Научная статья на тему 'Оценка социально-экономического развития регионов (на примере г. Москвы)'

Оценка социально-экономического развития регионов (на примере г. Москвы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2616
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / BUDGET / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / LIVING STANDARDS / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / HUMAN CAPITAL / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STRATEGIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симонова Наталья Юрьевна

Analysis of budget reforms in the Russian Federation could not but affect the economic position of the Russian Federation. The main aim of the reforms is to improve the quality of life. The article is devoted to topical issues of assessing the impact of the reforms on the state of socio-economic development of regions on the example of one of the most advanced in the region the city of Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Симонова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS (BY THE EXAMPLE OF MOSCOW)

Analysis of budget reforms in the Russian Federation could not but affect the economic position of the Russian Federation. The main aim of the reforms is to improve the quality of life. The article is devoted to topical issues of assessing the impact of the reforms on the state of socio-economic development of regions on the example of one of the most advanced in the region the city of Moscow

Текст научной работы на тему «Оценка социально-экономического развития регионов (на примере г. Москвы)»

УДК 339.24.021.8 © Н.Ю.Симонова

Н.Ю. Симонова

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ Г. МОСКВЫ)

Анализ бюджетных реформ в Российской Федерации не мог не отразиться на экономическом по ложении субъектов Российской Федерации. Основной целью проводимых преобразований является повышение качества жизни населения. Статья посвящена актуальным вопросам оценки влияния проводимых реформ на состояние социально-экономического развития регионов на примере одного из са мого передового региона - г. Москвы.

Ключевые слова: бюджет, социально-экономическое развитие, уровень жизни населения, инвестиции, человеческий потенциал, стратегическое управление.

^^оссийская Федерация представляет собой у^ федеративное государство, имеющее трех-I уровневую бюджетную систему: федеральный, региональный и местный уровни.

В настоящее время во многих странах проводятся реформы системы управления общественными финансами с целью достижения стабильности, предсказуемости и эффективности бюджетных расходов [2]. Ведущими экономистами все больше внимания уделяется проблемам эффективности расходования бюджетных ресурсов, однако до сих пор нет единства в понимании эффективности использования бюджетных средств, на уровнях регионов и муниципалитетов применяются различные методики и оценки [4]. В качестве целевых ориентиров социально-экономического развития территорий могут быть выделены такие показатели, как характеристики качества жизни, уровня экономического развития и экологического благополучия. К основным показателям качества жизни могут относиться: продолжительность жизни, состояние здоровья человека, его образовательный уровень, доход на душу населения, уровень занятости и др. аналогичные показатели.

Существующие на данный момент методические рекомендации для составления прогнозов социально-экономического развития не позволяют осуществлять качественное долгосрочное прогнозирование социально-экономических показателей, поэтому для совершенствования системы прогнозирования в целом необходима оптимизация методики составления таких прогнозов [3].

В соответствии с вышеизложенным можно сформулировать критерии устойчивого развития территорий:

- постоянный экономический рост без значительных спадов, увеличение объема валового регионального продукта на душу населения;

- рост собственных доходов бюджета опера-жающими темпами по сравнению с ростом расходов;

- развитие отраслей переработки местного сырья на базе применения новейших технологий;

- увеличение численности населения региона;

-увеличение среднедушевых доходов населения, уменьшение доли населения, имеющих доходы ниже прожиточного минимума;

- сокращение безработицы;

-увеличение продолжительности жизни населения региона;

- развитие социальной инфраструктуры и уровня предоставляемых социальных услуг;

- снижение социальной напряженности;

- сокращение уровня загрязнения окружающей среды.

Для достижения социально-экономической устойчивости территорий можно использовать следующие варианты развития:

1. Эволюционный (инерционный) - прямое пролонгирование основных параметров социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем использования методов экстраполяции. Этот вариант предпочтителен в тех субъектах РФ, в которых наблюдалась устойчивая положительная динамика. Тогда следует сохранить приоритеты развития и пропорции финансового обеспечения. К преимуществам данного метода относится отработанность механизмов поддержки, сложившаяся система управления, снижение издержек управления и др. В качестве основных рисков выступает падающая эффективность, снижение потенциала для долгосрочного развития, исчерпание ресурсного потенциала.

2. Инфраструктурный - развитие за счет инфраструктурной базы субъекта Российской Федерации. К преимуществам данного способа относится использование структурного потенциала для долгосрочного развития, повышение инвестиционной привлекательности. К основным рискам относятся ошибки в выборе направлений инвестиций, неэффективность использования нового потенциала.

3. Партнерский - развитие механизмов государственно-частного партнерства, привлечение новых инвесторов в виде частного бизнеса и усиление его роли в принятии решений. К преимуществам относятся расширение внебюджетного финансирования, рост инвестиционно-активных компаний в регионе. В качестве недостатков может быть отмечен приоритет решения зада на краткосрочный период, увеличение затрат на управление программами.

4. Комплексный - включает элементы всех ранее сформулированных вариантов. К преимуществам относится то, что данный вариант объединяет преимущества всех раннее рассмотренных типов развития. При реализации этого подхода риски носят системный характер.

Для оценки уровня социально-экономического положения территории должны быть определены показатели, которые характеризуют результаты хозяйственной, инновационной и инвестиционной деятельности.

Выделяют следующие группы показателей:

1) валовой региональный продукт на душу населения. Это универсальный показатель, который определяет внутренний потенциал региона. Однако, в связи с наличием значительной дифференциации территории различия в этом показатели велики, поэтому для оценки используют более аналитические показатели:

- ВРП на душу населения занятого в экономике - такой показатель позволяет оценить производительность труда в субъекте РФ;

- отношение ВРП к стоимости основных фондов - позволяет определить эффективность использования основных фондов.

2) показатели, характеризующие налоговые платежи. Общим показателем является уровень налоговых доходов в расчете на 1 жителя. Для более подробного анализа могут использоваться и частные показатели:

- налоговые доходы в расчете на одного занятого в экономике - этот показатель искажается фактом, что не все налоги уплачиваются по месте производства;

- налоги по отношению к ВРП - определяют уровень налоговой нагрузки в регионе

3) объем инвестиций в основной капитал на душу населения - исчисляется как отношение обьщего объема инвестиций к численности населения. Частными показателями выступают:

- инвестиции на одного занятого в экономике - характеризуют степень обновления средств производства;

- объем инвестиции к стоимости основных фондом - характеризуют динамику обновления основных фондов;

- отношение инвестиций к ВРП - определяет, какая доля ВРП приходится на инвестиции

4) доходы на душу населения - характеризует финансовую обеспеченность субъекта РФ. К частным показателям относятся:

- отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму;

- доля населения, у которых денежные доходы не превышают прожиточного минимума;

5) объем внешнеторгового оборота на душу населения - характеризует степень интегрирован-ности региона в общенациональные и мировые процессы.

Кроме таких показателей дополнительно могут использоваться показатели, характеризующие энерговооруженность региона, например, отношение потребляемой энергии к ВРП, показатели, характеризующие транспортную систему: густота и плотность автомобильных дорог, отношение грузоперевозок к ВРП, показатели, определяющие инновационную деятельность, например, отношение инновационной продукции к ВРП, доля инно-

вационной продукции на одного занятого в экономике.

Для объективной оценки экономического и социального положения среднедушевые (удельные) показатели необходимо сравнивать с показателями регионов-соседей или регионов, сходных с субъектом Российской Федерации по специализации, а также с показателями по федеральному округу и Российской Федерации в целом.

Разнообразие регионов требует учета их специфики при выработке стратегии устойчивого развития. В этом случае увеличивается значение и ответственность органов власти за использование разнообразных форм и методов государственного воздействия превращения региона в устойчивую саморазвивающуюся систему.

Социально-экономическое развитие

г. Москвы осуществляется в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Москвы до 2025 года.

Основной целью реализации данной Стратегии является повышение эффективности использования основных стратегических ресурсов развития - человеческого, территориально-пространственного и экономического, приведение их в соответствие уровню международных стандартов, что обеспечит глобальную конкурентоспособность города.

Вся Стратегия подразделяется на ряд ключевых направлений развития:

Первое направление - развитие человеческого потенциала.

Тенденции демографического развития г. Москвы указывают на падение доли трудоспособного населения в структуре населения города и общее старение населения. Это связно и с истощением качественных демографических ресурсов в основных странах и регионах-донорах Москвы, а также высокую конкуренцию с другими мировыми городами за приток мигрантов. Однако развитие человеческого потенциала за счет нарастающего потока мигрантов при сохранении существующей структуры экономики является нежелательной. Более привлекательным является изменение структуры экономики, что вызовет прирост доли квалифицированных мигрантов. Москва отстает по уровню жизни от других мировых городов. В первую очередь это связано с невысоким качеством городской среды. Несмотря на увеличение доходов населения в абсолютном выражении для Москвы характерен высокий уровень дифференциации доходов разных групп населения при высокой стоимости на основные услуги и сервисы, что создает ситуацию социального неравенства, которая должна преодолеваться в том числе за счет системы социальных лифтов. Следовательно, одним из направлений развития выступает создание и поддержание полноценной развивающей среды для детей и молодежи за счет формирования многообразных возможностей образования, обучения и социализации. Все более актуальным также становится вопрос об организации достойной жизни

для пенсионеров, доля которых в городе к 2025 реализации данного направления развития пред-году может достичь 30%. Основные показатели ставлены в таблице 1.

Таблица 1

_Показатели развития программы «Качество человеческого потенциала» [1]_

Показатели

2012 г.

2016 г.

2025 г.

Доля семей, имеющих доходы ниже прожиточного ми-нимума,в %_

Дифференциация доходов населения

33

25,5

16

Коэффициент смертности трудоспособного населения на 1000 жителей

4,3

3,3

2,0

Вхождение московских вузов в первые сто вузов мира

Доля занятых в высокотехнологичных отраслях, в %

Доля специалистов высокой квалификации в общей численности мигрантов, в %_

30

37,5

62,5

Таким образом можно отметить, что ожидается существенные изменения в качестве жизни населения. Для благоприятного развития ситуации в этой сфере запланированы к реализации следующие мероприятия:

- формирование современной среды и инфраструктуры развития детей и молодежи, выражающиеся в развитии разнообразных форм дополнительного образования детей соответствующих мировым тенденциям развития;

- увеличение разнообразия форм занятости, образовательных услуг и проведения досуга людей всех возрастных групп;

- повышение доступности образовательных

услуг;

- повышение экспортного потенциала высшего образования;

- трансформация структуры занятости в соответствии с потребностями города;

- повышение рождаемости;

- улучшение материального положения и уровня доступности жилья;

- создание условий достойной жизни пенсионеров.

Вторым направлением выступает территориально-пространственное развитие и качество городской среды. Реализация данного направления представляет собой два взаимосвязанных фактора. С одной стороны, необходимо поднимать единый стандарт качества всех территорий Москвы и Московской агломерации, что снижет неравномерность инфраструктурного, социально-культурного и экономического развития центра и периферийных районов, жилых, деловых и производственных зон. С другой стороны, город нуждается в повышении разнообразия собственного пространства, в диверсификации своих территорий по образу и стилю жизни и, следовательно, по способам освоения и предъявления в комплексной городской среде.

Реализация данного мероприятия будет осуществляться в соответствии со следующими приоритетами:

- развитие агломерации г. Москва как столичного города. В качестве основных мероприятий данного направления выступает формирование согласованной с Московской областью схемы территориального планирования г. Москвы, снижение плотности концентрации рабочих мест, выравнивание качества среды в центре и других районах города, развитие транспортной инфраструктуры Московской агломерации путем внедрения и расширения практики использования высокоскоростных транспортных магистралей, с наращиванием скорости движения поездов до 150 км/час, поэтапного вывода звеньев товарного транзита, включая таможенные операции, с территории города Москвы, развитие городской транспортной инфраструктуры; формирование единого информационного пространства московской агломерации;

- развитие Москвы как Smart-City. Для реализации данного направления планируется сформировать полноценные условия для активной жизни населения разных возрастов, создание креативной и интеллектуальной среды, преодоление ключевых рисков безопасной жизни, формирование условий для устойчивого экологического развития Московской агломерации, формирование новой структуры энергосистемы, вывод непрофильных объектов за пределы исторического центра и перепрофилирование территорий;

- новые территории как пространство для отработки новой модели освоения и управления. Реализация данного направления предполагает осуществление планировочной, архитектурно-проектной и строительной отработки качественно новых моделей комплексной жилой и производственной застройки, модернизация систем территориального управления, создание технологий привлечения внебюджетных ресурсов для пространственного развития.

Основные показатели реализации данного направления развития представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели развития программы «Территориально-пространственное развитие _и качество городской среды»

Доля занятого населения в ЦАО, в '

Затраты времени на поездку из дома на работу

100

90

75

Площадь пешеходных зон в га

3,5

12,5

> 200

Количество иностранных туристов, посетивших город, млн. чел. в год

Удельный вес транзитных грузопотоков, проходящих через город, в %_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третьим направлением стратегического развития города Москвы выступает качество экономического потенциала. По структуре ВРП Москва находится в одном ряду с динамичными постиндустриальными мегаполисами. Тем не менее, предпосылки для устойчивого роста экономики города на долгосрочную стратегическую перспективу пока не созданы. Для успешной конкуренции с другими городами-лидерами постиндустриальной экономики недостаточно развиты и сконцентрированы сектора интеллектуальных деловых и финансовых услуг; отсутствуют в значимых масштабах динамичные отрасли, способные стать драйверами долгосрочного роста.

В качестве приоритетных направления для развития данного приоритета выступают:

- формирование комфортной среды для бизнеса. В рамках данного направления осуществляется создание благоприятных условий для создания и ведения бизнеса путем создания консультирующих органов, фондов поддержки бизнеса, улучшение инвестиционного климата, снижение административных барьеров за счет упрощения процедур администрирования нормативных актов, формирование прозрачной конкурентной среды, развитие инфраструктуры товарных рынков;

- формирование экономики постиндустриального типа. Для этого необходимо формирование на базе г. Москвы международного финансового центра, развитие высокотехнологичных деловых услуг, таких, как инжиниринг, проектирование 1Т-систем, дизайн, консалтинг и т.д., развитие современных форм торговли сетевого формата, улучшение позиции Москвы в рейтинге международных туристических центров, модернизация промышленных предприятий и вынос за пределы города устаревших предприятий, поддержка малого бизнеса;

- развитие научного потенциала и инноваций. В рамках данного направления необходимо формирование системы поддержки инноваций в малом и среднем бизнесе, создание региональной биржи научных разработок.

Реализация данных мероприятий позволит г. Москве войти в лидеры международного рейтинга «Ведения бизнеса», увеличить долю добавленной стоимости в ВРП с 30 до 50 %, достичь темпа роста экспорта интеллектуальных услуг до 5,5 % и доли интеллектуальных услуг в ВРП до 20 %.

Четвертым приоритетом развития г. Москвы выступает стратегия развития системы управления городом. Стратегия развития системы управления городом ориентирована на рациональную децентрализацию управления, расширение полномочий местного самоуправления, использование всего спектра механизмов взаимодействия городских властей с гражданским обществом, включая участие его институтов в процессе принятия и реализации решений.

В рамках реализации данного стратегического управления планируется оптимизировать функциональные обязанности исполнительной власти путем расширения взаимодействия с гражданским обществом, внедрения системы мониторинга качества выполнения государственных функций, переход к формированию регламентов и стандартов качества государственных и муниципальных услуг, развитие институциальной среды путем поддержки проектов государственно-частного партнерства, деятельности само регулируемых компаний, социально ориентированных некоммерческих организаций, развитие системы координации плановых документов и процедур, форм среднесрочного и долгосрочного бюджетного планирования, эффективного управления государственной и муниципальной собственностью.

Таким образом можно отметить, что достижение приоритетов будет способствовать дальнейшему развитию г. Москвы и превращению ее в мировой финансовый, научный, инновационный центр. Только комплексная стратегия, направленная на развитие как экономической, так и социальной составляющей способна привести к полномасштабной реализации поставленных задач.

Библиографический список

1. Постановление Правительства г. Москвы №513-ПП от 26.06.2007 г. «О стратегии развития г. Москвы на период до 2025 года».

2. Симонова, Н.Ю. Особенности внедрения среднесрочного финансового планирования в России [Текст] / Н.Ю.Симонова // Крымский экономический вестник. - 2013. - №6-2(07). - С. 190.

3. Симонова, Н.Ю. Государственные программы как элемент формирования программного бюджета [Текст] / Н.Ю.Симонова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2014. - №3(17). - с. 50

4. Симонова, Н.Ю. Совершенствование программно-целевого планирования на муниципальном уровне на примере города Пятигорска [Текст] / Н.Ю.Симонова // Вестник Сибирскго института бизнеса и информационных технологий. - 2015. - №2(14). - С. 35.

References

1. Resolution of the Government of Moscow №513-PP dated 26.06.2007, "On the development strategy of Moscow for the period till 2025"

2. Simonova N.Y. Features introduction of medium-term financial planning in Russia [Crimean Economic Bulletin]. Omsk, 2013. - №6-2 (07). - 190 p.

3. Simonova N.Y. Government programs as part of the formation program budget [ Science of Man: Studies in the Humanities]. Omsk, 2014. №3 (17). - 50-57 p.

4. Simonova N.Y. Improvement of targeted program planning at the municipal level by the example of the city of Pyatigorsk [Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technology]. Omsk, 2015. №2 (14). - 35 p.

ASSESSMENT OF THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS (BY THE EXAMPLE OF MOSCOW)

Natalya Yu. Simonova,

associate professor, Siberian Institute of Business and Information Technologies

Abstract. Analysis of budget reforms in the Russian Federation could not but affect the economic position of the Russian Federation. The main aim of the reforms is to improve the quality of life. The article is devoted to topical issues of assessing the impact of the reforms on the state of socio-economic development of regions on the example of one of the most advanced in the region - the city of Moscow.

Keywords: budget, social and economic development, living standards, investment, human capital, strategic management.

Сведения об авторе:

Симонова Наталья Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой менеджмента Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г.Омск, Российская Федерация), доцент кафедры «Финансы и кредит» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (г.Омск, Российская Федерация), e-mail: sim_nu_a@mail.ru. Статья поступила в редакцию 01.12.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.