Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ'

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р.Х.Джураев

В концепции государствен¬ных стандартов общего образования отмече¬но, что пересмотр целевых установок и при¬оритетов в определении образовательных результатов позволяет включить в состав основных образовательных программ фор¬мирование универсальных учебных действий. Основу развития личности ребёнка составля¬ет умение учиться — познавать мир в кон¬структивном сотрудничестве с другими уча¬щимися. Универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвое-нию новых знаний и умений, включая и ор¬ганизацию этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Р.Х.Джураев

академик АНРУз, д.п.н., УзНИИПН https://doi.org/10.5281/zenodo.10675651

В концепции государственных стандартов общего образования отмечено, что пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов позволяет включить в состав основных образовательных программ формирование универсальных учебных действий. Основу развития личности ребёнка составляет умение учиться — познавать мир в конструктивном сотрудничестве с другими учащимися. Универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.

Общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые составляют основу компетенций, группируются в блоки соответствующих личностных качеств, подлежащих развитию:

• когнитивные (познавательные) качества - умения чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание вопроса и др;

• креативные (творческие) качества — вдохновение, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям, раскованность мыслей, чувств, движений, критичность, наличие своего мнения и др;

• оргдеятельностные (методологические) качества — способность осознавать цели учебной деятельности и умение их пояснить, умения поставить цель и организовать её достижение, способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др;

• коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, объектами окружающего мира и его информационными потоками, — умения отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет) и др;

• мировоззренческие качества — эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, умение определять своё место и роль в окружающем мире, семье, коллективе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотизм, толерантность и т. п.

В рамках личностно-деятельностного подхода к образованию важно уметь оценивать образовательные компетенции, которые относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определённым образом составленного комплекса действий.

Компетенция означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, имеет познания и опыт. Компетентный в определённой области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Для разделения общего и индивидуального будем отличать зачастую используемые в качестве синонимов понятия «компетенция» и «компетентность».

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знания, умения, навыки, способы деятельности), относящихся к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющие системы образования позволяет решать типичную для школы проблему оценивания учебных достижений учащихся. Нередко ученик, овладевший набором теоретических знаний, испытывает значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знании для решения конкретных задач или проблемных вопросов. Образовательная компетенция предполагает не только усвоение школьником отдельных знаний и умений, но и овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетенции представляют собой интегральные характеристики качества их подготовки, связанные со способностью целевого, осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определённого междисциплинарного круга вопросов.

Образовательная компетенция — это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) А. В. Хуторской предлагает трёхуровневую иерархию компетенций[2]:

• ключевые компетенции — относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

• общепредметные компетенции — относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;

• предметные компетенции — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и формируемые в рамках учебных предметов.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности учащегося, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки практической деятельности в современном обществе. С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

• ценностно-смысловые (К1);

• общекультурные (К2);

• учебно-познавательные (КЗ);

• информационные (К4);

• коммуникативные (К5);

• социально-трудовые (К6);

• личностного самосовершенствования (К7).

Проектируемый на данной основе процесс обучения обеспечивает не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика играют многофункциональную метапредметную роль, проявляются не только в школе, но и в семье, кругу друзей, производственных отношениях (в будущем).

Для оценки уровня сформированности ключевых образовательных компетенций может быть предложена система (см. таблицу), направленная на диагностику со стороны учителя, наряду с традиционной оценкой знаний учащихся, их образовательной деятельности как на уроке, так и вне его.

Ключевые образовательные компетенции и уровни их сформированности

Ключевые Уровень сформированности компетенций

образоветельные Критерии оценки

компетенции низкий (1) средний (2) высокий (3)

Ценностно- Способность Не способен Средне Хорошо

смысловые (К1) учащегося ориенти- ориентируется ориентируется и

Обеспечивают понимать роваться в в окружающем понимает

механизм окружающий окружающем мире. Выбор окружающий мир,

самоопределения мир, мире. смысловых владеет целевыми

ученика в ориентироватьс Отсутствуют установок и и смысловыми

ситуациях я в нём, умения целевые и оценку установками для

учебной и иной выбирать смысловые собственных оценки действий и

деятельности. От целевые и установки для действий и поступков,

них зависят смысловые оценки поступков способен

индивидуальная установки для действий и производит принимать

образовательная оценки поступков. Не при помощи решения

траектория действий и способен учителя или

учащегося и про- поступков, принимать сверстников

грамма его принимать решения

жизнедея- решения

тельности в

целом

Общекультурные Ориентация на Отсутствуют Средне Ориентирован на

(К2) общекультурны общекуль- развиты обще- общекультурные,

Круг вопросов, в е, духовно- турные, культурные, духовно-

которых ученик нравственные духовно-нравст- духовные, нравственные

должен быть ценности, венные нравственные ценности, владеет

хорошо культуроло- ценности. ориентиры и эффективными

осведомлён, гические Не владеет владение способами

обладать основы семей- эффективными эффек- организации

познаниями ных, способами орга- тивными свободного

и опытом социальных, низации способами времени

деятельности. общественных организации

Сюда же явлений и свободного свободного

относится опыт традиций, времени времени

освоения им понимание роли

научной картины науки и религии

мира, в жизни

расширяющейся человека, их

до влияния на мир

культурологичес

кого и

всечеловеческого

понимания мира

Учебно- Обладание Слабо развиты Средне Обладает

познавательные знаниями, умения развиты сформирован-

(К3) умениями целеполагания, умения ными навыками

Навыки целеполага- ния, анализа, целеполагания целеполагания,

продуктивной планирования, планирования , планирования планирования и

деятельности: анализа, учебно- учебно-позна- анализа учебно-

добывание рефлексии, познавательной вательной познавательной

знаний из самооценки деятельности. деятельности, деятельности,

различных учебно- Не способен к а также способностью к

источников,- познавательной адекватной способности к адекватной само-

владение деятельности самооценке, адекватной оценке и

приёмами рефлексии. Не самооценке и рефлексии.

действий в владеет рефлексии. Проявляет

нестандартных приёмами Выявлять и способность

ситуациях, эври- действий в решать по- самостоятельно

стическими нестандартных ставленные выявлять и решать

методами ситуациях, не проблемы поставленные

решения проблем способен способен при проблемы

выявлять и помощи

решать учителя или

поставленные сверстников

проблемы при групповой и

коллективной

работе

Информационны Умение Слабо развиты Хорошо Самостоятельно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е(К4) работать с умение работать развиты работает с

Обеспечивают информацией с различными навыки работы различными

навыки источниками с различными источниками

деятельности информации, источниками информации,

ученика по навыки анализа, информации. обладает способ-

отношению к преобразования Проявляет ностью

информации, информации, указанные преобразовывать

составляющей формулирова- навыки при информацию,

содержание ния и поддержке делать

учебных аргументации учителя и обобщения,

предметов и выводов однокласснико формулировать,

образовательных в аргументировать

областей, а также выводы,

содержащейся в сохранять и

окружающем передавать

мире информацию

Коммуникативны Овладение (Слабое Хорошее

е (К5) способами / владение владение Высокий уровень

Навыки общения, взаимодействия способами способами сфор-

сотрудничества, с окружающей взаимодействия взаимодей- мированности

командной средой и людь- с окружающей ствия с навыков

работы, ми, навыками средой и окружающей взаимодействия с

направленной на общения, людьми, средой и окружающей

достижение сотрудничества неразвитость людьми, средой и людьми.

общего в различных комму- удовлетворите Обладание

результата областях, никативных льное развитие навыками

умениями качеств коммуника- общения,

отстаивать тивных сотрудничества в

собственное качеств различных

мнение, быть областях и

терпимым к социальных

мнению других, группах.

контактность в Выступает в

различных качестве лидера

социальных при командной

группах работе

Социально- Обладание Обладает Обладает Обладает

трудовые знаниями и частичными хорошими способностью

(К6) опытом в сфере знаниями и знаниями и применять знания

Необходимые для гражданско- опытом в опытом в и опыт в

жизни в общественной общественной, общественной, гражданско-

современном деятельности социальной, социальной, общественной,

обществе навыки (выполнение экономической экономи- социальной,

социальной роли сферах ческой сферах экономической

активности и гражданина, сферах

функциональной избирателя,

грамотности представителя и др.), социально-трудовой сфере(права потребителя,

покупателя,

клиента,

производителя),

в сфере

семейных

отношений и

обязанностей, в

вопросах эконо-

мики и права, в

области

профессиональн

ого

самоопределени я

Слабо выражена Физическое, Владеет навыкам

Компетенции способность к интеллек- физического,

личностного роста физическому, туальное, интеллектуального

и Владение интеллектуальн духовное и духовног

самосовершенств навыками ому и развитие самосовершенствов

ования (К7) физического, духовному осуществляет по ания, способам

Направлены на духовного и развитию. Не воздействием деятельности,

освоение интеллектуально владеет взрослых. направленными н

способов физиче- го саморазвития, способами Проявляет забот сохранение собс

ского, духовного и способами деятельности, о здоровье по вденного здоровья,

интел- деятельности в направленными влиянием комплексом

лектуального собственных на самопозна- учителей качеств, связанных

саморазвития, интересах, что ние и сверстников безопасностью

эмоциональной выражается в саморазвитие жизнедеятельности

саморегуляции и непрерывном личностных

само- поддержки. самопознании, качеств.

К этой ком- саморазвитии Не придаёт

петенции личностных значения заботе

относятся забота о качеств, о собственном

собственном формировании здоровье,

здоровье, психологической формированию

комплекс качеств, грамотности, качеств,

связанных с культуры связанных с

безопасностью мышления и безопасностью

жизнедеятельност поведения жизнедеятельно

и сти

Для оценки уровня сформированности ключевых образовательных компетенций (УК) учащихся можно воспользоваться следующей формулой:

УК = К1 + К2 + КЗ + К4 + К5 + К6 + К7.

Для простоты будем считать, что каждый из параметров может принимать три возможных значения: 1, 2 и 3 (см. таблицу). Уровень сформированности ключевых

образовательных компетенций, оцениваемый 7-10 баллами, считается низким, 11-17 баллами — средним, 18-21 баллом — высоким.

Целесообразно, пользуясь указанными критериями, оценить уровень сформированное™ каждой из образовательных компетенций школьников. На основании этого можно наметить пути личностного роста и разработать индивидуальную образовательную траекторию для каждого учащегося. Предложенная система оценки позволяет учителю подобрать способы развития общеучебных компетенций, в том числе и социально-личностных качеств каждого школьника.

REFERENCES

1. Амельченко Т.В. Педагогика высшей школы: компетентностный подход: Уч.пособ. -Чита:. ЧитГУ, 2007. -244 с.

2. Хуторский А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет журнал. «Эйдос». - 2002. - 23-апреля.

3. Маралов В.Т. Основы самопознания и саморазвития. -М., 2002.

4. Левитас Г.Г. Технология учебных циклов или как улучшить классно-урочную систему обучения. -М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.