Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Набиева С.А.

В статье представлен краткий обзор функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства по материалам Курской области. Приведен обзор мер по поддержке малого предпринимательства. Проведена общая оценка малого предпринимательства по данным Курскстата.The article presents a brief overview of functioning of subjects of small and average business according to the materials of Kursk region. Provides an overview of measures to support small businesses. Conducted an overall assessment of small business according CURSTATE.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ»

330.101.8

Набиева С.А. студент магистратуры

1 курс

направление подготовки 38.04.01 «Экономика» наименование профессионально-образовательной программы

«Учетно-аналитическое обеспечение бизнес-процессов в экономике» ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

главный бухгалтер ООО ПКФ «Теплостроймонтаж плюс»

Россия, Курск ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация: В статье представлен краткий обзор функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства по материалам Курской области. Приведен обзор мер по поддержке малого предпринимательства. Проведена общая оценка малого предпринимательства по данным Курскстата.

Ключевые слова: субъекты малого бизнеса, малое предпринимательство Курской области, государственная поддержка малого бизнеса

Abstract: the article presents a brief overview offunctioning of subjects of small and average business according to the materials of Kursk region. Provides an overview of measures to support small businesses. Conducted an overall assessment of small business according CURSTATE.

Keywords: small businesses, small business in Kursk region, the state support of small business

Малое предпринимательство во всех развитых странах доказал свою эффективность и значимость, как в социальной так и в экономической сфере. На данный момент в России малый бизнес переходит на более качественный этап развития.

В соответствии с Федеральным Законом N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 г. N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», к субъектам малого предпринимательства относят организации, у которых:

- размер выручки от реализации товаров, работ или услуг без учета НДС не превышает 800 млн. рублей за год (120 млн. рублей за год для микр опр едприятий);

- средняя численность работников за год, предшествующий отчетному, не превышает 100 человек, включительно (на микропредприятиях этот показатель составляет не более 15 человек).

Федеральная налоговая служба России совместно с Минэкономразвития России и АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» с 01 августа 2016 года ввело в эксплуатацию Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Реестр формирует автоматически - на основе сведений, поступающих в ФНС России в рамках предоставления предпринимателями налоговой отчетности.

Принадлежность к субъектам малого предпринимательства дает право на государственную поддержку, которую оказывают государственные органы на федеральном, региональном и муниципальном уровне в соответствии с принятыми программами, а также дает ряд привилегий и льгот.

Программа по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне реализуется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития России.

В Курской области поддержка малого бизнеса осуществляется в соответствии с программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Курской области» государственной программы Курской области «Развитие экономики и внешних связей Курской области», утвержденной постановлением Администрации Курской области от 24.10.2013 № 774-па и Постановлением Администрации Курской области от 25.04.2012 № 392-па «Об утверждении Правил предоставления субсидий для реализации мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства».

Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Курской области по следующим направлениям:

- предоставление субсидий начинающим собственный бизнес на погашение части затрат, связанных с началом и ведением дела;

- предоставление субсидий субъектам малого предпринимательства на возмещение затрат, связанных с получением сертификаций, патентов, регистрацией результатов интеллектуальной собственности;

- предоставление субсидий субъектам малого предпринимательства на погашение затрат, необходимых на присоединением к сетям инженерной инфраструктуры;

- предоставление субсидий субъектам малого предпринимательства на погашение затрат, необходимых на участие разных международных и межрегиональных выставках (ярмарках);

- предоставление субсидий субъектам малого предпринимательства, ведущих бизнес в сфере обрабатывающего производства, на возмещение затрат, направленных на уплату части налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (доходы, уменьшенные на величину расходов).

В 2016 году на покрытие расходов, связанных с организацией мероприятий, предусмотренных программой по поддержке малого бизнеса, из бюджета города Курска выделено почти 10 миллионов рублей, в т.ч. 1,6 миллионов рублей - на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, около 8 миллионов рублей - на организацию деятельности МКУ «Курский городской бизнес-инкубатор «Перспектива». Также, средства из бюджета города были выделены на проведение городских конкурсов с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.

На начальную организацию и ведение собственного бизнеса за 2016 год субсидию до 300 тыс. руб. выдано 22 начинающим предпринимателям, которые создали 82 рабочих места. Свое дело эти предприниматели ведут в сферах производства одежды, мебели, газобетонных блоков, переработки молока и производства сыра, социальных, медицинских услуг, в области 1Т-технологий и др.

Также стоит отметить, что с 2004 года создан Центр информационно-методической поддержки малого предпринимательства города Курска. За время его деятельности более 900 человек воспользовались информационными услугами центра в области организации и ведения бизнеса, в том числе 78 - в 2016 году.

В целях поддержки малого бизнеса Постановлением Администрации города Курска Курской области о т 17 октября 2016 года №3291 утверждена муниципальная программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Курске на 2017 - 2020 годы".

Но, несмотря на положительные изменения в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, остаются проблемы, препятствующие развитию данного сектора экономики, такие, как:

- нехватка собственных денежных средств на открытие собственного дела и высокие процентные ставки по кредитам;

- отсутствие достаточного законодательного регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

- недостаточное осведомленность субъектов малого предпринимательства о существующих мерах государственной поддержки;

- низкий уровень квалификации самих предпринимателей и кадров, занятых на малых и средних предприятиях;

- недостаточное продвижение продукции, производимой малыми и средними предприятиями, на внутренний и внешний рынки.

В городе в 2012 году на базе бизнес-инкубатора «Перспектива» создан Консорциум легкой промышленности города Курска, который объединяет более 20 участников, в том числе 14 производственников, профильные кафедры ЮЗГУ, Курского политехнического колледжа и т.д.

За три года объединение выросло в два раза, рынок сбыта включает города Казахстана, Белоруссии, свыше 35 регионов России от Калининграда до Владивостока. Участники Консорциума производят более 700 тыс. швейных изделий в год, товарооборот составляет 400 млн. руб., организовано около 500 рабочих мест.

В 2015 году по итогам всероссийского конкурса «Лучшие муниципальные управленческие решения по формированию благоприятной инвестиционной среды» город Курск удостоен II места в номинации «Развитие импортозамещения» за управленческое решение «Консорциум легкой промышленности города Курска как инструмент стимулирующий развитие импортозамещения».

Для того, чтобы дать оценку развития малого предпринимательства рассмотрим основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) за январь - сентябрь 2016 г. по видам экономической деятельности.

Вид экономической Число Средняя Средняя Оборот Инве-

деятельности малых числен- числен- малых стиции в

пред- ность ность пред- основ-

приятий, рабо- работ- приятий, ной

единиц тавших ников млн. капитал

на ма- списоч- руб. малых

лых ного со- пред-

пред- става приятий,

прияти- (без млн.

ях, че- внешних руб.

ловек совместите-лей), человек

Всего 1297 40628 38893 73976.7 2155.0

в том числе по видам

экономической деятельности:

Сельское хозяйство, охота и 132 4913 4811 5824.9 1097.5

лесное хозяйство

Добыча полезных ископаемых 1 - - - -

Обрабатывающие производства 199 7323 7059 8938.8 73.6

Производство и распределение 33 1218 1142 732.2 -

электроэнергии, газа и воды

Строительство 194 5761 5578 8925.8 836.0

Оптовая и розничная торговля, 345 8386 8130 40214.7 82.3

ремонт автотранспортных

средств, мотоциклов, бытовых

изделии и предметов личного

пользования

Гостиницы и рестораны 41 1130 1126 938.9 -

Транспорт и связь 72 2232 2000 2219.8 7.4

Финансовая деятельность 7 153 118 - -

Операции с недвижимым 243 8523 8034 5282.2 25.5

имуществом, аренда и

предоставление услуг

Здравоохранение и 17 - - - -

предоставление социальных

услуг

Предоставление прочих 13 500 492 289.6 0.8

коммунальных, социальных и

персональных услуг

Итак, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной службы статистики по Курской области в январе-сентябре 2016 года в Курской области действовало 1297 малых предприятий.

Наиболее привлекательной сферой для малого бизнеса является оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, в которых сосредоточена 26,6% всех организаций. Кроме того, приоритетными направлениями деятельности малых предприятий являются операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (18,7%), обрабатывающие производства (15,3%), строительство (14,96%).

Развитие малого предпринимательства способствует обеспечению занятости населения. В сфере малого бизнеса в январе-сентябре 2016 года трудилось 40628 человек, в том числе 1735 человек работающих по совместительству или договорам гражданско-правого характера.

Наибольшую занятость обеспечили региону организации следующих видов деятельности: операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (20,97% общего количества занятого населения среди субъектов малого предпринимательства), оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (20,6%), обрабатывающие производства (18,02%), строительство (14,18%).

Важным показателем, характеризующим деятельность малых предприятий, является оборот организаций. В январе-сентябре 2016 года он составил 73976.7 миллионов рублей Формирует его, в основном, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (54,4%), обрабатывающие производства (12.1%), строительство (12,1%), сельское хозяйство, охота и

лесное хозяйство (7.9%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (7,1%) .

Совершенствование производственно-технической базы организаций невозможно без дополнительных капитальных вложений в основной капитал. Инвестиции способствуют росту бизнеса, его укреплению, воспроизводству и расширению. На эти цели малые предприятия использовали 2155 миллионов рублей. Почти 90% этих средств было инвестировано в развитие строительства и сельского хозяйства.

Использованные источники: 1.Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: Стат. сб. - М.: Росстат, 2015. - 98 с.

2.Официальный сайт Курскстата [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://kurskstat.gks.ru/

3.Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: стат.// М.: Росстат, 2015. - 1266 с.

4.Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/5214/. Дата обращения: 17.02.2017;

5.Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons/196415/. Дата обращения: 17.02.2017;

6.Постановление Правительства РФ от 30.12 г. N 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons/173683/. Дата обращения: 17.02.2017;

7.Постановление Администрации города Курска Курской области от 17.10.2016 г. №3291 об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Курске на 2017-2020 годы» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www. kurskadmin.ru/doc/ 17102016/. Дата обращения: 17.02.2017;

8.Постановление Администрации Курской области от 24.10.2013 N 774-па "Об утверждении государственной программы Курской области "Развитие экономики и внешних связей Курской области" [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons/41769/. Дата обращения: 17.02.2017;

9.Постановление Администрации Курской области от 25.04.2012 N 392-па "Об утверждении Правил предоставления субсидий для реализации мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства"

из информационного банка "Курская область" [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons/31531/. Дата обращения: 17.02.2017.

УДК 369.013.2

Неводова И. А., доцент кафедра финансы Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина Россия, г. Краснодар Хобта Е.С. студент бакалавриата 3 курс, факультет «Финансы и кредит»

Россия, г. Краснодар ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы, посвященные структуре фонда социального страхования, которые дают представление о её функционировании на сегодняшний день.

Ключевые слова: социальное страхование, доходы и расходы ФСС. GENERAL CHARACTERISTICS OF THE SOCIAL INSURANCE FUND IN THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: This article describes the issues devoted to the structure of the social insurance fund, which give an idea of its functioning to date. Keywords: social security, income and expenses FSS. Система социального страхования реализует функции по охране здоровья, социального обеспечения граждан и влияет на качество их жизни. Согласно докладу ООН от 2016 года, Россия занимает 58-е место из 144 в общем списке рейтинга по уровню жизни. Это позволяет сделать предположение о слабости отечественной системы социальной защиты населения и системы социального страхования, а также объясняет безусловную актуальность выбранной темы.

Конституция определяет Российскую Федерацию как социальное государство, поэтому социальной защите уделяется серьезное внимание. Согласно ФЗ РФ «Об основах обязательного социального страхования» от 9 июня 1999 г. № 165-ФЗ, обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам [2].

Согласно Конституции Российской Федерации высшая ценность -человек, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.