Научная статья на тему 'Анализ селективной региональной политики в отношении Дальнего Востока России'

Анализ селективной региональной политики в отношении Дальнего Востока России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
153
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЕКТИВНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ / SELECTIVE REGIONAL POLICY / RESULT OF REGIONAL POLICY / THE FAR-EAST REGION OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сидоренко Ольга Владимировна

Разработан и апробирован методический подход к оценке влияния селективной региональной политики на развитие региона Российской Федерации. Показано, что такая политика в отношении Дальнего Востока страны, заложенная в Стратегии-2025, в долгосрочной перспективе не позволит полностью устранить проблемы данного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Сидоренко Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A methodical approach to evaluating the effect of selective regional policy on the Far-east region development in the Russian Federation has been developed and tested. It is shown that the selective regional policy concerning the Far East region, implemented in the Strategy-2025, would not totally eliminate the problems of this region in the long term perspective.

Текст научной работы на тему «Анализ селективной региональной политики в отношении Дальнего Востока России»

Анализ селективной региональной политики в отношении Дальнего Востока России

О. В. Сидоренко

Разработан и апробирован методический подход к оценке влияния селективной региональной политики на развитие региона Российской Федерации. Показано, что такая политика в отношении Дальнего Востока страны, заложенная в Стратегии-2025, в долгосрочной перспективе не позволит полностью устранить проблемы данного региона.

Ключевые слова: селективная региональная политика, результативность региональной политики, Дальний Восток России.

Analisis of Selective Regional Policy with Reference to the Far East Region of Russia

О. V. Sidorenko

A methodical approach to evaluating the effect of selective regional policy on the far east region development in the Russian Federation has been developed and tested. It is shown that the selective regional policy concerning the Far East region, implemented in the Strategy-2025, would not totally eliminate the problems of this region in the long term perspective.

Key words: selective regional policy, result of regional policy, the Far East region of Russia.

Дальний Восток — самый восточный регион Российской Федерации. Здесь на площади 6,2 млн кв. км, составляющей 36,1 % территории страны, расположены девять субъектов Федерации: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Сахалинская область, Камчатский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область.

На протяжении всего хозяйственного освоения Дальнего Востока России (ДВР) государство проводило селективную (избирательную) региональную политику, направленную на стимулирование его заселения и развития в нём производства, социальной и производственной инфраструктуры с целью создания равных условий функционирования социально-экономической системы Дальнего Востока по сравнению с другими регионами страны.

Ориентиры долгосрочного развития ДВР отражены в «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.» (далее Стратегия-2025). Документ, провозглашающий главной стратегической целью закрепление населения в макрорегионе, предполагает, что через 15 лет уровень доходов жителей Дальнего Востока вырастет в 4,6 раза, а валовой продукт — в 12,6 раза. Для достижения намеченной цели предполагается обеспечить опережающее развитие дальневосточных регионов по сравнению со среднероссийским уровнем развития, что может быть выполнено путём реализации следующих задач селективной региональной политики в отношении дальневосточных регионов [1]:

1) создание условий для развития перспективной экономической специализации

Ольга Владимировна Сидоренко - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственного и муниципального управления» Хабаровской государственной академии экономики и права. E-mail: ovsidorenko@ rambler.ru

субъектов Дальнего Востока на основе природно-ресурсного, индустриального, кадрового и научного потенциала;

2) формирование устойчивой системы расселения, опирающейся на региональные зоны опережающего экономического роста с комфортной средой обитания человека;

3) снижение барьеров для экономической и социальной интеграции территории Дальнего Востока с остальными регионами России и повышение конкурентоспособ-

ности продукции, товаров и услуг в соответствии с экономической специализацией путём формирования нормативной правовой базы, определяющей особые условия ценовой, тарифной, таможенной, налоговой и бюджетной политики;

4) формирование численности населения и трудовых ресурсов в объёмах, необходимых для решения экономических задач, стоящих перед регионом, повышение качества человеческого капитала;

Таблица 1

Зоны опережающего роста в регионах Дальневосточного федерального округа, которые будут созданы до 2025 года*

Регион Зоны опережающего роста

Республика Саха 1) Южная Якутия (Нерюнгринский, Алданский и Олекминский районы)

(Якутия) 2) Западная Якутия

3) Центральная Якутия

4) Северо-Восточная Якутия

Хабаровский край 1) Хабаровская агломерация (г. Хабаровск и большинство населённых

пунктов Хабаровского района)

2) Комсомольская агломерация (г. Комсомольск-на-Амуре, г. Амурск и Комсомольский, Солнечный и Амурский районы)

3) Ургальская топливно-энергетическая зона, расположенная в зоне Байкало-Амурской магистрали (в западной горной части края)

4) Прибрежная портово-промышленная зона на базе Ванинско-Советскогаванского транспортно-промышленного узла, включая портовую особую экономическую зону на базе порта Советская Гавань и порта Де-Кастри)

Приморский край Владивостокская агломерация

Амурская область 1) Природно-ресурсная зона Байкало-Амурской магистрали (включает

3 подзоны: Западно-Амурскую, Зейскую и Селемджинскую)

2) Приамурская аграрно-индустриальная зона (с перспективами развития горно-металлургического комплекса)

3) Свободненская космическая зона

Камчатский край 1) Авачинская агломерация (г. Петропавловск-Камчатский и г. Елизово,

Паратунская рекреационная зона, территория ЗАТО г. Вилючинск)

2) Западно-Камчатская зона

3) Корякская горнодобывающая зона

Магаданская область 1) Магаданская горнодобывающая зона

2) Колымская горнодобывающая зона

Сахалинская область 1) Южная Сахалинская зона

2) Курильская зона

3) Северо-Сахалинская зона

Еврейская Зона опережающего экономического роста в рамках единой

автономная область Приамурской индустриально-аграрной зоны, включающая в себя

территории Амурской области и Хабаровского края

Чукотский 1) Анадырская зона

автономный округ 2)Чаун-Билибинская промышленная зона

Составлено на основании данных Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025года [1].

5) сохранение и поддержка традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Развитие регионов Дальнего Востока будет осуществляться с помощью «зон опережающего роста», на территориях которых планируется сформировать перспективные территориально-производственные кластеры и единые технологические цепочки для производства продукции с высокой добавленной стоимостью (табл. 1).

Для успешной реализации Стратегии необходимо системное взаимодействие государства, бизнеса и общества на принципах государственно-частного партнерства при осуществлении ключевых инвестиционных проектов, в первую очередь, в зонах опережающего экономического роста.

Стратегии-2025, автор предлагает определить её влияние на динамику проблемности регионального развития. При этом под проблем-ностью регионального развития понимается имманентное свойство межрегиональной дифференциации, характеризующее степень влияния межрегиональных различий на динамику проблемных регионов (табл. 2).

Информационной базой для расчётов послужили:

1) показатели объёма валового регионального продукта (ВРП) по регионам Дальнего Востока на период 2010-2025 гг., обозначенные в Стратегии-2025;

2) показатели прогнозной численности населения дальневосточных регионов до 2030 года [4] (в расчётах был использован средний вариант прогноза численности населения).

Таблица 2

Оценка влияния селективной региональной политики на динамику проблемности регионального развития за анализируемый период

Критерии уровня проблемности регионального развития

Динамика межрегиональных различий

Конвергенция

Динамика числа проблемных регионов

Результативность селективной региональной политики

Дивергенция Рост Отрицательная

Дивергенция Снижение Положительная низкая

Конвергенция Снижение Положительная сниженная

Отсутствие (устранение)

Положительная высокая

Один из основных инструментов реализации Стратегии — федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2018 года» [2]. К реализации отдельных значимых инвестиционных проектов будут привлечены средства Инвестиционного фонда Российской Федерации, Российской венчурной компании и федеральных целевых программ, применены инструменты льготного кредитования и субсидирования процентной ставки по кредитам. По прогнозам, для реализации мероприятий Стратегии потребуются инвестиции в объеме 1,5 трлн рублей [3].

Для оценки результативности селективной региональной политики, обозначенной в

На основе этих данных были рассчитаны ожидаемые, в соответствии со Стратеги-ей-2025, среднедушевые значения ВРП по всем дальневосточным регионам в 2010, 2015, 2020, 2025 гг. Для изучения динамики проблемности дальневосточных регионов в случае реализации Стратегии-2025 была произведена оценка межрегиональной дифференциации (табл. 2) и выделены проблемные регионы Дальнего Востока (табл. 3).

Одним из основных критериев, характеризующих проблемный регион, является показатель отношения среднедушевого ВРП в этом регионе к среднероссийскому показателю. В странах Евросоюза к проблемным относятся регионы, где отношение ВРП на душу населения

Таблица 3

Динамика межрегиональных различий субъектов ДФО по показателю ВРП на душу населения в случае реализации Стратегии-2025*

Показатель различий 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г.

Масштаб различий:

- с учетом краиних значении 3,62 4,19 3,99 3,50

- без учёта крайних значений 2,83 2,47 2,03 1,63

Коэффициент вариации 0,62 0,57 0,47 0,41

Рассчитано на основании данных Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года [1].

к среднему по стране меньше 0,75 [5]. При выделении проблемных регионов в долгосрочной перспективе автор опирался на этот критерий, полагая, что к 2025 году уровень регионального развития Российской Федерации будет сопоставим с уровнем развития европейских стран.

Официальная статистика и разработчики стратегических документов не публикуют данных прогноза в отношении среднедушевого ВРП по России на период 2015-2025 годы. В результате корреляционного анализа было установлено, что отношение показателя ВРП на душу населения в дальневосточных регионах к среднему по РФ и среднему по ДФО коррелируют, коэффициент корреляции составил более 0,84 (согласно шкале Чеддока [6], связь между параметрами высокая). В дальнейшем показатель отношения среднедушевого ВРП в субъектах ДВР к среднедальневосточному значению ВРП был использован при выделении проблемных регионов Дальнего Востока.

Оценивая результаты критериев межрегиональной дифференциации по показателю

ВРП на душу населения в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), представленные в табл. 3, можно сделать вывод о том, что в случае реализации Стратегии-2025 будет наблюдаться процесс межрегиональной конвергенции, так как все расчётные показатели межрегиональной дифференциации снижаются.

К 2025 году коэффициент вариации должен снизиться на 34 % по сравнению с 2010 годом, масштаб различий с учётом крайних значений ВРП на душу населения — на 4 %. Самый высокий показатель ВРП на душу населения за весь период реализации Стратегии-2025 будет иметь Сахалинская область, а самый низкий — Еврейская автономная область. Исходя из расчётов, представленных в табл. 4, можно сделать вывод: в случае реализации Стратегии-2025 в Дальневосточном федеральном округе к 2015-2025 годам останется один проблемный регион (Еврейская автономная область) вместо двух в 2009 году (Еврейская автономная область, Амурская область).

В связи с этим результативность селективной

Таблица 4

Отношение показателя ВРП на душу населения дальневосточных регионов к среднему значению по ДФО в результате реализации Стратегии-2025

Регион 2009 г., факт 2015 г. 2020 г. 2025 г.

Республика Саха (Якутия) 1,53 1,15 1,11 1,08

Камчатский край 1,23 0,98 0,95 0,96

Приморский край 0,81 0,85 0,86 0,90

Хабаровский край 0,85 1,01 1,29 1,47

Амурская область 0,64 0,75 0,81 0,92

Магаданская область 1,31 1,08 1Д4 1,15

Сахалинская область 3,38 2,50 1,95 1,97

Еврейская автономная область 0,60 0,57 0,46 0,45

Чукотский автономный округ 4,10 1,93 1,86 1,87

региональной политики, обозначенной в Стра-тегии-2025, может быть оценена как «положительная сниженная».

Сохранение за ЕАО статуса проблемного региона обусловлено отставанием темпов роста области от темпов роста других дальневосточных регионов в 2015-2025 годы. Следовательно, чтобы возник процесс межрегиональной конвергенции, темпы роста Еврейской автономной области должны быть выше, чем темпы роста более благополучных регионов Дальнего Востока в этот же период. На основе расчётов мы определили, что для обеспечения процесса конвергенции и устранения проблемности в Дальневосточном федеральном округе темпы роста ЕАО должны быть не менее 6,5 % в год в период 2015-2020 годы (в Стратегии-2025 определено 2,5 %).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно отметить следующее:

- данный анализ позволяет с помощью введенной автором шкалы оценок (см. табл.1) оценить результативность селективной региональной политики (Стратегии-2025) как «положительную сниженную»;

- представленные здесь аргументы свидетельствуют о положительном влиянии селективной региональной политики в Дальневосточном федеральном округе, обозначенной в Стратегии на период до 2025 года, на динамику проблемности дальневосточных регионов. Реализация Стратегии может привести как к снижению межрегиональных различий, так и к снижению числа проблемных субъектов Федерации на Дальнем Востоке;

- полностью снизить проблемность регионального развития субъектов Дальневосточного федерального округа Стратегия-2025 не позволит, поскольку в долгосрочной перспективе ЕАО останется проблемным регионом. Необходимо разработать специальный сценарий снижения проблемности этого дальневосточного субъекта Федерации.

Литература

1. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р. С. 8. http://www.minregion. ru/activities/territorial_planning/strategy/ federal_development/ (дата обращения — 10.10.2011).

2. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2018 года», http://www.minregion.ru/ state_programs/56.html (дата обращения 20.07.2011).

3. Близкий Дальний Восток. Интервью полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Виктора Ишаева. // ЭНЕРГОблок, декабрь 2009 г. http:// energypolis.ru/portal/2009/257-blizkij-dalnij -vo stok.html

4. Демографический прогноз до 2030 г. http ://www. gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat/rosstatsite/main/population/ demography/# (дата обращения 29.10. 2011).

5. Эйсмонд А. Г. Европейская региональная политика: анализ основных направлений исследования // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2008. №3. - С. 95.

6. Бережная Е. В. Математические методы моделирования экономических систем. — М.: Финансы и статистика, 2001. — С. 143-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.