ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Р.Х.Джураев
академик АНРУз, д.п.н., УзНИИПН https://doi.org/10.5281/zenodo.10675651
В концепции государственных стандартов общего образования отмечено, что пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов позволяет включить в состав основных образовательных программ формирование универсальных учебных действий. Основу развития личности ребёнка составляет умение учиться — познавать мир в конструктивном сотрудничестве с другими учащимися. Универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.
Общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые составляют основу компетенций, группируются в блоки соответствующих личностных качеств, подлежащих развитию:
• когнитивные (познавательные) качества - умения чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание вопроса и др;
• креативные (творческие) качества — вдохновение, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям, раскованность мыслей, чувств, движений, критичность, наличие своего мнения и др;
• оргдеятельностные (методологические) качества — способность осознавать цели учебной деятельности и умение их пояснить, умения поставить цель и организовать её достижение, способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др;
• коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, объектами окружающего мира и его информационными потоками, — умения отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет) и др;
• мировоззренческие качества — эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, умение определять своё место и роль в окружающем мире, семье, коллективе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотизм, толерантность и т. п.
В рамках личностно-деятельностного подхода к образованию важно уметь оценивать образовательные компетенции, которые относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определённым образом составленного комплекса действий.
Компетенция означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, имеет познания и опыт. Компетентный в определённой области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Для разделения общего и индивидуального будем отличать зачастую используемые в качестве синонимов понятия «компетенция» и «компетентность».
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знания, умения, навыки, способы деятельности), относящихся к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющие системы образования позволяет решать типичную для школы проблему оценивания учебных достижений учащихся. Нередко ученик, овладевший набором теоретических знаний, испытывает значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знании для решения конкретных задач или проблемных вопросов. Образовательная компетенция предполагает не только усвоение школьником отдельных знаний и умений, но и овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.
С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетенции представляют собой интегральные характеристики качества их подготовки, связанные со способностью целевого, осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определённого междисциплинарного круга вопросов.
Образовательная компетенция — это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) А. В. Хуторской предлагает трёхуровневую иерархию компетенций[2]:
• ключевые компетенции — относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
• общепредметные компетенции — относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;
• предметные компетенции — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и формируемые в рамках учебных предметов.
Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности учащегося, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки практической деятельности в современном обществе. С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
• ценностно-смысловые (К1);
• общекультурные (К2);
• учебно-познавательные (КЗ);
• информационные (К4);
• коммуникативные (К5);
• социально-трудовые (К6);
• личностного самосовершенствования (К7).
Проектируемый на данной основе процесс обучения обеспечивает не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика играют многофункциональную метапредметную роль, проявляются не только в школе, но и в семье, кругу друзей, производственных отношениях (в будущем).
Для оценки уровня сформированности ключевых образовательных компетенций может быть предложена система (см. таблицу), направленная на диагностику со стороны учителя, наряду с традиционной оценкой знаний учащихся, их образовательной деятельности как на уроке, так и вне его.
Ключевые образовательные компетенции и уровни их сформированности
Ключевые Уровень сформированности компетенций
образоветельные Критерии оценки
компетенции низкий (1) средний (2) высокий (3)
Ценностно- Способность Не способен Средне Хорошо
смысловые (К1) учащегося ориенти- ориентируется ориентируется и
Обеспечивают понимать роваться в в окружающем понимает
механизм окружающий окружающем мире. Выбор окружающий мир,
самоопределения мир, мире. смысловых владеет целевыми
ученика в ориентироватьс Отсутствуют установок и и смысловыми
ситуациях я в нём, умения целевые и оценку установками для
учебной и иной выбирать смысловые собственных оценки действий и
деятельности. От целевые и установки для действий и поступков,
них зависят смысловые оценки поступков способен
индивидуальная установки для действий и производит принимать
образовательная оценки поступков. Не при помощи решения
траектория действий и способен учителя или
учащегося и про- поступков, принимать сверстников
грамма его принимать решения
жизнедея- решения
тельности в
целом
Общекультурные Ориентация на Отсутствуют Средне Ориентирован на
(К2) общекультурны общекуль- развиты обще- общекультурные,
Круг вопросов, в е, духовно- турные, культурные, духовно-
которых ученик нравственные духовно-нравст- духовные, нравственные
должен быть ценности, венные нравственные ценности, владеет
хорошо культуроло- ценности. ориентиры и эффективными
осведомлён, гические Не владеет владение способами
обладать основы семей- эффективными эффек- организации
познаниями ных, способами орга- тивными свободного
и опытом социальных, низации способами времени
деятельности. общественных организации
Сюда же явлений и свободного свободного
относится опыт традиций, времени времени
освоения им понимание роли
научной картины науки и религии
мира, в жизни
расширяющейся человека, их
до влияния на мир
культурологичес
кого и
всечеловеческого
понимания мира
Учебно- Обладание Слабо развиты Средне Обладает
познавательные знаниями, умения развиты сформирован-
(К3) умениями целеполагания, умения ными навыками
Навыки целеполага- ния, анализа, целеполагания целеполагания,
продуктивной планирования, планирования , планирования планирования и
деятельности: анализа, учебно- учебно-позна- анализа учебно-
добывание рефлексии, познавательной вательной познавательной
знаний из самооценки деятельности. деятельности, деятельности,
различных учебно- Не способен к а также способностью к
источников,- познавательной адекватной способности к адекватной само-
владение деятельности самооценке, адекватной оценке и
приёмами рефлексии. Не самооценке и рефлексии.
действий в владеет рефлексии. Проявляет
нестандартных приёмами Выявлять и способность
ситуациях, эври- действий в решать по- самостоятельно
стическими нестандартных ставленные выявлять и решать
методами ситуациях, не проблемы поставленные
решения проблем способен способен при проблемы
выявлять и помощи
решать учителя или
поставленные сверстников
проблемы при групповой и
коллективной
работе
Информационны Умение Слабо развиты Хорошо Самостоятельно
е(К4) работать с умение работать развиты работает с
Обеспечивают информацией с различными навыки работы различными
навыки источниками с различными источниками
деятельности информации, источниками информации,
ученика по навыки анализа, информации. обладает способ-
отношению к преобразования Проявляет ностью
информации, информации, указанные преобразовывать
составляющей формулирова- навыки при информацию,
содержание ния и поддержке делать
учебных аргументации учителя и обобщения,
предметов и выводов однокласснико формулировать,
образовательных в аргументировать
областей, а также выводы,
содержащейся в сохранять и
окружающем передавать
мире информацию
Коммуникативны Овладение (Слабое Хорошее
е (К5) способами / владение владение Высокий уровень
Навыки общения, взаимодействия способами способами сфор-
сотрудничества, с окружающей взаимодействия взаимодей- мированности
командной средой и людь- с окружающей ствия с навыков
работы, ми, навыками средой и окружающей взаимодействия с
направленной на общения, людьми, средой и окружающей
достижение сотрудничества неразвитость людьми, средой и людьми.
общего в различных комму- удовлетворите Обладание
результата областях, никативных льное развитие навыками
умениями качеств коммуника- общения,
отстаивать тивных сотрудничества в
собственное качеств различных
мнение, быть областях и
терпимым к социальных
мнению других, группах.
контактность в Выступает в
различных качестве лидера
социальных при командной
группах работе
Социально- Обладание Обладает Обладает Обладает
трудовые знаниями и частичными хорошими способностью
(К6) опытом в сфере знаниями и знаниями и применять знания
Необходимые для гражданско- опытом в опытом в и опыт в
жизни в общественной общественной, общественной, гражданско-
современном деятельности социальной, социальной, общественной,
обществе навыки (выполнение экономической экономи- социальной,
социальной роли сферах ческой сферах экономической
активности и гражданина, сферах
функциональной избирателя,
грамотности представителя и др.), социально-трудовой сфере(права потребителя,
покупателя,
клиента,
производителя),
в сфере
семейных
отношений и
обязанностей, в
вопросах эконо-
мики и права, в
области
профессиональн
ого
самоопределени я
Слабо выражена Физическое, Владеет навыкам
Компетенции способность к интеллек- физического,
личностного роста физическому, туальное, интеллектуального
и Владение интеллектуальн духовное и духовног
самосовершенств навыками ому и развитие самосовершенствов
ования (К7) физического, духовному осуществляет по ания, способам
Направлены на духовного и развитию. Не воздействием деятельности,
освоение интеллектуально владеет взрослых. направленными н
способов физиче- го саморазвития, способами Проявляет забот сохранение собс
ского, духовного и способами деятельности, о здоровье по вденного здоровья,
интел- деятельности в направленными влиянием комплексом
лектуального собственных на самопозна- учителей качеств, связанных
саморазвития, интересах, что ние и сверстников безопасностью
эмоциональной выражается в саморазвитие жизнедеятельности
саморегуляции и непрерывном личностных
само- поддержки. самопознании, качеств.
К этой ком- саморазвитии Не придаёт
петенции личностных значения заботе
относятся забота о качеств, о собственном
собственном формировании здоровье,
здоровье, психологической формированию
комплекс качеств, грамотности, качеств,
связанных с культуры связанных с
безопасностью мышления и безопасностью
жизнедеятельност поведения жизнедеятельно
и сти
Для оценки уровня сформированности ключевых образовательных компетенций (УК) учащихся можно воспользоваться следующей формулой:
УК = К1 + К2 + КЗ + К4 + К5 + К6 + К7.
Для простоты будем считать, что каждый из параметров может принимать три возможных значения: 1, 2 и 3 (см. таблицу). Уровень сформированности ключевых
образовательных компетенций, оцениваемый 7-10 баллами, считается низким, 11-17 баллами — средним, 18-21 баллом — высоким.
Целесообразно, пользуясь указанными критериями, оценить уровень сформированное™ каждой из образовательных компетенций школьников. На основании этого можно наметить пути личностного роста и разработать индивидуальную образовательную траекторию для каждого учащегося. Предложенная система оценки позволяет учителю подобрать способы развития общеучебных компетенций, в том числе и социально-личностных качеств каждого школьника.
REFERENCES
1. Амельченко Т.В. Педагогика высшей школы: компетентностный подход: Уч.пособ. -Чита:. ЧитГУ, 2007. -244 с.
2. Хуторский А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет журнал. «Эйдос». - 2002. - 23-апреля.
3. Маралов В.Т. Основы самопознания и саморазвития. -М., 2002.
4. Левитас Г.Г. Технология учебных циклов или как улучшить классно-урочную систему обучения. -М., 2006.