Научная статья на тему 'Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства в Астраханской области'

Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства в Астраханской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
421
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минеева Татьяна Вадимовна

Анализируется состояние малого предпринимательства, намечены шаги по развитию системы поддержки и инфраструктуры малого предпринимательства, показаны основные мероприятия и формы государственной поддержки. Имеются ссылки на соответствующие нормативно-правовые документы. Автором показаны перспективы развития инфраструктуры малого предпринимательства на территории Астраханской области, раскрыты роль и значение создания бизнес-инкубаторов и технопарков в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The condition of the small business sector is analyzed in this article. The article demonstrates which steps should be done in the way of support of this sector what infrastructure should be developed. The article also focuses on the major action to be done by the state in the way of support of this sector. The authors show the perspectives of the development of the infrastructure of the small business within the territory of the Astrakhan Region. The importance of the business incubators and techno parks are shown here as well.

Текст научной работы на тему «Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства в Астраханской области»

УДК 331.104

Т.В. Минеева РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Анализируется состояние малого предпринимательства, намечены шаги по развитию системы поддержки и инфраструктуры малого предпринимательства, показаны основные мероприятия и формы государственной поддержки. Имеются ссылки на соответствующие нормативно-правовые документы. Автором показаны перспективы развития инфраструктуры малого предпринимательства на территории Астраханской области, раскрыты роль и значение создания бизнес-инкубаторов и технопарков в регионе.

T.V. Minejeva STATE SUPPORT SYSTEM DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS SECTOR IN THE ASTRAKHAN REGION

The condition of the small business sector is analyzed in this article. The article demonstrates which steps should be done in the way of support of this sector what infrastructure should be developed. The article also focuses on the major action to be done by the state in the way of support of this sector. The authors show the perspectives of the development of the infrastructure of the small business within the territory of the Astrakhan Region. The importance of the business incubators and techno parks are shown here as well.

Масштабы Российской Федерации и исторически сложившийся индустриальный тип развития страны позволяют предположить, что малый бизнес может выступать связующим звеном, обеспечивающим обслуживание крупных промышленных предприятий, высокую занятость населения и его материальное благополучие. Поэтому одним

из решающих условий углубления проводимых экономических реформ, способных добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики стимулирует конкуренцию, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять

образующиеся ниши в потребительской сфере и расширять социальную базу проводимых реформ.

Малые предприятия Астраханской области, составляющие около 60% от общего количества предприятий области, успешно работают в 22 отраслях экономики области (рис. 1). В 2006 году на территории области действовало 4959 малых предприятий, количество за истекший год увеличилось на 1023 единицы (26,0%). Значительный прирост числа малых предприятий наблюдался в оптовой и розничной торговле;

ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - на 607 (48,2%), операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг - на 150 (27,9%), гостиницах и ресторанах - на 132 (в 2,6 раза), строительстве -

на 43 (5,8%), обрабатывающих производствах - на 30 (4,9%). Уменьшилось количество малых предприятий лишь в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве на 2,3%.

Наиболее привлекательной для малого бизнеса по-прежнему является сфера оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (1866 предприятий или 37,6% от общего количества малых предприятий области). Значительное развитие малые предприятия получили в строительстве (784 или 15,8%), операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг (688 или 13,9%), транспорте и связи (332 или 6,7%). В промышленных видах деятельности наибольшее количество малых предприятий приходится на обрабатывающие производства (12,8% от общего числа малых предприятий области и 94,5% от общего количества малых предприятий промышленных производств)1.

Оптовая и розничная торговля 37.6%

Строительство

15.8%

Г остиницы и рестораны 4.4%

Обрабатывающие

производства

12.8%

Рыболовство

рыбоводство

1.8%

Сельское хозяйство охота и лесное хозяйство 1.7%

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 1.5%

Транспорт и связь 6.7%

Операции с недвижимым имуществом, аренда 13.9%

Предос тавление прочих комму нальны х, социальных и персональных услуг 2.3%

Распределение числа субъектов малого предпринимательства по видам экономической деятельности в 2006 году

Существенный акцент в работе правительства Астраханской области сделан на формирование государственной инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, направленной на устранение административных барьеров, организацию консультативной и образовательной работы с субъектами малого предпринимательства.

В целях устранения административных барьеров при прохождении согласовательных процедур документации заявителей и сокращения сроков принятия решений по их обращениям внедрена система «одного окна», результатом деятельности которой стало существенное сокращение сроков прохождения документов, с 3-6 месяцев до 2-3 недель.

1 Официальный сайт министерства экономического развития Астраханской области, www.economy.astrobl. гц.

Для обеспечения ускоренного социально-экономического развития Астраханской области и реализации экономической программы «возрождения» создан совет по предпринимательству при губернаторе Астраханской области [1], в состав которого вошли представители отраслевых групп-кластеров (туризм, общественное питание, торговля, агропромышленный сектор, издательская деятельность и т. д.), совокупность решений которого оказывает существенное содействие реализации программы экономического развития региона.

В регионе действует отраслевая целевая программа «Государственная поддержка малого предпринимательства в Астраханской области на 2006-2008 годы» [2], которая предусматривает адресную имущественную и финансовую поддержку предпринимателей и малых предприятий и включает в себя:

- долевое финансирование целевых расходов, связанных с реализацией инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства;

- долевое финансирование целевых расходов, связанных с государственной поддержкой субъектов малого предпринимательства, производящих товары, услуги, предназначенные для экспорта;

- создание бизнес-инкубаторов, технопарков и бизнес-центров.

С 2007 года введен в действие упрощенный порядок получения государственной поддержки [3] в виде субсидирования:

- процентной ставки по банковским кредитам, привлеченным в кредитных организациях субъектами малого предпринимательства для реализации инвестиционных проектов;

- части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным субъектами малого предпринимательства для реализации инвестиционных проектов.

В целях реализации механизма субсидирования части затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с выплатой вознаграждения по гарантиям и поручительствам при недостаточном залоговом обеспечении прорабатывается вопрос создания Гарантийного фонда за счет средств федерального, областного бюджетов, а также внебюджетных источников.

Объем привлеченных инвестиций в экономику региона субъектов малого предпринимательства, которым оказана государственная поддержка в 2006 году, составил 142,3 млн. рублей, создано 115 новых рабочих мест. На один рубль оказанной поддержки привлечено инвестиций в экономику региона 6 рублей, а бюджетная эффективность достигла 194%.

В ходе участия Астраханской области в федеральном конкурсе одним из победителей стал проект «Развитие экспортно-ориентированного бизнеса». Всего по данному мероприятию за истекший год поддержано 20 субъектов малого предпринимательства.

По результатам конкурса Минэкономразвития РФ по отбору субъектов РФ для предоставления в 2005-2006 гг. субсидий бюджетам субъектов РФ Астраханская область получила субсидию на софинансирование из федерального бюджета проектов создания бизнес-инкубаторов в г. Камызяке и г. Астрахани, планируется создание бизнес-инкубаторов в г. Харабали и г. Ахтубинске.

Открытие в регионе бизнес-инкубаторов позволит субъектам малого предпринимательства:

- получить помещение для организации своего бизнеса на доступных условиях и, используя предоставляемые консультации, применять научные подходы к ведению бизнеса, сформировать более эффективный и прибыльный бизнес;

- реализовать социально значимые для региона программы с минимальными затратами и на высоком профессиональном уровне;

- реализовать проекты, которые откладывались из-за нехватки специалистов по ключевым направлениям, в т.ч. путем аккумулирования квалифицированных специалистов в одной команде на базе бизнес-инкубаторов.

Реализация проекта по созданию бизнес-инкубаторов будет способствовать конструктивному диалогу представителей бизнеса и власти, созданию новых субъектов малого предпринимательства и, как следствие, созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы.

Правительством Астраханской области формируется основа развития инновационной экономики. Предпосылками успешности создания такой системы является высокий научно-интеллектуальный потенциал области, который представлен высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами региона.

Для организации промышленного внедрения научно-инновационных разработок в области действуют технопарк Астраханского государственного университета по нанотехнологиям, технопарк в Астраханском государственном техническом университете по аквакультуре. На базе государственного предприятия «Октябрь» создается инновационный технопарк общей площадью 30 тыс. квадратных метров для размещения лабораторий, экспериментальных мастерских и офисов [4]. Избранная стратегия инновационного развития региона отвечает требованиям глобализации мировой экономики.

Так, в послании Президента РФ Федеральному собранию (от 26.04.2007) сформулирована «задача формирования научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития», подчеркнута «необходимость создания эффективной системы исследований и разработок в области нанотехнологий, основанных на атомном и молекулярном конструировании. Нанотехнологии уже становятся ключевым направлением развития современной промышленности и науки. На их основе в долгосрочной перспективе мы в состоянии обеспечить повышение качества жизни наших людей, национальную безопасность и поддержание высоких темпов экономического роста. Оценки ученых говорят о том, что изделия с применением нанотехнологий войдут в жизнь каждого, без преувеличения, человека, позволят сэкономить невозобновляемые природные ресурсы» [5].

Создание бизнес-инкубаторов и технопарков имеет не только большое экономическое, но и социальное значение. Они являются недостающим звеном в цепочке «идея - создание продукта - внедрение», которое позволит в короткие сроки развить высокотехнологичные идеи, воплощая их в реализованный продукт и доводя его до потребителей. Технопарки позволят сформировать инновационную среду, благоприятную для ускоренной коммерциализации результатов научных исследований, превращения последних в товары и услуги, воспринимаемые рынком, что в конечном итоге обеспечит более высокие и устойчивые темпы экономического роста Астраханской области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление губернатора Астраханской области от 13.03.2006 № 98 «О создании совета по предпринимательству при губернаторе Астраханской области».

2. Постановление правительства Астраханской области от 14.10.2005 № 378-П «Об отраслевой целевой программе «Г осударственная поддержка малого предпринимательства в Астраханской области на 2006-2008 годы».

3. Постановление губернатора Астраханской области от 20.03.2007 № 87-П «Об утверждении положения об оказании государственной поддержки субъектам малого предпринимательства в форме бюджетной субсидии».

4. Распоряжение правительства Астраханской области от 25.10.2006 № 477-Пр «О мерах по созданию регионального технопарка».

5. Официальный сайт Президента России. www.kremlin.ru

Минеева Татьяна Вадимовна -

заведующая сектором проектного сопровождения отдела развития предпринимательской деятельности министерства экономического развития Астраханской области

Статья поступила в редакцию 06.06.07, принята к опубликованию 03.07.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.