DOI 10.47576/2712-7559_2022_4_4_376 УДК 334.021
Ювко Полина Сергеевна,
аспирант, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, г. Донецк, ДНР, e-mail: polina.angelina98@gmail. com
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СФЕРЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ УСЛУГ
Статья посвящена исследованию современного состояния сферы физкультурно-спортивных услуг в Российской Федерации с целью выявления проблемных сегментов, препятствующих ее эффективному развитию. Особый акцент сделан на изменении состояния и появлении новых проблем, обусловленных сменой геополитического вектора. Оценка состояния включает объективный подход, основанный на изучении статистических показателей развития сферы, и субъективный - основанный на результатах анкетирования населения о присутствии спорта в реальной жизни.
Ключевые слова: физкультурно-спортивные услуги; оценка состояния сферы; показатели оценки; проблемы развития; целевые значения показателей.
UDC 334.021
Yuvko Polina Sergeevna,
postgraduate student, Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky, Donetsk, DNR, e-mail: polina. angelina98@gmail. com
ASSESSMENT OF THE STATE OF THE DOMESTIC SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS SERVICES
The article is devoted to the study of the current state of the sphere of physical culture and sports services in the Russian Federation in order to identify problematic segments that hinder its effective development. Special emphasis is placed on the changing state and the emergence of new problems caused by the change of the geopolitical vector. The assessment of the state includes an objective approach based on the study of statistical indicators of the development of the sphere, and a subjective one - based on the results of a survey of the population about the presence of sports in real life.
Keywords: physical culture and sports services; assessment of the state of the sphere; evaluation indicators; development problems; target values of indicators.
Вопросы геополитики на сегодняшний день вызывают живой интерес. Одним из аспектов геополитического анализа является изучение социально-политической ситуации с позиций конкретных условий развития. Влиятельность государства на международной арене во многом зависит от трех важней -ших факторов: географического положения, располагаемых ресурсов и численности населения. Очевидно, что первый и второй факторы - это объективная данность, объектом
же влияния может стать третий фактор - численность населения. Вопросы демографического характера являются определяющими для сильной конкурентной позиции государства на международной арене.
Сфера физкультурно-спортивных услуг (ФСУ) по праву признана одной из важнейших составляющих здорового образа жизни населения, во многом определяющей качество (и количество) человеческого капитала и является серьезным рычагом воздействия
на демографические показатели территории. Так, в Великобритании физическая культура и массовый спорт положены в основу социальной политики, полагая, что это принесет существенный экономический эффект. Для оценки справедливости такого предположения там учитывают качественные изменения в жизни граждан, обусловленные регулярной физической активностью, что позволило определить эффект от участия граждан в спорте и культуре в размере 7,35 фунтов стерлингов на каждый израсходованный государством фунт.
Эффективность политики, реализуемой Российской Федерацией в отношении развития как массового, так и профессионального спорта, наглядно отражена в показателях развития сферы. В майских указах Президента Российской Федерации [1; 2] задекларировано намерение широкого вовлечения населения в занятия физической культурой и спортом, что выражено в целевом показателе:
- увеличить до 55 % долю граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 2024 г. [1];
- довести этот же показатель до 70 % к 2030 г. [2].
Во исполнение поставленных задач разработана Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г. [3] Оценка состояния сферы ФСУ в России позволяет определить уместность и реалистичность обозначенных в стратегии целей, а также вероятность их своевременного достижения для возможного влияния на демографические показатели.
Ряд исследователей периодически обращаются к вопросам оценки состояния сферы ФКиС или отдельных ее сегментов. Так, в работе Д. О. Овчарова [13] дана оценка состояния сегмента профессионального спорта в Российской Федерации как составляющей сферы ФСУ. В числе основных проблем автор отмечает источники финансирования и стоящий за этим невысокий интерес зрителей к данному виду досуга. С одной стороны, отмечается высокая зависимость профессионального спорта от бюджетных ассигнований и спонсорской помощи крупных государственных корпораций (например, «Газпром»). Бизнес-подход все еще трудно реализуем в данном сегменте: большинство отечествен-
ных клубов еще не вышли на уровень самоокупаемости, хотя есть и исключения. С другой стороны, автор отмечает, что финансирование спорта высших достижений в восемь с лишним раз превышает финансирование массового спорта. Эта проблема тесно связана со второй - низким уровнем интереса зрителей. Причинами этого выступают низкая зрелищность матчей, высокая стоимость билетов для значительной части населения и неподходящие климатические условия в период проведения многих матчей. В качестве решения проблем автор предлагает выход на первичный рынок капитала (выпуск спортивным профессиональным клубом акций на бирже) и развитие спортивного менеджмента, а также активную реализацию маркетинговых стратегий в данном сегменте отечественного рынка.
Заслуживает внимание исследование С. Б. Ерошкиной [12], в котором проведен всесторонний анализ структуры и динамики показателей функционирования сферы ФКиС с 2005 по 2017 г. Автор также обращает внимание на перекос в финансировании: предпочтение отдается спортивным событиям международного уровня, при этом на массовый спорт приходится незначительный удельный вес средств. Также на неизменно низком уровне остается финансирование научных исследований в области ФКиС. Среди проблем развития спортивной отрасли отмечаются также вопросы кадровой готовности: существенно отстают показатели подготовки специалистов для работы с профессиональными спортсменами. При росте численности занимающихся ФКиС численность тренеров остается практически на прежнем уровне. Также автор отмечает проблему материально-технического обеспечения особенно на региональном уровне, что объясняется неравномерным и скудным финансированием из региональных бюджетов. Заключительной проблемой является дороговизна физ-культурно-спортивных услуг для населения (особенно старшего возраста), в то время как данный фактор является решающим при вовлечении широких слоев населения в занятия спортом.
В работе [16] оценена динамика объемов платных услуг в сфере ФКиС. Важнейшим показателем развития сферы автор считает объем оказания платных услуг населению,
анализ динамики которого показывает устойчивый рост (некоторое замедление было отмечено в 2020 г. в связи с пандемией). Это приводит к выводу о развитии сферы ФКиС в России и значительном потенциале роста рынка спортивных услуг. В работе сделан прогноз роста объема оказания платных спортивных услуг при пессимистическом развитии экономических событий - составит более 100 000 млн руб. в 2024 г. При оптимистическом сценарии, данный показатель составит 120 000 млн руб. Автор отмечает, что индустрия спорта в Российской Федерации развивается в новую сферу бизнеса, а наиболее активной аудиторией являются люди в возрасте 20-35 лет.
Исследование коллектива авторов [17] также посвящено изучению состояния сферы ФКиС в Российской Федерации и рекомендациям по развитию спортивного менеджмента. Работа обращает внимание на проблему дефицита профессиональных спортивных менеджеров, особенно во время крупных спортивных соревнований, а также на недостаточность теоретико-методологической базы для их подготовки. Кроме того, отмечается негативный сдвиг в управлении в сторону финансовой, а не спортивной стороны функционирования организаций, что существенно сказывается на зрелищности мероприятий и конкуренции в сфере ФКиС.
В работе Е. А. Савенковой [14] представле -ны результаты экспертного опроса руководителей органов исполнительной власти в области ФКиС о возможных и целесообразных параметрах оценки развития сферы, на основании которого выделено 35 параметров. Информационной основой оценки являются формы статистической отчетности № 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте», № 5-ФК «Сведения о спортивной школе»; № 5-ФК (сводная), сведения ФГУ «Центра спортивной подготовки» по составу сборных команд России (основной и резервный). В результате показатели оценки сгруппированы в шесть групп: физическая культура и массовый спорт; детско-юношеский спорт и подготовка спортивного резерва; спорт высших достижений; адаптивная физическая культура; материально-техническое оснащение физической культуры и спорта; финансирование физической культуры и спорта. Дан-
ная работа обосновывает структуру общей оценки состояния сферы ФКиС.
Таким образом, целью исследований, основанных на оценке состояния сферы ФКиС, является выявление проблемных зон ее развития, требующих пристального управленческого внимания и концентрации усилий в этих направлениях. Однако динамичные изменения, обусловленные современными геополитическим процессами, стремительно приводят к существенным изменениям (в том числе в сфере спорта), что необходимо учитывать для выбора адекватной политики управления сферой, определяющей потенциал демографической ситуации и качества жизни населения.
В этой связи целью данного исследования является оценка состояния сферы ФСУ для уточнения проблем ее развития в период смены геополитического вектора Российской Федерации и обусловленных этим изменений.
Для полноты понимания картины оценка всегда должна быть представлена в объективном и субъективном ключе, особенно если речь идет о социально значимом явлении, каковым по праву можно считать физическую культуру и спорт. В этой связи в рамках статьи будут рассмотрены как объективно измеримые показатели, позволяющие составить представление о состоянии дел в сфере, так и субъективное восприятие населением изменений, происходящих в сфере физической культуры и спорта.
Прежде чем характеризовать состояние сферы ФСУ, необходимо уточнить, что структурно она представлена следующими сегментами: физическая культура и массовый спорт; спорт высших достижений; профессиональный спорт; адаптивный спорт.
Логика оценки состояния сферы ФСУ представлена следующей структурой:
1. Оценка ресурсной составляющей четырех основных сегментов сферы ФСУ.
2. Выявление «зон проседания» путем фрагментации (вычленения) индикаторов эффективности реализации государственных программ развития сферы ФКиС, фактические значения которых в отчетном году не достигли плановых значений. Установление причин отклонений.
3. Субъективная оценка состояния сферы ФКиС с точки зрения удовлетворенности
граждан продуктом данного сегмента сферы спеченности сферы ФКиС (табл. 1) рассмо-обслуживания. трим основные показатели материальных,
Характеризуя состояние ресурсной обе- трудовых и финансовых ресурсов.
Таблица 1 - Показатели развития физической культуры и спорта в 2021-2022 гг. [7; 8]
№ п/п Показатель 2021 г. 2022 г. Отклонение
1 Спортивные сооружения, ед. 246 238 353 494 + 107 256
2 из них в сельской местности 120 385 120 828 + 443
3 Кадры, чел. 404 920 412 996 + 8 076
4 Численность занимающихся / Доля занимающихся (3-79 лет) 65 253 714 / 49,4 % 69 829 122/ 52,95 % + 4 575 408/ +3,55 %
5 Численность занимающихся в клубах, в том числе по месту жительства 15 566 004 17 931 297 2 365 293
6 Количество учащихся отнесенных к спец-медгруппе 772 522 771 999 - 523
7 Из них посещают занятия в спецмедгруппе 492 827 489 958 - 2 869
8 Финансирование ФКиС (внебюджетные средства), тыс. руб. 66 362 438,5 65 257 364,6 -1 105 073,9
9 Всего израсходовано на ФКиС (тыс. руб.) 542 333 392,9 671 374 0 59,1 + 129 040 666,2
Спортивная инфраструктура является важным условием обеспечения возможности занятий физической культурой и спортом населения, поэтому наличие достаточного количества сооружений высокой и средней пропускной способности обеспечит достижение стратегических целей. Так, в 2022 г. число спортивных сооружений в Российской Федерации выросло на 107 256 объектов, наибольшее число из которых (72,3 %) находится в муниципальной собственности [8]. Характеризуя состояние дел в отрасли, нельзя не упомянуть о показателях вовлеченности населения в занятия ФКиС, что является конечной целью всех заявленных программ развития в сфере ФКиС. По итогам 2022 г. в России регулярно занимаются физической культурой и спортом 51,3 % [4] всего населения в возрасте от 3 до 79 лет, при запланированном целевом показателе 70 % к 2030 г. Тем не менее Счетная Палата Российской Федерации после проверки в 2020 г. усомнилась в реальности целевых по -казателей, предусмотренных стратегией [3], сославшись на отсутствие цифровой платформы по сбору данных, обеспечивающей их понятность и прозрачность [15]. Показатель за 2022 г. превышает запланированный в стратегии [1] на 3,3 %. Численность лиц, занятых в сфере ФКиС, в 2022 г. составила 412 996 чел., что почти на 8 тысяч больше, чем в предыдущем году.
По итогам отчета о состоянии дел в сфере
ФСУ в 2022 г. [8], самыми массовыми видами спорта стали футбол, плавание, волейбол, легкая атлетика, баскетбол, фитнес.
Существенной частью массового спорта в последние годы становится фитнес-ин-дустрия, которая удовлетворяет основные потребности населения в здоровом образе жизни и минимальной двигательной активности. Согласно опросу ВЦИОМ [10] 25 % опрошенных отдают предпочтение именно этому виду физкультурно-спортивной активности. Тем не менее, согласно данным проведенного в Российской Федерации исследования [11] в 2022 г. объем рынка фитнеса снизился на 13 %: с 274 до 238 млн посещений. Такой спад обусловлен оттоком как частных лиц (необходимость экономить средства в условиях неопределенности), так и корпоративных клиентов. Еще более тяжелые последствия этому рынку нанесла пандемия Covid-19: тогда снижение рынка фиксировалось на уровне 41 %. Тем не менее за счет отложенного спроса в 2021 г. рынок восстановился на 49 % от допандемийного уровня. В рамках государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» (утверждена постановлением Правительства от 15 апреля 2014 г № 302), направленной на обеспечение доступности и качества физ-культурно-спортивных услуг для населения, в 2018-2022 гг. потрачено около 300 млрд руб. Часть этих средств была израсходована на строительство и реконструкцию спортив-
ных сооружений. Кроме того, благодаря федеральному проекту «Бизнес-спринт» в 2022 г. выделено более 12 млрд руб. на строительство 200 умных спортивных площадок и 80 модульных спортивных залов [11]. Следует также упомянуть, что именно данный сектор сферы массового спорта активно использует цифровые решения для оптимизации затрат на персонал. Так, например, федеральная сеть фитнес-клубов Х^К продвигает идею полной автоматизации, где нет сотрудников, кроме инструкторов, приезжающих к конкретным клиентам.
Что касается спорта высших достижений, то следует отметить, что, несмотря на геополитическое и санкционное давление на Российскую Федерацию и отмену по этой причине проведения на ее территории крупнейших международных спортивных соревнований, исключение российских спортсменов из участия в международных спортивных соревнованиях данный сегмент сферы ФКиС сохраняет высокую конкурентоспособность. Так, по итогам отчета за 2021 г. [5] олимпийская команда России в неофициальном общекомандном зачете на летних и зимних Олимпийских играх заняла 3-е место против запланированного 5-го. Тем не менее сложившаяся ситуация требует мер, сохраняющих на прежнем уровне и преумножающих потенциал спорта высших достижений. Одним из вариантов реализации такой задачи является развитие профессионального спорта.
Развитие профессионального спорта в Российской Федерации обусловлено специфическими механизмами его финансирования, сравнительно невысокой зрелищностью, а следовательно, и невысокой коммерческой его отдачей. Кроме того, лишь незначительная часть населения отдает предпочтение посещению спортивных соревнований (исключением являются лишь футбольные матчи). Главным показателем развития данного сегмента спорта является финансирование профессиональных клубов полностью за счет доходов от спортивной деятельности. В российских реалиях по оценкам экспертов доля коммерческих доходов в высших лигах составляет: 34 % - в хоккее; 30 % - в футболе; 14 % - в баскетболе [3; 6]. Поэтому все еще сохраняется высокая зависимость клубов профессиональных лиг в командных
видах спорта от бюджетных средств и финансирования государственными компаниями. Такая ситуация чревата прекращением существования клуба при уходе титульного спонсора, а отечественный бизнес-сегмент все еще не рассматривает профессиональный спорт как привлекательную нишу бизнеса. Современные реалии не оставляют иного выхода кроме как переход полностью на ком -мерческую основу функционирования субъектов профессионального спорта.
Что касается сегмента адаптивного спорта, то следует отметить, что доля систематически занимающихся спортом людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов выросла и составила на конец 2022 г. 22,9 % против 19,4 % в 2019 г. [3; 6] По данному показателю наблюдается существенная региональная диспропорция: в регионах-лидерах этот показатель достигает значения 40 %, в то время как на отдельных территориях около 4 %. Это объясняется низкой доступностью и недостаточностью объектов спортивной инфраструктуры, предназначенной для такой категории граждан. Тем не менее почти в два раза относительно 2015 г. увеличился удельный вес сооружений, подходящих для занятий адаптивным спортом: в 2019 г. этот показатель составил 30,4 % против 18,7 % в 2015 г.
Данное направление является социально значимым, поскольку по объективным причинам число лиц с ограниченными возможностями в перспективе будет расти, что потребует расширения возможностей в указанном секторе с учетом региональной специфики и, возможно, потребует региональных программ, нацеленных на решение обозначенной проблемы. Почти в два раза относительно 2015 г. увеличился удельный вес сооружений, подходящих для занятий адаптивным спортом: в 2019 г. этот показатель со -ставил 30,4 % против 18,7 % в 2015 г.
Неуклонно растет численность специалистов в области адаптивного спорта: среднегодовой темп роста количества подготовленных специалистов в области адаптивной физической культуры и спорта за 2012-2019 г. составил 18 % [3].
Для более полного понимания состояния дел в сфере ФКиС нельзя не рассмотреть вопросы финансирования ее развития. В 2022 г. объем финансирования ФКиС в Рос-
сийской Федерации составил 0,44 % от ВВП [8; 9]. В развитых странах этот показатель в среднем составляет около 2 %. Тем не менее положительные тенденции подтверждаются стабильно растущими показателями в динамике: объем финансирования сферы в 2015 г. составил 254,9 млрд руб., в 2019 г. - 375,4 млрд руб., а по итогам 2022 г. - 671,4 млрд руб. [3; 8; 4] С 2015 по 2022 г. финансирование выросло в 2,8 раза. Следует отметить, что рост произошел за счет соответствующего увеличения доли расходов на спортивную подготовку и спорт высших достижений. В 2022 г. произошло изменение структуры финансирования за счет сокращения доли внебюджетных источников на 1 105 073,9 тыс. руб. (2 %) и рост бюджетного финансирования на 24 % (по данным табл. 2). Регулятор в сфере ФКиС отмечает, что сохраняется высокий потенциал привлечения в сферу физической культуры и спорта частного финан-
Прирост работников, занятых в сфере ФКиС (табл. 2) в 2022 г. относительно 2021 г. незначителен - около 2 % или 8076 чел. Практически не изменилось соотношение занятых в сельской местности и городских поселениях. Возрастная структура занятых в сфере ФСУ также практически не претерпела изменений. Примечательно, что численность лиц, занимающихся в спортивных клубах при этом, выросла за тот же период на 2 365 293 чел. Сопоставление этих данных свидетельствует о неравномерных темпах роста числа занимающихся ФКиС и персонала, занятого в сфере, что может свидетельствовать о факте дефицита профессиональных кадров. Количество вакансий составляет 2,2 % и 2,3 % от числа занятых в сфере в 2021 и 2022 гг. соответственно.
сирования, однако на текущий момент доля внебюджетных средств составляет не более 10 % [3, 6]. Модель финансового обеспечения сферы ФСУ несомненно требует пересмотра и трансформации. Ее основой должен послужить переход к альтернативным источникам финансирования, повышение инвестиционной привлекательности сферы путем популяризации физической культуры и спорта как здорового досуга, обеспечение его доступности, совершенствование системы целевых фондов на развитие отдельных сегментов ФКиС, рост доходов от рекламы, налоговое стимулирование деятельности в сегменте адаптивного спорта.
Ресурсное обеспечение сферы ФКиС подразумевает и обеспеченность профессиональными кадрами, которая составляет 7 специалистов на 1 тыс. человек, систематически занимающихся спортом [3; 4].
Наличие такого документа, как Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года [3], свидетельствует о фундаментальном и обоснованном подходе к планированию развития данной сферы жизни общества. Положения стратегии, направленные на глубокое проникновение физической культуры и спорта в жизнь граждан, основаны на анализе состояния сферы ФКиС в России по состоянию на 2020 г. с уточнениями по результатам анализа итогов 2022 года [4]. Что касается целевых показателей, указанных в стратегии как индикаторы развития сферы, то их фактические значения в 2021 г. по большинству позиций превысили запланированный уровень (табл. 3).
Таблица 2 - Показатели кадрового обеспечения сферы ФКиС в 2021-2022 гг. [7; 8]
Показатель 2021 год 2022 год Отклонение
количество, человек уд вес, % количество, человек уд вес, % абс. изменение структурные сдвиги
Всего штатных работников физической культуры и спорта, чел 404 920 100 412 996 100 +8076 -
В том числе в сельской местности, чел. 71769 17,7 71612 17,3 -1381 -0,4
Из общей численности работники в возрасте:
до 30 лет 104337 25,8 105710 25,6 +1373 -0,2
31-60 лет 263353 65,0 268773 65,1 +5420 +0,1
старше 60 лет 37190 9,2 38513 9,3 +1323 + 0,1
Количество вакансий 9087 2,2 9612 2,3 + 525 + 0,1
В таблице в основном представлены относительные показатели, свидетельствующие о качественном изменении положения дел в сфере ФКиС. Так растет уровень вовлеченности в систематические занятия спортом и физической культурой населения различных возрастных категорий. Темпы роста таких показателей опережают запланирован-
Обращают на себя внимание три показателя, по которым план выполнен не был:
- доля субъектов физической культуры и спорта в Российской Федерации (юридических лиц), интегрированных в единую цифровую среду, в общем количестве таких субъектов. Отклонение существенное (-15 %) в полном размере запланированного прироста;
- доля граждан среднего возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан среднего возраста. Размер отклонения незначительный - менее 1 %;
- количество штатных работников физической культуры и спорта. Размер отклонения 3,1 % от запланированной величины.
Что касается показателя с самым зна-
ный уровень. Несколько выше ожидаемого (+2 %) оказался уровень финансирования физкультурно-спортивных мероприятий из внебюджетных источников. Примечательно, что уровень удовлетворенности граждан созданными условиями для занятий физической культурой и спортом также превышает ожидаемый показатель на 4,6 %.
чительным отклонением (интеграция субъектов ФКиС в единую цифровую среду), то следует отметить, что в настоящее время отсутствуют единый методический информационный ресурс в области физической культуры, спорта и спортивной медицины, а, также единая автоматизированная информационная система, которая обеспечивала бы достоверность данных о состоянии дел в сфере.
Анализ Отчета о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» за 2022 год [6] позволил установить критические отклонения, возникшие в ходе реализации программы в отчетном году. В их числе:
- по показателю «доля российских спортсменов, вошедших в восьмерку лучших
Таблица 3 - Сведения о достижении целевых значений показателей развития сферы ФСУ за 2021 г. [5]
№ п /п Показатели сферы развития сферы ФСУ 2021 год Отклонения
план факт
1 доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения, % 45,2 49,4 +4,2
2 доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения, % 21 21 0
3 уровень удовлетворенности граждан созданными условиями для занятий физической культурой и спортом, % 55 59,6 +4,6
4 место олимпийской команды России в неофициальном общекомандном зачете на летних и зимних Олимпийских играх 5 3 -
5 доля средств внебюджетных источников в общих расходах на финансирование физической культуры и спорта, % 10 12 +2
6 доля субъектов физической культуры и спорта в Российской Федерации (юридических лиц), интегрированных в единую цифровую среду, в общем количестве таких субъектов, % 15 0 -15
7 доля детей и молодежи в возрасте 3 - 29 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей и молодежи, % 84 86,8 +2,8
8 доля граждан среднего возраста (женщины в возрасте 30 - 54 лет, мужчины в возрасте 30 - 59 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан среднего возраста, % 37,1 36,3 -0,8
9 доля граждан старшего возраста (женщины в возрасте 55 - 79 лет, мужчины в возрасте 60 - 79 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности граждан старшего возраста, % 15 17,2 +2,2
10 уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, % 58 58,9 +0,9
11 количество штатных работников физической культуры и спорта, тыс. человек 408 404,9 - 3,1
спортсменов на чемпионатах мира и чемпионатах Европы в спортивных дисциплинах, включенных в программу Олимпийских летних игр» при запланированном значении 45 %, фактический показатель составил 0 %. Объяснение этого факта кроется в ограничении допуска российских спортсменов к участию в международных спортивных соревнованиях по летним олимпийским видам спорта 2022 г.;
- доля граждан среднего возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом (отклонение от плана составило -0,2 %) Причинами отклонения обозначены недостаток штатных физкультурных сотрудников, осуществляющих работу со взрослым населением, низкий уровень заработной платы работников сферы ФКиС, уменьшение реальных доходов населения, недостаточная обеспеченность спортивными сооружениями шаговой доступности;
- количество штатных работников сферы ФКиС. Причина отклонения - мобилизационные мероприятия и ухудшение экономической обстановки.
Среди ключевых факторов, повлиявших на отклонения от запланированных показателей, Министерство спорта Российской Федерации отмечает [6]: геополитическое и санкционное давление на Российскую Федерацию, отмена проведения на ее территории в связи с этим крупнейших международных спортивных соревнований, недопуск российских спортсменов к участию в международных спортивных соревнованиях, значительное удорожание строительных материалов, отказ отдельных подрядных организаций от выполнения ранее взятых обязательств по выполнению работ на объектах капитального строительства нарушение в этой связи графика строительно-монтажных работ, повлекшее за собой неввод в эксплуатацию ряда спортивных объектов.
В целях реализации государственной политики в области ФКиС существуют национальные проекты, в рамках которых разрабатываются государственные программы, а также отдельные инициативы развития сферы в субъектах Российской Федерации.
Несмотря на анализ официальных статистических показателей немаловажное значение для формирования полного представления о состоянии дел в сфере имеют
результаты анкетного опроса населения, особенно если речь идет о массовом спорте. Так, по итогам опроса 1600 респондентов в возрасте от 18 лет в 2021 г. ВЦИОМ [10] 56 % россиян занимаются спортом и физической культурой. В качестве причин отсутствия физической активности 32 % респондентов отметили недостаток свободного времени ввиду значительной занятости на работе, и 2 % отметили в качестве причины отсутствия спорта в их жизни - отсутствие спортивных залов и площадок. 19 % опрошенных отметили ограничения по здоровью в качестве причины не позволяющей заниматься спортом, что является тревожным сигналом и заставляет задуматься о расширении масштабов адаптивного спорта. В качестве основной причины занятий спортом 63 % респондентов отметили поддержку и укрепление состояния здоровья и только 8 % обозначили причиной сохранение работоспособности. 39 % опрошенных занимаются спортом дома, а еще 52 % - на улице и на природе. Превалирующее число опрошенных (84 %) предпочитают самостоятельно заниматься спортом, в то время как 5 % занимаются с тренером. 10 % россиян комбинируют самостоятельные занятия и тренировки с наставником.
Таким образом, результаты социологического опроса подтверждают тенденции, обозначенные по результатам анализа показателей отраслевой статистической отчетности и иных аналитических документов Министерства спорта Российской Федерации.
Проведенный анализ состояния и развития сферы ФКиС с учетом влияния современной геополитической ситуации позволил установить новые ключевые проблемы изучаемой сферы:
- потребность формирования новых международных спортивных сообществ для сохранения важных элементов спортивной культуры, испытания сил и наработки навыков в условиях жесткой конкуренции, а также для укрепления авторитета страны на международной спортивной арене;
- сокращение количества кадров в сфере ФКиС вследствие мобилизационных мероприятий, недостаточный уровень их подготовки для активного развития профессионального спорта;
- отсутствие программы развития профессионального спорта, неотработанность
эффективного механизма финансирования данного сегмента сферы;
- необходимость интенсивного развития адаптивного спорта (в том числе кадрового потенциала, адаптивной медицины) с учетом перспективы роста числа граждан с ограниченными возможностями и инвалидностью;
- необходимость способствовать развитию рыночных механизмов финансирования в видах спорта, имеющих наибольший потенциал роста аудитории.
- необходимость интеграции бизнеса в со -циальную сферу, максимальное и активное использование потенциала государственно-частного партнерства в сфере ФСУ.
Список литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/43027 (дата обращения: 01.02.2022).
2. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 01.02.2022).
3. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. (№ 3081-р). URL: http://government.ru/docs/all/131173/ (дата обращения: 03.02.2022).
4. Изменения, которые вносятся в Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2023 № 1118-р. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Доклад о реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://www.minsport.gov. ш/2022^ос/29052022/доклад %20о %20реализа-ции %20Стратегии.pdf (дата обращения: 01.02.2022).
6. Отчет о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» за 2022 год. URL: https://www. minsport.gov.ru/2023/doc/01032023/0тчет %20по %20 ГП %20за %202022 %20год.pdf (дата обращения: 01.02.2022).
7. Показатели развития физической культуры и спорта в 2021 и 2022 гг. URL: https://www.minsport.gov. ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/
8. Показатели рразвития физической культурой и спорта в 2022 году. Доступ из справочной правовой си -стемы «КонсультантПлюс».
9. О производстве и использовании валового внутреннего продукта (ВВП) в 2022 году. URL: https:// rosstat.gov.ru/storage/mediabank/22_20-02-2022.html (дата обращения: 01.02.2022).
10. Инициативный Всероссийский опрос «ВЦИ-
ОМ-Спутник»: Любимые виды спорта россиян. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ sportivnaja-rossija (дата обращения: 01.02.2022).
11. Анализ рынка фитнеса в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг. в условиях санкций. Детализация по городам. URL: https://businesstat.ru/images/ demo/fitness_russia_demo_businesstat.pdf (дата обращения: 01.02.2022).
12. Ерошкина Светлана Борисовна Физическая культура и спорт в современной России: статистические факты и тенденции // Вестник спортивной науки. 2019. № 4.
13. Овчаров Д. О. Современное состояние российского рынка профессионального спорта // Молодой ученый. 2018. № 22 (208). С. 435-438.
14. Савенкова Е. А., Симкачев С. А., Тихомиров М. В. Экспертная методика выбора критериев оценки развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации // Вестник спортивной науки. 2010. № 4.
15. Счетная палата заявила о нерешенной задаче доступности спорта для всех. URL: https://www.rbc.ru/ society/02/02/2021/6018cb7c9a794776b2d9f07f (дата обращения: 01.02.2022).
16. Цзинь Юй. Тенденции и прогноз в сфере спортивных услуг в Российской Федерации // Молодой уче -ный. 2022. № 19 (414). С. 207-210. URL: https://moluch.ru/ archive/414/91418/ (дата обращения: 31.05.2023).
17. State And Prospects Of Sports Management Development In Russia // Knowledge, Man and Civilization -ISCKMC 2020, vol 107. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (pp. 1411-1417). European Publisher.
References
1. Decree of the President of the Russian Federation No. 204 dated May 7, 2018 "On National goals and strategic objectives of the Development of the Russian Federation for the period up to 2024". URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/43027 (date of appeal: 01.02.2022).
2. Decree of the President of the Russian Federation No. 474 dated July 21, 2020 "On National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030". URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (accessed: 01.02.2022).
3. The Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the period up to 2030, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated November 24, 2020 (No. 3081-r). URL: http://government.ru/docs/all/131173 / (date of application: 03.02.2022).
4. Amendments to the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the period up to 2030, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 1118-r dated 29.04.2023. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
5. Report on the implementation of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the period up to 2030. URL: http://www. minsport.gov.ru/2022/doc/29052022/доклад%20o %20 realization%20strategy.pdf (publication date: 01.02.2022).
6. Report on the implementation of the state program of the Russian Federation "Development of physical culture
and sports" for 2022. URL: https://www.minsport.gov. ru/2023/doc/01032023/0THeT%20po%20GP %20za%20 2022%20year.pdf (publication date: 01.02.2022).
7. Indicators of the development of physical culture and sports in 2021 and 2022. URL: https://www.minsport.gov. ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/
8. Indicators of the development of physical culture and sports in 2022. Access from the ConsultantPlus legal reference system.
9. On the production and use of gross domestic product (GDP) in 2022. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/22_20-02-2022.html (accessed: 01.02.2022).
10. Initiative All-Russian poll "VTSIOM-Sputnik": Favorite sports of Russians. URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/sportivnaja-rossija (accessed: 01.02.2022).
11. Analysis of the fitness market in Russia in 2018-2022, forecast for 2023-2027 under sanctions. Details by city. URL: https://businesstat.ru/images/demo/fitness_russia_ demo_businesstat.pdf (date of address: 01.02.2022).
12. Eroshkina Svetlana Borisovna Physical culture and sport in modern Russia: statistical facts and trends. Bulletin of Sports Science. 2019. № 4.
13. Ovcharov D. O. The current state of the Russian professional sports market. Young scientist. 2018. No. 22 (208). Pp. 435-438.
14. Savenkova E. A., Simkachev S. A., Tikhomirov M. V. Expert methodology for selecting criteria for assessing the development of physical culture and sports in the subjects of the Russian Federation. Bulletin of Sports Science. 2010. No. 4.
15. The Accounting Chamber announced the unsolved problem of accessibility of sports for everyone. URL: https://www.rbc.ru/society/02/02/2021/6018cb7c9a794776 b2d9f07f (accessed: 01.02.2022).
16. Jin Yu. Trends and forecast in the field of sports services in the Russian Federation. Young scientist. 2022. No. 19 (414). Pp. 207-210. URL: https://moluch.ru/ archive/414/91418 / (accessed: 05/31/2023).
17. The State and Prospects of Sports Management Development In Russia. Knowledge, Man and Civilization -ISCKMC 2020, volume 107. European Works on Social and Behavioral Sciences (pp. 1411-1417). European publishing house.