Научная статья на тему 'Государственный подход частного бизнеса'

Государственный подход частного бизнеса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
109
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — О.Е. Глаголева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный подход частного бизнеса»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОДХОД ЧАСТНОГО БИЗНЕСА

О.Е. Глаголева (Торонто, Канада), к.и.н., Ph.D., руководитель проектов «Культура и быт русского дворянства в провинции XVIII в.» (2008-2014) и «Пространственное представление и трехмерная реконструкция дворянских усадеб средней полосы России» (2012-2013)

Проект Инвестиционной группы компаний АБС «Единая система возрождения русских усадеб» под руководством Алексея Сёмина поражает профессионализмом подходов и проработанностью механизмов привлечения инвестиций в очень нелегкое дело восстановления и возрождения памятников национального культурного наследия России, в частности русских усадеб. Осознание необходимости возрождения дворянских усадеб, утраченных в годы бурных событий начала XX в. и последующие периоды советского и постсоветского развития страны, пришло в современное российское общество совсем недавно, и потому примеры восстановления усадебных комплексов пока насчитывают единицы.

В разработанной Инвестиционной группой компаний АБС «Концепции создания механизма привлечения инвестиций в сохранение русской усадьбы как объекта культурного наследия» не только обосновывается необходимость возвращения в русскую жизнь усадьбы как культурной целостности архитектурно-природного пространства, хозяйственной системы и модели жизнеустройства, но и откровенно рассказывается о проблемах, связанных с возрождением усадеб. Масштабы заброшенности и разрушения когда-то обустроенных усадебных комплексов, бывших полноценными экономическими единицами и служивших центрами культуры, вызывают чувство горечи у всякого, кто хоть раз побывал в бывшей дворянской усадьбе, увидел руины зданий, заросшие пар-

ки и обезображенные помойками пруды и аллеи. Перечисление в Концепции названий усадеб, полностью или частично разрушенных, и сопровождающие их изображения остатков усадебных ансамблей производят впечатление мартиролога, списка «мучеников», безвинно пострадавших от времени и человеческой деятельности.

Много лет занимаясь историей русского дворянства и усадебной культуры, я не раз бывала в заброшенных усадьбах средней полосы России и каждый раз возвращалась оттуда с чувством потери и раскаяния, с ощущением стыда и собственного бессилия. С тем большим интересом и надеждой я познакомилась с Концепцией возрождения русской усадьбы Инвестиционной группы компаний АБС.

Как бывший музейный работник я хорошо представляю, как ограниченны средства государства, направляемые в сферу культуры, особенно на периферии, на областном и районном уровнях. Недостаточные даже для поддержания и развития областных и районных музеев, государственные капиталовложения в область культуры, как бы они ни росли, не дают возможности говорить о восстановлении заброшенных усадеб. Привлечение частных инвестиций, механизм которого так профессионально и подробно разработан в Концепции создания единой системы возрождения русских усадеб, - единственный путь, способный привести к ликвидации разрухи и умирания, царящих на месте бывших усадеб.

К.МАРКСА, 18, ДОМ БАНАРЦЕВА ДО РЕСТАВРАЦИИ

К.МАРКСА, 18, ДОМ БАНАРЦЕВА ПОСЛЕ РЕСТАВРАЦИИ

30

Пир искусств

Чрезвычайно важной составляющей Концепции является лоббирование внесения изменений в законодательные акты, стимулирующих привлечение частных инвестиций в область культуры и определяющих отношения между органами государственной власти и частными инвесторами. Выдвинутое в Концепции группы ASG требование постоянного и действенного контроля государства над деятельностью инвесторов, получивших усадьбы в аренду или собственность, и санкций в отношении недобросовестных инвесторов и собственников, нарушающих обязательства по восстановлению усадеб, является, на первый взгляд, неожиданным, так как исходит от частного инвестора. Однако только такой подход подтверждает не личную заинтересованность в получении прибыли любой ценой, но действительное желание способствовать делу сохранения национального достояния и возрождения культуры. Разработанные с глубоким профессиональным пониманием конкретные шаги по усовершенствованию законодательства в области прав собственности и обязательств инвесторов по отношению к государству и обществу и столь ответственный со стороны А.В. Сёмина и его коллег подход к делу возрождения усадебной культуры вызывают настоящее восхищение.

В Концепции очень своевременно выражена тревога за состояние усадеб, переданных на баланс государственных учреждений или частных лиц, не способных или не желающих обеспечить меры даже первейшей необходимости по консервации полученных зданий и территорий, не говоря уже об их реставрации или реконструкции, что приводит к продолжающимся разрушению и утрате памятников истории и культуры. Таких примеров, к сожалению, множество. Что же говорить о тех усадьбах, что остаются и по сей день бесхозными и даже неучтенными?

ТУКАЯ, 16, УСАДЬБА ШАКИР-СОЛДАТА ДО РЕСТАВРАЦИИ

Опыт работы Инвестиционной группы компаний ASG с администрацией Московской области показывает, что возможно серьезное и продуктивное сотрудничество государственных и частных структур в деле возрождения объектов культуры. Однако данный опыт пока не нашел распространения на другие регионы центральной России. В соседней Тульской области состояние бывших дворянских усадеб удручающее. В Программе развития культуры Тульской области на 2012-2016 гг. указано, что на государственной охране в области состоят 3220 объектов культурного наследия, причем из них 271 памятник относится к объектам федерального значения [1]. Увы, большинство поставленных на государственную охрану памятников продолжает разрушаться. Единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации показывает в Тульской области 1256 памятников истории и культуры

[2], среди которых зарегистрировано лишь около 50 дворянских усадеб. Некоторые объекты значатся как «памятное место усадьбы», где проживал выдающийся деятель культуры или известный исторический персонаж, т.е. сами усадьбы утрачены полностью. Такое незначительное количество усадеб, попавших в реестр памятников культурного наследия, далеко не отражает реального количества «дворянских гнезд», существовавших в Тульской губернии перед революцией.

В рамках международного исследовательского проекта «Культура и быт русского дворянства в провинции XVIII в.» мною и коллегами было выявлено в Тульской губернии более 500 дворянских усадеб, имевших помещичьи дома, хозяйственные постройки, сады и парки при них

[3]. Большинство из этих усадеб, хотя и могло менять своих владельцев, сохранялось до начала XX в. Среди них были настоящие памятники

ТУКАЯ, 16, УСАДЬБА ШАКИР-СОЛДАТА ПОСЛЕ РЕСТАВРАЦИИ

архитектуры и паркового искусства, хранилища произведений искусств и книжных собраний, места применения передовых методов развития сельской экономики. Регистрация лишь десятой части существовавших в Тульской губернии усадеб в государственном реестре объектов памятников культурного наследия делает проблему их восстановления почти неразрешимой. Однако создание Единой системы возрождения русских усадеб, предложенной в Концепции Инвестиционной группы компаний АБС, проводимые в ее рамках выявление и регистрация всех усадеб как памятников культурного наследия, привлечение широкого круга специалистов и, главное, частных инвестиций открывают новые возможности в возрождении русской деревни.

О том, как непросто восстановить утраченную дворянскую усадьбу, я знаю не понаслышке. В качестве первого директора музея-усадьбы А.Т. Болотова «Дворяниново» я занималась ее восстановлением фактически «с нуля», т.к. ни от дома, ни от парка или сада не осталось ничего, кроме фундамента здания и заросшего рельефа усадьбы, указывавшего на существование там когда-то прудов, цветочных боскетов и аллей. Несмотря на выделение государством серьезных финансовых средств для реконструкции усадебного дома и кропотливую работу коллектива будущего музея по сбору материалов и разработке музейных экспозиций, авральный характер подготовки к 250-летнему юбилею со дня рождения первого русского агронома (в 1988 г.), непроясненный характер отношений между учреждениями культуры и администрацией колхоза, на чьей территории находилась усадьба и строились домики для музейных сотрудников, привели к использованию при строительстве недоброкачественных материалов и несоблюдению строительных технологий.

ПУЩИНО-НА-НАРЕ, СЕРПУХОВСКИЙ Р-Н ДО РЕСТАВРАЦИИ

Нерешенность организационно-правовых и социально-бытовых вопросов вызвали закрытие музея на длительный срок сразу после проведенных юбилейных торжеств. В 1988 году привлечение к восстановлению усадьбы Болотова частных инвестиций было невозможно, однако даже и сегодня музей остро нуждается в помощи для воссоздания всего усадебного комплекса.

Опыт использования частных инвестиций в развитии усадебных комплексов государственных музеев имел место в редких случаях и в советское и постсоветское время. У руководства мемориального музея-усадьбы В.Д. Поленова «Борок»

ПУЩИНО-НА-НАРЕ, СЕРПУХОВСКИЙ Р-Н В ПРОЦЕССЕ РЕСТАВРАЦИИ

(«Поленово») Тульской области с 1962 года находились члены семьи художника - его внук Ф.Д. Поленов (в 1962-1990 гг.), затем его жена Н.Н. Грамолина. Результаты личной заинтересованности Поленовых в развитии усадьбы и привлечения для этой цели частных инвестиций стали очевидными в постсоветское время и обусловили прекрасное состояние музейного комплекса в годы, когда другие государственные музеи переживали тяжелый кризис. На территории усадьбы частными инвесторами были построены гостевые домики, деликатно вписанные в общий стиль усадьбы, в ней стали устраиваться фестивали и другие коммерческие мероприятия. В середине 90-х гг. мне посчастливилось провести в «Поленово» несколько дней, и впечатление от общения с хозяевами усадьбы, прогулок по парку и наслаждения

32

Шар искусств

атмосферой дома художника, бережно сохраненной его потомками, останется со мною навсегда.

Предлагаемый в Концепции Инвестиционной группы компаний АБС механизм привлечения инвестиций в сохранение памятников культурного наследия уже опробован и прекрасно себя зарекомендовал в проектах группы по восстановлению исторического центра Казани и нескольких усадеб Московской области. Аналогичные предложенным схемы были использованы и в других проектах, что подтверждает правильность выбранных решений сохранения русских усадеб. Опыт устройства в восстановленной частным инвестором усадьбе гостевого комплекса хорошо проявил себя в усадьбе «Марьино» Ленинградской области - родовом имении Строгановых-Голицыных. Переданная в частные руки и восстановленная на средства владельцев усадьба превратилась в музейный и развлекательный комплекс, где к услугам гостей - экскурсии по дворцу и парку, комфортабельные номера с интерьерами Х1Хв., обеды и торжества в Белом (Парадном) и Охотничьем залах дворца по рецептам старинной кухни, исторические реконструкции и фестивали.

Восстановление усадебных парков - дело особой сложности, т.к. эта часть усадебных комплексов в наибольшей степени подвержена изменениям под воздействием времени и человеческой деятельности. Работы по восстановлению усадьбы и парка в «Марьино» были представлены их владелицей Галиной Степановой на Международной конференции «Исторические сады и парки», прошедшей в Ясной Поляне и Бого-родицке Тульской области в октябре 2013 года, и вызвали большой интерес и одобрение научной общественности и музейных работников [4]. С успехом восстановленный ею обширный парк в английском стиле получил Гран-при Международного фестиваля садово-паркового искусства

МОСКОВСКАЯ, 70, ЗДАНИЕ ГОСТИНИЦЫ «АМУР», ПОСЛЕ РЕСТАВРАЦИИ

«Императорские парки 2014». Примечательно, что парк усадьбы туристы и местные жители могут посещать бесплатно [5].

Если специализированные отели и дома приемов, как правильно отмечено в Концепции, могут стать частью таких значительных усадеб, как «Марьино» или усадьба князей Вяземских «Пущино-на-Наре» [6], то создать нечто подобное в рядовых усадьбах провинциальных дворян не представляется возможным и даже целесообразным. В первую очередь это объясняется небольшими размерами господских домов и нередким отсутствием гостевых флигелей в

усадьбах помещиков среднего и малого достатка. Однако их восстановление также может иметь не только историко-культурный, но и коммерческий смысл. Тут может быть интересен опыт маленьких частных гостиниц, так называемых В&В (BedandBreakfast), широко распространенных в Канаде и Америке и заметно отличающихся от гостиниц и отелей с таким же названием, появившихся недавно в Москве, Петербурге и некоторых других городах России. Если в России В&В представляют из себя по большей части апартаменты гостиничного типа повышенной комфортабельности и, соответственно, стоимости, то в Северной Америке владельцы небольших домов предоставляют своим гостям 2-3 свободные комнаты собственного дома, обеспечивая постояльцев не только постелью на ночь, но и домашним

завтраком утром. Чаще всего такой дом имеет историческое значение, и его хозяева стремятся сохранить исторические интерьеры, использовать в убранстве оригинальные вещи периода его создания, предоставляя свои гостям возможность познакомиться с историей дома и его владельцев через семейные портреты, фотографии и гравюры, проводя для желающих небольшие экскурсии по всем помещениям и саду. Как правило, номера в таких В&В стоят недорого, практически не отличаясь по цене от рядовой гостиницы или даже придорожного мотеля, что делает их доступными для самой разнообразной публики, вплоть до студентов. Однако преимущества маленьких В&В перед большими отелями сетевого типа очевидны -вместо казенной стандартизованной обстановки отеля человек попадает в домашнюю атмосферу частного дома, будучи как бы в гостях у его хозяев. Перспектива подобного использования восстановленных небольших дворянских усадеб средней полосы России представляется вполне реальной и коммерчески небезынтересной.

Воссоздание исторических интерьеров в восстанавливаемых усадьбах может составлять некоторую проблему для арендаторов или собственников. Даже при создании мемориальных музеев специалистам нередко приходится прибегать к употреблению типологических предметов мебели и вещей эпохи. В частности, для создания интерьеров в усадьбе «Дворяниново» при полной утрате подлинных вещей А.Т. Болотова пришлось использовать вещи из других усадеб Тульской области, свезенных в государственные музеи в процессе их национализации в 1920-1930 гг., а также покупать предметы XVIII в. в антикварных магазинах и даже изготавливать муляжи и копии оригинальных вещей эпохи. Международный институт антиквариата, организованный группой АБС, с его прекрасными и обширными коллекциями произведений искусства может оказать незаменимую помощь при создании интерьеров восстанавливаемых усадеб.

УСАДЬБА В.И. АИГИНА

ПУШКИНСКИЙ Р-Н МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ С. ТАЛИЦЫ, В ПРОЦЕССЕ РЕСТАВРАЦИИ

В Концепции совершенно справедливо подчеркивается важность подготовительного этапа восстановительных работ - изучения истории усадьбы, привлечения сохранившихся планов и чертежей, исторических изображений. Однако во многих случаях, когда мы говорим не о выдающихся творениях известных зодчих, а об усадьбах более или менее обыкновенных дворян и даже родовых имениях большинства исторических личностей, мы не располагаем достаточным количеством изобразительных материалов и уж тем более архитектурных планов и строительных чертежей. И тут на помощь архитекторам и строителям могут прийти историки, занимающиеся компьютерными реконструкциями утраченных исторических усадеб. Современные компьютерные технологии позволяют по фотографии, даже представляющей здание в боковом ракурсе или его фрагмент, выстроить объемную модель всего

УСАДЬБА В.И. АИГИНА ПУШКИНСКИЙ Р-Н МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, С. ТАЛИЦЫ, ДО РЕСТАВРАЦИИ

здания с соблюдением его пропорций. То же самое можно сказать и об архитектуре малых форм, т.е. павильонах, беседках, фонтанах и пр., которыми обычно были наполнены усадебные сады и парки, и пространственной организации парков и садов. Подобные технологии использованы нашей рабочей группой при создании З-О моделей пяти утраченных усадеб средней полосы России -«Караула» Чичериных и «Знаменки» Строгановых в Тамбовской области, дворца Бобринских в Богородицке, и усадеб в Красных Буйцах Олсуфьевых и Першино Вел. кн. Николая Николаевича в Тульской области [7].Создавая объемные

34

Пир ШЖуССТБ

виртуальные реконструкции усадеб, можно проверить архитектурные гипотезы, неизбежно возникающие при утрате многих элементов зданий или усадьбы в целом, убедиться в их правильности или ошибочности, проработать (и уточнить, изменить) детали усадебной планировки, что невозможно сделать на этапе реальных строительных работ. Представляется, что создание 3-Б моделей, основанных на тщательном изучении исторических источников о реконструируемых усадьбах и использовании новейших технологий, могло бы стать эффективным подготовительным этапом для восстановительных работ.

Виртуальные модели позволяют показать усадьбы в их развитии, т.е. отразить различные моменты их истории, так как дворянские усадьбы за три с лишним века своего существования неоднократно менялись. В частности, современным хозяевам восстановленной усадьбы будет инте-

ресно показать зрителям состояние усадьбы до восстановления и после.

Разработанная «Концепция создания механизма привлечения инвестиций в сохранение русской усадьбы как объекта культурного наследия» закладывает важные основы сотрудничества государства и частного бизнеса в сохранении и приумножении богатств русской истории и культуры. Хочется поблагодарить Инвестиционную группу компаний АБС и ее руководителя Алексея Владимировича Сёмина за благородное дело - восстановление памятников культуры. Со своей стороны буду рада оказать всемерную помощь и очень надеюсь, что успех Инвестиционной группы компаний АБС и их опыт вдохновит и других инвесторов, способных возвратить к жизни русскую усадьбу и вдохнуть в нее новую жизнь, вернуть красоту в обыденный пейзаж русской провинции.

ССЫЛКИ:

1. Портал правительства Тульской области. Программа развития отрасли культуры Тульской области на 2012-2016 годы: [Электронный ресурс] 2011-2013. - URL: http://www.admportal.tula.ru/live/programm/fromGovernment/2011/11/08/ fromGovernm ent_15.html (Дата обращения 6.03.2013), цит. в статье: Корнеева М.Е. Историко-культурное наследие Тулы и Тульской области для развития рекреации и туризма в регионе // Фундаментальные исследования. 2014. № 9, ч. 4. Серия Культурология. С.1530-1534. Электронная версия: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_ id=10000983(доступ 8.09.2014). На указанном сайте Портала правительства Тульской области Программа развития отрасли культуры в настоящее время недоступна.

2. Памятники истории и культуры народов Российской федерации. Объекты культурного наследия. [Электронный ресурс.] Результаты поиска по запросу «Тульская область» http://www.kulturnoe-nasledie.ru/search.php?query=тульская об-ласть&page=125 (доступ 8.09.2014).

3. Проект «Культура и быт русского дворянства в провинции ХУШв. (по материалам Московской, Орловской и Тульской губерний)». Сайт проекта: http://adelwiki.dhi-moskau.de.

4. Международная конференция «Исторические сады и парки», усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» и Богородицкий музей и парк, Тульская область, октябрь 2013 г. Сборник докладов конференции готовится к печати.

5. См. сайт усадьбы: http://usadbamaryino.ru/.

6. О восстановлении и развитии усадебного комплекса Пущино-на-Наре Инвестиционной группой компаний ASG см. публикацию в ж. «Мир искусств» 2014, № 2.

7. Проект «Пространственное представление и трехмерная реконструкция дворянских усадеб средней полосы Россиипери-ода XVIII- начала XX вв. как средство изучения, сохранения и восстановления памятников истории, природы и культуры» (2012-2013 гг.).С результатами работ можно познакомиться на сайте проекта, находящемся в стадии разработки: http://www. hist.msu.ru/usadba3d/. См. также:ГлаголеваО.Е., Жеребятьев Д.И., Мишина Е.М., Моор В.В. Компьютерные реконструкции исторических усадеб: Богородицкий дворцово-парковый ансамбль XVIII в.// Историческая информатика. Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании. 2013. № 3. С. 15-29; Глаголева О.Е., Ковач Е.А.Опыт пространственной реконструкции исторических усадеб средней полосы России: усадьба Олсуфьевых в Красных Буйцах, дворцово-парковый ансамбль в Богородицке и охотничья резиденция великого князя Н.Н. Романова»Першин-ская охота» Тульской области // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. -Тамбов, 2013. - Вып. 12 (128). -С. 385-403.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.