Научная статья на тему 'Универсальные учебные действия и общеучебные умения и навыки – сходство и различия'

Универсальные учебные действия и общеучебные умения и навыки – сходство и различия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9466
566
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ / УМЕНИЕ КАК КАТЕГОРИЯ ДЕЙСТВИЯ / УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котлярова Т. С.

В чем отличие нового понятия «универсальные учебные действия» от знакомого «общеучебные умения и навыки»? Есть ли между этими двумя понятиям сходство? Почему необходимо развивать универсальные учебные действия в начальной школе? В статье рассматривается тождественность этих понятий и смысловые оттенки различия между ними, подчеркивается интегративный и надпредметный характер универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котлярова Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Универсальные учебные действия и общеучебные умения и навыки – сходство и различия»

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ -СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ

© Котлярова Т.С.*

Омский государственный педагогический университет, г. Омск Гимназия № 115, г. Омск

В чем отличие нового понятия «универсальные учебные действия» от знакомого «общеучебные умения и навыки»? Есть ли между этими двумя понятиям сходство? Почему необходимо развивать универсальные учебные действия в начальной школе? В статье рассматривается тождественность этих понятий и смысловые оттенки различия между ними, подчеркивается интегративный и надпредметный характер универсальных учебных действий.

Ключевые слова: общеучебные умения и навыки, учебное действие, умение как категория действия, универсальное учебное действие.

В последние десятилетия все чаще говорят о том, что школа должна готовить учеников к переменам, развивая в них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивизм. Востребованными становятся способность и готовность всю жизнь учиться, навыки исследовательской деятельности, способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта.

Базой, фундаментом всего последующего обучения является образование в начальной школе. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.

Однако на практике учителя, сталкиваясь с новыми стандартами, часто говорят о том, что они просто-напросто боятся нововведений. Часто среди педагогов бытуют два мнения:

1. универсальные учебные действия - понятие новое, неизученное. А так как педагоги, в большинстве своем, очень консервативны, то, как все совершенно новое, и работа над развитием универсальных учебных действий пугает и кажется невозможной;

2. понятие «универсальные учебные действия» абсолютно тождественно понятию «общеучебные умения и навыки». Тогда возникает другой вопрос: если это одно и то же понятие, названное другими словами, то к чему весь этот шум насчет «умения учиться» и нововведений?

Как же обстоит дело в действительности? Чтобы разобраться с этим вопросом, обратимся к опыту теоретиков педагогической мысли.

* Аспирант кафедры Профессиональной педагогики, психологии и управления Омского государственного педагогического университета, учитель начальных классов Гимназии N° 115.

Проблемой формирования общеучебных умений и навыков в педагогической науке и практике образования занимаются не одно десятилетие. О необходимости формирования умений самостоятельно приобретать и углублять свои знания писал еще К.Д. Ушинский: «... следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания..., дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения» [6].

Программа, направленная на формирование общеучебных умений учащихся, была впервые предложена Д.Б. Элькониным и разработана В.В. Давыдовым, В.В. Репкиным, Л.Е. Журовой, Г.А. Цукерман.

Общие учебные умения и навыки представляют собой целостную взаимосвязь внешних и внутренних действий, представленных первоначально как навык и затем как интегративная способность - умение, и в дальнейшем, представляющая себя в новом качестве как компетентность [4].

Общеучебные умения и навыки (ОУУН) являются совокупным компонентом ключевой образовательной компетенции, представленный целостной, ин-тегративной способностью школьника быть субъектом, которая способствует активному и сознательному управлению своей учебной деятельностью [7].

Специфика общеучебных умений проявляется в том, что они носят общенаучный характер и являются универсальными способами получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной области познания. (И.Я. Лернер, Н.И. Лошка-рева, В.В. Краевский, Н.А. Менчинская, А.В. Усова и др.).

Результатом развития ОУУН учащихся является личность школьника, наделенная такими характеристиками как самоорганизуемая, самообразованная и саморазвивающаяся - компетентная в сфере образования [4].

Что же такое универсальные учебные действия?

В педагогической литературе УУД определяются как «совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» (А.Г. Асмолов).

В более широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Структура учебной деятельности в общей структуре деятельности (А.Н. Леонтьев) представлена тремя основными компонентами: учебная задача, состоящая из учебной цели и наличных условий ее достижения; учеб-

ные действия и операции, направленные на решение учебной задачи; действия контроля и оценки степени достижения учебной цели (В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин и др.) [1].

Учебное действие представляет собой осознанный, целенаправленный, результативно завершенный познавательный акт; конкретный способ преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. Оно имеет самостоятельную цель, подчиненную общей цели, и мотив, который обычно совпадает с мотивом деятельности, т.е. действие связано с содержанием решаемых учебных задач.

В психологической, педагогической и методической литературе наиболее распространен подход к объяснению умения, как категории действия. Так, Н.Д. Левитов под умением понимает «успешное выполнение действия или более сложной деятельности с выбором и применением правильных приемов работы с учетом определенных условий».

Давыдов В.В. рассматривает умение как «промежуточный этап овладения новыми способами действия, основанного на каком-либо правиле (знании)» [1].

Пидкасистый П.И. под умением понимает «знания в действии, владение способом деятельности, способность применять знания» [3].

Ломов Б.Ф. определяет умение, как «действие со знанием дела (знанием того, как выполнить то или иное действие)».

Согласно точке зрения А.А. Степанова, «умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности. О первокласснике говорят, что он умеет читать. Взрослый тоже умеет читать. Между этими умениями лежит многолетний путь упражнений, совершенствований навыков чтения. Это, безусловно, качественно различные умения по их психологической структуре. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства... Умение -мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний».

Ввиду того, что умение - это способность школьника к владению сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности по достижению нужного (необходимого) качества, которая характеризуется выполнением действий в соответствующее время и переносом в новые условия, образующаяся на основе, уже имеющихся у субъекта знаний, навыков [4], существует возможность четко проследить тесную связь между понятиями «умение» и «действие».

Таки образом, анализируя вышеизложенные факты, мы приходим к выводу, что понятия «общеучебные умения и навыки» и «универсальные учебные действия» - понятия синонимичные. Но «синонимичны» не значит «тождественны».

Умения носят различный характер, а учебные действия универсальны. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:

1. носят надпредметный и метапредметный характер (А.Г. Асмолов);

2. обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса (Е.Н. Ращикулина);

3. лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

4. обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося;

5. обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, саморазвития и самосовершенствования личности (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.).

Разработчиками федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения выделяются следующие функции универсальных учебных действий:

1. обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

2. создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

3. обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области [2].

Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся «умение учиться». В отличие от общеучебных умений и навыков, универсальные учебные действия носят над-предметный и метапредметный характер, что позволяет учащемуся легко ориентироваться не только в учебной, но и в любой жизненной ситуации.

Таким образом, развитие личности в системе образования обеспечивается благодаря формированию универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса и от качества овладения которыми во многом зависят не только учебные успехи в последующих классах и на последующих ступенях обучения, но и решение практических жизненных задач.

Список литературы:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2006.

2. Концепция федеральных гос. стандартов общего образования. - 2008.

3. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2008.

4. Степашкина Л.Ю. Развитие общих учебных умений и навыков как ключевой образовательной компетенции [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-09.htm.

5. Сюсюкина И.Е. Инновационная оценочная деятельность как фактор формирования системы универсальных учебных действий младших школьников // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 1. - С. 81-85.

6. Ушинский К.Д. Теоретические проблемы педагогики / К.Д. Ушинский // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. - М.: Педагогика, 1974. - Т. 1. -325 с.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. -№ 2. - С. 58-64.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Лобач Н.А.*

Средняя общеобразовательная школа № 11, г. Уссурийск

В статье исследуется методика самостоятельной работы с учетом актуальных моментов теоретического и практического характера. В заключение делается вывод о том, что самостоятельная работа, хотя и развивает умения и навыки в решении учебных задач, однако данная методика не может применяться шаблонно, поскольку каждый ученик в зависимости от своих психологических качеств будет по-разному включаться в самостоятельную работу.

Ключевые слова: самостоятельная работа, образовательный процесс, обучение в группе, образовательная мотивация, проблемы обучения.

Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников.

Во всех случаях, когда учитель хочет особенно активно развивать учебную самостоятельность учеников, умение рационально учиться, он отдает предпочтение методам самостоятельной работы, которые будут доминировать в сочетании с другими методами обучения, оттеняя самостоятельную активность учеников в их применении.

Методы самостоятельной работы составляют подгруппу методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. К отдель-

* Учитель физики и географии, высшая квалификационная категория.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.