Научная статья на тему 'Исследовательские умения младших школьников в контексте их взаимосвязей с универсальными учебными действиями'

Исследовательские умения младших школьников в контексте их взаимосвязей с универсальными учебными действиями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1304
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / ORGANIZING JUNIOR PUPIL'S RESEARCH ACTIVITY / RESEARCH SKILLS / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / ACTIVITY-BASED LEARNING / RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закирова Венера Гилмхановна, Сабирова Эльвира Гильфановна

В статье раскрываются взаимосвязи между исследовательскими умениями и универсальными учебными действиями младших школьников. Показан состав универсальных учебных действий. Рассматривается содержание универсальных учебных действий с позиции деятельностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Закирова Венера Гилмхановна, Сабирова Эльвира Гильфановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH SKILLS OF JUNIOR PUPILS IN THE CONTEXT OF THEIR INTERRELATIONS WITH UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES

The article reveals links between research skills and universal learning activities of junior pupils. It also presents the structure, functions, and content of universal learning activities in terms of activity-based learning.

Текст научной работы на тему «Исследовательские умения младших школьников в контексте их взаимосвязей с универсальными учебными действиями»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №1(35)

УДК 372.314

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ИХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ С УНИВЕРСАЛЬНЫМИ

УЧЕБНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ

© В.Г.Закирова, Э.Г.Сабирова

В статье раскрываются взаимосвязи между исследовательскими умениями и универсальными учебными действиями младших школьников. Показан состав универсальных учебных действий. Рассматривается содержание универсальных учебных действий с позиции деятельностного подхода.

Ключевые слова: исследовательские умения, универсальные учебные действия, деятельностный подход в обучении, исследовательская деятельность, организация исследовательской деятельности младшего школьника.

Современные социальные запросы направлены на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее умение учиться, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Кроме традиционного формирования предметных знаний, умений и навыков, они включают в себя развитие универсальных учебных действий (УУД) как совокупности способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний (в том числе включая организацию этого процесса), формирование умений, саморазвитие и самосовершенствование личности путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [1: 28]. Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся в различных предметных областях и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее функциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

1) познавательные и учебные мотивы,

2) учебную цель,

3) учебную задачу,

4) учебные действия и операции,

5) ориентировку,

6) преобразование материала (исполнение),

7) контроль,

8) оценку.

Цель данного исследования: определить наиболее значимые в педагогическом отношении исследовательские умения младших школьников в контексте их взаимосвязей с универсальными учебными действиями.

Функции универсальных учебных действий включают:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. Важным в решении образовательной задачи - развитие УУД - является обучение на основе деятельностного подхода. Такой подход предполагает инициативность обучающихся, когда знание не передается учителем в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе их познавательной деятельности. Учение превращается в сотрудничество - совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем. В.В.Давыдов указывал на то, что учебная деятельность разворачивается как квазииследование [1: 16]. Исследовательская деятельность - это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но максимально приближенных к уровню познавательных возможностей учащихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате своего исследования учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки как универсального способа освоения действительности. Таким образом, закладываются предпосылки самостоятельной ориентации ребенка как в учении, так и в повседневной жизни.

А.И.Савенков выделяет следующие основные этапы проведения детских исследований: выделение и постановка проблемы; выработка гипотез; поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов); формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация); представление результатов исследовательской деятельности [2: 49].

Учебно-исследовательская деятельность не ограничивается простой информированностью ученика, формируются умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: 1) в познании и объяснении явлений действительности; 2) при освоении современной техники и технологии; 3) во взаимоотношениях людей; 4) в практической жизни при выполнении социальных ролей. У учащихся развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников направлена на то, чтобы учащиеся приобретали навыки исследования как универсального способа освоения действительности.

В стандартах второго поколения выделены четыре блока универсальных учебных действий: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный, коммуникативный [1: 27]. Блок личностных универсальных учебных действий включает действия по самоопределению личности (жизненному, личностному), действия смыслообразования и нравственно-эстетического оценивания, а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. Если соотнести этот блок с исследовательскими умениями, то он объединяет способы действий, представленные в умении видеть проблему, выдвигать гипотезы, представлять результаты своей работы.

Блок регулятивных действий - это действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Отметим, что выделенные элементы характерны и для учебно-исследовательской деятельности. В педагогике данный блок обычно называется организационными общеучебными умениями и рассматривается как основной, базовый.

В блоке универсальных действий познавательной направленности различаются общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной

форме и т.д.), универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение, классификация, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование), действия постановки и решения проблем, в том числе творческого характера. Таким образом, блок познавательных действий коррелирует с такими исследовательскими умениями, как умение выдвигать гипотезы, видеть проблемы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, структурировать материал, высказывать суждение, доказывать верность своих идей.

Четвертый блок универсальных учебных действий - коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Содержание данного блока соотносится со следующими исследовательскими умениями: задавать вопросы, высказывать суждение, доказывать верность своих идей, представлять результаты своей работы. Данные блоки находятся в тесной взаимосвязи.

В эмпирическом исследовании приняли участие 270 человек (в том числе 211 ученик начальной школы и 9 учителей начальных классов) в условиях образовательного процесса на базе общеобразовательных школ №81 и №32, гимназии №37 города Казани Республики Татарстан Российской Федерации.

В работе был использован комплекс диагностических методик для выявления уровня сфор-мированности исследовательских умений и универсальных учебных действий младших школьников.

На основании полученных результатов был уточнен и обоснован состав исследовательских умений ученика начальной школы в контексте их взаимосвязей с универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными). Значимые исследовательские умения учащихся: выдвигать гипотезы, видеть проблему, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, структурировать материал, высказывать суждение, доказывать верность своих идей, представ-

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ПЕДАГОГИКА

лять результаты своей работы. Статистическая обработка данных эмпирического исследования проводилась с помощью расчета %2-критерия Пирсона.

На основе вышеизложенного в процессе исследования выявлены следующие взаимосвязи исследовательских умений младших школьников с универсальными учебными действиями: конъюнктурные (условные) взаимосвязи, детерминируемые тем, что умения исследовательской деятельности на современном этапе становятся условием формирования универсальных учебных действий; функциональные (деятельностные) взаимосвязи, отражающие динамику развития универсальных учебных действий в учебно-исследовательской деятельности младших школьников; комплементарные (взаимодополняемые и взаимосоответствующие) взаимосвязи, порождаемые тем, что универсальные учебные действия и исследовательские умения младших школьников корректируют необходимый на каждом конкретном этапе состав и содержание друг друга [3: 8].

В исследованиях многих педагогов и психологов [1: 9] подчеркивается, что оригинальность мышления, умение сотрудничать, творчество

школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в деятельности, причем деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. Исследовательский интерес - качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления.

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 152 с.

2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара, 2004. -80 с.

3. Сабирова Э.Г. Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы. - Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Казань, 2012. - 24 с.

RESEARCH SKILLS OF JUNIOR PUPILS IN THE CONTEXT OF THEIR INTERRELATIONS WITH UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES

V.G.Zakirova, E.G.Sabirova

The article reveals links between research skills and universal learning activities of junior pupils. It also presents the structure, functions, and content of universal learning activities in terms of activity-based learning.

Key words: research skills, universal learning activities, activity-based learning, research activity, organizing junior pupil's research activity.

1. Asmolov A.G., Burmenskaya G.V., Volodarskaya I.A. i dr. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v nachal'noj shkole: ot dejstviya k mysli:

posobie dlya uchitelya / pod red. A.G.Asmolova. -M.: Prosveshhenie, 2008. - 152 s. (In Russian)

2. Savenkov A.I. Metodika issledovatel'skogo obuche-niya mladshix shkol'nikov. - Samara, 2004. 80 s. (In Russian)

3. Sabirova E'.G. Formirovanie issledovatel'skix umenij uchashhixsya v informacionno-obrazovatel'noj srede nachal'noj shkoly. - Avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. - Kazan', 2012. - 24 s. (In Russian)

Закирова Венера Гилмхановна - доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой педагогики и методики начального образования Института психологии и образования Казанского федерального университета.

420008, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: zfkirovav-2011@mail.ru.

Zakirova Venera Gilmhanovna - Doctor of Pedagogy, Professor, the Department of Pedagogy and Methods of Elementary Education, Kazan (Volga Region) Federal University.

18 Kremlevskaya Str., Kazan, 420008, Russia. E-mail: zfkirovav-2011@mail.ru.

Сабирова Эльвира Гильфановна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института психологии и образования Казанского федерального университета.

420008, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: sabirovaelli@yandex.ru.

Sabirova Elvira Gilfanovna - PhD in Pedagogy, Associate Professor, the Department of Pedagogy and Methods of Elementary Education, Kazan (Volga Region) Federal University.

18 Kremlevskaya Str., Kazan, 420008, Russia. E-mail: sabirovaelli@yandex.ru.

Поступила в редакцию 24.11.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.