ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
СТАТИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Г.В. БОГОМОЛОВ, К.А. ОРЛОВ, Ю.М. ПРОКОПЕНКОВА, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, г. Москва
Аннотация
К числу приоритетных направлений развития физической культуры и спорта (далее - ФКиС) на период до 2030 г. относится повышение экономической привлекательности отрасли за счет мероприятий по поддержке частной инициативы, в том числе малых и средних предприятий (далее - МСП), оказывающих физкультурно-спортивные услуги населению. Перспективы реализации соответствующих мероприятий, а также оценка их эффективности связаны в том числе с возможностью получения полной и достоверной информации о деятельности МСП в сфере ФКиС. Результаты проведенного исследования показывают недостаточный учет показателей развития МСП в рамках официальной статистической информации ФКиС (форма № 1-ФК в сравнении с данными налоговых органов и Росстата). В статье представлены предложения по совершенствованию статистического наблюдения
в сфере ФКиС.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, малое и среднее предпринимательство, статистический учет,
государственное управление.
STATISTICAL ACCOUNTING OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT
G.V. BOGOMOLOV, K.A. ORLOV, Yu.M. PROKOPENKOVA, VNIIFK, Moscow city
Abstract
Increasing the economic attractiveness in the field of physical culture and sport is the one of priority areas for the development for the period up to 2030. This direction of development includes measures to support private initiative, including small and medium-sized business, providing physical culture and sports services to the population. Prospects for the implementation of relevant measures and assessment of their effectiveness, are associated, among other things, with the possibility of using complete and reliable information about the activities of small and medium-sized business in the field of physical culture and sport. The results of the study show insufficient accounting of indicators of the development of small and medium-sized business in the official statistical information in the field of physical culture and sport (in comparison with the data of Federal Tax Service and Federal State Statistics Service). The article presents proposals for improving the statistical observation
in the field of physical culture and sports.
Keywords: physical culture, sports, small and medium business, statistical accounting, public administration.
Введение
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г. (далее -Стратегия) направлена на увеличение доли граждан, систематически занимающихся ФКиС, в общей численности населения: в 2024 г. - до 55%; в 2030 г. - до 70%, что, несомненно, требует создания условий, обеспечивающих удовлетворение постоянно растущего спроса на физкуль-турно-спортивные услуги.
В качестве ответа на данный вызов Стратегия в том числе предусматривает:
- повышение уровня коммерциализации массового спорта;
- поддержку предпринимательства, включая предоставление налоговых преференций;
- развитие фитнес-индустрии как ключевого коммерческого сектора ФКиС (совершенствование нормативно-правового регулирования, утверждение стандартов предоставления физкультурно-спортивных услуг населению [6] и порядка контроля их качества) [5].
Большинство таких коммерческих организаций действуют в форме малых и средних предприятий. Соответственно задачи по их поддержке и развитию со стороны государства имеют приоритетное значение.
Эффективность такой поддержки требует адресного характера ее предоставления, наличия полной и достоверной информации о деятельности субъектов МСП в сфере ФКиС и их вкладе в консолидированный бюджет.
Цель исследования: подготовка предложений по совершенствованию форм федерального статистического наблюдения в части отражения деятельности субъектов МСП.
Для достижения цели был проведен анализ состояния субъектов МСП в сфере ФКиС на основе данных федерального статистического наблюдения по форме № 1-ФК и данных налоговых органов и Росстата.
Методы и организация исследования:
- контент-анализ формы федерального статистического наблюдения № 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте» (далее - форма № 1-ФК) с указаниями по ее заполнению [3];
- анализ статистической информации по форме № 1-ФК [4], сведений об экономическом положении субъектов МСП в Российской Федерации [2], а также записей, включенных в базу данных «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» [1];
- компаративный анализ данных, полученных из указанных источников, и систематизация полученных результатов.
Использованы материалы и данные, размещенные в официальных источниках информации в открытом доступе в сети Интернет.
Результаты исследования
Отчетность по форме № 1-ФК является основным источником информации о количественном изменении показателей развития ФКиС. В программе статистиче-
ского наблюдения учитывается количество организаций в форме малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере ФКиС (без распределения по видам организаций), и численность граждан, систематически посещающих физкультурно-спортивные занятия в таких организациях, в том числе на платной основе.
При этом в указаниях по заполнению формы отмечено, что юридические лица, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, предоставляют сведения на выборочной основе [3]. Данные по субъектам среднего предпринимательства в отдельных строках (графах) формы не учитываются.
Согласно отчетности по форме № 1-ФК за 2021 г., количество учреждений и организаций, организующих физкультурно-спортивную работу, составило 184,6 тыс. ед., численность граждан, занимающихся ФКиС, -65,3 млн чел. (из них на платной основе - 13,9 млн чел.) [4].
В форме малых предприятий действуют 4,8 тыс. организаций (2,6% от общего количества), в них систематически занимаются ФКиС 633,7 тыс. чел., включая 260,9 тыс. чел. на платной основе (0,9% от общей численности и 1,9% от численности занимающихся платно). В расчете на одну организацию в среднем приходится 130 занимающихся [4]. Динамика показателей развития малого предпринимательства в области ФКиС в 2018-2021 гг. представлена в табл. 1.
В статистической отчетности субъектов Российской Федерации по форме № 1-ФК за 2021 г. представлены следующие показатели развития малого предпринимательства.
По количеству организаций ФКиС в форме малых предприятий: в 26 регионах приводятся нулевые значения; в 19 - действуют не более 10 организаций; в 24 -от 11 до 50; в 7 - от 51 до 100; в 6 - от 101 до 150; в 3 -более 151 организации. Лидерами по данному показателю являются Московская (1930 организаций), Пензенская (576 организаций), Калужская (336 организаций) области - в них сосредоточено более половины общего количества малых предприятий.
Максимальная численность граждан, систематически занимающихся ФКиС в малых предприятиях, отмечается: в Ханты-Мансийском автономном округе (81,8 тыс. чел., из них платно - 83,6%); Московской области (68,4 тыс. чел., из них платно - 58,9%); Пермском крае (49,9 тыс. чел., из них платно - 42,3%). Показатели указанных регионов в сумме составляют треть от общероссийской численности граждан, получающих услуги малых предприятий, и половину - от занимающихся на платной основе.
По показателю удельной численности граждан, занимающихся ФКиС, в расчете на одно малое предприятие обращают на себя внимание очень высокие значения в Липецкой (1,6 тыс. чел.) и Ивановской (1,3 тыс. чел.) областях. Республика Саха (Якутия) и Астраханская область при нулевом количестве организаций отчитались о наличии занимающихся в них.
Информационное обеспечение физической культуры и спорта
Таблица 1
Информация о деятельности организаций в форме малых предприятий, осуществляющих деятельность в области ФКиС, в 2018-2021 гг. по данным формы № 1-ФК
Показатель Год
2018 2019 2020 2021
Количество организаций ФКиС в форме малых предприятий (тыс. ед; доля в общем количестве организаций ФКиС, %) 2,6 (1,5) 2,9 (1,6) 3,0 (1,7) 4,8 (2,6)
Численность граждан, систематически занимающихся ФКиС в организациях в форме малых предприятий (тыс. чел.; доля в общей численности граждан, занимающихся ФКиС, %) 527,3 (0,9) 635,4 (1,1) 656,9 (1,1) 633,7 (0,9)
Численность граждан, систематически занимающихся ФКиС на платной основе в организациях в форме малых предприятий (тыс. чел.; доля в общей численности граждан, занимающихся ФКиС на платной основе, %) 213,5 (2,0) 294,2 (2,3) 318,8 (2,4) 260,9 (1,9)
Согласно данным Федеральной налоговой службы (далее - ФНС), в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10 января 2022 г. по виду деятельности 93.1 - «Деятельность в области спорта» (включает деятельность спортивных объектов, спортивных клубов, фитнес-центров) по всем субъектам Российской Федерации включено:
- 9 средних предприятий (все юридические лица);
- 23,1 тыс. малых предприятий (7,8 тыс. юридических лиц; 15,3 тыс. индивидуальных предпринимателей), в том числе 22,5 тыс. микропредприятий (7,3 тыс. юридических лиц, 15,2 тыс. индивидуальных предпринимателей). Предприятия распределены по всем 85 субъектам Российской Федерации (отсутствуют регионы с нулевым количеством записей). Наибольшее количество малых предприятий в сфере ФКиС зарегистрировано в г. Москве (4602 ед.), Московской области (2 319 ед.), Санкт-Петербурге (1613 ед.) [1].
Федеральная служба государственной статистики посредством проведения федеральных статистических наблюдений формирует статистическую информацию об экономическом положении субъектов МСП по обобщенной группе «Деятельность в области спорта, отдыха и раз-
■3
(в
о
влечений» (юридические лица). По итогам 2021 г. средняя численность работников малых предприятий составила 4 чел., микропредприятий - 2 чел., средних предприятий - 130 чел. Годовой оборот в среднем достиг 8,6 млн руб. в субъектах малого бизнеса (в микропредприятиях -5,5 млн руб.), 344 млн руб. - в субъектах среднего бизнеса. По финансовому результату 71,5% малых и 78,3% средних предприятий являются прибыльными [2].
В результате сопоставления данных формы № 1-ФК, реестра ФНС и информации Росстата установлено следующее. В статистической отчетности по форме № 1-ФК учет малых и средних предприятий проводится не в полном объеме, что препятствует объективной оценке их вклада в консолидированный бюджет и достижение соответствующих показателей Стратегии. Установлено многократное расхождение с данными ФНС и Росстата. Количество малых предприятий, учтенное в отраслевой статистике, занижено в 7-8 раз в 2018-2020 гг., почти в 5 раз - в 2021 г. (рис. 1).
Органы государственной власти в сфере ФКиС оперируют неполными статистическими данными о количестве таких организаций, их кадровом составе и численности клиентов. В отдельных субъектах Российской
23150
21 144
2571
2892
22195
23121
3011
4839
□
По данным
формы №1-ФК □ По данным ФНС
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Рис. 1. Динамика количества малых предприятий в сфере ФКиС в 2018-2021 гг. по данным формы № 1-ФК и ФНС
Федерации, согласно формам № 1-ФК, игнорируется факт наличия малых предприятий.
Соответствующая ситуация в том числе имеет последствия для формирования основного показателя развития отрасли - доли граждан, систематически занимающихся ФКиС. «Выпадающие» из статистического учета 18-20 тыс. малых предприятий потенциально удовлетворяют спрос на физкультурно-спортивные занятия не менее 2 млн граждан (исходя из удельной численности занимающихся на одну учтенную организацию). Принимая во внимание данные Росстата, количество неучтенных работников может составлять до 40 тыс. чел., объем неучтенных поступлений от оказания услуг населению -порядка 100 млн руб. (оборот не менее 5,5 млн руб. для 18-20 тыс. малых предприятий).
Кроме того, описанные недостатки статистического учета могут негативно повлиять на планирование мероприятий по поддержке предпринимательской инициативы в сфере ФКиС.
Результаты проведенного исследования показывают потребность в совершенствовании системы статистического наблюдения в сфере ФКиС с целью обеспечения полноты и достоверности статистических данных и эф-
фективного использования информации при проработке управленческих решений:
- дополнения программы наблюдения по форме № 1-ФК показателями количества средних предприятий, объемов поступлений от оказания малыми и средними предприятиями платных услуг, численности лиц, занятых в таких организациях;
- исключения из указаний по заполнению формы № 1-ФК положения о выборочном статистическом наблюдении в части малых предприятий, обеспечение максимального охвата респондентов из числа субъектов малого и среднего предпринимательства;
- автоматизации статистического наблюдения в целях оптимизации процессов сбора первичных форм, свода и обработки данных;
- внедрения инструментов верификации отчетности с использованием альтернативных источников информации и больших данных.
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБУ ФНЦ ВНИИФК № 777-00036-23-01
Литература
1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. - URL: https://ofd.nalog.ru (дата обращения: 20.01.2023).
2. Малое и среднее предпринимательство в России. Статистический сборник. - URL: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/mal_pred_2022.pdf (дата обращения: 01.02.2023).
3. Приказ Росстата от 27 марта 2019 г. № 172 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере физической культуры и спорта». - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_321222/ (дата обращения: 16.01.2023).
4. Статистическая информация по форме федерального статистического наблюдения № 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте». - URL: http://minsport. gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (дата обращения: 10.01.2023).
5. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г. - URL: https://docs.cntd.ru/document/566430492 (дата обращения: 10.01.2023).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2023 г. № 129 «Об утверждении Правил оказания физкультурно-оздоровительных услуг». - URL: https://login.consultant.ru/link/ ?req=doc&base=LAW&n=438961
References
1. Russian Tax service (2023), Unified register of small and medium-sized businesses [Online], URL: https://ofd. nalog.ru (access date: 20.01.2023).
2. Rosstat (2022), Small and medium-sized businesses in Russia. Statistical collection [Online], URL: https://rosstat. gov.ru/storage/mediabank/mal_pred_2022.pdf (access date: 01.02.2023).
3. Federal State Statistics Service (2019), Order of the Federal State Statistics Service No. 172 dated March 27, 2019 "On approval of the form of federal statistical observation with instructions on its completion for the organization by the Ministry of Sports of the Russian Federation of federal statistical observation in the field of physical culture and sports" [Online], URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_321222/ (access date: 16.01. 2023).
4. Ministry of Sport of the Russian Federation (2023), Statistical information on the form of federal statistical observation No. 1-FC "Information on physical culture and sports" [Online], URL: http://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (access date: 10.01.2023).
5. Government of the Russian Federation (2023), Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030 [Online], URL: https://docs.cntd.ru/document/566430492 (access date: 10.01.2023).
6. Government of the Russian Federation (2023) Resolution of the Government of the Russian Federation dated January 30, 2023 No. 129 "On the approval of the Rules for the provision of physical culture and health services" [Online]. URL: https://login.consultant.ru/link/ ?req=doc&base=LAW&n=438961 (access date: 10.01.2023).
G*)