Научная статья на тему 'Малый бизнес глазами предпринимателей: динамика оценки важности проблем в кризисные периоды'

Малый бизнес глазами предпринимателей: динамика оценки важности проблем в кризисные периоды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
438
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ / ENTREPRENEURSHIP / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / COMPARATIVE ANALYSIS / SOCIOLOGICAL INVESTIGATION / ADMINISTRATIVE BARRIERS / TAX BURDEN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухопарова Антонина Викторовна

В статье анализируются данные двух социологических исследований малых и средних предприятий Ярославской области в период кризисов 2008-2009 и 2014-2015 гг. с целью сравнения степени важности проблем, стоящих перед ними в каждый период. Объектом исследования в каждом периоде являются около 500 предприятий и индивидуальных предпринимателей, работающих во всех отраслях экономики региона, доступных для субъектов малого и среднего бизнеса. В результате сравнительного анализа анкет респондентов выявлена положительная динамика в восприятии законодательства субъектами малого и среднего бизнеса, однако отношение к качеству местного законодательства у предпринимателей скорее отрицательное. Позитивную динамику показало восприятие предпринимателями изменений, внесенных в налоговое законодательство в период между кризисами. Однако, по мнению предпринимателей, субъекты малого бизнеса по-прежнему нуждаются в поддержке государства, формы и способы оказания которой недостаточно эффективны. В результате исследования сделаны выводы о необходимости дифференциации мер поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сухопарова Антонина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Small Business as Viewed by Entrepreneurs: the Dynamics of the Problems Importance Evaluation in Crises Periods

The article analyses the data about two sociological investigations of small and medium enterprises in the Yaroslavl region in 2008-2009 and 2014-2015 crises periods in order to compare the degrees of problems importance facing them in each period. Approximately 500 enterprises and individual entrepreneurs working in all the branches of region economy accessible for SMB are the object of the investigation. In the result of the respondents’ questionnaires comparative analysis the positive dynamics in legislation vision by small and medium business subjects has been detected, but entrepreneurs attitude towards the legislation quality is likely to be negative. The tax legislation amendments in between crises period have shown the positive dynamics of entrepreneurs’ vision. However as viewed by entrepreneurs small business subjects still need in Government support and the ways of which are not efficient enough. In the result of research the conclusion is made about the necessity of differentiating measures to support small and medium business subjects.

Текст научной работы на тему «Малый бизнес глазами предпринимателей: динамика оценки важности проблем в кризисные периоды»

УДК 334.021

Малый бизнес глазами предпринимателей: динамика оценки важности проблем в кризисные периоды

СУХОПАРОВА АНТОНИНА ВИКТОРОВНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных и сетевых технологий, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Ярославль, Россия ant-sukhoparov@yandex.ru

Аннотация. В статье анализируются данные двух социологических исследований малых и средних предприятий Ярославской области в период кризисов 2008-2009 и 2014-2015 гг. с целью сравнения степени важности проблем, стоящих перед ними в каждый период. Объектом исследования в каждом периоде являются около 500 предприятий и индивидуальных предпринимателей, работающих во всех отраслях экономики региона, доступных для субъектов малого и среднего бизнеса. В результате сравнительного анализа анкет респондентов выявлена положительная динамика в восприятии законодательства субъектами малого и среднего бизнеса, однако отношение к качеству местного законодательства у предпринимателей скорее отрицательное. Позитивную динамику показало восприятие предпринимателями изменений, внесенных в налоговое законодательство в период между кризисами. Однако, по мнению предпринимателей, субъекты малого бизнеса по-прежнему нуждаются в поддержке государства, формы и способы оказания которой недостаточно эффективны. В результате исследования сделаны выводы о необходимости дифференциации мер поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Ключевые слова: предпринимательство; малый и средний бизнес; сравнительный анализ; социологическое исследование; административные барьеры; налоговое бремя.

The Small Business as Viewed by Entrepreneurs: the Dynamics of the Problems importance Evaluation in Crises Periods

SUKHOPAROVA ANTONINA V., PhD (Economics), Associate Professor, Department of Information and Network

Technologies, Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russia

ant-sukhoparov@yandex.ru

Abstract. The article analyses the data about two sociological investigations of small and medium enterprises in the Yaroslavl region in 2008-2009 and 2014-2015 crises periods in order to compare the degrees of problems importance facing them in each period. Approximately 500 enterprises and individual entrepreneurs working in all the branches of region economy accessible for SMB are the object of the investigation. In the result of the respondents' questionnaires comparative analysis the positive dynamics in legislation vision by small and medium business subjects has been detected, but entrepreneurs attitude towards the legislation quality is likely to be negative. The tax legislation amendments in between crises period have shown the positive dynamics of entrepreneurs' vision. However as viewed by entrepreneurs small business subjects still need in Government support and the ways of which are not efficient enough. In the result of research the conclusion is made about the necessity of differentiating measures to support small and medium business subjects.

Keywords: entrepreneurship; small and medium business; comparative analysis; sociological investigation; administrative barriers; tax burden.

теория и практика управления

цель исследования ситуации с малым и средним бизнесом

В результате мирового экономического кризиса 2008-2009 гг. крупные и малые предприятия оказались вынуждены решать задачи не только выживания в период резкого падения спроса, но и приспособления к работе в условиях сузившегося рынка и затяжной депрессии. Впервые в новейшей российской истории Правительство РФ всерьез занялось улучшением ситуации в малом бизнесе, поскольку скорость и объем отдачи от вложений в эту сферу экономики во многих случаях значительно выше, чем от крупных предприятий. Начались активно обсуждаться на различных уровнях власти и предпринимательского сообщества проблемы административных барьеров в работе малых предприятий, коррупции при решении многих вопросов малого бизнеса, влияния власти на развитие субъектов малого бизнеса.

Судя по лентам новостей в средствах массовой информации, многие проблемы не были решены, что повлияло на ситуацию с малым и средним бизнесом (МСБ) в период кризиса 2014-2015 гг. При этом после выступлений представителей органов власти и объединений предпринимателей создается впечатление, что вышеперечисленные проблемы являются всеобщими, т.е. характерными практически для всех малых предприятий России, и только от их решения зависит судьба предпринимательства в нашей стране. Однако социологические исследования дают результаты, показывающие иные приоритеты для предпринимателей.

Наше исследование основано на сравнительном анализе опросов предпринимателей Ярославской области, проведенных в 2009 и 2015 гг. Ярославская область по большинству экономических показателей является типичным «середняком» среди субъектов Российской Федерации. Поэтому результаты исследования деятельности 500 предприятий и предпринимателей, работающих во всех сферах деятельности, доступных для субъектов МСБ, могут быть использованы для разработки программ поддержки малого бизнеса во многих регионах России. Оба социологических исследования имели целью изучение проблем субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области и выявление путей их решения. При их проведении использовалась выборка, в качестве основного признака формирования которой высту-

пало муниципальное образование, где работают предприниматели. Таким образом, данные исследований предоставляют информацию о субъектах предпринимательства в регионе в целом, поскольку уровень его развития в областном центре и отдаленных районах во многом отличается.

общие проблемы для субъектов малого и среднего бизнеса

В данном исследовании рассматриваются общие проблемы, свойственные субъектам МСБ региона (рис. 1).

Как следует из данных, приведенных в рис. 1, 2 и 3, условия ведения бизнеса и решение проблем предпринимателей за прошедшие 6 лет (с 2009 по 2015 г.) скорее ухудшились, чем стали лучше. По-прежнему на первом месте находятся не проблемы административных барьеров и проверок (2,5 из 5 баллов по важности в 2009 г. и 3,9 — в 2015 г.), а недостаток финансирования (3,6 — 2009 г., 4,1 — 2015 г.). Как видим, ситуация в области административных барьеров в регионе стала хуже в глазах предпринимателей, несмотря на многочисленные заявления властей. Аналогично большей проблемой стали проверки субъектов МСБ (2,4 — 2009 г., 3,8 — 2015 г.), отмеченные на рис. 1 и 3.

Более серьезно в 2015 г. воспринимают предприниматели рост тарифов естественных монополий (3,4 — 2009 г., 4,2 — 2015 г.), что видно на рис. 1 и 3. Данный показатель сегодня стал первым по значимости в области проблем бизнеса. За ним идет в 2009 г. высокий уровень налогообложения (3,5 из 5 баллов), что отражено на рис. 1. В 2015 г. 77% респондентов указали налоговые льготы как основную меру содействия развитию малого бизнеса в Ярославской области (рис. 5), что свидетельствует о нерешенности, прежде всего, экономических вопросов, которые ставит бизнес перед государством.

Конечно, налоговая система в России в последние годы значительно упростилась. Проблема негативной оценки предпринимателями изменений, внесенных в налоговое законодательство, по нашему мнению, не в том, что налоговое бремя с точки зрении издержек является тяжелой ношей, а в высоких издержках и недостаточной рентабельности большого количества малых предприятий, которые делают невозможным развитие бизнеса, что ведет к стагнации, снижению конкурентоспособности и банкротству субъектов МСБ.

Рис. 1. Оценка важности проблем для субъектов МСБ в 2009 г., в баллах (по пятибалльной шкале) [1, с. 80]

Рис. 2. Важность государственных мер поддержки для предприятий МСБ, в баллах (по пятибалльной шкале) [1, с. 64]

теория и практика управления

Рис. 3. Оценка важности проблем для субъектов МСБ в 2015 г., в баллах (по пятибалльной шкале) [2, с. 19]

■ Удовлетворен ■ Не удовлетворен

Рис. 4. Структура удовлетворенности предпринимателей ярославской области условиями ведения бизнеса в 2015 г. [2, с. 15]

Почти в 2 раза (с 2 до 3,8) ухудшилось в 2015 г. восприятие бизнесом услуг инфраструктуры региона, в 2 раза более острой стала кадровая проблема субъектов МСБ (см. рис. 3, 4).

Обеспечение правовой безопасности бизнеса

Правовая безопасность бизнеса традиционно считается существенной для реализации пред-

Налоговые льготы в первые два года существования фирмы

Упрощение и сокращение налоговой отчетности

Уменьшение взносов во внебюджетные фонды

Государственные гарантии при получении кредитов

Приоритет при получении госзаказа

Предоставление в аренду помещений

Информационная поддержка малого предпринимательства

Финансирование стартового капитала со стороны государства

Развитие инфраструктурных объектов

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%

Рис. 5. Основные меры, которые, по мнению респондентов, помогли бы созданию и развитию МСБ в ярославской области в 2015 г. [2, с. 44]

принимательских идей. В 2009 г. юридически незащищенными себя считали 27% предпринимателей и 31,4% респондентов видели свои проблемы в неэффективном законодательстве. Первый ответ скорее характеризует не недостаточную рентабельность бизнеса, поскольку фирмы с приличным доходом имеют в штате профессиональных юристов, что позволяет им чувствовать себя в конфликтных ситуациях уверенно, а то, что треть участников опроса не устраивает законодательство, регулирующее их деятельность [3].

Хотя половине респондентов безразлична ситуация с правовой основой их бизнеса, роль законодательства все же оценивается представителями малого бизнеса таким образом, что федеральные и региональные законы не способствуют развитию бизнеса для одной шестой участников опроса, а местное законодательство мешает развиваться уже одной трети предпринимателей (рис. 6). Итоги аналогичного опроса в 2015 г. показали близкие результаты: негативное влияние федерального законодательства на свою деятельность ощущают 26% участников исследования, регионального — 19%, решений местных органов власти — 18% (рис. 7). При этом тенденция влияния законодательства

различного уровня изменилась: негативное восприятие федерального и регионального законодательства выросло, а местного — снизилось.

В 2009 г. указали на отсутствие влияния на деятельность фирмы федерального законодательства одна треть респондентов и около 40% участников — регионального и местного правового обеспечения (см. рис. 6). В 2015 г. оценки предпринимательского сообщества были гораздо лучше — от 18 до 20% респондентов отметили влияние федерального законодательства на их деятельность (см. рис. 7). Это, безусловно, показывает рост правовой грамотности собственников бизнеса и их активное изучение правовых основ своей деятельности.

Опрос показал, что в 2009 г. на половину субъектов малого предпринимательства федеральное законодательство оказывало непозитивное влияние, тогда как в 2015 г.— на 45% респондентов, что видно из данных, представленных на рис. 6 и 7. В 2009 г. на 67% предприятий также влияло региональное и местное законодательство, а в 2015 г. таковых насчитывалось 39%. Если по итогам исследования 2009 г. была дана фактически негативная оценка правовой среды предпринимательства, которая, безусловно, препятствует развитию малого бизнеса,

250 200 150 100 50 0

✓ ✓ / -V \

\ Ч \ ч*ч \ V \ ч [ч\ \ ч \

N ч ч ^^ чч ч

Способствует Скорее Не оказывает Скорее Препятствует способствует влияния препятствует

---Федеральное ----Региональное

Местное

Рис. 6. Влияние законодательства на развитие МСБ в 2009 г., чел. [1, с. 60]

Препятствует Скорее препятствует Не влияет Скорее способствует Способствует

0%

20%

40%

60%

80%

¡Федеральное законодательство I Региональное законодательство I Решения местного самоуправления

100%

Рис. 7. Оценка влияния законодательства на деятельность субъектов МСБ в 2015 г. [2, с. 28]

то в 2015 г. констатировано позитивное влияние законодательства на функционирование МСБ в типичном регионе Центрального федерального округа.

Выводы

По итогам проведенного исследования можно констатировать ведущую роль экономических проблем во всем спектре вопросов, стоящих пе-

ред МСБ. По нашему мнению, целесообразно осуществлять в регионе финансовую и инвестиционную поддержку не любых, а конкурентоспособных отраслей и предприятий в качестве «точек роста». При этом, учитывая мнение предпринимателей, необходимо разрабатывать программы льготного кредитования субъектов МСБ и предоставлять им преференции в оплате коммунальных услуг.

Литература

1. Социально-экономическое состояние субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области в условиях финансового кризиса: отчет о проведении социологического исследования / Мос-

2.

3.

ковский государственный университет экономики, статистики и информатики, Ярославский филиал. Ярославль, 2009. 89 с.

Оценка эффективности мер по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности на территории Ярославской области: отчет о проведении социологического исследования / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Ярославский филиал. Ярославль, 2015. 121 с.

Сухопарова А.В. Малое предпринимательство в кризис: мифы и реальность // Вестник Самарского государственного университета путей сообщения. 2009. № 4 (16). С. 25-29.

References

1. Social'no-jekonomicheskoe sostojanie sub#ektov malogo i srednego predprinimatel'stva faroslavskoj oblasti v uslovi-jah finansovogo krizisa: otchet o provedenii sociologicheskogo issledovanija [Socio-economic status of subjects of small and average business of the Yaroslavl region in the financial crisis: report to conduct a sociological research]. Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Yaroslavl branch. Yaroslavl, 2009, 89 p.

2. Ocenka jeffektivnosti mer po sozdaniju blagoprijatnyh uslovij vedenija predprinimatel'skoj dejatel'nosti na territorii faroslavskoj oblasti: otchet o provedenii sociologicheskogo issledovanija [Evaluation of the effectiveness of measures to create favorable conditions for business activities on the territory of Yaroslavl region: report on the sociological study]. Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Yaroslavl branch. Yaroslavl, 2015, 121 p.

3. Suhoparova A. V. Maloe predprinimatel'stvo v krizis: mify i real'nost' [Small business in crisis: myths and reality]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshhenija — Bulletin of Samara state University of Railways, 2009, no. 4 (16), pp. 25-29.

институт СОКРАЩЕННЫХ ПРОГРАММ

Второе высшее образование в Финансовом университете Проводится набор на обучение по следующим программам бакалавриата:

Направление подготовки Программа

ЭКОНОМИКА Банковское дело и финансовые рынки

Корпоративные финансы

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Государственные и муниципальные финансы

Налоги и налогообложение

Страхование

МЕНЕДЖМЕНТ Финансовый менеджмент

Антикризисное управление

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ Гражданское и предпринимательское право

Финансовое и налоговое право

Международное финансовое право

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Программа широкого профиля

Начало занятий: март 2017 г. Срок обучения: 3 года. Стоимость обучения: вечерняя форма - 138 900 руб. в год. заочная форма - 111 900 руб. в год.

Формы занятий:

Вечерняя - ежедневно по будням с 18.30 до 21.40 Заочная

По будням - 2 раза в неделю с 18.30 до 21.40 По субботам - еженедельно с 10.00 до 16.50

По сессиям - 2 раза в год учебные сессии продолжительностью 3 недели

Контакты:

Приемная комиссия ИСП:

8(499)943-93-37

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8(499)943-94-16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.