Научная статья на тему 'Проблемы развития малого бизнеса в современной рыночной экономике'

Проблемы развития малого бизнеса в современной рыночной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
734
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / MARKET / BUSINESS / ECONOMIC ACTIVITIES / SMALL BUSINESS / STATE SUPPORT / TAX INCENTIVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Забелин Никита Игоревич, Мельниченко Надежда Федоровна

В данной статье рассматриваются проблемы становления и развития малого бизнеса на международном, федеральном и региональном уровнях. Особое внимание уделяется проблемам развития малого предпринимательства, в частности -проблеме низкого налогового стимулирования. Статья содержит обзор статистических и аналитических данных по заданной проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT PROBLEMS OF SMALL BUSINESS IN THE TERMS OF MODERN MARKET ECONOMY

The authors consider the problems of formation and development of small business at the international, federal and regional levels. The great attention is given to the development problems particularly the problem of low tax incentive. The article contains the survey of statistical and analytical data on this problem.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития малого бизнеса в современной рыночной экономике»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

УДК 334:65.0

Никита Игоревич Забелин

Аспирант кафедры «Менеджмента» Ярославский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел.: +7 (4852) 30-34-58 Эл. почта: n2z@yandex.ru

Надежда Федоровна Мельниченко

Кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Менеджмента» Ярославский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел.: 8(906)6325542 Эл. почта: nadiv09@rambler.ru

В данной статье рассматриваются проблемы становления и развития малого бизнеса на международном, федеральном и региональном уровнях. Особое внимание уделяется проблемам развития малого предпринимательства, в частности -проблеме низкого налогового стимулирования. Статья содержит обзор статистических и аналитических данных по заданной проблематике.

Ключевые слова: рынок, предпринимательство, экономическая деятельность, малый бизнес, налоговое стимулирование, государственная поддержка.

Nikita I. Zabelin

Post-graduate student, the Department of Management

Yaroslavl branch of Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Tel.: +7 (4852) 30-34-58 E-mail: n2z@yandex.ru

Nadezhda F. Melnichenko

Doctorate of Economics, Associate professor, the Head of Chair of Management Yaroslavl branch of Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Tel.: 8(906)6325542 E-mail: nadiv09@rambler.ru

THE DEVELOPMENT PROBLEMS OF SMALL BUSINESS IN THE TERMS OF MODERN MARKET ECONOMY

The authors consider the problems of formation and development of small business at the international, federal and regional levels. The great attention is given to the development problems particularly the problem of low tax incentive. The article contains the survey of statistical and analytical data on this problem.

Keywords: market , business, economic activities , small business , state support , tax incentive.

1. Введение

Точкой отсчета развития государственной поддержки малого бизнеса можно считать 1989 год, когда был создан «Союз малых государственных предприятий СССР» и принято Положение об организации деятельности малых предприятий. На данном этапе развитие малого бизнеса происходило бурными темпами, ведь малые предприятия заполняли многочисленные рыночные ниши, образовавшиеся после начала реструктуризации в экономике. Это было существенным прогрессом, поскольку плановая советская экономика была ориентирована исключительно на крупные предприятия.

Следует заметить, что правовой статус предприятий малого бизнеса в то время позволял им получать достаточно неплохие льготы, в частности по налогу на прибыль и амортизационным отчислениям. Однако, ко второй половине 1990-х годов большинство рыночных ниш уже было заполнено, ограничения стали более жесткими и развитие малого бизнеса в стране резко замедлилось. И хотя Правительство ежегодно утверждает Федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства, на практике выходит, что эта поддержка вот уже двадцать лет носит все больше «бумажный» характер.

Таким образом, проблема развития малого бизнеса в современной рыночной экономике была признана наиболее актуальной для развития экономики региона и страны в целом.

2. Место малого бизнеса в национальной экономике

Опыт ведущих стран мира доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного сектора малого предпринимательства. Рост малого бизнеса и ВВП тесно связаны между собой, так как частные предприятия производят товары и услуги, которые необходимы различным слоям населения. В странах, где малые и средние фирмы развиваются десятилетиями, например, во Франции, Великобритании, Германии, Италии, США, эта сфера экономики устойчиво создает 50%-80% ВВП, что свидетельствует не только о высоком уровне развития страны, но и о высоких доходах населения. Россия тоже движется по пути увеличения доли малого бизнеса, за последние 10 лет доля малого бизнеса в структуре ВВП удвоилась с 10% до 20%, но даже этот показатель еще недопустимо низок для такой страны, как Россия.

Тяблица 1. Количество малых предприятий в Российской Федераций

за 1994-2009 гг.

Год 1994 ■г; с\ -ч VO с\ с\ г- « 04 05 СГ\ С\ 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 i о о п 2008 а-1 о г ГЧ

Количество малых предприятий, тысяч ЧО О1. оо 877,3 841,7 861,1 оо щ во 890,6 т о-Г гОС г--, тг 00 Г-í 00 00 т СП 00 № г^з р\ г-Ol 1032,8 1137,4 1347,4 1602

Kf 160С'" . I40C;

V

S Í 1206Л

ц I

* Р100С'

J в- SCO & 600. 4Ш

гоа О-

fi riTrflJlJl~

I I I I I I I I li l i 1 Т Г i

lililí I IIIIJIII

1994 19M 1996 1 997 1998 19992000 2001 20022003 2004 2005 200Í2007 2006 2C09

ft*

Рис. 1. Динамика численности малых предприятий России 1994-2009 гг.

В нашей стране из года в год проводится статистическое наблюдение за деятельностью малых предприятий, благодаря чему мы имеем возможность наблюдать за их развитием. Количество малых предприятий в 1994 году составило 896 тысяч, что в то время означало существенный рост данного показателя. На протяжении последующих пяти лет значения показателя колеблются то в большую то в меньшую сторону, лишь, начиная с 2001 года, количество малых предприятий неуклонно растет, и за период с 2001 по 2009 годы увеличивается вдвое. Представим данные о численности малых предприятий в таблице 1 и динамику их численности на рисунке 1 [8].

По данным Российского статистического ежегодника число малых предприятий страны в 2009 году составило 1602 тысяч [8], их распределение по видам экономической деятельности представим в таблице 2.

Основные показатели деятельности малых предприятий представлены в таблице 3.

3. Малое предпринимательство в г. Ярославле и Ярославской области

На основании данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, рассмотрим обстановку с малым бизнесом в нашем регионе, представив данные в таблицах 4 и 5.

Следует отметить, что в г. Ярославле и Ярославской области проводится достаточно серьезная работа по поддержке малого предпринимательства. Схематично представим инфраструктуру поддержки малого предпринимательства в г. Ярославле на рисунке 2.

Развитие малого и среднего предпринимательства является неотъемлемой частью государственной политики мэрии г. Ярославля и одним из приоритетных направлений социально-экономического развития города. Тенденции развития малого и среднего предпринимательства г. Ярославля сохраняют положительную динамику на протяжении последних лет. С целью обеспечения благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства была создана Долгосрочная целевая Программа содействия развитию малого и среднего предпринимательства в г. Ярославле на 2009-2011 годы. Объемы и источники финансирования программы представим в таблице 6.

Таблица 2. Число малых предприятий по видам экономической деятельности

е 2009 году

Вид деятельности Количество малых предприятий, тыс. Количество малых предприятий, % к итогу

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 55,1 3=4

Рыболовство, рыбоводство 3,2 0=2

Добыча полезных ископае?шх 5.7 0.4

Обрабатывающие производств! 165:3 10.3

Производство и распределение электр ознергии: газа и воды 9,1 0,6

Строительство 193 J 12.1

Оптовая и розничная торговля, ремонт 658:3 41Д

Гостиницы и рестораны 42 2 2.6

Транспорт и связь 93,9 5,9

Финансовая деятельность 24,9 1,6

Опер алии с недвиз;имым имуществом, аренда и услуги 2SS=6 1S

Образование 4.5 0:3

Здравоохранение и социальные услуги 18,9 1.2

Предоставление прочих коммунальных и социальных услуг 38=б 2=4

Итого: 1602 100

Таблица 3. Основные показатели деятельности малых предприятии по субъектам Российской Федерации в 2009 году

Федеральный округ Число малых предприятий, тыс. Средняя численность работников, тыс. Оборот малых предприятий, млрд. руб.

Центральный 474:4 376б:5 6572:8

в тч Ярославская область 23:б Ш.8 143:0

Северо-Западный 26L2 1350,1 206S:4

КЬкный 270=9 1220Т 1740.2

Приволжский 287.6 2305.6 2760.5

Уральский 33б:1 887:2 1717=3

Сибирский 207 1226:3 1502:2

Дальневосточный 65:3 428Л 511,®

Итого: 1602,5 11192.9 16873.2

ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Г

'1

ГорСДЖОЙ СОЕ?ГЕ ОбЛаСТИ

развития л: алого и сранагс пр^шринЕ.: атгль ств а

Райснны; соеэтые области развития малого и сргднгго предпришягаггбЗЬСтва (6 шт.)

ОРГАНИЗАЦИИ, ОБРА1УЮЩПЕ ИНФРАСТРУКТУРУ

* + *

ГУП ЯО «Еизнгс инкубатор* f - Инков аиискный парк «Синергия НП «Ярославская ремесленная палатам

f -■■ НП ЯНЩ кВысокиг ггхнолегии дня рапжия кризисных сопиально- лконо^ичгских проблей:» v j г > Ярославский обкои профсоюзов работников л! алого и сргднгго бизнеса J

НП «Ярославская торг се о^зромышпенная палата»

Фонд поддержки малого

и среднего предпришангельстЕа ЯО

ОАО Гарантийно; агентство «Ярославня*

Рис. 2. Инфраструктура поддержки предпринимательства в г. Ярославле

№1, 2012

Так, в 2010 году на поддержку малого и среднего бизнеса было направлено 91,3 млн. рублей, что в 2 раза больше чем в 2009 году. В 2010 году по областной целевой программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2010 - 2012 годы было выдано 46,7 млн. рублей субсидий и грантов, в том числе 14,3 млн. рублей грантов на создание собственного дела, это на 37,7%, больше чем в 2010 году. Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, созданный Правительством Ярославской области в 2010 году, с 2011 года выдает микрозаймы не только существующим, но и начинающим предпринимателям, это беспрецедентный случай большого риска. Начинающим предпринимателям будет выдаваться до двух миллионов рублей на 2 года под реализацию бизнес-плана. Основной целью деятельности Фонда является увеличение числа кредитоспособных и финансово-устойчивых предприятий малого и среднего бизнеса на территории Ярославской области [9].

4. Актуальные проблемы развития малого бизнеса

Неустойчивость предприятий малого бизнеса высока, как ни в одном другом секторе рыночной экономики. Однако именно малый бизнес может выполнить те функции, которые зачастую не готов взять на себя крупный и средний бизнес. Малый бизнес, играет важную роль, как в переходных, так и в развитых рыночных экономиках, однако деятельность предпринимателя — это не только богатое поле возможностей, но и огромное количество трудностей. Плюсы и минусы субъектов малого предпринимательства представлены в таблице 7 с помощью методики SWOT-анализа.

На основании сгруппированных данных мы можем определить основные первоочередные цели и задачи дальнейшего развития малого бизнеса. Государству необходимо больше стимулировать и кредитовать малый бизнес, во избежание угрозы быстрого разорения. Самому же малому бизнесу необходимо за счет своей мобильности и высокой эффективности вырастать до уровня большого бизнеса.

Руководство страны в настоящее время, казалось бы, как никогда, понимает значимость развития малого предпринимательства, однако довольно большое количество нерешенных проблем остается и на сегодняшний день,

Таблица 4. Число милых предприятии и нх распределение по видам экономической деятельности по Ярославской области на 1 июля 2011 г.

Количество Количество

Вид деятельности малых предприятий, малых предприятий,

единиц °'0 К UTlirv

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 221 8.6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рыболовство, рыбоводство 4 0.2

Добыча полезных ископаемых 6 0.2

Обрабатывающие производства 464 18.3

Производство и распределение 15 0.6

электроэнергии, газа и воды

Строительство 395 15.4

Оптовая и розничная торговля, ремонт

автотранспортных средств, мотоциклов. 692 27 0

бытовых изделий и предметов личного

пользования

Гостиницы и рестораны 113 4.4

Транспорт и связь 108 4.2

Финансовая деятельность 13 0.5

Операции с недвижимым имуществом, 439 17.1

аренда и предоставление услуг

Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное

социальное обеспечение

Образование - -

Здравоохранение и предоставление 26 1.0

социальных услуг

Предоставление прочих коммунальных. 65 2.5

социальных и персональных услуг

Итого: 2561 100

Таблица 5. Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности по Ярославской области в I полугодии 2011 г.

Оборот малых Оборот малых

Вид деятельности предприятии, предприятии,

млн. рублей % к итогу

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1210.1 2.3

Рыболовство, рыбоводство 14.8 0.0

Добыча полезных ископаемых 56.5 0.1

Обрабатывающие производства 6316.4 11.8

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 334.3 0.6

Строительство 6536.9 12.2

Оптовая и розничная торговля;ремонт

автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного 33069.1 61.8

пользования

Гостиницы и рестораны 1186.3 2.2

Транспорт н связь 985.8 1.8

Финансовая деятельность - -

Операции с недвижимым имуществом. 3141.1 5.9

аренда и предоставление услуг

Государственное управление и обеспечение

военной безопасности: обязательное - -

социальное обеспечение

Образование - -

Здравоохранение и предоставление 218.8 0.4

социальных услуг

Предоставление прочих коммунальных. 463.6 0.9

социальных и персональных услуг

Итого: 53533.5 100

Таблица 6. Объемы и источники финансирования долгосрочной целевой программы содействия развитию малого и среднего предпринимательства в г. Ярославле на 2009-2011 годы

Источники финансирования (тыс. руб.) 2009 г. 2010 г. 2011 г. Итого

Городской бюджет 9873,8 6500,0 5081.9 21455,7

Областной бюджет 929,0 2000,0 - 2929.0

Всего 10802,8 8500,0 5081,9 24384,7

о сновными из которых можно выделить следующие:

- недостаточность стартового капитала;

- низкое налоговое стимулирование;

- недоступные кредиты и займы;

- коррупция.

Остановимся более подробно на самой острой среди перечисленных проблем - проблеме низкого налогового стимулирования.

Сравнительно низкий уровень развития малого бизнеса в России по сравнению с ведущими зарубежными странами, а также ослабление государственной поддержки в переходный период формирования экономики предопределили необходимость разработки особых мер по налоговой поддержке. Отмена в связи с введением части второй Кодекса налоговых льгот для субъектов малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей, предоставлявшихся по основным налогам, была компенсирована введением таких специальных налоговых режимов, как упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности [1]. Упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило эффективность налогового администрирования. Указанные меры стимулировали переход субъектов предпринимательской деятельности на специальные налоговые режимы, в том числе из сферы "теневого" бизнеса.

Но спустя десять лет применения специальных налоговых режимов, мы вновь возвращаемся к прошлому - к увеличению налоговых ставок.

Начало было положено уже в январе 2011 года, когда плательщики страховых взносов, производящие выплаты физическим лицам, в том числе применяющие УСН и ЕНВД, стали исчислять обязательные платежи исходя из тарифа 34%, вместо былых 14% [2]. То есть, если индивидуальный предприниматель, содержит, скажем, небольшой магазин, и имеет трех продавцов с зарплатой в 8000 рублей, он должен 8000 рублей также ежемесячно перечислять в бюджет. Неудивительно, что данные изменения в законодательстве привели к новой волне безработицы. Президент России уже поручил правительству подготовить предложения по возмож-

Таблица 7. SWOT-aHa.nn малого

деяте.

оизнеса как модели экономической льности

Сильные стороны малого бизнеса: 1 .Небольшой стартовый капитал 2.Высокая эффективность 3.Гибкость и мобильность (быстрая реакция на запросы потребителей) 4. Самостоятельность Возможности малого бизнеса во внешней среде: 1 .Рост до уровня «большого» бизнеса 2.Сбалансированное развитие 3.Прочная ниша на «своем» рынке 4.Творческая самореализация

Слабые стороны малого бизнеса: 1.Ограниченный рынок 2. Ограниченные перспективы роста 3.Высокая зависимость от рыночной конъюнктуры 4. Слабая государственная поддержка Угрозы внешней среды для малого бизнеса: 1 .Быстрота полного разорения 2.Быстрое достижение «потолка» роста 3 .Легкость проникновения конкурентов 4.Уязвимость к попыткам силового давления

ному снижению ставок страховых взносов с 1 января 2012 г., отметив, что ставка взносов на уровне 34% может оказаться непосильной для многих видов деятельности.

Не лучшим образом дело обстоит и со специальными налоговыми режимами. В Минфине уже давно говорят о том, что "упрощенный" режим крайне невыгоден бюджету, поэтому нужно существенно сократить масштабы его применения. Также и доступ к ЕНВД собираются ограничить в ближайшее время: обсуждается вопрос о сокращении предельной численности работников со 100 до 15 человек, а также перечня видов "вмененной" деятельности [3]. Можно легко оценить возникающую в случае отмены спецрежимов разницу налогового бремени: вместо уплачиваемых сейчас 15% с прибыли, организация заплатит 20% налога на прибыль, и 18% налога на добавленную стоимость со стоимость реализованных товаров, работ, услуг, а также 2,2% налога на имущество юридических лиц.

5. Мировой опыт развития и поддержки малого бизнеса

Мировой опыт свидетельствует, что при становлении рыночных отношений малый бизнес особенно нуждается в -государственной поддержке.

Об этом говорит, например, практика Японии, в хозяйстве которой мелкие предприятия играют важнейшую роль, на их долю приходится 90% общего числа компаний, около 55% реализованной продукции и 80% численности занятых в промышленности. Система государственной поддержки малого бизнеса в Японии очень хорошо развита и налажена. В Японии сложились четыре центра проведения политики стимулирования малых предприятий: -центральное правительство; - местные органы власти; - крупный бизнес; - самостоятельные объединения мелких

предприятий. В Японии на поддержку малого и среднего бизнеса ежегодно выделяется около 180 млрд. иен в год. Займы на льготных условиях выделяются на осуществление таких проектов, как разработка новой технологии и новых видов продукции, разработка новых видов производства и техники. Финансовая поддержка осуществляется также и путем налоговых льгот, позволяющих малым предприятиям резервировать часть прибыли. Ставки налогов на доходы малого бизнеса составляют 27-28 % по сравнению с 38% для крупных фирм. Кроме того, правительство следит за тем, чтобы во всех частных банках работали кредитные программы для начинающих предпринимателей. Средняя годовая ставка по такому кредиту -3-5 %. Ощутимую помощь в совершенствовании управления малым бизнесом оказывают торгово-промышленные палаты и их отделения. Их специалисты дают консультации бесплатно, поскольку такая деятельность финансируется из госбюджета. В целом японская модель функционирования и развития мелкого бизнеса может считаться почти образцовой.

Интересен также и опыт развития малого бизнеса в США, а именно инновационного малого бизнеса. Опыт США показывает, что в условиях ресурсной необеспеченности мелкого инновационного бизнеса важнейшим фактором его существования является организация своеобразной сети его поддержки. Основные направления ее таковы:

- финансовая поддержка (наличие многочисленных доступных источников рискового капитала);

- материально-техническая (сдача в аренду и возможность покупки, в том числе на льготных условиях, средств производства);

- информационная (обеспечение

№1, 2012

6

возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступа к базам данных);

- консультативная (развитие специализированных услуг консультирования по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчетности, оформления патентов).

На создание данной сети направлены сегодня усилия федерального правительства, штатов, местных органов власти, общественности, университетов, частного бизнеса. Государство, в отличие от регулирования деятельности экономически и организационно сложившегося крупного бизнеса, основные усилия направляет на начальные периоды становления мелких инновационных предприятий.

В целом до трети расходов мелких фирм на исследования и разработки в той или иной форме финансируется государством, включая программы и безвозвратного субсидирования.

6. Заключение

В заключение статьи, хотелось бы еще раз подчеркнуть прямую зависимость уровня развития государства от степени развития малого бизнеса. Сегодня почти каждый из нас понимает, что наше благосостояние в наших же руках, а возможности и перспективы человека, в том числе и в сфере предпринимательства безграничны. Малый бизнес сейчас - это явление, с которым мы сталкиваемся изо дня в день, и каждый уважающий себя человек, если сам и не вовлечён в систему предпринимательства, то должен быть осведомлён о ней.

Малый бизнес работает в тех рыночных нишах, где деятельность крупных предприятий невыгодна или даже невозможна. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым элементом постиндустриального общества. Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции.

За счёт поддержки сегмента малого

предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения. Малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.

Нет сомнений в значении и необходимости развитии малого бизнеса, как самой простой ячейки предпринимательства. Необходимо не только выявлять насущные проблемы, но и предлагать конкретные решения на государственном уровне, способные оказать такую необходимую поддержку малому предпринимательству страны.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая, раздел VIII

2. Федеральный закон от 24.07.2009г №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страховании РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

3. Федеральный закон от 24.07.2007г №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

4. «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», одобрено Правительством Российской Федерации 20 мая 2010 года

5. Белокровин Э., Маслов Д. Малый бизнес: японский путь к успеху. - М.: ДМК, 2005. 192с.

6. Ибадова Л. Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. - М.: Волтерс Клу-вер, 2006. 351с.

7. Эрнандо де Сото. Загадка капитала: Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире. - М.: Олимп-Бизнес, 2001. 408с.

8. www.gks.ru «Федеральная служба государственной статистики РФ»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. www.fond76.ru «Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области»

10. www.rcsme.ru «Ресурсный центр малого предпринимательства России»

11. www.msb.yarincubator.ru «Портал малого и среднего предпринимательства Ярославской области»

12. www.city-yar.ru «Официальный сайт города Ярославля»

References

1. Russian Tax Code, part Two, section VIII

2. Federal law of24.07.2009 №212-ФЗ «On the insurance premiums to the Pension Fund of Russia, RF Social Insurance Fund, Federal Fund for Mandatory Medical Insurance and territorial funds of obligatory medical insurance»

3. Federal law of24.07.2007г. №209-ФЗ «On the development of small and medium enterprises in the Russian Federation»

4. «Main directions of tax policy of the Russian Federation in 2011 and the planned period 2012 and 2013», approved by the Government of the Russian Federation, may 20, 2010

5. Belokrovin E., Maslov D. Small business: The Japanese way to success. - M.: DMK, 2005. 192.

6. Ibadova L.T. Financing and lending to small businesses in Russia: legal aspects. - M.: Wolters Kluwer, 2006. 351.

7. Hernando de Soto. Mystery of сap-ital: Why Capitalism triumphs in the West and fails the rest of the world. - M: Olimp-Business, 2001. 408.

8. www.gks.ru «Federal State Statistics Service of Russia»

9. www.fond76.ru «Fund for small and medium enterprises of the Yaroslavl region»

10. www.rcsme.ru «Resource сenter small business Russia»

11. www.msb.yarincubator.ru «Portal for small and medium enterprises of the Yaroslavl region»

12. www.city-yar.ru «Official website of Yaroslavl»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.