей Шкрапкин - по условиям соглашения первоначально должен был восстановить исторический облик поместья русского полководца, героя войны 1812 г. и войн на Кавказе середины XIX в., декабриста Н.Н. Муравьева-Карского.

По итогам проекта ГЧП помимо реставрации уникального памятника истории и культуры, благоустройства территории, были созданы новые объекты туристской инфраструктуры. Усадьба, расположенная на территории площадью около 20 га и насчитывающая порядка 4 тыс. кв.м жилых, хозяйственных площадей и мест общего пользования, состоящая из 3 апартаментов и 20 номеров, ресторана, оздоровительного комплекса (включая СПА-центр), залов для конференций и семинаров и хозяйственных построек, функционирует как загородный рекреационно-гостиничный комплекс экологического, культурно-исторического туризма и ориентирована не только на жителей городов Липецк и Воронеж, но и на российских и зарубежных туристов.

Одним из самых активных субъектов РФ из числа реализующих проекты ГЧП по сохранению культурного наследия, несомненно, является Татарстан. Яркими примерами успешных проектов являются «Дом Банарцева», «Жилой дом архитектора М.П. Коринфского», «Главный дом городской усадьбы», «Дом Чекмарева», «Комплекс Адмиралтейской конторы. Большое здание», «Дом, в котором в 1927-1929 гг. жил видный татарский писатель Шамиль Усманов».

В рамках инвестиционно-девелоперского проекта восстановления исторической части г. Казани прошла реставрация и приспособление под современное использование объекта культурного наследия народов РФ республиканского значения «Дом Банарцева». Первоначально выстроенный в типично кафтыревском стиле со всеми характерными для него архитектурными элементами фасадов Дом Банарцева представлял собой двухэтажное каменное строение в пять оконных осей с антресольным, дворовым и цокольным этажами. Здание на момент проведения работ находилось в аварийном состоянии: сохранилась входная калитка с поздним заполнением, проездные ворота не сохранились, надстроенный в конце XIX в. флигель был утрачен.

В течение 2012-2016 гг. в рамках максимального восстановления архитектурного облика дома на вторую половину XIX в. отреставрированы дворовый фасад и дворовый пристрой. Главной сложностью реализации стало ограничение габаритов домовладения отведенными границами территории, которые за советский период стали вдвое меньше первоначальных. Компанией ActiveSaleGroup на реализацию проекта было потрачено около 140 млн руб.

Восстановленный объект культурного наследия сохранил все геометрические параметры и художественные характеристики здания, конструктивную схему и историческую архитектурно-планировочную структуру, а также все сохранившиеся несущие стены, сводчатые перекрытия и проемы; внутреннее убранство здания было максимально приближенно к эпохе XIX в., помещения украсили подлинными произведениями искусства XVIII - XIX вв.

Рисунок 5. «Дом Банарцева» до и после реставрации22

Еще одним проектом ГЧП Республики Татарстан, реализованным полностью на частные средства, стала реставрация памятника истории и культуры народов РФ «Жилой дом архитектора М.П. Коринфского», расположенного в охранной зоне Казанского Кремля. Первоначально построенное в конце XVIII в. по проекту В.И. Кафтырева каменное сооружение после пожара 1774 г. в числе других сформировало новый архитектурный облик города. Нынешний вид здания формировался на протяжении долгой строительной истории: начиная с середины XIX в. к нему добавлялись многочисленные пристройки и надстройки, которые соединялись с основным объемом дома с помощью перелицовок и объединения под одну крышу, впоследствии здание было изменено до неузнаваемости, включая планировочную структуру. На момент проведения работ дом находился в аварийном состоянии.

В течение 2012-2016 гг. был максимально восстановлен архитектурный облик дома на вторую половину XIX в., включая утраченные архитектурные элементы по главным фасадам, воссоздан демонтированный дворовый пристрой, помещения украсили подлинные произведения искусства XIX в. Компанией Active Sale Group на реставрационные работы потрачено более 92 млн руб.

На сегодняшний день оба сохраненных для потомков объекта культурного наследия используются в качестве Дома приемов для проведения встреч правительственных

делегаций, дипломатических переговоров, конференций. Предполагаемый срок окупаемости инвестиций двух проектов ГЧП - 10-15 лет после ввода объекта в эксплуатацию.

Рисунок 6. «Жилой дом архитектора М.П. Коринфского»23

На основе анализа данных мы видим, что наиболее активная реализация проектов ГЧП в сфере сохранения культурного наследия происходит в Московской области, республике Татарстан, Калужской, Архангельской и Липецкой областях.

Основными успешно апробированными формами ГЧП в сфере сохранения культурного наследия в РФ являются контракт жизненного цикла и концессии. Концессии (Concessions) - соглашение, заключаемое между государством и частным бизнесом, особенность которого заключается в том, что государство остается полноправным владельцем собственности, но при этом обязует частного партнера в течении определенного времени выполнять функции, оговоренные в соглашении, при этом наделяя бизнес соответствующими правами. В рамках концессионных соглашений в субъектах РФ реализуются различные проекты, финансируемые частично государством и частично частным капиталом.

Контракт жизненного цикла (далее - КЖЦ) - широко распространенная в мировой практике модель реализации инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства. Данный формат взаимодействия государства и бизнеса, с одной стороны, не предполагает отказа от бюджетного финансирования (что потенциально интересно для частной стороны) и, с другой стороны, позволяет государству при вложении бюджетных средств быть уверенным в том, что они будут эффективно расходоваться, а создаваемый объект инфраструктуры будет соответствовать установленным функциональным параметрам. По условиям КЖЦ, инвестор за свой счет проектирует и создает объект, а затем эксплуатирует его в течение всего жизненного цикла, осуществляя ремонт и обслуживание, государство оплачивает услуги, оказываемые с помощью такого объекта. В рамках КЖЦ государство устанавливает функциональные требования к объекту. Инвестор обеспечивает соответствие объекта этим требованиям на протяжении контракта. Если инвестор не выполняет свои обязательства по контракту или выполняет их некачественно, платежи в его пользу уменьшаются. Механизм КЖЦ, закрепленный в Постановлении Правительства РФ24, может быть наиболее эффективен, на наш взгляд, в отношении новых объектов культуры, галерей и музеев.

Таким образом, в сфере культуры под ГЧП понимается взаимовыгодное сотрудничество органов государственной власти, органов местного самоуправления (публичный партнер), частных, некоммерческих организаций (частный партнер), которое обеспечивает эффективное выполнение задач публично-правовых образований в сфере культуры путем привлечения частных ресурсов для создания, реконструкции, управления, содержания объектов культуры, реставрации и приспособления к современному использованию объектов культурного наследия, предоставления услуг в сфере культуры.

Имена меценатов прошлого (Саввы Морозова, Сергея Дягилева) были на слуху современников, память о них дошла и до наших времён, но в XXI в. лишь единицы российских бизнесменов готовы вкладывать средства в памятники культуры. Это рискованный сектор, прибыль от которого носит отложенный характер, и за время действия закона о государственном частном партнёрстве в российской культуре реализовано всего несколько десятков проектов, и это при том, что уникальных объектов культурного наследия, нуждающихся в реставрации, в сотни раз больше. «Заставить российский бизнес быть социально ответственным невозможно, можно лишь заинтересовать, показав явное преимущество и хотя бы отдалённую перспективу», - отметили депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ из Комитета по культуре25.

Основными причинами отказа бизнеса от сотрудничества с государством в сфере культуры, на наш взгляд, являются отсутствие гарантии по возврату вложенных инвестиций (вероятные изменения показателей проекта, прежде всего, связанные с доходами и расходами, несвоевременные поставки), недостаточная правовая защита имущественных прав инвестора, несвоевременное финансирование со стороны публичного партнера, изменчивость спроса, дополнительные расходы, однако и государство несёт много рисков и главный из них - потерять объект в том виде, в котором он существовал изначально.

Несмотря на риски и сравнительно небольшое количество реализованных проектов в сфере сохранения культурного наследия, на наш взгляд, механизм ГЧП является достаточно эффективным. Это доказано зарубежным и отечественным опытом. Культурное наследие -это не только духовное послание прошлых лет, но и мощный ресурс для устойчивого развития и качества современной жизни, особенно посредством возможностей культурного туризма. В современных условиях, на наш взгляд, основная цель - формирование в сфере культуры единообразных подходов, эффективное внедрение и развитие в субъектах РФ новых форм взаимовыгодных отношений государства и бизнеса. На наш взгляд, одним из перспективных механизмов государственно-частного взаимодействия в сфере культуры в РФ может стать аренда с обязательным условием по текущему и капитальному ремонту арендуемого имущества.

Примечания

1 Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mkrf.ru/ais-egrkn/ (дата обращения 12.01.2018)

2 Центральный совет Всероссийского обществаохраны памятников истории и культуры. [Электронный ресурс]. - URL:http://www.voopik.ru/our-heritage/status-cultural-heritage/. (дата обращения 24.11.2017)

3 Нагорная М.С., Шевцова В.В. Зарубежный опыт государственно-частного партнерства в сфере культуры // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2017. - № 4 (19). - Т. 4. - С.43-51. [Электронный ресурс]. - URL: https://drive.google.eom/file/d/1prolLSooQFaot87hNirIgif9UsKm5GxV/view (дата обращения 20.01.2018)

4 Нагорная О., Ерохина Е. Политика государственных извинений: целевые группы, правовые и практические сложности / О. Нагорная, Е. Ерохина // Вестник СМУС74. - 2017. - № 4. - С.29-34

5 О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации // Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). [Электронный ресурс]. -URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201066&fld=134&dst=1000000001,0&rn d=0.09924684936526262#0047562174016537284 (дата обращения 8.02.2018)

6«Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» (утв. Правительством РФ 31.01.2013, в ред. от 14.05.2015). [Электронный ресурс]. -URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141585/ (дата обращения 20.12.2017) 7О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации // Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения15.01.2018)

8Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации // Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-Ф3 (ред. от 29.12.2017). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ (дата обращения 25.01.2018)

9О меценатской деятельности // Федеральный закон от 04.11.2014 N 327-Ф3. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultantm/document/cons_doc_LAW_170477/ (дата обращения 14.12.2017)

10О концессионных соглашениях // Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 31.12.2017). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/ (дата обращения

17.12.2017)

11Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/45830.html/ (дата обращения 06.02.2018)

12 Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая. - Москва: Проспект, 2017. - 624 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/10164072/ (дата обращения 01.02.2018)

13О создании рабочей группы по развитию государственно-частного партнерства в сфере культуры. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mkrf.ru/documents/o-sozdanii-rabochey-gruppy-po-razvitiyu-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-sfere-kultury/ (дата обращения 20.01.2018)

14Перечень поручений по итогам совместного заседания Госсовета и Совета по культуре и искусству. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/47511 (дата обращения 14.01.2018) 15Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mkrf.ru/ais-egrkn/ (дата обращения

12.01.2018)

16 Подмосковную усадьбу Аигина презентуют после реставрации в конце ноября. [Электронный ресурс]. -URL:https://riamo.ru/article/31161/podmoskovnuyu-usadbu-aigina-prezentuyut-posle-restavratsii-v-kontse-noyabrya.xl; Подмосковную усадьбу Аигина открыли для посетителей после реставрации. [Электронный ресурс]. - URL: http://auipik.m/podmoskovnuyu-usadbu-aigina-otkryli-dlya-posetitelej-posle-restavratii/ (дата обращения 14.02.2018)

17Губернаторская программа «Усадьбы Подмосковья». [Электронный ресурс]. - URL: http://mosreg.ru/seychas-v-rabote/gosudarstvennye-programmy/programma-usadby-podmoskovya (дата обращения13.12.2017)

18 Постановление Правительства МО от 13.05.2013 N 297/17 "Об утверждении порядка установления льготной арендной платы и ее размеров в отношении объектов культурного наследия, находящихся в собственности Московской области" (вместе с "Перечнем объектов культурного наследия Московской области, находящихся в неудовлетворительном состоянии и подлежащих передаче в аренду"). [Электронный ресурс]. -URL:http://mosobl.elcode.ru/page.aspx?130762 (дата обращения 10.02.2018)

19 Огончарование Полотняного завода (Калужская область). [Электронный ресурс]. - URL: https://pamsik.livejournal.com/80879.html (дата обращения 14.02.2018)

20 Общественные бани Я. Е. Макарова. [Электронный ресурс]. - URL: https://bathet.livejournal.com/102422.html (дата обращения 14.02.2018)

21 Усадьба СКОРНЯКОВО-АРХАНГЕЛЬСКОЕ, Липецкая область, Задонский район. [Электронный ресурс]. -URL: https://deadokey.livejournal.com/166486.html (дата обращения 14.02.2018)

22 В Казани восстановлен Дом Банарцева. [Электронный ресурс]. - URL: http://hraniteli-nasledia.com/articles/pamyatniki-v-regionakh/v-kazani-vosstanovlen-dom-banartseva/ (дата обращения 14.02.2018)

23 В Казани восстановлен «Дом архитектора Коринфского». [Электронный ресурс]. - URL: http://hraniteli-nasledia.com/articles/pamyatniki-v-regionakh/v-kazani-vosstanovlen-dom-arkhitektora-korinfskogo/ (дата обращения 14.02.2018)

24Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла // Постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 (ред. от 29.12.2015 № 1480). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155054/ (дата обращения 11.01.2018)

25 Материалы парламентских слушаний. Парламентский час от 25.06.2017. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=2-_4rnXLlrM (дата обращения 27.12.2017)

THE PRACTICE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN THE SPHERE OF PRESERVATION OF CULTURAL HERITAGE OF RUSSIA

Nagornaya M. S., Cand. Hist. Sc., associate professor South Urals Institute of Management and Economic, e-mail: marya.nagornaya@mail.ru Shevtsova V.V., student of South Urals Institute of Management and Economics,

e-mail: 24.vichka@gmail.com

Abstract

This article describes the mechanism of public-private partnership in the field of culture and positive experience of its implementation.

Keywords: public-private partnership, PPP, concessions, cultural heritage of Russia, historic monuments, culture, investors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.