Научная статья на тему 'Проблемы развития малого бизнеса в Дагестане'

Проблемы развития малого бизнеса в Дагестане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / ГОСПОДДЕРЖКА / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абубакаров Абубакар Ахмедович, Магомедов Али Магомедович

В статье раскрывается роль малого бизнеса и дан его анализ развития в Республике Дагестан. Определены основные тенденции и проблемы дальнейшего роста числа малых предприятий и их оборота. Обосновывается необходимость комплексного решения задач господдержки малого бизнеса в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития малого бизнеса в Дагестане»

Проблемы развития малого бизнеса в Дагестане.

Аннотация: В статье раскрывается роль малого бизнеса и дан его анализ развития в Республике Дагестан. Определены основные тенденции и проблемы дальнейшего роста числа малых предприятий и их оборота. Обосновывается необходимость комплексного решения задач господдержки малого бизнеса в регионе.

Ключевые слова: малый бизнес, малое предприятие, индивидуальный предприниматель, налоговая

нагрузка, господдержка, программно-целевой метод

Abubakarov A.A., Magomedov A.M. PROBLEMS OF SMALL BUSINESS DAGHESTAN

Abstract: The article explains the role of small business and given his analysis of the development in the Republic of Dagestan. The main trends and challenges for further growth of small businesses and their turnover. The necessity of a comprehensive approach to state support of small businesses in the region. Key words: small business, small business, a sole proprietorship, the tax burden, government support, program-target method

Федеральный закон от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относит к малым предприятиям юридические лица - потребительские кооперативы и коммерческие организации кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий [1].

По объему деятельности и числу работников малые предприятия должны соответствовать следующим условиям:

среднегодовая численность работников должна быть менее 100 человек (до 15 человек - для микропредприятий);

выручка от реализации продукции без НДС за год не должна превышать 400 млн. рублей (для микропредприятий - 60 млн. рублей).

Помимо этого в уставном капитале малого предприятия суммарная доля участия государственной и муниципальной собственности, иностранной собственности, собственности общественных организаций и других фондов, вклада юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства не должна превышать одной четверти.

По сравнению с крупным малый бизнес в России имеет следующие льготы, определенные законодательством :

сокращенный срок проверок контролирующими органами (для малого предприятия не может превышать 50 часов в год, в отношении микропредприятий - 15 часов в год).

упрощенный состав бухгалтерской отчетности;

упрощенная система налогообложения;

финансовая поддержка за счет средств региональных и местных бюджетов.

Создание сети малых предприятий представляет собой необходимое условие формирования рыночной среды, благоприятствующей возникновению конкуренции товаропроизводителей.

Малые предприятия способны быстро реагировать на изменение потребительского спроса, наиболее восприимчивы к техническим новшествам, обеспечивают быструю окупаемость затрат, их распространение является одним из эффективных способов разрешения проблемы занятости населения. Так, в развитых странах на долю малого бизнеса приходится 50-70% прироста числа рабочих мест.

К примеру, малый бизнес в Германии они обеспечивает 45% налогов, до 80% рабочих мест, и более 30% экспорта [6].

Вступая в должность главы республики, Абдулатипов Р.Г. сказал, что для нас «важнее, если откроются тысячи предприятий малого бизнеса, чем в регион придут несколько олигархов».

В Республике Дагестан на начало 2013г. количество малых предприятий составило 7748 ед., в т.ч. микропредприятий - 7059. Всего предприятий к этому периоду составило по республике 32048

Абубакаров Абубакар Ахмедович

Студент ДГИНХ.

Магомедов Али

Магомедович

К.э.н., профессор ДГИНХ

ед., т.е. каждое четвертое предприятие является малым. Общий оборот малых предприятий за 2012год составил 141625,8 млн. руб.

Наиболее значительный темп роста отмечается по следующим видам деятельности: здравоохранение - в 3,5 раза; транспорт и связь - в 1,7 раза; производство - 1,6 раза; оптовая и розничная торговля, ремонт авт. средств и предметов личного пользования - на 23,9%.

Наибольшая доля в структуре оборота малых предприятий приходится на оптовую и розничную торговлю - 55,2%, а на втором месте идет строительство -24,2%. Остальные виды экономической деятельности (сельское хозяйство, обрабатывающие производства) не имеют доли в обороте более 10 % (табл. 1).

В 2012 году на малых предприятиях среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) составила 52,5тыс. человек.

Таблица 1.

Структура оборота малых предприятий за 2012 г.

в % к итогу

Всего 100

из него по видам экономической деятельности:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 5,9

обрабатывающие производства 9,6

строительство 24,2

оптовая и розничная торговля; ремонт транспортных средств, бытовых изделий и

предметов личного пользования 55,2

прочие виды экономической деятельности 5,1

В 2012 г. индивидуальным предпринимательством в республике занимались 47,5 тыс. чел., а в предыдущем году 55,1 тыс. чел. Объем выручки от продажи товаров, продукции работ, услуг составил в 2012 г 239,9 млрд. руб., что на 18,4 млрд. руб. больше чем в предыдущем году. В расчете на одного индивидуального предпринимателя приходится 5,05 млн. руб., для сравнения по СКФО - 3,25 млн. руб. и в целом по России - 3,35 млн. руб. на одного предпринимателя. На 1000 чел. индивидуальных предпринимателей по Дагестану приходится 16,1 чел., по СКФО - 20,5 и по РФ - 18,1 чел. Общая численность индивидуальных предпринимателей в 2012 г. по РФ увеличилась на 3,7%, по СКФО она уменьшилась на 10,8%, а по РД сократилась на 13,8% по сравнению с предыдущим годом.

Сумма налогов, поступивших от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в консолидированный бюджет Республики Дагестан, составила в 2009 году — 2141,03 млн. рублей, в 2010 году 2505,3 млн. рублей, в 2011 году - 2008,3 млн. рублей.

В последние годы поддержка малого и среднего бизнеса осуществлялась в рамках Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2012-2015 годы [2].

В 2011 году планируемый объем финансирования мер по поддержке малого бизнеса из средств республиканского бюджета РД составил 100 млн. рублей, из которых использовано 99,6 млн. руб. Из федерального бюджета бюджету Республики выделены средства для субсидий малому бизнесу на общую сумму 228,6 млн. рублей.

Законом Республики Дагестан от 05.10.2012 № 53 определен Порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и гражданам из числа безработного и незанятого населения, желающим организовать бизнес.

Вместе с тем, развитие малого предпринимательства сталкивается с рядом трудностей, связанных как с недостатками в структуре экономики, так и с отсутствием системной поддержки малого бизнеса со стороны государственных органов.

В 2012г. Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан был проведен опрос представителей малого и среднего предпринимательства с целью изучения административных барьеров в малом и среднем бизнесе [8].

Респонденты указали на следующие проблемы малого и среднего бизнеса:

- высокие ставки арендной платы (27,1%);

- ограниченность финансовых средств (51,8%);

- трудности с получением кредита (8,2%);

- высокая налоговая нагрузка (38,0%).

Сферы наибольшего распространения административных барьеров - аренда нежилых помещений (25,4%), коммунальные услуги и платежи (11,4%), организация нового бизнеса (10,4%), нормативы образования отходов (9,2%).

Неблагоприятные условия для развития бизнеса являются причиной ухода предприятий в «тень». По оценкам предпринимателей - респондентов многие предприятия малого бизнеса предпочитают держаться в тени из-за неблагоприятных условий в республике. 23,3% опрошенных отметили, что практически весь малый бизнес республики работает в тени. 36% респондентов полагают, что держатся в тени больше половины всех предприятий малого и среднего сектора бизнеса. 12,3% опрошенных считают, что в тени работает ровно половина всех предпринимателей МСБ. 3,5% высказали мнение, что в тени держатся 20% малого бизнеса и затруднились как либо оценить теневую составляющую малого и среднего предпринимательства 23,3% опрошенных.

Самыми «проблемными» для предпринимателей являются представители налоговой инспекции (67,2%), общественные организации по защите прав потребителей (23,1%) и представители Ро-спотребнадзора (21,4%).

Проверки отнимают у предпринимателей много времени, отвлекая их от основной работы. 22,6% респондентов жалуются на прямые или косвенные намеки необходимость оплаты услуг проверяющих. Одна четвертая часть респондентов отметили, что от них требуют предоставления избыточного количества документов.

При всей сложившейся картине с контрольными органами, стоит отметить, что изрядная доля вины за свое положение, все-таки лежит на самих представителях малого и среднего предпринимательства. Опрос показал, что большинство респондентов, если что-то и знают о законе защищающем их права, то в лучшем случае, только что-то слышали о его существовании. И только 19,8% опрошенных не только знает про закон, но и использует его при проверках на своих предприятиях. Не все предприниматели знают и о том, как часто могут, согласно закону проводиться плановые проверки одним органом контроля. Так в ходе опроса выяснилось, что знают об этом только 28% предпринимателей - респондентов.

Исследование показало, что проверяющие органы либо злоупотребляют незнанием законов предпринимателями, либо сами его плохо знают, потому как на некоторых предприятиях наблюдается неоправданно большое количество проверок. Гарантией защиты прав предпринимателей является журнал учета мероприятий по контролю. Однако, предприниматели, во многом недооценивая эффективность данной меры, в большинстве своем игнорируют использование журнала. 47% респондентов не пользуются журналом и 8% вообще не знают, что это такое.

В последние годы малому и среднему бизнесу со стороны государства оказывается различная организационная и финансовая поддержка. О том, что такая поддержка существует в республике знают почти 80% респондентов.

Самыми ожидаемыми и эффективными мерами поддержки, по мнению предпринимателей, являются налоговые льготы и консультации в сфере налогообложения.

В общей массе малый бизнес настроен позитивно и оценивает перспективы своего бизнеса положительно. 47% респондентов ожидают успешного развития, 26% настроены на небольшой рост.

Неразумная фискальная политика государства также может привести к снижению деловой активности предпринимателей. С начала этого года вступает в силу закон (ФЗ-243 от 03.12.2012), который вносит изменения в законодательство об обязательном пенсионом страховании. В два раза повысились фиксированные обязательные страховые взносы для индивидуальных предпринимателей.

В 2012 году страховые взносы для индивидуальных предпринимателей составляли: в Пенсионный фонд РФ (ПФ) - 14 386 рублей, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - 2 821 рубль. С 2013 года сумма взносов в ПФ составляет 32 479 рублей, в ФФОМС - 3 185 рублей.

В этой связи с 1 января 2013 года в Дагестане приостановили деятельность около 10 тысяч индивидуальных предпринимателей.

Всего в Дагестане в 2012 г. было зарегистрировано 55,1 тысяч индивидуальных предпринимателей. Большинство из них занято в сфере сельского хозяйства, торговли и строительства.

Ситуация с повышением страховых платежей привело к недобору в бюджеты муниципальных образований городов и районов. В последующем были внесены коррективы в данный закон, что и спасло ситуацию.

Несмотря на достижение определенных результатов в республике остается нерешенным ряд проблем в формировании благоприятной среды для развития малого предпринимательства, связанных с нехваткой помещений, финансовых средств для дальнейшего развития, высоким уровнем налогообложения, проверками различных контролирующих органов. В посткризисный период устойчивость бизнеса многих малых предприятий без масштабной государственной поддержки оказалась на критически низком уровне, что могло привести к банкротству части из них, увеличению числа высвобождаемых работников, а следовательно, повышению уровня безработицы, ухудшению в целом социально-экономической ситуации в республике.

Реализация государственной политики в области поддержки малого предпринимательства, основанной на программно-целевом подходе, при котором мероприятия взаимоувязаны по срокам, ресурсам и исполнителям, в сочетании с действенной системой управления и контроля не только позволит достичь целевых показателей, но и создаст предпосылки для дальнейшего, более динамичного развития этого сектора экономики. С развитием малого и среднего предпринимательства связаны улучшение инвестиционной привлекательности региона, рост валового регионального продукта. Кроме того, предпринимательство является мощным инструментом инновационного развития республики.

Комплексный характер взаимосвязанных проблем в секторе малого и среднего предпринимательства определяет в качестве единственно возможного программно-целевой метод их решения, предполагающий увязку в рамках единой программы мероприятий по целям, содержанию работ, их исполнителям и ресурсам.

Использование программно-целевого метода и построение вертикальной модели финансового обеспечения региональной и муниципальных программ, имеющих увязанные сроки реализации, позволят обеспечить преемственность реализуемых форм поддержки, увеличить объем их оказания, оценить результативность принимаемых в комплексе мер по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства.

Литература

1. Федеральный закон от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

2. Закон Республики Дагестан (с изменениями от 5.10.2012 года) Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2012-2015 годы»

3. Абакарова П.М., Камилов М.К.Б. О развитии малого и среднего бизнеса в Республике Дагестан // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-2. С. 766-770.

4. Абакарова П.М., Магомедов А.М. Институциональные препоны на пути социально-экономического развития Дагестана // Управление экономическими системами: электронный научный журнал.

2013. № 54 (6). С. 17.

5. Магомедов А.М. Институциональная среда как фактор развития региональной экономики // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 53 (5). С. 50.

6. Магомедов А.М. Экономика фирмы. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 080100 "Экономика" (квалификация (степень) "бакалавр") / А. М. Магомедов, М. И. Малла-ева. Москва, 2012. Сер. Вузовский учебник (Изд. 2-е, доп.)

7. Магомедов А.М. Экономика предприятия / А.М. Магомедов. - Москва.: Экзамен, 2004. 350 с.

8. Официальный сайт Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РД: http://бизнесдагестана.рф/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.