Научная статья на тему 'ДОМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ УСЛУГ КАК ОСНОВА ВЫБОРА ИНСТРУМЕНТА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ'

ДОМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ УСЛУГ КАК ОСНОВА ВЫБОРА ИНСТРУМЕНТА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ / СФЕРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ювко П. С.

В статье сформулированы доминанты развития сферы физкультурно-спортивных услуг на основе анализа существующих проблем. Это позволит избежать рассредоточения усилий и финансовых потоков, обеспечит концентрацию управленческих решений на приоритетных направлениях развития, что выведет развитие сферы на новый качественный уровень. Следование выделенным доминантам позволит выбрать наиболее эффективные инструменты реализации стратегических задач развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMINANTS OF THE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS SERVICES DEVELOPMENT AS A BASIS FOR CHOOSING A TOOL FOR THE IMPLEMENTATION OF STRATEGIC OBJECTIVES

The article formulates the dominants of the development of the physical culture and sports services following the analysis of the problems of the development of the sphere. This contributes to avoiding the dispersal of efforts and financial flows, ensures the concentration of managerial decisions on priority areas of development, which bring the sphere to a new qualitative level. Following the identified dominants allows choosing the most effective tools for the implementation of strategic development objectives.

Текст научной работы на тему «ДОМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ УСЛУГ КАК ОСНОВА ВЫБОРА ИНСТРУМЕНТА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

П.С. ЮВКО, аспирант кафедры маркетинга и торгового дела, e-mail: polina.angelina98@gmail.com

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского», г. Донецк, ДНР

ДОМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ УСЛУГ КАК ОСНОВА ВЫБОРА ИНСТРУМЕНТА РЕАЛИЗАЦИИ

СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

В статье сформулированы доминанты развития сферы физкультурно-спортивных услуг на основе анализа существующих проблем. Это позволит избежать рассредоточения усилий и финансовых потоков, обеспечит концентрацию управленческих решений на приоритетных направлениях развития, что выведет развитие сферы на новый качественный уровень. Следование выделенным доминантам позволит выбрать наиболее эффективные инструменты реализации стратегических задач развития.

Ключевые слова: доминанты развития, сфера физической культуры и спорта, инструменты развития, стратегические задачи.

Yuvko P.S. Dominants of the physical culture and sports services development as a basis for choosing a tool for the implementation of strategic objectives.

The article formulates the dominants of the development of the physical culture and sports services following the analysis of the problems of the development of the sphere. This contributes to avoiding the dispersal of efforts and financial flows, ensures the concentration of managerial decisions on priority areas of development, which bring the sphere to a new qualitative level. Following the identified dominants allows choosing the

most effective tools for the implementation of strategic development objectives.

Keywords: dominants of development, sphere of physical culture and sports, development tools, strategic tasks.

2022 год стал переломным как для РФ, так и всех солидарных с ней стран и территорий. Открыто обозначенное качественно новое позиционирование страны предполагает реализацию прорывного сценария социально-экономического развития. Главным фактором роста в новом мире по-прежнему остается человеческий капитал. Весомой составляющей качества человеческого капитала является обеспечение возможности его воспроизводства. Это коррелирует с одной из стратегических задач [1], стоящих перед РФ - сохранение населения, обеспечение здоровья и благополучия людей, создание возможностей для самореализации талантов и комфортной среды для жизни. Значительный вклад в реализацию поставленной задачи может внести сфера физической культуры и спорта (ФКиС), что нашло отражение в Стратегии развития этой сферы [2]. В документе задекларировано, что миссией государства в обозначенной сфере является формирование культуры и ценностей здорового образа жизни как основы устойчивого развития общества и качества жизни населения.

© П.С. Ювко, 2022

Следует понимать, что физическая культура и спорт - понятия хоть и одного порядка, но существенно различающиеся по преследуемым целям, а следовательно, представляют различные сегменты. Если физическая культура предполагает сохранение и укрепление здоровья, гармоничное развитие тела, обеспечение высокой работоспособности и реализации творческих способностей человека в процессе двигательной активности, то целью спорта является достижение максимально возможного результата в соревновательной деятельности и получение спортивных наград. Это обусловливает различные задачи государственной политики в обозначенных сегментах и методы их реализации, что влияет на экономическую составляющую процесса управления.

Решение вопросов развития физической культуры и спорта достаточно актуально и для территории ДНР, что на первый взгляд в условиях ведения боевых действий неочевидно. Тем не менее, качество человеческого капитала именно ввиду последствий боевых действий существенно понижается и требует безотлагательных и серьезных мер со стороны государства для обеспечения возможности его восстановления и повышения, поскольку восстановление экономики без этого невозможно.

Для этого необходимо определиться с доминантами развития сферы физкуль-турно-спортивных услуг (ФСУ), что поможет впоследствии сформировать собственную Республиканскую стратегию развития.

В Программе развития физической культуры и спорта РФ [3] отмечен ряд проблем, требующих решения и обусловливающих вектор усилий государственного управления, среди которых:

недостаточный уровень вовлеченности населения (особенно в сельской местности) среднего и старшего возраста в занятия физической культурой и спортом.

слабая физическая подготовка юношей призывного возраста;

отсутствие, недостаточность или ненадлежащее состояние объектов спортивной инфраструктуры;

низкая инвестиционная привлекательности сферы физической культуры и спорта.

В других источниках [4] авторы отмечают, что существующие проблемы препятствуют развитию сферы ФСУ ввиду действия факторов организационного и финансового характера. Так, причинами проблем выступают несовершенство системы подготовки тренерского состава, слабая координация деятельности субъектов управления сферой. Этот же автор одной из причин низкого интереса и вовлеченности населения в ЗОЖ видит слабую информационную работу и недостаточное количество специализированных СМИ, интернет-изданий, журналов, которые предусматривают регулярные передачи и формирование массового вовлечения и интереса к спортивному образу жизни и спортивным результатам и достижениям. Проблемы экономики отрасли по мнению автора обусловлены:

низкой степенью вовлеченности органов исполнительной власти в финансирование спорта и физической культуры;

значительной одномоментной финансовой нагрузкой на региональные бюджеты (в момент создания инфраструктурного объекта);

асимметричностью финансирования развития сферы в регионах;

слабым финансированием субъектов, занимающихся с детьми и юношеством;

низкой эффективностью контроля за государственными финансами в сфере ФКиС, следствием чего является коррупция, особенно в спорте высших достижений.

Отдельные источники [5] отмечают слабую маркетинговую компоненту при реализации государственной политики субъектами ФКиС: практически не используются инструменты изучения спроса

населения, мониторинга интересов граждан, их сегментирования, расширения объема и качества предоставляемых услуг. Отсутствует стандартизация подобного вида услуг, что не способствует приемлемому качественному уровню их предоставления, а значит - востребованности.

Изменение геополитической ситуации, согласно данным платформы поддержки инфраструктурных объектов [5], обусловило появление новых проблем: ускоренное удорожание строительства спортивных объектов и их оборудования, а также резкое увеличение стоимости заемного финансирования ввиду действия санкций. Кроме того, специалисты центра отмечают недостаточность компетенций сотрудников системы управления сферой в области антикризисного управления.

Среди всего перечня проблем обращают на себя внимание также вопросы недостаточности механизмов государственной поддержки (льготы, гарантии, субсидии): по состоянию на 2018 г. 39% предприятий в сфере ФКиС были убыточными [6, с. 101].

Таким образом, налицо многообразие, разнокалиберность и разнонаправ-ленность проблем в сфере ФСУ. Для успешного их решения и обеспечения возможности развития сферы необходима систематизация проблем, их приорити-зация и выделение доминант развития.

Целью исследования в этой связи является определение доминант развития сферы физкультурно-спортивных услуг как основы для выбора наиболее эффективных инструментов решения стратегических задач.

В основу поиска и выбора наиболее эффективных инструментов успешного решения задач в сфере физкультурно-спортивных услуг следует положить их базовый фундаментальный признак, принципиальное отличие, особенность. Главенствующую идею, основной признак чего-либо принято считать доминантой. В то же время согласно учению

А.А. Ухтомского [7] доминанта представляет собой очаг возбуждения в нервной системе, создающий готовность организма к определенной деятельности при одновременном торможении других рефлекторных актов. Это временно господствующий рефлекс, который в данный момент подчиняет себе и направляет другие рефлексы и работу нервной системы в целом. Такое понимание доминанты, хоть и находится в плоскости физиологии, ценно своим универсализмом, поскольку предполагает заложенное в него средство решения проблемы и объясняет принцип работы любых систем. По сути, доминанта, определяя сформированную готовность к действию, в своих составляющих содержит все элементы, за счет которых наме-реваемая цель может быть достигнута. А, следовательно, определение доминанты (в данном случае - развития сферы физкультурно-спортивных услуг) является ключом к решению проблемы, достижению цели. Кроме того, такое понимание доминанты позволяет утверждать, что именно вокруг нее выстраивается развитие. Сама же доминанта - задает вектор движения, определяет путь достижения цели, а также является мерилом верности движения по направлению от реализуемых задач к цели. Она обеспечивает понимание связи «причина-следствие». Важными свойствами доминанты являются чувствительность к сигналам, независимость и устойчивость во времени по отношению к влиянию окружающей среды, одновременное торможение других смежных очагов, использование реакции других очагов для усиления собственного потенциала. Именно доминанта позволяет удерживать внимание в нужном диапазоне, обеспечивает целостность восприятия.

Если обратиться к актуальной проблематике сферы ФКиС, то возможно выявить господствующие очаги возбуждения («проблемные места») - то есть определить нарушителей целостности системы или же, наоборот, опоры, обеспечивающие существование системы в

заданном состоянии. Так, изучение и анализ различных аспектов функционирования физкультурно-спортивной сферы позволили выделить следующие доминанты ее развития:

1) тотальное вовлечение населения Республики различных возрастных категорий в занятия физической культурой. Обеспечение равных возможностей вести спортивный образ жизни;

2) повсеместная доступность занятий ФКиС для лиц с ограниченными возможностями;

3) формирование спортивного образа жизни как приоритетного для превалирующей части населения;

4) обеспечение высокого уровня физической подготовки молодежи;

5) формирование / реализация сильных сторон физического воспитания молодежи на основе опыта советской школы и традиций физической подготовки;

6) обеспечение инвестиционной привлекательности сферы ФКиС путем формирования устойчивого повсеместного (широкого) потребительского спроса на услуги сферы.

Указанные доминанты развития обозначают три глобальных направления деятельности:

создание инфраструктурного парка объектов ФКиС (весомые инфраструктурные вложения);

реализация новой кадровой политики;

разработка и реализация информационно-идеологической мотивационной повестки в сфере ФКиС.

Каждое из направлений предполагает использование отличных инструментов для достижения стратегических задач.

Так, для решения инфраструктурных проблем развития сферы ФКиС возможным инструментом является использование механизма государственного заказа, концессионных соглашений, государственно-частного партнерства, приватизации либо аренды на инвестиционных условиях. Обоснование выбора наиболее

подходящих инструментов реализации инфраструктурных проектов в сфере ФКиС является перспективой дальнейших исследований.

Среди инструментов реализации новой кадровой политики следует выделить кадровое планирование, разработку принципов кадровой политики, воспитание кадров и создание системы постоянного повышения квалификации на основе новейших научных разработок, создание и поддержку системы продвижения кадровой информации, вознаграждение и мотивацию.

К инструментам для реализации информационно-идеологической моти-вационной повестки можно отнести создание спортивных обществ и клубов, реализации общегосударственных программ вовлечения широких слоев населения в занятия ФКиС, формирование командного патриотического духа, постановка понятных целей и задач, а также путей их достижения, популяризаторская деятельность относительно здорового (спортивного) образа жизни.

Наиболее затратным в финансовом и временном плане направлением является создание физкультурно-спортивной инфраструктуры для обеспечения максимального проникновения в жизнь каждого гражданина занятий физической культурой и обеспечения доступности этих услуг. Создание полноценной физкульту-рно-спортивной инфраструктуры является краеугольным вопросом для развития сферы ФКиС, поскольку провал этого направления нивелирует усилия в двух других. Следует помнить, что традиционно отдача от вложений в инфраструктурные объекты невысока и растягивается на длительный период времени. Это снижает инвестиционную привлекательность таких объектов. Тем не менее, следует помнить, что инфраструктурные мегапроекты в сфере физкультурно-спортивных услуг не следует рассматривать в качестве исключительно рыночных благ, они пред-

ставляют собой категорию социально значимых проектов. А при оценке экономической эффективности таких проектов следует заранее продумывать мероприятия, обеспечивающие максимальную возможность их постоянной эксплуатации. Удачным тандемом в этой связи является партнерство государства и частного бизнеса в виде государственно-частного партнерства. Такое взаимодействие показало себя эффективным форматом реализации крупных инфраструктурных проектов, предполагающих широкий социально-экономический эффект являются. Так, яркой иллюстрацией успешности подобного сотрудничества стало возведение олимпийского района Ванкувера, который даже по окончании Олимпийских игр пользуется огромной популярностью как среди местных жителей, так и среди туристов [8]. Эффективность вложений в данном случае во многом определяется наличием постоянного и возможно даже растущего спроса в последующем на использование возводимого объекта. Объем вложений и возведение качественного и привлекательного для использования объекта - сторона ответственности частного инвестора. Задачей же государства является формирование спроса широких слоев населения на использование такого объекта (что, собственно, и задекларировано в Стратегии [2] в качестве одной из задач: «установление эффективной коммуникации с различными целевыми аудиториями для адресной мотивации населения к физическому развитию, формирование потребности в двигательной активности»).

Согласно статистическим данным [9] в 2014 г. в России общий объем инвестиций в основной капитал составил около 19% от ВВП (13 557,5 млрд руб.), из которых 41% - инвестировано в нежилые здания и сооружения. Этот же показатель по итогам 2020 г. составил 21,8% от ВВП (20,118 трлн руб.) [10]. Из них инвестиции в 2020 г. в деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений составили 227,2 млрд руб. При этом объем

частных инвестиций в основной капитал в общем объеме составил 61,9%. В последние 2 года использование государственно частного партнерства в РФ вышло на новый уровень: создана платформа национального центра ГЧП в РФ, одной из задач которой является обеспечение информационной и компетентностной поддержки реализации инфраструктурных проектов. Согласно данным этого Центра в 2021 г. зафиксирован рост интереса к проектам ГЧП в сфере физической культуры и массового спорта [11]: в РФ запущено 5 проектов ГЧП по созданию физкультурно-оздоровительных комплексов, а также ледовой арены, общей стоимостью 626,3 млн руб., из них 120,9 млн руб. - частные инвестиции.

Выводы.

Таким образом, определение доминант является ключевым моментом управления развитием сферы ФСУ, поскольку позволяет сконцентрировать основные усилия на приоритетных направлениях развития и обеспечить формирование фундаментальных основ выхода сферы на новый качественный уровень, а также подобрать наиболее эффективные инструменты реализации поставленных задач.

Следование выделенным доминантам обеспечит возможность качественного воспроизводства человеческого капитала государства, который является источником экономического роста, а также основой существования страны как субъекта геополитики.

Список использованной литературы

1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Российской газеты». - URL: https://rg.ru/ documents/2020/07/22/ukaz-dok.html

2. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства Российской Феде-

рации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р [Электронный ресурс] // Правительство Российской федерации: официальный сайт. - URL: http://government.ru/ docs/all/131173/

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30.09.2021 г. № 1661 [Электронный ресурс] // Портал ГАРАНТ.РУ. - URL: https://base.garant.ru/402891691/

4. Келарев, В.В. Основные направления совершенствования механизма государственного управления развитием сферы физической культуры и спорта /

B.В. Келарев, Г.Н. Лесникова, С.Г. Се-ин // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2019. -№1. - С. 227-235.

5. ГЧП в спорте: новая реальность [Электронный ресурс] // Платформа «РО-СИНФРА». - URL: https://rosinfra.ru/ news/gcp-v-sporte-novaa-realnost

6. Ларина, О.И. Государственная поддержка частных инвестиций в сфере физической культуры и спорта / О.И. Ларина // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2019. - Т. 21. - № 1. -

C. 100-107.

7. Даренский, В. Доминанта преображения Алексея Ухтомского / В. Даренс-кий [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Аврора». - 2018. - № 3. - URL: https://xn--80alhdjhdcxhy5hl.xn--p1ai/con tent/dominanta-preobrazheniya-alekseya-uhtomskogo

8. Жук, А.А. Международный опыт создания крупных инфраструктурных проектов/ А.А. Жук, И.В. Колесникова [Электронный ресурс] // Экономический анализ: теория и практика. - 2017. - № 10 (469). - С. 1859-1877.

9. Инвестиции в России. 2015 [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. - URL: http://www. gks.ru/free_doc/doc_2015/invest.pdf

10. Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации в 2020 г. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. - URL: https://rosstat.gov.ru/stora ge/mediabank/SRseY8Jp/inv_osn2020.pdf

11. Основные тренды и статистика рынка ГЧП по итогам 2021 года. Аналитический обзор [Электронный ресурс] // Национальный Центр ГЧП: официальный сайт. - URL: https://pppcenter.ru/upload/ iblock/5b4/5b4d97fb08864dd525b2923a2b1 4b415.pdf

P.S. YUVKO, postgraduate student of the marketing and business department, e-mail: polina.angelina98@gmail.com

SI HPE "Donetsk National University economy and trade namen after M. Tugan-Baranovsky", Donetsk, Donetsk People's Republic

Статья поступила в редакцию 25.10.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.