Научная статья на тему 'Формирование универсальных учебных действий учащихся в процессе изучения истории'

Формирование универсальных учебных действий учащихся в процессе изучения истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2310
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаяхметова Венера Рюзальевна, Обухова Оксана Юрьевна

В статье раскрываются особенности формирования универсальных учебных действий учащихся основной школы в рамках учебной дисциплины «История». Авторы представляют педагогический опыт, накопленный в рамках конкретного образовательного учреждения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаяхметова Венера Рюзальевна, Обухова Оксана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование универсальных учебных действий учащихся в процессе изучения истории»

УДК 93/94(07)

Шаяхметова В.Р., Обухова О.Ю.

Формирование универсальных учебных действий учащихся в процессе изучения истории

В статье раскрываются особенности формирования универсальных учебных действий учащихся основной школы в рамках учебной дисциплины «История». Авторы представляют педагогический опыт, накопленный в рамках конкретного образовательного учреждения.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, личностное развитие, государственный стандарт, социальный опыт.

Универсальные учебные действия (далее - УУД) в программе Федеральных государственных стандартов общего основного образования в широком значении - это умение учиться, т.е. способность субъекта в саморазвитию, самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Также под УУД понимают совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [2].

Программа развития УУД составлена для учащихся ступени основного общего образования МАОУ «Лицей №4» г. Перми на основе требований ФГОС ООО. В процессе подготовки Программы и разработки рабочих программ по предметам учителя выстроили систему формирования и оценивания УУД по своим предметным областям.Теоретико-методоло-гической основой для составления подобной системы стал пакет методических материалов Министерства образования и науки РФ.

Целью программы развития УУД в процессе изучения истории является становление способности лицеистов к самоопределению, самосовершенствованию и саморазвитию путем реализации системно-деятель-ностного подхода и развивающего потенциала ООО. При сохранении преемственности начального образования и ООО к основным

задачам программы формирования УУД в процессе изучения истории можно отнести: описание основных подходов и содержания учебной и внеучебной деятельности, обеспечивающих эффективное усвоение УУД обучающимися; определение системы типовых заданий для мониторинга процесса развития УУД обучающихся; описание технологий включения системно-деятельностного подхода и развивающих задач в урочную и внеурочную деятельность обучающихся.

Данные цель и задачи могут быть достигнуты только в процессе взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности (педагогов, обучающихся, родителей).

Программа развития УУД в процессе изучения истории в основной школе содержит:

• планируемые результаты усвоения обучающимися познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД, показатели уровней и степени владения ими, их взаимосвязь с другими результатами освоения основной образовательной программы ООО;

• ценностные ориентиры, место и формы развития УУД: образовательные области, учебные предметы, внеурочные занятия и т. п., связь УУД с содержание учебного предмета «История»;

• основные направления деятельности по развитию УУД в основной школе средствами учебной дисциплины «История», описание технологии включения развиваю-

щих задач как в урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся.

Как известно, ФГОС нацеливают на формирование у обучающихся личност-

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят над-предметный, метапредметный характер, т.е. обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; преемственность всех ступеней образовательного процесса (начальная-основная-старшая школы); лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося, независимо от ее специально-предметного содержания.

К основным принципам оценивания сформированности УУД в процессе изучения истории мы относим: регулярность и всесторонность проверки всех видов ра-

ных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, основные характеристики которых содержатся в ФГОС ООО (см. рисунок).

бот учащихся и УУД; дифференцированный подход в проведении контроля, т.е. с учетом личностных и возрастных трудностей усвоения и овладения учебным материалом; объективность контроля и соблюдение воспитательного воздействия оценки. Например, успешное владение историческим материалом предполагает значительный объем памяти обучающегося и постоянное его обращение к дополнительным источникам информации, поэтому контрольные мероприятия проводятся в зависимости от степени замотивированности обучающегося на «углубление» учебного материала и склонности к различным видам учебной

Рис. Система универсальных учебных действий

деятельности [1]. Контроль по одной теме «Отечественная война 1812 года» может пройти в разных формах: публичное выступление по заранее определенной теме (Роль М.И. Кутузова в победе над наполеоновской Францией), участие в дебатах по спорной проблеме (Российская и всемирная история: Бородинская или Московская битва?), подготовка контурной карты, хронологическая лента событий и т.д. Вариативность форм контрольных мероприятий изначально закладывает возможность успешности обучающихся в данной теме.

Планируемые результаты УУД обучающихся мы соотнесли с системой оценивания, в которой выделили три уровня сформиро-ванности УУД у учащихся:

• высокий уровень (обучающийся в нормальном рабочем ритме осваивает не только учебный материал, предусмотренный учебной программой, но и учебные действия; может обладать УУД в гораздо большем объеме, нежели предусмотрено учебной программой; может давать консультации сверстникам по учебным темам; может успешно решать продуктивные задания несколькими способами; готов к работе в системно-деятель-

ностном режиме; может успешно участвовать в олимпиадах / интеллектуальных конкурсах);

• средний уровень (обучающийся в нормальном рабочем ритме осваивает учебный материал, предусмотренный учебной программой; некоторые вопросы знает на «отлично», способен самостоятельно решить некоторые продуктивные задания; уровень развития УУД обучающегося не ниже уровня УУД большинства учащихся в классе, но обучающийся показывает либо только один ряд УУД (например, регулятивные), либо обладает УУД не в полном объеме, предусмотренном рабочей программой; готов работать в системно-деятельностном режиме с помощью учителя);

• низкий уровень (обучающийся обладает необходимым минимумом знаний; знает предмет в целом, а некоторые темы -очень хорошо, но испытывает определенные трудности в решении познавательных задач и чаще всего нуждается в дополнительной помощи учителя; фактически находится в процессе становление некоторых УУД).

Каждому из этих уровней соответствует система оценивания планируемых результатов (табл. 1).

Таблица 1

система оценивания планируемых результатов по истории

содержание планируемых результатов система оценивания планируемых результатов

1 2

личностные универсальные учебные действия

когнитивный компонент: - историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории края, его достижений и культурных традиций; образ социально-политического устройства, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), государственных праздников; - знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, о народах и этнических группах России; - освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; - основы социально-критического мышления, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями Высокий уровень: • учащийся понимает единство и целостность образа мира при разнообразии культур; роль и место России в современном мире; владеет основами социально-критического мышления; осознает принадлежность к малой Родине, понимает роль и место Пермского края в современной России. средний уровень: • учащийся понимает роль и место России в современном мире; уважает историю и культуру всех народов; осознает принадлежность к малой Родине

Продолжение таблицы 1

1 2

Ценностный и эмоциональный компонент: - гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; - уважение к истории, культурным и историческим памятникам; - эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; - уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; - уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; - уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; - потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; - позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении Высокий уровень: • учащийся ориентируется в нравственном содержании собственных поступков и поступков окружающих людей, проявляет этические чувства (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; выделяет нравственное содержание поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм; придерживается активной (субъектной) позиции в осуществлении собственного морального выбора на основе когнитивных способностей, рефлексии; умеет выражать эмоциональное отношение к ситуации. средний уровень: • учащийся ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей, проявляет этические чувства (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; выделяет нравственное содержание поступков на основе различения персональных и моральных норм, но испытывает затруднения в осуществлении собственного морального выбора на основе когнитивных способностей, рефлексии; умеет выражать эмоциональное отношение к ситуации, проявляет самостоятельность и чувство взрослости

деятельностный компонент: - потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; - умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; - устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; - готовность к выбору профильного образования Высокий уровень: • учащийся умеет строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; проявляет устойчивый познавательный интерес. средний уровень: • учащийся находится в процессе формирования умений строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; находится в процессе формирования познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

регулятивные универсальные учебные действия

- целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; - самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; - планирование пути достижения целей; установление целевых приоритетов; - умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; - владение основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса Высокий уровень: • учащийся обладает самостоятельно поставленной цели в образовательной деятельности; содержательной наполненностью и конкретностью целей своей деятельности; проявляет активность в достижении поставленных целей; четко определяет определенность временного интервала достижения целей. средний уровень: • учащийся способен к поставке цели в образовательной деятельности с помощью учителя; показывает содержательную наполненность целей и определенность временного интервала достижения целей; проявляет активность в достижении поставленных целей. низкий уровень: • учащийся показывает несформированность действия целеполагания в образовательной деятельности; неопределенность временного интервала достижения целей; показывает активность в достижении поставленных целей, направляемую учителем

Окончание таблицы 1

1 2

Коммуникативные универсальные учебные действия

- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; - умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; - умение отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи Высокий уровень: • учащийся формулирует собственное мнение и позицию, аргументацию и координацию ее с позициями партнеров в учебном сотрудничестве; владеет технологией диспутов, дискуссии, дебатов и отстаивает свою позицию невраждебным для оппонентов образом; владеет основами коммуникативной рефлексии. средний уровень: • учащийся формулирует собственное мнение и позицию, но испытывает затруднения с аргументацией, не всегда соотносит свою позицию с позициями партнеров в учебном сотрудничестве; владеет технологией диспутов, дискуссии, дебатов, но испытывает затруднения с владением основ коммуникативной рефлексии. низкий уровень: • учащийся испытывает затруднения с формулированием собственного мнения и позиции; принимает пассивное участие в диспутах, дискуссиях, дебатах; испытывает затруднения с владением основ коммуникативной рефлексии

Познавательные универсальные учебные действия

- владение основами реализации проектно-исследова-тельской деятельности; - умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; - умение обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом; - умение осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - умение строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий Высокий уровень: • учащийся демонстрирует глубину знания, владеет основами реализации проектно-исследовательской деятельности; активно использует мыслительные операции (обобщение, анализ, логические связи и т.д.); владеет основами всех видов смыслового чтения. средний уровень: • учащийся демонстрирует знания, владеет основами проектно-исследовательской деятельности; ситуативно использует мыслительные операции (обобщение, анализ, логические связи и т.д.); владеет основами некоторых видов смыслового чтения. низкий уровень: • учащийся ситуативно демонстрирует знания, принимает пассивное участие в проектно-исследовательской деятельности; ситуативно использует отдельные элементы мыслительных операций (обобщение, анализ, логические связи и т.д.); владеет основами некоторых видов смыслового чтения

Для того чтобы проверить, как сформированы УУД учащихся. можно использовать разный инструментарий, но наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития УУД является диагностика. Диагностика - это инструмент, помогающий педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности учеников, создать для учеников оптимальные условия для совместного до-

стижения качественного образовательного результата.

Результаты диагностики дают возможность учителю не только скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса по истории, но и определить, насколько эффективно используется потенциал учебно-методических комплексов по предмету (учебник, рабочая тетрадь, тесты и т.п.), заложенные в них

средства получения личностных и мета-предметных результатов. Неоднократное проведение диагностики дает возможность отследить динамику развития УУД каждого учащегося.

В процессе работы по формированию УУД мы разработали комплекс продуктивных заданий, схему самой диагностической работы и, наконец, прописали критерии по оценке результатов работы в целом (табл. 2).

Таблица 2

формы и виды диагностики сформированности ууд обучающихся в процессе изучения истории

ууд Цели диагностики формы и виды диагностики

Познавательные УУД Проверка умений: - определять, какая информация нужна для решения задачи; - отбирать источники информации, необходимые для решения задачи; - извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций; - сравнивать и группировать факты и явления; - находить сходство и различие фактов и явлений; - определять причины явлений и событий; - делать выводы на основе обобщения знаний; - представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм - тесты; - системные задания на проверку знания терминологии, на представление текстовой информации в виде таблиц, диаграмм, схем и др.; - проведение мини-исследования по узкой теме; - работа с текстом (анализ содержания, выделения смысловых частей текста, выявление причинно-следственных и логических связей внутри текста и т.д.); - творческая работа по осмыслению содержания произведения искусства (на исторические темы, батальные сцены); - подбор материалов для кейс-стади по определённой теме (СМИ, Интернет, научно-публицистическая литература, архивные материалы)

Регулятивные УУД Проверка умений: - преобразовывать практические задачи в познавательные; - самостоятельно анализировать условия достижения цели и планирование путей ее достижения; - принимать решения в учебной проблемной ситуации; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия - работа с текстом (тезирование, свободный или тематический конспект, план-конспект, аннотация теста, рецензия текста, реферат или аналитический обзор текста); - участие в монологе, диалоге, полилоге в рамках дискуссий, дебатов и пр.; - продуктивные задания

Личностные УУД Проверка степени сформированности: - сопричастности обучающегося к исто-рико-географическому образу России и малой Родины; - эмоционально положительного принятия своей этнической идентичности; - потребности участия в социальных проектах и общественной жизни - тест «Карта интересов» (определение сферы интересов обучающегося); - тест «Личность» (формирование и развитие навыков самопознания, самопознание личностных качеств); - психологическое упражнение «Не от своего лица» (самопознание потребностей)

Коммуникативные УУД Проверка умений: - учитывать разные мнения в процессе реализации различных форм учебного сотрудничества; - аргументировать собственное мнение и позицию и координировать ее с позициями партнеров в учебном сотрудничестве; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое контекстное высказывание - диспуты, дебаты, дискуссии; - исторические реконструкции; - публичная защита результатов проектов, мини исследований, учебного исследования; - пересказ текста с использованием социализированной и внутренней речи

Реализации достижения планируемых учителем результатов, в первую очередь, формирование универсальных учебных действий учащихся, в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении. Преимуществом данного подхода является то, что в новой образовательной ситуации он сочетается с другими современными технологиями: ИКТ, игровые технологии, модульно-редуктивное обучение, технология критического мышления, технология «Дебаты», технология учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Как показывает практика, только наличие комплекса педагогических условий обеспечит эффективную реализацию модели формирования УУД обучащихся, поскольку взаимосвязь функциональных и структур-

ных компонентов, возникающая в процессе деятельности педагогов, родителей и учащихся, обусловливает развитие, движение, совершенствование педагогических систем. Запрос современного общества известен -это выпускник школы, способный воспроизводить интеллектуальный потенциал России, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть возникающие перед ним трудности и находить пути рационального их преодоления. Учебная дисциплина «История» способна обеспечить не только формирование универсальных учебных действий, необходимых выпускнику основной школы для продолжения образования, но и создать условия для успешной социализации личности подростка, позволяя ему правильно оценивать современные общественно-политические процессы и явления.

список литературы

1. Шоган В.В. Новые технологии в историческом образовании. Ростов-н/Д, 2005.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.